Кан-Ам
![]() Логотип Can-Am Challenge Cup | |
Категория | Гонки на спортивных автомобилях |
---|---|
Страна | США , Канада |
Сложенный | 1987 |
Канадско -американский Кубок вызова , или Can-Am , — SCCA / CASC, серия гонок на спортивных автомобилях проводившаяся с 1966 по 1974 год, а затем с 1977 по 1987 год.
Правила Can-Am были намеренно простыми и налагали мало ограничений на количество участников. Это привело к появлению большого разнообразия уникальных конструкций кузовов автомобилей и мощных двигательных установок. Среди них следует выделить Джима Холла и Chaparrals модели с мощностью более 1000 лошадиных сил .
История
[ редактировать ]
Can-Am начинался как серия гонок для спортивных гонщиков группы 7 с двумя гонками в Канаде ( Can ) и четырьмя гонками в Соединенных Штатах Америки ( Am ). Первоначально сериал спонсировался компанией Johnson Wax . Серия регулировалась правилами категории FIA группы 7 с неограниченной мощностью двигателя и некоторыми другими техническими ограничениями.
Категория группы 7 по сути была Формулой Либре для спортивных автомобилей; правила были минимальными и допускали неограниченные размеры двигателей (а также разрешали турбонаддув и наддув ), практически неограниченную аэродинамику и были настолько близки, насколько это когда-либо было возможно в любой крупной международной гоночной серии, к политике «все можно». Это разрешалось, если в автомобиле было два сиденья, кузов, закрывающий колеса, и он соответствовал основным стандартам безопасности. Группа 7 возникла как категория для неомологированных «специальных» спортивных автомобилей в Европе, и какое-то время в 1960-х годах гонки группы 7 были популярны в Соединенном Королевстве, а также как класс гонок по холмам в Европе. Автомобили группы 7 предназначались больше для спринтов на короткие дистанции, чем для гонок на выносливость . Некоторые автомобили группы 7 также производились в Японии компаниями Nissan и Toyota , но они не участвовали в соревнованиях за пределами своей родины (хотя некоторые участники Can-Am время от времени выступали против них).
Гонки на спортивных автомобилях SCCA становились все более популярными среди европейских конструкторов и водителей, а чемпионат США по шоссейным гонкам среди гонщиков большой вместимости в конечном итоге привел к созданию серии Can-Am группы 7. Были хорошие призовые и призовые деньги, а также обширная торговая поддержка; серия была прибыльной для конкурентов, но к ее концу привела к появлению поистине возмутительных автомобилей мощностью более 1000 лошадиных сил (750 кВт) (команда Porsche заявила о мощности 1500 л.с. (1100 кВт) для своего 917/30 в квалификационной комплектации). [ 1 ] ), крылья, активное создание прижимной силы, очень легкий вес и неслыханные скорости. Подобные автомобили группы 7 участвовали в европейской серии Interserie с 1970 года, но это было гораздо сдержаннее, чем Can-Am.
На трассе в серии сначала доминировала Лола , затем последовал период, когда она стала известна как « Шоу Брюса и Денни », заводская команда McLaren доминировала пять сезонов подряд (1967–1971), пока Porsche 917 не был усовершенствован. и стал почти непобедимым в 1972 и 1973 годах. После Shadow ухода Porsche доминировал в последнем сезоне, прежде чем Can-Am исчез, и его заменила Формула 5000. . Гонки редко были близкими - обычно доминировала одна марка - но шум и зрелищность автомобилей сделали серию очень популярной.
Энергетический кризис и возросшая стоимость участия в соревнованиях Can-Am привели к тому, что серия закрылась после относительно тусклого сезона 1974 года; серия Формулы 5000 на одноместных автомобилях стала ведущей серией шоссейных гонок в Северной Америке, и многие гонщики и команды Can-Am продолжали участвовать в гонках там. Правление F5000 продлилось всего два года, за ним последовало второе поколение Can-Am. Это была принципиально другая серия, изначально основанная на переоборудованных автомобилях F5000 с закрытыми кузовами. Существовал также двухлитровый класс на базе шасси Формулы-2 . Вторая версия Can-Am сошла на нет, когда гонки IMSA и CART стали более популярными в начале 1980-х годов, но оставались активными до 1987 года.
