Jump to content

Кан-Ам

(Перенаправлено с Can Am )
Кан-Ам
Логотип Can-Am Challenge Cup
Категория Гонки на спортивных автомобилях
Страна США , Канада
Сложенный 1987

Канадско -американский Кубок вызова , или Can-Am , — SCCA / CASC, серия гонок на спортивных автомобилях проводившаяся с 1966 по 1974 год, а затем с 1977 по 1987 год.

Правила Can-Am были намеренно простыми и налагали мало ограничений на количество участников. Это привело к появлению большого разнообразия уникальных конструкций кузовов автомобилей и мощных двигательных установок. Среди них следует выделить Джима Холла и Chaparrals модели с мощностью более 1000 лошадиных сил .

Гонка Can-Am на международной гоночной трассе Эдмонтона в 1973 году.

Can-Am начинался как серия гонок для спортивных гонщиков группы 7 с двумя гонками в Канаде ( Can ) и четырьмя гонками в Соединенных Штатах Америки ( Am ). Первоначально сериал спонсировался компанией Johnson Wax . Серия регулировалась правилами категории FIA группы 7 с неограниченной мощностью двигателя и некоторыми другими техническими ограничениями.

Категория группы 7 по сути была Формулой Либре для спортивных автомобилей; правила были минимальными и допускали неограниченные размеры двигателей (а также разрешали турбонаддув и наддув ), практически неограниченную аэродинамику и были настолько близки, насколько это когда-либо было возможно в любой крупной международной гоночной серии, к политике «все можно». Это разрешалось, если в автомобиле было два сиденья, кузов, закрывающий колеса, и он соответствовал основным стандартам безопасности. Группа 7 возникла как категория для неомологированных «специальных» спортивных автомобилей в Европе, и какое-то время в 1960-х годах гонки группы 7 были популярны в Соединенном Королевстве, а также как класс гонок по холмам в Европе. Автомобили группы 7 предназначались больше для спринтов на короткие дистанции, чем для гонок на выносливость . Некоторые автомобили группы 7 также производились в Японии компаниями Nissan и Toyota , но они не участвовали в соревнованиях за пределами своей родины (хотя некоторые участники Can-Am время от времени выступали против них).

Гонки на спортивных автомобилях SCCA становились все более популярными среди европейских конструкторов и водителей, а чемпионат США по шоссейным гонкам среди гонщиков большой вместимости в конечном итоге привел к созданию серии Can-Am группы 7. Были хорошие призовые и призовые деньги, а также обширная торговая поддержка; серия была прибыльной для конкурентов, но к ее концу привела к появлению поистине возмутительных автомобилей мощностью более 1000 лошадиных сил (750 кВт) (команда Porsche заявила о мощности 1500 л.с. (1100 кВт) для своего 917/30 в квалификационной комплектации). [ 1 ] ), крылья, активное создание прижимной силы, очень легкий вес и неслыханные скорости. Подобные автомобили группы 7 участвовали в европейской серии Interserie с 1970 года, но это было гораздо сдержаннее, чем Can-Am.

На трассе в серии сначала доминировала Лола , затем последовал период, когда она стала известна как « Шоу Брюса и Денни », заводская команда McLaren доминировала пять сезонов подряд (1967–1971), пока Porsche 917 не был усовершенствован. и стал почти непобедимым в 1972 и 1973 годах. После Shadow ухода Porsche доминировал в последнем сезоне, прежде чем Can-Am исчез, и его заменила Формула 5000. . Гонки редко были близкими - обычно доминировала одна марка - но шум и зрелищность автомобилей сделали серию очень популярной.

