Уильямс ФВ
![]() Гийс ван Леннеп на Iso – Marlboro FW на Гран-при Нидерландов 1974 года. | |||||||||
Категория | Формула-1 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Исо – Мальборо / Уильямс | ||||||||
Дизайнер(ы) | Джон Кларк | ||||||||
Предшественник | Исо – Мальборо FX3B | ||||||||
Преемник | Уильямс FW04 | ||||||||
Технические характеристики [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] | |||||||||
Шасси | Алюминиевый монокок с двигателем как полностью нагруженным элементом. | ||||||||
Двигатель | Ford Cosworth DFV 2993 куб.см (182,6 куб.дюйма), 90° V8 , без наддува , среднерасположенный . | ||||||||
Передача инфекции | Hewland FG 400 5-ступенчатая механика . | ||||||||
Масса | 576 кг (1269,9 фунта) | ||||||||
Топливо | ОТЛИЧНО | ||||||||
Смазочные материалы | ОТЛИЧНО | ||||||||
Шины | Файерстоун (1973–1974) Гудиер (1975) | ||||||||
История соревнований | |||||||||
Известные участники | Гоночные автомобили Фрэнка Уильямса | ||||||||
Известные драйверы | ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||||||
Дебют | Гран-при Испании 1973 года. | ||||||||
| |||||||||
nb Если не указано иное, все данные относятся к Только Гран-при чемпионата мира Формулы-1. |
Williams FW — автомобиль Формулы-1, который использовался компанией Frank Williams Racing Cars в сезонах 1973 , 1974 и 1975 годов . Его разработал Джон Кларк.
Первоначально в 1973 году автомобиль получил обозначение Iso – Marlboro IR , и сезон стартовал с двух экземпляров. Один из них был разрушен в результате аварии на Гран-при Германии 1973 года , и была построена замена. Когда Marlboro и итальянский производитель спортивных автомобилей Iso отказались от поддержки перед сезоном 1974 года, в 1974 году эти две машины были переименованы в Iso-Marlboro FW . Еще один экземпляр был построен в сезоне 1974 года. Эти три уцелевших автомобиля были переименованы в автомобили Williams в 1975 году и носили отдельные обозначения: FW01 , FW02 и FW03 , хотя автомобили были одного типа.
Разработка
[ редактировать ]Поскольку нынешнее шасси Williams, Iso – Marlboro FX3B, не соответствовало новым правилам 1973 года о деформируемых конструкциях, пришлось разработать новый автомобиль. Результатом стал IR (инициалы, обозначающие Iso Rivolta, хотя компания не принимала участия в создании автомобиля), разработанный бывшим инженером March Джоном Кларком. Еще один традиционный дизайн, он следовал дизайнерскому мышлению современной тенденции автомобилей Формулы-1 с низким центром тяжести и клиновидной формой, впервые использованной в Lotus 72 и McLaren M23 . [ 4 ] Он имел переднюю подвеску на двойных поперечных рычагах с верхними и нижними тягами сзади и подвесными рессорами по всему периметру. Топливные баки располагались по обе стороны кабины. Линии автомобиля были угловатыми, за исключением закругленной кабины. Итальянский инженер Джампаоло Даллара был привлечен в команду для модернизации задней подвески в сезоне 1973 года. [ 5 ] Рон Торанак также внес некоторые изменения в развитие игры. Позже в этом сезоне [ 6 ]
История гонок
[ редактировать ]1973
[ редактировать ]FX3B использовался в первых трех гонках сезона 1973 года, им управляли новозеландец Хауден Гэнли и итальянка Нанни Галли , хотя Джеки Преториус заменил его на Гран-при Южной Африки, когда Галли был травмирован. Новый IR появился на четвертой гонке сезона, Гран-при Испании , с Гэнли и вернувшимся Галли за рулем. Пройдя квалификацию на двух последних рядах стартовой решетки, итальянец финишировал 11-м, а Гэнли сошел с дистанции, когда у него закончилось топливо. [ 7 ] Оба гонщика сошли с дистанции в Бельгии из-за отказа двигателя Галли и аварии Гэнли, когда у него заклинило дроссель. [ 8 ] Оба гонщика сошли с дистанции из-за поломки полуоси на Гран-при Монако , хотя Гэнли квалифицировался десятым по скорости. [ 9 ] а после гонки Галли покинул команду и объявил о своем уходе из Формулы-1. [ 10 ]
