Забавная машина



Funny Car — это тип автомобиля для дрэг-рейсинга и особый гоночный класс в организованных дрэг-рейсингах. Для забавных автомобилей характерны откидывающиеся из стекловолокна или углеродного волокна кузова на шасси, изготовленном по индивидуальному заказу, что придает им внешний вид , отдаленно напоминающий модели выставочных залов производителей. У них также двигатель расположен перед водителем, в отличие от драгстеров , где он располагается позади водителя. [ 1 ]
Кузова забавных автомобилей обычно отражают модели новых автомобилей, появившихся в тот период времени, когда была построена забавная машина. Например, в 1970-х годах нынешние тогда модели, такие как Chevrolet Vega или Plymouth Barracuda, часто представлялись как забавные автомобили, а кузова представляли большую тройку General Motors , Ford и Chrysler . [ 2 ] (NHRA) Funny Car представлены четыре производителя В настоящее время в Национальной ассоциации хот-родов : Chevrolet с Camaro , [ 3 ] Уклоняйтесь с помощью зарядного устройства , [ 4 ] Форд с Мустангом , [ 5 ] и Тойота с Супрой . [ 6 ] Однако во всем мире используется множество различных стилей кузова. Эти «фальшивые» оболочки тела не просто косметические; они служат важной аэродинамической цели. [ 7 ] Современные забавные автомобили могут соперничать или превосходить драгстеры Top Fuel . [ 8 ] [ 9 ] Сегодня создание команды Funny Car может стоить от 2,6 до 3 миллионов долларов США. [ 10 ] Один кузов из углеродного волокна может стоить 70 000 долларов США. [ 11 ]
Рекомендации
[ редактировать ]NHRA имеет строгие правила для забавных машинок. Большинство правил касаются двигателя. Короче говоря, двигатели могут быть только V8 с рабочим объемом не более 500 куб. Дюймов (8 193,53 куб. См). Самый популярный дизайн - Donovan , основанный на Chrysler 426 Hemi второго поколения .
может быть только два клапана На цилиндр . Головки изготовлены из алюминиевой заготовки и не имеют водяных рубашек, поскольку высокая скрытая теплота метанола в топливе в сочетании с кратковременностью пробега исключает в этом необходимость. Нагнетатели ограничены базовым типом Рутса - ширина корпуса ротора 19 дюймов (480 мм) и ширина 11,25 дюйма (286 мм). только одиночные распределительные валы Допускаются . Существует две распространенные комбинации диаметра цилиндра и хода: 4,1875 дюйма × 4,50 дюйма (106,36 мм × 114,30 мм) (называемые ходом 3/4 ) и 4,25 на 4,375 дюйма (108,0 мм × 111,1 мм) (называемые ходом 5/8 ). Строкер 3/4 является наиболее распространенной комбинацией, используемой сегодня, и равен 496 CID (8,1 л). [ нужна ссылка ]
Коленчатые валы вырезаются на станках с ЧПУ из стальной заготовки, а затем азотируются в печи для повышения твердости поверхности. Впускные клапаны изготовлены из титана и имеют диаметр 2,40 дюйма (61 мм), а выпускные клапаны диаметром 1,90 дюйма (48 мм) изготовлены из инконеля . На каждой забавной машине есть баллистические чехлы, закрывающие нагнетатель, потому что эта часть двигателя склонна к взрыву.
Топливные системы Funny Car – ключ к их огромной мощности. За один пробег (запуск, перегорание , резервное копирование, переключение, 1/4 мили) автомобили могут сжечь до 15 галлонов США (12 имп галлонов; 57 л) топлива. Топливная смесь обычно состоит из 85–90% нитрометана (нитро, «топливо») и 10–15% метанола (спирта, «щелочного»). Соотношение топлива и воздуха может достигать 1:1. Степень сжатия варьируется от 6:1 до 7:1. Двигатели в «Веселых тачках» обычно имеют разную высоту и передаточное число поршней , которые определяются близостью поршня к воздухозаборнику. Funny Cars имеют фиксированное передаточное число 3,20:1 и реверсивную передачу ; Мощность передается от двигателя к главной передаче через многоступенчатую муфту, которая обеспечивает постепенную блокировку по мере движения. Скорость/степень блокировки контролируется механически/пневматически и настраивается перед каждым запуском в зависимости от различных условий, в частности поверхности пути. Колесная база составляет от 100 до 125 дюймов (от 2500 до 3200 мм). Дорожный просвет автомобиля должен составлять 3 дюйма (76 мм).
Заявленные мощности варьируются в широких пределах — от 10 000 до 11 л.с. 000 Двигатели этого типа с наддувом, работающие на нитрометане, также имеют очень высокий крутящий момент , который оценивается в 7000 фут-фунт-сила (9500 Нм). Они обычно достигают ускорения в 6 G при старте с места.
Безопасность
[ редактировать ]Для защиты водителя и болельщиков существует множество правил безопасности. Наиболее заметными устройствами безопасности являются двойные парашюты, помогающие стабилизировать и замедлить автомобиль после пересечения финишной черты. Менее заметные меры предосторожности включают каркасы безопасности и огнетушители .
Во время оценки безопасности после фатальной аварии Скотта Калитты 21 июня 2008 года в Инглистауне, штат Нью-Джерси, NHRA сократила дистанцию гонок Top Fuel и Funny Car со 2 июля 2008 года до 1000 футов. Pro Stock и классы спортсменов все еще мчусь на высоту 1320 футов. В последние годы на национальном чемпионате по дрэг-рейсингу в Австралии высота Funny Car сократилась до 1000 футов.
