Дон Николсон
Дон Николсон | |
---|---|
![]() Николсон во время интервью программе «Wide World of Sports» на канале ABC-TV рядом с Eliminator I в 1966 году. | |
Национальность | Американский |
Рожденный | [ 1 ] Холлтаун, Миссури [ 1 ] | 28 мая 1927 г.
Умер | 24 января 2006 г. | (78 лет)
Национальной ассоциации хот-родов Pro Stock | |
Годы активности | конец 1940-х – 2001+ |
Лучшая отделка | 1 место в 1977 году |
Награды | |
18-е место в списке 50 лучших водителей NHRA (2001). Международный зал славы дрэг-рейсинга Зал славы автоспорта Америки (1998) |
Дон Николсон (28 мая 1927 — 24 января 2006) — американский дрэг-рейсер из Миссури . [ 1 ] Он участвовал в гонках в 1960-х и 1970-х годах, когда национальных соревнований было мало. По оценкам Национальной ассоциации хот-родов (NHRA), он выиграл 90 процентов своих матчевых гонок. [ 2 ] По состоянию на 2002 год он был рекордсменом по наибольшему количеству категорий, в которых он дошел до финального раунда (выиграл или занял второе место на мероприятии): Funny Car , Pro Stock , Super Stock , Competition Eliminator , Stock и Street. [ 2 ] Его прозвали «Дино-Дон» после того, как он был одним из первых водителей, использовавших динамометр шасси на своих автомобилях в конце 1950-х годов - навык, которому он научился, работая линейным механиком в Chevrolet . автосалоне [ 3 ]
Гоночная карьера
[ редактировать ]Николсон родился в Холлтауне, штат Миссури, но вырос в Пасадене, штат Калифорния . [ 1 ] Во время учебы в старшей школе он поступил на службу в ВМС США , что уничтожило его многочисленные штрафы за превышение скорости. [ 1 ] заработал за рулем купе Chevy 1934 года с двигателем Twin -97 объемом 235 куб. Дюймов (3850 куб.см) и двигателем Stovebolt (без передних крыльев), на котором он (нелегально) участвовал в уличных гонках ; почти все остальные гоняли на Фордах. [ 4 ]
Николсон начал организовывать гонки на драндулетах по овальным трассам в конце 1940-х годов, а затем ушел в 1949 году, потому что его друзей часто убивали. [ 5 ] Он переехал к высохшим озерам Бонневиль Эль - и Мираж . [ 2 ] [ 3 ] Он уже был опытным водителем, когда в Южной Калифорнии начали открываться дрэг-стрипы. [ 2 ] В 1940-х годах Николсон занимался кузовными работами и сборкой двигателей, но не водил машину. [ 6 ] В 1950-е годы Николсон был менеджером в компании Service Chevrolet. [ 1 ] В 1958 году он получил работу в компании Mead Chevrolet в Пасадене. [ 6 ] Сервиса Николсон получил свое прозвище «Дино-Дино», будучи первым человеком, прошедшим обучение на динамометрическом стенде (динамометрическом стенде). [ 1 ] В 1961 году Нэлли Шевроле уговорила Николсона перевезти свою семью в Джорджию , подарив ему собственный стенд на стенде и гоночный автомобиль. [ 1 ]
Дрэг-рейсинг
[ редактировать ]В 1958 году Николсон работал настройщиком Greth Brothers B/Fuel Dragster, базирующегося в Монровии, Калифорния . [ 7 ] В Бейкерсфилде 3 августа 1958 года, с Биллом Кроссли за рулем, этот автомобиль стал первым драгстером Западного побережья , зафиксировавшим скорость 170 миль в час (270 км/ч); экскаватор с малым блоком завоевал титул B/F, победив Эмори Кука в турнире Top Eliminator и на этом соревновании. [ 7 ]
NHRA Николсон стал известен на национальном уровне как поклонник драг-рейсинга, когда он выиграл класс Stock на первых соревнованиях Winternationals в 1961 году с 12-секундным пасом; [ 3 ] он и Ронни Сокс участвовали в гонках только на двух «Шевроле», когда «Форды» были стандартом. [ 6 ] Победа помогла его бизнесу в Южной Калифорнии и дала ему доступ к автомобилям Chevrolet заводской разработки и специальным гоночным запчастям. [ 3 ] Он неоднократно становился победителем Winternationals 1962 года . Он получил выгодные предложения от промоутеров на юго-востоке США , поэтому переехал в Атланту, чтобы участвовать в матчевых гонках . [ 2 ] В 1963 году Шевроле и другие американские производители автомобилей решили отказаться от заводской поддержки, и его автомобиль стал неконкурентоспособным. [ 3 ] В 1964 году он перешел на Mercury Comet в классе A/Factory Experimental (A/FX). [ 3 ] Он выиграл более 90 процентов матчевых гонок, в которых участвовал в том году. [ 2 ] В том же году он совершил первый 10-секундный проход в дверном проеме . [ 2 ] а также он был первым водителем, который поднял передние колеса при переключении передач. [ 2 ]
