Хонда в автоспорте
На протяжении многих лет Honda участвовала в различных гоночных сериях, включая Формулу-1 , IndyCar , гонки на туристических автомобилях , гонки на спортивных автомобилях и MotoGP . В настоящее время они участвуют в Формуле-1 , MotoGP , Super GT , Super Formula , IndyCar , IMSA , BTCC , TC2000 , Формула 3 , Формула 4 , бездорожье , WSBK , EWC , MXGP , TrialGP и различные GT3 и TCR серии . Вся деятельность Honda в автоспорте находится под управлением Honda Racing Corporation (HRC).
Ранняя история
[ редактировать ]
В 1954 году основатель Honda Соитиро Хонда заявил, что компания примет участие TT на острове Мэн в гонках Гран-при на мотоциклах . [ 1 ] Машины разрабатывались в течение следующих пяти лет, и они появятся на мероприятии в 1959 году с мотоциклом RC142. [ 1 ] Они заняли 6, 7, 8 и 11 места в гонке, получив командную награду производителей. В 1961 году Honda одержала победу на TT на острове Мэн, когда Майк Хейлвуд выиграл две гонки с Honda. Они также выиграют титулы в классе 250сс и 125сс в сезоне Мирового Гран-при 1961 года .
В 1962 году Соитиро Хонда решил принять участие в Формуле-1. [ 2 ] После нескольких лет разработки они дебютировали на Гран-при Германии 1964 года на RA271 . На RA272 Honda Ричи Гинтер одержал первую победу Honda в Формуле-1 на Гран-при Мексики 1965 года .
Гран -при Японии принадлежащей Honda, стартовал на трассе Сузука, в 1963 году. В 1964 году автомобили Honda S600 участвовали в гонках и доминировали в классе 1000 куб.см и ниже. В 1965 году на трассе Сузука компания Honda основала Клуб гоночного обслуживания (RSC), предоставляющий услуги спортивного тюнинга. Honda S800 RSC выиграла класс GT-1 в гонке «12 часов Сузуки» 1968 года, впечатляюще заняв третье место в общем зачете, опередив автомобили с объемом двигателя, более чем в три раза превышающим объем двигателя S800 RSC, такие как Toyota 2000GT . [ 3 ] [ 4 ]
Формула-1
[ редактировать ]1964–1968
[ редактировать ]Honda впервые выступила в Формуле-1 в 1964 году со своей моделью RA271 , всего через четыре года после выпуска своих первых дорожных автомобилей. RA271 стал первым японским автомобилем, участвовавшим в гонках Формулы-1, и дебютировал на Гран-при Германии 1964 года под управлением Ронни Бакнума . Хонда начала весь сезон 1965 года с RA272 , и Ричи Гинтер присоединился к Бакнуму в качестве пилотов. Самым ярким событием сезона стало то, что Гинтер доминировал на Гран-при Мексики , лидируя от старта до финиша и выиграв гонку. [ 2 ] Это была первая победа в Формуле-1 японской машины и Honda.

