Jump to content

Феррари 312Т

Феррари 312Т
Niki Lauda (1949–2019) in a 312 T2
Категория Формула-1
Конструктор Скудерия Феррари
Дизайнер(ы) Мауро Форгьери
Предшественник 312Б3
Преемник 126С
Технические характеристики [ нужна ссылка ]
Шасси Каркас из стальных труб с алюминиевыми срезными панелями
Подвеска (передняя) Двойные поперечные рычаги , внутренняя пружина / амортизатор
Подвеска (задняя) Подвеска на двойных поперечных рычагах
Двигатель Ferrari Tipo 015 , 2992 куб.см (182,6 куб. дюймов), оппозитный 12 , безнаддувный , среднемоторный , продольно расположенный
Передача инфекции Ferrari Type 015 5-ступенчатая поперечная коробка передач механическая.
Власть 500–515 л.с. (372,8–384,0 кВт) при 12500 об/мин. [ 1 ]
236 lb⋅ft (320.0 N⋅m)
Топливо Аджип
Шины Гудиер
История соревнований
Известные участники Скудерия Феррари
Известные драйверы Австрия Niki Lauda
Швейцария Клэй Регаццони
Аргентина Карлос Ройтеманн
ЮАР Джоди Шехтер
Канада Жиль Вильнев
Дебют Гран-при Южной Африки 1975 года (312T)
Гран-при Испании 1976 года (312T2)
Гран-при Южной Африки 1978 года (312T3)
Гран-при Южной Африки 1979 года (312T4)
Гран-при Аргентины 1980 года (312T5)
Гонки Победы Подиумы поляки Ф/кругов
89 27 61 19 25
Чемпионат конструкторов 4 ( 1975 , 1976 , 1977 , 1979 )
Чемпионат водителей 3 ( Niki Lauda 1975 , 1977 ,
Джоди Шектер 1979 )
nb Если не указано иное, все данные относятся к
Только Гран-при чемпионата мира Формулы-1.

Ferrari 312T представлял собой автомобиль Ferrari Формулы-1 , основанный на модели 312B3 1974 года. В различных версиях он использовался с 1975 по 1980 год. Он был разработан Мауро Форгьери для сезона 1975 года и имел несложный и чистый дизайн, который отвечал потребностям ну и механические апгрейды.

Серия 312T выиграла 27 гонок, четыре чемпионата конструкторов и три чемпионата пилотов, что сделало ее самой успешной конструкцией автомобилей в истории Формулы-1. его заменил В сезоне 1981 года 126 C , первый автомобиль Формулы-1 Ferrari с турбонаддувом . автомобиль Ferrari Это также был последний безнаддувный в Формуле-1 до появления Ferrari 640 в 1989 году, после запрета на с турбонаддувом . двигатели [ 2 ] [ 3 ]

Механическая конфигурация

[ редактировать ]

Автомобиль был оснащен мощным и надежным Tipo 12-цилиндровым двигателем 015 мощностью около 510 л.с. Хотя ему приходилось перевозить больше топлива, масла и воды, чем Cosworth DFV, автомобилям с двигателем соотношение мощности и веса у Flat-12 было примерно таким же, как у DFV. «3» обозначало объем двигателя автомобиля (3 литра), а «12» — количество цилиндров (12).

Чтобы улучшить предыдущий 312B3 , Форгьери разработал новое шасси для 312T. Шасси 312Т представляло собой полумонокок, состоящий из трубчатой ​​пространственной рамы, усиленной клепаными алюминиевыми панелями. Эта «традиционная» конструкция отличалась от полного монокока модели 312B3. Новое шасси было немного тяжелее монокока 312B3, но имело сопоставимую жесткость и его было легче регулировать и ремонтировать. Он также может принять кузов с более низкой лобовой частью, что уменьшит сопротивление. Конструкция подвески была существенно переработана для работы с новым шасси. Одна и та же базовая конструкция и метод изготовления шасси использовались во всех автомобилях серии 312Т, хотя более поздние автомобили получили модификации для повышения жесткости на кручение. [ 4 ] : 12–13, 41, 44 

Поперечная коробка передач Ferrari 312T3.
Поперечная коробка передач Ferrari 312T3.

