Чемпионат Супер Формулы
![]() | |
Категория | Одноместные сиденья |
---|---|
Страна | Япония |
Первый сезон | 1973 |
Драйверы | 21 |
Команды | 12 |
Поставщики шасси | в филиалы |
Производители двигателей | |
Поставщики шин | Иокогама |
Чемпион среди водителей | ![]() |
Чемпион команды | Команда Муген |
Официальный сайт | superformula.net |
![]() |
Чемпионат Супер Формулы — серия гонок по формулам, проводимая в основном в Японии . Он считается вершиной гонок на одноместных автомобилях в Японии и Азии в целом, что делает его одной из лучших серий автоспорта в регионе. Серия санкционирована Японской автомобильной федерацией (JAF) и управляется Japan Race Promotion (JRP). По состоянию на 2024 год Супер Формула является второй по скорости гоночной серией в мире после Формулы-1 . [ 1 ]
Первый чемпионат Японии по Формуле-2000 был проведен в 1973 году как Всеяпонский Формулы-2000 чемпионат . В 1978 году серия трансформировалась во Всеяпонский чемпионат Формулы-2 , а в 1987 году — во Всеяпонский чемпионат Формулы-3000 . По большей части эти японские гоночные серии очень похожи на свои европейские аналоги с точки зрения технических регламентов. JRP была основана в 1995 году и начала управлять серией в 1996 году под новым названием Formula Nippon Championship . Это положило начало так называемой современной эпохе сериала, когда он стал более независимым в отношении технических регламентов. В 2013 году название серии было снова изменено на Super Formula (официальное название Super Formula чемпионата Японии до 2016 года).
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В Японии туризм и гонки на спортивных автомобилях были очень популярны на протяжении 1960-х годов. Гран -при Японии изначально проводился как мероприятие для туристических и спортивных автомобилей и сразу же стал крупнейшим соревнованием по автогонкам в стране во время своего первоначального проведения в период с 1963 по 1969 год. С другой стороны, гонки на автомобилях-формулах имели более сложную задачу. время прочно утвердился в автоспортивном ландшафте страны. Первый Гран-при JAF на трассе Fuji Speedway в 1969 году стал первой крупной гонкой на одноместных автомобилях в Японии. А в 1971 году Гран-при Японии было переформатировано в соревнование, посвященное гонкам автомобилей-формул. Ни одному из соревнований не удалось добиться такой популярности у зрителей, как Гран-при Японии в то время, когда он был гонкой спортивных автомобилей.
Всеяпонская Формула 2000 (1973–1977)
[ редактировать ]В 1973 году Японская автомобильная федерация учредила Всеяпонский чемпионат Формулы 2000 как первую серию гонок по формулам высшего уровня в Японии с целью популяризации гонок на автомобилях-формулах в стране.
Сериал был основан на чемпионате Европы Формулы-2 . Но в отличие от европейской Формулы-2, которая разрешала использовать гоночные двигатели только на базе моделей массового производства, JAF одобрил использование специально созданных гоночных двигателей от таких производителей, как Mitsubishi Motors .
Всеяпонская Формула-2 (1978–1986)
[ редактировать ]
В 1976 году FIA изменила правила Формулы-2, разрешив использование специально созданных гоночных двигателей. С этим изменением причина названия «Формула 2000» исчезла, что привело к тому, что с 1978 года серия была переименована во Всеяпонский чемпионат Формулы-2.
В первые годы формульных гонок в Японии возглавляли такие гонщики, как Кунимицу Такахаси , Кадзуёси Хосино , Масахиро Хасеми , Кейджи Мацумото и Сатору Накадзима , которые впоследствии стали первым японским гонщиком, постоянно выступающим в мире Формулы-1. Чемпионат . Во время перехода из Формулы 2000 в Формулу 2 ряд иностранных гонщиков из европейской трассы Формулы 2 начали участвовать и побеждать в гонках японской серии. Чемпион Европы в Формуле-2 1981 года Джефф Лис стал первым чемпионом серии не из Японии, когда в 1983 году он выиграл Всеяпонский титул в Формуле-2.
Чемпионат Suzuka Formula Two (основанный в 1977 году как чемпионат Suzuka Formula 2000) проводился одновременно на всех соревнованиях, проводимых на трассе Suzuka Circuit , чтобы соревноваться с Fuji Grand Champion Series . С 1977 по 1986 год он считался столь же престижным, как и Всеяпонский чемпионат Формулы 2.
