Jump to content

Забавная машина

Ранняя забавная машина Джека Крисмана 1965 года.
1971 Микки Томпсон - забавная машина, принадлежащая Микки Томпсону.
1975 Джина Сноу Забавная машина

Funny Car — это тип автомобиля для дрэг-рейсинга и особый гоночный класс в организованных дрэг-рейсингах. Для забавных автомобилей характерны откидывающиеся из стекловолокна или углеродного волокна кузова на шасси, изготовленном по индивидуальному заказу, что придает им внешний вид , отдаленно напоминающий модели выставочных залов производителей. У них также двигатель расположен перед водителем, в отличие от драгстеров , где он располагается позади водителя. [ 1 ]

Кузова забавных автомобилей обычно отражают модели новых автомобилей, появившихся в тот период времени, когда была построена забавная машина. Например, в 1970-х годах нынешние тогда модели, такие как Chevrolet Vega или Plymouth Barracuda, часто представлялись как забавные автомобили, а кузова представляли большую тройку General Motors , Ford и Chrysler . [ 2 ] (NHRA) Funny Car представлены четыре производителя В настоящее время в Национальной ассоциации хот-родов : Chevrolet с Camaro , [ 3 ] Уклоняйтесь с помощью зарядного устройства , [ 4 ] Форд с Мустангом , [ 5 ] и Тойота с Супрой . [ 6 ] Однако во всем мире используется множество различных стилей кузова. Эти «фальшивые» оболочки тела не просто косметические; они служат важной аэродинамической цели. [ 7 ] Современные забавные автомобили могут соперничать или превосходить драгстеры Top Fuel . [ 8 ] [ 9 ] Сегодня создание команды Funny Car может стоить от 2,6 до 3 миллионов долларов США. [ 10 ] Один кузов из углеродного волокна может стоить 70 000 долларов США. [ 11 ]

Рекомендации

[ редактировать ]

NHRA имеет строгие правила для забавных машинок. Большинство правил касаются двигателя. Короче говоря, двигатели могут быть только V8 с рабочим объемом не более 500 куб. Дюймов (8 193,53 куб. См). Самый популярный дизайн - Donovan , основанный на Chrysler 426 Hemi второго поколения .

может быть только два клапана На цилиндр . Головки изготовлены из алюминиевой заготовки и не имеют водяных рубашек, поскольку высокая скрытая теплота метанола в топливе в сочетании с кратковременностью пробега исключает в этом необходимость. Нагнетатели ограничены базовым типом Рутса - ширина корпуса ротора 19 дюймов (480 мм) и ширина 11,25 дюйма (286 мм). только одиночные распределительные валы Допускаются . Существует две распространенные комбинации диаметра цилиндра и хода: 4,1875 дюйма × 4,50 дюйма (106,36 мм × 114,30 мм) (называемые ходом 3/4 ) и 4,25 на 4,375 дюйма (108,0 мм × 111,1 мм) (называемые ходом 5/8 ). Строкер 3/4 является наиболее распространенной комбинацией, используемой сегодня, и равен 496 CID (8,1 л). [ нужна ссылка ]

Коленчатые валы вырезаются на станках с ЧПУ из стальной заготовки, а затем азотируются в печи для повышения твердости поверхности. Впускные клапаны изготовлены из титана и имеют диаметр 2,40 дюйма (61 мм), а выпускные клапаны диаметром 1,90 дюйма (48 мм) изготовлены из инконеля . На каждой забавной машине есть баллистические чехлы, закрывающие нагнетатель, потому что эта часть двигателя склонна к взрыву.

Топливные системы Funny Car – ключ к их огромной мощности. За один пробег (запуск, перегорание , резервное копирование, переключение, 1/4 мили) автомобили могут сжечь до 15 галлонов США (12 имп галлонов; 57 л) топлива. Топливная смесь обычно состоит из 85–90% нитрометана (нитро, «топливо») и 10–15% метанола (спирта, «щелочного»). Соотношение топлива и воздуха может достигать 1:1. Степень сжатия варьируется от 6:1 до 7:1. Двигатели в «Веселых тачках» обычно имеют разную высоту и передаточное число поршней , которые определяются близостью поршня к воздухозаборнику. Funny Cars имеют фиксированное передаточное число 3,20:1 и реверсивную передачу ; Мощность передается от двигателя к главной передаче через многоступенчатую муфту, которая обеспечивает постепенную блокировку по мере движения. Скорость/степень блокировки контролируется механически/пневматически и настраивается перед каждым запуском в зависимости от различных условий, в частности поверхности пути. Колесная база составляет от 100 до 125 дюймов (от 2500 до 3200 мм). Дорожный просвет автомобиля должен составлять 3 дюйма (76 мм).

Заявленные мощности варьируются в широких пределах — от 10 000 до 11 л.с. 000 Двигатели этого типа с наддувом, работающие на нитрометане, также имеют очень высокий крутящий момент , который оценивается в 7000 фут-фунт-сила (9500 Нм). Они обычно достигают ускорения в 6 G при старте с места.

Безопасность

[ редактировать ]

Для защиты водителя и болельщиков существует множество правил безопасности. Наиболее заметными устройствами безопасности являются двойные парашюты, помогающие стабилизировать и замедлить автомобиль после пересечения финишной черты. Менее заметные меры предосторожности включают каркасы безопасности и огнетушители .