История
[ редактировать ]В дрэг-рейсинге в середине 1960-х годов Top Fuel мощность начала сочетаться с кузовными автомобилями с измененной колесной базой , чтобы создать первые «забавные автомобили». Термин «забавная машина» приписывается руководителю отдела гонок Mercury Фрэн Эрнандес: «Нам нужно победить эти «забавные» машины». [ 12 ]
Первые забавные машинки были построены в начале-середине 1960-х годов. Funny Car как класс уходит корнями в Super Stock , через «интригующе названный класс Extra Super Stock», в A/Factory Experimental (A/FX), который NHRA представила в 1962 году, и, в конечном итоге, в XS (экспериментальный стандарт). [ 13 ]
На старте задние шины (« слики ») имели диагональную конструкцию («слики» с морщинистыми стенками еще не были изобретены), а это означало, что сцепление при трогании с места было плохим. Гонщики, которые выполнили эти измененные модификации колесной базы, обнаружили, что центр тяжести сместился назад, что привело к увеличению веса на задних колесах, что улучшило сцепление с дорогой благодаря диагональным сликам. Из-за множества очевидных модификаций они не выглядели стандартными, отсюда и название «смешные». [ 14 ] Колесные базы были изменены, чтобы улучшить сцепление с узкими (шириной 7 дюймов (180 мм)) сликами (требованными правилами NHRA), сохраняя при этом обязательное заводское расстояние между центрами осей. [ 15 ]
Первыми из «забавно выглядящих автомобилей» были трио Dodge 330 Max Wedges 1964 года выпуска , получившие название «Dodge Chargers». Они дебютировали в марте 1964 года на гоночной трассе Сан-Диего . [ 16 ] Funny Cars начинали как складские автомобили и сначала представляли собой чисто выставочные автомобили класса Super / Factory Experimental (S / FX); NHRA относилась к ним как к мимолетному увлечению. [ 17 ] и попытался «законным путем запретить их существование», поместив их сначала в работающих на бензине , а затем на топливе классы драгстеров, , с автомобилями вдвое меньшего веса и вдвое большей мощности. [ 17 ]
Забавный успех автомобилей последовал за популярностью газовиков , предыдущего любимого класса дверных хлопушек. [ 18 ] Предшественником забавной машины, появившейся почти десятью годами ранее, был Джона Бандимера . взорванный Chevy 55-го года выпуска [ 18 ] Забавным автомобилям также предшествовали модифицированные спортивные автомобили с кузовами из стекловолокна, трубчатыми рамами и двигателями с наддувом еще до того, как был задуман Super Stock. [ 19 ]
Среди гонщиков Modified Sport, бросивших вызов первым забавным автомобилям, были Роджер Хардкасл и Лес Битти на Stinger, щеголявшие на Astra J-5 с передувным инжекторным двигателем Chrysler Hemi. [ 19 ] В 1964 году его данные на 1/4 мили составляли 143,85 миль в час и 10,02 восточного времени. См. журнал Hot Rod за апрель 1964 года. Страницы 58–60.
Первыми забавными автомобилями были Super Stock 1964 года Dodge 330 Max Wedges , получившие название «Dodge Chargers», подготовленные по указанию Дона Биба Dragmaster из Джимом Нельсоном и Доде Мартином . [ 16 ] участвовавшие в гонках в классе Supercharged Experimental Stock (S / XS), Их оригинальные модели 426 Max Wedges, с рабочим объемом 480 куб. Дюймов (8 л) были заменены двигателями Top Gas (виртуальные клоны двигателей Top Gas Dodge Dart , также построенных Dragmaster). [ 20 ] (Таким образом, технически это были «забавные заправщики», а не автомобили, работающие на топливе, в отличие от более поздних образцов. [ 13 ] Однако, несмотря на ограничения по топливу, они поворачивали на ET на высоких 10-ти скоростях со скоростью около 130 миль в час (210 км/ч), тогда как автомобили Super Stock и FX работали только на 11-ти секундах со скоростью около 120 миль в час (190 км/ч). , явно выигрышное преимущество. [ 13 ] Они также станут первыми заводскими автомобилями, оснащенными парашютами, и первыми, водители которых будут носить пожарные костюмы . [ 13 ]
Первым автомобилем с измененной колесной базой был Дика Лэнди легальный для класса SS/A 1964 года Dodge 330 , у которого передняя и задняя оси были радикально смещены вперед, высокие передняя часть и ось в стиле газовщика, а также 426 Hemi. Лэнди переоборудовал его в A/FX в сентябре 1964 года, используя прямую переднюю ось (от фургона Dodge A100) для снижения веса, затем переместив передние колеса на 6 дюймов вперед и заднюю ось на 8¾ дюйма на 8 дюймов вперед путем перемещения подвесок пружин. Алюминиевые детали (включая капот, передние крылья, кожух радиатора, передний бампер и опоры) заменили стальные. [ 15 ]
Считается первой «Веселой машиной» (в то время она выглядела забавно). Впервые появившись на турнире AHRA Winternationals в Фениксе, штат Аризона, 29–31 января 1964 года, эта комбинация улучшила показатели ET с низких 11 со скоростью в диапазоне 120 миль в час (190 км/ч) до 10,60 с при скорости почти 130 миль в час (210 км/ч). . [ 21 ] В 1965 году Plymouth Belvederes и Dodge Coronets получили измененную конфигурацию колесной базы для своих заводских водителей. Всего было построено двенадцать. [ 22 ]