чемпионат 1987 года
[ редактировать ]европейская Формула-2 прекратила свое существование Когда в 1984 году , ее японский коллега не сразу последовал этому примеру. JAF рассматривал возможность запуска новой серии Формулы-2 с 1988 года . Однако в 1987 году все участники управляли автомобилями Формулы 3000 . Итак, чемпионат Формулы-2 1987 года был отменен из-за отсутствия участия машин этого формата.
Всеяпонская Формула 3000 (1987–1995)
[ редактировать ]После перехода на открытый стандарт Формулы 3000 в 1987 году Всеяпонский чемпионат Формулы 3000 официально стартовал в 1988 году.
В конце 1980-х годов ряд факторов способствовал росту популярности японских гонок Top Formula. [ 2 ] Honda с двигателями Команды Формулы-1 начали выигрывать несколько чемпионатов. Гран -при Японии был вновь введен в календарь Формулы-1 в 1987 году, и в том же году Сатору Накадзима начал постоянно выступать в Формуле-1. Поклонники начали следить за сериалом по трансляциям Формулы-1 на Fuji Television , что привело к возросшему интересу ко всем формам гонок по формулам. 1980-х годов , основанным на активах В сочетании с экономическим пузырем , Всеяпонский чемпионат Формулы 3000 привлек несколько участников и инвесторов.
На смену пилотам-ветеранам, таким как Хосино, Хасеми, Такахаси и Мацумото, пришло новое поколение японских талантов во главе с чемпионом 1988 года Агури Судзуки и чемпионом 1991 года Укё Катаямой , каждый из которых впоследствии имел значительный стаж работы в Формуле-1. Благоприятные условия во Всеяпонской гонке F3000 также привлекли к участию в этой серии многих многообещающих молодых гонщиков за пределами Японии. Среди этих гонщиков были будущие победители Гран-при Формулы-1 Жан Алези , Джонни Герберт , Эдди Ирвин и Хайнц-Харальд Френтцен . Однако самым заметным из этих молодых гонщиков из-за пределов Японии был будущий семикратный чемпион мира Формулы-1 Михаэль Шумахер , который единственный раз появился на Sportsland Sugo в 1991 году.
Окончательный взрыв экономического пузыря привел к падению популярности сериала в начале-середине 1990-х годов. Японские и европейские правила действовали параллельно друг другу до 1996 года, когда Международная серия Формулы 3000 стала единым форматом для снижения затрат.
Формула Ниппон (1996–2012)
[ редактировать ]
В 1995 году Japan Race Promotion учредила компанию Fuji Television (JRP) , которая стала новым промоутером и организатором лучших японских гонок по формулам, признанных JAF. Поскольку F3000 пошел по пути серии специальных формул за рубежом, JRP решила продолжить предыдущие правила F3000, которые допускали открытые соревнования по шасси и двигателям. В 1996 году, в первом полном сезоне под управлением JRP, серия сменила название на Formula Nippon.
Многие из лучших гонщиков Formula Nippon продолжали участвовать в гонках на спортивных и туристических автомобилях, как это делали их предшественники в прошлые годы. Педро де ла Роса стал первым «двукратным чемпионом» Японии в 1997 году, когда он выиграл титулы Formula Nippon и All-Japan GT Championship GT500 в одном и том же календарном году. Сатоши Мотояма и Ричард Лайонс позже совершили тот же подвиг в 2003 и 2004 годах соответственно.
Супер Формула (2013 – настоящее время)
[ редактировать ]5 августа 2012 года JRP объявила, что в 2013 году серия сменит название с Formula Nippon на Super Formula, заявив о «желании поставить серию на равных с чемпионатом мира FIA Formula One и серией IZOD IndyCar в качестве бесспорный, знаменосец лучших гонок формулы в Азии». [ 3 ]
Серия вызвала всплеск международного интереса, когда серии GP2 2015 года чемпион Стоффель Вандорн стал постоянным игроком в 2016 году команды DoCoMo Team Dandelion Racing. Вандурн завершил свой сезон двумя победами в гонках, прежде чем перейти в Формулу-1 с McLaren в 2017 году . Год спустя серии GP2 2016 года чемпион Пьер Гасли в серию вошел , принеся с собой спонсорскую поддержку Red Bull команде Mugen. Гасли завершил 2017 год как «Новичок года» с двумя победами и занял второе место в турнирной таблице с преимуществом в пол-очка.