Can-Am остается хорошо запомнившимся видом гонок из-за его популярности в 1960-х и начале 1970-х годов, ограниченного количества правил, допускающих чрезвычайно быстрые и инновационные автомобили, а также состава талантливых гонщиков. Автомобили Can-Am и сегодня остаются популярными в исторических гонках.
Известные драйверы
[ редактировать ]Среди известных гонщиков оригинальной серии Can-Am были практически все известные гонщики конца 1960-х - начала 1970-х годов. Джим Холл , Марк Донохью , Марио Андретти , Парнелли Джонс , Джордж Фоллмер , Дэн Герни , Фил Хилл , Денни Халм , Джеки Икс , Брюс Макларен , Джеки Оливер , Питер Ревсон , Джон Сёртиз и Чарли Кемп — все они водили автомобили Can-Am на соревнованиях и были успешными, выиграв гонки и чемпионские титулы. Эл Холберт , Алан Джонс и Эл Унсер-младший входят в число гонщиков, начавших свою карьеру в возрожденной серии Can-Am.
Новаторские технологии
[ редактировать ]Can-Am была местом рождения и испытательным полигоном передовых технологий того времени. Автомобили Can-Am были одними из первых гоночных автомобилей, в которых использовались спортивные крылья, эффективный турбонаддув , аэродинамическая аэродинамика и аэрокосмические материалы, такие как титан. Это привело в конечном итоге к краху оригинальной серии, когда затраты стали непомерно высокими. Однако в период своего расцвета автомобили Can-Am были в авангарде гоночных технологий и часто на кругах определенных трасс были такими же быстрыми, как и современные автомобили Формулы-1, или даже быстрее . Среди известных конструкторов серии Can-Am — McLaren, Chaparral , Lola, BRM , Shadow и Porsche.
Производители
[ редактировать ]Макларен
[ редактировать ]

Автомобили McLaren были специально разработанными гоночными автомобилями. Автомобили Can-Am были развитием спортивных автомобилей, представленных в 1964 году для гонок спортивных автомобилей в Северной Америке. Заводской машиной команды в 1964 году была М1. В 1965 году прототип M1A был командным автомобилем и базой для автомобилей M1A заказчика Elva. В конце 1965 года M1b(mk2) был заводским автомобилем 1966 года, пилотами которого были Брюс Макларен и Крис Амон. В 1967 году специально для серии Can-Am команда McLaren представила новую модель — M6A . McLaren M6A также представил оранжевый цвет, ставший фирменным знаком команды. Команда McLaren считалась очень «многонациональной» для того времени и состояла из владельца и лидера команды Брюса Макларена, новозеландца Криса Эймона и еще одного «киви», чемпиона мира Формулы-1 1967 года Денни Халма, менеджера команды Тедди Майера, механиков Тайлера. Александр, Гэри Натсон, Ли Мьюир, Джордж Болтофф, Фрэнк Циммерман, Том Андерсон, Алан Андерсон, Дэвид Данлэп, Лео Битти, Донни Рэй Эверетт, и Хейг Олтуниан (все из США), Дон Бересфорд, Алек Гривз, Винс Хиггинс и Роджер Бейли (Великобритания), Тони Аттард (Австралия), Кэри Тейлор, Джимми Стоун, Крис Чарльз, Колин Бинленд, Алан МакКолл и Алистер Колдуэлл (Новая Зеландия). В серии M6 использовался полностью алюминиевый монокок без каких-либо необычных особенностей, но для того времени члены команды уделяли необычное внимание деталям при подготовке. Автомобили серии М6 оснащались двигателями Малоблочные двигатели V8 Chevy с двигателем «мышь», построенные компанией Al Bartz Engines в Ван-Найс, Калифорния. Они были образцом надежности. За этим в 1968 году последовал M8A, новая конструкция, основанная на «крысином моторе» Chevy V8 с большим блоком в качестве нагруженного элемента шасси. McLaren открыла свой моторный цех в 1969 году. M8B, M8C, M8D и M20C были развитием этого алюминиевого монококового шасси. McLaren настолько доминировала в сезонах 1967–1971 годов, что Can-Am часто называли «шоу Брюса и Денни» в честь гонщиков, которые очень часто финишировали первыми и вторыми. 28 сентября 1969 года на Мичиганской международной гоночной трассе был даже финиш один-два-три. Первым стал Макларен, вторым — Халм, а третьим — Герни. Девять месяцев спустя Брюс Макларен погиб, 2 июня 1970 года, в Гудвуде , когда задняя часть кузова его прототипа M8D оторвалась во время испытаний, что привело к полной неуправляемости автомобиля и фатальной аварии на высокой скорости. McLaren продолжала добиваться успеха в Can-Am после смерти Брюса вместе с рядом других гонщиков, но заводские усилия Porsche с оппозитными 12-цилиндровыми двигателями с турбонаддувом и высокий бюджет на разработку означали, что они не могли идти в ногу с 917. Хотя частные McLaren продолжали В результате заводская команда ушла, чтобы сконцентрироваться на Формуле-1 (и USAC на несколько лет). Команда McLaren несколько раз становилась Чемпион Формулы-1 и до сих пор является частью этой серии.