Во время оценки безопасности после фатальной аварии Скотта Калитты 21 июня 2008 года в Инглистауне, штат Нью-Джерси, NHRA сократила дистанцию ​​гонок Top Fuel и Funny Car со 2 июля 2008 года до 1000 футов. Pro Stock и классы спортсменов все еще мчусь на высоту 1320 футов. В последние годы на национальном чемпионате по дрэг-рейсингу в Австралии высота Funny Car сократилась до 1000 футов.

В дрэг-рейсинге в середине 1960-х годов Top Fuel мощность начала сочетаться с кузовными автомобилями с измененной колесной базой , чтобы создать первые «забавные автомобили». Термин «забавная машина» приписывается руководителю отдела гонок Mercury Фрэн Эрнандес: «Нам нужно победить эти «забавные» машины». [ 12 ]

Первые забавные машинки были построены в начале-середине 1960-х годов. Funny Car как класс уходит корнями в Super Stock , через «интригующе названный класс Extra Super Stock», в A/Factory Experimental (A/FX), который NHRA представила в 1962 году, и, в конечном итоге, в XS (экспериментальный стандарт). [ 13 ]

На старте задние шины (« слики ») имели диагональную конструкцию («слики» с морщинистыми стенками еще не были изобретены), а это означало, что сцепление при трогании с места было плохим. Гонщики, которые выполнили эти измененные модификации колесной базы, обнаружили, что центр тяжести сместился назад, что привело к увеличению веса на задних колесах, что улучшило сцепление с дорогой благодаря диагональным сликам. Из-за множества очевидных модификаций они не выглядели стандартными, отсюда и название «смешные». [ 14 ] Колесные базы были изменены, чтобы улучшить сцепление с узкими (шириной 7 дюймов (180 мм)) сликами (требованными правилами NHRA), сохраняя при этом обязательное заводское расстояние между центрами осей. [ 15 ]

Первыми из «забавно выглядящих автомобилей» были трио Dodge 330 Max Wedges 1964 года выпуска , получившие название «Dodge Chargers». Они дебютировали в марте 1964 года на гоночной трассе Сан-Диего . [ 16 ] Funny Cars начинали как складские автомобили и сначала представляли собой чисто выставочные автомобили класса Super / Factory Experimental (S / FX); NHRA относилась к ним как к мимолетному увлечению. [ 17 ] и попытался «законным путем запретить их существование», поместив их сначала в работающих на бензине , а затем на топливе классы драгстеров, , с автомобилями вдвое меньшего веса и вдвое большей мощности. [ 17 ]

Забавный успех автомобилей последовал за популярностью газовиков , предыдущего любимого класса дверных хлопушек. [ 18 ] Предшественником забавной машины, появившейся почти десятью годами ранее, был Джона Бандимера . взорванный Chevy 55-го года выпуска [ 18 ] Забавным автомобилям также предшествовали модифицированные спортивные автомобили с кузовами из стекловолокна, трубчатыми рамами и двигателями с наддувом еще до того, как был задуман Super Stock. [ 19 ]

Среди гонщиков Modified Sport, бросивших вызов первым забавным автомобилям, были Роджер Хардкасл и Лес Битти на Stinger, щеголявшие на Astra J-5 с передувным инжекторным двигателем Chrysler Hemi. [ 19 ] В 1964 году его данные на 1/4 мили составляли 143,85 миль в час и 10,02 восточного времени. См. журнал Hot Rod за апрель 1964 года. Страницы 58–60.

Первыми забавными автомобилями были Super Stock 1964 года Dodge 330 Max Wedges , получившие название «Dodge Chargers», подготовленные по указанию Дона Биба Dragmaster из Джимом Нельсоном и Доде Мартином . [ 16 ] участвовавшие в гонках в классе Supercharged Experimental Stock (S / XS), Их оригинальные модели 426 Max Wedges, с рабочим объемом 480 куб. Дюймов (8 л) были заменены двигателями Top Gas (виртуальные клоны двигателей Top Gas Dodge Dart , также построенных Dragmaster). [ 20 ] (Таким образом, технически это были «забавные заправщики», а не автомобили, работающие на топливе, в отличие от более поздних образцов. [ 13 ] Однако, несмотря на ограничения по топливу, они поворачивали на ET на высоких 10-ти скоростях со скоростью около 130 миль в час (210 км/ч), тогда как автомобили Super Stock и FX работали только на 11-ти секундах со скоростью около 120 миль в час (190 км/ч). , явно выигрышное преимущество. [ 13 ] Они также станут первыми заводскими автомобилями, оснащенными парашютами, и первыми, водители которых будут носить пожарные костюмы . [ 13 ]

Первым автомобилем с измененной колесной базой был Дика Лэнди легальный для класса SS/A 1964 года Dodge 330 , у которого передняя и задняя оси были радикально смещены вперед, высокие передняя часть и ось в стиле газовщика, а также 426 Hemi. Лэнди переоборудовал его в A/FX в сентябре 1964 года, используя прямую переднюю ось (от фургона Dodge A100) для снижения веса, затем переместив передние колеса на 6 дюймов вперед и заднюю ось на 8¾ дюйма на 8 дюймов вперед путем перемещения подвесок пружин. Алюминиевые детали (включая капот, передние крылья, кожух радиатора, передний бампер и опоры) заменили стальные. [ 15 ]