Три Charger с красными боковинами кузова и белой крышей, капотом и багажником с двумя синими продольными полосами. [ 18 ] ими управлял Джимми Никс , который ранее управлял драгстером Top Gas; Джим Джонсон , управлявший автомобилем Dodge и Polara выигравший титул B/SA в 1963 году; Джим Нельсон ; и Доде Мартин . [ 23 ] (Никс пытался убедить Крисмана убедить директора Mercury Racing Фрэн Эрнандес позволить ему использовать нитро на своей Comet 427, чтобы получить рычаги воздействия на NHRA, чтобы Никс мог сам использовать нитро). [ 13 ]
Их дебют состоялся на гоночной трассе Сан-Диего в марте 1964 года на выставке из трех гонок. Хотя теоретически все они были идентичны, Никс менял слики или добавлял свинцовую дробь в багажник своего Dodge 330 , чтобы улучшить сцепление с дорогой. [ 13 ]
Со своей стороны, завод Dodge потратил в первый сезон всего 250 000 долларов США, что недостаточно для одного автомобиля, не говоря уже о трех. [ 16 ] сумма, согласованная промоутером Доном Бибом, который убедил, что безопасность Уолли Парка не будет поставлена под угрозу, пообещав, что автомобили будут построены в соответствии со стандартами Super Stock. [ 13 ]
заводской Mercury Comet 1964 года от Sachs and Sons, оснащенный клиновым двигателем 427 с наддувом. дебютировал Через три месяца после дебюта Chargers на чемпионате Nationals 1964 года в Индианаполисе [ 24 ] Управляемая Джеком Крисманом и вошедшая в B/FD, Comet произвела сенсацию. [ 13 ]
Когда «Комета Крисмана» впервые стартовала в Инди, программа «Чарджер» была заблокирована из-за финансовых проблем и нехватки запчастей. Их последнее выступление в гонке состоялось на дрэг-стрипе в Грире, Южная Каролина , в июле 1964 года. Разочарованный Никс вернулся в TG/D. [ 13 ] Комета Крисмана была отнесена к классу B / Fuel Dragster в Индианаполисе; он потерпел поражение в отборе на выбывание, но не раньше, чем записал пас за 10,25 секунды на скорости 156,31 миль в час (251,56 км/ч). [ 13 ]
Успех этих автомобилей вдохновил других гонщиков отказаться от классных гонок в пользу выставочных автомобилей с наддувом, возглавляемых «Арни Фармером» Бесвиком и его Pontiac GTO , A/FX Гэри Дайера Hemi Dodge (финансируемый Нормом Краузе , «Мистером Нормом» [ 19 ] ), и
Забавные машинки оказались чрезвычайно популярными: автомобили, которыми управляли Крисман и Бесвик, установили рекорды по всем США. [ 17 ] Первая волна разработки забавных автомобилей закончилась примерно в 1965 году, когда гонщик Джим Либерман и руководитель бригады Лью Аррингтон заключили сделку с Pontiac на поставку редких полуавтомобилей (остатки программы газовых драгстеров Микки Томпсона ). (Позже дуэт перешел на силовые установки Chrysler .) [ 25 ] Двое из трио Dodge вернулись в 1965 году в составе команды Guzler Chargers, оснащенной полуцилиндрами с наддувом, работающими на нитротопливе, и прямым приводом; оба разбились в один и тот же год. [ 13 ] Популярность забавных машин выросла в том году: в январе на AHRA Winternationals было представлено семь участников: Ramchargers, «Денди Дик» Лэнди и Бад Фобель на Dodges; и Бутч Лил , Сокс и Мартин, Золотые коммандос и Ли Смит в Плимуте. [ 13 ] К июню их число превысило дюжину, включая заводские «Мустанги» и «Циклоны» с 427 «камерами». [ 13 ]
Специальный класс забавных автомобилей был опробован NHRA на одном национальном мероприятии в 1966 году и на двух в 1968 году, до того, как в 1969 году был создан Funny Car Eliminator. [ 17 ] Тенденция к кузовам из стекловолокна с откидным верхом («флопперам») началась с модели Джима Литла за 2000 долларов Allison V-1710 с двигателем выпуска 34 года Tudor Big Al II . [ 26 ] Это вдохновило бы «каждое когда-либо созданное тело неудачника». [ 21 ] Доминирование Chrysler побудило Эрнандеса и Эла Тернера попытаться повернуть ситуацию в пользу Меркьюри; Комета Дона Николсона с откидной крышкой и трубчатым шасси, появившаяся в 1966 году, изменила все. [ 13 ] Кометы с «флопперным» корпусом пользовались большим успехом в руках Крисмана, Кенца и Лесли, а также Эдди Шартмана ; на мировом финале 1966 года Шартман стал первым официальным обладателем титула Funny Car от NHRA. [ 13 ]
Том МакИвен , более известный своими гонками на драгстерах, в 1965 году флиртовал с забавными машинками, как и Лу Барни , ветеран гонок на рогатке; Полумоторная Barracuda со средним расположением двигателя Барни оказалась небезопасной, прежде чем была заменена другой, которая оказалась «одним из самых быстрых гонщиков в начале матча». [ 19 ] Так же поступил и Гэри Габелич , [ 27 ] вероятно, более известный своими гонками на наземной скорости спонсируемых Chevrolet, в Бич-Сити , в гонках Sting Ray, . [ 27 ]
До того, как TF/FC стал официальным классом, забавные автомобили использовались как B/FD и C/FD (B и C/Fuel Dragster), [ 28 ] странная классификация, поскольку это были автомобили с кузовом, а не драгстеры.