Забавная машина
[ редактировать ]В 1965 году команды Dodge и Plymouth переместили передние и задние колеса вперед, что обеспечило им большее сцепление с дорогой. Эти новые « забавные машинки » не допускались на соревнования NHRA. Компания Ford запретила своим командам Ford и Mercury, поддерживаемым заводом, соревноваться с этими новыми забавными автомобилями Mopar. Николсон был обеспокоен потерей своего дохода от участия в гонках, поскольку его машина была превзойдена. В августе того же года он переоборудовал свою четырехступенчатую коробку передач со стальным корпусом. [ 6 ] автомобиль на ah A/FX, переключение на нитрометан и впрыск топлива и перемещение задней оси вперед на 12 дюймов (30 см). [ 6 ] Несколько недель спустя он победил Ramcharger Dodge, лучшую модель Mopar, с пасом за 9,30 секунды на скорости 150 миль в час (240 км/ч). [ 2 ]
В 1966 году компания Mercury заказала новое трубчатое шасси Comet. Автомобиль, построенный компанией Logghe Bros., имел цельный кузов с откидным верхом. [ 2 ] Автомобиль Николсона, Eliminator I , в том сезоне редко терпел поражение. [ 2 ] Он показал первые 7 секунд в гонке Funny Car в Мичигане во второй половине 1966 года. [ 2 ] Единственным гонщиком, способным победить Eliminator I, был товарищ Николсона по команде Эдди Шартман . [ 2 ] Николсон был настолько доминирующим, что критики предсказали упадок нового «увлечения» «Веселыми машинками». [ 3 ] В 1967 году он провел еще один очень успешный год в Eliminator II другие команды не начали добавлять нагнетатели . , пока в конце года [ 2 ] Другие команды раньше использовали нагнетатели, но к середине 1967 года технология шин догнала мощность, вырабатываемую этими автомобилями, и они начали лучше «подключаться», а не просто раскручивать шины. Николсон начал сезон 1968 года на своей «Комете», теперь уже с турбонаддувом. Он выиграл новогоднюю гонку в Ирвиндейле, где квалифицировался вторым с результатом 8,03. [ нужна ссылка ] и установил минимальный показатель встречи на уровне 7,99, [ нужна ссылка ] и выиграл мероприятие. На встрече AHRA [ нужны разъяснения ] на Lion's Dragway в январе он квалифицировался под номером один. [ нужна ссылка ] (низкий эт) с сильным 7,63 [ нужна ссылка ] но не смог выиграть встречу. Он выиграл второй ежегодный турнир Stardust National Open, победив Шартмана в финальном раунде с пасом 7,83. [ нужна ссылка ] низкий уровень встречи. [ нужна ссылка ] Большая часть доходов Николсона в то время приходилась на соревнования в матчевых гонках. В 1968 году Николсон забеспокоился о возгорании двигателя, вызванном взрывами нагнетателей . [ 2 ]
Супер Сток/Про Сток
[ редактировать ]После сезона 1968 года Николсон организовал группу матчевых гонок вместе с Ронни Соксом (из Sox & Martin ), Биллом «Ворчливым» Дженкинсом и «Денди Диком» Лэнди . [ 2 ] Эти автомобили Super Stock были возвратом к A/FX середины 1960-х годов. Четырехступенчатые карбюраторные автомобили массой 2300 фунтов (1000 кг) мчались навстречу друг другу (а не с ограниченными возможностями, как это делала NHRA). [ 2 ]
«Веселые тачки» только что вышли из-под контроля», - сказал Николсон. «Они больше не походили на то, что Детройт пытался продать. Chrysler уже отказался от гонок Funny Car в 1967 году, когда они приказали Sox & Martin и Landy открыть свои клиники Super Stock. Мы просто хотели вернуть наших первоначальных поклонников». [ 2 ]