Считается первой «Веселой машиной» (в то время она выглядела забавно). Впервые появившись на турнире AHRA Winternationals в Фениксе, штат Аризона, 29–31 января 1964 года, эта комбинация улучшила показатели ET с низких 11 со скоростью в диапазоне 120 миль в час (190 км/ч) до 10,60 с при скорости почти 130 миль в час (210 км/ч). . [ 21 ] В 1965 году Plymouth Belvederes и Dodge Coronets получили измененную конфигурацию колесной базы для своих заводских водителей. Всего было построено двенадцать. [ 22 ]

Три Charger с красными боковинами кузова и белой крышей, капотом и багажником с двумя синими продольными полосами. [ 18 ] ими управлял Джимми Никс , который ранее управлял драгстером Top Gas; Джим Джонсон , управлявший автомобилем Dodge и Polara выигравший титул B/SA в 1963 году; Джим Нельсон ; и Доде Мартин . [ 23 ] (Никс пытался убедить Крисмана убедить директора Mercury Racing Фрэн Эрнандес позволить ему использовать нитро на своей Comet 427, чтобы получить рычаги воздействия на NHRA, чтобы Никс мог сам использовать нитро). [ 13 ]

Их дебют состоялся на гоночной трассе Сан-Диего в марте 1964 года на выставке из трех гонок. Хотя теоретически все они были идентичны, Никс менял слики или добавлял свинцовую дробь в багажник своего Dodge 330 , чтобы улучшить сцепление с дорогой. [ 13 ]

Со своей стороны, завод Dodge потратил в первый сезон всего 250 000 долларов США, что недостаточно для одного автомобиля, не говоря уже о трех. [ 16 ] сумма, согласованная промоутером Доном Бибом, который убедил, что безопасность Уолли Парка не будет поставлена ​​под угрозу, пообещав, что автомобили будут построены в соответствии со стандартами Super Stock. [ 13 ]

заводской Mercury Comet 1964 года от Sachs and Sons, оснащенный клиновым двигателем 427 с наддувом. дебютировал Через три месяца после дебюта Chargers на чемпионате Nationals 1964 года в Индианаполисе [ 24 ] Управляемая Джеком Крисманом и вошедшая в B/FD, Comet произвела сенсацию. [ 13 ]

Когда «Комета Крисмана» впервые стартовала в Инди, программа «Чарджер» была заблокирована из-за финансовых проблем и нехватки запчастей. Их последнее выступление в гонке состоялось на дрэг-стрипе в Грире, Южная Каролина , в июле 1964 года. Разочарованный Никс вернулся в TG/D. [ 13 ] Комета Крисмана была отнесена к классу B / Fuel Dragster в Индианаполисе; он потерпел поражение в отборе на выбывание, но не раньше, чем записал пас за 10,25 секунды на скорости 156,31 миль в час (251,56 км/ч). [ 13 ]

Успех этих автомобилей вдохновил других гонщиков отказаться от классных гонок в пользу выставочных автомобилей с наддувом, возглавляемых «Арни Фармером» Бесвиком и его Pontiac GTO , A/FX Гэри Дайера Hemi Dodge (финансируемый Нормом Краузе , «Мистером Нормом» [ 19 ] ), и

Забавные машинки оказались чрезвычайно популярными: автомобили, которыми управляли Крисман и Бесвик, установили рекорды по всем США. [ 17 ] Первая волна разработки забавных автомобилей закончилась примерно в 1965 году, когда гонщик Джим Либерман и руководитель бригады Лью Аррингтон заключили сделку с Pontiac на поставку редких полуавтомобилей (остатки программы газовых драгстеров Микки Томпсона ). (Позже дуэт перешел на силовые установки Chrysler .) [ 25 ] Двое из трио Dodge вернулись в 1965 году в составе команды Guzler Chargers, оснащенной полуцилиндрами с наддувом, работающими на нитротопливе, и прямым приводом; оба разбились в один и тот же год. [ 13 ] Популярность забавных машин выросла в том году: в январе на AHRA Winternationals было представлено семь участников: Ramchargers, «Денди Дик» Лэнди и Бад Фобель на Dodges; и Бутч Лил , Сокс и Мартин, Золотые коммандос и Ли Смит в Плимуте. [ 13 ] К июню их число превысило дюжину, включая заводские «Мустанги» и «Циклоны» с 427 «камерами». [ 13 ]

Специальный класс забавных автомобилей был опробован NHRA на одном национальном мероприятии в 1966 году и на двух в 1968 году, до того, как в 1969 году был создан Funny Car Eliminator. [ 17 ] Тенденция к кузовам из стекловолокна с откидным верхом («флопперам») началась с модели Джима Литла за 2000 долларов Allison V-1710 с двигателем выпуска 34 года Tudor Big Al II . [ 26 ] Это вдохновило бы «каждое когда-либо созданное тело неудачника». [ 21 ] Доминирование Chrysler побудило Эрнандеса и Эла Тернера попытаться повернуть ситуацию в пользу Меркьюри; Комета Дона Николсона с откидной крышкой и трубчатым шасси, появившаяся в 1966 году, изменила все. [ 13 ] Кометы с «флопперным» корпусом пользовались большим успехом в руках Крисмана, Кенца и Лесли, а также Эдди Шартмана ; на мировом финале 1966 года Шартман стал первым официальным обладателем титула Funny Car от NHRA. [ 13 ]