Honda дебютировала на RA273 на седьмом этапе сезона 1966 года, и в соответствии с новыми правилами у нее был совершенно новый 3,0-литровый двигатель V12. Автомобиль использовался в первых семи гонках 1967 года и занял подиум на Гран-при Южной Африки. Джон Сёртис был единственным гонщиком Honda в 1967 году и выиграл Гран-при Италии на RA300 . Это была дебютная гонка автомобиля. Сёртиз закончил сезон четвертым в чемпионате пилотов, а Хонда заняла четвертое место в чемпионате конструкторов, несмотря на то, что за сезон у него был только один гонщик. [ 5 ] [ 6 ]
RA301 . , представленный во втором туре 1968 года, представлял собой модернизированную версию RA300 Хонда сосредоточилась на разработке RA302 . Когда он был готов к Гран-при Франции, Джон Сёртиз отказался управлять им, поскольку считал, что это слишком небезопасно. [ 7 ] Вместо этого им управлял Джо Шлессер , но, к сожалению, он попал в аварию со смертельным исходом, и машина больше никогда не участвовала в гонках. [ 7 ] Сёртиз финишировал вторым на RA301, что стало лучшим результатом команды в том году. Позже в том же году Сёртиз завоевал поул-позицию на Гран-при Италии и подиум на Гран-при США. Хонда покинула Формулу-1 по окончании сезона.
1983–1992
[ редактировать ]Хонда вернулась в Формулу-1 в 1983 году в качестве производителя двигателей, поставляя двигатели команде Spirit . [ 8 ] К концу 1983 года Honda начала сотрудничать с командой Williams . Honda прекратила поставку двигателей Spirit в 1984 году , но партнерство с Williams продолжалось. Двигатели Honda показали хорошие характеристики, но оказались ненадежными. Кроме того, шасси Williams, рассчитанное на гораздо меньшую мощность, испытывало трудности с мощностью двигателей Honda с турбонаддувом. [ 9 ] Кеке Росберг выиграл Гран-при Далласа в 1984 году, что принесло Honda первую победу с момента их возвращения, но из-за большого количества сходов с дистанции Williams-Honda осталась шестой в Кубке конструкторов. [ 10 ]
Honda начала 1985 год с модернизированных версий RA164E 1984 года. На Гран-при Детройта был представлен совершенно новый двигатель RA165E с гораздо более плавной передачей мощности, и команда быстро набрала темп, когда Росберг выиграл гонку. Williams-Honda выиграла последние три гонки сезона и финишировала четвертой в Кубке конструкторов с таким же количеством очков, что и конструктор, занявший третье место. [ 11 ]
Новый RA166E 1986 года набрал обороты 1985 года и был одновременно очень мощным и надежным. Williams-Honda выиграла Кубок конструкторов с девятью победами. [ 12 ] Титул пилотов ускользнул к стабильному Алену Просту из McLaren - TAG после того, как в последней гонке у Найджела Мэнселла лопнула шина. [ 13 ] Это был первый титул Honda в Формуле-1.

Honda начала поставлять Lotus в 1987 году после того, как они подписали контракт с тест-пилотом Honda Сатору Накадзимой , но они использовали RA166E прошлого года из-за эксклюзивного контракта Williams на новый RA167E. В этом сезоне также начались отношения Honda с Айртоном Сенной , выступавшим за команду Lotus. Двигатели Honda доминировали в сезоне, одержав 11 побед и заняв 13 поул-позиций в шестнадцати гонках. [ 14 ] Нельсон Пике выиграл чемпионат пилотов, опередив других гонщиков с двигателями Honda, заняв второе и третье места. [ 15 ] а Williams-Honda выиграла чемпионат конструкторов. [ 16 ]


В 1988 году Honda заключила сделку на поставку двигателей McLaren , завершив сделку с Williams. 1988 год должен был стать последним годом использования турбодвигателей в Формуле-1, и, в отличие от большинства, Honda построила новый двигатель под названием RA168E, чтобы соответствовать новым правилам 1988 года. Автомобили McLaren-Honda, которыми управляли Айртон Сенна и Ален Прост , были полностью доминировал, одержав 15 побед и поул-позиции в 16 гонках. [ 17 ] Сенна выиграл чемпионат пилотов после победы на домашней гонке Honda в Сузуке , а McLaren-Honda выиграла чемпионат конструкторов, более чем в три раза опередив Ferrari, занявшую второе место . [ 18 ]
Honda представила безнаддувный 3,5-литровый двигатель V10 в соответствии с новыми правилами В 1989 году . [ 19 ] Это не помешало доминированию: в 16 гонках команда одержала 11 побед и 15 поул-позиций. McLaren-Honda выиграла Кубок конструкторов, а Прост — чемпионский титул, опередив Сенну. V10 был сохранен на 1990 год , и команда снова выиграла титул конструкторов, а Сенна выиграл титул пилотов.

Новый 3,5-литровый двигатель V12 был представлен в 1991 году . Сезон начался хорошо с четырех побед подряд, но к середине сезона команда не смогла сравниться с командой Williams-Renault. Honda и McLaren представили обновления, которые снова сделали команду по-настоящему конкурентоспособной и выиграли чемпионаты конструкторов и пилотов. [ 20 ] [ 21 ]
Хонда объявила, что уйдет после 1992 года , достигнув своих целей. McLaren-Honda финишировала второй в зачете конструкторов после того, как Герхард Бергер выиграл последнюю гонку сезона. Тесно связанная компания Mugen оставалась в спорте с 1992 по 2000 год, выиграв четыре гонки и достигнув лучшего результата - 3-го места в Кубке конструкторов в 1999 году с командой Иордании .
2000–2008
[ редактировать ]Honda вернулась в 2000 году, поставляя двигатели BAR . Они заняли 5-е место в турнирной таблице. Лучшим сезоном для BAR-Honda стал 2004 год, когда Дженсон Баттон и Такума Сато поднялись на 11 подиумов, чтобы команда заняла второе место в Кубке конструкторов. [ 22 ]

