Jump to content

Гран-при Италии 1978 года.

Гран-при Италии 1978 года.
Гонка 14 из 16 в сезоне Формулы-1 1978 года.
Подробности гонки
Дата 10 сентября 1978 г.
Расположение Национальный автодром Монцы , Монца
Курс Постоянный гоночный комплекс
Продолжительность курса 5800 км (3,6 миль)
Расстояние 40 кругов, 232 000 км (144 мили)
Запланированное расстояние 52 круга, 301,600 км (187,2 мили)
Погода Солнечно
Поул-позиция
Водитель Лотос - Форд
Время 1:37.520
Самый быстрый круг
Водитель Соединенные Штаты Марио Андретти Лотос - Форд
Время 1:38.230 — 33-й круг.
Подиум
Первый Брэбэм - Альфа Ромео
Второй Брэбэм - Альфа Ромео
Третий Феррари
Лидеры круга

Гран -при Италии 1978 года — 14-я автогонка сезона Формулы-1 1978 года . Он состоялся 10 сентября 1978 года в Монце . Оно было омрачено смертью Ронни Петерсона в результате несчастного случая на старте гонки. Гонку выиграл Ники Лауда ( Brabham Alfa Romeo ) после того, как Марио Андретти ( Lotus Ford ) и Жиль Вильнев ( Ferrari ), финишировавшие первым и вторым, получили поминутный штраф и опустились на шестое и седьмое места. . Товарищ Лауды по команде Джон Уотсон (Brabham-Alfa Romeo) и Карлос Ройтеманн ( Ferrari ) поднялись на подиум.

За три оставшиеся гонки Андретти лидировал в чемпионате мира среди пилотов, отставая от Петерсона, который был его товарищем по команде, на 12 очков. Лауда, занявший третье место, отставал от Андретти на 28 очков; имея всего 9 очков на победу, он не смог его обогнать. Lotus также опередил Brabham на 33 очка в турнирной таблице конструкторов. Андретти сначала подал апелляцию на наказание, но, услышав известие о смерти Петерсона и став чемпионом мира, отказался от него. Сам Лауда вручил Андретти трофей Гран-при. По состоянию на 2024 год это будет последняя победа в гонке для автомобиля с двигателем Alfa Romeo. Андретти остается последним американцем и вторым в истории, выигравшим чемпионат мира Формулы-1; это последние титулы пилотов (6) и конструкторов (7), завоеванные Lotus.

Квалификационный

[ редактировать ]

Андретти занял поул-позицию вместе с Жилем Вильневом в первом ряду (Ferrari), Жан-Пьер Жабуй ( Renault ) занял третье место, Лауда - четвертое, а Петерсон - пятое. [ 1 ]

Предквалификационная классификация

[ редактировать ]
Поз. Водитель Конструктор Время
1 Гектор Ребак Лотос - Форд 1:39.88
2 Нельсон Пике Макларен - Форд 1:40.11
3 Бретт Лангер Макларен - Форд 1:40.24
4 Харальд Эртль Прапорщик - Форд 1:40.27
5 Кеке Росберг Волк - Форд 1:40.75
6 Рольф Стоммелен Стрелки - Форд 1:40.93
7 Альберто Коломбо Мерцарио - Форд 1:42.55