Том Бельсё заменил Галли в Швеции, но он принимал участие только в тренировках (и был самым медленным), так как оказалось, что его спонсоры не получили финансирования на гонку. Гэнли разбился на разминке и финишировал одиннадцатым на машине, которую использовал Бельсо. [ 11 ] Перед этой гонкой машина получила новую систему охлаждения. [ 12 ] Анри Пескароло вернулся, чтобы заменить Бельсо на Гран-при Франции , но сошел с дистанции из-за проблем с перегревом, а Гэнли финишировал 14-м. [ 13 ] Грэм Макрей заменил Пескароло на Гран-при Великобритании , пройдя квалификацию на заднем ряду, но сошел с дистанции из-за проблемы с дроссельной заслонкой на первом круге, в то время как Гэнли стартовал 18-м и финишировал девятым. [ 14 ]
Уильямс продолжал сдавать в аренду второй IR пилотам, а Гийс ван Леннеп заменил Макрея на Гран-при Голландии . В гонке, омраченной смертью Роджера Уильямсона , ван Леннеп финишировал шестым, отстав на два круга, а Гэнли девятым. Эта гонка ознаменовала первое очко чемпионата мира, набранное Iso – Marlboro. [ 15 ] Пескароло вернулся на Гран-при Германии , квалифицировавшись 12-м и финишировав десятым, но Гэнли сильно разбился на тренировке из-за проблем с тормозами, списав шасси. [ 16 ] Замена была быстро построена (с тем же номером шасси «02»), и Ван Леннеп вернулся на Гран-при Австрии . Голландец показал еще один хороший результат и финишировал девятым, но Гэнли отставал на десять кругов и не попал в классификацию. [ 17 ] В Италии Гэнли отставал на одиннадцать кругов и снова не был классифицирован, а Ван Леннеп сошел с дистанции из-за перегрева. [ 18 ]
Другой новый гонщик, австралиец Тим Шенкен , заменил ван Леннепа на Гран-при Канады . Гонка началась в очень влажных условиях, что позже стало причиной ряда инцидентов, и впервые в истории Формулы-1 машина безопасности . была задействована [ 19 ] хотя спорт подождал до 1993 года, прежде чем дать этим автомобилям официальную роль. Речь идет о Porsche 914, которым управлял бывший капер Формулы-1 Эппи Витцес . [ 20 ] Витцесу не удалось вырваться вперед, он по ошибке остался впереди Гэнли, что позволило нескольким гонщикам, включая будущего победителя Питера Ревсона , выиграть круг на поле. [ 21 ] В последовавшей за этим неразберихе некоторые полагали, что лидером был Гэнли, а другие, включая Team Lotus менеджера Колина Чепмена, были уверены, что это был Эмерсон Фиттипальди . В гонке царил хаос, но когда машина безопасности отъехала, гонку лидировал IR Гэнли. «Поскольку они думали, что я впереди, я решил, что, возможно, мне лучше попытаться остаться там», - сказал потом Гэнли и лидировал Фиттипальди и Джеки Стюарт на протяжении восьми кругов. [ 6 ] [ 22 ] После того, как оба обогнали его, Гэнли продолжал сражаться со Стюартом, Майком Хейлвудом , Ревсоном и Джеймсом Хантом до конца гонки. Фиттипальди пересек финишную черту, но клетчатый флаг не развевался; вместо этого им помахали Ревсону, а Гэнли занял шестое место, заработав свое первое и второе для команды очко на чемпионате мира в сезоне. Шенкен финишировал 14-м, отстав на пять кругов. [ 23 ] Графики кругов различались, но некоторые (в том числе график команды, хранящийся у подруги Гэнли) предполагали, что Гэнли выиграл гонку. «Я считал, что должен был финишировать либо первым, либо третьим», - сказал он позже. [ 24 ]
Джеки Икс заменил Шенкена на завершающем сезоне Гран-при США и хорошо поехал, финишировав седьмым, а Гэнли - 12-м. [ 25 ] Это была последняя гонка для машины под обозначением IR, и она набрала два очка, оставив Williams десятым в турнирной таблице Кубка конструкторов.
