Формула-гонки
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( февраль 2024 г. ) |
![]() Формулы-1 2014. Старт Гран-при Бахрейна | |
Характеристики | |
---|---|
Контакт | Нет |
Члены команды | Да |
Смешанный пол | Да |
Тип | Открытый |
Оборудование | Автомобиль с открытыми колесами |
Место проведения | Постоянные дороги и городские уличные схемы |
Формула-гонки (известные в Северной Америке как гонки на открытых колесах ) — это одна из нескольких форм с открытыми колесами на одноместных автомобилях автоспорта . Происхождение термина лежит в номенклатуре, которая была принята FIA для всех своих после Второй мировой войны правил или формул для одноместных автомобилей . Наиболее известными из этих формул являются Формула-1 , Формула E , Формула-2 , Формула-3 , региональная Формула-3 и Формула-четыре . Обычное использование термина «формульные гонки» охватывает другие серии одноместных автомобилей, включая серию IndyCar и чемпионат Super Formula Championship .
Такие категории, как «Формула-3» и «Формула-2», описываются как «фидерные формулы» , что означает их положение ниже серий высшего уровня, таких как «Формула-1», на соответствующих карьерных лестницах автогонок на одноместных автомобилях. Существует две основные формы гоночной формулы: открытая формула, позволяющая выбирать шасси или двигатели, и формула контроля или «спецификации», которая опирается на одного поставщика шасси и двигателей. Формула-3 — пример открытой формулы, а Формула BMW — формулы управления. В этих двух формах также есть некоторые исключения, такие как Formula Ford , где существует формула открытого шасси, но ограниченная формула двигателя одной марки.
Хотя Формула-1 является самым дорогим видом автоспорта в мире, не все серии формул являются дорогостоящими профессиональными соревнованиями. Некоторые формулы, предназначенные для юниоров и любителей, включая такие категории, как Формула 1000 и Формула Vee, являются одними из наименее дорогих видов кольцевых гонок.
Большинство современных категорий формул допускают использование гоночных сликов , а также широкое использование крыльев и эффектов грунта для увеличения скорости прохождения поворотов. Однако существуют популярные любительские категории, такие как Formula Ford и Formula Vee, которые этого не делают и, следовательно, имеют гораздо более низкую скорость прохождения поворотов и в которых «драфт» играет гораздо более важную роль. Иногда термин «гонки на крыльях и сликах» используется для обозначения более быстрых категорий.
Чемпионаты мира
[ редактировать ]

Формула-1
[ редактировать ]В процессе возрождения гонок Гран- при после окончания Второй мировой войны Международная спортивная комиссия Международной автомобильной федерации отвечала за определение стандартизированных правил Формулы-1 (F1) в 1946 году. Первая гонка, которая будет проведена Первым официально признанным сезоном Формулы-1 стал Гран-при вне чемпионата в Турине в сентябре 1946 года. Первый официально признанный сезон Формулы-1 состоялся в 1947 году, а чемпионат мира среди пилотов был открыт в 1950 году .
Формула Е
[ редактировать ]Формула E — соревнование высшего класса одноместных с электрическим приводом гоночных автомобилей , первый сезон которого состоялся в 2014–2015 годах . Чемпионат, задуманный FIA в 2012 году, должен был служить платформой для исследований и разработок электромобилей и способствовать повышению интереса к электромобилям и устойчивому развитию. [1] Гонки серии проводятся преимущественно на временных трассах в таких городах, как Нью-Йорк , Гонконг , Цюрих , Берлин , Рим и Париж , в рамках мероприятий, известных как «ePrix». [2] Чтобы ограничить затраты, но поддерживать технологическое развитие, в серии используются специальные шасси и аккумуляторы, которые должны использоваться всеми участниками, при этом конкурирующим командам разрешено проектировать и создавать свои собственные двигатели, инверторы и заднюю подвеску. В последние годы сериал приобрел значительную популярность. [3]
Международные чемпионаты
[ редактировать ]Формула 2
[ редактировать ]Чемпионат FIA Формулы 2 был представлен в 2017 году и Берни Экклстоуном Флавио Бриаторе после ребрендинга долгосрочной фидерной серии Формулы-1 — серии GP2 . Разработанная для того, чтобы сделать гонки доступными и идеальными тренировочными площадками для жизни в Формуле-1, Формула-2 обязала все команды использовать одного и того же поставщика шасси, двигателей и шин.