Том МакИвен , более известный своими гонками на драгстерах, в 1965 году флиртовал с забавными машинками, как и Лу Барни , ветеран гонок на рогатке; Полумоторная Barracuda со средним расположением двигателя Барни оказалась небезопасной, прежде чем была заменена другой, которая оказалась «одним из самых быстрых гонщиков в начале матча». [ 19 ] Так же поступил и Гэри Габелич , [ 27 ] вероятно, более известный своими гонками на наземной скорости спонсируемых Chevrolet, в Бич-Сити , в гонках Sting Ray, . [ 27 ]

До того, как TF/FC стал официальным классом, забавные автомобили использовались как B/FD и C/FD (B и C/Fuel Dragster), [ 28 ] странная классификация, поскольку это были автомобили с кузовом, а не драгстеры.

В 1965 году компания Ford произвела «Мустанги» с кузовом из стекловолокна, построенные Холманом и Муди для (среди прочих) Gas Ronda , который был самым успешным гонщиком Ford. Дона Николсона В 1966 году Mercury предложила революционную Comet с гибким кузовом, примером которой является Eliminator I , который в своем дебютном сезоне показал результат 7,98 на Detroit Dragway , самый быстрый из автомобилей с впрыском топлива . [ 29 ] Автомобиль был построен компанией Logghe Bros. (базируется в Детройте). [ 30 ] ) (с кузовом от Fiberglass Trends ), весом около 1700 фунтов (770 кг), что делает его тяжелее большинства современных с верхним топливом драгстеров . [ 31 ] (Это будет первая смешная машина на обложке журнала Hot Rod в апреле 1966 года. [ 32 ] ) Подобные машины достались Крисману, «Быстрому Эдди» Шартману, а также Кензу и Лесли. [ 33 ] Эти автомобили имели первую винтовую подвеску среди забавных автомобилей и были оснащены 427 двигателями SOHC с впрыском Hilborn, производившими 1000 л.с. (750 кВт) на 80% нитро. [ 33 ] (Крисман был странным: родстер с нагнетателем 6-71 GMC. [ 33 ] ) Они были способны разогнаться за семь секунд до скорости около 185 миль в час (298 км/ч). [ 34 ] Шартман (работающий с Роем Стеффи над «Flip-Top Fueler») победил Крисмана в номинации «Лучшая смешная машина» на мировом финале NHRA в 1966 году в Талсе, Оклахома, с пасом 8,28 на скорости 174,41 миль в час (280,69 км/ч). [ 34 ] В конце сезона 1967 года Николсон установил Top Fuel 427 SOHC, построенный Питом Робинсоном, и развил скорость 7,90 секунды на скорости около 180 миль в час (290 км / ч), заработав восемьдесят шесть процентов победных рекордов. [ 35 ] (Успех Top Fuel- Engine Comets в конечном итоге побудил Ford и Chrysler отказаться от спонсорства забавных автомобилей.) [ 36 ] В 1967 году Дуг Торли записал первый (неофициальный) забавный автомобильный проезд на скорости 200 миль в час (320 км/ч) на своем Corvair в Лайонс. [ 27 ]

Даже в 1965 году заводская поддержка Ford пошатнулась, поскольку производитель не производил уличные версии радикально измененных автомобилей; к 1968 году новаторская компания Chrysler также подумывала об отказе от участия. [ 37 ] Из каперов Брюса Ларсона той эпохи самым успешным был USA-1 ( Chevelle с впрыском Hilborn 1966 года с двигателем 427 и четырехступенчатой ​​коробкой передач). [ 38 ] Среди других первых участников забавных автомобилей был Хайден Проффитт, который встретился с Крисманом на Lions Dragway с шасси Hicks и субаренды в 1966 году и выиграл на Corvair . [ 34 ] Бутч Лил будет оснащать одно из первых клиентских шасси Logghe Plymouth Barracuda из стекловолокна и использовать двигатель 426 Hemi с впрыском на 100% нитро; Лучшим пасом для этой машины будет 7,82 при скорости 182,16 миль в час (293,16 км/ч), [ 34 ] с коэффициентом побед в карьере девяносто процентов. [ 36 ] В 1967 году Проффитт возглавил неудавшуюся компанию Grant Rebel SST AMC Rambler , которому помогали Лес Шокли, «Знаменитый» Амос Саттерли и Дуайт Гильдия. [ 27 ] Джин Конвей построил Hemi Jeep Destroyer (спонсируемый ВМС США) и добился такого большого успеха, что NHRA запретила забавные автомобили Jeep в 1967 году. [ 39 ]

