Купер Автомобильная Компания
![]() | |
Полное имя | Купер Автомобильная Компания |
---|---|
База | Сурбитон , Суррей , Великобритания |
Основатель(и) | Чарльз Купер Джон Купер |
Известные драйверы | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Первая запись | Гран-при Монако 1950 года. |
Заявленные гонки | 129 |
Конструкторы Чемпионаты | 2 ( 1959 , 1960 ) |
Водителей Чемпионаты | 2 ( 1959 , 1960 ) |
Победы в гонках | 16 |
Поул-позиции | 11 |
Самые быстрые круги | 14 |
Последняя запись | Гран-при Монако 1969 года. |









Cooper Car Company — британский производитель автомобилей, основанный в декабре 1947 года Чарльзом Купером и его сыном Джоном Купером . Вместе с другом детства Джона, Эриком Брэндоном Чарльза в Сурбитоне , графство Суррей , Англия, в 1946 году. гараже , они начали с создания гоночных автомобилей в небольшом Двухместные автомобили соревновались как в Формуле-1, так и в Индианаполисе 500 , а их Mini Cooper доминировал в раллийных гонках . Имя Cooper живет в версиях Cooper серийных автомобилей Mini , которые производятся в Англии, но теперь принадлежат и продаются BMW .
Происхождение
[ редактировать ]

Первыми автомобилями, построенными Куперами, были одноместные гоночные автомобили Формулы-3 объемом 500 куб.см , которыми управляли Джон Купер и Эрик Брэндон и приводились в движение двигатель JAP мотоциклетный . материалов не хватало Поскольку сразу после Второй мировой войны , прототипы были построены путем соединения двух старых Fiat Topolino . передних частей [1] По словам Джона Купера, гениальный ход, который сделал Куперы автомобильной легендой — расположение двигателя позади водителя — в то время был просто практическим вопросом. Поскольку автомобиль приводился в движение мотоциклетным двигателем, они считали, что удобнее располагать двигатель сзади, приводя в движение цепь. На самом деле в гоночных автомобилях со средним расположением двигателя не было ничего нового, но нет никаких сомнений в том, что компания Coopers возглавила популяризацию того, что впоследствии стало доминирующим устройством для гоночных автомобилей.Названный Cooper 500, успех этого автомобиля в подъемах в гору и на треке, в том числе победа Эрика в гонке 500 на одном из первых послевоенных собраний на аэродроме Грансден Лодж , быстро создал спрос со стороны других водителей (в том числе, на протяжении многих лет, Стирлинга Мосса , Питера Коллинза). , Джим Рассел , Айвор Бьюб , Кен Тиррелл и Берни Экклстоун ) и привели к созданию компании Cooper Car Company, чтобы строить больше. Бизнес рос, предоставляя недорогой вход в автоспорт, казалось бы, каждому честолюбивому молодому британскому гонщику, и компания стала первым и крупнейшим в мире послевоенным специализированным производителем гоночных автомобилей для продажи частники .
Купер построил до 300 одно- и двухцилиндровых автомобилей в течение 1940-х и 1950-х годов. [2] и доминировал в категории F3, выиграв 64 из 78 крупных гонок в период с 1951 по 1954 год. Такой объем строительства был уникальным и позволил компании выйти в высшие категории; С модифицированным шасси Cooper 500, модели T12, Cooper впервые почувствовал вкус гонок высшего уровня, когда Гарри Шелл квалифицировался на Гран-при Монако 1950 года . Хотя Шелл сошел с дистанции на первом круге, это стало первым появлением гонщика с задним расположением двигателя на Гран-при после окончания Второй мировой войны.
с передним расположением двигателя Модель Cooper Bristol для Формулы-2 была представлена в 1952 году. Различные версии этой конструкции управлялись рядом легендарных гонщиков, в том числе Хуаном Мануэлем Фанхио и Майком Хоторном , и способствовали растущей репутации компании, участвуя в гонках Гран-при. которые в то время соответствовали правилам F2. До тех пор, пока в 1955 году компания не начала производить спортивные автомобили с задним расположением двигателя , они действительно не осознавали преимуществ расположения двигателя позади водителя. Эти автомобили , основанные на 500-кубовых автомобилях и оснащенные модифицированным Coventry Climax пожарным двигателем , получили название «Бобтейлы». Поскольку центр тяжести был расположен ближе к середине автомобиля, они обнаружили, что он менее подвержен вращению и гораздо эффективнее передает мощность на дорогу, поэтому они решили построить одноместную версию и начали участвовать в Формуле. 2 гонки.
