Гран-при Швеции
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2019 г. ) |
Скандинавская гоночная трасса | |
![]() | |
Информация о гонке | |
---|---|
Количество раз проведения | 14 |
Впервые проведен | 1933 |
Последнее проведение | 1978 |
Наибольшее количество побед (пилоты) | ![]() ![]() |
Наибольшее количество побед (конструкторы) | ![]() |
Длина цепи | 4,031 км |
Длина гонки | 282,170 км |
Круги | 70 |
Последняя гонка ( 1978 ) | |
Поул-позиция | |
| |
Подиум | |
| |
Самый быстрый круг | |
|
Гран -при Швеции ( швед . Sveriges Grand Prix ) — этап чемпионата мира Формулы-1 с 1973 по 1978 год. Он проходил на трассе Scandian Raceway в Андерсторпе ( муниципалитет Гиславед ), примерно в 65 километрах (40 милях) от Йёнчёпинга , в Смоланд , Швеция . Первой гонкой, завоевавшей титул Гран-при в Швеции, был Зимний Гран-при Швеции , ледовая гонка, похожая на гонки, проводимые в Эстонии , Финляндии и Норвегии . Первый летний Гран-при Швеции состоялся в 1933 году , но не повторялся до 1949 года.
Первыми гонками, получившими титул Гран-при Швеции, были три спортивных автомобилей гонки , проводившиеся в Робелевсбанане, начиная с 1955 года. Гонка Формулы 2, состоявшаяся в 1967 году, также носила этот титул.
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Хотя гонки в Швеции имеют долгую историю, только в 1931 году гонка впервые получила название Гран-при. Первый зимний Гран-при Швеции проводился на огромной 46-километровой трассе возле озера Рамен , примерно в 2 часах езды к северо-западу от Стокгольма, в снегу и на морозе, время круга составило около 35 минут. [ 1 ] В 1933 году первый летний Гран-при Швеции был проведен на другой огромной 30-километровой трассе, состоящей из дорог общего пользования, в Норра-Врам , недалеко к северу от Мальмё , гонку, которую можно сравнить с современными Гран-при. На первом круге произошло скопление нескольких автомобилей, в результате которого несколько водителей были ранены, двое серьезно, а механик погиб. Одна из разбившихся машин стала причиной пожара, в результате которого соседний дом сгорел дотла. [ 2 ] Гонка продолжалась, пока на месте происшествия находились службы экстренной помощи, и в конечном итоге гонку выиграл Антонио Бривио на Alfa Romeo (за Scuderia Ferrari ). После этого крупные гонки прекратились. [ 3 ]
Кристианстад
[ редактировать ]
Первый послевоенный Гран-при (соревнование спортивных автомобилей) состоялся в августе 1955 года, всего через несколько месяцев после трагедии в Ле-Мане . [ 4 ] 75 000 зрителей окружили трассу Робелёвсбанан длиной 6,537 км (4,062 мили) , расположенную недалеко от Кристианстада . [ 5 ] Это был дебют Mercedes 300SLR (заявлен Хуана Мануэля Фанхио и Стирлинга Мосса ). [ 5 ] Среди других участников были Питер Коллинз и Рой Сальвадори (работы Aston Martin DB3S ), Эудженио Кастеллотти (единственные работы Ferrari 735 LM ) и работы Maserati 300S Жана Беры . [ 5 ]
Необычно то, что гонка стартовала с Ле-Мана . [ 5 ] Это оказалось «скучной процессией». [ 5 ] Мосс лидировал на первом круге, а Фанхио взял на себя командование на втором круге и удерживал лидерство в течение следующих 31 круга до клетчатого флага. [ 5 ] Финишировали только Фанхио, Мосс, Кастеллотти (занявший третье место) и Бера. [ 5 ]
После того, как в 1956 году трассу изменили и расширили, после того как она была включена в календарь чемпионата мира по спортивным автомобилям , [ 5 ] состоялось еще одно мероприятие. В нем приняли участие более крупные команды, включая заводские команды Ferrari и Maserati, а также Ecosse Ecurie , выигравшие Ле-Ман от D-types , и пробежали 153 круга. [ 6 ]
