Jump to content

Гран-при Швеции

Гран-при Швеции
Скандинавская гоночная трасса
Информация о гонке
Количество раз проведения 14
Впервые проведен 1933
Последнее проведение 1978
Наибольшее количество побед (пилоты) ЮАР Джоди Шектер (2)        
Австрия Niki Lauda (2)
Наибольшее количество побед (конструкторы) Великобритания Тиррелл (2)
Длина цепи 4,031   км
Длина гонки 282,170   км
Круги 70
Последняя гонка ( 1978 )
Поул-позиция
Подиум
Самый быстрый круг

Гран -при Швеции ( швед . Sveriges Grand Prix ) — этап чемпионата мира Формулы-1 с 1973 по 1978 год. Он проходил на трассе Scandian Raceway в Андерсторпе ( муниципалитет Гиславед ), примерно в 65 километрах (40 милях) от Йёнчёпинга , в Смоланд , Швеция . Первой гонкой, завоевавшей титул Гран-при в Швеции, был Зимний Гран-при Швеции , ледовая гонка, похожая на гонки, проводимые в Эстонии , Финляндии и Норвегии . Первый летний Гран-при Швеции состоялся в 1933 году , но не повторялся до 1949 года.

Первыми гонками, получившими титул Гран-при Швеции, были три спортивных автомобилей гонки , проводившиеся в Робелевсбанане, начиная с 1955 года. Гонка Формулы 2, состоявшаяся в 1967 году, также носила этот титул.

Происхождение

[ редактировать ]

Хотя гонки в Швеции имеют долгую историю, только в 1931 году гонка впервые получила название Гран-при. Первый зимний Гран-при Швеции проводился на огромной 46-километровой трассе возле озера Рамен , примерно в 2 часах езды к северо-западу от Стокгольма, в снегу и на морозе, время круга составило около 35 минут. [ 1 ] В 1933 году первый летний Гран-при Швеции был проведен на другой огромной 30-километровой трассе, состоящей из дорог общего пользования, в Норра-Врам , недалеко к северу от Мальмё , гонку, которую можно сравнить с современными Гран-при. На первом круге произошло скопление нескольких автомобилей, в результате которого несколько водителей были ранены, двое серьезно, а механик погиб. Одна из разбившихся машин стала причиной пожара, в результате которого соседний дом сгорел дотла. [ 2 ] Гонка продолжалась, пока на месте происшествия находились службы экстренной помощи, и в конечном итоге гонку выиграл Антонио Бривио на Alfa Romeo (за Scuderia Ferrari ). После этого крупные гонки прекратились. [ 3 ]

Кристианстад

[ редактировать ]
№31, Ferrari 500 Mondial №0408MD, которым управлял Вальдемар Стенер на Гран-при Швеции 1955 года.

Первый послевоенный Гран-при (соревнование спортивных автомобилей) состоялся в августе 1955 года, всего через несколько месяцев после трагедии в Ле-Мане . [ 4 ] 75 000 зрителей окружили трассу Робелёвсбанан длиной 6,537 км (4,062 мили) , расположенную недалеко от Кристианстада . [ 5 ] Это был дебют Mercedes 300SLR (заявлен Хуана Мануэля Фанхио и Стирлинга Мосса ). [ 5 ] Среди других участников были Питер Коллинз и Рой Сальвадори (работы Aston Martin DB3S ), Эудженио Кастеллотти (единственные работы Ferrari 735 LM ) и работы Maserati 300S Жана Беры . [ 5 ]

Необычно то, что гонка стартовала с Ле-Мана . [ 5 ] Это оказалось «скучной процессией». [ 5 ] Мосс лидировал на первом круге, а Фанхио взял на себя командование на втором круге и удерживал лидерство в течение следующих 31 круга до клетчатого флага. [ 5 ] Финишировали только Фанхио, Мосс, Кастеллотти (занявший третье место) и Бера. [ 5 ]

После того, как в 1956 году трассу изменили и расширили, после того как она была включена в календарь чемпионата мира по спортивным автомобилям , [ 5 ] состоялось еще одно мероприятие. В нем приняли участие более крупные команды, включая заводские команды Ferrari и Maserati, а также Ecosse Ecurie , выигравшие Ле-Ман от D-types , и пробежали 153 круга. [ 6 ]