В 1965 году компания Ford произвела «Мустанги» с кузовом из стекловолокна, построенные Холманом и Муди для (среди прочих) Gas Ronda , который был самым успешным гонщиком Ford. Дона Николсона В 1966 году Mercury предложила революционную Comet с гибким кузовом, примером которой является Eliminator I , который в своем дебютном сезоне показал результат 7,98 на Detroit Dragway , самый быстрый из автомобилей с впрыском топлива . [ 29 ] Автомобиль был построен компанией Logghe Bros. (базируется в Детройте). [ 30 ] ) (с кузовом от Fiberglass Trends ), весом около 1700 фунтов (770 кг), что делает его тяжелее большинства современных с верхним топливом драгстеров . [ 31 ] (Это будет первая смешная машина на обложке журнала Hot Rod в апреле 1966 года. [ 32 ] ) Подобные машины достались Крисману, «Быстрому Эдди» Шартману, а также Кензу и Лесли. [ 33 ] Эти автомобили имели первую винтовую подвеску среди забавных автомобилей и были оснащены 427 двигателями SOHC с впрыском Hilborn, производившими 1000 л.с. (750 кВт) на 80% нитро. [ 33 ] (Крисман был странным: родстер с нагнетателем 6-71 GMC. [ 33 ] ) Они были способны разогнаться за семь секунд до скорости около 185 миль в час (298 км/ч). [ 34 ] Шартман (работающий с Роем Стеффи над «Flip-Top Fueler») победил Крисмана в номинации «Лучшая смешная машина» на мировом финале NHRA в 1966 году в Талсе, Оклахома, с пасом 8,28 на скорости 174,41 миль в час (280,69 км/ч). [ 34 ] В конце сезона 1967 года Николсон установил Top Fuel 427 SOHC, построенный Питом Робинсоном, и развил скорость 7,90 секунды на скорости около 180 миль в час (290 км / ч), заработав восемьдесят шесть процентов победных рекордов. [ 35 ] (Успех Top Fuel- Engine Comets в конечном итоге побудил Ford и Chrysler отказаться от спонсорства забавных автомобилей.) [ 36 ] В 1967 году Дуг Торли записал первый (неофициальный) забавный автомобильный проезд на скорости 200 миль в час (320 км/ч) на своем Corvair в Лайонс. [ 27 ]
Даже в 1965 году заводская поддержка Ford пошатнулась, поскольку производитель не производил уличные версии радикально измененных автомобилей; к 1968 году новаторская компания Chrysler также подумывала об отказе от участия. [ 37 ] Из каперов Брюса Ларсона той эпохи самым успешным был USA-1 ( Chevelle с впрыском Hilborn 1966 года с двигателем 427 и четырехступенчатой коробкой передач). [ 38 ] Среди других первых участников забавных автомобилей был Хайден Проффитт, который встретился с Крисманом на Lions Dragway с шасси Hicks и субаренды в 1966 году и выиграл на Corvair . [ 34 ] Бутч Лил будет оснащать одно из первых клиентских шасси Logghe Plymouth Barracuda из стекловолокна и использовать двигатель 426 Hemi с впрыском на 100% нитро; Лучшим пасом для этой машины будет 7,82 при скорости 182,16 миль в час (293,16 км/ч), [ 34 ] с коэффициентом побед в карьере девяносто процентов. [ 36 ] В 1967 году Проффитт возглавил неудавшуюся компанию Grant Rebel SST AMC Rambler , которому помогали Лес Шокли, «Знаменитый» Амос Саттерли и Дуайт Гильдия. [ 27 ] Джин Конвей построил Hemi Jeep Destroyer (спонсируемый ВМС США) и добился такого большого успеха, что NHRA запретила забавные автомобили Jeep в 1967 году. [ 39 ]
Логге оказался неспособен удовлетворить спрос на свои шасси, что привело к созданию забавной индустрии по производству автомобильных шасси, к которой вскоре присоединились Дик Флетчер , Дон Харди, Ронни Скрима и ряд других. [ 40 ] В конце 1969 года Пэт Фостер и Джон Баттера разработали шасси в стиле драгстера Top Fuel, чтобы заменить распространенную в то время конструкцию «багги для дюн». Это будет соответствовать названию Mustang Mach Is Дэнни Онгайса и Микки Томпсона . Подобное шасси построили Логге, Скрима, Баттера, Вуди Гилмор , Дон Лонг и Стив Плюгер , среди других; эта конструкция остается стандартом в TF/FC. [ 40 ]
В 1968 году Торли ездил на заднемоторном Javelin , построенном Вуди Гилмором и оснащенном двигателем AMC 401 . [ 41 ] (Этот двигатель позже был заменен на Hemi 392, подготовленный Джоном Ховеном и Гленном Окадзаки .) В том же году Леал продал свою «куду» Дону Шумахеру . [ 41 ]
NHRA создала новый класс Funny Car (TF/FC) на чемпионате NHRA Winternationals в 1969 году; Победу в турнире Funny Car Eliminator (FCE) выиграет Клэр Сандерс , товарищ по команде Либермана из «Джунглей Джима». [ 42 ] Трагедия случилась в том же году, когда погиб Джерри Шварц в бывшем Foster Mach I. [ 41 ] На практически идентичной машине (за исключением цвета) Онгайс выиграл несколько раундов, часто проходя на низких семерках со скоростью более 182,16 миль в час (293,16 км/ч), включая участие в Funny Car Eliminator на USnats . [ 41 ] Джин Сноу зафиксировал первый официальный пробег на скорости 200 миль в час (320 км/ч) на Кейта Блэка 1969 года выпуска с шасси Logghe с двигателем Dodge Charger и Rambunctious . [ 43 ] Одна из самых известных (и популярных) забавных машин в истории NHRA появилась в 1969 году: Chi-Town Hustler , Charger, созданный Fakonas и Coil (управляемый Пэтом Минником ). [ 43 ]
