Патрик Тамбей
Патрик Тамбей | |
---|---|
Тамбай в 1983 году | |
Рожденный | Патрик Дэниэл Тамбей 25 июня 1949 г. Париж, Франция |
Умер | 4 декабря 2022 г. Париж, Франция | (73 года)
Национальность | ![]() |
Родственники | Эдриан Хэмби (сын) |
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Активные годы | 1977 – 1979 , 1981 – 1986 |
Команды | Сёртиз , Теодор , Макларен , Лижье , Феррари , Рено , Хаас Лола |
Записи | 123 (114 стартов) |
Чемпионаты | 0 |
Победы | 2 |
Подиумы | 11 |
Карьерные очки | 103 |
Поул-позиции | 5 |
Самые быстрые круги | 2 |
Первая запись | Гран-при Франции 1977 года. |
Первая победа | Гран-при Германии 1982 года. |
Последняя победа | Гран-при Сан-Марино 1983 года. |
Последняя запись | Гран-при Австралии 1986 года. |
Патрик Дэниэл Тэмбей (англ. Французское произношение: [pa.tʁik da.njɛl tɑ̃.bɛ] ; 25 июня 1949 — 4 декабря 2022) — французский автогонщик , комментатор и политик, принимавший участие в 123 гонках Формулы-1 в период с 1977 по 1986 год, завоевав пять поул-позиций и дважды выиграв. [1]
Он прошел обучение в качестве автогонщика в гоночной школе Winfield во Франции в 1971 году. В период с 1977 по 1981 год он выступал за различные команды, включая Surtees , Theodore , Ligier и McLaren , с неоднозначными результатами; он также выиграл два Can Am чемпионата под руководством Карла Хааса в 1977 и 1980 годах. Тамбай был нанят Scuderia Ferrari после того, как его близкий друг Жиль Вильнев умер во время Гран-при Бельгии 1982 года ; свою первую победу он одержал четырьмя гонками позже в Германии . Его вторая и последняя победа пришла в следующем году в эмоциональных обстоятельствах в Имоле . В 1984 году Тамбай перешёл в Renault и завершил карьеру в Формуле-1 в Haas Lola .
После своего ухода из Формулы-1 Тамбай участвовал в различных видах автоспорта, включая « 24 часа Ле-Мана» , чемпионат мира по спортивным автомобилям и ралли «Дакар» .
Гоночная карьера
[ редактировать ]

В начале своей карьеры Тамбай участвовал в Формуле 5000 с командой, которой руководил Карл Хаас . [2]
В 1977 году, выиграв чемпионат Can Am вместе с Haas, [3] Тамбай дебютировал в Формуле-1 единоразово вместе с Сёртизом , проехав только одну сессию на Гран-при Франции 1977 года, прежде чем провести остаток сезона с Теодором . Это партнерство оказалось плодотворным, и Тамбай перешел в McLaren, чтобы постоянно участвовать в гонках Формулы-1 в сезонах 1978 и 1979 годов. [4] В 1980 году он вернулся в Can Am с командой Lola , которой руководил Карл Хаас , сразу же выиграв в начале сезона, а затем выиграв свой второй чемпионат Can-Am. [3]
В 1981 году он вернулся в Формулу-1, сначала выступая за команду Теодора, а затем завершив сезон за Лижье .
В 1982 году предложил ему прокатиться с «Эрроузом» босс команды Джеки Оливер , чтобы заменить травмированного Марка Зурера на открытии сезона Гран-при Южной Африки . Он прибыл на трассу и, столкнувшись с продолжающейся суматохой и возможностью забастовки гонщиков, вскоре ушел и не принял участия в гонке. [5] Позже, в 1982 году, ему предложили место в Scuderia Ferrari после смерти его близкого друга Жиля Вильнёва . [4] Он выиграл свой первый Гран-при на Гран-при Германии в том же году после того, как Дидье Пирони получил травму в квалификации в своей четвертой гонке за Ferrari. Свою вторую и последнюю победу на Гран-при он одержал в 1983 году в Имоле ; управляя автомобилем Вильнева под номером 27, он выиграл после того, как Риккардо Патрезе разбился ближе к концу гонки. [4] В 1984 году он был исключен из команды в пользу итальянца Микеле Альборето . Тамбай перешел в Renault , а затем провел год, воссоединившись со своим старым боссом Карлом Хаасом, участвуя в гонках в команде Haas Lola F1. [4]
В 1987 году Тамбай основал в Швейцарии собственную компанию по продвижению спорта, но отказался от нее в 1989 году, чтобы вернуться в автогонки. В 1989 году он участвовал на Jaguar в чемпионате мира по спортивным автомобилям и финишировал четвертым в « 24 часах Ле-Мана» . Затем он занялся ралли-рейдами в пустыне , дважды финишировав в тройке лучших на гонке Париж-Дакар . [4] Кроме того, он участвовал в ледовых гонках и Tour de Corse гонках на водных лыжах .
Дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ]После ухода из гонок Тамбай работал комментатором на французском телевидении. Он также был заместителем мэра Ле-Канне , пригорода Канн . [6] Он был крестным отцом чемпиона мира 1997 года Жака Вильнёва , а его сын Адриен участвовал в чемпионате DTM в период с 2012 по 2016 год. Страдая от болезни Паркинсона , он был крестным отцом чемпиона мира 1997 года Жака Вильнёва. несколько лет [7] Тамбай умер 4 декабря 2022 года в возрасте 73 лет. О его смерти объявил его сын Адриан. [4] [8]
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Краткое описание карьеры
[ редактировать ]Сезон | Ряд | Команда | Гонки | Победы | поляки | Ф/кругов | Подиумы | Очки | Позиция |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1974 | Европейская Формула Два | Эльфийская конюшня | 10 | 0 | 0 | 0 | 0 | 11 | 7-е место |
1975 | Европейская Формула Два | Март Инжиниринг | 14 | 1 | 3 | 0 | 5 | 36 | 2-й |
1976 | Европейская Формула Два | Автомобили Мартини | 12 | 1 | 2 | 1 | 7 | 39 | 3-й |
Континентальный чемпионат SCCA | Теодор Расинг Гонконг | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 21 ул. | |
1977 | Формула-1 | Теодор Расинг Гонконг | 7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | 18-е |
Кан-Ам | Карл А. Хаас Расинг | 6 | 6 | 0 | 0 | 6 | 0 | 1-й | |
Европейская Формула Два | Ардмор Рейсинг | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина | |
1978 | Формула-1 | Мальборо Макларен Команда | 15 | 0 | 0 | 0 | 0 | 8 | 14-е |
Европейская Формула Два | Шеврон Автомобили | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина ‡ | |
1979 | Формула-1 | Мальборо Макларен Команда | 13 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина |
1980 | Кан-Ам | Карл А. Хаас Расинг | 6 | 6 | 0 | 0 | 6 | 0 | 1-й |
1981 | Формула-1 | Оборудовать Талбота Гитанеса | 8 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 19-е |
Теодор Расинг | 6 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||
24 часа Ле-Мана | Океаник Жан Рондо | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | Н/Д | ДНФ | |
1982 | Формула-1 | Скудерия Феррари | 6 | 1 | 0 | 0 | 3 | 25 | 7-е место |
1983 | Формула-1 | Скудерия Феррари | 15 | 1 | 4 | 1 | 5 | 40 | 4-й |
1984 | Формула-1 | Рено Эльф Команда | 15 | 0 | 1 | 1 | 1 | 11 | 11-е место |
1985 | Формула-1 | Рено Эльф Команда | 15 | 0 | 0 | 0 | 2 | 11 | 12-е |
1986 | Формула-1 | Тим Хаас (США) Ltd. | 14 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 15-е место |
1989 | Чемпионат мира по спортивным автомобилям | Шелковый ягуар | 8 | 0 | 1 | 0 | 1 | 30 | 8-е место |
2005 | Гран-при Мастерс | Команда Ликсус | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | Н/Д | – |
2006 | Гран-при Мастерс | Команда Ликсус | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | Н/Д | – |
Источник: [9] |
‡ Дипломированные пилоты не имеют права на получение очков чемпионата Европы по Формуле-2.
Полные результаты чемпионата Европы Формулы-2
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | Поз. | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1974 | Экюри Одиннадцать | Альпийский А367 | BMW | БАР 10 | ХОК 5 | БОЛЬШЕ НИКОГДА Верно | ДОЛЖЕН 4 | ХОК Верно | КРУЖКА Северная Каролина | ЧТО Верно | ПЕР Верно | ХОК 4 | ВАЛ 4 | 7-е место | 11 | ||||
1975 | Март Инжиниринг | Март 752 г. | BMW | ВОСТОК Верно | ТРР 2 | ХОК Верно | СВЕТ 2 | БОЛЬШЕ НИКОГДА Верно | ХОК Верно | ДОЛЖЕН 15 | РУ 2 | КРУЖКА Верно | ПЕР Верно | SIL 4 | ZOL 2 | ЕЩЕ 1 | ВАЛ Верно | 2-й | 36 |
1976 | Автомобили Мартини | Мартинс Мк 19 | Рено | ХОК 3 | ТРР 3 | ВАЛ 2 | ДОЛЖЕН 3 | БОЛЬШЕ НИКОГДА Верно | ХОК 3 | РУ Верно | КРУЖКА 3 | ПЕР Верно | ВОСТОК 16 | ЕЩЕ 1 | ХОК ДСК | 3-й | 39 | ||
1977 | Ардмор Рейсинг | Шеврон Б40 | Харт | SIL | ТРР | ХОК | СВЕТ | ВАЛ | БОЛЬШЕ НИКОГДА Верно | КРУЖКА | РУ Верно | ЕЩЕ | ПЕР | ЧТО | ВОСТОК | ДОН | Северная Каролина | 0 | |
1978 | Шеврон Автомобили | Шеврон Б42 | Харт | ТРР | ХОК | СВЕТ | БОЛЬШЕ НИКОГДА 6 | КРУЖКА | ВАЛ | РУ | ДОН | ЕЩЕ | ПЕР | ЧТО | ХОК | Северная Каролина | 0 ‡ | ||
Источник: [9] |
‡ Пилоты с квалификацией, не имеющие права на получение очков чемпионата Европы Формулы-2
Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Результаты «24 часов Ле-Мана»
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1976 | ![]() | ![]() ![]() | Рено Альпайн А442 | С 3.0 | 135 | ДНФ | ДНФ |
1977 | ![]() | ![]() | Рено Альпайн А442 | С 3.0 | 158 | ДНФ | ДНФ |
1981 | ![]() | ![]() | Рондо M379- Форд Косворт | 2 +2.0 | 41 | ДНФ | ДНФ |
1989 | ![]() ![]() | ![]() ![]() | Ягуар XJR-9 LM | С1 | 380 | 4-й | 4-й |
Источник: [9] |
Полные результаты Гран-при Masters
[ редактировать ]( клавиша ) Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию, гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг.