Логге оказался неспособен удовлетворить спрос на свои шасси, что привело к созданию забавной индустрии по производству автомобильных шасси, к которой вскоре присоединились Дик Флетчер , Дон Харди, Ронни Скрима и ряд других. [ 40 ] В конце 1969 года Пэт Фостер и Джон Баттера разработали шасси в стиле драгстера Top Fuel, чтобы заменить распространенную в то время конструкцию «багги для дюн». Это будет соответствовать названию Mustang Mach Is Дэнни Онгайса и Микки Томпсона . Подобное шасси построили Логге, Скрима, Баттера, Вуди Гилмор , Дон Лонг и Стив Плюгер , среди других; эта конструкция остается стандартом в TF/FC. [ 40 ]

В 1968 году Торли ездил на заднемоторном Javelin , построенном Вуди Гилмором и оснащенном двигателем AMC 401 . [ 41 ] (Этот двигатель позже был заменен на Hemi 392, подготовленный Джоном Ховеном и Гленном Окадзаки .) В том же году Леал продал свою «куду» Дону Шумахеру . [ 41 ]

NHRA создала новый класс Funny Car (TF/FC) на чемпионате NHRA Winternationals в 1969 году; Победу в турнире Funny Car Eliminator (FCE) выиграет Клэр Сандерс , товарищ по команде Либермана из «Джунглей Джима». [ 42 ] Трагедия случилась в том же году, когда погиб Джерри Шварц в бывшем Foster Mach I. [ 41 ] На практически идентичной машине (за исключением цвета) Онгайс выиграл несколько раундов, часто проходя на низких семерках со скоростью более 182,16 миль в час (293,16 км/ч), включая участие в Funny Car Eliminator на USnats . [ 41 ] Джин Сноу зафиксировал первый официальный пробег на скорости 200 миль в час (320 км/ч) на Кейта Блэка 1969 года выпуска с шасси Logghe с двигателем Dodge Charger и Rambunctious . [ 43 ] Одна из самых известных (и популярных) забавных машин в истории NHRA появилась в 1969 году: Chi-Town Hustler , Charger, созданный Fakonas и Coil (управляемый Пэтом Минником ). [ 43 ]

Еще один рекорд Funny Car был установлен в 1970 году Лероем Гольдштейном («Израильская ракета»), который тогда тестировал шины Firestone , с прохождением 6,99 на гоночной трассе Capitol Raceway, что стало первым рекордом Funny Car менее чем за семь секунд. [ 44 ] К ноябрю Джейк Джонсон на полумоторе Blue Max (за рулем Гарри Шмидта) показал результат 6,72 на скорости 218 миль в час (351 км/ч) на OCIR. [ 44 ] Большой новостью того года стало создание спонсируемой Mattel Hot Wheels . команды Дона Прюдомма и Тома МакИвена, [ 44 ]

Авария Дона Гарлитса на Top Fuel Dragster в 1971 году, которая привела к созданию революционного Swamp Rat XIV , не привела к таким же изменениям в Funny Car, хотя существовало несколько экземпляров с задним расположением двигателя, в том числе Javelin Торли и Дэйва Боумана California Stud , который был самым успешным из забавных заднемоторных автомобилей. [ 45 ]

Титул Funny Car Eliminator на Winternats 1971 года достался Роланда Леонга Charger гавайскому . [ 46 ]

На чемпионате Supernationals 1972 года Джим Данн одержал историческую победу на своей Barracuda, первую и единственную, одержанную смешной машиной со средним расположением двигателя. [ 47 ] в то время как Ларри Фуллертон в фильме «Троянский конь» выиграл чемпионат мира NHRA 1972 года, установив на тот момент мировой рекорд. [ нужна ссылка ]

В 1973 году Ширли Малдауни объединилась с Конни Калиттой в роли Охотницы за головами и Охотницы за головами на паре Ford Mustang , у нее на шасси Buttera, у него на Logghe. [ 46 ]

В период с 1973 по 1975 год Эд «Туз» Маккалок одержал восемнадцать побед на национальных соревнованиях NHRA на Revell , спонсируемом Dodge Dart , Revellution . [ 46 ]

Ширл Грир победила Прюдомма в финале 1974 года и выиграла первый чемпионат мира по смешным автомобилям NHRA. [ 48 ] В финале он получил серьезные ожоги из-за взрыва двигателя. [ 48 ]

В 1975 году Рэймонд Бидл и Гарри Шмидт возродили Blue Max ; построенный компанией Tony Casarez Race Cars, Мустанг II, выиграет гонку в Индианаполисе. Позже Бидл выкупил компанию Schmidt и завоевал семь национальных титулов на забавных автомобилях: четыре — с NHRA, три — с IHRA . [ 48 ]

Марк Освальд , пилот команды Candies and Hughes (при Old Milwaukee ). спонсорской поддержке [ 49 ] ), в 1984 году сделал то, чего не делал ни один другой гонщик: он выиграл чемпионаты мира NHRA и IHRA. [ 50 ] В период с 1983 по 1987 год команда завоевала четыре титула IHRA, в том числе два подряд, в 1986 и 1987 годах, а также победила Джона Форса в турнире Big Bud Shootout 1986 года (проиграв ему в следующем году). [ 50 ]