Инженер Форгери и Ferrari Вальтер Сальварани также разработал новую коробку передач для 312T. Этот агрегат устанавливался позади двигателя в поперечной ориентации, впереди задних колес. Это переместило центр масс автомобиля вперед и понизило полярный момент инерции. Эта конструкция имела прецедент в March 721X . [ 4 ] : 63–64  Эта конфигурация коробки передач считалась настолько важной для общей конструкции, что буква «Т» в названии 312T обозначала поперечную передачу . [ 5 ] По-итальянски поперечно. Хотя все коробки передач 312T, использовавшиеся на соревнованиях, были обычными механическими коробками передач, в 1979 году Ferrari кратко поэкспериментировала с полуавтоматической версией коробки передач. Она представляла собой модифицированную версию механической коробки передач, приводимую в действие гидравлической системой высокого давления, управляемой с помощью установленных кнопок. на руле. Система была предназначена для ускорения переключения передач и уменьшения человеческого фактора. Он был протестирован пилотом Scuderia Ferrari Жилем Вильневом во Фьорано , но не использовался в соревнованиях, поскольку Вильнев предпочитал оригинальную механическую коробку передач. Феррари вернется к полуавтоматической коробке передач 10 лет спустя, в автомобиле Ferrari 640 F1 1989 года. [ 4 ] : 65  [ 6 ]

Niki Lauda 's 1975 312T on display.

Разработка 312T началась в 1974 году, когда стало очевидно, что проблемы с управляемостью нынешнего шасси 312B3 не могут быть решены и потребовалось радикальное переосмысление. [ 7 ] Как и все автомобили Ferrari F1 той эпохи, проектированием новой модели руководил Мауро Форгьери — талантливый итальянский инженер спроектировал совершенно новое шасси и кузов, а также переработал двигатель и коробку передач.

Автомобиль был построен из алюминиевых панелей поверх стальной трубчатой ​​рамы, что было типично для Формулы-1 того времени. [ 8 ] но отличался большим количеством новых конструктивных особенностей, наиболее интересной из которых была поперечно расположенная коробка передач — буква Т в названии автомобиля обозначала Trasversale . Конструкция коробки передач позволила расположить ее перед задней осью, чтобы обеспечить низкий полярный момент инерции. Подвеска также существенно отличалась от подвески 312В3, а передняя часть шасси была значительно уже. Управляемость автомобиля оказалась по своей сути нейтральной, без постоянной недостаточной поворачиваемости , которая портила 312B3. Ники Лауда тщательно тестировал машину в межсезонье, готовясь к полноценной борьбе за чемпионство.

Первый 312T был построен осенью 1974 года и представлен прессе в Модене после окончания сезона 1974 года. Однако команда использовала старый 312B3 в первых двух гонках сезона 1975 года, и только на Гран-при Южной Африки 312T дебютировал в гонках. Показатели автомобиля в дебютной гонке были разочаровывающими: машина Клея Регаццони была настроена неправильно, а Ники Лауда страдал от недостатка мощности. Последующие испытания двигателя Лауды показали, что возникла техническая проблема. [ 7 ]

Модель 312T была испытана вместе с моделью 312B3 во Фиорано , окончательно доказав, что новая машина быстрее, и действительно, она выиграла свою следующую гонку, не относящуюся к чемпионату, гонку International Trophy , с Лаудой за рулем. На чемпионате мира, после медленного старта сезона, в котором Брэбэм , Тиррелл и Макларен составляли сильную конкуренцию, Лауда выиграл 4 из 5 гонок в середине сезона, а затем завоевал титул в Монце , финишировав третьим, в то время как Клея Регаццони победа в Эта гонка обеспечила Ferrari ее первый чемпионат конструкторов с 1964 года. В конце сезона Лауда выиграл Гран-при США , подтвердив превосходство Ferrari в 1975 году.