Коллинз сразу же вырвался вперед на Ferrari 290 MM , его преследовали 300S Мосса и Майка Хоторна Ferrari 860 Monza . На первом пит-стопе Мосс вышел первым. У Бехры (совместно с Моссом 300S) возникли проблемы с тормозами, а у Оливье Гендебьена (в Ferrari Коллинза) произошла утечка масла. [ 5 ] Масло привело к аварии с участием товарищей Гендебьена по команде Коллинза (заменившего Вольфганга фон Трипса ) и Фила Хилла (в машине, заведенной Морисом Трентиньяном ). [ 5 ] Это вывело Феррари, разделенную между Кастеллотти и Фанхио, далеко вперед. [ 5 ] Мосс взял на себя управление Maserati Луиджи Виллорези и Гарри Шелла . [ 7 ] только для того, чтобы у него также были проблемы с тормозами. [ 6 ] Автомобиль, который начал Мосс, загорелся во время пит-стопа. [ 6 ] Двигатель Кастеллотти вырвался вперед, что дало победу Трентиньяну/Хиллу 250MM, за ним следовали фон Трипс/Коллинз на втором 250MM и Хоторн/ Альфонсо де Портаго / Дункан Хэмилтон на 860 Monza. [ 6 ]
Последний Гран- при спортивных автомобилей в Робелёвсбанане состоялся в 1957 году, это была шестичасовая гонка чемпионата мира по спортивным автомобилям, а не 1000 км (620 миль). В нем доминировал Maserati 450S, который разделяли Мосс и Бера, который «торопился домой». [ 6 ] перед Ferrari 335 S компании Hill and Collins. Кроме того, Мосс управлял автомобилем 300S Джо Боннье , Джорджио Скарлатти и Гарри Шелла , который занял третье место. [ 6 ] Хоторн и Луиджи Муссо заняли четвертое место на 335 S. [ 6 ]
Карлскога
[ редактировать ]В 1967 году название «Гран-при Швеции» было дано в качестве единоразового названия проводившемуся в том году Канонлоппету в Карлскоге. Он проводился по правилам Формулы-2, и его выиграл Джеки Стюарт . [ 8 ]
Андерсторп
[ редактировать ]Ронни Петерсона Успех в составе Team Lotus стал катализатором Гран-при Швеции, и гонка впервые состоялась в 1973 году на знаменитой трассе Scandian Raceway, примерно в двух часах езды к востоку от Гетеборга, в центре южной Швеции. , как и Уоткинс-Глен на востоке Соединенных Штатов , был очень изолирован, и люди часто либо разбивали палатки, либо оставались в домах местных жителей, которых было мало и они были редки в ближайшем городе Андерсторп , город с населением менее 5000 человек; в более крупном городе Гиславед не так много жилья. Петерсон не разочаровал своих болельщиков в квалификации, завоевав поул на своем Lotus. На протяжении 70 кругов казалось, что команда Lotus будет иметь счет один-два: первым будет Петерсон, а вторым - чемпион мира Эмерсон Фиттипальди . Однако случилась катастрофа, когда Фиттипальди ушел из спорта из-за поломки коробки передач. Тем временем Денни Халм быстро сокращал отставание от лидера, а у Петерсона были серьезные проблемы с износом шин, и он боролся за то, чтобы оставаться на трассе. На 79-м, предпоследнем, круге Халм смог обогнать местного героя и вырвать победу, решение новозеландца обкатать на своем автомобиле более жесткие шины McLaren – Cosworth оправдали себя. Петерсон был вторым. Это было максимально близко к победе шведа на родной земле. В сезоне 1973 года Cosworth DFV приводил победителя в каждой гонке сезона из 15 гонок, и этот результат никогда не повторялся.
В 1974 году на Гран-при Швеции полностью доминировали два Tyrrell 007 — Cosworth Джоди Шектера и Патрика Депайлера . Поул завоевал француз, однако Шектер опередил его в гонке на 0,380 секунды. Это была первая победа южноафриканца на Гран-при.
