Макларен М23
![]() Эмерсон Фиттипальди на McLaren M23 на Гран-при Великобритании 1974 года . | |||||||||
Категория | Формула-1 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Макларен Гонки | ||||||||
Дизайнер(ы) | Гордон Коппак Джон Барнард Рэй Стоко | ||||||||
Предшественник | М19С | ||||||||
Преемник | М26 | ||||||||
Технические характеристики [ 1 ] | |||||||||
Шасси | Алюминиевый монокок . | ||||||||
Подвеска (передняя) | Двойные поперечные рычаги с внутренними пружинными амортизаторами. | ||||||||
Подвеска (задняя) | Двойной поперечный рычаг . | ||||||||
Осевая колея | 62 дюйма (157 см) | ||||||||
Колесная база | 101 дюйм (257 см) | ||||||||
Двигатель | Ford — Cosworth DFV 2993 куб.см (182,6 куб.дюйма), 90° V8 , без наддува , среднерасположенный . | ||||||||
Передача инфекции | Hewland 5/6-ступенчатая механическая коробка передач FG400 . | ||||||||
Власть | 465 л.с. (347 кВт) при 10800 об/мин [ 2 ] 280 фунт-фут (380 Нм) Крутящий момент | ||||||||
Масса | 575 кг (1268 фунтов) | ||||||||
История соревнований | |||||||||
Известные участники | Ярдли Макларен Команда Мальборо Тим Тексако Мальборо Макларен Команда | ||||||||
Известные драйверы | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||||||
Дебют | Гран-при Южной Африки 1973 года. | ||||||||
| |||||||||
Чемпионат конструкторов | 1 ( 1974 ) | ||||||||
Чемпионат водителей | 2 ( 1974 : Фиттипальди ; 1976 : Хант ) | ||||||||
nb Если не указано иное, все данные относятся к Только Гран-при чемпионата мира Формулы-1. |
McLaren M23 — гоночный автомобиль Формулы-1 , разработанный Гордоном Коппаком при участии Джона Барнарда и построенный командой McLaren . Это было развитие автомобиля McLaren M16 Indianapolis 500. Использовался двигатель Ford Cosworth DFV , подготовленный специализированной тюнинговой компанией Nicholson-McLaren Engines. Это помогло увеличить мощность DFV примерно до 490 л.с.
Всего было построено 13 шасси с серийными номерами от 1 до 12 и 14. Шасси номер 13 построено не было, так как оно было признано неудачным. [ 3 ]
История
[ редактировать ]1973
[ редактировать ]Срок разработки M19 подошел к концу, и требовалась новая конструкция, чтобы идти в ногу с последним поколением автомобилей Формулы-1 и правилами, касающимися деформируемых защитных конструкций. [ 4 ] Вдохновленный M16 Indycar и используя конструкцию задней подвески M19, новый M23 был представлен в сезоне 1973 года и завоевал поул-позицию вместе с Денни Халмом в своем первом же выезде. Халм и Питер Ревсон в том сезоне одержали три победы, а новичок Джоди Шектер едва не добавил к ним четвертую. Шектер стал виновником одной из крупнейших аварий, которые когда-либо видела Формула-1, на Гран-при Великобритании 1973 года , когда он развернул свой M23 впереди остальных. [ 5 ]
1974
[ редактировать ]
Эмерсон Фиттипальди перешел в McLaren из Lotus в 1974 году . Его знание Lotus 72 помогло McLaren разработать M23, и в том сезоне Фиттипальди подарил McLaren первые чемпионаты мира среди пилотов и конструкторов, одержав над Ferrari , Tyrrell четыре победы и Lotus.
В этом сезоне Marlboro стала титульным спонсором команды, и оставалась таковой до 1996 года. Фиттипальди работал над улучшением машины; были приняты более широкая колея и более длинная колесная база. [ 6 ] Переработанный M23 отличался измененным дизайном кузова, крыльев и аэродинамики, которые были представлены в течение года. [ 7 ]
Фиттипальди одержал три победы, а Хьюм выиграл один раз в напряженном сезоне.
1975
[ редактировать ]
Дальнейшее развитие в 1975 году , включая 6-ступенчатую коробку передач, новинку для того времени, помогло Фиттипальди занять второе место в чемпионате пилотов после Ники Лауды , который имел преимущество в шасси Ferrari 312T , а McLaren заняла третье место в чемпионате конструкторов после Феррари и Брэбэм. [ 8 ]
Команда экспериментировала с различными стилями кузова, включая аэродинамические подъемы перед задними колесами, различные профили носовой части и удлиненный кузов перед задними колесами, в котором размещались масляные радиаторы. [ 9 ]
Также появились боковые юбки, которые прикрепляли нижнюю часть автомобиля к гоночной трассе, что было предшественником технологии граунд-эффекта, впервые увиденной должным образом на Lotus 78 . [ 10 ] Большая часть этих изменений была принята для M23 и его преемника McLaren M26 .