Квалификационная классификация

[ редактировать ]
Поз. Водитель Конструктор Время Сетка
1 Марио Андретти Лотос - Форд 1:37.520 1
2 Жиль Вильнев Феррари 1:37.866 2
3 Жан-Пьер Жабуй Рено 1:37.930 3
4 Niki Lauda Брэбэм - Альфа Ромео 1:38.215 4
5 Ронни Петерсон Лотос - Форд 1:38.256 5
6 Алан Джонс Уильямс - Форд 1:38.271 6
7 Джон Ватсон Брэбэм - Альфа Ромео 1:38.610 7
8 Жак Лаффит Лижье - Матра 1:38.917 8
9 Джоди Шехтер Волк - Форд 1:38.937 9
10 Джеймс Хант Макларен - Форд 1:38.938 10
11 Карлос Ройтеманн Феррари 1:38.959 11
12 Риккардо Патрезе Стрелки - Форд 1:39.179 12
13 Эмерсон Фиттипальди Фиттипальди - Форд 1:39.421 13
14 Дидье Пирони Тиррелл - Форд 1:39.531 14
15 Клэй Регаццони Тень - Форд 1:39.621 15
16 Патрик Депайлер Тиррелл - Форд 1:39.630 16
17 Ханс-Йоахим Штук Тень - Форд 1:39.701 17
18 Дерек Дэйли Прапорщик - Форд 1:40.075 18
19 Патрик Тамбей Макларен - Форд 1:40.163 19
20 Бруно Джакомелли Макларен - Форд 1:40.199 20
21 Бретт Лангер Макларен - Форд 1:40.302 21
22 Артуро Мерцарио Мерцарио - Форд 1:40.702 22
23 Витторио Брамбилла Сёртиз - Форд 1:40.805 23
24 Нельсон Пике Макларен - Форд 1:40.846 24
25 Гектор Ребак Лотос - Форд 1:41.063 DNQ
26 Харальд Эртль АТС - Форд 1:41.185 DNQ
27 Майкл Бликемолен АТС - Форд 1:41.408 DNQ
28 Гимакс Сёртиз - Форд 1:41.677 DNQ

Первый старт и авария Ронни Петерсона

[ редактировать ]
Драка на старте, в которой погиб Ронни Петерсон во время первого старта гонки.

Во время утренней разминки у Ронни Петерсона отказал задний тормоз, он разбил свой Lotus 79/3 на шикане Делла Роджиа и вернулся на свой резервный Lotus 78 для гонки, что в конечном итоге стало частью разногласий по поводу специальной гонки.

Гонка началась в 15:30 по центральноевропейскому времени ( UTC +1). На разминочном круге Патрик Тамбей зашел в боксы, чтобы осмотреть механизм переключения передач. Стартер Джанни Рестелли с большим энтузиазмом включил зеленый свет еще до того, как все машины выстроились в очередь. [ 2 ] в результате чего несколько машин в центре поля напали на тех, кто был впереди. В результате возник эффект воронкообразного движения автомобилей, приближающихся к шикане, и автомобили оказались плотно сбитыми вместе, оставив мало места для маневра. Джеймса Ханта с правой стороны обогнал Риккардо Патрезе , и Хант инстинктивно свернул влево и ударился о заднее правое колесо машины Петерсона, вместе с Витторио Брамбилла , Хансом-Иоахимом Штуком , Патриком Депайером , Дидье Пирони , Дереком Дейли , Клэем Регаццони , и Бретт Лангер - все участвовали в последовавшей за этим схватке. «Лотус» Петерсона врезался в ограждение с правой стороны и загорелся. Он оказался в ловушке, но Ханту, Регаццони и Депайлеру удалось освободить его из-под обломков, прежде чем он получил более чем незначительные ожоги. Его вытащили и положили посреди трассы в полном сознании, но с серьезными травмами ног. Прошло двадцать минут, прежде чем на место была вызвана медицинская помощь. Брамбилла, которого ударило летающим колесом по голове и он потерял сознание, что привело к перелому черепа, был освобожден из машины пожарными. И Брамбилла, и Петерсон были доставлены в больницу Нигуарда неподалеку. Милан через скорую помощь. [ 3 ]