В 1975 году, во второй год работы австрийца Ники Лауды в Ferrari, команда предоставила ему 312T – автомобиль, который технически намного превосходил любого конкурента. [ нужна ссылка ] В том же году он выиграл свой первый титул чемпиона мира с пятью победами и огромным отрывом от второго места. [ ВОЗ? ] в чемпионате. В Андерсторпе он одержал свою третью победу подряд в сезоне после Гран-при Монако и Бельгии . Квалификация привела к поул-позиции Витторио Брамбиллы в его марше , Лауда квалифицировался пятым по скорости, а его товарищ по команде Клэй Регаццони - 11-м. В гонке Брамбилла лидировал, но к 16-му кругу его обогнал Карлоса Ройтемана Brabham . Тем временем Лауда уверенно продвигался по полю и на 42-м круге стал вторым. Он проехал серию самых быстрых кругов, приблизился к Ройтеманну и обогнал его, выиграв Гран-при, на 6 секунд. Ройтеманн финишировал вторым, а Регаццони на втором Ferrari 312T третьим. На Гран-при Швеции 1976 года была одержана первая (и единственная) победа шестиколесного автомобиля – Tyrrell P34 . Теория заключалась в том, что четыре крошечных передних колеса увеличат механическое сцепление передней части автомобиля (с большим количеством резины на дороге) и, таким образом, устранят недостаточную поворачиваемость и в то же время улучшат прохождение поворотов и торможение. Когда это стало известно, это стало настоящей сенсацией сезона 1976 года. Автомобиль представлял собой возможность сфотографироваться на колесах – их шесть, и именно поэтому – и, должно быть, давал В предсезонной подготовке 1976 года и за ее пределами у «Эльфа» было больше свободной рекламы, чем за все 1974 и 1975 годы. Игрок «Тиррелла» Джоди Шектер занял поул, а Патрик Депайлер занял четвертое место. В гонке Тирреллы властно добились сокрушительного результата один-два. Южноафриканец, который позже признался, что считает концепцию шестиколесного автомобиля нелепой, сиял на подиуме. Однако шведская победа оказалась случайностью, и P34 больше никогда не выигрывал гонку. В Андерсторпе Жак Лаффит на своем Gitanes спонсируемом Ligier - Matra показал себя превосходно, стремясь к победе на Гран-при Швеции 1977 года. Франция вернулась на карту мира: это был первый случай, когда французский автомобиль с французским двигателем, поддерживаемый французской компанией и управляемый французским водителем, выиграл Гран-при.
Гонка 1978 года и «фанатская машина» Brabham
[ редактировать ]
На Гран-при Швеции 1978 года в Формуле-1 впервые появился Brabham BT46B . Разработанный Brabham из Гордоном Мюрреем , который пытался затмить Колина Чепмена изобретение на Lotus 79 , автомобиль отличался большим вентилятором, вытягивающим воздух из-под днища автомобиля для создания дополнительной прижимной силы. Его законность вскоре была опротестована, но ему разрешили участвовать в гонках: Ники Лауда и Джон Уотсон заняли 2-е и 3-е места в квалификации после Lotus 79 Марио Андретти . Андретти в конце концов выбыл из-за поломки клапана, что позволило Лауде выйти вперед. Как только задний маркер уронил масло на трассу, Brabham начал собственную гонку, казалось бы, на него не повлияла скользкая поверхность. Лауда выиграл с преимуществом в 34,6 секунды. Позже компания Brabham добровольно отозвала «фанатскую машину», и она больше никогда не участвовала в гонках. Однако машина была признана легальной, что позволило сохранить победу, что также стоило Эрроузу шансов на победу в их дебютном сезоне.
Гран-при Швеции не проводилось с 1978 года. Смерть Ронни Петерсона и Гуннара Нильссона в том же году способствовала прекращению этого этапа чемпионата мира, поскольку в результате интерес к Формуле-1 в Швеции упал. Гонка была запланирована на сезон 1979 года, но была отменена еще до ее проведения из-за отсутствия местной спонсорской поддержки.