Энергетический кризис и возросшая стоимость участия в соревнованиях Can-Am привели к тому, что серия закрылась после относительно тусклого сезона 1974 года; серия Формулы 5000 на одноместных автомобилях стала ведущей серией шоссейных гонок в Северной Америке, и многие гонщики и команды Can-Am продолжали участвовать в гонках там. Правление F5000 продлилось всего два года, за ним последовало второе поколение Can-Am. Это была принципиально другая серия, изначально основанная на переоборудованных автомобилях F5000 с закрытыми кузовами. Существовал также двухлитровый класс на базе шасси Формулы-2 . Вторая версия Can-Am сошла на нет, когда гонки IMSA и CART стали более популярными в начале 1980-х годов, но оставались активными до 1987 года.

Can-Am остается хорошо запомнившимся видом гонок из-за его популярности в 1960-х и начале 1970-х годов, ограниченного количества правил, допускающих чрезвычайно быстрые и инновационные автомобили, а также состава талантливых гонщиков. Автомобили Can-Am и сегодня остаются популярными в исторических гонках.

Известные драйверы

[ редактировать ]

Среди известных гонщиков оригинальной серии Can-Am были практически все известные гонщики конца 1960-х - начала 1970-х годов. Джим Холл , Марк Донохью , Марио Андретти , Парнелли Джонс , Джордж Фоллмер , Дэн Герни , Фил Хилл , Денни Халм , Джеки Икс , Брюс Макларен , Джеки Оливер , Питер Ревсон , Джон Сёртиз и Чарли Кемп — все они водили автомобили Can-Am на соревнованиях и были успешными, выиграв гонки и чемпионские титулы. Эл Холберт , Алан Джонс и Эл Унсер-младший входят в число гонщиков, начавших свою карьеру в возрожденной серии Can-Am.

Новаторские технологии

[ редактировать ]

Can-Am была местом рождения и испытательным полигоном передовых технологий того времени. Автомобили Can-Am были одними из первых гоночных автомобилей, в которых использовались спортивные крылья, эффективный турбонаддув , аэродинамическая аэродинамика и аэрокосмические материалы, такие как титан. Это привело в конечном итоге к краху оригинальной серии, когда затраты стали непомерно высокими. Однако в период своего расцвета автомобили Can-Am были в авангарде гоночных технологий и часто на кругах определенных трасс были такими же быстрыми, как и современные автомобили Формулы-1, или даже быстрее . Среди известных конструкторов серии Can-Am — McLaren, Chaparral , Lola, BRM , Shadow и Porsche.

Производители

[ редактировать ]

Макларен

[ редактировать ]
McLaren M1A, один из первых конкурентов Can-Am, который одинаково хорошо себя чувствовал в других сериях спортивных автомобилей.
Шасси McLaren Can Am восстановлено компанией Racefab Inc. для винтажных гонок