Феликс Розенквист , Алекс Палу и Патрисио О'Уорд позже стали победителями гонок серии IndyCar после участия в Суперформуле. Палу, который был признан Новичком года 2019 года , выигрывал чемпионат серии IndyCar в 2021 и 2023 годах .
Система подсчета очков
[ редактировать ]В 2020 году Super Formula приняла новую систему подсчета очков, аналогичную той, которая используется в Super GT. Бонусные очки были вручены трем лучшим игрокам в каждом раунде; три очка за поул-позицию, два за второе место и одно за третье место. [ 4 ]
- Гоночные очки (2020 – настоящее время)
Позиция | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-е место | 6-е место | 7-е место | 8-е место | 9-е | 10-е место |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Очки | 20 | 15 | 11 | 8 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
- Квалификационные баллы (2020 – настоящее время)
Позиция | 1-й | 2-й | 3-й |
---|---|---|---|
Очки | 3 | 2 | 1 |
Технические характеристики автомобиля
[ редактировать ]
Автомобили
[ редактировать ]
До 2002 года Formula Nippon представляла собой категорию с открытой формулой, в которой могли соревноваться различные производители шасси, производители двигателей и производителей шин. Шасси поставлялись Lola , Reynard и G-Force . Mugen-Honda поставила подавляющее большинство двигателей вместе с Cosworth и Judd . Bridgestone , Yokohama и Dunlop снабжали команды шинами. Однако в серии начали использовать больше технических компонентов. Начиная с 1997 года Bridgestone стала единственным поставщиком шин для этой серии, а в 1998 году единственным поставщиком двигателей стала Mugen-Honda (хотя открытая настройка все еще была разрешена). Шасси оставалось открытой формулой до 2003 года, после того как Рейнард объявил о банкротстве и G-Force вышла из серии. После этого Lola B03/51 стала основным шасси этой серии.
В 2006 году Формула Ниппон претерпела кардинальный пересмотр технического регламента. Было представлено новое шасси Lola FN06, а также новые трехлитровые двигатели V8 от Toyota и Honda , основанные на тех же блоках цилиндров, которые производители использовали в серии IndyCar 2005 года . Американский производитель гоночных автомобилей Swift Engineering выпустил шасси FN09, которое было представлено в 2009 году и использовалось до 2013 года. Кроме того, в 2009 году была представлена новая формула двигателя V8 объемом 3,4 литра, общий двигатель, который будет использоваться в Формуле Nippon и классе GT500. Super GT, а также систему обгона «push-to-pass», которая используется до сих пор.
Dallara SF14 использовался в период с 2014 по 2018 год и имел не менее 30% компонентов, произведенных в Японии. [ 5 ] Время круга с поулом для супер-формулы Dallara SF14 на трассе Сузука в 2017 году , 1:35,907, было на 8,588 секунды, или на 9,0%, медленнее, чем время круга с поулом на Гран-при Японии 2017 года .
В 2016 году Yokohama Rubber заменила Bridgestone в качестве единственного поставщика шин этой серии.
Dallara SF19 , который использовался с сезона 2019 по 2022 год, был представлен на автодроме Сузука в октябре 2017 года. Он весил 670 килограммов (включая водителя) и был оснащен двухлитровым одинарным двигателем с турбонаддувом, созданным Honda и Toyota по формуле Nippon Race Engine (NRE). Двигатели, используемые в Super Formula, были отрегулированы по сравнению с их аналогами, используемыми в Super GT (GT500), но по-прежнему позволяют использовать систему обгона (OTS) в стиле «нажми и обгони», которая позволяет набрать дополнительные пять килограммов. в час (5 кг/ч) сжигания топлива до 200 секунд во время гонки. [ нужна ссылка ]
Dallara SF23 , слегка модифицированная версия SF19, была представлена 13 декабря 2022 года и используется с сезона 2023 года. У него была улучшена аэродинамика для улучшения обгонов и гонок от колеса к колесу. [ 6 ]
Технические характеристики (2014–2018 гг.)
[ редактировать ]- Объем двигателя : 2,0 л (122 куб. Дюймов), DOHC. рядный 4-цилиндровый
- Коробка передач : 6-ступенчатая с подрулевыми переключателями.
- Вес : 660 кг (1455 фунтов)
- Выходная мощность : 543 л.с. (405 кВт)
- Топливо : с октановым числом 102. неэтилированный бензин
- Подача топлива : Непосредственный впрыск топлива
- Стремление : с одним турбонаддувом
- Длина : 5268 мм (207 дюймов)
- Ширина : 1900 мм (75 дюймов)
- Колесная база : 3165 мм (125 дюймов)
- Рулевое управление : реечное с электроусилителем .