был Технический регламент Формулы-1 изменен на сезон 1976 года – начиная с Гран-при Испании в мае высокие воздушные боксы ставшие популярными будут запрещены. Таким образом, правила позволяли Ferrari продолжать использовать 312T в первых трех гонках сезона 1976 года (Лауда выиграл первые две, а Регаццони - третью) до появления ее преемника, пересмотренной версии под названием 312T2.

В гонках участвовало пять шасси 312T (номера шасси: 018 021 022 023 024). [ 9 ] Последняя гонка чемпионата мира для автомобиля состоялась на Гран-при США Запада 1976 года .

Клей Регаццони (1939–2006) на 312T2 в 1976 году на Нюрбургринге.

Модель 312T2 была представлена ​​во Фиорано и имела ряд модификаций по сравнению с моделью 312T. [ 10 ] Чтобы соответствовать пересмотренным аэродинамическим правилам, в автомобиле больше не было воздушного короба за кабиной. Вместо этого в форме NACA в боковые части кабины были встроены воздухозаборники , подающие воздух в каждый ряд цилиндров 12-цилиндрового двигателя. Колесная база составила 2560 мм и оказалась на 42 мм длиннее, чем у 312T. [ 11 ] На момент запуска автомобиль также имел некоторые заметные механические модификации, в том числе заднюю подвеску De Dion , от которой после обширных испытаний отказались в пользу более традиционной подвески. [ 10 ]

Модель 312T2 дебютировала в гонке Brands Hatch чемпионов вне чемпионата в марте 1976 года и впервые была использована в гонке чемпионата мира в мае на Гран-при Испании . Во всяком случае, 312T2 был более успешным, чем 312T. Лауда уверенно лидировал в чемпионате мира после еще трех побед, когда на Гран-при Германии 1976 года в Нюрбургринге он попал в крупную аварию, вызванную подозрением на неисправность задней подвески . После этого он чуть не сгорел заживо, но чудесным образом вернулся к гонкам всего через 6 недель. Лауда уступил титул Джеймсу Ханту всего на одно очко , но превосходство 312T2 помогло Ferrari выиграть второй подряд титул конструкторов.

К сезону 1977 года модель 312T2 была повышена до B-спецификации. На первых гонках автомобили мало чем отличались от автомобилей спецификации 1976 года, действительно, две машины 1976 года (шасси 026 и 027) использовались в первых гонках. [ 9 ] Одним из немногих видимых изменений стало первое добавление логотипов Fiat на автомобиль Ferrari F1. Лауда был недоволен характеристиками автомобиля на первых двух гонках 1977 года и возглавил обширную программу испытаний по доработке автомобиля в течение нескольких недель между Бразилии и Южной Африки . Гран-при [ 10 ] В результате этих испытаний в автомобиль было внесено несколько изменений, в том числе новое заднее антикрыло, измененный кузов и подвеска. Лауда выиграл гонку в Южной Африке, хотя и при трагических обстоятельствах: его машина была сильно повреждена обломками в результате смертельной аварии Тома Прайса .

В течение сезона было построено три новых автомобиля (номера шасси 029, 030 и 031), и разработка автомобиля продолжалась. [ 9 ] Было использовано несколько различных профилей носовой части и заднего крыла, некоторые из которых были специально адаптированы для конкретных трасс, а также были внесены многочисленные изменения в подвеску и заднюю часть кузова. Одна из проблем, с которой Ferrari столкнулась с 312T2B в 1977 году, заключалась в том, что шины Goodyear все больше не подходили для этой машины. Поскольку Goodyear продолжала разрабатывать шины, способные выдерживать высокую прижимную силу Lotus 78 , Ferrari (с меньшей прижимной силой) стало сложнее поддерживать достаточную температуру шин. Несмотря на то, что автомобиль B-spec по-прежнему быстр, он оказался более сложным в управлении, чем прошлогодняя версия автомобиля, во многом из-за недостаточной температуры шин и различных профилей крыльев, которые использовали Форгьери и его команда, некоторые из которых не работали. правильно. В одном примере Лауда сошел с Гран-при Швеции из-за проблем с управлением машиной.

