Сезон Формулы-1 1966 года.

Сезон Формулы-1 1966 года — 20-й сезон , проводимый FIA Формулы-1 автогонок . Он включал в себя 17-й чемпионат мира среди пилотов , 9-й Международный кубок производителей Формулы-1 и четыре гонки вне чемпионата, открытые для автомобилей Формулы-1. Чемпионат мира проводился в девяти гонках с 22 мая по 23 октября 1966 года.
Джек Брэбэм выиграл чемпионат пилотов на автомобиле Brabham - Repco . [1] Это был его третий и последний чемпионат. Brabham также был награжден Международным кубком производителей Формулы-1, своим первым титулом. [2]
Джон Тейлор столкнулся с Формулы-2 пилотом Джеки Иксом во время Гран-при Германии . Тейлор получил серьезные ожоги в результате аварии и скончался от полученных травм четыре недели спустя.
В этом сезоне произошло «возвращение к власти»: FIA удвоила максимально разрешенный объем двигателя с 1,5 до 3 литров .
Команды и пилоты чемпионата
[ редактировать ]Следующие команды и гонщики участвовали в FIA чемпионате мира 1966 года .
- Розовым фоном обозначены участники F2 на Гран-при Германии.
Изменения в команде и пилотах
[ редактировать ]
Новая формула 3- литровых безнаддувных двигателей , получившая название «возвращение к власти», была встречена с энтузиазмом. Однако не все проекты были завершены к началу сезона. Coventry Climax решила прекратить производство гоночных двигателей, несмотря на победу в своем последнем чемпионате в 1965 году , поэтому большинству британских команд пришлось искать новые контракты: [5]
- Brabham сотрудничал с австралийской компанией Repco . Их 3-литровый двигатель V8 был готов вовремя.
- Купер работал с Maserati над получением обновленной версии двигателей 1957 года .
- Lotus возлагала надежды на новую конструкцию двигателя H16 от BRM , но она была закончена слишком поздно и оказалась очень тяжелой. Вот и начали сезон с наспех подготовленным и неконкурентоспособным 2-литровым Climax V8. (Команда вернулась к своей победной форме после перехода на Cosworth DFV двигатели в 1967 году .) Питер Аранделл вернулся в Lotus, оправившись от аварии в сезоне 1964 года . Майк Спенс , сменивший его в 1965 году , был подписан частной командой Reg Parnell Racing .

В этом году дебютировали две команды:
- Брюс Макларен покинул Купера, чтобы создать свою собственную команду. Он въехал в McLaren M2B , спроектированный Робином Хердом . В течение сезона McLaren опробовала Ford V8 и Serenissima V8, меняя их несколько раз, но так и не найдя правильного рецепта.
- Дэн Герни покинул Брэбэм, чтобы также перейти в свою команду. Он работал с известным автомобильным дизайнером Кэрроллом Шелби с 1962 года над созданием All American Racers . Они построили шасси Формулы-1, получившее название Eagle Mk1, и Гурни сам водил машину. Шасси было отложено до второй гонки сезона, а новый Weslake 3-литровый двигатель V12 был готов только за три гонки. они использовали четырехтактные двигатели Climax. До этого
Изменения в середине сезона
[ редактировать ]- Хонда пропустила большую часть гонок в 1966 году, но вернулась на старт с новым 3-литровым двигателем V12 на Гран-при Италии . Ричи Гинтер покинул Купера после двух гонок, чтобы вернуться в сборную Японии .
- 1964 года Чемпиону Джону Сёртису не разрешил Ferrari операционный менеджер Эухенио Драгони участвовать в гонках « 24 часа Ле-Мана» 1966 года . Fiat Председатель Джанни Аньелли отдавал предпочтение своему племяннику Людовико Скарфиотти . [6] [7] Когда генеральный директор Энцо Феррари также не поддержал Сёртиса, британец покинул команду, тем самым также отказавшись от своей карьеры в Формуле-1. Майк Паркс и Скарфиотти, которые оба участвовали в гонке Ле-Ман, были переведены в команду Формулы-1, а Сёртиз занял место Гинтера в Купере.