Порше
[ редактировать ]
Porsche 908 Spyder использовался в Can-Am, но имел недостаточную мощность (350 л.с.) и в основном использовался командами с недостаточным финансированием. Он действительно выиграл гонку Road Atlanta 1970 года , когда более мощные машины выпали из состава. 917PA, спайдер-версия автомобиля 917K Le Mans, участвовала в гонках, но его безнаддувный оппозитный двигатель имел недостаточную мощность (530 л.с.). В 1971 году был представлен 917/10. Он не был оснащен турбонаддувом, но был легче и имел более чистый кузов, а Джо Зифферт сумел финишировать четвертым в чемпионате.
В 1972 году был представлен 917/10K с 900-сильным пятилитровым оппозитным двигателем с турбонаддувом. Подготовленные Роджером Пенске и управляемые Марком Донохью и Джорджем Фоллмером, эти автомобили выиграли шесть из девяти гонок. В 1972 году Porsche представила еще более мощный автомобиль — 917/30KL. Эту машину по прозвищу «Турбопанцер» считали монстром. С мощностью 1100 или 1580 лошадиных сил (820/1161 кВт в гоночной или квалификационной комплектации) [ нужна ссылка ] Доступный с 5,4-литровым оппозитным двигателем и весом 1800 фунтов (816 кг), с большей прижимной силой, этот автомобиль выиграл шесть из восьми гонок чемпионата 1973 года . [ 2 ] Доминирование Porsche было настолько велико, что правила в отношении двигателей были изменены, чтобы попытаться уменьшить отсутствие конкуренции для одной марки путем введения в действие правила расхода топлива на 1974 год. Подобные изменения правил для обеспечения равенства не являются чем-то новым в других формах американского автоспорта. Категория, для которой автомобиль был создан и в которой соревновался, была прекращена, и в 1975 году Донохью установил на этом автомобиле мировой рекорд скорости на закрытой трассе - 221 миль в час (в среднем) (356 км/ч) на суперспидвее Талладега (тогда называвшемся «Международная автодром Алабамы»). Он был способен развивать скорость 240 миль в час (386 км/ч) на прямых. [ 3 ]
Чапараль
[ редактировать ]
Джима Холла Чапарралы были очень новаторскими после его успеха в чемпионате США по шоссейным гонкам (USRRC). Автомобили Chaparrals 2-й серии (построенные и спроектированные при значительной скрытой поддержке со стороны научно-исследовательского подразделения Chevrolet ) были лидерами в применении аэродинамики в гоночных автомобилях, кульминацией которых стало появление в 1966 году модели 2E, первой модели с высоким крылом. гоночные машины. 2E был определяющим дизайном, а 2G был развитием этого базового дизайна. FIA запретила подвижные аэродинамические устройства, и Чапараль ответил выпуском 2H в 1969 году. 2H открыл новые горизонты, стремясь уменьшить сопротивление, но не добился большого успеха. Последовавшая за этим гонка 2J была, пожалуй, лучшим примером того, что правила Группы 7 могли разрешить гоночному автомобилю. Это был двухмоторный автомобиль с обычным для того времени двигателем Chevrolet с большим блоком двигателя, обеспечивающим движущую силу, и крошечным двигателем снегохода, приводившим в действие пару вентиляторов в задней части автомобиля. Эти вентиляторы в сочетании с подвижными лексановыми «юбками» вокруг нижней части автомобиля создавали вакуум под автомобилем, эффективно обеспечивая тот же уровень прижимной силы, что и огромные крылья предыдущих автомобилей, но без сопротивления. Хотя эта теория слишком сложна с механической точки зрения, чтобы выжить в гоночных условиях, она оказалась верной и через несколько лет появилась в Формуле-1. БТ46Б «Фан-кар» 1978 года выпуска.