Однако, несмотря на свои проблемы, 312T2B оказался достаточно хорош, чтобы выиграть чемпионат пилотов для Лауды, который выиграл больше за счет надежности автомобиля, чем за счет скорости. Он одержал 3 победы, а Ройтеманн выиграл одну. Чемпионат конструкторов также был закреплен за третьим сезоном подряд, прежде чем Лауда покинул команду до конца сезона после того, как выиграл чемпионат в Уоткинс-Глене в Америке. Его заменил пылкий канадец Жиль Вильнев, но Вильнев не смог справиться с T2B, поскольку его нейтральное управление не соответствовало его избыточной поворачиваемости. Ferrari должна была выставить 3 машины в парке Моспорт в Канаде, но Лауда решил уйти раньше, потому что чувствовал, что Ferrari не сможет выставить 3 машины на гонке, не истощив свои ресурсы. Затем на последней гонке на трассе горы Фудзи в Японии Вильнев попал в серьезную аварию: в конце прямой он налетел на шестиколесный Тиррелл Ронни Петерсона, преодолел барьер Armco и приземлился в зоне, ограниченной для зрителей. Двое зрителей, стоявших в этой запретной зоне, были мгновенно раздавлены и убиты летающим Ferrari.

Модель 312T2B использовалась в первых двух гонках 1978 года, прежде чем была заменена моделью 312T3.

Ferrari 312T3, управляемый Карлосом Ройтеманном (1942–2021) на Гран-при США 1978 года в Уоткинс-Глене, штат Нью-Йорк.

Модель 312T3 была представлена ​​Вильневу и Ройтеману на третьей гонке сезона 1978 года.

Автомобиль имел тот же оппозитный 12-цилиндровый двигатель, который использовался с 1970 года, хотя и был настроен на мощность около 515 л.с. Шасси было совершенно новым, с новой несущей конструкцией и другой схемой подвески, предназначенной для работы с шинами Michelin. Конструкция кузова заметно изменилась: верхняя часть кузова стала более плоской, что позволило улучшить приток воздуха к заднему крылу.

Однако вся тяжелая работа ни к чему не привела, поскольку новаторский автомобиль» Lotus 79 « крылатый с легкостью победил всех желающих в этом сезоне, а Ferrari пришлось собирать осколки всех неудач Lotus. Ройтеманн выиграл 4 гонки, а Вильнев впервые выиграл финальную гонку, свою домашнюю гонку в Канаде , но это был скорее сезон консолидации. Ройтеманн перешел в Lotus в 1979 году, его заменил Джоди Шектер . Феррари заняла второе место в Кубке конструкторов.

Джоди Шектер за рулем 312T4 на Гран-при Монако 1979 года , где он одержал свою вторую победу в сезоне .

В 1979 году был достигнут значительный прогресс в аэродинамике, и, чтобы бросить вызов Lotus , Форгьери понял, что ему нужно последовать их примеру и спроектировать экраноплан для 1979 года. Модель 312T4 , представленная на Гран-при Южной Африки 1979 года, была близка к модели 312Т3. Его происхождение наложило ограничения на аэродинамическую конструкцию, поскольку серия T никогда не проектировалась с учетом эффекта земли. Монокок 312T4 был спроектирован как можно более узким, чтобы воспользоваться эффектом грунта, но это было ограничено шириной плоского 12-цилиндрового двигателя, который частично располагался в том месте, где должна была быть стреловидная нижняя часть, поэтому 312T4 был скорее крылатый автомобиль, похожий на Lotus 78 .