Джерри Харви A/FX 1966 года выпуска Николсон переоборудовал Ford Mustang в Super Stock и использовал эту машину, чтобы выиграть Стрит в категории A/Modified Production на Springnationals 1969 года . [ 2 ] Популярность 9-секундных гонок в хедз-апе привела к тому, что в 1970 году NHRA сформировала Pro Stock . [ 2 ] Николсон подготовил Ford Maverick к Winternationals за семь дней, но не выиграл. Автомобиль доминировал на матчевых гонках, выиграв 45 раундов подряд. [ 2 ] [ нужны разъяснения ]
Maverick Николсона принес Форду первую победу NHRA Pro Stock на Summernationals в 1971 году . [ 2 ] В 1972 году он перешел на Cleveland 351. с двигателем Pinto Сезон 1973 года он начал с победы в трех последовательных национальных соревнованиях на турнирах American Hot Rod Association (AHRA) Winternationals , NHRA Winternationals и NHRA Gatornationals . [ 2 ] В 1973 году, после изменения правил NHRA, разрешающего устанавливать рекорды на любых национальных соревнованиях, на Winternationals Николсон установил первый официальный рекорд Super Stock et с результатом 9,33; позже на том же соревновании он проехал 9,01 секунды / 150,50 миль в час (242,21 км / ч), побив свой собственный рекорд и рекорд скорости Билла Дженкинса в 148,76 миль в час (239,41 км / ч), установленный ранее на том же соревновании. . [ 8 ]
Николсон финишировал вторым на чемпионате США 1974 года и Саммернатсе 1976 года. [ 2 ]
Чемпионат Pro Stock 1977 года
[ редактировать ]Николсон большую часть лет участвовал в основном в региональных матчевых гонках. Он решил принять участие в полном туре NHRA Nationals в 1977 году. Он выиграл Gatornationals, Springnationals и US Nationals, а также выиграл чемпионат Уинстона 1977 года. Его самая известная гонка в сезоне была той, в которой он не выиграл. [ 2 ] Его главным соперником был чемпион 1976 года Ларри Ломбардо , выступавший за Билла Дженкинса. В то время выбор сезонных чемпионатов определялся сочетанием региональных и национальных соревнований. Николсон присутствовал на турнире дивизиона, который Ломбардо должен был выиграть. «Мы специально квалифицировались на низком уровне, чтобы иметь возможность соревноваться с Ларри на ранних этапах выбывания», - сказал Николсон. «Я победил его в первом раунде и не позволил ему заработать много очков, которые он в противном случае заработал бы». [ 2 ] Ломбардо занял третье место по очкам в сезоне, а Николсон обыграл Боба Глиддена на 1400 очков и выиграл чемпионат. [ 2 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Николсон еще раз выступил в чемпионате в 1979 году, заняв третье место. После того, как он начал сезон 1980 года, не сумев пройти квалификацию на турниры Winternationals и Cajun Nationals, [ нужна ссылка ] Николсон посмотрел на IHRA Pro Stockers. Он прошел квалификацию на Springnationals, где проиграл во втором раунде, когда его Мустанг II сломался. [ нужна ссылка ] и Summernationals, где он проиграл в первом раунде. [ нужна ссылка ] Он вернулся в Pro Stock в Милане на турнир IHRA Northern Nationals и выиграл турнир. На чемпионате IHRA Summernationals в Бристоле Николсон установил максимальную скорость 169,45 и занял второе место. Ему построили новый «Мустанг», который заменил его «старый» «Мустанг II», и он дебютировал на нем на соревнованиях Mountain Motor Nationals в Мэриленде, но проиграл в первом раунде. В сезоне 1981 года Николсон занял первое место на зимних национальных чемпионатах AHRA и занял второе место. Он также управлял комбинацией NHRA. Автомобиль с двигателем объемом 500 куб. Дюймов (8200 куб.