Календарь
[ редактировать ]Круглый | Гран-при | Схема | Дата |
---|---|---|---|
1 | ![]() | Трасса Монако , Монте-Карло | 22 мая |
2 | ![]() | Трасса Спа-Франкоршам , Ставло | 12 июня |
3 | ![]() | Реймс-Гё , Гё | 3 июля |
4 | ![]() | Брэндс-Хэтч , Вест-Кингсдаун | 16 июля |
5 | ![]() | Автодром Парк Зандворт , Зандворт | 24 июля |
6 | ![]() | Нюрбургринг , Нюрбург | 7 августа |
7 | ![]() | Национальный автодром Монцы , Монца | 4 сентября |
8 | ![]() | Уоткинс Глен Интернэшнл , Нью-Йорк | 2 октября |
9 | ![]() | Магдалена Мишука , Мехико | 23 октября |
Изменения календаря
[ редактировать ]- Гран -при Южной Африки на трассе Принс-Джордж был переведен в статус нечемпионатского, поскольку на стартовой решетке были разрешены двигатели объемом 1,5 литра , в то время как в чемпионате Формулы-1 это было уже не так. [8]
- Гран -при Франции был перенесен с трассы Шарад в Реймс-Гё .
- Гран -при Великобритании был перенесен из Сильверстоуна в Брэндс-Хэтч в соответствии с соглашением о совместном проведении соревнований между двумя трассами.
Изменения в правилах
[ редактировать ]Технические регламенты
[ редактировать ]- Была представлена новая формула двигателя, провозглашенная «возвращением мощности». Максимально разрешенный объем двигателя был увеличен вдвое с 1,5 до 3 литров для безнаддувных двигателей . со сжатым воздухом были разрешены двигатели (с использованием турбокомпрессора или нагнетателя Впервые с 1960 года ) с максимальным объемом двигателя 1,5 литра. [9] [10] [11]
- Минимальный вес был увеличен с 450 кг (990 фунтов) до 500 кг (1100 фунтов). [9] [10] [11]
Спортивный регламент
[ редактировать ]- Пилот, проехавший менее 90% дистанции гонки, не будет классифицирован и не получит очков, даже если финиширует в шестерке лучших. [12] [13]
- Максимальная дистанция гонки была уменьшена с 500 км (310 миль) до 400 км (250 миль). [14]
Отчет о чемпионате
[ редактировать ]Раунды с 1 по 3
[ редактировать ]Сезон 1966 года начался с Гран-при Монако . Извилистая трасса, казалось, по большей части сводила на нет разницу в мощности между 3 -литровыми двигателями Ferrari и 2 -литровыми двигателями BRM и Climax (используемыми Lotus ). 1963 и 1965 годов Чемпион Джим Кларк квалифицировался на поул-позиции в Lotus-Climax, опередив 1964 года чемпиона Джона Сёртиса за Ferrari. Во втором ряду стартовали два BRM Джеки Стюарта и 1962 года чемпиона Грэма Хилла . На старте машина Кларка застряла на первой передаче , и все ее обогнали. Сёртиз и Стюарт создали отрыв от остальных игроков. При обычных обстоятельствах Ferrari вскоре оставила бы BRM позади, но у Сёртиса отказала задняя ось , и он сошел с дистанции на 16-м круге. Стюарт выбыл один, за ним следовал Йохен Риндт на Cooper - Maserati и Hill, прежде чем Лоренцо Бандини поднялся . на второе место в Ferrari. Кларк бросился обратно на переднюю часть поля, но провел много времени позади Хилла. Кларк нырнул в первый поворот и занял третье место - Риндт сошел с дистанции из-за отказа двигателя - но левая задняя подвеска Lotus вышла из строя позже на круге, и действующий чемпион выбыл из гонки. Стюарт одержал свою вторую победу в карьере, опередив Бандини и Хилла. Боб Бондюран финишировал четвертым и набрал три очка BRM. Позади шли трое Куперов, но ни один из них не попал в классификацию и не получил чемпионских очков. [15]