Автомобили McLaren были специально разработанными гоночными автомобилями. Автомобили Can-Am были развитием спортивных автомобилей, представленных в 1964 году для гонок спортивных автомобилей в Северной Америке. Заводской машиной команды в 1964 году была М1. В 1965 году прототип M1A был командным автомобилем и базой для автомобилей M1A заказчика Elva. В конце 1965 года M1b(mk2) был заводским автомобилем 1966 года, пилотами которого были Брюс Макларен и Крис Амон. В 1967 году специально для серии Can-Am команда McLaren представила новую модель — M6A . McLaren M6A также представил оранжевый цвет, ставший фирменным знаком команды. Команда McLaren считалась очень «многонациональной» для того времени и состояла из владельца и лидера команды Брюса Макларена, новозеландца Криса Эймона и еще одного «киви», чемпиона мира Формулы-1 1967 года Денни Халма, менеджера команды Тедди Майера, механиков Тайлера. Александр, Гэри Натсон, Ли Мьюир, Джордж Болтофф, Фрэнк Циммерман, Том Андерсон, Алан Андерсон, Дэвид Данлэп, Лео Битти, Донни Рэй Эверетт, и Хейг Олтуниан (все из США), Дон Бересфорд, Алек Гривз, Винс Хиггинс и Роджер Бейли (Великобритания), Тони Аттард (Австралия), Кэри Тейлор, Джимми Стоун, Крис Чарльз, Колин Бинленд, Алан МакКолл и Алистер Колдуэлл (Новая Зеландия). В серии M6 использовался полностью алюминиевый монокок без каких-либо необычных особенностей, но для того времени члены команды уделяли необычное внимание деталям при подготовке. Автомобили серии М6 оснащались двигателями Малоблочные двигатели V8 Chevy с двигателем «мышь», построенные компанией Al Bartz Engines в Ван-Найс, Калифорния. Они были образцом надежности. За этим в 1968 году последовал M8A, новая конструкция, основанная на «крысином моторе» Chevy V8 с большим блоком в качестве нагруженного элемента шасси. McLaren открыла свой моторный цех в 1969 году. M8B, M8C, M8D и M20C были развитием этого алюминиевого монококового шасси. McLaren настолько доминировала в сезонах 1967–1971 годов, что Can-Am часто называли «шоу Брюса и Денни» в честь гонщиков, которые очень часто финишировали первыми и вторыми. 28 сентября 1969 года на Мичиганской международной гоночной трассе был даже финиш один-два-три. Первым стал Макларен, вторым — Халм, а третьим — Герни. Девять месяцев спустя Брюс Макларен погиб, 2 июня 1970 года, в Гудвуде , когда задняя часть кузова его прототипа M8D оторвалась во время испытаний, что привело к полной неуправляемости автомобиля и фатальной аварии на высокой скорости. McLaren продолжала добиваться успеха в Can-Am после смерти Брюса вместе с рядом других гонщиков, но заводские усилия Porsche с оппозитными 12-цилиндровыми двигателями с турбонаддувом и высокий бюджет на разработку означали, что они не могли идти в ногу с 917. Хотя частные McLaren продолжали В результате заводская команда ушла, чтобы сконцентрироваться на Формуле-1 (и USAC на несколько лет). Команда McLaren несколько раз становилась Чемпион Формулы-1 и до сих пор является частью этой серии.

Porsche 917/30 привез Марка Донохью на чемпионат 1973 года.

Porsche 908 Spyder использовался в Can-Am, но имел недостаточную мощность (350 л.с.) и в основном использовался командами с недостаточным финансированием. Он действительно выиграл гонку Road Atlanta 1970 года , когда более мощные машины выпали из состава. 917PA, спайдер-версия автомобиля 917K Le Mans, участвовала в гонках, но его безнаддувный оппозитный двигатель имел недостаточную мощность (530 л.с.). В 1971 году был представлен 917/10. Он не был оснащен турбонаддувом, но был легче и имел более чистый кузов, а Джо Зифферт сумел финишировать четвертым в чемпионате.

В 1972 году был представлен 917/10K с 900-сильным пятилитровым оппозитным двигателем с турбонаддувом. Подготовленные Роджером Пенске и управляемые Марком Донохью и Джорджем Фоллмером, эти автомобили выиграли шесть из девяти гонок. В 1972 году Porsche представила еще более мощный автомобиль — 917/30KL. Эту машину по прозвищу «Турбопанцер» считали монстром. С мощностью 1100 или 1580 лошадиных сил (820/1161 кВт в гоночной или квалификационной комплектации) [ нужна ссылка ] Доступный с 5,4-литровым оппозитным двигателем и весом 1800 фунтов (816 кг), с большей прижимной силой, этот автомобиль выиграл шесть из восьми гонок чемпионата 1973 года . [ 2 ] Доминирование Porsche было настолько велико, что правила в отношении двигателей были изменены, чтобы попытаться уменьшить отсутствие конкуренции для одной марки путем введения в действие правила расхода топлива на 1974 год. Подобные изменения правил для обеспечения равенства не являются чем-то новым в других формах американского автоспорта. Категория, для которой автомобиль был создан и в которой соревновался, была прекращена, и в 1975 году Донохью установил на этом автомобиле мировой рекорд скорости на закрытой трассе - 221 миль в час (в среднем) (356 км/ч) на суперспидвее Талладега (тогда называвшемся «Международная автодром Алабамы»). Он был способен развивать скорость 240 миль в час (386 км/ч) на прямых. [ 3 ]

Чапараль

[ редактировать ]
Печально известный 2J «Sucker Car» Чапараля был запрещен к участию в гонках Can-Am после 1970 года из-за его уникальных вентиляторов, создающих прижимную силу.