Отложенный перезапуск

[ редактировать ]
Место происшествия после тушения пожара

Пилотам разрешили использовать запасные машины для рестарта гонки. В число не стартовавших вошли Петерсон и Брамбилла, которые были доставлены в больницу Нигуарда, Штук, которому не разрешили возобновить игру из-за легкого сотрясения мозга после удара маховым колесом по голове во время аварии на стартовой линии, Пирони (как это Тиррелла сделала команда ). одна запасная машина, предназначенная для Депайлера), и Лунгер, у которого не было запасной машины. Гонка должна была быть готова к возобновлению в 17:15. На выезде с пит-лейна на стартовую решетку « Джоди Шектера » Волк потерял колесо и разбился на втором повороте Лесмо, погнув барьер Armco , расположенный прямо рядом с трассой. Шектер не пострадал, и ему пришлось вызвать машину скорой помощи, которая доставила его в боксы, чтобы он мог взять запасную машину для рестарта. Некоторые из гонщиков увидели аварию, вышли из своих машин и бросились к управлению гонкой, чтобы отложить второй старт, поскольку барьеры Armco опасно наклонялись в том месте, где Шектер врезался в них. Андретти, Хант, Лауда, Ройтеманн и Эмерсон Фиттипальди весь направился к тому месту, где разбился Шектер. После проверки состояния шлагбаума они отказались заводиться до тех пор, пока шлагбаум не будет отремонтирован, что привело к еще большей задержке. Информации поступило очень мало, и толпа начала свистеть и кричать, не зная, почему произошло еще одно ограбление. Позже барьер был отремонтирован и готов к перезапуску. [ 1 ]

Второй старт и итоги гонки

[ редактировать ]

Из-за большого количества времени, потраченного на расчистку трассы после шунта при первом старте и ремонта барьера, а также из-за аварии Шектера перед вторым стартом, в 17:50 было объявлено, что гонка состоится и дистанция будет сокращено с 52 кругов до 40 кругов, чтобы избежать заката. Гонка возобновилась в 18:15. Вильнев обогнал Андретти на старте, и к концу круга оба гонщика оказались бок о бок; Вильнев удержал лидерство, и они оторвались от Жабуя, который шел третьим, за ним следовал Лауда. После четырех кругов Регаццони на запасном Shadow выехал на пит-лейн , где ему проверяли тормоза. После шести кругов у Жабуя возникли проблемы с двигателем, и Лауда продолжил преследование; Между тем, контроль над гонкой дал Вильневу и Андретти штраф в одну минуту, поскольку они были признаны несостоявшимися на старте. Андретти обогнал Вильнева за пять кругов до конца. После ухода Жабуля Лауда финишировал третьим, опередив Уотсона (Brabham), Ройтемана (Ferrari), Жак Лаффит ( Лигье - Матра ) и Патрик Тамбай ( Макларен - Форд ). Поскольку все они финишировали менее чем на минуту позже, Андретти и Вильнев опустились на шестое и седьмое места. Андретти выиграл чемпионат, но празднование было приглушенным из-за того, что Петерсон находился в больнице. Гонка также была примечательна первым финишем Нельсона Пике , занявшего достойное девятое место после того, как он увернулся от обломков Петерсона на первом старте. [ 1 ]

После гонки Lotus и Ferrari подали протест против минутного штрафа, наложенного на Андретти и Вильнёва. Оно было отклонено.

Смерть Ронни Петерсона

[ редактировать ]

В больнице рентген Петерсона показал, что у него в общей сложности двадцать семь переломов обеих ног, согласно недавно назначенному врачу Формулы-1 Сиду Уоткинсу в его автобиографии 1996 года «Жизнь на пределе» . После обсуждения с ним Петерсона отправили в реанимацию, чтобы хирурги смогли провести операцию по стабилизации костей. [ 4 ] Родители Петерсона, Мэй Бритт и Бенгт Петерсон, смотрели прямую трансляцию по телевизору и знали, что он был причастен к инциденту на первом круге. В их доме в Эребру, Швеция, с ними связался менеджер Петерсона Стаффан Свенби, который находился в Монце. с ней связался Team Lotus босс Колин Чепмен Жена Ронни Барбро находилась в Монако, и через час после крушения .