Автомобиль был чрезвычайно надежным: только один раз он сошёл с дистанции по механическим причинам, а в 1979 году он выиграл 6 гонок, по три для Вильнёва и Шектера. Другие хорошие места помогли Ferrari выиграть свой четвертый чемпионат конструкторов за 5 сезонов, а Шектеру - свой единственный чемпионат пилотов.

Шектеру подарили автомобиль 312T4, на котором он участвовал в своем чемпионате после того, как новый 312T5 был готов к дебюту в Аргентине в 1980 году. Он до сих пор владеет им и управлял им на Гран-при Бахрейна 2010 года, чтобы отпраздновать 60-летие Формулы-1, а также со всеми ныне живущими чемпионами мира Формулы-1, за исключением Нельсона Пике и Кими Райкконена . [ 12 ]

312T5 Жиля Вильнева .

В сезоне 1980 года продолжили аэродинамический прогресс команды Cosworth DFV ​​сильно обновленная версия 312T4, 312T5 , и в начале сезона была представлена . Ferrari была полностью превзойдена, поскольку их широкий двигатель 312 «Boxer» не соответствовал аэродинамическим требованиям. Машина была ненадежной, медленной и неэффективной на фоне конкурентов. Машины других конструкторов становились лучше на протяжении сезона, тогда как развитие 312T5 практически ни к чему не привело – машина становилась все менее и менее конкурентоспособной по ходу сезона. Впервые с 1973 года Ferrari не выигрывала ни одной гонки за целый сезон, а в Кубке конструкторов команда финишировала 10-й. Шектер даже не смог пройти квалификацию в Канаде и, набрав всего 2 очка, ушел из спорта в конце года.

пришла совершенно новая машина 126CK На смену 312T5 в сезоне 1981 года .

Шестиколесный 312T6 имел четыре задние шины, специально разработанные для этой цели. Это была одна из немногих шестиколесных моделей того периода, хотя P34 Тиррелла был единственным экземпляром, участвовавшим в гонках. Автомобиль пошел по стопам Tyrrell P34, но вместо четырех передних колес меньшего размера в T6 использовались 4 задних колеса нормального размера на одной задней оси. [ 13 ]

Автомобиль тестировали Ники Лауда и Карлос Ройтеманн в 1977 году, но он никогда не участвовал в гонках. Не говоря уже о том, что он был намного шире, чем разрешали правила, управлять им было непросто. Во время одной из тестовых сессий на испытательном треке Ferrari во Фьорано Карлос Ройтеманн на 12-м круге разбил машину, которая затем загорелась. В другой раз у него сломалась задняя стойка. [ нужна ссылка ] Ройтемана не впечатлил 312T6. [ 14 ]

После эксперимента 312T6 в итальянской прессе появились статьи с фотографиями и иллюстрациями, изображающими секретный восьмиколесный автомобиль Ferrari Формулы-1, получивший название 312T8 . Они показали четыре колеса спереди, как у Tyrrell P34, и еще четыре сзади, как у March 2-4-0 . Идея была явно сумасшедшей, и ни одна такая машина так и не была реализована. Много лет спустя выяснилось, что эти фотографии были макетом, выпущенным самой Ferrari (хотя и не официально), чтобы привлечь внимание. [ 15 ] [ 16 ]

