Про акции
Pro Stock — это класс дрэг-рейсинга с участием «заводских хот-родов ». Этот класс часто называют «полностью моторным», поскольку в автомобилях не используются какие-либо формы принудительной индукции, такие как турбонаддув или наддув , или другие усовершенствования, такие как закись азота , а также правила, регулирующие разрешенные модификации двигателей и типы двигателей. используемые тела.
История
[ редактировать ]Класс профессиональных акций Национальной ассоциации хот-родов возник из супер-акций, основанных на производстве, в 1970 году с более либеральным набором правил и отсутствием недостатков. [ 1 ] Изначально правила отдавали предпочтение с большим блоком двигателям V8 , а автомобили с двигателем Chrysler Hemi выигрывали титул чемпиона мира в первые два года. NHRA попыталась сбалансировать правила игры в 1972 году и ввела правила, разрешающие использование V8 небольшого объема, компактных автомобилей с приемлемым весом.
1 июля 1973 года NHRA потребовало от профессиональных водителей автомобилей иметь лицензии на участие в соревнованиях, точно так же, как на взорванных или заправленных драгстерах и забавных автомобилях . [ 2 ]
После изменения правил NHRA в 1973 году, позволяющего устанавливать рекорды на любых национальных соревнованиях, на чемпионате NHRA Winternationals 1973 года Дино « Дон» Николсон установил первый официальный профессиональный рекорд со скоростью 9,33, в то время как Билл Дженкинс показал рекордную скорость 148,76 миль в час ( 239,41 км/ч) скорость; позже на том же мероприятии Николсон совершил пас со скоростью 9,01 секунды / 150,50 миль в час (242,21 км / ч), побив свои рекорды и рекорды Дженкинса. [ 2 ]
В сезонах 1974 и 1975 годов Боб Глидден стал первым гонщиком, выигравшим два профессиональных чемпионата по гонкам.
В 1982 году NHRA отказалась от системы весового разрыва и ввела правило минимального веса 2350 фунтов и максимального объема 500 кубических дюймов по всем направлениям из-за популярности профессиональных серийных автомобилей Mountain Motor IHRA , которые имеют неограниченный рабочий объем .
Ли Шепард выиграл второй из четырех чемпионатов подряд в 1983 году, когда он также выиграл титул IHRA, что сделало его первым гонщиком, когда-либо сделавшим это; он повторил этот подвиг в 1984 году. [ 3 ]
В 2016 году NHRA провела капитальный ремонт формулы двигателя. Воздухозаборники на капоте и двойные четырехкамерные карбюраторы были заменены электронным впрыском топлива - капитальный ремонт, призванный отразить современные автомобильные тенденции, поскольку все автомобили, производимые для продажи в Северной Америке, уже более 20 лет используют электронный впрыск топлива.
Про акции сегодня
[ редактировать ]Двигатель
[ редактировать ]
- За исключением формулы NHRA 500 ci (начиная с 2018 года), двигатель должен быть изготовлен той же компанией, что и кузов автомобиля.
- Все необработанные компоненты должны быть доступны для публичной покупки. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Блоки двигателей и головки цилиндров часто поставляются в «сыром» состоянии с приблизительными размерами и грубой механической обработкой. Каждая команда продолжит обрабатывать и модифицировать деталь в соответствии со своими стандартами.
- Стандартные профессиональные двигатели NHRA ограничены максимальным объемом 500 куб. Дюймов (8,2 л) с одним распределительным валом и 90-градусным двигателем V8 .
- В нескольких органах действуют разные правила. Компания Mountain Motors, проводимая PDRA (восьмая миля) и на отдельных мероприятиях NHRA в 2019 году, не имеет правила 500 кубических дюймов, при этом объем некоторых двигателей превышает 800 кубических дюймов (13,1 л) до более 1000 кубических дюймов. (16,4 л). [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] NHRA ограничивает объем двигателя в категориях Mountain Motor до 843 куб. Дюймов (13,8 л).
- Австралийская национальная ассоциация дрэг-рейсинга и IHRA имеют ограничение максимального объема двигателя 400 куб. Дюймов (6,6 л).
- В зависимости от органа и класса, имеющего разрешение, двигатели могут быть либо четырехкамерными карбюраторами , либо дроссельной заслонкой с электронным впрыском топлива и должны иметь безнаддувную систему впуска.