Лола
[ редактировать ]Lola T70, T160-165 , T220, T260 и T310 рекламировались заводом и различными клиентами и в основном оснащались двигателями Chevy . Lola T70, управляемая Джоном Сёртизом, выиграла первый чемпионат Can-Am в 1966 году. Лола продолжала экспериментировать с новым дизайном, в отличие от McLaren , который каждый год совершенствовал дизайн. T260 1971 года Lola имела некоторый успех: Джеки Стюарт одержал две победы. радикально новый дизайн — Lola В 1972 году появился T310. T310 был самым длинным и широким автомобилем Can-Am той эпохи по сравнению с коротким, коротким T260. T310 был доставлен с опозданием, и весь год у него были проблемы с управлением, и его лучший результат оказался четвертым в Уоткинс-Глене .
Другие
[ редактировать ]
Хотя McLaren и Porsche доминировали в серии на протяжении большей части ее существования, появлялись и другие автомобили. Хорошо зарекомендовавшие себя европейские производители, такие как Lotus , CRD , в виде своих Merlyn Mk8 Chevrolet, Ferrari и BRM , появлялись в разное время с ограниченным успехом, тогда как March пытался получить долю прибыльного рынка в 1970–71 годах, но не смог. утвердиться. Ford также появился на сцене с рядом неудачных автомобилей на базе GT40 и его преемников. Американские специализированные марки, такие как McKee, Genie и Caldwell, соревновались вместе с экзотикой, такой как удивительный четырехмоторный Macs-It Special.
Механик и инженер британского происхождения Питер Брайант разработал Ti22 (иногда известный как Autocoast в честь одного из основных спонсоров команды) как построенного в Америке конкурента британским McLarens и Lolas. В автомобиле широко использовался титан в шасси и подвеске, а Брайант экспериментировал с аэродинамикой и первым использованием углеродного волокна для снижения веса. Хотя машина была быстрой, постоянного успеха она не добилась; Из-за проблем с финансированием команды Брайант перешёл в UOP Дона Николса, спонсируемую команду Shadow . Марка Shadow дебютировала с удивительным автомобилем с крошечными колесами и радиаторами, установленными на вершине заднего крыла, разработанным Тревором Харрисом; это не увенчалось успехом, и их заменили более традиционные автомобили, разработанные Брайантом; Брайант был отстранен, когда Шэдоу перешел в Формулу-1, но после его ухода Shadows с турбонаддувом стали доминировать, поскольку Porsche и McLaren сошли со сцены.