Победители
[ редактировать ]Гонки до 1956 года официально назывались Летним Гран-при Швеции.
Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Повторные победители (пилоты)
[ редактировать ]Победы | Водитель | Выигранные годы |
---|---|---|
2 | ![]() |
1974 , 1976 |
![]() |
1975 , 1978 | |
Источник: [ 9 ] |
Неоднократные победители (строители)
[ редактировать ]Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Команды, выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Победы | Конструктор | Выигранные годы |
---|---|---|
2 | ![]() |
1949 , 1957 |
![]() |
1956 , 1975 | |
![]() |
1974 , 1976 | |
Источники: [ 9 ] [ 10 ] |
Повторные победители (производители двигателей)
[ редактировать ]Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Производители, выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Победы | Производитель | Выигранные годы |
---|---|---|
3 | ![]() |
1973 , 1974 , 1976 |
2 | ![]() |
1949 , 1957 |
![]() |
1956 , 1975 | |
![]() |
1933 , 1978 | |
Источники: [ 9 ] [ 10 ] |
* Построен компанией Cosworth.
По году
[ редактировать ]
Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Год | Водитель | Конструктор | Расположение | Отчет |
---|---|---|---|---|
1933 | ![]() |
Альфа Ромео | Северный Врам | Отчет |
1934 – 1948 |
Не проводится | |||
1949 | ![]() |
Мазерати | Острая шея | Отчет |
1950 – 1954 |
Не проводится | |||
1955 | ![]() |
Mercedes-Benz | Робеловбанан | Отчет |
1956 | ![]() ![]() |
Феррари | Отчет | |
1957 | ![]() ![]() |
Мазерати | Отчет | |
1958 – 1966 |
Не проводится | |||
1967 | ![]() |
Матра - Косворт | Карлскога | Отчет |
1968 – 1972 |
Не проводится | |||
1973 | ![]() |
Макларен - Форд | Андерсторп | Отчет |
1974 | ![]() |
Тиррелл - Форд | Отчет | |
1975 | ![]() |
Феррари | Отчет | |
1976 | ![]() |
Тиррелл - Форд | Отчет | |
1977 | ![]() |
Лижье - Матра | Отчет | |
1978 | ![]() |
Брэбэм - Альфа Ромео | Отчет | |
Источники: [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Супервентилен (15 января 2013 г.). «ГРАН-ПРИ РЭМЕНЛОППЕТ 1933 ! (Гран-при автогонок Швеции, зима 1933 года)» . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 г. - на YouTube.
- ^ «Маннин Моар 1933 года, Гран-при Дьеппа, Кубка Чиано, Гран-при Швеции и Ниццы» . Колумбус.фи . Проверено 8 ноября 2012 г.
- ^ «Треки-Скандинавские страны» . Колумбус.фи . Проверено 8 ноября 2012 г.
- ^ Кеттлуэлл, Майк. «Гран-при Швеции: Формула-1 в Скандинавии», Уорд, Ян, исполнительный редактор. Мир автомобилей , том 19 (Лондон: Orbis, 1974), стр.2279.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Кеттлуэлл, стр.2279.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кеттлуэлл, с.2280.
- ^ Кеттлуэлл, стр. 2279-80.
- ^ Jump up to: а б «Гран-при Швеции 1967 года» . Мотоспорт . Проверено 5 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хайэм, Питер (1995). «Гран-при Швеции». Путеводитель Книги Гиннесса по международным автогонкам . Лондон, Англия: Motorbooks International. п. 440. ИСБН 978-0-7603-0152-4 – через Интернет-архив.
- ^ Jump up to: а б с «Гран-при Швеции» . ФастЛейн . Проверено 10 декабря 2021 г.
- ^ «Сезон Гран-при 1933 года - I Гран-при Свергиеса Соммара» . Золотая эра гонок Гран-при . Проверено 10 декабря 2021 г.