В период с 1987 по 1996 год Форс выиграл шестьдесят семь из 203 национальных соревнований NHRA, четыре из девяти турниров Big Bud Shootouts и шесть чемпионатов мира. [ 51 ] В 1996 году, с настройкой Austin Coil , Форс вышел в финальный раунд шестнадцати из девятнадцати национальных соревнований, одержав тринадцать побед, что является одним из лучших рекордов за всю историю Funny Car. [ 52 ] Доминированию Форса в 1989 году мог по-настоящему бросить вызов только Брюс Ларсон , давний гонщик с Восточного побережья , с Outlaw спринтерской машины гонщиком Мейнардом Ингстом в качестве его тюнера, выигравшего шесть соревнований и пять раз занявшего второе место на автомобиле, спонсируемом Oldsmobile. от Сентри. [ 53 ] В 1992 году честь разместить Форса на трейлере досталась Крузу Педрегону , который привел Ларри Майнором Макдональдсом . к чемпионству команду Olds, спонсируемую [ 53 ] Педрегон также был одним из первых водителей Funny Car, показавших пятисекундный результат. [ 53 ]

Эд Маккалок в 1988 году получил приз в размере 100 000 долларов США за победу на обоих турнирах IHRA TF/FC в Texas Motorplex ; Эдди Хилл сделал бы то же самое в TFD в том же году. ( Билли Мейер , который владел IHRA и предложил приз, продал бы его в конце сезона.) [ 50 ]

Кенни Бернштейн и тюнер Дейл Армстронг обратились к гонщикам на суше братьям Ариветт для разработки автомобиля Бернштейна в 1989 году. [ 54 ] Этот автомобиль получил название « Бэтмобиль ». [ 55 ] Это глубоко изменило бы аэродинамику Funny Car. [ 54 ]

В 1991 году Джим Уайт, выступавший за Леонга, совершил два самых быстрых на сегодняшний день паса Funny Car на скорости более 290 миль в час (470 км/ч) и занял второе место в чемпионате после Форса. [ 53 ]

Эл и Хелен Хоффман вместе с настройщиком Томом Андерсоном «были полной противоположностью корпоративным гонщикам в рубашках на пуговицах». [ 56 ] При поддержке Blower Drive Service, а затем Sears, Roebuck, & Co., [ 57 ] В течение 1990-х годов Хоффман одержал одиннадцать побед на национальных соревнованиях, а также на Winston Invitational 1991 года и гонке за деньги вне чемпионата США в 1991, 1994 и 1995 годах. [ 50 ]

Том МакИвен построил свою «великолепную» копию «Забавной машины 57-го года», использовал ее в качестве выставочного автомобиля NHRA и создал «Ностальгическую забавную машину», хотя эта машина (сейчас) не была бы легальной в этом классе. [ 58 ]

Начиная с 1997 года в Funny Car поступили крупные деньги от корпоративного спонсорства, что привело к значительным изменениям в спорте. Команды, состоящие из нескольких автомобилей, каждая из которых имеет несколько тюнеров, стали обычным явлением, а команды, состоящие из одной машины, «имели очень мало шансов на победу в чемпионате мира NHRA». [ 59 ] Доминирование Форса продолжится: с 1993 по 2002 год он одержал десять побед на чемпионате мира NHRA FC, в том числе шесть подряд в 1997–2002 годах; его успех был настолько поразительным, что его обвинили в мошенничестве (и он был готов снять с себя пожарный костюм, чтобы доказать, что это не так). [ 60 ] В период с 1997 по 2006 год Форс выходил в финал в 105 из 228 соревнований и одержал шестьдесят одну победу в туре. [ 61 ] а также квалификацию на все десять турниров Big Bud Shootouts, выиграв в 2000 и 2006 годах. Кроме того, у него было десять самых быстрых и быстрых передач в Funny Car. [ 61 ]

В последние годы возрождение интереса к старинным драг-автомобилям привело к появлению множества новых «ностальгических» забавных автомобилей, которые представляют собой недавно изготовленные забавные кузова в винтажном стиле, установленные на современных забавных автомобильных рамах или, в некоторых случаях, на недавно построенных рамах, которые выглядят близко. к оригиналам и признаны законными NHRA. Эти «Ностальгические забавные автомобили» часто участвуют в различных ностальгических мероприятиях по дрэг-рейсингу, таких как серия гонок на хот-родах NHRA Heritage, которая включает в себя Национальное воссоединение хот-родов и Калифорнийское воссоединение хот-родов.

В 2007 году NHRA ограничила технические инновации в Funny Car, а также ввела длину гусеницы в 1000 футов (300 м) и ограничения на максимальные обороты двигателя. [ 11 ]

Гонки Nitro Funny Car никогда не были более конкурентоспособными, чем с 2006 года. [ 11 ] Доминирование John Force Racing закончилось в 2006 году, а в период с 2007 по 2015 год сравнялось с DSR, завоевав по три титула TF/FC каждый. [ 11 ] В Funny Car доминируют команды, состоящие из нескольких автомобилей, и только Круз Педрегон, Джим Данн и Тим Вилкерсон поддерживают традиционную работу с одной машиной. [ 11 ]

Чемпионы NHRA Nitro Funny Car

[ редактировать ]

В настоящее время Джон Форс является гонщиком в классе Funny Car с наибольшим количеством побед: 16 чемпионатов, более 1000 побед в раундах и 156 побед на национальных соревнованиях. Он также является обладателем самых забавных автомобильных чемпионатов - 20, поскольку Тони Педрегон (2003) и Роберт Хайт (2009, 2017 и 2019) выиграли четыре титула, находясь в его команде. Бывший руководитель команды Force Остин Койл также одержал наибольшее количество побед на этой должности.