1976
[ редактировать ]
В конце 1975 года Фиттипальди покинул команду, чтобы присоединиться к его братом Copersucar , спонсируемой команде Fittipaldi Automotive . Его заменил Джеймс Хант , который выиграл драматичный и противоречивый сезон 1976 года с последней версией M23, M23D.
были введены новые правила, запрещающие установку высоких воздушных коробов над двигателями На Гран-при Испании . В результате M23 имел воздухозаборники, установленные посередине по обе стороны от поперечной балки. Масляные радиаторы были перенесены так, чтобы располагаться перед задними колесами. [ 11 ]
Джеймс Хант выиграл шесть гонок на пути к чемпионату мира. [ 12 ]
1977
[ редактировать ]М26 считался будущим, и к концу 1976 года разработка М23 завершилась. Однако, когда новая машина оказалась проблематичной, Хант и Йохен Масс сделали ставку на М23 в начале сезона 1977 года , и хотя Машине было уже четыре года, и она все еще была конкурентоспособной, заработав несколько поул-позиций и подиумов. [ 13 ]
Жиль Вильнев дебютировал в Гран-при на Гран-при Великобритании 1977 года на M23. [ 14 ]
M23 никогда не был самым технически совершенным автомобилем Формулы-1, но тщательная подготовка и постоянное развитие помогли ему за свою жизнь выиграть 16 Гран-при, два чемпионата мира среди пилотов и один среди конструкторов. [ 15 ]
M23 также был модифицирован для использования в гонках Формулы 5000 . Австралийский гонщик Джон МакКормак управлял M23 с двигателем Leyland и выиграл чемпионат Австралии среди водителей 1977 года . Маккормак также поставил свой M23 на поул на Гран-при Австралии 1978 года . [ 16 ]
Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
* 12 очков в 1973 году набрано с использованием M19A и M19C.
* 39 очков в 1977 году набрано с использованием M26.
* Все очки в 1978 году были набраны на McLaren M26.
Ссылки
[ редактировать ]- Журнал F1 Racing, январь 2001 г.
- Автоспорт (журнал), август 2002 г.
- ^ «Макларен М23 Косворт» . Ultimatecarpage.com . Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ «Двигатель Ford Cosworth • СТАТС F1» .
- ^ nd (март 2019 г.). «Макларен М23». Мотоспорт . Великобритания: Motor Sport Magazine Limited.
- ^ «McLaren M19-C 1972 года — Коллекция Мэтьюза» .
- ^ «Бывший Денни Халм Фила Могера, гоночный автомобиль McLaren M23 Формулы-1 1973 года, серийный номер M23/1, номер 7» .
- ^ «Макларен М23» . 2 февраля 2009 г.
- ^ «Автомобили Гран-при — McLaren M23» . www.grandprixhistory.org . 2 февраля 2009 года . Проверено 13 декабря 2019 г.
- ^ «Самые крутые гоночные машины Top Gear: McLaren M23» . 14 июня 2016 г.
- ^ «Макларен М23/9» . 24 декабря 2010 г.
- ^ «Изучение новых трюков» .
- ^ «Как McLaren и Ferrari вступили в войну с правилами в 76-м» .
- ^ «McLaren M23 Cosworth 1973–1977 годов — изображения, характеристики и информация» . Ultimatecarpage.com .
- ^ «McLaren Racing – Наследие – М23» . www.mclaren.com . Проверено 13 декабря 2019 г.
- ^ «Когда Жиль Вильнев участвовал в своем первом Гран-при с McLaren в 1977 году» .
- ^ «Формула-1: 7 вещей, которые нужно знать о McLaren M23» . auto123.com . Проверено 13 декабря 2019 г.
- ^ Клопфер, Вольфганг (13 декабря 2005 г.). Формула 5000 в Новой Зеландии и Австралии: гонка за гонкой . Совет директоров – Книги по запросу. ISBN 9783833431012 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Автомобили сезона Формулы-1 1973 года.
- Автомобили сезона Формулы-1 1974 года.
- Автомобили сезона Формулы-1 1975 года.
- Автомобили сезона Формулы-1 1976 года.
- Автомобили сезона Формулы-1 1977 года.
- Автомобили сезона Формулы-1 1978 года.
- Автомобили Формулы-1 McLaren
- Автомобили Формулы 5000
- Автомобили-победители чемпионата Формулы-1