Гэри Габелич
Гэри Майкл Габелич ( хорват Габелич ; 29 августа 1940 - 26 января 1984) был американским автогонщиком , установившим Международной автомобильной федерации (FIA) рекорд наземной скорости (LSR) на ракетном автомобиле Blue Flame 23 октября. 1970, [1] на дне высохшего озера в солончаках Бонневиль недалеко от Вендовера, штат Юта . [2] [3]
Личная жизнь
[ редактировать ]Гэри Майкл Габелич [4] родился 29 августа 1940 года, вырос в южной Калифорнии и учился в средней политехнической школе Лонг-Бич . Он вырос в период расцвета гоночной сцены Южной Калифорнии и подружился со многими известными гонщиками той эпохи, такими как дрэг-рейсер Том МакИвен . Близлежащая полоса Lions Drag Strip примыкала к Лонг-Бич, и на него повлияла NHRA легенда дрэг-рейсинга Большой Джо Рит из Reath Automotive Speed Shop в Лонг-Бич. [5] [6] Габелич женился на Рэй Мари Рэмси (1946 г.р.). Она окончила среднюю школу Пало-Альто в Пало-Альто, штат Калифорния, в 1964 году и переехала в Лонг-Бич в 1968 году. Гай Майкл Габелич родился в начале 1980-х годов. Она работала стюардессой в авиакомпании United Airlines. [7] [8] Отец Габелича был американцем хорватского происхождения, а мать — американкой мексиканского происхождения . [9] [10]
Габелих погиб в январе 1984 года в автокатастрофе. После того, как его вдова Рэй Мари ушла из United Airlines в 2003 году, в 2004 году она была избрана в городской совет Лонг-Бич, где проработала восемь лет.
Карьера
[ редактировать ]Vermillion Габелих водил фургон Volkswagen с разделенными окнами 1960 года выпуска для аптеки В молодости он жил со своими родителями в районе Биксби-Ноллс в Лонг-Бич, Калифорния . В это время . Позже он перешел на работу в компанию North American Aviation стала North American Rockwell , которая после слияния в 1967 году с Rockwell-Standard . Габелих начал свою карьеру в почтовом отделе и проработал девять лет на различных должностях от помощника по персоналу, прежде чем стать по совместительству испытуемым в проекте «Аполлон» в 1968 и 1969 годах. Габелих служил астронавтом-испытателем Аполлона в 1968–1969 годах, как указано на мемориальная доска, посвященная ему семьей в 2001 году. [11]
В отличие от настоящих астронавтов, он не управлял капсулами, а проверял их долговременную жизнеспособность в условиях невесомости, их устойчивость и работоспособность в условиях экстремальных боковых сил и, хотя об этом редко говорили в телевизионных кадрах Луны, в туалетах. [12] Габелих был «Меркурий-7» размером с астронавта Уолли Ширры , и он провел для него много космических проверок и испытаний капсул и оборудования, прежде чем они были допущены к эксплуатационному использованию. [13] Проект «Меркурий» завершился в начале 1960-х годов, и Уолли Ширра стал командиром «Аполлона-7» .
Рекорд наземной скорости
[ редактировать ]Габелих превзошел LSR, достигнув средней скорости 622,407 миль в час (1001,667 км/ч) на летную милю и 630,388 миль в час (1014,511 км/ч) на летный километр. [14] Тяга, использованная во время этой попытки, составляла от 13 000 фунтов (58 000 ньютонов) до 15 000 фунтов (67 000 ньютонов). [15] Максимальная скорость примерно 650 миль в час (1050 км/ч) была на мгновение достигнута во время одного заезда.
Правила FIA предписывают, чтобы знак наземной скорости распознавался только после двух пробегов по измеренным FIA километровым и милямым дистанциям. Затем две соответствующие скорости усредняются для официального времени и скорости. Кроме того, оба заезда должны быть выполнены в течение одного часа. [16]
Габелих набрал среднюю скорость 629,412 миль в час (1013 км/ч) на своем первом заезде и 631,367 миль в час (1016 км/ч) во втором заезде при средней скорости 630,388 миль в час (1015 км/ч), установив новый километр FIA LSR. [17] Миля FIA LSR была первой, превысившей скорость 1000 км/ч (621 миль в час), и оставалась непобедимой до 1983 года, когда Ричард Ноубл преодолел ее на Thrust 2 . Более быстрый километр FIA LSR оставался неизменным в течение 27 лет, когда ThrustSSC стал сверхзвуковым в 1997 году. [18] [19] [20]
Гоночная карьера
[ редактировать ]на четверть мили В 1969 году Габелих установил рекорд драг-лодки - 200,44 миль в час (323 км / ч). [21] [22] Это не то же самое, что (WSR) Международного мотоклуба (UIM) рекорд скорости на воде , в котором Дональд Кэмпбелл преодолел скорость 200 миль в час (322 км/ч) 23 июля 1955 года на Bluebird K7 .
Габелих серьезно пострадал в результате крушения экспериментального полноприводного автомобиля Funny Car в 1972 году. [23] он вышел из-под контроля на скорости 180 миль в час (290 км/ч) во время забега на четверть мили, почти оторвав ему левое предплечье и сломав левую ногу настолько серьезно, что более года спустя он все еще носил гипс. [24] Этот инцидент положил конец его гоночной карьере, и он больше никогда не участвовал в гонках, вместо этого сосредоточившись на новом сверхзвуковом автомобиле.