Еще один рекорд Funny Car был установлен в 1970 году Лероем Гольдштейном («Израильская ракета»), который тогда тестировал шины Firestone , с прохождением 6,99 на гоночной трассе Capitol Raceway, что стало первым рекордом Funny Car менее чем за семь секунд. [ 44 ] К ноябрю Джейк Джонсон на полумоторе Blue Max (за рулем Гарри Шмидта) показал результат 6,72 на скорости 218 миль в час (351 км/ч) на OCIR. [ 44 ] Большой новостью того года стало создание спонсируемой Mattel Hot Wheels . команды Дона Прюдомма и Тома МакИвена, [ 44 ]
Авария Дона Гарлитса на Top Fuel Dragster в 1971 году, которая привела к созданию революционного Swamp Rat XIV , не привела к таким же изменениям в Funny Car, хотя существовало несколько экземпляров с задним расположением двигателя, в том числе Javelin Торли и Дэйва Боумана California Stud , который был самым успешным из забавных заднемоторных автомобилей. [ 45 ]
Титул Funny Car Eliminator на Winternats 1971 года достался Роланда Леонга Charger гавайскому . [ 46 ]
На чемпионате Supernationals 1972 года Джим Данн одержал историческую победу на своей Barracuda, первую и единственную, одержанную смешной машиной со средним расположением двигателя. [ 47 ] в то время как Ларри Фуллертон в фильме «Троянский конь» выиграл чемпионат мира NHRA 1972 года, установив на тот момент мировой рекорд. [ нужна ссылка ]
В 1973 году Ширли Малдауни объединилась с Конни Калиттой в роли Охотницы за головами и Охотницы за головами на паре Ford Mustang , у нее на шасси Buttera, у него на Logghe. [ 46 ]
В период с 1973 по 1975 год Эд «Туз» Маккалок одержал восемнадцать побед на национальных соревнованиях NHRA на Revell , спонсируемом Dodge Dart , Revellution . [ 46 ]
Ширл Грир победила Прюдомма в финале 1974 года и выиграла первый чемпионат мира по смешным автомобилям NHRA. [ 48 ] В финале он получил серьезные ожоги из-за взрыва двигателя. [ 48 ]
В 1975 году Рэймонд Бидл и Гарри Шмидт возродили Blue Max ; построенный компанией Tony Casarez Race Cars, Мустанг II, выиграет гонку в Индианаполисе. Позже Бидл выкупил компанию Schmidt и завоевал семь национальных титулов на забавных автомобилях: четыре — с NHRA, три — с IHRA . [ 48 ]
Марк Освальд , пилот команды Candies and Hughes (при Old Milwaukee ). спонсорской поддержке [ 49 ] ), в 1984 году сделал то, чего не делал ни один другой гонщик: он выиграл чемпионаты мира NHRA и IHRA. [ 50 ] В период с 1983 по 1987 год команда завоевала четыре титула IHRA, в том числе два подряд, в 1986 и 1987 годах, а также победила Джона Форса в турнире Big Bud Shootout 1986 года (проиграв ему в следующем году). [ 50 ]
В период с 1987 по 1996 год Форс выиграл шестьдесят семь из 203 национальных соревнований NHRA, четыре из девяти турниров Big Bud Shootouts и шесть чемпионатов мира. [ 51 ] В 1996 году, с настройкой Austin Coil , Форс вышел в финальный раунд шестнадцати из девятнадцати национальных соревнований, одержав тринадцать побед, что является одним из лучших рекордов за всю историю Funny Car. [ 52 ] Доминированию Форса в 1989 году мог по-настоящему бросить вызов только Брюс Ларсон , давний гонщик с Восточного побережья , с Outlaw спринтерской машины гонщиком Мейнардом Ингстом в качестве его тюнера, выигравшего шесть соревнований и пять раз занявшего второе место на автомобиле, спонсируемом Oldsmobile. от Сентри. [ 53 ] В 1992 году честь разместить Форса на трейлере досталась Крузу Педрегону , который привел Ларри Майнором Макдональдсом . к чемпионству команду Olds, спонсируемую [ 53 ] Педрегон также был одним из первых водителей Funny Car, показавших пятисекундный результат. [ 53 ]
Эд Маккалок в 1988 году получил приз в размере 100 000 долларов США за победу на обоих турнирах IHRA TF/FC в Texas Motorplex ; Эдди Хилл сделал бы то же самое в TFD в том же году. ( Билли Мейер , который владел IHRA и предложил приз, продал бы его в конце сезона.) [ 50 ]
Кенни Бернштейн и тюнер Дейл Армстронг обратились к гонщикам на суше братьям Ариветт для разработки автомобиля Бернштейна в 1989 году. [ 54 ] Этот автомобиль получил название « Бэтмобиль ». [ 55 ] Это глубоко изменило бы аэродинамику Funny Car. [ 54 ]
В 1991 году Джим Уайт, выступавший за Леонга, совершил два самых быстрых на сегодняшний день паса Funny Car на скорости более 290 миль в час (470 км/ч) и занял второе место в чемпионате после Форса. [ 53 ]