- Те, кто использует два четырехцилиндровых карбюратора, могут позволить их «разделить» (то есть распилить пополам), чтобы каждую из половин можно было более точно расположить над слегка смещенными впускными направляющими. Впускной коллектор и головки открыты для модификации. Наиболее эффективной конфигурацией впускного коллектора на протяжении почти 40 лет остается «туннельный плунжер». Карбюраторы подняты над двигателем; длина и конфигурация впускных каналов («бегунов») имеют решающее значение для выходной мощности. Высокие впускные коллекторы требуют большого ковша на капоте, который является визитной карточкой профессионального класса. (Совок капота запрещен в NHRA из-за EFI)
- Формула NHRA (начиная с 2016 года) требует, а запас PDRA Extreme Pro разрешает, чтобы автомобили использовали системы впрыска топлива в корпусе дроссельной заслонки с электронным управлением. [ 10 ]
- В NHRA электронный блок управления (ECU) будет внедрен в системы EFI, включая ограничение в 10 500 об/мин, при этом современные двигатели приближаются к 12 000 об/мин. [ 8 ]
Правила, которые исключают любую принудительную индукцию, а также разрешают модификацию головок, привели к тому, что профессиональные головки стали самыми сложными в любой категории дрэг-рейсинга, с подъемом клапанов в районе 1 дюйма.
Современные профессиональные двигатели обычно производят около 2,5 л.с./дюйм. 3 (114 кВт/л) и развивают мощность более 1500 л.с. при работе без наддува. [ 8 ]
Полный стандартный двигатель NHRA может стоить более 100 000 долларов. [ 4 ]
Трансмиссия
[ редактировать ]- Pro В стандартных сцеплениях используется несколько дисков. Их необходимо обслуживать после каждого пробега, чтобы поддерживать критические допуски, которые могут означать разницу между хорошим пробегом или сильной тряской шины.
- С 1973 года самой популярной трансмиссией стала планетарная конструкция Lenco, использовавшаяся сначала как четырехступенчатая, а теперь и как пятиступенчатая. Хотя пятиступенчатый агрегат (обычно с пневматическим переключением) все еще используется в ADRL и Mountain Motor Pro Stock Association, а также в трехступенчатых агрегатах с пневматическим переключением передач в профессиональных модифицированных моделях , в профессиональных стоках NHRA используется пятиступенчатая механическая коробка передач без сцепления Liberty или G-Force. передачи.
Тело
[ редактировать ]- Профессиональные гонщики NHRA используют кузова из углеродного волокна, одобренные NHRA. Окна изготовлены из поликарбоната .
- Некоторые жаловались, что «стандартная» часть «про стока» на самом деле уже не так уж точна, потому что очень немногие кузова гоночных автомобилей, если таковые имеются, производятся на заводах соответствующих производителей.
Шасси
[ редактировать ]- Стандартное шасси Pro представляет собой сварные трубы из хромомолибденовой стали 4130 со встроенной клеткой в стиле «забавного автомобиля» вокруг водителя, которая в сочетании с ремнями безопасности и шлемом создает очень жесткую и безопасную среду вождения, возникшую после жестокой Авария с опрокидыванием, от которой пострадал Боб Глидден в 1986 году во время раунда в Коммерсе, штат Джорджия, .
Приостановка
[ редактировать ]- Стандартные профессиональные автомобили должны использовать системы подвески автомобильного типа.
- С 1970-х годов в передней подвеске используются стойки МакФерсон с рычагами подвески; Что касается задней подвески, предпочтительной конструкцией является четырехрычажная подвеска с винтовыми амортизаторами, соединенными с фиксированной задней осью.
- Как передние, так и задние амортизаторы могут регулироваться автоматически во время пробега с помощью воздушных контуров, которые контролируются электронным блоком управления.
Тормоза
[ редактировать ]- Основным средством замедления автомобилей с максимальной скорости около 213 миль в час являются тормозные парашюты . Поскольку автомобили превысили барьер в 200 миль в час, требуются два парашюта, поскольку NHRA требует использования двойных парашютов, когда скорость превышает это значение.
- В желобах используются либо пружины, либо пусковые устройства сжатого воздуха, чтобы поднять желоба в воздух как можно быстрее и избежать образования мертвого воздуха позади автомобиля.
- На четырех колесах также используются дисковые тормоза производителей вторичного рынка.
- Тормоза имеют одинарные суппорты спереди и двойные суппорты сзади с роторами из углеродного волокна.
Топливо
[ редактировать ]- Заводские хот-роды могут использовать только гоночное топливо ( октановое число : 118), которое проверено и сертифицировано химическим анализом на мероприятиях с одобрения санкционирующего органа.