1974
[ редактировать ]После того, как спонсоры Iso и Marlboro ушли перед сезоном 1974 года, слегка переработанный автомобиль был переименован в Iso-Marlboro FW, и Фрэнк Уильямс обнаружил, что его недостаточно финансируют. Поэтому сначала была заявлена одна машина (шасси «02») для бывшего Ferrari пилота Артуро Мерцарио , который заменил Гэнли в качестве пилота номер один в команде. На открывающем сезон Гран-при Аргентины итальянец квалифицировался 13-м, но сошел с дистанции из-за проблем с перегревом. [ 26 ] В Бразилии Мерцарио квалифицировался девятым, но перед стартом у него отказал двигатель, и ему пришлось участвовать в гонке на запасной машине. Он сошел с дистанции после 20 кругов из-за проблемы с дроссельной заслонкой. [ 27 ]
На Гран-при Южной Африки Уильямс представил вторую машину (шасси «01») для Тома Бельсо , который квалифицировался последним, а Мерцарио занял выдающееся третье место на стартовой решетке. Датчанин сошел с дистанции на первом круге из-за пробуксовки сцепления, но Мерцарио финишировал шестым, заработав команде первое очко в сезоне на чемпионате мира. [ 28 ] В это время было построено новое третье шасси («03»), позволяющее установить запасную машину (обычно «01»). В Испании Бельсо был самым медленным на тренировке и не смог пройти квалификацию, а Мерцарио стартовал седьмым. Он хорошо гонял и был четвертым, когда вылетел с трассы на 38-м круге; его машина пересекла ограждение и приземлилась среди группы фотографов, к счастью, без травм. [ 29 ]
Гийс ван Леннеп вернулся на Гран-при Бельгии , заменив Бельсё, но голландец квалифицировался на заднем ряду, а Мерцарио оказался седьмым. Ван Леннеп финишировал 14-м, но Мерцарио сошел с дистанции из-за поломки карданного вала. [ 30 ] Заявка на Гран-при Монако была сокращена, и в гонках участвовал только Мерцарио, но он сошел с дистанции из-за многочисленных аварий на старте. [ 31 ] Перед Гран-при Швеции Мерцарио сломал палец в аварии на спортивной машине и после нескольких тренировочных кругов решил не участвовать в гонках в Швеции. Британский гонщик Ричард Робартс должен был заменить его вместе с возвращающимся Бельсо, но датчанин повредил свою машину на тренировке и в конечном итоге вместо этого участвовал в гонках на машине Робартса. [ 32 ] Бельсё квалифицировался 21-м и финишировал восьмым, что стало лучшим результатом в его карьере. [ 33 ] [ 34 ]
За этим последовал неутешительный период в середине сезона, когда из-за аварий пришлось снова использовать шасси «01», когда на вторую FW не было квалификации. Ван Леннеп вернулся на Гран-при Голландии, но не смог пройти квалификацию, а Мерцарио сошел с дистанции из-за сломанной коробки передач, опустившись в квалификации на 21-м месте. [ 35 ] На Гран-при Франции вместо Жан-Пьер Жабуй , но он также не смог пройти квалификацию (последнее выступление на шасси «01»), а Мерцарио стартовал 15-м и финишировал девятым. голландца был приглашен [ 36 ] Бельсё снова вернулся на Гран-при Великобритании , хотя Жабуй тоже тренировался, но датчанин не смог пройти квалификацию. Мерцарио снова стартовал 15-м, но сошел с дистанции, когда у него отказал двигатель. [ 37 ]
Впоследствии француз Жак Лаффит занял второе место в Williams до конца сезона. Он квалифицировал машину на 21-м месте на Гран-при Германии, а Мерцарио - на 16-м, хотя оба сошли с дистанции в начале гонки; У Лаффита неисправна подвеска, а у Мерцарио проблемы с дроссельной заслонкой. [ 38 ] В Австрии квалификация улучшилась: Мерцарио был девятым, а Лаффит - 12-м, но итальянец сошел с дистанции из-за проблемы с топливной системой, и Лаффит в конце не был классифицирован, отстав на семнадцать кругов. [ 39 ]