Коллинз сразу же вырвался вперед на Ferrari 290 MM , его преследовали 300S Мосса и Майка Хоторна Ferrari 860 Monza . На первом пит-стопе Мосс вышел первым. У Бехры (совместно с Моссом 300S) возникли проблемы с тормозами, а у Оливье Гендебьена (в Ferrari Коллинза) произошла утечка масла. [ 5 ] Масло привело к аварии с участием товарищей Гендебьена по команде Коллинза (заменившего Вольфганга фон Трипса ) и Фила Хилла (в машине, заведенной Морисом Трентиньяном ). [ 5 ] Это вывело Феррари, разделенную между Кастеллотти и Фанхио, далеко вперед. [ 5 ] Мосс взял на себя управление Maserati Луиджи Виллорези и Гарри Шелла . [ 7 ] только для того, чтобы у него также были проблемы с тормозами. [ 6 ] Автомобиль, который начал Мосс, загорелся во время пит-стопа. [ 6 ] Двигатель Кастеллотти вырвался вперед, что дало победу Трентиньяну/Хиллу 250MM, за ним следовали фон Трипс/Коллинз на втором 250MM и Хоторн/ Альфонсо де Портаго / Дункан Хэмилтон на 860 Monza. [ 6 ]

Последний Гран- при спортивных автомобилей в Робелёвсбанане состоялся в 1957 году, это была шестичасовая гонка чемпионата мира по спортивным автомобилям, а не 1000 км (620 миль). В нем доминировал Maserati 450S, который разделяли Мосс и Бера, который «торопился домой». [ 6 ] перед Ferrari 335 S компании Hill and Collins. Кроме того, Мосс управлял автомобилем 300S Джо Боннье , Джорджио Скарлатти и Гарри Шелла , который занял третье место. [ 6 ] Хоторн и Луиджи Муссо заняли четвертое место на 335 S. [ 6 ]

Карлскога

[ редактировать ]

В 1967 году название «Гран-при Швеции» было дано в качестве единоразового названия проводившемуся в том году Канонлоппету в Карлскоге. Он проводился по правилам Формулы-2, и его выиграл Джеки Стюарт . [ 8 ]

Андерсторп

[ редактировать ]

Ронни Петерсона Успех в составе Team Lotus стал катализатором Гран-при Швеции, и гонка впервые состоялась в 1973 году на знаменитой трассе Scandian Raceway, примерно в двух часах езды к востоку от Гетеборга, в центре южной Швеции. , как и Уоткинс-Глен на востоке Соединенных Штатов , был очень изолирован, и люди часто либо разбивали палатки, либо оставались в домах местных жителей, которых было мало и они были редки в ближайшем городе Андерсторп , город с населением менее 5000 человек; в более крупном городе Гиславед не так много жилья. Петерсон не разочаровал своих болельщиков в квалификации, завоевав поул на своем Lotus. На протяжении 70 кругов казалось, что команда Lotus будет иметь счет один-два: первым будет Петерсон, а вторым - чемпион мира Эмерсон Фиттипальди . Однако случилась катастрофа, когда Фиттипальди ушел из спорта из-за поломки коробки передач. Тем временем Денни Халм быстро сокращал отставание от лидера, а у Петерсона были серьезные проблемы с износом шин, и он боролся за то, чтобы оставаться на трассе. На 79-м, предпоследнем, круге Халм смог обогнать местного героя и вырвать победу, решение новозеландца обкатать на своем автомобиле более жесткие шины McLaren Cosworth оправдали себя. Петерсон был вторым. Это было максимально близко к победе шведа на родной земле. В сезоне 1973 года Cosworth DFV приводил победителя в каждой гонке сезона из 15 гонок, и этот результат никогда не повторялся.

В 1974 году на Гран-при Швеции полностью доминировали два Tyrrell 007 Cosworth Джоди Шектера и Патрика Депайлера . Поул завоевал француз, однако Шектер опередил его в гонке на 0,380 секунды. Это была первая победа южноафриканца на Гран-при.