- Некоторые организации требуют наличия топлива со спецификациями. NHRA будет требовать использования специального гоночного топлива Sunoco, но неизвестно, будет ли это неэтилированное гоночное топливо, как в других классах автоспорта, где оно является официальным топливом, или будет ли разрешено использование алкоголя в официальном топливе NHRA (как это было в случае Indycar, 85% этанола, или NASCAR, 15% этанола).
- Стандартные топливные системы подают бензин со скоростью 7,5 галлонов США в минуту (0,5 л/с).
В дополнение ко всем этим характеристикам каждый автомобиль должен:
- Весить не менее 2350 фунтов (1066 кг), включая водителя (2450 фунтов для автомобилей формулы Mountain Motor).
- В соревнованиях NHRA автомобили должны быть произведены в течение последних пяти модельных лет (2011–2015). В конце 1980-х и в начале 1990-х годов размеры автомобилей увеличивались, поскольку предпочтение отдавалось семейным седанам среднего размера, но к 2000-м (десятилетию) количество автомобилей сократилось, поскольку компактные автомобили, опираясь на тогдашнюю популярность спортивного компактного класса, стали эта тенденция возникла, поскольку General Motors и Daimler (тогда владевшие брендом Dodge) начали использовать компактные автомобили (похожие на заднеприводные, за исключением двигателя). Однако возврат к пони-карам и семейным седанам среднего размера снова стал выбором, поскольку Ford использует «пони-кар», а Dodge и Chevrolet начали использовать семейные седаны среднего размера. Разрешенными автомобилями 2013 года выпуска являются Chevrolet Camaro , Dodge Avenger и Ford Mustang . В 2014 году команды Fiat переходят на Dodge Dart . [ 11 ]
- Задние спойлеры не могут быть длиннее 13 дюймов (330 мм), измеренная от точки перехода линии кузова к спойлеру до кончика.
- Фары, стояночные фонари и задние фонари в сборе должны оставаться на исходном заводском месте.
Это делает гонки невероятно трудными; лидеры класса могут развивать скорость более 213 миль в час (343 км/ч) за 6,47 секунды (приблизительно). Квалификационные раунды между всеми участниками разделяются менее чем на десятую долю секунды. В особенно плотном квалификационном составе разница между номером 1 и финальным номером 16 может составлять всего 0,05 секунды.
Автомобили Mountain Motor, благодаря своим массивным горным двигателям объемом более 800 кубических дюймов, разгоняются до 6:30 со скоростью почти 220 миль в час (354 км/ч). На гонке NHRA Houston Raceway Park 2019 года, где формула Mountain Motor заменила формулу NHRA, самый быстрый автомобиль показал результат 6,233 секунды.
Чемпионы NHRA по профессиональным акциям (1970 – настоящее время)
[ редактировать ]- 1970 - Ронни Сокс
- 1971 - Майк Фонс
- 1972 — Билл Дженкинс
- 1973 - Уэйн Гэпп
- 1974 — Боб Глидден
- 1975 — Боб Глидден
- 1976 - Ларри Ломбардо
- 1977 — Дон Николсон
- 1978 — Боб Глидден
- 1979 — Боб Глидден
- 1980 — Боб Глидден
- 1981 - Ли Шеперд
- 1982 - Ли Шеперд
- 1983 - Ли Шепард
- 1984 - Ли Шепард
- 1985 — Боб Глидден
- 1986 — Боб Глидден
- 1987 — Боб Глидден
- 1988 — Боб Глидден
- 1989 — Боб Глидден
- 1990 - Даррел Олдерман
- 1991 - Даррел Олдерман
- 1992 - Уоррен Джонсон
- 1993 - Уоррен Джонсон
- 1994 - Даррел Олдерман
- 1995 - Уоррен Джонсон
- 1996 — Джим Йейтс
- 1997 — Джим Йейтс
- 1998 - Уоррен Джонсон
- 1999 - Уоррен Джонсон
- 2000 - И Кафлин-младший.