Судьба команды изменилась на Гран-при Италии . Хотя Мерцарио и Лаффит стартовали в центре поля, 15-м и 17-м соответственно, а Лаффит сошел с дистанции из-за отказа двигателя, Мерцарио финишировал четвертым, набрав три очка чемпионата мира. [ 40 ] В конечном итоге это стало лучшим результатом автомобиля по любому из трех обозначений. В Канаде их форма снова ухудшилась: обе машины прошли квалификацию в нижней части полузащиты и дважды сошли с дистанции. Мерцарио сошел с дистанции на половине дистанции из-за проблем с управляемостью, а француз был классифицирован на 15-м месте после вылета из-за прокола. [ 41 ] На завершающем сезоне Гран-при США Лаффит впервые превзошел Мерцарио (11-е и 15-е места), но Лаффит сошел с дистанции, и Мерцарио последовал за ним, когда его бортовой огнетушитель сработал и двигатель заглох. [ 42 ] Это была последняя гонка для автомобиля под названием Iso-Marlboro.
Команда Williams набрала четыре очка чемпионата мира, заняв десятое место в Кубке конструкторов второй сезон подряд.
1975
[ редактировать ]Три оставшихся шасси FW были переименованы в Williams FW в 1975 году и доработаны Рэем Стоко, но к настоящему времени конструкция устарела. Они были переименованы в FW01, FW02 и FW03, несмотря на то, что они были одного типа. Самый старый автомобиль, FW01 (оригинальное шасси IR «01»), продолжал использоваться только в качестве запасного автомобиля, а FW02 (шасси IR «02») использовался только в первых трех гонках сезона. Команда использовала немного более новую FW03 на протяжении всего 1975 года, пока работала над заменой FW04 , которая была готова к Гран-при Испании . У Williams был ограниченный бюджет, и иногда ей даже приходилось покупать подержанные шины у других команд. [ 43 ] И Мерцарио, и Лаффит остались в команде до 1975 года.
Уильямс начал сезон с Лаффитом на FW02 и Мерцарио на FW03. Они квалифицировались на открывающий сезон Гран-при Аргентины , заняв 17-е и 20-е места соответственно, и Лаффит сошел с дистанции из-за поломки коробки передач. Мерцарио финишировал на одиннадцать кругов позже и не был классифицирован. [ 44 ] В Бразилии Мерцарио стартовал 11-м, но сошел с дистанции из-за проблемы с топливной системой, а Лаффит стартовал 19-м и финишировал 11-м. [ 45 ] В финальной гонке чемпионата мира FW02, Гран-при Южной Африки , Лаффит стартовал 23-м и к концу гонки не был классифицирован, отстав на девять кругов. Мерцарио квалифицировал FW03 на 15-м месте, но сошел с дистанции из-за отказа двигателя. [ 46 ]
В это время состоялись две гонки, не относящиеся к чемпионату; во-первых, Гонка чемпионов 1975 года , в которой Уильямс участвовал в FW02 за Маурицио Фламмини , который разбил ее на тренировке и не стартовал в гонке. Мерцарио вывел FW03 на седьмое место. [ 47 ] На BRDC International Trophy 1975 года Мерцарио управлял FW03, но не смог запуститься из-за проблем с двигателем. [ 48 ]
На Гран-при Испании молодой британский гонщик Тони Бриз заменил Лаффита, выступавшего в тот день в Формуле-2 . Бриз управлял FW03, обогнал Мерцарио, который управлял новым FW04 (18-е и 25-е места), и финишировал седьмым в гонке. Мерцарио снялся с гонки, протестуя против того, что барьеры не были закреплены должным образом. Позже у Рольфа Стоммелена отказало заднее крыло, и он врезался в толпу, в результате чего погибли пять человек. [ 49 ] В Монако после аварии в Испании стартовая решётка сократилась до 18 машин, а Мерцарио не смог пройти квалификацию FW03 на 20-м месте. [ 50 ] На Гран-при Бельгии Мерцарио сошел с дистанции FW03 из-за отказа сцепления на втором круге и впоследствии покинул команду. [ 51 ] В Швеции Лаффит также отсутствовал, снова выступая в Формуле 2, поэтому Дэмьена Маги пригласили пилотировать FW03. Он квалифицировался 22-м и финишировал 14-м, в то время как Ян Шектер вылетел из гонки в FW04. [ 52 ]