Эл и Хелен Хоффман вместе с настройщиком Томом Андерсоном «были полной противоположностью корпоративным гонщикам в рубашках на пуговицах». [ 56 ] При поддержке Blower Drive Service, а затем Sears, Roebuck, & Co., [ 57 ] В течение 1990-х годов Хоффман одержал одиннадцать побед на национальных соревнованиях, а также на Winston Invitational 1991 года и гонке за деньги вне чемпионата США в 1991, 1994 и 1995 годах. [ 50 ]
Том МакИвен построил свою «великолепную» копию «Забавной машины 57-го года», использовал ее в качестве выставочного автомобиля NHRA и создал «Ностальгическую забавную машину», хотя эта машина (сейчас) не была бы легальной в этом классе. [ 58 ]
Начиная с 1997 года в Funny Car поступили крупные деньги от корпоративного спонсорства, что привело к значительным изменениям в спорте. Команды, состоящие из нескольких автомобилей, каждая из которых имеет несколько тюнеров, стали обычным явлением, а команды, состоящие из одной машины, «имели очень мало шансов на победу в чемпионате мира NHRA». [ 59 ] Доминирование Форса продолжится: с 1993 по 2002 год он одержал десять побед на чемпионате мира NHRA FC, в том числе шесть подряд в 1997–2002 годах; его успех был настолько поразительным, что его обвинили в мошенничестве (и он был готов снять с себя пожарный костюм, чтобы доказать, что это не так). [ 60 ] В период с 1997 по 2006 год Форс выходил в финал в 105 из 228 соревнований и одержал шестьдесят одну победу в туре. [ 61 ] а также квалификацию на все десять турниров Big Bud Shootouts, выиграв в 2000 и 2006 годах. Кроме того, у него было десять самых быстрых и быстрых передач в Funny Car. [ 61 ]
В последние годы возрождение интереса к старинным драг-автомобилям привело к появлению множества новых «ностальгических» забавных автомобилей, которые представляют собой недавно изготовленные забавные кузова в винтажном стиле, установленные на современных забавных автомобильных рамах или, в некоторых случаях, на недавно построенных рамах, которые выглядят близко. к оригиналам и признаны законными NHRA. Эти «Ностальгические забавные автомобили» часто участвуют в различных ностальгических мероприятиях по дрэг-рейсингу, таких как серия гонок на хот-родах NHRA Heritage, которая включает в себя Национальное воссоединение хот-родов и Калифорнийское воссоединение хот-родов.
В 2007 году NHRA ограничила технические инновации в Funny Car, а также ввела длину гусеницы в 1000 футов (300 м) и ограничения на максимальные обороты двигателя. [ 11 ]
Гонки Nitro Funny Car никогда не были более конкурентоспособными, чем с 2006 года. [ 11 ] Доминирование John Force Racing закончилось в 2006 году, а в период с 2007 по 2015 год сравнялось с DSR, завоевав по три титула TF/FC каждый. [ 11 ] В Funny Car доминируют команды, состоящие из нескольких автомобилей, и только Круз Педрегон, Джим Данн и Тим Вилкерсон поддерживают традиционную работу с одной машиной. [ 11 ]
Чемпионы NHRA Nitro Funny Car
[ редактировать ]- 1969 — Клэр Сандерс («Уничтожитель веселых машинок»)
- 1974 - Ширл Грир
- 1975 - Дон Прюдомм
- 1976 - Дон Прюдомм
- 1977 - Дон Прюдомм
- 1978 - Дон Прюдомм
- 1979 — Рэймонд Бидл
- 1980 — Рэймонд Бидл
- 1981 — Рэймонд Бидл
- 1982 — Фрэнк Хоули
- 1983 — Фрэнк Хоули
- 1984 — Марк Освальд
- 1985 — Кенни Бернштейн
- 1986 - Кенни Бернштейн
- 1987 - Кенни Бернштейн
- 1988 - Кенни Бернштейн
- 1989 - Брюс Ларсон
- 1990 - Джон Форс
- 1991 - Джон Форс
- 1992 - Круз Педрегон
- 1993 - Джон Форс
- 1994 - Джон Форс
- 1995 — Джон Форс
- 1996 - Джон Форс
- 1997 — Джон Форс
- 1998 - Джон Форс
- 1999 - Джон Форс
- 2000 — Джон Форс
- 2001 - Джон Форс
- 2002 - Джон Форс
- 2003 - Тони Педрегон
- 2004 - Джон Форс
- 2005 - Гэри Сселзи
- 2006 - Джон Форс
- 2007 - Тони Педрегон
- 2008 - Круз Педрегон
- 2009 - Роберт Хайт
- 2010 - Джон Форс
- 2011 - Мэтт Хэган
- 2012 - Джек Бекман
- 2013 - Джон Форс [ 62 ]
- 2014 - Мэтт Хэган
- 2015 - Дель Уоршам
- 2016 - Рон Кэппс
- 2017 - Роберт Хайт
- 2018 - Джей Ар Тодд
- 2019 - Роберт Хайт
- 2020 - Мэтт Хэган
- 2021 - Рон Кэппс
- 2022 - Рон Кэппс
- 2023 - Мэтт Хэган
В настоящее время Джон Форс является гонщиком в классе Funny Car с наибольшим количеством побед: 16 чемпионатов, более 1000 побед в раундах и 156 побед на национальных соревнованиях. Он также является обладателем самых забавных автомобильных чемпионатов - 20, поскольку Тони Педрегон (2003) и Роберт Хайт (2009, 2017 и 2019) выиграли четыре титула, находясь в его команде. Бывший руководитель команды Force Остин Койл также одержал наибольшее количество побед на этой должности.