После гонок
[ редактировать ]В начале 1980-х он вместе с Томом Дэниелом основал «Rocketman Corporation». [25] Целью было спроектировать и построить автомобиль, способный развивать скорость в диапазоне 800 миль в час (1287 км/ч). Этот концептуальный автомобиль получил название «American Way». [26] но проект был прерван его безвременной смертью в январе 1984 года в результате аварии на мотоцикле. [27]
Габелих участвовал в съемках фильма 1977 года «Путешествие в никуда» , а в 1971 году он снял документальный фильм « Одна секунда из вечности: история рекорда наземной скорости» . [28] Габелич и его семья появились в сериале «Семейная вражда с Ричардом Доусоном» , где он подарил Доусону ключ от города Лонг-Бич, штат Калифорния.
В 2008 году Габелих был занесен на Аллею славы автоспорта Лонг-Бич. [29] перед конференц-центром на Пайн-авеню. На церемонии его представляла жена Рэй. [30] член городского совета Лонг-Бич, вышедшая на пенсию в 2012 году после восьми лет службы. [31] [32]
В 2016 году он был введен в Зал славы автоспорта Америки . [33]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «РЕКОРД НАЗЕМНОЙ СКОРОСТИ. Краткая история» . Ассоциация Великолепных Уиззеров.
- ^ «Мировой рекорд скорости на суше» . Уникальные автомобили и запчасти.
- ^ Фергюсон, Джордж. «Пробег был на природном газе» . Sports Illustrated, 9 ноября 1970 г.
- ^ «Гэри Майкл Габелич, родился 29.08.1940 в Калифорнии» . CaliforniaBirthIndex.org . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ Раснер, Бад. «Гэри Габелич, Первые дни» .
- ^ «Попрощайтесь с Джо Ритом, 27 июня 2013 г. | Горячая линия Hotrod» .
- ^ «15 минут с… уходящей в отставку членом совета 8-го округа Рэй Габелич» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2014 г. Проверено 21 апреля 2014 г.
- ^ «Форум Голливуда и Винограда» .
- ^ «Гэри Габелич, который проехал рекордную скорость 622,407 миль в час в…» United Press International.
- ^ «Теща члена совета Габелиха была «женщиной стиля и грации, силы и мудрости» » . Газета «Сигнал Трибьюн».
- ^ «Мемориальная доска Гэри Габелича» .
- ^ Эймс, Джастин. «Гэри Габелич | Бархатная ракета» . Блог на WordPress.com от 27 июня 2009 г. Архивировано из оригинала 5 октября 2013 г.
- ^ Коонсе, Коул. «Стенограмма интервью с Питом и Лией Фарнсворт» . Блог INFINITY OVER ZERO на WordPress.com, 3 ноября 2008 г.
- ^ «Сэр Малкольм Кэмпбелл» . Архивировано из оригинала 19 октября 2013 г.
- ^ «Автомобиль-рекордсмен Blue Flame» . Текст: Чарльз Армстронг-Уилсон Фото: Ричард Келлер/Американская газовая ассоциация. Архивировано из оригинала 6 сентября 2014 г. Проверено 4 октября 2013 г.
- ^ Фергюсон, Джордж. «Пробег был на природном газе» . Sports Illustrated, 9 ноября 1970 г.
- ^ Мэтт Стоун; Престон Лернер (2012). Раскрыты величайшие автомобильные загадки, мифы и слухи в истории . Моторбукс Интернешнл. ISBN 978-1610586597 .
- ^ «Установите рекорд. История автомобиля ЛСР «Голубое пламя» — потрясающее историческое видео ЛСР» . Bangshift.com, 28 августа 2012 г., 2 сентября 2021 г.
- ^ «Автомобиль-рекордсмен Blue Flame» . Текст: Чарльз Армстронг-Уилсон Фото: Ричард Келлер/Американская газовая ассоциация. Архивировано из оригинала 6 сентября 2014 г. Проверено 4 октября 2013 г.
- ^ Уэллс, Брюс А. (19 октября 2020 г.). «Голубое пламя — ракетный автомобиль, работающий на природном газе» . Американское историческое общество нефти и газа © 2014.
- ^ Скорость, Джон. «ГЭРИ ГАБЕЛИХ-БИОГРАФИЯ» . Штатный автор DragBoatTV.com. Архивировано из оригинала 4 октября 2013 г.
- ^ «Бангор Дейли Ньюс» .
- ^ «Голубой Тихий океан | Сказки о прошлом Лос-Анджелеса / Сказки о Лос-Анджелесе сегодня» . блог таласофла.
- ^ Гербер, Дэн. «Самая быстрая нога на Западе» . Sports Illustrated, 17 декабря 1973 года.
- ^ «ГЭРИ ГАБЕЛИЧ и ТОМ ДЭНИЭЛ» . Авторские права © 2013 Bluebird Marine Systems Limited.
- ^ Дэниел, Том. «Автомобиль-рекордсмен наземной скорости по-американски» . 2007.
- ^ «Габелих, 43 года, умер после несчастного случая» . Нью-Йорк Таймс . 27 января 1984 года.
- ^ «Гэри Габелич — IMDb» . Авторские права © 1990-2014 IMDb.com, Inc.
- ^ «Фото Аллеи славы» . Блогспот.
- ^ ЗумМаллен, Райан. «Что означают скачки в четверг для Лонг-Бич» . Лонг-Бич Пост, 18 апреля 2008 г., 01:24. Архивировано из оригинала 10 июня 2015 года . Проверено 6 октября 2013 г.
- ^ «Рэй Габелич не будет баллотироваться на переизбрание – поддерживает Эла Остина» . Ютуб. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 г.
- ^ Зальцгавер, Гарри. «Габелих уходит в отставку; поддерживает Остина» . © Copyright 2014, Газеты Long Beach Grunion Gazette – вторник, 7 февраля 2012 г., 12:39.
- ^ Гэри Габелич в Зале славы автоспорта Америки