- 2001 - Уоррен Джонсон
- 2002 - Я Кафлин
- 2003 — Грег Андерсон
- 2004 - Грег Андерсон
- 2005 — Грег Андерсон
- 2006 - Джейсон Лайн
- 2007 - Я Кафлин
- 2008 - Я Кафлин
- 2009 - Майк Эдвардс
- 2010 — Грег Андерсон
- 2011 - Джейсон Лайн
- 2012 - Аллен Джонсон
- 2013 - Я Кафлин
- 2014 - Эрика Эндерс
- 2015 - Эрика Эндерс
- 2016 - Джейсон Лайн
- 2017 - Бо Батнер
- 2018 - Таннер Грей
- 2019 - Эрика Эндерс
- 2020 - Эрика Эндерс
- 2021 - Грег Андерсон
- 2022 - Эрика Эндерс
- 2023 - Эрика Эндерс
Наибольшее количество чемпионских титулов среди профессиональных гонщиков имеет 10-кратный чемпион Боб Глидден. В сезонах 1978 и 1979 годов, когда он практически не участвовал в соревнованиях, Глидден дошел до 18 из 19 финальных раундов, выиграв 14 раз. Девять из этих побед были одержаны подряд, и многие считают их одной из самых впечатляющих победных серий в истории этого вида спорта. Пилотом с наибольшим количеством побед за один сезон является пятикратный чемпион Грег Андерсон, выигравший 15 из 23 гонок на пути к своему чемпионству в 2004 году.
Наибольшее количество выигрышей по акциям NHRA
[ редактировать ]Водитель | Победы |
---|---|
Грег Андерсон | 105 |
Уоррен Джонсон | 97 |
Боб Глидден | 85 |
Я Кафлин | 68 |
Джейсон Лайн | 51 |
Эрика Эндерс | 48 |
Майк Эдвардс | 40 |
Курт Джонсон | 40 |
Даррелл Олдерман | 28 |
Аллен Джонсон | 27 |
Дэйв Коннолли | 26 |
Ли Шеперд | 26 |
Джим Йейтс | 25 |
Брюс Аллен | 16 |
Винсент Благородный | 13 |
Таннер Грей | 13 |
Ларри Морган | 12 |
Фрэнк Якониус | 11 |
Билл Дженкинс | 11 |
Джеймс Э. Батнер III | 11 |
Аарон Стэнфилд | 11 |
Даллас Гленн | 11 |
Ронни Сокс | 9 |
Скотт Джеффрион | 9 |
Мэтт Хартфорд | 8 |
Бутч Лил | 8 |
Джерри Экман | 8 |
Рон Кришер | 8 |
Крис МакГаха | 8 |
Дрю Скиллман | 7 |
Ларри Ломбардо | 6 |
Ричи Стивенс-младший | 6 |
Шейн Грей | 6 |
Дон Николсон | 6 |
Дерик Крамер | 5 |
Том Мартино | 5 |
Грег Стэнфилд | 5 |
Трой Кафлин мл. | 5 |
Алекс Лафлин | 4 |
Ви Гейнс | 4 |
Роджер Брогдон | 3 |
Джонатан Грей | 1 |
Камри Карузо | 1 |
Кенни Делко | 1 |
Кайл Корецкий | 1 |
Аарон Стронг | 1 |
Джимми Алунд | 1 |
Джастин Хамфрис | 1 |
Рики Джонс | 1 |
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коммель, Дэйв (25 апреля 2017 г.). «Галерея: Лучшее из дрэг-рейсинга 1970-х» . Хот Род . Проверено 18 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Берджесс, Фил (17 августа 2018 г.). «Машина времени: 1973» . NHRA.com . Проверено 18 июля 2019 г.
- ^ Берджесс, Фил (11 августа 2008 г.). «Голосование за любимый гоночный автомобиль всех времен: 1980-е и далее» . NHRA.com . Проверено 18 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эмануэльсон, Лен (25 июля 2011 г.). «Технологии стандартных двигателей» . Двигателестроительмаг . Проверено 19 июля 2019 г.
- ^ «Сохранение класса Pro Stock NHRA» . www.motorsport.com .
- ^ «Новые правила акций NHRA Pro на 2016 год» . 13 августа 2015 г.
- ^ «Двигатель с большим блоком Godfather 1005.8ci - популярный журнал о хот-роддинге» . Ноябрь 2012.
- ^ Перейти обратно: а б с Магда, Майк (6 мая 2015 г.). «Профессиональные стандартные двигатели: в чем секрет таких больших показателей мощности?» . EngineLabs . Проверено 18 июля 2019 г.
- ^ «Информация о горных двигателях | Гоночные двигатели Джона Каасе» . jonkaaseracingengines.com .
- ^ «NHRA вносит изменения в класс акций Pro» . Национальные новости скоростного спорта . ООО «Терн 3 Медиа» . Проверено 25 июля 2015 г.
- ^ «Поправки к своду правил NHRA 2010» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 ноября 2009 г.