Шектер сменил Маги на FW03 на Гран-при Нидерландов, а Лаффит управлял FW04 до конца сезона. Шектер квалифицировался 19-м и финишировал 12-м. [ 53 ] Впоследствии FW03 управлялась несколькими гонщиками по контракту на одну гонку, и результаты были плохими. Франсуа Миго квалифицировался на 24-м месте на своей домашней гонке во Франции, но не смог стартовать из-за неисправности двигателя. [ 54 ] Жан-Пьер Жабуй участвовал в Гран-при Великобритании FW03, но не участвовал в гонке из-за того, что у Williams не хватило двигателей. [ 55 ] а Ян Эшли сильно разбил FW03 во время тренировки перед Гран-при Германии и получил серьезную травму лодыжки, из-за которой он не стартовал. Лаффит неожиданно занял второе место в сезоне FW04, что принесло команде столь необходимый финансовый импульс. [ 56 ]
После ремонта FW03 Йо Фонлантен был подписан на гонку в Австрии , и в квалификации он опустился на 28-е место. Он сошел с дистанции из-за отказа двигателя. [ 57 ] Фонлантен также управлял FW03 на Гран-при Швейцарии , не входящем в чемпионат , стартовав с заднего ряда и финишировав неклассифицированным, отстав на девять кругов. [ 58 ] Ренцо Зорзи заменил его на Гран-при Италии , заняв 22-е место в квалификации и финишировав 14-м. [ 59 ] FW03 был окончательно снят с производства перед завершившимся сезоном Гран-при США , поскольку был построен второй FW04, хотя обе машины не завелись. [ 60 ]
Уильямс закончил сезон на девятом месте в Кубке конструкторов с шестью очками, хотя все они были набраны новой FW04.
Аполлон-Вильямс
[ редактировать ]В 1976 году Фрэнк Уильямс продал FW03 Лорису Кесселю , который серьезно переработал машину и переименовал ее в Apollon. Кессель участвовал на этой машине в Гран-при Италии 1976 года , но не участвовал в гонке, а на Гран-при Италии 1977 года ему не хватило более чем шести секунд до квалификации для участия в гонке, прежде чем он разбился в последней квалификационной сессии. [ 61 ]
Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( ключ )
* Все очки набраны Williams FW04.
Результаты Формулы-1 вне чемпионата
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | Водитель | Шины | 1 | 2 | 3 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1974 | Гоночные автомобили Фрэнка Уильямса | Исо – Мальборо ФВ | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | Ф | ПРЕДВАРИТЕЛЬНО | РПЦ | ИНТ. | |
Артуро Мерцарио | 3 | |||||||
1975 | Гоночные автомобили Фрэнка Уильямса | Уильямс FW02 | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | Г | РПЦ | ИНТ. | СУИ | |
Маурицио Фламмини | DNS | |||||||
Уильямс FW03 | Артуро Мерцарио | 7 | DNS | |||||
Джо Вонлантен | Северная Каролина |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Технический Ф1» . f1technical.net . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Технический Ф1» . f1technical.net . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Технический Ф1» . f1technical.net . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ Браун, Аллен (13 июня 2018 г.). «Истории автомобилей Williams IR/FW» . OldRacingCars.com . Проверено 28 ноября 2019 г. .