Год | Команда | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2005 | Команда Ликсус | Дельта Моторспорт ГПМ | Николсон Макларен 3.5 V8 | ЮАР 11 | ||||
2006 | Команда Ликсус | Дельта Моторспорт ГПМ | Николсон Макларен 3.5 V8 | ПОЛ 11 | ОНА С | Великобритания 11 | ТОЛЬКО С | ЮАР С |
Источник: [9] |
Полные результаты канадско-американского Кубка вызова
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Команда | Машина | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Поз. | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1977 | Карл А. Хаас Расинг | Лола T333CS | Шевроле V8 | ССО | ЛАГ | ВГЛ 1 | ДЛИННЫЙ 4 | МДО 1 | нет 1 | CTR 1 | СЫН 1 | РИВ 1 | 1-й | 159 | |
1980 | Карл А. Хаас Расинг | Лола Т530 | Шевроле V8 | СЫН 1 | МДО 1 | нет 1 | ВГЛ 1 | ДЛИННЫЙ | ХОРОШИЙ 1 | CTR 1 | АТЛ 4 | ЛАГ 18 | РИВ 3 | 1-й | 61 |
Пояснительные примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ежегодник автомобильного спорта FIA за 1979 год . Патрик Стивенс Лтд. белый с. 44. ИСБН 0-85059-320-4 .
- ^ Глик, Шав (14 апреля 1985 г.). «Для Карла Хааса это рабочие выходные: единственное удовольствие в гонках — это победа, — говорит человек, возглавляющий команду Андретти» . Лос-Анджелес Таймс . п. 2. ПроКвест 292117161 .
- ^ Jump up to: а б Поттер, Стив (29 июня 1980 г.). «Могу ли я бороться за возрождение» . Нью-Йорк Таймс . п. А.9. ПроКвест 423943182 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бенсон, Эндрю (4 декабря 2022 г.). «Бывший пилот Формулы-1 Ferrari Патрик Тамбей умер в возрасте 73 лет» . Би-би-си Спорт . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ Аррон, Саймон (август 2016 г.). «Патрик Тэмбей: «Ты мог бы стать чемпионом мира» » . Журнал «Автомобильный спорт» . Проверено 12 января 2023 г.
- ^ «Скончался двукратный победитель Гран-при Патрик Тамбей» . Formula1.com . 4 декабря 2022 г. Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ Аррон, Саймон (август 2016 г.). «Интервью Патрика Тэмбэя» . Журнал «Автомобильный спорт» . Проверено 4 октября 2020 г.
- ^ «Патрик Тамбей, старый пилот Формулы-1, умер» . lequipe.fr (на французском языке). 4 декабря 2022 г. Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Статистическая база данных Патрика Тамбея» . Motorsportmagazine.com . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ «Can-Am – итоговые позиции и таблицы» . Прототипы мировых спортивных гонок. 2 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 26 октября 2020 г. . Проверено 20 мая 2022 г.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Burbi, Massimo; Tambay, Patrick (2016). 27: Patrick Tambay – The Ferrari Years . Evro Publishing. ISBN 978-1910505120 .
- 1949 рождений
- 2022 смертей
- Пилоты «24 часов Ле-Мана»
- Пилоты ралли Дакар
- Смертность от болезни Паркинсона
- Прапорщики Формулы-1
- Пилоты чемпионата Европы Формулы-2
- Пилоты Формулы-1 Феррари
- Победители гонок Формулы-1
- Французские пилоты Формулы-1
- Французские автогонщики
- Пилоты Гран-при Masters
- Пилоты Формулы-1 Хаас Лола
- Пилоты Jaguar Racing
- Пилоты Формулы-1 Лижье
- Пилоты McLaren Формулы-1
- Водители Орека
- Гонщики из Парижа
- Пилоты Renault Формулы-1
- Пилоты Сёртиз Формулы-1
- Теодор Пилоты Формулы-1
- Пилоты чемпионата мира по спортивным автомобилям
- Пилоты Porsche Carrera Cup во Франции