Honda полностью купила BAR в 2005 году, и она стала командой Honda на 2006 год. Команда неплохо начала сезон, но спад производительности в середине сезона привел к тому, что дизайнер автомобилей Джефф Уиллис команду покинул . Его заменил неопытный Сюхэй Накамото . Тем не менее, ситуация начала улучшаться после Гран-при Франции, Honda показала сильную серию очков и, в первую очередь, Дженсона Баттона, выигравшего Гран -при Венгрии . Баттон набрал больше очков в последних шести гонках сезона, чем любой другой гонщик, что помогло Honda финишировать четвертым в Кубке конструкторов. [ 23 ]
финишировал на подиуме только один раз После двух трудных сезонов в 2007 и 2008 годах, в которых Рубенс Баррикелло , Хонда покинула Формулу-1 после сезона 2008 года из-за глобального экономического кризиса . [ 24 ]
2015–2021
[ редактировать ]
Honda вернулась в 2015 году в качестве производителя двигателей, поставляя гибридные силовые агрегаты V6 с турбонаддувом объемом 1,6 л команде McLaren. Партнерство стало большим разочарованием: McLaren и гонщик Фернандо Алонсо регулярно критиковали силовой агрегат. [ 25 ] [ 26 ] McLaren и Honda расстались после сезона 2017 года, достигнув лучшего результата – 6-го места в зачете конструкторов в 2016 году. [ 27 ]
Honda подписала контракт на поставку Toro Rosso на 2018 год. Во второй гонке сезона в Бахрейне Пьер Гасли финишировал четвертым, что на тот момент дало Honda лучший результат с момента возвращения в 2015 году. После довольно успешного сезона дочерняя команда Toro Rosso Red Bull Racing согласилась также использовать силовые агрегаты Honda в 2019 году. [ 28 ] Сезон начался с того, что Макс Ферстаппен завоевал первый подиум Honda в эпоху турбо-гибридов V6 на Гран-при Австралии . На Гран-при Австрии Ферстаппен, наконец, одержал первую победу Honda в эпоху турбо-гибридов V6 и первую с 2006 года, одержав еще одну победу на Гран-при Бразилии . В 2020 году Honda добилась дальнейшего успеха: Макс Ферстаппен выиграл Гран-при в честь 70-летия в Сильверстоуне . Шокирующая победа на Гран-при Италии с Пьером Гасли, который был повышен до Red Bull, а затем понижен в должности до Scuderia AlphaTauri (ребрендинг Scuderia Toro Rosso), сделала Honda первым производителем двигателей в эпоху турбогибридов V6, выигравшим с двумя командами. . [ 29 ] Ферстаппен выиграл Гран-при Абу-Даби , последнюю гонку сезона.
Несмотря на восходящий импульс в рамках партнерства Red Bull/AlphaTauri, Honda объявила в октябре 2020 года, что они завершат свою программу двигателей Формулы-1 в конце сезона 2021 года. Генеральный директор Honda Такахиро Хачиго заявил, что это решение было основано не на последствиях пандемии COVID-19 , а на приверженности Honda технологиям с нулевым выбросом углерода, таким как батареи на топливных элементах. [ 30 ]
Туристические автомобили
[ редактировать ]Чемпионат/Кубок мира по кузовным гонкам
[ редактировать ]
Хонда впервые участвовала в чемпионате мира по кузовным гонкам (WTCC) на автомобиле Accord с 2005 по 2008 год , хотя его использовали только частные команды. Некоторый успех все же имелся: Джеймс Томпсон выиграл Гонку Европы в Имоле в 2008 году.
В 2012 году Honda объявила, что они выйдут в последние три этапа сезона 2012 года на гоночном автомобиле, созданном на базе европейского хэтчбека Civic, разработанного в сотрудничестве с Mugen и JAS Motorsport . [ 31 ] В том же году автомобиль получил свой первый подиум на гонке в Макао под управлением Тьяго Монтейру .