Заднемоторная революция
[ редактировать ]Джек Брэбэм вызвал у некоторых удивление, когда занял шестое место на Гран-при Монако 1957 года на заднемоторном автомобиле Формулы-1 Cooper. Когда Стирлинг Мосс выиграл Гран-при Аргентины 1958 года на личном автомобиле Роба Уокера Cooper, а Морис Трентиньян повторил этот подвиг в следующей гонке в Монако, гоночный мир был ошеломлен, и началась революция в области заднемоторных двигателей. В следующем, 1959 году , Брэбэм и заводская команда Купера стали первыми, кто выиграл чемпионат мира Формулы-1 на автомобиле с задним расположением двигателя. И команда, и гонщик повторили этот подвиг в 1960 году , и с тех пор каждый чемпион мира сидел перед паровозом.
Малоизвестным дизайнером автомобиля был Оуэн Мэддок , работавший в компании Cooper Car Company. [3] Мэддок был известен своим товарищам по работе как «Борода», а Чарльз Купер - «Усы». Мэддок был знакомой фигурой в паддоке гонщиков 1950-х годов в рубашке с открытым воротом и шерстяном свитере и главной движущей силой подъема британских гоночных автомобилей к их доминирующему положению в 1960-х годах.Описывая, как появилось революционное заднемоторное шасси Cooper, Мэддок объяснил: «Я разработал различные схемы для новой машины, которую показал Чарли Куперу. Он продолжал говорить: «Нет, Уискерс, это не то, попробуй еще раз». .' В конце концов мне это так надоело, что я нарисовал раму, в которой все трубки были согнуты, просто в шутку. Я показал ее Чарли, и, к моему удивлению, он схватил ее и сказал: «Вот и все!» "Позже Мэддок разработал одну из первых конструкций композитного шасси с сотовым монококом и усиленной обшивкой, а также помог разработать гоночную коробку передач Cooper C5S.
В 1960 году Брэбэм взял один из победителей чемпионата Cooper T53 «Lowlines» на гоночную трассу Индианаполиса для испытаний, а затем принял участие в знаменитой гонке на 500 миль на более крупном, длинном и смещенном автомобиле, основанном на дизайне F1 1960 года, уникальном Type. Т54. Прибыв на автодром 5 мая 1961 года, «забавная» маленькая машинка из Европы была высмеяна другими командами, но она заняла третье место и финишировала девятой. Прошло несколько лет, но истеблишмент Индианаполиса постепенно осознал, что надпись уже на стене, и дни их родстеров с передним расположением двигателя сочтены. Начиная с Джима Кларка с задним расположением двигателя , который в 1965 году водил Lotus , с тех пор каждый победитель Индианаполиса 500 имел двигатель сзади. Революция, начатая маленьким Cooper 500 с цепным приводом, завершилась.
Как только каждый производитель автомобилей Формулы начал создавать гоночные автомобили со средним расположением двигателя, практичность и интеллектуальная конструкция одноместных автомобилей Купера были вытеснены более сложными технологиями от Lola , Lotus , BRM и Ferrari . Упадок команды Купера ускорился, когда Джон Купер серьезно пострадал в дорожно-транспортном происшествии в 1963 году за рулем двухмоторного Mini, а Чарльз Купер умер в 1964 году.
Последние годы
[ редактировать ]
После смерти отца Джон Купер в апреле 1965 года продал команду Cooper Formula One компании Chipstead Motor Group. по дороге из Брэбэма в Нью-Хоу и недалеко от гоночной трассы Alan Mann Racing . Сезон Купера 1965 года подошел к концу, и в конце года пилот номер один Брюс Макларен ушел, чтобы построить свою собственную машину Формулы-1 для новой 3-литровой формулы 1966 года. Новые владельцы Купера владели концессией Maserati для Великобритании, и были приняты меры для Купера по созданию нового 3-литрового автомобиля Cooper-Maserati, который будет доступен для продажи, а также будет участвовать в гонках заводской команды. Двигатель Maserati представлял собой обновленную и увеличенную версию 2,5-литрового двигателя V-12, который время от времени появлялся в заводских моделях 250F в 1957 году. Это была старая конструкция, тяжелая и прожорливая, и новое шасси Cooper T81, созданное для него, было обязательно с большой стороны, несмотря на это громоздкий V-12 всегда выглядел так, словно вываливается сзади. Три автомобиля проданы частным владельцам, по одному каждому. Роб Уокер за Джо Зифферта рулем Джо Боннье , команда Anglo Swiss Racing Team и французский капер Ги Лижье . Ни одна из этих машин не добилась особого успеха.