Технические данные

[ редактировать ]
Технические данные 312Т 312Т2 312Т3 312Т4 312Т5
Двигатель: Среднерасположенный 12-цилиндровый V-образный двигатель с углом поворота 180°
смещение : 2992 см³
Отверстие x ход: 80,0 х 49,6 мм
Сжатие : 11.5:1
Максимальная мощность при об/мин: 495 л.с. при 12 200 об/мин 500 л.с. при 12 200 об/мин 510 л.с. при 12 200 об/мин 515 л.с. при 12 300 об/мин
Управление клапаном: Двойные верхние распредвалы на ряд цилиндров, по 4 клапана на цилиндр.
Топливная система: Лукас впрыск топлива
Коробка передач : 5-ступенчатая механическая 6-ступенчатая механическая
подвеска перед: Двойные поперечные рычаги, винтовые пружины, стабилизаторы поперечной устойчивости.
задняя подвеска : Верхняя поперечная тяга, нижняя треугольная тяга, двойные продольные тяги,
винтовые пружины, стабилизаторы поперечной устойчивости
Двойные треугольные рычаги, винтовые пружины, стабилизаторы поперечной устойчивости.
Тормоза : Гидравлические дисковые тормоза
Шасси и кузов : Самонесущий монокок
Колесная база : 252 см 256 см 270 см
Сухой вес : 575 кг 560 кг 580 кг 590 кг 595 кг

Полные результаты чемпионата мира Формулы-1

[ редактировать ]
Год Шасси Шины Водитель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Очки ВСЦ
1975 312Т Г АРГ ХОРОШИЙ ЮАР ESP МОЙ БЕЛ Швеция ВНИЗ ОТ Великобритания ДАВАТЬ АВТО ОНА олень 72.5 1 1-й
Клэй Регаццони 16 Северная Каролина Верно 5 3 3 Верно 13 Верно 7 1 Верно
Niki Lauda 5 Верно 1 1 1 2 1 8 3 6 3 1
1976 312Т Г ХОРОШИЙ ЮАР И Т. Д ESP БЕЛ МОЙ Швеция ОТ Великобритания ДАВАТЬ АВТО ВНИЗ ОНА МОЖЕТ олень Япония 83 1-й
Niki Lauda 1 1 2
Клэй Регаццони 7 Верно 1
312Т2 Niki Lauda 2 1 1 3 Верно 1 Верно 4 8 3 Верно
Клэй Регаццони 11 2 14 6 Верно ДСК 9 2 2 6 7 5
Карлос Ройтеманн 9
1977 312Т2Б Г АРГ ХОРОШИЙ ЮАР И Т. Д ESP МОЙ БЕЛ Швеция ОТ Великобритания ДАВАТЬ АВТО ВНИЗ ОНА олень МОЖЕТ Япония 95
(97)
1-й
Niki Lauda Верно 3 1 2 DNS 2 2 Верно 5 2 1 2 1 2 4
Карлос Ройтеманн 3 1 8 Верно 2 3 Верно 3 6 15 4 4 6 Верно 6 Верно 2
Жиль Вильнев 12 Верно
1978 312Т2Б М АРГ ХОРОШИЙ ЮАР И Т. Д МОЙ БЕЛ ESP Швеция ОТ Великобритания ДАВАТЬ АВТО ВНИЗ ОНА олень МОЖЕТ 58 2-й
Карлос Ройтеманн 7 1
Жиль Вильнев 8 Верно
312Т3 Карлос Ройтеманн Верно 1 8 3 Верно 10 18 1 Верно ДСК 7 3 1 3
Жиль Вильнев Верно Верно Верно 4 10 9 12 Верно 8 3 6 7 Верно 1
1979 312Т3 М АРГ ХОРОШИЙ ЮАР И Т. Д ESP БЕЛ МОЙ ОТ Великобритания ДАВАТЬ АВТО ВНИЗ ОНА МОЖЕТ олень 113 1-й
Джоди Шехтер Верно 6
Жиль Вильнев Верно 5
312Т4 Джоди Шехтер 2 2 4 1 1 7 5 4 4 2 1 4 Верно
Жиль Вильнев 1 1 7 7 Верно 2 14† 8 2 Верно 2 2 1
1980 312Т5 М АРГ ХОРОШИЙ ЮАР И Т. Д БЕЛ МОЙ ОТ Великобритания ДАВАТЬ АВТО ВНИЗ ОНА МОЖЕТ олень 8 10-е место
Джоди Шехтер Верно Верно Верно 5 8 Верно 12 10 13 13 9 8 DNQ 11
Жиль Вильнев Верно 16 Верно Верно 6 5 8 Верно 6 8 7 Верно 5 Верно

^ 1 В 1975 году за рулем Ferrari 312B3 было набрано девять очков .
† - Пилот сошел с дистанции, но был классифицирован, поскольку преодолел более 90% дистанции гонки.