Наибольшее количество побед NHRA Funny Car
[ редактировать ]Водитель | Победы |
---|---|
Джон Форс | 157 |
Рон Кэппс | 75 |
Роберт Хайт | 65 |
Мэтт Хэган | 51 |
Тони Педрегон | 43 |
Круз Педрегон | 38 |
Дон Прюдомм | 35 |
Джек Бекман | 33 |
Дель Уоршам | 31 |
Кенни Бернштейн | 30 |
Тим Вилкерсон | 24 |
Томми Джонсон-младший | 21 |
Уит Бэйзмор | 20 |
Марк Освальд | 18 |
Эд МакКаллох | 18 |
Боб Карман III | 18 |
Аль Хофманн | 15 |
Чак Этчеллс | 13 |
Раймонд Бидл | 13 |
Джей Ар Тодд | 12 |
Гэри Сселзи | 12 |
Кортни Форс | 12 |
Билли Мейер | 11 |
Майк Нефф | 10 |
Майк Данн | 10 |
Горди Бонин | 9 |
Гэри Деншем | 8 |
Джонни Грей | 7 |
Фрэнк Хоули | 7 |
Брюс Ларсон | 7 |
Алексис ДеДжориа | 6 |
Эрик Медлен | 6 |
Дейл Пулд | 6 |
Джерри Толивер | 5 |
Том Гувер | 5 |
Остин Прок | 4 |
Том МакИвен | 4 |
Джим Уайт | 4 |
Эшли Форс Худ | 4 |
Джефф Аренд | 4 |
Фил Буркарт младший | 4 |
Фрэнк Педрегон младший | 4 |
Джим Хед | 3 |
Майк Эшли | 3 |
Шон Лэнгдон | 2 |
КС Сперлок | 2 |
Дин, извини | 2 |
Брюс Сарвер | 2 |
Трипп Шумаке | 2 |
Мелани Троксель | 1 |
Блейк Александр | 1 |
Боб Гилбертсон | 1 |
Гэри Клэпшоу | 1 |
Тони Бартоне | 1 |
Боб Боде | 1 |
Кенджи Окадзаки | 1 |
Скотт Калитта | 1 |
Чад Грин | 1 |
Рик Джонсон | 1 |
Джон Коллинз | 1 |
Шерм Ганн | 1 |
Крейг Эпперли | 1 |
Денни Сэвидж | 1 |
Джонни Уайт | 1 |
Джим Либерман | 1 |
Дэйв Кондит | 1 |
Ширл Грир | 1 |
Фрэнк Холл | 1 |
Пэт Фостер | 1 |
Дэйв Биби | 1 |
Ларри Фуллертон | 1 |
Ларри Арнольд | 1 |
Сэм Миллер | 1 |
Бутч Маас | 1 |
Фил Кастроново | 1 |
Ларри Рейес | 1 |
Клэр Сандерс | 1 |
Дуг Торли | 1 |
Том Гроув | 1 |
Эд Шартман | 1 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Далквист, Эрик (апрель 1966 г.). «Замаскированный драгстер». Журнал Hot Rod : 52–56.
- ^ Кук, Терри (февраль 1973 г.). «Специальный раздел смешных автомобилей». Журнал Hot Rod : 58–67.
- ^ Бонковски, Джерри (15 января 2015 г.). «(Обновлено) NHRA: Спустя почти 20 лет Джон Форс Рэйсинг возвращается в Chevrolet/GM в 2015 году» . MotorSportsTalk . Проверено 17 января 2015 г.
- ^ Бонковски, Джерри (7 января 2015 г.). «NHRA: Dodge демонстрирует новый забавный автомобиль Charger R/T 2015 года; перейдет ли Джон Форс на двигатель Mopar?» . MotorSportsTalk . Проверено 17 января 2015 г.
- ^ «Таска останется в Mustang Funny Car в ограниченном расписании NHRA на 2015 год» . Форд Рейсинг. 14 ноября 2014 года . Проверено 17 января 2015 г.
- ^ «Краткий обзор команды Kalitta - Лас-Вегас 2; дебют забавного автомобиля Toyota Camry DHL DHL Уоршама 2015 года, подчеркивающий возвращение команды Kalitta к гонкам в пустыне» . Команда Калитта. 31 октября 2014 года . Проверено 17 января 2015 г.
- ^ Серьезный бизнес забавной аэродинамики автомобилей , General Motors
- ^ https://www.autoweek.com/racing/nhra/a40848945/nhra-funny-cars-faster-than-top-fuel-dragstersit-has-happened/
- ^ https://www.motortopia.com/dethroned/
- ^ Берк, Джефф. «50 лет забавных машинок: Часть 3» в Drag Racer , ноябрь 2016 г., стр.62.
- ^ Jump up to: а б с д и Берк, стр.62.
- ^ Уэйд, Сьюзен (23 марта 2021 г.). «Почему забавные машины NHRA называют забавными машинками» . Автонеделя . Херст Цифровые Медиа . Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Берджесс, Phil National Dragster редактор . «Ранняя забавная история автомобилей 101», написанная 22 января 2016 г. на сайте NHRA.com (получено 23 мая 2017 г.)