Наибольшее количество побед NHRA Funny Car

[ редактировать ]
Водитель Победы
Джон Форс 157
Рон Кэппс 75
Роберт Хайт 65
Мэтт Хэган 51
Тони Педрегон 43
Круз Педрегон 38
Дон Прюдомм 35
Джек Бекман 33
Дель Уоршам 31
Кенни Бернштейн 30
Тим Вилкерсон 24
Томми Джонсон-младший 21
Уит Бэйзмор 20
Марк Освальд 18
Эд МакКаллох 18
Боб Карман III 18
Аль Хофманн 15
Чак Этчеллс 13
Раймонд Бидл 13
Джей Ар Тодд 12
Гэри Сселзи 12
Кортни Форс 12
Билли Мейер 11
Майк Нефф 10
Майк Данн 10
Горди Бонин 9
Гэри Деншем 8
Джонни Грей 7
Фрэнк Хоули 7
Брюс Ларсон 7
Алексис ДеДжориа 6
Эрик Медлен 6
Дейл Пулд 6
Джерри Толивер 5
Том Гувер 5
Остин Прок 4
Том МакИвен 4
Джим Уайт 4
Эшли Форс Худ 4
Джефф Аренд 4
Фил Буркарт младший 4
Фрэнк Педрегон младший 4
Джим Хед 3
Майк Эшли 3
Шон Лэнгдон 2
КС Сперлок 2
Дин, извини 2
Брюс Сарвер 2
Трипп Шумаке 2
Мелани Троксель 1
Блейк Александр 1
Боб Гилбертсон 1
Гэри Клэпшоу 1
Тони Бартоне 1
Боб Боде 1
Кенджи Окадзаки 1
Скотт Калитта 1
Чад Грин 1
Рик Джонсон 1
Джон Коллинз 1
Шерм Ганн 1
Крейг Эпперли 1
Денни Сэвидж 1
Джонни Уайт 1
Джим Либерман 1
Дэйв Кондит 1
Ширл Грир 1
Фрэнк Холл 1
Пэт Фостер 1
Дэйв Биби 1
Ларри Фуллертон 1
Ларри Арнольд 1
Сэм Миллер 1
Бутч Маас 1
Фил Кастроново 1
Ларри Рейес 1
Клэр Сандерс 1
Дуг Торли 1
Том Гроув 1
Эд Шартман 1
  1. ^ Далквист, Эрик (апрель 1966 г.). «Замаскированный драгстер». Журнал Hot Rod : 52–56.
  2. ^ Кук, Терри (февраль 1973 г.). «Специальный раздел смешных автомобилей». Журнал Hot Rod : 58–67.
  3. ^ Бонковски, Джерри (15 января 2015 г.). «(Обновлено) NHRA: Спустя почти 20 лет Джон Форс Рэйсинг возвращается в Chevrolet/GM в 2015 году» . MotorSportsTalk . Проверено 17 января 2015 г.
  4. ^ Бонковски, Джерри (7 января 2015 г.). «NHRA: Dodge демонстрирует новый забавный автомобиль Charger R/T 2015 года; перейдет ли Джон Форс на двигатель Mopar?» . MotorSportsTalk . Проверено 17 января 2015 г.
  5. ^ «Таска останется в Mustang Funny Car в ограниченном расписании NHRA на 2015 год» . Форд Рейсинг. 14 ноября 2014 года . Проверено 17 января 2015 г.
  6. ^ «Краткий обзор команды Kalitta - Лас-Вегас 2; дебют забавного автомобиля Toyota Camry DHL DHL Уоршама 2015 года, подчеркивающий возвращение команды Kalitta к гонкам в пустыне» . Команда Калитта. 31 октября 2014 года . Проверено 17 января 2015 г.
  7. ^ Серьезный бизнес забавной аэродинамики автомобилей , General Motors
  8. ^ https://www.autoweek.com/racing/nhra/a40848945/nhra-funny-cars-faster-than-top-fuel-dragstersit-has-happened/
  9. ^ https://www.motortopia.com/dethroned/
  10. ^ Берк, Джефф. «50 лет забавных машинок: Часть 3» в Drag Racer , ноябрь 2016 г., стр.62.
  11. ^ Jump up to: а б с д и Берк, стр.62.
  12. ^ Уэйд, Сьюзен (23 марта 2021 г.). «Почему забавные машины NHRA называют забавными машинками» . Автонеделя . Херст Цифровые Медиа . Проверено 12 апреля 2024 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Берджесс, Phil National Dragster редактор . «Ранняя забавная история автомобилей 101», написанная 22 января 2016 г. на сайте NHRA.com (получено 23 мая 2017 г.)
  14. ^ «Краткая история забавных машинок» . Максвелл, Джим. Бизнес-журнал Performance. Архивировано из оригинала 24 ноября 2011 года.
  15. ^ Jump up to: а б Уоллес, стр.28.
  16. ^ Jump up to: а б с Уоллес, подпись на стр. 22.
  17. ^ Jump up to: а б с д Уоллес, стр.22.
  18. ^ Jump up to: а б с Уоллес, стр.24.
  19. ^ Jump up to: а б с д Уоллес, подпись на стр.32.
  20. ^ Уоллес, стр.22; Берджесс, Phil National Dragster редактор . «Ранняя забавная история автомобилей 101», написанная 22 января 2016 г. на сайте NHRA.com (получено 23 мая 2017 г.)