Формула 3
[ редактировать ]В 2019 году серия GP3 была заменена международной Формулой 3, точно так же, как GP2 была переименована в Формулу 2 в 2017 году. Первым чемпионом серии стал Роберт Шварцман за команду Prema Racing , который также выиграл Кубок конструкторов. за этот год. В конце года Кубок мира Формулы 3 FIA пройдет во время Гран-при Макао как внечемпионатское мероприятие, завершающее сезон.
Региональные чемпионаты
[ редактировать ]Формула Региональная
[ редактировать ]Formula Regional — последняя категория, которая проводится вне формата соревнований F1. Она была создана, чтобы заменить различные чемпионаты Формулы-3 по всему миру после того, как FIA посчитала, что название «Формула-3» будет использоваться исключительно серией, которая проводится по выходным Формулы-1, ранее известной как GP3. Каждый чемпионат соответствует одному конкретному региону: Азия, Америка, Европа, Индия, Япония, Ближний Восток и Океания (Новая Зеландия).
Национальные чемпионаты
[ редактировать ]Формула 4
[ редактировать ]FIA Formula 4 , также называемая FIA F4, представляет собой категорию гоночных автомобилей с открытыми колесами, предназначенную для юных водителей. Глобального чемпионата не существует, но отдельные страны или регионы могут проводить свои собственные чемпионаты в соответствии с универсальным набором правил и спецификаций. Эта категория была создана Международной автомобильной федерацией (FIA) — международным санкционирующим и административным органом в области автоспорта — как категория начального уровня для молодых гонщиков, сокращающая разрыв между картингом и Формулой 3. Эта серия является частью Глобальный путь FIA.
Северная Америка
[ редактировать ]


Серия Индикар
[ редактировать ]Серия IndyCar — это высший уровень гонок по формулам в Северной Америке . В целом этот вид спорта берет свое начало еще в 1905 году. Нынешняя серия, основанная тогдашним Indianapolis Motor Speedway генеральным директором Тони Джорджем , началась в 1996 году как «Инди-гоночная лига» (IRL). В 2008 году серия объединилась с конкурирующей Champ Car World Series , ранее известной как CART, и образовала серию IndyCar. Типичный сезон IndyCar включает в себя гонки на трассах с естественным рельефом, временных уличных трассах, небольших овалах (также известных как короткие трассы ) и более крупных высокоскоростных овалах (также известных как суперспидвеи ); включая исторический Индианаполис 500 .
Инди NXT
[ редактировать ]Indy NXT , ранее известная как Indy Lights , является ведущей серией серии IndyCar , аналогичной Формулы-1 взаимоотношениям и Формулы-2 . Оригинальные Indy Lights (известные как «American Racing Series») служили трассой разработки для CART с 1986 по 2001 год . Нынешняя серия была основана в 2002 году компанией IndyCar.
Чемпионат USF среди профессионалов 2000 года
[ редактировать ]Чемпионат USF Pro 2000, официально известный как Indy Pro 2000 Championship, является официально санкционированной серией разработки с 2011 года, когда он стал управляться IndyCar, хотя первоначальная серия началась в 1991 году как Star Mazda Championship . В настоящее время водители используют автомобили «Татуус ИП-22» .
Чемпионат USF2000
[ редактировать ]Чемпионат USF2000, официально известный как Национальный чемпионат США F2000, представляет собой американский вариант Формулы Форд . Первоначально серия была основана Дэном Андерсеном и Майком Фоски в 1990 году, и на каждую гонку регулярно поступало более 60 участников. В 2001 году сериал был продан Джону Бэйтосу, который внес ряд спорных изменений в правила, которые привели к тому, что сериал не соответствовал аналогичным классам SCCA , что привело к сокращению участия и завершению сериала в 2006 году. Серия вернулась под руководством Андерсена с намерением вернуть F2000 статус формулы для более высоких гоночных классов с открытыми колесами в Соединенных Штатах .
ЮСФ Юниоры
[ редактировать ]USF Juniors — это новое дополнение к маршруту Road to Indy , санкционированное USAC в 2022 году. Оно эквивалентно Формуле 4.