Джима Холла Чапарралы были очень новаторскими после его успеха в чемпионате США по шоссейным гонкам (USRRC). Автомобили Chaparrals 2-й серии (построенные и спроектированные при значительной скрытой поддержке со стороны научно-исследовательского подразделения Chevrolet ) были лидерами в применении аэродинамики в гоночных автомобилях, кульминацией которых стало появление в 1966 году модели 2E, первой модели с высоким крылом. гоночные машины. 2E был определяющим дизайном, а 2G был развитием этого базового дизайна. FIA запретила подвижные аэродинамические устройства, и Чапараль ответил выпуском 2H в 1969 году. 2H открыл новые горизонты, стремясь уменьшить сопротивление, но не добился большого успеха. Последовавшая за этим гонка 2J была, пожалуй, лучшим примером того, что правила Группы 7 могли разрешить гоночному автомобилю. Это был двухмоторный автомобиль с обычным для того времени двигателем Chevrolet с большим блоком двигателя, обеспечивающим движущую силу, и крошечным двигателем снегохода, приводившим в действие пару вентиляторов в задней части автомобиля. Эти вентиляторы в сочетании с подвижными лексановыми «юбками» вокруг нижней части автомобиля создавали вакуум под автомобилем, эффективно обеспечивая тот же уровень прижимной силы, что и огромные крылья предыдущих автомобилей, но без сопротивления. Хотя эта теория слишком сложна с механической точки зрения, чтобы выжить в гоночных условиях, она оказалась верной и через несколько лет появилась в Формуле-1. БТ46Б «Фан-кар» 1978 года выпуска.

Lola T70, T160-165 , T220, T260 и T310 рекламировались заводом и различными клиентами и в основном оснащались двигателями Chevy . Lola T70, управляемая Джоном Сёртизом, выиграла первый чемпионат Can-Am в 1966 году. Лола продолжала экспериментировать с новым дизайном, в отличие от McLaren , который каждый год совершенствовал дизайн. T260 1971 года Lola имела некоторый успех: Джеки Стюарт одержал две победы. радикально новый дизайн — Lola В 1972 году появился T310. T310 был самым длинным и широким автомобилем Can-Am той эпохи по сравнению с коротким, коротким T260. T310 был доставлен с опозданием, и весь год у него были проблемы с управлением, и его лучший результат оказался четвертым в Уоткинс-Глене .

Тень 1974-х DN4A

Хотя McLaren и Porsche доминировали в серии на протяжении большей части ее существования, появлялись и другие автомобили. Хорошо зарекомендовавшие себя европейские производители, такие как Lotus , CRD , в виде своих Merlyn Mk8 Chevrolet, Ferrari и BRM , появлялись в разное время с ограниченным успехом, тогда как March пытался получить долю прибыльного рынка в 1970–71 годах, но не смог. утвердиться. Ford также появился на сцене с рядом неудачных автомобилей на базе GT40 и его преемников. Американские специализированные марки, такие как McKee, Genie и Caldwell, соревновались вместе с экзотикой, такой как удивительный четырехмоторный Macs-It Special.