- Шины : Yokohama ADVAN и дождевые шины с протектором. радиальные сухие слики
Источник: [ 7 ]
Технические характеристики (2019–2022 гг.)
[ редактировать ]- Объем двигателя : 2,0 л (122 куб. Дюймов), DOHC. рядный 4-цилиндровый
- Коробка передач : 6-ступенчатая с подрулевыми переключателями.
- Вес : 670 кг (1477 фунтов)
- Выходная мощность : 543 л.с. (405 кВт)
- Топливо : с октановым числом 102. неэтилированный бензин
- Подача топлива : Непосредственный впрыск топлива
- Стремление : с одним турбонаддувом
- Длина : 5233 мм (206 дюймов)
- Ширина : 1910 мм (75 дюймов)
- Колесная база : 3115 мм (123 дюйма)
- Рулевое управление : реечное с электроусилителем .
- Шины : Yokohama ADVAN и дождевые шины с протектором. радиальные сухие слики
Драйверы
[ редактировать ]Что касается пилотов, Супер Формула — это серия высокого уровня, в которой участвуют в основном профессиональные заводские гонщики, которым платят за участие в гонках. [ 8 ] Он единогласно считается высшим уровнем формульных гонок в Японии и Азии, и хотя мнения о его точном глобальном положении различаются, обычно считается, что это серия более высокого уровня, чем Формула 2 , но немного ниже IndyCar и в большей степени Формула. Один . [ 9 ] СуперФормула сама по себе является серией высшего уровня, а не фидерной или юниорской категорией, поскольку над ней нет серии, и многие профессиональные гонщики соревнуются в ней до тех пор, пока не выйдут на пенсию, хотя некоторые гонщики, в основном иностранные, использовали ее в качестве платформа, позволяющая доказать свои способности в попытке перейти в Формулу-1 или куда-либо еще. [ 10 ]
Основная часть стартового состава состоит из японских гонщиков, большинство из которых стремятся построить успешную и долгосрочную карьеру в серии. Иностранные гонщики всегда были постоянными участниками этой серии, и было несколько гонщиков, которые прошли путь от лучших пилотов японской Формулы до заметной роли в Формуле-1; самые известные из них — Эдди Ирвин , Ральф Шумахер , Педро де ла Роса и Пьер Гасли . И наоборот, некоторые иностранные водители сделали долгую карьеру в Японии; примеры таких водителей включают Андре Лоттерера , Бенуа Трелюйера , Лоика Дюваля и Жоау Паулу де Оливейру . Большинство гонщиков этой серии имеют контракты либо с Honda , либо с Toyota – двумя производителями двигателей серии с 2006 года – за которые они также обычно соревнуются в серии спортивных автомобилей Super GT , еще одной ведущей категории автоспорта в Японии. [ 8 ]
Серия фидеров
[ редактировать ]Основная серия фидеров для Super Formula - это Super Formula Lights была известна как чемпионат Японии Формулы 3. , которая до 2020 года Региональный чемпионат Японии Formula и чемпионат Японии F4 находятся ниже Super Formula Lights в иерархии фидерных серий. [ 11 ] Начиная с 2022 года Honda Performance Development , североамериканское автоспортивное подразделение Honda, предлагает ежегодную стипендию в размере 600 000 долларов США победителю регионального чемпионата Америки по Формуле для получения места в Супер Формуле с двигателем Honda. [ 12 ] Чемпион 2021 года Киффин Симпсон , первый получатель, отклонил предложение стипендии, сославшись на логистические проблемы, вызванные пандемией COVID-19. [ 13 ] Рауль Хайман принял предложение после того, как стал чемпионом серии в 2022 году. [ 14 ]
Схемы
[ редактировать ]Гонки СуперФормулы традиционно проводятся на шести крупнейших национальных гоночных трассах Японии. С момента основания JRP в 1996 году на трассе Сузука , традиционном месте проведения Гран-при Японии Формулы-1, было проведено больше этапов, чем на любом другом месте. В Сузуке обычно проводится два этапа за сезон: гонка Сузука 2 и 4, совместная гонка, проводимая совместно с Всеяпонским чемпионатом по шоссейным гонкам , обычно проводится весной. Гран -при JAF в Сузуке , старейшее национальное соревнование по гонкам по формулам в Японии, обычно проводится осенью в конце сезона.