Япония
[ редактировать ]Супер Формула
[ редактировать ]

Супер Формула , ранее известная как Формула Ниппон , является высшим уровнем японских формульных гонок. Она началась как японская серия Формулы 2000 в 1973 году и продолжала использовать правила Формулы 2 после закрытия европейской Формулы 2 в 1984 году. В 1987 году серия перешла на стандарт Формулы 3000, так что японские и европейские правила снова стали параллельны друг другу. Однако в 1996 году серия International Formula 3000 стала единым форматом для снижения затрат, и японская Формула отделилась, изменив название серии на Formula Nippon. В Formula Nippon использовались шасси, поставляемые Lola , Reynard и G-Force до 2001 и 2002 годов, когда G-Force и Reynard отказались от участия, в то время как Mugen - Honda поставляла большую часть двигателей. В 2006 году регламент был кардинально изменен — шасси было заменено, а двигатели теперь поставлялись Toyota и Honda . Двигатели имели те же характеристики, что и те, что использовались в серии IndyCar 2005 года .
Супер Формула Фары
[ редактировать ]Чемпионат Франции по футболу
[ редактировать ]JAF-F4
[ редактировать ]Другая серия формул
[ редактировать ]
- Атлантический чемпионат
- Гран-при Китая Формулы
- Серия ЕвроБОСС
- Открытый чемпионат Евроформулы
- Академия Ф1
- F1 в школах
- Формула 1000
- Формула Атлантик
- Формула Континенталь
- Формула Форд
- Формула ЛГБ Хендай
- Формула ЛГБ Свифт
- Формула SCCA
- Формула Студент
- Формула Ви
- Формула женщины
- Чемпионат GB3
- Исторический чемпионат Формулы-1 Masters
- Одноместный гоночный клуб
- S5000 Чемпионат Австралии среди водителей
- Тойота Гоночная серия
- Серия W
Несуществующая серия
[ редактировать ]




Ниже описаны серии формул 21-го века, которые можно было бы отнести к уровням 1 и 5 (см. верхнюю часть страницы), но которые сейчас не существуют.
Формула-2 (1947–1985; 2009–2012)
[ редактировать ]Правила Формулы -2 были впервые определены в 1947 году как разновидность B-класса ниже Формулы-1. [4] Для некоторых соревнований Формулы-1 не было ничего необычного в том, что несколько участников Формулы-2 участвовали в одной и той же области, а заявки на чемпионаты мира в сезонах 1952–53 годов включали исключительно автомобили Формулы-2 по соображениям стоимости. У F2 была неоднозначная история до открытия чемпионата Европы по Формуле-2 в 1967 году. F2 представляла собой открытую формулу, которая позволяла использовать любое шасси, отвечающее установленным правилам; он пользовался хорошей поддержкой в 1970-х годах шасси от Tecno , March Engineering , Toleman , Ralt , Matra и других. Чемпионат Европы проводился непрерывно до создания его преемницы, Формулы 3000 , в 1985 году. В 2008 году FIA объявила, что Формула 2 вернется в 2009 году в форме чемпионата FIA Formula Two Championship . Этот сериал был снят с производства после сезона 2012 года.
Формула 3000 (1985–2004)
[ редактировать ]Формула 3000 была создана Международной автомобильной федерацией в 1985 году, чтобы стать последним шагом для гонщиков перед выходом в Формулу-1 . Формула-2 стала слишком дорогой, и в ней доминировали заводские автомобили с заводскими двигателями. Формула 3000 предлагала более быстрые, дешевые и открытые гонки. Серия начиналась как открытая формула, но в 1986 году — двигатели и шасси были стандартизированы шины, а в 1996 году . Серия просуществовала до 2004 года и была заменена в 2005 году серией GP2 .
Формула 5000 (1968–1982)
[ редактировать ]Формула 5000 (или F5000 ) представляла собой формулу одноместных автогонок с открытыми колесами, которая участвовала в различных сериях в разных регионах мира с 1968 по 1982 год. Первоначально она задумывалась как недорогая серия, предназначенная для гоночных автомобилей с открытыми колесами. которые больше не укладываются ни в одну конкретную формулу. Обозначение «5000» соответствует максимальному объему двигателя 5,0 л, разрешенному для автомобилей, хотя многие автомобили оснащались двигателями меньшего размера.