- ^ «Краткая история забавных машинок» . Максвелл, Джим. Бизнес-журнал Performance. Архивировано из оригинала 24 ноября 2011 года.
- ^ Jump up to: а б Уоллес, стр.28.
- ^ Jump up to: а б с Уоллес, подпись на стр. 22.
- ^ Jump up to: а б с д Уоллес, стр.22.
- ^ Jump up to: а б с Уоллес, стр.24.
- ^ Jump up to: а б с д Уоллес, подпись на стр.32.
- ^ Уоллес, стр.22; Берджесс, Phil National Dragster редактор . «Ранняя забавная история автомобилей 101», написанная 22 января 2016 г. на сайте NHRA.com (получено 23 мая 2017 г.)
- ^ Jump up to: а б Уоллес, стр.26.
- ^ Уоллес, подпись на стр.28.
- ^ МакКлерг, Боб. «50 лет забавных машинок: Часть 2» в Drag Racer , ноябрь 2016 г., стр.35; Берджесс, Phil National Dragster редактор . «Ранняя забавная история автомобилей 101», написанная 22 января 2016 г. на сайте NHRA.com (получено 23 мая 2017 г.)
- ^ Уоллес, стр. 26, 30, 32, подпись; Берджесс, Phil National Dragster редактор . «Ранняя забавная история автомобилей 101», написанная 22 января 2016 г. на сайте NHRA.com (получено 23 мая 2017 г.)
- ^ Уоллес, стр.21.
- ^ Уоллес, стр. 24 и 26.
- ^ Jump up to: а б с д МакКлерг, подпись на стр.39.
- ^ МакКлерг, подпись на стр.36; Берджесс, Phil National Dragster редактор . «Ранняя забавная история автомобилей 101», написанная 22 января 2016 г. на сайте NHRA.com (получено 23 мая 2017 г.)
- ^ МакКлерг, подпись на стр.36 и стр.40.
- ^ Тейлор, Том. «Еще больше обострения Эла Берглера III» в «Красоте за пределами сумеречной зоны», стр.32.
- ^ Тейлор, Том. «Скрима, Басилек, Милодон Скрималинер», в «Красоте за пределами сумеречной зоны», стр.32.
- ^ Hot Rod Штатные авторы . «История хот-роддинга - 1970-е», написанная 29 августа 2013 г. в Hot Rod Network (получено 19 июня 2017 г.)
- ^ Jump up to: а б с МакКлерг, стр.38.
- ^ Jump up to: а б с д МакКлерг, подпись на стр.38.
- ^ МакКлерг, подпись на стр. 39 и стр. 40.
- ^ Jump up to: а б МакКлерг, стр.40.
- ^ МакКлерг, стр.36 и подпись.
- ^ МакКлерг, подпись на стр.36.
- ^ МакКлерг, подпись на стр. 40; Бёрджесс, Фил, редактор национального драгстера NHRA. «Вспоминая Дуга Нэша», написано 24 июля 2015 г. на сайте NHRA.com (получено 23 мая 2017 г.)
- ^ Jump up to: а б МакКлерг, стр.42.
- ^ Jump up to: а б с д МакКлерг, подпись на стр.40.
- ^ МакКлерг, подпись на стр. 42 и стр. 44.
- ^ Jump up to: а б МакКлерг, подпись на стр.42.
- ^ Jump up to: а б с МакКлерг, подпись на стр.44.
- ^ «Галерея: Лучшее из дрэг-рейсинга 1970-х», написанная Дэйвом Коммелем 25 апреля 2017 г., на сайте Hot Rod онлайн (по состоянию на 22 мая 2017 г.)
- ^ Jump up to: а б с МакКлерг, подпись на стр.46.
- ^ NHRA.com (получено 25 июля 2018 г.)
- ^ Jump up to: а б с МакКлерг, подпись на стр.48.
- ^ Берк, фото стр.59.
- ^ Jump up to: а б с д Берк, стр.58.
- ^ Берк, Джефф. «50 лет забавных машинок: Часть 3» в Drag Racer , ноябрь 2016 г., стр.53.
- ^ Берк, стр.54.
- ^ Jump up to: а б с д Берк, стр.56.
- ^ Jump up to: а б Берк, стр.53.
- ^ Берк, стр.55.
- ^ Берк, стр.56 и 58.
- ^ Берк, фото стр.58.
- ^ Берк, стр.58-9.
- ^ Берк, стр.59.
- ^ Берк, стр.60.
- ^ Jump up to: а б Берк, стр.60.
- ^ «Чемпионы сезона NHRA 1974-2013» . НХРА . Архивировано из оригинала 26 ноября 2009 г. Проверено 17 февраля 2013 г.
Источники
[ редактировать ]- Берк, Джефф. «50 лет забавных машинок: Часть 3» в журнале Drag Racer , ноябрь 2016 г., стр. 52–64.
- МакКлерг, Боб. «50 лет забавных машинок: Часть 2» в журнале Drag Racer , ноябрь 2016 г., стр. 35–50.
- Тейлор, Том. «Красота за пределами сумеречной зоны» в журнале Hot Rod , апрель 2017 г., стр. 30–43.
- Уоллес, Дэйв. «50 лет забавных машинок: Часть 1» в журнале Drag Racer , ноябрь 2016 г., стр. 21–32.