  21. ^ Jump up to: а б Уоллес, стр.26.
  22. ^ Уоллес, подпись на стр.28.
  23. ^ МакКлерг, Боб. «50 лет забавных машинок: Часть 2» в Drag Racer , ноябрь 2016 г., стр.35; Берджесс, Phil National Dragster редактор . «Ранняя забавная история автомобилей 101», написанная 22 января 2016 г. на сайте NHRA.com (получено 23 мая 2017 г.)
  24. ^ Уоллес, стр. 26, 30, 32, подпись; Берджесс, Phil National Dragster редактор . «Ранняя забавная история автомобилей 101», написанная 22 января 2016 г. на сайте NHRA.com (получено 23 мая 2017 г.)
  25. ^ Уоллес, стр.21.
  26. ^ Уоллес, стр. 24 и 26.
  27. ^ Jump up to: а б с д МакКлерг, подпись на стр.39.
  28. ^ МакКлерг, подпись на стр.36; Берджесс, Phil National Dragster редактор . «Ранняя забавная история автомобилей 101», написанная 22 января 2016 г. на сайте NHRA.com (получено 23 мая 2017 г.)
  29. ^ МакКлерг, подпись на стр.36 и стр.40.
  30. ^ Тейлор, Том. «Еще больше обострения Эла Берглера III» в «Красоте за пределами сумеречной зоны», стр.32.
  31. ^ Тейлор, Том. «Скрима, Басилек, Милодон Скрималинер», в «Красоте за пределами сумеречной зоны», стр.32.
  32. ^ Hot Rod Штатные авторы . «История хот-роддинга - 1970-е», написанная 29 августа 2013 г. в Hot Rod Network (получено 19 июня 2017 г.)
  33. ^ Jump up to: а б с МакКлерг, стр.38.
  34. ^ Jump up to: а б с д МакКлерг, подпись на стр.38.
  35. ^ МакКлерг, подпись на стр. 39 и стр. 40.
  36. ^ Jump up to: а б МакКлерг, стр.40.
  37. ^ МакКлерг, стр.36 и подпись.
  38. ^ МакКлерг, подпись на стр.36.
  39. ^ МакКлерг, подпись на стр. 40; Бёрджесс, Фил, редактор национального драгстера NHRA. «Вспоминая Дуга Нэша», написано 24 июля 2015 г. на сайте NHRA.com (получено 23 мая 2017 г.)
  40. ^ Jump up to: а б МакКлерг, стр.42.
  41. ^ Jump up to: а б с д МакКлерг, подпись на стр.40.
  42. ^ МакКлерг, подпись на стр. 42 и стр. 44.
  43. ^ Jump up to: а б МакКлерг, подпись на стр.42.
  44. ^ Jump up to: а б с МакКлерг, подпись на стр.44.
  45. ^ «Галерея: Лучшее из дрэг-рейсинга 1970-х», написанная Дэйвом Коммелем 25 апреля 2017 г., на сайте Hot Rod онлайн (по состоянию на 22 мая 2017 г.)
  46. ^ Jump up to: а б с МакКлерг, подпись на стр.46.
  47. ^ NHRA.com (получено 25 июля 2018 г.)
  48. ^ Jump up to: а б с МакКлерг, подпись на стр.48.
  49. ^ Берк, фото стр.59.
  50. ^ Jump up to: а б с д Берк, стр.58.
  51. ^ Берк, Джефф. «50 лет забавных машинок: Часть 3» в Drag Racer , ноябрь 2016 г., стр.53.
  52. ^ Берк, стр.54.
  53. ^ Jump up to: а б с д Берк, стр.56.
  54. ^ Jump up to: а б Берк, стр.53.
  55. ^ Берк, стр.55.
  56. ^ Берк, стр.56 и 58.
  57. ^ Берк, фото стр.58.
  58. ^ Берк, стр.58-9.
  59. ^ Берк, стр.59.
  60. ^ Берк, стр.60.
  61. ^ Jump up to: а б Берк, стр.60.
  62. ^ «Чемпионы сезона NHRA 1974-2013» . НХРА . Архивировано из оригинала 26 ноября 2009 г. Проверено 17 февраля 2013 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Берк, Джефф. «50 лет забавных машинок: Часть 3» в журнале Drag Racer , ноябрь 2016 г., стр. 52–64.
  • МакКлерг, Боб. «50 лет забавных машинок: Часть 2» в журнале Drag Racer , ноябрь 2016 г., стр. 35–50.
  • Тейлор, Том. «Красота за пределами сумеречной зоны» в журнале Hot Rod , апрель 2017 г., стр. 30–43.
  • Уоллес, Дэйв. «50 лет забавных машинок: Часть 1» в журнале Drag Racer , ноябрь 2016 г., стр. 21–32.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fff2f083cb259911705f93c930d8579e__1722196620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/9e/fff2f083cb259911705f93c930d8579e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Funny Car - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)