Йохен Риндт вступал во второй год своего трехлетнего контракта, но с уходом из McLaren у Купера появилось место для второй машины, и, учитывая недавнее отсутствие успеха команды, понятно, что большой очереди потенциальных гонщиков не было. формируется на Канадской дороге. В сложившихся обстоятельствах Куперу посчастливилось воспользоваться услугами Ричи Гинтера из Honda , который был временно безработным из-за поздней разработки японской компанией своего нового 3-литрового автомобиля. отозвала Гинтера, После пары гонок компания Honda чтобы приступить к испытаниям их новой машины , и американец, без сомнения, был более чем несколько огорчен, обнаружив, что она даже больше и тяжелее, чем Cooper. Заключив разовую договоренность с Крисом Эймоном (безработным из-за проблем с двигателем команды McLaren) об участии в Гран-при Франции , Куперу крупно повезло, когда Джон Сёртиз стал доступным после ссоры с Ferrari. Как только конфликтные вопросы по топливным контрактам были решены (Сёртиз работал в Shell, Купер — в BP), к команде присоединился Сёртиз. Cooper выполнил свои обязательства перед Amon, поэтому на Гран-при Франции участвовали три машины. Впоследствии команда вернулась к двум заявкам для Сёртиса и Риндта, а также с навыками развития бывшего гонщика Ferrari и перешла на На шинах Firestone машина была улучшена до такой степени, что Сёртиз смог выиграть финальную гонку года в Мексике .
Сёртиз ушел, чтобы присоединиться к Honda в 1967 году, а Педро Родригес присоединился к Риндту в команде и сразу же выиграл первую гонку 1967 года в Южной Африке со счетом маловероятного Купера со счетом один-два. Это была случайная победа для Родригеса, поскольку его опередил родезийец Джон Лав на своем трехлетнем бывшем McLaren Tasman Cooper с 2,7-литровым двигателем Coventry Climax FPF. К сожалению, Лаву пришлось сделать поздний пит-стоп для дозаправки, и он смог финишировать только вторым. Это должна была быть последняя победа Купера на Гран-при. В оставшуюся часть сезона 1967 года состояние команды неуклонно ухудшалось, и появление в середине сезона более легкого и тонкого шасси T86 не улучшило ситуацию. Риндт, с нетерпением ожидая исполнения контракта с Купером, намеренно взорвал свой все более устаревший двигатель Maserati на Гран-при США и был уволен перед финалом сезона в Мексике .
В 1968 году Купер хотел бы встать в очередь за Cosworth-Ford DFV , но чувствовал, что его связи с British Leyland с Mini-Coopers делали это нецелесообразным. была заключена сделка Вместо этого с BRM на использование ее 3-литрового двигателя V-12, первоначально задуманного как агрегат для спортивных автомобилей, но который сами BRM будут использовать в 1968 году. Для нового двигателя была построена слегка модифицированная версия Т86. двигатель, получивший название T86B бывшего итальянского пилота Ferrari Людовико Скарфиотти и молодого англичанина Брайана Редмана , и для его управления наняли . Автомобили финишировали три-четыре раза на Гран-при Испании и Монако , во многом благодаря ненадежности конкурентов, но затем Скарфиотти погиб за рулем Porsche на подъеме на холм Россфельд, а Редман попал в серьезную аварию на Гран-при Бельгии , в результате чего он выбыл из строя на несколько месяцев. Купер продолжил сезон с разношерстной командой гонщиков, ни один из которых не смог ничего сделать с превосходящим по классу T86B. В течение сезона Купер построил модифицированное шасси T86C, предназначенное для Alfa Romeo 3-литровый V-8, но проект оказался мертворожденным.
Начало конца для компании Cooper Car Company наступило в 1969 году, когда она попыталась, но безуспешно, найти спонсора для нового автомобиля с двигателем Cosworth DFV , и было много сокращений. Фрэнк Бойлс ушел последним, поскольку он отвечал за производство автомобилей для клиентов, и была надежда, что будет продано еще несколько автомобилей Формулы 2. Фрэнк спроектировал и построил автомобиль Формулы Форд под названием «Оскар», а также серию автомобилей Oval Circuit, известных как Fireballs. Управляя заднемоторной версией этого автомобиля, Фрэнк выиграл более 200 гонок в период до 1975 года на автомобиле, который он сконструировал и участвовал в гонках сам. Считается, что этот рекорд никогда не был побит.
Всего Куперс за девять лет принял участие в 129 гонках чемпионата мира Формулы-1, выиграв 16 гонок.
Помимо автомобилей Формулы-1, Купер предлагал серию автомобилей Formula Junior . Это были модели Т52 , Т56 , Т59 и Т67. Кен Тиррелл руководил очень успешной командой, Джон Лав и Тони Мэггс пилотами которой были . После упадка Формулы-Юниор Кен Тиррелл тестировал Джеки Стюарта на автомобиле Формулы-3 — Cooper T72. Этот тест на трассе Гудвуд положил начало партнерству, которое впоследствии доминировало в автоспорте.