Поначалу Стюарт задавал темп во время тренировки перед Гран-при Бельгии , но на скоростной трассе Сёртиз квалифицировался на поуле на своем Ferrari, опередив Риндта на Cooper-Maserati более чем на три секунды. Стюарт стартовал третьим, а Кларк смог финишировать только десятым. Когда флаг развевался, в дальнем конце трассы шел дождь. Стюарт и Хилл разбились на Маста-Кинке , уже известном как самый опасный поворот, и шотландец на 25 минут застрял под своей машиной в луже вытекшего топлива . Хилл и Бондюран, которые тоже разбились, позаимствовали у зрителя набор инструментов, чтобы освободить его. Еще пять машин сошли с дистанции на первом круге гонки, включая Кларка. Сёртиз лидировал в гонке, опередив Риндта и Бандини, и это тоже стало итоговым результатом. За ними финишировали 1959 и 1960 годов чемпион Джек Брэбэм и товарищ Риндта по команде Ричи Гинтер . Два других гонщика все еще участвовали в гонках, но не были классифицированы, в результате чего в двух гонках подряд чемпионские очки были удержаны в соответствии с новым правилом. После аварии Стюарт стал ярым сторонником повышения безопасности водителей не только на Гран-при, но и в автогонках в целом. [16]
Когда Сёртису не разрешили участвовать в гонке « 24 часа Ле-Мана» за «Феррари» , он покинул итальянскую команду и вместе с этим отказался от участия в Формуле-1. Он нашел место в Cooper, откуда Гинтер уехал, чтобы вернуться в свою старую команду Honda . Бандини квалифицировался с поулом на Гран-при Франции старый товарищ по команде Сёртиз и новый товарищ по команде Майк Паркс , рядом с ним в первом ряду стоял . На старте Сёртиз отступил из-за проблем с подачей топлива, прежде чем сошел с дистанции на 5-м круге. Брэбэм поднялся на второе место, единственный гонщик, способный следовать за темпом Бандини. На 32-м круге австралиец унаследовал лидерство, поскольку у Ferrari порвался трос газа. Итальянец взял кусок веревки из тюка соломы , устилающий трассу, и привязал его к дроссельной заслонке, управляя им вручную и фактически направляя свою машину обратно в боксы, но финишировал без очков. Брэбэм выиграл гонку, опередив Паркса в его первой гонке и товарища по команде Брэбэма Денни Халма . [17]
В чемпионате пилотов Джек Брэбэм ( Brabham — Repco ) лидировал с 12 очками, опередив Лоренцо Бандини ( «Феррари» , 10 очков), за ним следовали Сёртиз , Стюарт и Риндт (все по 9 очков). В чемпионате производителей Ferrari лидировала с 21 очком, опередив Brabham (12), а также BRM и Cooper (оба по 9).
Раунды с 4 по 6
[ редактировать ]На Гран-при Великобритании в Брэндс-Хэтче дуэт Джека Брэбэма, состоящий из Брэбэма и Денни Халма, квалифицировался впереди, опередив Дэна Герни на Eagle , Грэма Хилла на BRM и Джима Кларка на Lotus . Следующим следовал Джон Сёртиз на Cooper , и в шестерку лучших вошли пять разных конструкторов. На старте лидировали Брэбэм и Хилл, пока не пошел дождь, и Йохен Риндт не выбрал дождевые шины . Риндт поднялся на второе место, опередив Брэбэма, а Сёртиз был третьим. Однако когда дождь высох, Риндт отступил, а Сёртиз сошел с дистанции, оставив Брэбэма и Халма финишировать первым и вторым. За ними следовали Хилл, Кларк и Риндт. [18]

Брэбэм и Халм снова квалифицировались первым и вторым на Гран-при Голландии , опередив Кларка, все еще управляя 2- литровым двигателем Lotus с двигателем Climax . Двигатель Халма вышел из строя на 17-м круге, и на 37-м круге он в конечном итоге сошел с дистанции, в результате чего Брэбэм стал уязвимым для нападения Кларка. Пройдя несколько бэкмаркеров, британец обогнал австралийца и вырвался вперед. На половине дистанции Грэм Хилл был единственным гонщиком, которого не обошли Кларк и Брэбэм, но затем амортизатор Lotus на коленчатом валу сломался и пробил дыру в водяном насосе охлаждающей жидкости его двигателя , что привело к утечке . Это вынудило его сделать пит-стоп и опустить его на третье место. Брэбэм выиграл свою третью гонку подряд, опередив Хилла. [19]

Гран -при Германии проходил на Северной петле Нюрбургринга . Опасаясь скучной гонки с недостаточным количеством участников, FIA разрешила участникам Формулы 2 участвовать в гонках одновременно. Они не будут иметь права на получение очков чемпионата Формулы-1. Более легкие 2-литровые автомобили лидировали в квалификации: Кларк, Сёртиз и Стюарт заняли первый ряд. Но на старте более мощные 3-литровые машины уходили лучше: Сёртиз удерживал лидерство, но Брэбэм и Лоренцо Бандини были его ближайшими соперниками. Джон Тейлор вылетел под начавшимся дождем. Он попал в горящую аварию, но его спас пилот Формулы-2 Джеки Икс . В конце первого круга Брэбэм вышел вперед, опередив Сёртиса, Риндта и Кларка. Последний вылетел из гонки на 11-м круге, а места на подиуме остались без изменений. [20]