Механик и инженер британского происхождения Питер Брайант разработал Ti22 (иногда известный как Autocoast в честь одного из основных спонсоров команды) как построенного в Америке конкурента британским McLarens и Lolas. В автомобиле широко использовался титан в шасси и подвеске, а Брайант экспериментировал с аэродинамикой и первым использованием углеродного волокна для снижения веса. Хотя машина была быстрой, постоянного успеха она не добилась; Из-за проблем с финансированием команды Брайант перешёл в UOP Дона Николса, спонсируемую команду Shadow . Марка Shadow дебютировала с удивительным автомобилем с крошечными колесами и радиаторами, установленными на вершине заднего крыла, разработанным Тревором Харрисом; это не увенчалось успехом, и их заменили более традиционные автомобили, разработанные Брайантом; Брайант был отстранен, когда Шэдоу перешел в Формулу-1, но после его ухода Shadows с турбонаддувом стали доминировать, поскольку Porsche и McLaren сошли со сцены.

Упадок и возрождение

[ редактировать ]
Эл Холберт за рулем VDS-001 на возрожденном Can-Am в 1982 году.

Последним годом проведения первоначального чемпионата Can-Am стал 1974 год. Рост затрат, спад в Северной Америке после нефтяного кризиса , а также снижение поддержки и интереса привели к отмене серии и не проведению последней запланированной гонки сезона 1974 года. [ 4 ]

Название Can-Am по-прежнему обладало достаточной привлекательностью, чтобы побудить SCCA представить в 1977 году пересмотренную серию Can-Am, основанную на версии с закрытыми колесами правил недавно отмененной серии Formula A / 5000. Его статус неуклонно рос, особенно во время войн USAC/CART в конце 70-х и начале 80-х годов, и привлекал некоторые ведущие гоночные команды и водителей, а также ряд транспортных средств, включая специальные модели, основанные на переделанных одноместных автомобилях (особенно Lola F5000), а также сделанные на заказ автомобили от таких конструкторов, как March, а также от более мелких производителей. Чтобы расширить привлекательность серии, в последние несколько лет был введен класс 2L - автомобили, часто заимствованные из F2/Formula Atlantic. Серия достигла своего пика в начале 80-х, но по мере того, как серия CART Indycar и IMSA GTP чемпионат росли, она постепенно угасла. В 1987 году серия изменилась, поскольку Indycars стала источником автомобилей. SCCA лишила название Can-Am, но серия продолжилась как чемпионат Can-Am Teams Thunder Cars Championship. Через год команды отказались от спортивных форм и превратились в Американская серия Indycar .

В 1991 году, после 18 месяцев разработки, была создана серия Shelby Can-Am с использованием производственной линии автомобилей со спортивным кузовом, разработанных Кэрроллом Шелби, с 3,3-литровым двигателем Dodge V6. Сериал длился пять лет, прежде чем SCCA закрыл его. Большое количество автомобилей было перевезено в Южную Африку и эксплуатировалось с 2000 года.

Название было снова возрождено в 1998 году, когда чемпионат США по шоссейным гонкам отделился от IMSA. Их лучший класс прототипов назывался Can-Am, но к концу 1999 года серия закрылась, прежде чем ее заменил чемпионат Grand American Road Racing Championship . Название Can-Am не будет сохранено в новой серии.