Когда Петерсон прибыл в больницу Нигуардии, врачи проконсультировали Свенби о том, как следует оперировать Петерсона, а затем позвонил Уоткинсу, трем шведским врачам и другим итальянским врачам за советом. Между врачами возник некоторый спор относительно того, следует ли немедленно лечить все переломы или нет. Даже Петерсону, который в тот момент был в сознании, были предложены варианты выбора. Первый вариант заключался в том, чтобы остаться в больнице в Милане или полететь в другую больницу, где у них был опыт лечения сложных переломов, полученных в результате несчастных случаев на горных лыжах, в таких странах, как Австрия, Швейцария, Швеция или Англия; второй вариант заключался в том, чтобы дождаться операции, рискуя получить худший результат и, возможно, ампутацию; и третий вариант заключался в том, чтобы сразу оперировать кости и рисковать эмболией костного мозга. После консультаций Свенби решил, что Петерсон должен остаться в больнице Нигуардии и что его немедленно прооперируют, причем операция начнется после 21:00. Оно длилось два с половиной часа и завершилось без проблем. [ 5 ] По телефону профессор Уоткинс заверил Барбро, что, по его мнению, Петерсон выздоровеет, и планируется, что она приедет в Милан утром. Берни Экклстоун , который летел на своем частном самолете, получил разрешение приземлиться в темноте в аэропорту Ниццы Лазурный Берег . Было уже за полночь, поэтому Чепмен и Андретти решают вернуться на Виллу д'Эсте в Комо, где они остановились во время гоночных выходных. Свенби организовал для себя и Сида Уоткинса номер в отеле рядом с больницей, поскольку они оба выписывались из своих обычных отелей утром.

В 4 часа утра Свенби позвонили из больницы и сообщили о ситуации, а затем он разбудил Уоткинса в соседней палате. По пути в больницу Свенби рассказал Уоткинсу, что «кто-то, назвавшийся врачом, ночью позвонил Барбро и сказал, что, по его мнению, итальянские врачи убивают ее мужа». Прибыв в отделение интенсивной терапии, нейрохирург сообщил им, что у Петерсона возникли проблемы с дыханием и что ему проводится искусственная вентиляция легких, чтобы поддерживать нормальный уровень кислорода в крови. Рентген показал, что у него в легких развилась множественная эмболия , возникшая из-за попадания жира из костного мозга в его кровоток; из-за этого у него начали отказывать почки. Петерсон находился без сознания, а неврологическое обследование выявило признаки серьезного повреждения головного мозга. Профессор Уоткинс, осматривая глаза Петерсона, обнаружил жировые шарики, закупоривающие мелкие артерии сетчатки. По предложению Уоткинса нейрохирург согласился сделать электроэнцефалограмму, чтобы прояснить ситуацию с функциями мозга Петерсона. Однако к этому моменту Петерсон потерпел полное поражение. почечная недостаточность , и он был объявлен мертвым в 9:11 утра. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]

Реакции после гонки

[ редактировать ]

Вскоре после этого прибыл Эмерсон Фиттипальди вместе со своей женой Свенби, которая сообщила им трагическую новость. Фиттипальди, который дружил с Петерсоном, сказал: «Я просто не могу в это поверить. Мы были друзьями столько лет, а теперь его больше нет. Гонки многое изменят для меня. Он был одним из величайших гонщиков, и никто заменит его». Марио Андретти, также один из друзей Петерсона, был в пути и сказал: «О нет. Я так сильно хотел этого титула, но я не хотел выигрывать его вот так. Что, черт возьми, мне теперь с ним делать? Я ничего не испытываю из-за этого. Один из моих лучших друзей ушел, и автогонки уже никогда не будут прежними. Я очень ждал следующего года: он на McLaren, а я на Lotus, и мы хорошо поругаемся, а потом. сесть выпить пива и посмеяться над этим». Первый менеджер Петерсона Свенерик Эрикссон сказал: «Когда Ронни умер, Швеция остановилась. Все было тихо. На многих рабочих местах в течение дня проводились записи, люди только обсуждали, как Ронни мог умереть таким образом. В школах дети плакали. Некоторые школы пришлось закрыть, а детей отправили домой».