В 1975 году, во второй год работы австрийца Ники Лауды в Ferrari, команда предоставила ему 312T – автомобиль, который технически намного превосходил любого конкурента. [ нужна ссылка ] В том же году он выиграл свой первый титул чемпиона мира с пятью победами и огромным отрывом от второго места. [ ВОЗ? ] в чемпионате. В Андерсторпе он одержал свою третью победу подряд в сезоне после Гран-при Монако и Бельгии . Квалификация привела к поул-позиции Витторио Брамбиллы в его марше , Лауда квалифицировался пятым по скорости, а его товарищ по команде Клэй Регаццони - 11-м. В гонке Брамбилла лидировал, но к 16-му кругу его обогнал Карлоса Ройтемана Brabham . Тем временем Лауда уверенно продвигался по полю и на 42-м круге стал вторым. Он проехал серию самых быстрых кругов, приблизился к Ройтеманну и обогнал его, выиграв Гран-при, на 6 секунд. Ройтеманн финишировал вторым, а Регаццони на втором Ferrari 312T третьим. На Гран-при Швеции 1976 года была одержана первая (и единственная) победа шестиколесного автомобиля – Tyrrell P34 . Теория заключалась в том, что четыре крошечных передних колеса увеличат механическое сцепление передней части автомобиля (с большим количеством резины на дороге) и, таким образом, устранят недостаточную поворачиваемость и в то же время улучшат прохождение поворотов и торможение. Когда это стало известно, это стало настоящей сенсацией сезона 1976 года. Автомобиль представлял собой возможность сфотографироваться на колесах – их шесть, и именно поэтому – и, должно быть, давал В предсезонной подготовке 1976 года и за ее пределами у «Эльфа» было больше свободной рекламы, чем за все 1974 и 1975 годы. Игрок «Тиррелла» Джоди Шектер занял поул, а Патрик Депайлер занял четвертое место. В гонке Тирреллы властно добились сокрушительного результата один-два. Южноафриканец, который позже признался, что считает концепцию шестиколесного автомобиля нелепой, сиял на подиуме. Однако шведская победа оказалась случайностью, и P34 больше никогда не выигрывал гонку. В Андерсторпе Жак Лаффит на своем Gitanes спонсируемом Ligier - Matra показал себя превосходно, стремясь к победе на Гран-при Швеции 1977 года. Франция вернулась на карту мира: это был первый случай, когда французский автомобиль с французским двигателем, поддерживаемый французской компанией и управляемый французским водителем, выиграл Гран-при.

Гонка 1978 года и «фанатская машина» Brabham

[ редактировать ]
Brabham BT46B «фанатская машина»

На Гран-при Швеции 1978 года в Формуле-1 впервые появился Brabham BT46B . Разработанный Brabham из Гордоном Мюрреем , который пытался затмить Колина Чепмена изобретение на Lotus 79 , автомобиль отличался большим вентилятором, вытягивающим воздух из-под днища автомобиля для создания дополнительной прижимной силы. Его законность вскоре была опротестована, но ему разрешили участвовать в гонках: Ники Лауда и Джон Уотсон заняли 2-е и 3-е места в квалификации после Lotus 79 Марио Андретти . Андретти в конце концов выбыл из-за поломки клапана, что позволило Лауде выйти вперед. Как только задний маркер уронил масло на трассу, Brabham начал собственную гонку, казалось бы, на него не повлияла скользкая поверхность. Лауда выиграл с преимуществом в 34,6 секунды. Позже компания Brabham добровольно отозвала «фанатскую машину», и она больше никогда не участвовала в гонках. Однако машина была признана легальной, что позволило сохранить победу, что также стоило Эрроузу шансов на победу в их дебютном сезоне.

Гран-при Швеции не проводилось с 1978 года. Смерть Ронни Петерсона и Гуннара Нильссона в том же году способствовала прекращению этого этапа чемпионата мира, поскольку в результате интерес к Формуле-1 в Швеции упал. Гонка была запланирована на сезон 1979 года, но была отменена еще до ее проведения из-за отсутствия местной спонсорской поддержки.