Sportsland Sugo — единственное место, которое присутствует в календаре каждого сезона с 1996 года. В 2004 году на Fuji Speedway не проводилось ни одной гонки, пока трасса подвергалась полной реконструкции, но в остальном она была частью календаря каждого сезона до этого и после ремонта. Mobility Resort Motegi (до 2022 года известный как Twin Ring Motegi) открылся в 1997 году и с тех пор является частью календаря каждый год.
Трасса Мине (ранее Нишинихон) была постоянным элементом календаря, пока после сезона 2005 года не закрылась для зрелищных мероприятий. Autopolis на Кюсю и Международная трасса Окаяма в регионе Тюгоку с тех пор заняли место Мине как самые западные трассы, которые посещает Супер Формула.
Международная трасса Сепанг в Малайзии принимала первый и единственный этап чемпионата за пределами Японии, когда он был частью календаря 2004 года. В сезоне 2013 года планировалось провести гонку на Inje Speedium в Южной Корее, но гонка была отменена.
Используемые схемы (с 1996 г.)
[ редактировать ]- Жирным шрифтом выделена трасса, используемая в сезоне Суперформулы 2022 года .
- Курсивом обозначена ранее использовавшаяся схема.
Число | Схема | Годы | Всего раундов |
---|---|---|---|
1 | Трасса Сузука | 1996 – настоящее время | 66 |
2 | Фудзи Спидвей | 1996–2003, 2005 – настоящее время | 45 |
3 | Мобильный курорт Мотеги | 1997 – настоящее время | 42 |
4 | Посланник спортивной страны | 1996 – настоящее время | 28 |
5 | Заминированная трасса | 1996–2005 | 18 |
6 | Автополис | 2006, 2009–2015, 2017 – настоящее время | 14 |
7 | Международная трасса Окаямы | 2007–2008, 2015–2020 | 9 |
8 | Международная трасса Сепанга | 2004 | 1 |
Международная гоночная трасса Токачи | 1996 | 1 |
Чемпионы
[ редактировать ]* Знак ( ) указывает на то, что шина (с 1997 г.), шасси (с 2003 г.) или двигатель (1998–2005 гг.) были специальной деталью, которую все участники использовали в этом сезоне.
Статистика
[ редактировать ]Указывает активного водителя, команду и производителя.
Чемпионаты
[ редактировать ]Водителем
[ редактировать ]Водитель | Общий | Времена года |
---|---|---|
![]() |
6 | 1975, 1977, 1978, 1987, 1990, 1993 |
![]() |
5 | 1981, 1982, 1984, 1985, 1986 |
![]() |
4 | 1998, 2001, 2003, 2005 |
![]() |
3 | 2013, 2018, 2020 |
![]() |
2 | 1974, 1976 |
![]() |
2007, 2008 | |
![]() |
2012, 2014 | |
![]() |
2015, 2017 | |
![]() |
2021, 2022 | |
![]() |
1 | 1973 |
![]() |
1979 | |
![]() |
1980 | |
![]() |
1983 | |
![]() |
1988 | |
![]() |
1989 | |
![]() |
1991 | |
![]() |
1992 | |
![]() |
1994 | |
![]() |
1995 | |
![]() |
1996 | |
![]() |
1997 | |
![]() |
1999 | |
![]() |
2000 | |
![]() |
2002 | |
![]() |
2004 | |
![]() |
2006 | |
![]() |
2009 | |
![]() |
2010 | |
![]() |
2011 | |
![]() |
2016 | |
![]() |
2019 | |
![]() |
2023 |
По команде
[ редактировать ]Команда | Общий | Звания водителей | Звания команд |
---|---|---|---|
![]() |
19 | 11 (1987, 1990, 1993, 1995, 2001, 2003, 2005, 2006, 2007, 2008, 2010) | 8 (2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2010, 2021) |
![]() |
10 | 5 (2011, 2012, 2014, 2019, 2023) | 5 (2011, 2013, 2014, 2015, 2020) |
![]() |
8 | 4 (1999, 2000, 2002, 2009) | 4 (1999, 2000, 2002, 2009) |
![]() |
7 | 7 (1973, 1977, 1978, 1984, 1985, 1986, 1991) | 0 |
![]() |
6 | 4 (2013, 2018, 2021, 2022) | 2 (2022, 2023) |
![]() |
5 | 3 (1979, 1996, 1998) | 2 (1996, 1998) |
![]() |
3 (2015, 2016, 2017) | 2 (2016, 2017) | |
![]() |
4 | 2 (2004, 2020) | 2 (2012, 2019) |
![]() |
3 | 3 (1981, 1982, 1983) | 0 |
![]() |
2 (1992, 1997) | 1 (1997) | |
![]() |
2 | 2 (1974, 1976) | 0 |
![]() |
1 | 1 (1975) | 0 |
![]() |
1 (1980) | 0 | |
![]() |
1 (1988) | 0 | |
![]() |
1 (1989) | 0 | |
![]() |
1 (1994) | 0 | |
![]() |
0 | 1 (2001) | |
![]() |
0 | 1 (2018) |
Победы
[ редактировать ]После первого тура сезона 2024 года.