После победы в четырех гонках подряд Джек Брэбэм ( Brabham ) значительно лидировал в чемпионате пилотов с 39 очками, опередив Грэма Хилла ( BRM , 17 очков) и Джона Сёртиса и Йохена Риндта (товарищи по команде в Cooper , оба по 15 очков). . В чемпионате производителей Брэбэм лидировал с 39 очками, опередив Ferrari (23) и BRM (22).
Раунды с 7 по 9
[ редактировать ]
Команды, которым до сих пор приходилось иметь дело с ограниченной мощностью, наконец-то смогли получить новые 3- литровые двигатели для Гран-при Италии : BRM представила двигатели H16 для заводской команды и своего клиента Team Lotus , Eagle был оснащен новым двигателем Weslake V12 и Honda впервые в этом году вышли на стартовую решетку со своим собственным двигателем V12. К большой радости тифози , товарищи Ferrari по команде Майк Паркс и Людовико Скарфиотти квалифицировались впереди, опередив Джима Кларка ( Lotus ), Джона Сертиса ( Cooper ) и Лоренцо Бандини (Ferrari). Лидер чемпионата Джек Брэбэм стартовал шестым, но не почувствовал особого давления, поскольку Сёртису пришлось выиграть все три оставшиеся гонки, чтобы помешать австралийцу завоевать титул. Скарфиотти лидировал на старте, но к концу первого круга опустился на седьмое место. Его товарищ по команде Бандини заменил его впереди. Брэбэм проехал мимо на четвертом круге, но затем сошел с дистанции из-за утечки масла . Впоследствии Сёртиз, Бандини и Кларк также сошли с дистанции, вернув лидерство Скарфиотти, опередив Паркса и Денни Халм («Брэбэм»). Переднее колесо Йохена Риндта спустилось на выходе из последнего поворота, австриец пересек финишную черту, вращаясь, и в конечном итоге оказался в траве . После ухода Сёртиса Брэбэм выиграл чемпионат пилотов 1966 года. [21]
Как обычно, чемпионат завершился за океаном, сначала Гран-при США . Только что завоевавший корону чемпион Брэбэм квалифицировался на поуле , а рядом с ним - прошлогодний чемпион Кларк. Бандини стартовал третьим, но быстро вышел вперед, прежде чем Брэбэм вернулся на 10-м круге. Позже Бандини обогнал австралийца, но затем сошел с дистанции из-за отказа двигателя. В середине гонки Брэбэм тоже сошел с дистанции. Кларк отстал от лидирующего дуэта, но унаследовал победу в гонке. У Риндта закончилось топливо, и он сбавил скорость. Он финишировал в гонке, но его последний круг занял так много времени, что он был аннулирован, в результате чего он отстал на круг, но все еще был вторым в классификации, а Сёртиз, занявший третье место, отставал еще дальше. [22]
В последнем этапе сезона, Гран-при Мексики , Сёртиз снова оказался на поуле, впервые на Cooper, опередив Кларка и Гинтера. Пилот Honda лидировал на старте, опередив Риндта, стартовавшего пятым, и Брэбэма, стартовавшего четвертым. Сёртиз опустился на пятое место, но на полпути вернулся на первое место. Он выиграл гонку, опередив Брэбэма на семь секунд и как минимум на круг опередив Хьюма и остальных участников. [23]
Джек Брэбэм выиграл чемпионат пилотов с 42 очками, опередив Джона Сёртиса (28) и Йохена Риндта (22). Джек. Это был третий чемпионат Брэбэма среди пилотов (после побед в 1959 и 1960 годах ), что позволило ему занять второе место в рекордном зачете после пятикратного чемпиона Хуана Мануэля Фанхио . Он стал первым и пока единственным гонщиком, выигравшим чемпионат на автомобиле, носившем его имя. Кроме того, это был первый раз, когда чемпионат выиграла неевропейская или британская машина. Команда Brabham также набрала 42 очка в Чемпионах производителей и завоевала титул, опередив Ferrari (31 очко) и Cooper (30 очков).