см) квалифицировался на NHRA Winternationals, но выбыл в раннем раунде. [ нужна ссылка ] [ нужны разъяснения ] Он также прошел квалификацию на NHRA Gatornationals, но не смог выйти в финал. Николсон выделялся на рынке IHRA Pro Stock. Он квалифицировался под номером один (low et) в Дарлингтоне на чемпионате IHRA Winternationals с результатом 7,81 секунды на скорости 176 миль в час (283 км/ч). [ нужны разъяснения ] Он проиграл во втором раунде холшоту. [ нужны разъяснения ] В апреле Николсон отправился в Атланту на турнир NHRA Southern Nationals. Он хорошо квалифицировался [ нужны разъяснения ] и дошёл до полуфинала, где в ловушках у него оторвалось переднее колесо. [ нужна ссылка ] Николсон избежал попадания в перила. [ нужна ссылка ] 3 мая он выиграл свой последний турнир IHRA. чемпионат Pro Am в Рокингеме. [ нужна ссылка ] К тому времени его машина была известна как самая быстрая в IHRA Pro Stock. [ нужна ссылка ] и еще раз доказал это, заняв первое место в квалификации с пасом за 7,82 секунды на скорости 176,81 миль в час (284,55 км/ч). [ нужна ссылка ] Он выиграл турнир. Вскоре после этого он продал свое предприятие Pro Stock Гарольду Дентону, который нанял Николсона на следующие несколько гонок, чтобы он познакомился с автомобилем. [ нужна ссылка ] Настройка Николсона помогла Дентону занять второе место на следующем мероприятии IHRA. [ нужна ссылка ] Springnationals в Бристоле. Возможно, они тоже выиграли бы, если бы не сгоревшее сцепление в финале. [ нужна ссылка ] Никосон продолжал участвовать в гонках на Pro Stock Ford до 1980 года. [ 2 ] Николсон вернулся в 1984 году на Oldsmobile. [ 2 ] Он вернулся в 1988 году в ностальгический тур на версии Chevrolet Bel Air 1962 года , кампанию за которую он все еще проводил в 2001 году. [ 2 ] Он также несколько раз появлялся в Pro Stock Truck в 1998 и 1999 годах. [ 9 ]
Смерть
[ редактировать ]За последние несколько лет здоровье Николсона ухудшилось. Он умер от болезни Альцгеймера 24 января 2006 года в Южной Калифорнии в возрасте 78 лет. [ 3 ] У него остались дочь Синди Кристи, внук Кристофер Кристи и внучка Кэндис Кристи. [ 1 ]
Награды
[ редактировать ]Николсон занял 18-е место в списке 50 лучших водителей NHRA в 2001 году. [ 2 ] Николсон был удостоен награды «Забавный водитель года» в 1967 году. В 1977 году он получил награду Олли от команды Car Craft All-star Drag Racing. В 1997 году он был удостоен звания гранд-маршала Калифорнийского воссоединения хот-родов. [ 2 ]
Он был введен в несколько залов славы. Он был занесен в Международный зал славы дрэг-рейсинга . [ 2 ] и Зал славы автоспорта Америки. [ 10 ] в 1998 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хинч, Робин (29 января 2006 г.). «От скоростной полосы, наследие умения находить время, чтобы помочь» . Реестр округа Ориндж . Проверено 23 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в «Дон Николсон №18» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2005 года . Проверено 27 марта 2008 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) , Национальная ассоциация хот-родов ; написано в 2002 году; Проверено 11 марта 2008 г. - ^ Jump up to: а б с д и ж г час Дрэг-рейсер «Дино» Дон Николсон: Смерть иконы (1927–2006) ; Джим Хилл; написано в 2006 году; Журнал Hot Rod , дата обращения 11 марта 2008 г.
- ^ Баскервиль, Грей. «Дино Дон», в Hot Rod , апрель 1980 г., стр.81.
- ^ Баскервиль, стр.113.
- ^ Jump up to: а б с д и Баскервиль, стр.81.
- ^ Jump up to: а б Национальный драгстер онлайн (получено 15 сентября 1018 г.)
- ^ Берджесс, Фил, редактор National Dragster . «Машина времени: 1973», написано 17 августа 2018 г. на сайте NHRA.com (получено 16 сентября 2018 г.)
- ^ Джон Ашер (1998). «Дон Николсон» . Зал славы автоспорта Америки . Архивировано из оригинала 18 мая 2011 г. Проверено 19 марта 2008 г.
- ^ Дон Николсон в Зале славы автоспорта Америки
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бойс, Дуг. «Дино» Дон – Автомобили и карьера Дино Дона Николсона . Картех Книги, 2018. ISBN 1613254059