В результате аварии на стартовой линии медицинская машина следовала за машинами на первом круге каждой гонки Формулы-1. В Соединенных Штатах гонку транслировали на канале ABC Wide World of Sports в следующую субботу. Он будет транслироваться в тот же день перед репортажем о 75-круговом испытательном соревновании Michigan International Speedway USAC Championship, Андретти (который в течение сезона чередовался с новичком Риком Мирсом в команде Gould Charge за команду Пенске в котором должен был участвовать ), где телеведущий Джим Маккей отметил: «Позже Петерсон умрет, но не раньше следующего утра. Победа, которую так долго ждали и так много заслужили, теперь имела вкус пепла во рту Марио». [ 9 ]

В Мичигане на гонке Gould 150 , которая включала в себя как 150-мильную гонку USAC, так и 100-мильный этап IROC VI , Андретти спросили о Петерсоне, и он сказал: «Я научился по-настоящему ценить его искренность больше всего на свете, и этот человек он был конкурентоспособен в своих навыках, и я обнаружил, что это то, что нравится многим людям в этом бизнесе, потому что это очень эгоистичный бизнес, но он мог бы поделиться со мной основами автомобиля что бы он ни нашел, он что-то изменил, даже если это было к лучшему». Первоначально Андретти тоже думал об обжаловании пенальти и был уверен, что выиграет его; Лауда сам подарил ему кубок Гран-при, которым он владеет до сих пор. Узнав о смерти Петерсона, Андретти отказался от апелляции, будучи объявленным чемпионом мира Формулы-1 1978 года. В 2018 году он вспоминал: «Не было никакого празднования чемпионата мира. И мы забыли об привлекательности результатов гонки. Это была моя гонка. Я ее выиграл. Но я ее отпустил. Ники Лауде дали трофей, но он отказался взять его. На самом деле, он до сих пор хранится у меня дома. Я помню, как чувствовал эйфорию счастья и худшую часть печали. И в каком-то смысле это наследие Монцы». [ 10 ] Андретти не завел Gould 150 из-за отказа двигателя.

После нескольких дней мучений Витторио Брамбилла наконец вышел из комы. Ему удалось узнать своих близких, и врачи успокоились: никаких последствий перелома черепа у него не будет. Во время трансляции в Монце Маккей отметил, что «Брамбилла хорошо реагировала в миланской больнице». Однако эта гонка завершила его постоянную карьеру в Формуле-1.