Результаты и турнирная таблица
[ редактировать ]Гран-при
[ редактировать ]Система подсчета очков
[ редактировать ]Очки были вручены шести лучшим финишерам в классификации. Только пять лучших результатов засчитывались в чемпионство. Автомобили Формулы 2 не имели права на получение очков чемпионата.
Международный кубок производителей Формулы-1 засчитывал очки только гонщику с лучшим результатом в каждой гонке. Кроме того, как и в чемпионате пилотов, в зачет кубка засчитывались только пять лучших результатов.
Числа без скобок — это чемпионские очки; цифры в скобках — общее количество набранных баллов. Баллы начислялись по следующей системе:
Позиция | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-е место | 6-е место |
---|---|---|---|---|---|---|
Раса | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Источник: [24] |
Турнирная таблица чемпионата мира среди водителей
[ редактировать ]
|
|
- 1 – Не имеет права на получение очков Формулы-1, поскольку ездил на машине Формулы-2 .
Международный кубок производителей Формулы-1
[ редактировать ]


Поз. | Производитель | МОЙ ![]() | БЕЛ ![]() | ОТ ![]() | Великобритания ![]() | ВНИЗ ![]() | ДАВАТЬ ![]() | ОНА ![]() | олень ![]() | МЕКСИКА ![]() | Оч. [а] |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | ![]() | Верно | (4) | 1 | 1 | 1 | 1 | (3) | Верно | 2 | 42 (49) |
2 | ![]() | 2 | 1 | 2 | 6 | (6) | 1 | Верно | 31 (32) | ||
3 | ![]() | Северная Каролина | 2 | 4 | (5) | 7 | 2 | (4) | 2 | 1 | 30 (35) |
4 | ![]() | 1 | Верно | Верно | 3 | 2 | 4 | 7 | Верно | Верно | 22 |
5 | ![]() | Верно | Верно | Верно | Верно | 5 | 12 | 5 | 1 | 7 | 13 |
6 | ![]() | Верно | Верно | Верно | 4 | 3 | Верно | 9 | 6 | Верно | 8 |
7 | ![]() | Северная Каролина | 5 | Верно | Верно | 7 | DNQ | ДСК | 5 | 4 | |
8 | ![]() | Верно | Северная Каролина | 4 | 3 | ||||||
9 | ![]() | Верно | Верно | 5 | Верно | 2 | |||||
10 | ![]() | Верно | Верно | 7 | 7 | Верно | Верно | 6 | 1 | ||
= | ![]() | Верно | 6 | 8 | 8 | Верно | DNQ | 1 | |||
= | ![]() | DNS | 6 | DNS | 1 | ||||||
— | ![]() | 11 | Верно | 0 | |||||||
— | ![]() | Верно | Верно | Верно | 0 | ||||||
— | ![]() | Верно | 0 | ||||||||
Поз. | Производитель | МОЙ ![]() | БЕЛ ![]() | ОТ ![]() | Великобритания ![]() | ВНИЗ ![]() | ДАВАТЬ ![]() | ОНА ![]() | олень ![]() | МЕКСИКА ![]() | Оч. |
- Смелые результаты засчитываются в общий итог чемпионата.
Гонки вне чемпионата
[ редактировать ]В 1966 году были проведены еще четыре гонки Формулы-1 , которые не засчитывались в чемпионат мира.
