Гран-при Голландии
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2019 г. ) |
Трасса Зандворт (с перерывами; 1950–1985, 2021 – настоящее время) | |
![]() | |
Информация о гонке | |
---|---|
Количество раз проведения | 35 |
Впервые проведен | 1950 |
Наибольшее количество побед (пилоты) | ![]() |
Наибольшее количество побед (конструкторы) | ![]() |
Длина цепи | 4,259 км (2,646 миль) |
Длина гонки | 306,587 км (190,504 миль) |
Круги | 72 |
Последняя гонка ( 2023 г. ) | |
Поул-позиция | |
| |
Подиум | |
| |
Самый быстрый круг | |
|
Гран -при Нидерландов ( голландский : Grote Prijs van Nederland ) — ежегодное Формулы-1 чемпионата мира соревнование по автогонкам , проводившееся на трассе Зандвоорт , в Северной Голландии Нидерланды 2021 , с 1950 по 1985 год и после 35-летнего перерыва, начиная с года .
Он является частью чемпионата мира Формулы-1 с 1952 года и дважды назывался Гран-при Европы , в 1962 и 1976 годах, когда этот титул был почетным званием, присваиваемым каждый год одной гонке Гран-при в Европе.
История
[ редактировать ]Оригинальная схема
[ редактировать ]Город Зандворт расположен на побережье Северного моря в Северной Голландии , недалеко от голландского города Амстердам . [1] В 1930-х годах на уличной трассе города проводились небольшие гонки, но во время вторжения Германии в Нидерланды через дюны была построена прямая дорога, по которой немцы могли проводить парады победы. Позже дорога была соединена с другими дорогами, открывая доступ к позициям береговой обороны. [1]
После войны некоторые из этих дорог были расширены и соединены вместе, и гоночная трасса была спроектирована не Джоном Хугенхольцем , как гласит легенда , а группой чиновников из Королевской голландской мотоциклетной ассоциации по совету Бентли Боя Сэмми Дэвиса . который выиграл « 24 часа Ле-Мана» в 1927 году . Первая гонка состоялась в 1950 году . [1] Эта гонка, как и гонка 1951 года , проводилась как гонки Формулы-1, не относящиеся к чемпионату, и Луи Розье оба года выигрывал .
1952 год стал годом, когда Гран-при Нидерландов стал частью третьего чемпионата мира Формулы-1 ; Гонки в этом и следующем году выиграл итальянец Альберто Аскари . Гонка не проводилась в 1954 году из-за нехватки денег на ее проведение. [2] а в 1955 году было еще раз продемонстрировано доминирование Mercedes-Benz , когда аргентинец Хуан Мануэль Фанхио и британец Стирлинг Мосс доминировали ; Всю дорогу Мосс внимательно следил за Фанхио. Гонки 1956 и 1957 годов были отменены из-за явной нехватки денег, косвенно вызванной Суэцким кризисом 1956–1957 годов . Гран -при Голландии 1958 года выиграл Мосс на Vanwall . В 1959 году швед Джо Боннье выиграл свой единственный этап чемпионата Формулы-1, а 1960 году в Дэн Герни попал в аварию, и зритель погиб; гонку выиграл Джек Брэбэм на Cooper .
С 1963 по 1965 год британец Джим Кларк выиграл все три соревнования, а в 1967 году был представлен Lotus 49 с совершенно новым двигателем Ford- Cosworth DFV . DFV победил в своем дебюте под управлением Кларка; этот двигатель стал самым успешным и широко используемым двигателем среди частных команд до 1985 года. На соревнованиях 1970 года преемник 49-го, 72- й , одержал полную победу с Йохеном Риндтом за рулем. Однако во время гонки произошла трагедия: британец Пирс Кураж , выступавший за Фрэнка Уильямса , тяжело разбился возле печально известного быстрого поворота Tunnel Oost после того, как колесо оторвалось и ударило его по голове, что привело к его смерти. Машина, в которой все еще находился Кураж, затем загорелась и сгорела дотла. 1971 года На соревнованиях Джеки Икс победил на Ferrari после энергичной битвы с мексиканцем Педро Родригесом на BRM в дождливую погоду. Гонок 1972 года не было. Первоначально это было в календаре того года, но гонщики отказались участвовать в гонках в Зандворте, потому что оборудование и условия трассы были устаревшими для гонок Гран-при того времени.