  • Тремейн, Дэвид; Хьюз, Марк (1998). Краткая энциклопедия Формулы-1 . Парагон.
  • Генри, Алан (1989). Феррари - Автомобили Гран-при (2-е изд.). Хэзлтон. ISBN  0-905138-61-9 .
  • «Феррари 312Т: Статья, Технические подробности, Галерея, Результаты» . ConnectingRod.it . Проверено 6 июля 2014 г.
  • Дэвид, Деннис (21 августа 2012 г.). «Феррари 312Т» . grandprixhistory.org. Архивировано из оригинала 1 марта 2012 года . Проверено 6 июля 2014 г.
  1. ^ «Двигатель Феррари • СТАТИСТИКА Ф1» .
  2. ^ «Познакомьтесь с самыми впечатляющими двигателями Ferrari Формулы 1 — автоэволюция» . Архивировано из оригинала 29 июля 2021 года.
  3. ^ «Самые привлекательные двигатели Ferrari в Формуле-1 — Scuderia.com» . Архивировано из оригинала 15 мая 2021 года . Проверено 24 ноября 2021 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Гартон, Ник (2016). Ferrari 312T 1975–1980 (312T, T2, T3, T4, T5 и T6): Руководство по ремонту для владельцев . Спаркфорд: Хейнс. ISBN  978-0-85733-811-2 . OCLC   953857583 .
  5. ^ Ferrari: Автомобиль Гран-при, стр. 229. Раздел V. 3-литровый двигатель V12. Глава 3. Устойчивый успех Лауды , автор Alan Генри Autocourse (1984) Hazelton Publishing ISBN   090-5138-61-9
  6. ^ Барлоу, Джейсон (4 февраля 2022 г.). «Великие инновации Ferrari: полуавтоматическая коробка передач Формулы-1» . www.ferrari.com . Проверено 6 ноября 2022 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Генри (1989), стр. 229–230.
  8. Официальный сайт Ferrari. Архивировано 24 февраля 2012 г. на Wayback Machine , получено 21 мая 2009 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Генри (1989), стр. 349–350.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Генри (1989), стр. 232–263.
  11. Официальный сайт Ferrari. Архивировано 16 июля 2011 г. на Wayback Machine , получено 21 мая 2009 г.
  12. ^ «Для Америки Хэмилтон — новый Бекхэм» . Архивировано из оригинала 14 июля 2011 года.
  13. ^ Кейт Коллантайн (1 марта 2007 г.). «Запрещено! Шестиколесные автомобили |» . F1fanatic.co.uk . Проверено 22 января 2011 г.
  14. ^ Маттейс Диепрам; «Уэхтель»; Рафаэль Рейна; Лео Бриворт; Джаспер Хейманс (9 января 2013 г.). «Машины Гран-при, которые никогда не участвовали в гонках (в разработке)» . Форикс . Проверено 6 июля 2014 г.
  15. ^ «Проекты Формулы-1, которые не были реализованы – когда всего четырех… недостаточно» (на испанском языке). effjuan.wordpress.com . Проверено 24 июля 2011 г.
  16. ^ «Шесть колес в моей повозке» . effjuan.wordpress.com . Проверено 24 июля 2011 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 42fcdf1a8a73a63e246455469335136b__1716030300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/42/6b/42fcdf1a8a73a63e246455469335136b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ferrari 312T - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)