Чемпионы

[ редактировать ]
Год Водитель Команда Машина
1966 Великобритания Джон Сёртис Великобритания Команда Сёртиз Лола Т70 - Шевроле
1967 Новая Зеландия Брюс Макларен Великобритания Брюс Макларен Автогонки Макларен М6А Шевроле
1968 Новая Зеландия Денни Халм Великобритания Брюс Макларен Автогонки Макларен М8А -Шевроле
1969 Новая Зеландия Брюс Макларен Великобритания Брюс Макларен Автогонки Макларен М8Б -Шевроле
1970 Новая Зеландия Денни Халм Великобритания Брюс Макларен Автогонки Макларен М8Д -Шевроле
1971 Соединенные Штаты Питер Ревсон Великобритания Брюс Макларен Автогонки Макларен М8Ф -Шевроле
1972 Соединенные Штаты Джордж Фоллмер Соединенные Штаты Пенске Рейсинг Порше 917/10
1973 Соединенные Штаты Марк Донохью Соединенные Штаты Пенске Рейсинг Порше 917 /30TC
1974 Великобритания Джеки Оливер Великобритания Теневые гоночные автомобили Тень DN4A -Шевроле
1975–1976 Нет серии
1977 Франция Патрик Тамбей Соединенные Штаты Хаас - Холл Рейсинг Лола T333CS -Шевроле
1978 Австралия Алан Джонс Соединенные Штаты Хаас - Холл Рейсинг Лола T333CS -Шевроле
1979 Бельгия Джеки Икс Соединенные Штаты Карл Хаас Расинг Лола T333CS -Шевроле
1980 Франция Патрик Тамбей Соединенные Штаты Карл Хаас Расинг Лола Т530 -Шевроле
1981 Австралия Джефф Брэбэм Бельгия Команда ВДС Лола Т530 -Шевроле/ VDS 001 -Шевроле
1982 Соединенные Штаты Эл Унсер младший Соединенные Штаты Уэльс Гонки Фрисби GR3 -Шевроле
1983 Канада Жак Вильнев-старший. Канада Канадская шина Фрисби GR3 -Шевроле
1984 Республика Ирландия Майкл Роу Соединенные Штаты Норвуд/Уокер VDS 002 -Шевроле/ VDS 004 -Шевроле
1985 Соединенные Штаты Рик Мяскевич Соединенные Штаты Москито Автоспорт Фрисби GR3 -Шевроле
1986 Канада Хорст Кролл Канада Кролл Рейсинг Фрисби KR3 -Шевроле
1987 Соединенные Штаты Билл Темперо Соединенные Штаты Американская гоночная команда Техаса Март 85C -Шевроле

Чемпионы класса до 2 литров

[ редактировать ]
Год Водитель Команда Машина
1979 Соединенные Штаты Тим Эванс Соединенные Штаты Диверсифицированные инженерные услуги Лола Т290 - Форд
1980 Соединенные Штаты Гэри Гоув Соединенные Штаты Пит Лавли VW Ральт RT2 - Харт
1981 Соединенные Штаты Джим Труман Соединенные Штаты TrueSports Ральт RT2 - Харт
1982 Швеция Бертиль Роос Соединенные Штаты Элитные гонки Marquey CA82- Харт
1983 Швеция Бертиль Роос Соединенные Штаты Гоночная школа Роос Скандия B3- Харт
1984 Соединенные Штаты Ким Кэмпбелл Соединенные Штаты Том Митчелл Расинг Март 832 г. БМВ
1985 Соединенные Штаты Лу Селл Соединенные Штаты Продать гонки Март 832 г. БМВ
  1. ^ Невисон, Роберт (режиссер) (2008). CAN-AM: Скоростная одиссея (документальный фильм).
  2. ^ http://www.wspr-racing.com/wspr/results/canam/canam1973.html Результаты Can Am 1973 года
  3. ^ «Донохью набрал 221 балл за рекорд закрытой дистанции» . Утренний журнал Дейтона-Бич . АП . 10 августа 1975 г. с. 1Б . Проверено 24 апреля 2015 г.
  4. ^ Лайонс, Пит (1995). Кан-Ам . Оцеола, Висконсин: Motorbooks International. п. 240. ИСБН  0-7603-0017-8 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Can-Am , Пит Лайонс, Motorbooks International
  • Гонки Can-Am 1966–1969 , Brooklands Books
  • Гонки Can-Am 1970–1974 , Brooklands Books
  • Гоночные автомобили Can-Am 1966–1974 , Brooklands Books
  • Can-Am Challenger , Питер Брайант, Дэвид Булл
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d650c3606a6b748395a3a50e62deb46d__1724661720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/6d/d650c3606a6b748395a3a50e62deb46d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Can-Am - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)