Модернизированная схема
[ редактировать ]Зандворт претерпел значительные изменения за время его отсутствия в календаре Гран-при. Он был облицован Armco , и автомобили были защищены от песчаных дюн и препятствий на пути. Были построены новые боксы, а перед Босуитом на трассе была построена шикана, очень скоростной поворот, ведущий прямо в пит-лейн. Что касается гонки 1973 года , которая косвенно отмечала приложенные усилия, в те выходные царила особая атмосфера, и все были счастливы, особенно организаторы. Но по жестокой иронии судьбы эта гонка стала еще одной черной меткой на истории и репутации Зандворта. В гонке, которая считалась одной из самых хорошо организованных Гран-при, когда-либо виденных, на самом деле именно дезорганизация и полное отсутствие четкой коммуникации были в конечном итоге ответственны за то, что должно было произойти. На восьмом круге гонки британец Роджер Уильямсон (только в своей второй гонке в Формуле-1) сильно разбился возле туннеля Ост, и его машина загорелась, царапая асфальт. Уильямсон не пострадал во время аварии; но время истекало; он не смог освободиться из машины. Земляк Уильямсона Дэвид Перли остановился рядом, пересек дорогу и подбежал к горящему Маршу. Перли тщетно пытался повернуть машину в вертикальное положение. Казалось, было достаточно времени, чтобы выровнять машину и вытащить Уильямсона, но, как бы отчаянно он ни пытался, Перли не смог сделать это самостоятельно, а маршалы, которые не были одеты в огнестойкие комбинезоны , не могли и не желали помочь. из-за сильной жары. Управление гонкой предположило, что разбилась машина Перли и что водитель остался невредимым. Многие водители, которые видели, как Перли жестом приказал им остановиться, предположили, что он пытался потушить пожар из своей машины, благополучно выйдя из нее, и поэтому не знали, что в этом замешан второй водитель. В результате гонка продолжалась на полном ходу, пока Пёрли отчаянно пытался спасти жизнь Уильямсону. Из-за того, что группа официальных лиц гонки стояла вокруг горящей машины Уильямсона и не делала абсолютно ничего, чтобы помочь и даже препятствовать ситуации (выбросив огнетушитель, который Перли использовал, над Армко и вниз по склону), это не сработало, и Уильямсон не умер. ожогов кожи, но и удушья. Позже Перли был награжден Георгиевская медаль за свои действия. Гонку выиграл гонщик Тиррелла Джеки Стюарт (который побил рекорд Джима Кларка по количеству побед на Гран-при в те выходные), а его товарищ по команде Франсуа Север финишировал вторым; но никому не хотелось праздновать; это был один из самых мрачных моментов в истории спорта.
В 1974 году возрождающаяся команда Ferrari доминировала, а победу одержал австриец Ники Лауда ; а в 1975 году британец Джеймс Хант выиграл свою первую гонку чемпионата Формулы-1 на своем Hesketh . В 1976 году Хант снова выиграл, пока Лауда восстанавливался после ужасной аварии на Нюрбургринге. 1977 год, вероятно, запомнился инцидентом между Хантом и американцем Марио Андретти . Андретти амбициозно попытался обогнать Ханта на повороте Тарзана на 180 градусов; две машины соприкоснулись, и обе сошли с дистанции. Андретти выиграл забег 1978 года ; его последняя победа в Формуле-1. В 1979 году в трассу были внесены изменения, позволяющие замедлять автомобили, въезжающие в туннель Ост; там была проложена скоростная временная шикана. Канадец Жиль Вильнев разбился там во время ожесточенной борьбы с австралийцем Аланом Джонсом и повредил левую заднюю подвеску. Хотя он продолжил гонку, в начале следующего круга он снова обогнал Тарзана. Не отказываясь сдаваться, Вильнев, к шоку многих, включил заднюю передачу и выехал на своем Ferrari из грязной зоны выезда обратно на трассу. Примерно на полпути к следующему кругу левый задний обод, колесо и подвеска автомобиля полностью разбились и потянулись за собой, что сделало Ferrari практически невозможным для управления. Вильнев, продемонстрировав теперь уже легендарное управление автомобилем, вернулся в боксы, не разбившись и не вылетев из гонки, и сошел с дистанции; Гран-при выиграл Джонс. В 1980 году перед Tunnel Oost шикану удалили и заменили более медленной шиканой. В 1981 году произошла большая битва между французом Аленом Простом на Renault и Джонсом на Williams ; Прост вышел на первое место и победил. Гонку 1982 года выиграл француз Дидье Пирони на Ferrari; его соотечественник Рене Арну попал в ужасную аварию в конце ямы, прямо перед Тарзаном; на его экраноплане Renault у него вышла из строя передняя подвеска, и он врезался в барьер; к счастью, он не пострадал. В 1983 году состоялся бой между претендентами на чемпионство Простом и бразильцем Нельсоном Пике . Прост попытался обогнать Пике у Тарзана, но француз отбил Пике, и вскоре после этого Прост разбился. Прост выиграл с поула в 1984 году . В 1985 году Лауда одержал свою 25-ю и последнюю победу в Гран-при, удерживая своего атакующего товарища по команде McLaren Проста ближе к концу гонки.