Водителем
[ редактировать ]Классифицировать | Водитель | Всего побед | Вся Япония Ф2000 |
Вся Япония Ф2 |
Вся Япония Ф3000 |
Формула Ниппон |
Супер Формула |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Источник: [ 15 ] |
От конструктора шасси
[ редактировать ]Классифицировать | Конструктор шасси | Победы |
---|
По производителю двигателя
[ редактировать ]Классифицировать | Производитель двигателя | Победы |
---|
По поставщику шин
[ редактировать ]Классифицировать | Поставщик шин | Победы |
---|
Поул-позиции
[ редактировать ]Водителем
[ редактировать ]Классифицировать | Водитель | Всего полюсов | Вся Япония Ф2000 |
Вся Япония Ф2 |
Вся Япония Ф3000 |
Формула Ниппон |
Супер Формула |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Источник: [ 15 ] |
От конструктора шасси
[ редактировать ]Классифицировать | Конструктор шасси | поляки |
---|
По производителю двигателя
[ редактировать ]Классифицировать | Производитель двигателя | поляки |
---|
По поставщику шин
[ редактировать ]Классифицировать | Поставщик шин | поляки |
---|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Насколько быстр автомобиль Формулы-1 по сравнению с IndyCar, WEC, Super Formula и другими» . www.autosport.com . Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ «Анализ: Супер Формула переживает недавний спад популярности» . us.motorsport.com . 21 апреля 2023 г. Проверено 11 сентября 2023 г.
- ^ «Japan Race Promotion Inc. объявляет название новой гоночной серии: «Суперформула чемпионата Японии» » (PDF) . 5 августа 2012 г.
- ^ «Изменения правил в сезоне 2020 года | Официальный сайт СУПЕР ФОРМУЛЫ» . Superformula.net . Проверено 11 ноября 2022 г.
- ^ Коллинз, Сэм (26 марта 2013 г.). «Раскрыта концепция Супер Формулы 2014» . Racecar-engineering.com . Проверено 22 сентября 2016 г.
- ^ «Супер Формула подтверждает обновленную машину для сезона 2023 года» . us.motorsport.com . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ «О СУПЕР ФОРМУЛЕ | Официальный сайт СУПЕР ФОРМУЛЫ» .
- ^ Перейти обратно: а б «Куда отправятся изгнанники Формулы-1 в следующем году?» . Гонка . 2020-11-12 . Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ «Действительно ли побеждать в Супер Формуле легче, чем в Формуле-2?» . www.autosport.com . Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ О'Коннелл, Р.Дж. (07 апреля 2023 г.). «Юниор Red Bull Лоусон ожидает «трудного» первого сезона, поскольку он прокладывает путь из Суперформулы в Формулу-1 · RaceFans» . Фанаты гонок . Проверено 11 апреля 2023 г.
- ^ «История Super Formula | Официальный сайт SUPER FORMULA» . Официальный сайт Super Formula | SUPER FORMULA (на японском языке) . Проверено 28 апреля 2023 г. .
- ^ Вуд, Ида. «Чемпион региона Америки получит стипендию для участия в Супер Формуле» .
- ^ Кляйн, Джейми. «Ученый HPD Кайффин Симпсон отвергает шанс на участие в Супер Формуле» . us.motorsport.com . Сеть автоспорта . Проверено 21 ноября 2021 г.
- ^ «Супер Формула: Рауль Хайман получает стипендию HPD» . www.motorsport.com . Проверено 11 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Рекорды 1973–2022 годов» . Рекорды японских гонок на четырехколесных транспортных средствах . Проверено 19 августа 2023 года .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт Супер Формулы (на английском языке)