Джон Купер удалился на побережье Сассекса, где в 1971 году основал гаражный бизнес в Ферринге, недалеко от Уортинга. В гараже продавались комплекты для тюнинга двигателя Mini Cooper и детали. [4] [5]
Гараж был продан компании Honda в 1986 году, а предприятие было перенесено в Ист-Престон, чтобы переоборудовать Mini Coopers в гоночные автомобили.
В октябре 2009 года Майк Купер, сын Джона Купера, основал Cooper Bikes, велосипедное подразделение компании Cooper Car Company. [6]
Результаты Формулы-1
[ редактировать ]Мини-наследие
[ редактировать ]Однако, когда успехи компании в Формуле-1 пошли на убыль, Mini , задуманный Джоном Купером, представленный в 1961 году как развитие Алеком Иссигонисом , разработанного , British Motor Corporation, Mini с более мощным двигателем, новыми тормозами и характерной окраской, продолжал пользоваться популярностью. доминировали в гонках седанов в 1964, 1965 и 1967 годах и ралли на протяжении 1960-х годов, выиграв множество чемпионатов и ралли Монте-Карло .
Несколько различных версий Mini с маркировкой Cooper и различные комплекты для переоборудования Cooper продавались и продолжают продаваться различными компаниями. Нынешний BMW MINI , выпускаемый с 2001 года, включает модели Cooper и Cooper S, а также ряд пакетов тюнинга John Cooper Works .
Купер гараж
[ редактировать ]1 апреля 1968 года Джон Купер арендовал здание по адресу 243 Ewell Road. [7] [ нужен лучший источник ] в столичную полицию и местное дорожное управление (V Victor). Они останутся там в течение следующих 25 лет, и «TDV» станет одним из самых загруженных полицейских гаражей. В августе 1968 года им были поставлены два Mini Cooper с индексами PYT767F и PYT768F. Центральную бобышку рулевого колеса заменили динамик и микрофон, а на рулевой колонке добавили переключатель передатчика PTT. Машины испытывались в течение нескольких месяцев, но заказов в другие гаражи не поступало. Впоследствии полиция переехала, и здание стало дилерским центром Porsche .
Ссылки
[ редактировать ]- Сноски
- ^ Эдсолл, Ларри (23 марта 2018 г.). «Хорошо рассказанная история о первых трех Шелби Кобрах» . Журнал ClassicCars.com . Проверено 21 ноября 2018 г.
- ^ Райт, цит.
- ^ «Конструктор гоночных автомобилей, чей задний двигатель привел Джека Брэбэма и Купера к победе в Формуле 1» . Телеграф . 3 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 12 января 2022 г. Проверено 14 мая 2012 г.
- ^ «Джон Купер» . 27 декабря 2000 г. Архивировано из оригинала 12 января 2022 г. Проверено 23 сентября 2019 г. - через www.telegraph.co.uk.
- ^ «Известный дилерский центр возвращается к истокам» . Аргус . 7 января 2004 года . Проверено 23 сентября 2019 г.
- ^ Джеррис, Эми (11 октября 2009 г.). «Компания Cooper Car выпускает велосипеды Cooper» . Заклинатель шестерен . Проверено 16 декабря 2020 г.
- ^ [1] Туристический путеводитель TNF по бывшим помещениям
- Источники
- Джон Купер работает
- Джон Купер – Очень британский маркик, Очень британский человек
- Джон Купер: Человек, который победил Италию
- Профиль Купера в Ассоциации 500 владельцев
- Джон Купер (1977). Гран-при саквояжников: автобиография Джона Купера . Даблдэй. ISBN 0-385-03081-9
- Cooper Cars , Дуг Най, 1983, Osprey Publishing, 2003, Motorbooks International
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Справочник типов Cooper, www.race-cars.com. Архивировано 12 октября 2018 г. на Wayback Machine.
- Конструкторы Формулы-1
- Участники Формулы-1
- 1947 заведения в Англии
- Закрытие 1969 года в Англии
- Производители автомобилей Соединенного Королевства
- Британские автогоночные команды
- Британские конструкторы гоночных автомобилей
- Конструкторы Формулы 2
- Команды автогонщиков, созданные в 1947 году.
- Команды автогонок распущены в 1969 году.
- Чемпионы мира конструкторов Формулы-1
- Команды чемпионата Великобритании по кузовным гонкам
- Команды «24 часов Ле-Мана»
- Конструкторы Формулы-3