Название расы | Схема | Дата | Победивший водитель | Конструктор | Отчет |
---|---|---|---|---|---|
![]() | Принц Джордж | 1 января | ![]() | ![]() | Отчет |
![]() | Сиракузы | 1 мая | ![]() | ![]() | Отчет |
![]() | Сильверстоун | 14 мая | ![]() | ![]() | Отчет |
![]() | Оултон Парк | 17 сентября | ![]() | ![]() | Отчет |
Гран-при — фильм сезона Формулы-1 1966 года.
[ редактировать ]Фильм «Гран-при» представляет собой художественную версию сезона 1966 года, которая включает в себя отредактированные кадры реальных гонок, а также кадры с участием актеров в постановочных сценах гонок.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Только 5 лучших результатов засчитывались в чемпионство. Числа без скобок — это чемпионские очки; цифры в скобках — общее количество набранных баллов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Зачет водителей 1966 года» . Formula1.com . Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ «Зачет конструкторов 1966 года» . Formula1.com . Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ «Гран-при Бельгии – Спа-Франкоршам, 12 июня 1966 года» . oldracingcars.com . Проверено 20 января 2021 г.
- ^ «Истории автомобилей McLaren M3A» . oldracingcars.com . Проверено 20 января 2021 г.
- ^ Сетрайт, LJK «Лотос: Золотая середина», в Норти, Том, изд. Мир автомобилей (Лондон: Orbis, 1974), том 11, с. 1232.
- ^ Бенсон, Эндрю (10 марта 2017 г.). «Джон Сёртиз: Бывший чемпион мира Формулы-1 был «выдающейся фигурой» » . Би-би-си . Проверено 11 марта 2017 г.
- ^ Тейлор, Саймон (октябрь 2015 г.). «Обед с… Джоном Сёртисом» . Мотоспорт . Том. 91, нет. 10. С. 68–76 . Проверено 18 июня 2017 г.
- ^ Том Пранкерд. «Второй круг: GP '66 - XII Гран-при Южной Африки» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2020 года . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стивен де Гроот (1 января 2009 г.). «Правила и статистика Формулы-1 1960-1969» . F1Технический . Проверено 26 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Формула-1, сезон 1966 года» . Уникальные автомобили и запчасти . Проверено 26 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Правила двигателя меняются с годами» . Словарь Формулы1 . Проверено 26 марта 2024 г.
- ^ «Определения системы баллов» . Очки Формулы 1 . Проверено 26 марта 2024 г.
- ^ Мартин Джонс (20 июля 2022 г.). «Взгляд назад на неначисленные очки Формулы-1» . ГП отклоняет . Проверено 26 марта 2024 г.
- ^ Стефан Кристенсен (23 февраля 2022 г.). «Какова продолжительность гонки Формулы-1?» . Объяснение автоспорта . Проверено 26 марта 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (22 мая 1966 г.). «Отчет о гонке Гран-при Монако 1966 года: Стюарт находит формулу победы» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 7 июня 2023 года . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (12 июня 1966 г.). «Отчет о гонке Гран-при Бельгии 1966 года: Сёртиз одерживает победу» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 21 апреля 2023 года . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (3 июля 1966 г.). «Отчет о гонке Гран-при Франции 1966 года: австралийские правила» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 года . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (16 июля 1966 г.). «Отчет о гонке Гран-при Великобритании 1966 года: чистая победа» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 8 апреля 2023 года . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (24 июля 1966 г.). «Отчет о гонке Гран-при Голландии 1966 года: Брэбэм побеждает их на пляжах» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 11 марта 2024 года . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (7 августа 1966 г.). «Отчет о гонке Гран-при Германии 1966 года: Брэбэм выходит вперед» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 11 марта 2024 года . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (4 сентября 1966 г.). «Отчет о гонке Гран-при Италии 1966 года: Скарфиотти возвращается домой, но Брэбэм - чемпион» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 30 июня 2023 года . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ Майкл Ти (2 октября 1966 г.). «Отчет о гонке Гран-при США 1966 года: Кларк наконец побеждает» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 27 июня 2023 года . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ Майкл Ти (23 октября 1966 г.). «Отчет о гонке Гран-при Мексики 1966 года: Сверкающие сюрте» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 24 мая 2022 года . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ «Система очков чемпионата мира» . 8 Вт . Форикс. 18 января 2019 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2019 года . Проверено 21 декабря 2020 г. .