Классификация

[ редактировать ]
Гимакс (Карло Франки) безуспешно пытался пройти квалификацию. Он был последним гонщиком, принимавшим участие в гонках чемпионата мира Формулы-1 под псевдонимом .
Вид на Джоди Шектера в волчьих ямах
Поз. Нет. Водитель Конструктор их Круги Время/Пенсионер Сетка Очки
1 1 Австрия Niki Lauda Брэбэм - Альфа Ромео Г 40 1:07:04.54 4 9
2 2 Великобритания Джон Ватсон Брэбэм - Альфа Ромео Г 40 +1.480 7 6
3 11 Аргентина Карлос Ройтеманн Феррари М 40 +20.470 11 4
4 26 Франция Жак Лаффит Лижье - Матра Г 40 +37.530 8 3
5 8 Франция Патрик Тамбей Макларен - Форд Г 40 +40.390 19 2
6 5 Соединенные Штаты Марио Андретти Лотос - Форд Г 40 +46.330 1 1 1
7 12 Канада Жиль Вильнев Феррари М 40 +48.480 1 2
8 14 Бразилия Эмерсон Фиттипальди Фиттипальди - Форд Г 40 +55.240 13
9 29 Бразилия Нельсон Пике Макларен - Форд Г 40 +1:06.830 24
10 22 Республика Ирландия Дерек Дэйли Прапорщик - Форд Г 40 +1:09.110 18
11 4 Франция Патрик Депайлер Тиррелл - Форд Г 40 +1:16.570 16
12 20 ЮАР Джоди Шехтер Волк - Форд Г 39 +1 круг 9
13 27 Австралия Алан Джонс Уильямс - Форд Г 39 +1 круг 6
14 33 Италия Бруно Джакомелли Макларен - Форд Г 39 +1 круг 20
Северная Каролина 17 Швейцария Клэй Регаццони Тень - Форд Г 33 +7 кругов 15
Верно. 35 Италия Риккардо Патрезе Стрелки - Форд Г 28 Двигатель 12
Верно. 7 Великобритания Джеймс Хант Макларен - Форд Г 19 Распределитель 10
Верно. 37 Италия Артуро Мерцарио Мерцарио - Форд Г 14 Двигатель 22
Верно. 15 Франция Жан-Пьер Жабуй Рено М 6 Двигатель 3
Верно. 6 Швеция Ронни Петерсон Лотос - Форд Г 0 Столкновение † 2 5
Верно. 3 Франция Дидье Пирони Тиррелл - Форд Г 0 Столкновение 14
Верно. 16 Западная Германия Ханс-Йоахим Штук Тень - Форд Г 0 Столкновение 17
Верно. 30 Соединенные Штаты Бретт Лангер Макларен - Форд Г 0 Столкновение 21
Верно. 19 Италия Витторио Брамбилла Сёртиз - Форд Г 0 Столкновение 23
DNQ 25 Мексика Гектор Ребак Лотос - Форд Г
DNQ 10 Австрия Харальд Эртль АТС - Форд Г
DNQ 9 Нидерланды Майкл Бликемолен АТС - Форд Г
DNQ 18 Италия Гимакс Сёртиз - Форд Г
ДНПК 23 Австрия Харальд Эртль Прапорщик - Форд Г
ДНПК 32 Финляндия Кеке Росберг Волк - Форд Г
ДНПК 36 Западная Германия Рольф Стоммелен Стрелки - Форд Г
ДНПК 38 Италия Альберто Коломбо Мерцарио - Форд Г
Источник: [ 11 ] [ 12 ]
Примечания
  • ^ 1 - Андретти и Вильнев завершили гонку первым и вторым, но получили одну минуту штрафа за старт с прыжка .
  • ^ 2 † - Петерсон вначале получил тяжелую травму ног в результате аварии с участием нескольких автомобилей, но в остальном был в сознании. В ночь после забега в больнице ему поставили диагноз жировая эмболия , в результате которой он умер на следующее утро.

Примечания

[ редактировать ]
  • Это был дебют итальянского гонщика Гимакса в чемпионате мира Формулы-1 .
  • Это был пятый старт Гран-при для ирландского гонщика.
  • Эта гонка стала 300-м Гран-при чемпионата мира Формулы-1, не считая одиннадцати гонок «Индианаполис 500», проходивших в период с 1950 по 1960 годы. В этих 300 гонках:
    • Грэм Хилл был самым опытным: он участвовал в гонках в 176 гонках, но также имел наибольшее количество сходов с дистанции в 71 год.
    • Джим Кларк завоевал 33 поул-позиции, 28 быстрейших кругов и 11 побед на турнирах Большого шлема. Джеки Стюарт выиграл рекордные 27 Гран-при и 43 раза финишировал на подиуме. Хуан Мануэль Фанхио по-прежнему удерживает рекорд по количеству чемпионатов - 5.
    • Ferrari участвовала в 286 гонках (285 в качестве конструктора), у BRM было больше всего сходов с дистанции в 47 лет, а у автомобилей с двигателем BRM было больше всего сходов с дистанции в 37 лет.
    • Ferrari также завоевала 87 поул-позиций, 82 быстрейших круга, 22 турнира Большого шлема и рекордные 241 подиум. И Ferrari, и Lotus выиграли 71 Гран-при. У Ferrari было больше всего чемпионатов мира среди пилотов (8), тогда как у Lotus был рекорд по количеству чемпионатов среди конструкторов (6).
    • Британский поставщик двигателей Cosworth (финансируемый Ford) установил несколько рекордов: 117 побед в Гран-при, 324 подиума, 105 поул-позиций, 101 самый быстрый круг, 8 чемпионатов пилотов (сравнялся с Ferrari до конца этого сезона) и 7 чемпионатов конструкторов. Автомобиль с двигателем Ferrari стал рекордсменом по количеству побед на турнирах Большого шлема в 22 года.