Упадок и возрождение
[ редактировать ]
Последним годом проведения первоначального чемпионата Can-Am стал 1974 год. Рост затрат, спад в Северной Америке после нефтяного кризиса , а также снижение поддержки и интереса привели к отмене серии и не проведению последней запланированной гонки сезона 1974 года. [ 4 ]
Название Can-Am по-прежнему обладало достаточной привлекательностью, чтобы побудить SCCA представить в 1977 году пересмотренную серию Can-Am, основанную на версии с закрытыми колесами правил недавно отмененной серии Formula A / 5000. Его статус неуклонно рос, особенно во время войн USAC/CART в конце 70-х и начале 80-х годов, и привлекал некоторые ведущие гоночные команды и водителей, а также ряд транспортных средств, включая специальные модели, основанные на переделанных одноместных автомобилях (особенно Lola F5000), а также сделанные на заказ автомобили от таких конструкторов, как March, а также от более мелких производителей. Чтобы расширить привлекательность серии, в последние несколько лет был введен класс 2L - автомобили, часто заимствованные из F2/Formula Atlantic. Серия достигла своего пика в начале 80-х, но по мере того, как серия CART Indycar и IMSA GTP чемпионат росли, она постепенно угасла. В 1987 году серия изменилась, поскольку Indycars стала источником автомобилей. SCCA лишила название Can-Am, но серия продолжилась как чемпионат Can-Am Teams Thunder Cars Championship. Через год команды отказались от спортивных форм и превратились в Американская серия Indycar .
В 1991 году, после 18 месяцев разработки, была создана серия Shelby Can-Am с использованием производственной линии автомобилей со спортивным кузовом, разработанных Кэрроллом Шелби, с 3,3-литровым двигателем Dodge V6. Сериал длился пять лет, прежде чем SCCA закрыл его. Большое количество автомобилей было перевезено в Южную Африку и эксплуатировалось с 2000 года.
Название было снова возрождено в 1998 году, когда чемпионат США по шоссейным гонкам отделился от IMSA. Их лучший класс прототипов назывался Can-Am, но к концу 1999 года серия закрылась, прежде чем ее заменил чемпионат Grand American Road Racing Championship . Название Can-Am не будет сохранено в новой серии.
Схемы
[ редактировать ]Чемпионы
[ редактировать ]Чемпионы класса до 2 литров
[ редактировать ]Год | Водитель | Команда | Машина |
---|---|---|---|
1979 | ![]() |
![]() |
Лола Т290 - Форд |
1980 | ![]() |
![]() |
Ральт RT2 - Харт |
1981 | ![]() |
![]() |
Ральт RT2 - Харт |
1982 | ![]() |
![]() |
Marquey CA82- Харт |
1983 | ![]() |
![]() |
Скандия B3- Харт |
1984 | ![]() |
![]() |
Март 832 г. — БМВ |
1985 | ![]() |
![]() |
Март 832 г. — БМВ |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Невисон, Роберт (режиссер) (2008). CAN-AM: Скоростная одиссея (документальный фильм).
- ^ http://www.wspr-racing.com/wspr/results/canam/canam1973.html Результаты Can Am 1973 года
- ^ «Донохью набрал 221 балл за рекорд закрытой дистанции» . Утренний журнал Дейтона-Бич . АП . 10 августа 1975 г. с. 1Б . Проверено 24 апреля 2015 г.
- ^ Лайонс, Пит (1995). Кан-Ам . Оцеола, Висконсин: Motorbooks International. п. 240. ИСБН 0-7603-0017-8 .
Библиография
[ редактировать ]- Can-Am , Пит Лайонс, Motorbooks International
- Гонки Can-Am 1966–1969 , Brooklands Books
- Гонки Can-Am 1970–1974 , Brooklands Books
- Гоночные автомобили Can-Am 1966–1974 , Brooklands Books
- Can-Am Challenger , Питер Брайант, Дэвид Булл
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сайт истории CanAm. Архивировано 31 августа 2005 г. в Wayback Machine.
- История Can-Am, автор: Майкл Стакер. Архивировано 24 декабря 2009 г. в Wayback Machine.
- Официальный сайт Брюса Макларена Траст
- Результаты Can-Am, 1966–1986 гг.
- CanamCircus Стефана Лебье
- Исторический Кан-Ам
- История канадско-американского Кубка вызова