1985 год стал последним заездом гонки, поскольку компания, управлявшая трассой (CENAV), обанкротилась, что ознаменовало конец старой трассы Зандворта. Трасса, принадлежащая муниципалитету Зандворта, какое-то время не использовалась, а часть территории и примерно половина трассы была продана в 1987 году Вендорадо, в то время застройщику парков бунгало. [3] Со временем трасса была перепроектирована и до сих пор используется для других дисциплин автоспорта.
2021 – настоящее время
[ редактировать ]14 мая 2019 года Гран-при Нидерландов на трассе Зандворт был объявлен в календаре Формулы-1 на 2020 год . [4] В марте 2020 года возвращение мероприятия было отложено из-за пандемии COVID-19 ; Позже оно было полностью отменено, и возвращение мероприятия было запланировано на 2021 год домашний любимец Макс Ферстаппен , где победу одержал . По контракту Гран-при Нидерландов будет проводиться в Зандворте как минимум до 2025 года. [5]
Победители Гран-при Голландии.
[ редактировать ]Повторные победители (пилоты)
[ редактировать ]Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Победы | Водитель | Выигранные годы |
---|---|---|
4 | ![]() | 1963 , 1964 , 1965 , 1967 |
3 | ![]() | 1968 , 1969 , 1973 |
![]() | 1974 , 1977 , 1985 | |
![]() | 2021 , 2022 , 2023 | |
2 | ![]() | 1950 , 1951 |
![]() | 1952 , 1953 | |
![]() | 1960 , 1966 | |
![]() | 1975 , 1976 | |
![]() | 1981 , 1984 | |
Источник: [6] |
Неоднократные победители (строители)
[ редактировать ]Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Команды , выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Победы | Конструктор | Выигранные годы |
---|---|---|
8 | ![]() | 1952 , 1953 , 1961 , 1971 , 1974 , 1977 , 1982 , 1983 |
6 | ![]() | 1963 , 1964 , 1965 , 1967 , 1970 , 1978 |
3 | ![]() | 1976 , 1984 , 1985 |
![]() | 2021 , 2022 , 2023 | |
2 | ![]() | 1950 , 1951 |
![]() | 1959 , 1962 | |
![]() | 1968 , 1969 | |
![]() | 1966 , 1980 | |
Источник: [6] |
Повторные победители (производители двигателей)
[ редактировать ]Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Производители, выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Победы | Производитель | Выигранные годы |
---|---|---|
10 | ![]() | 1967 , 1968 , 1969 , 1970 , 1973 , 1975 , 1976 , 1978 , 1979 , 1980 |
8 | ![]() | 1952 , 1953 , 1961 , 1971 , 1974 , 1977 , 1982 , 1983 |
4 | ![]() | 1960 , 1963 , 1964 , 1965 |
2 | ![]() | 1950 , 1951 |
![]() | 1959 , 1962 | |
![]() | 1984 , 1985 | |
Источник: [6] |
* Разработан и изготовлен компанией Cosworth при финансовой поддержке Ford.
** Создано Porsche.
По году
[ редактировать ]Все Гран-при Голландии проводились в Зандворте .



- Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Трассы Гран-при: голландские автогонки» . www.grandprix.com . Архивировано из оригинала 3 февраля 2002 года . Проверено 23 января 2020 г.
- ^ «Отмененные Гран-при - Форум ностальгии» . Автоспортивные форумы . Архивировано из оригинала 3 июля 2019 года . Проверено 23 января 2020 г.
- ^ «Описание трека на сайте www.autoevolution.com» . Архивировано из оригинала 18 мая 2009 года . Проверено 7 августа 2010 г.
- ^ «Гран-при Нидерландов Формулы-1 вернется в Зандворт с 2020 года» . www.formula1.com . Архивировано из оригинала 14 мая 2019 года . Проверено 14 мая 2019 г.
- ^ «Формула-1 будет участвовать в гонках в Зандворте до 2025 года, поскольку Гран-при Голландии заключит новый контракт» . Формула 1 . 8 декабря 2022 года. Архивировано из оригинала 8 декабря 2022 года . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Голландский GP» . ШиканаF1. Архивировано из оригинала 14 сентября 2021 года . Проверено 14 сентября 2021 г.