Положение чемпионата после гонки

[ редактировать ]
  • Жирный текст указывает, у кого еще есть теоретический шанс стать чемпионом мира.
  • Примечание . В обе группы турнирной таблицы включены только пять лучших позиций.
  1. ^ Jump up to: а б с «Гран-при Италии, 1978» . GrandPrix.com . 2002. Архивировано из оригинала 6 июня 2023 года . Проверено 16 февраля 2024 г.
  2. ^ «Несчастный случай» . РонниПетерсон.se . 2007. Архивировано из оригинала 29 августа 2013 года . Проверено 17 февраля 2024 г.
  3. ^ «Отчет Гран-при Италии 1978 года» . Мотоспорт . № 27. Октябрь 1978. с. 10 . Проверено 17 февраля 2024 г.
  4. ^ Титлер, Юэн (2000). «Смерть Ронни Петерсона: что на самом деле произошло в Монце в 1978 году» . Атлас Ф1 . Том. 6, нет. 36 . Проверено 17 февраля 2024 г.
  5. ^ «Операция» . РонниПетерсон.se . 2007. Архивировано из оригинала 25 сентября 2013 года . Проверено 17 февраля 2024 г.
  6. ^ «Извещение о смерти» . РонниПетерсон.se . 2007. Архивировано из оригинала 23 сентября 2013 года . Проверено 17 февраля 2023 г.
  7. ^ «Ронни Петерсон погибает в результате аварии» . Утренняя запись и журнал . 12 сентября 1978 г. с. 10. Архивировано из оригинала 1 июля 2023 года . Проверено 17 февраля 2023 г. - через поиск в архиве новостей Google.
  8. ^ «Ронни Петерсон» . Мемориал автоспорта . 2019. Архивировано из оригинала 6 ноября 2023 года . Проверено 17 февраля 2024 г.
  9. ^ «Эфтерспелет» [Последствия]. Ointres.se (на шведском языке). Архивировано из оригинала 17 февраля 2024 года . Проверено 16 февраля 2024 г.
  10. ^ Андретти, Марио (8 сентября 2015 г.). «Марио Андретти и жестокая магия Монцы» . Драйв . Архивировано из оригинала 3 июня 2023 года . Проверено 16 февраля 2024 г. Обновлено 2 апреля 2018 г. {{cite web}}: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )
  11. ^ «Гран-при Италии 1978 года» . Формула 1 . 10 октября 1978 года. Архивировано из оригинала 3 сентября 2014 года . Проверено 17 февраля 2024 г.
  12. ^ «Гран-при Италии 1978 года – результаты и история гонки» . Архив ГП . 10 октября 1978 года. Архивировано из оригинала 1 июля 2023 года . Проверено 17 февраля 2024 г.
  13. ^ Jump up to: а б «Италия 1978 – Чемпионат» . Статистика Ф1 . 2011. Архивировано из оригинала 1 июля 2023 года . Проверено 17 февраля 2024 г.


Предыдущая гонка:
Гран-при Голландии 1978 года.
Чемпионат мира Формулы-1 FIA
сезон 1978 года
Следующая гонка:
Гран-при США 1978 года.
Предыдущая гонка:
Гран-при Италии 1977 года.
Гран-при Италии. Следующая гонка:
Гран-при Италии 1979 года.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 582943737b5c7863a237c0337a3318c9__1726226940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/c9/582943737b5c7863a237c0337a3318c9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1978 Italian Grand Prix - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)