Победители

[ редактировать ]

Гонки до 1956 года официально назывались Летним Гран-при Швеции.
Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.

Повторные победители (пилоты)

[ редактировать ]
Победы Водитель Выигранные годы
2 ЮАР Джоди Шехтер 1974 , 1976
Австрия Niki Lauda 1975 , 1978
Источник: [ 9 ]

Неоднократные победители (строители)

[ редактировать ]

Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.

Команды, выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.

Победы Конструктор Выигранные годы
2 Италия Мазерати 1949 , 1957
Италия Феррари 1956 , 1975
Великобритания Тиррелл 1974 , 1976
Источники: [ 9 ] [ 10 ]

Повторные победители (производители двигателей)

[ редактировать ]

Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.

Производители, выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.

Победы Производитель Выигранные годы
3 Соединенные Штаты Форд * 1973 , 1974 , 1976
2 Италия Мазерати 1949 , 1957
Италия Феррари 1956 , 1975
Италия Альфа Ромео 1933 , 1978
Источники: [ 9 ] [ 10 ]

* Построен компанией Cosworth.

Карта всех мест проведения Гран-при Швеции.

Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.

Год Водитель Конструктор Расположение Отчет
1933 Италия Антонио Бривио Альфа Ромео Северный Врам Отчет
1934

1948
Не проводится
1949 Таиланд Б. Бира Мазерати Острая шея Отчет
1950

1954
Не проводится
1955 Аргентина Хуан Мануэль Фанхио Mercedes-Benz Робеловбанан Отчет
1956 Соединенные Штаты Фил Хилл
Франция Морис Трентиньян
Феррари Отчет
1957 Франция Жан Бера
Великобритания Стирлинг Мосс
Мазерати Отчет
1958

1966
Не проводится
1967 Великобритания Джеки Стюарт Матра - Косворт Карлскога Отчет
1968

1972
Не проводится
1973 Новая Зеландия Денни Халм Макларен - Форд Андерсторп Отчет
1974 ЮАР Джоди Шехтер Тиррелл - Форд Отчет
1975 Австрия Niki Lauda Феррари Отчет
1976 ЮАР Джоди Шехтер Тиррелл - Форд Отчет
1977 Франция Жак Лаффит Лижье - Матра Отчет
1978 Австрия Niki Lauda Брэбэм - Альфа Ромео Отчет
Источники: [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
  1. ^ Супервентилен (15 января 2013 г.). «ГРАН-ПРИ РЭМЕНЛОППЕТ 1933 ! (Гран-при автогонок Швеции, зима 1933 года)» . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 г. - на YouTube.
  2. ^ «Маннин Моар 1933 года, Гран-при Дьеппа, Кубка Чиано, Гран-при Швеции и Ниццы» . Колумбус.фи . Проверено 8 ноября 2012 г.
  3. ^ «Треки-Скандинавские страны» . Колумбус.фи . Проверено 8 ноября 2012 г.
  4. ^ Кеттлуэлл, Майк. «Гран-при Швеции: Формула-1 в Скандинавии», Уорд, Ян, исполнительный редактор. Мир автомобилей , том 19 (Лондон: Orbis, 1974), стр.2279.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Кеттлуэлл, стр.2279.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г Кеттлуэлл, с.2280.
  7. ^ Кеттлуэлл, стр. 2279-80.
  8. ^ Jump up to: а б «Гран-при Швеции 1967 года» . Мотоспорт . Проверено 5 апреля 2020 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д Хайэм, Питер (1995). «Гран-при Швеции». Путеводитель Книги Гиннесса по международным автогонкам . Лондон, Англия: Motorbooks International. п. 440. ИСБН  978-0-7603-0152-4 – через Интернет-архив.
  10. ^ Jump up to: а б с «Гран-при Швеции» . ФастЛейн . Проверено 10 декабря 2021 г.
  11. ^ «Сезон Гран-при 1933 года - I Гран-при Свергиеса Соммара» . Золотая эра гонок Гран-при . Проверено 10 декабря 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: af74b982e2452a446ec79bb574282aea__1713996720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/af/ea/af74b982e2452a446ec79bb574282aea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Swedish Grand Prix - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)