Международный мастер формулы (2005–2009)
[ редактировать ]International Formula Master , также известная как Formula Super 2000 , была задумана как конкурент Формулы-3 . Все началось в 2005 году как серия 3000 Pro Series , организованная Peroni Promotion. Организация MTC взяла на себя управление в 2006 году и превратила ее в серию поддержки WTCC . Пилоты использовали подержанные автомобили Формулы 2000 производства «Татуус» с мощностью 250 л.с. K20A двигателем Honda
Гран-при А1 (2005–2009)
[ редактировать ]Гран-при А1 ( A1GP ) был уникальным в своей области, поскольку участники представляли исключительно свою страну, а не самих себя или команду, что является обычным форматом в большинстве серий гонок по формулам. Таким образом, его часто называли «Кубком мира по автоспорту». Кроме того, серия привлекла равное количество (бывших или будущих) гонщиков Формулы-1 и серии IndyCar гонщиков . Концепция была основана шейхом Аль-Мактумом из Дубая в 2004 году, но продана FIA в 2005 году. Гонки проводились в традиционном Формулы-1 межсезонье , зимой в северном полушарии. В период с 2005 по 2009 год в нем приняли участие 29 стран с пяти континентов.
Формула Суперлиги (2008–2011)
[ редактировать ]Используя мощностью 750 л.с. двигатели V12 , Формула Суперлиги ввела спонсорство команды со стороны футбольных клубов ассоциации. В квалификации также присутствовала связь с футболом, поскольку в серии использовалась система, основанная на формате группового этапа и плей-офф, используемом в некоторых футбольных турнирах. Еще одной уникальной особенностью Формулы Суперлиги стал Суперфинал – перестрелка на пяти кругах между шестью лучшими гонщиками уик-энда. В 2010 году эта серия предложила самый большой призовой фонд в европейском автоспорте, а чемпион должен был заработать 1 миллион евро. Теоретически гонщик мог бы заработать до 2,2 миллиона евро за сезон. Все это было сделано для того, чтобы дать водителям возможность зарабатывать на жизнь автоспортом. К 2011 году связь с футболом угасла, и более половины команд больше не были связаны с футбольными командами. Более поздние гонки сезона не проводились, и дальнейшие сезоны не проводились.
Формула мечты (1999–2005)
[ редактировать ]Формула V6 Азия (2006–2009)
[ редактировать ]Formula Asia V6 (Renault) была запущена в 2006 году, чтобы дать гонщикам из Юго-Восточной Азии шанс перейти от картинга через юниорские одноместные автомобили к международному автоспорту. Карун Чандхок , например, выиграл чемпионат 2006 года и был вознагражден тестом в Renault Мировой серии на автомобиле в Поль Рикаре . Пилоты ездили на шасси Tatuus , с двигателем Renault 3,5 л V6 и шинами Michelin .
Авто Гран-при (1999)
[ редактировать ]Корни чемпионата Auto GP World Series уходят корнями в 1999 год и в итальянскую серию Формулы 3000. Поначалу почти все гонки проводились в Италии, но серия быстро распространилась по всей Европе. В 2001 году серия стала Европейской Формулой 3000, а в 2004 году Superfund стал титульным спонсором, планируя создать серию Formula Superfund. Однако финансирование было прекращено, и сериал закрыли. Таким образом, Coloni Motorsport восстановила итальянскую Формулу 3000 и расширила ее в 2006 году до Евросерии 3000. В 2010 году автомобили A1 Grand Prix первого поколения заменили шасси Lola F3000, и было принято название Auto GP.
Другие
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ ФИА (2017). «Формула Е сезона 2017-2018» . Проверено 10 декабря 2017 г.
- ^ «Обзор чемпионата» . fiaformulae.com. Архивировано из оригинала 31 мая 2018 года . Проверено 10 декабря 2017 г.
- ^ Формула E (31 июля 2017 г.). «Агаг: Это был наш сезон взлета» . Проверено 4 сентября 2017 г.
- ↑ Формула 2. Архивировано 20 марта 2012 года на Wayback Machine . С сайта Formula2.net. Проверено 28 августа 2007 г.