- ^ Ходжес, Дэвид (2001). Автомобили Гран-при от А до Я. Рамсбери, Уилтшир: Кровуд. п. 113. ИСБН 1861263392 .
- ^ Jump up to: а б «Гран-при Канады 1973 года» . Мотоспорт. 7 июля 2014 года . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Испании 1973 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Бельгии 1973 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Монако 1973 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ Смолл, Стив (1996). Гран-при «Кто есть кто», том второй . Энфилд, Миддкс: Книга рекордов Гиннесса. п. 164. ИСБН 0851126235 .
- ^ «Результаты Гран-при Швеции 1973 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Гран-при Швеции 1973 года» . Мотоспорт. 7 июля 2014 года . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Франции 1973 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Великобритании 1973 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Голландии 1973 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Германии 1973 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Австрии 1973 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Италии 1973 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ Лэнг, Майк (1982). Гран-при! Том 2 . Издательская группа Хейнс. п. 244. ИСБН 0-85429-321-3 .
- ^ Катри, Тарун (07 февраля 2012 г.). «Первая машина безопасности в Формуле 1: перемотка в 1973 год» . aaFormula1.com. Архивировано из оригинала 7 апреля 2015 г. Проверено 3 апреля 2015 г.
- ^ «Биография Эппи Витцес» . F1 Отклоняет. Архивировано из оригинала 16 августа 2012 года . Проверено 9 октября 2010 г.
- ^ «Гран-при Канады 1973 года» . 8W – Форикс/Автоспорт . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Канады 1973 года» . grandprix.com . Проверено 21 декабря 2015 г.
- ^ Джонс, Дьюис (4 мая 2015 г.). «Большое ограбление Гран-при» . Журнал Скорость. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Результаты Гран-при США 1973 года» . grandprix.com . Проверено 21 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Аргентины 1974 года» . grandprix.com . Проверено 21 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Бразилии 1974 года» . grandprix.com . Проверено 21 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при, Гран-при Южной Африки 1974 года» . grandprix.com . Проверено 21 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Испании 1974 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Бельгии 1974 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Монако 1974 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ Смолл, Стив (1996). Гран-при «Кто есть кто», том второй . Энфилд, Миддкс: Книга рекордов Гиннесса. п. 359. ИСБН 0851126235 .
- ^ «Результаты Гран-при Швеции 1974 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ Смолл, Стив (1996). Гран-при «Кто есть кто», том второй . Энфилд, Миддкс: Книга рекордов Гиннесса. п. 58. ИСБН 0851126235 .
- ^ «Результаты Гран-при Голландии 1974 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Франции 1974 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Великобритании 1974 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Германии 1974 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Австрии 1974 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Италии 1974 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Канады 1974 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при США 1974 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ Ходжес, Дэвид (2001). Автомобили Гран-при от А до Я. Рамсбери, Уилтшир: Кровуд. п. 240. ИСБН 1861263392 .
- ^ «Результаты Гран-при Аргентины 1975 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Бразилии 1975 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при, Гран-при Южной Африки 1975 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Гонка чемпионов 1975 года» . Силуэт . Проверено 31 декабря 2015 г.
- ^ «Международный трофей BRDC 1975 года» . Силуэт . Проверено 31 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Испании 1975 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Монако 1975 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Бельгии 1975 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Швеции 1975 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Голландии 1975 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Франции 1975 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Великобритании 1975 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Германии 1975 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Австрии 1975 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Гран-при Швейцарии 1975 года» . Силуэт . Проверено 31 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Италии 1975 года» . grandprix.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при США 1975 года» . grandprix.com . Проверено 31 декабря 2015 г.
- ^ Ходжес, Дэвид (2001). Автомобили Гран-при от А до Я. Рамсбери, Уилтшир: Кровуд. п. 18. ISBN 1861263392 .