В 2013 году они объявили Castrol титульным спонсором своей заводской команды, и что чемпион 2009 года Габриэле Тарквини будет выступать вместе с Тьяго Монтейру . [ 32 ] 2013 год стал успешным первым полным сезоном для Civic: он выиграл четыре гонки, три поул-позиции и 20 раз финишировал на подиуме, но, что наиболее важно, Honda выиграла чемпионат мира среди производителей.
Citroën доминировал в серии в период с 2014 по 2016 год , главным образом потому, что они тратили на серию гораздо больше денег, чем были готовы потратить другие производители, и имели многолетний опыт применения аналогичных правил в чемпионате мира по ралли . [ 33 ] Тем не менее, в этот период Honda каждый год занимала второе место в чемпионате и выиграла больше гонок, чем любой другой производитель, за исключением вышеупомянутого Citroën. Норберт Мишелиш выиграл титул независимого гонщика в 2015 году на Civic.
После ухода Citroën в конце 2016 года в 2017 году за чемпионство боролись между Honda и Volvo . Хонда и их пилот Тьяго Монтейро уверенно лидировали в чемпионате после 12 гонок, но, к сожалению, Монтейро потерпел аварию на тестах, из-за чего он выбыл из оставшихся восьми гонок. [ 34 ] Затем на следующем этапе в Китае все заводские Honda были дисквалифицированы из-за несоответствия топливных форсунок техническому регламенту. [ 35 ] Несмотря на эти неудачи, Honda вышла в финальный раунд с отрывом от лидера чемпионата производителей на 12,5 очков, а их гонщик Норберт Мишелиш отставал от лидера чемпионата пилотов всего на 6,5 очков. Honda выглядела очень сильной на последнем этапе в Катаре после того, как Мишелиш побил рекорд круга на тренировке, но в квалификации у него отказали тормоза, из-за чего он не участвовал в соревнованиях. [ 36 ] [ 37 ] из Honda Эстебан Геррьери , заменивший травмированного Монтейру, занял поул-позицию и выиграл последнюю гонку сезона. Хонда потеряла титул, но они выиграли больше основных гонок и больше поул-позиций, чем кто-либо другой за сезон.
серия перешла на правила TCR В 2018 году и стала известна как World Touring Car Cup (WTCR). Эстебан Геррьери завершил сезон третьим в чемпионате пилотов на Civic Type R TCR. [ 38 ] а Münrich Motorsport занял третье место в турнирной таблице команд. [ 38 ]
Британский чемпионат по кузовным гонкам
[ редактировать ]В 1995 году Honda впервые присоединилась к чемпионату Великобритании по кузовным гонкам (BTCC). Они использовали автомобиль «Аккорд». [ 39 ] В том же году Дэвид Лесли впервые поднялся на подиум Honda в Оултон-парке . [ 40 ] но в чемпионате производителей они финишировали лишь седьмыми. 1996 год был более успешным: Лесли одержала три победы и заняла четвертое место в чемпионате пилотов. [ 41 ]
В 1997 году командой руководила Prodrive вместо MSD, а гонщиками были Джеймс Томпсон и Габриэле Тарквини . [ 42 ] В том году Honda заняла третье место в чемпионате производителей, а Робб Граветт выиграл независимый чемпионат на Honda Accord. Питер Кокс заменил Тарквини в 1998 году . Джеймс Томпсон занял третье место в чемпионате с четырьмя победами в 1998 году . [ 43 ]

WSR заменила Prodrive в руководстве командой Honda в 1999 году . Тот же состав гонщиков 1998 года был сохранен, хотя Габриэле Тарквини участвовал в гонках в два этапа. Хонда заняла второе место в чемпионате производителей с пятью победами в 1999 году. [ 44 ] 2000 год стал последним сезоном BTCC с использованием правил супертуринга , и команды расширились до трех гонщиков. К Томпсону присоединились Том Кристенсен и Тарквини. Они выиграли семь гонок, включая финальную гонку эпохи Super Touring, которую выиграла Кристенсен. Хонда заняла второе место в чемпионате производителей. [ 45 ]
Honda Civic Type R использовалась в период с 2002 по 2004 год , одержав 14 побед и заняв второе место в чемпионате производителей. [ 46 ]

В 2005 году Team Dynamics переоборудовала пару Honda Integra Type R , импортированных из Японии, в гоночные модели BTC Touring чтобы создать BTC-T Honda Integra Type R. , Автомобиль имел большой успех: Мэтт Нил выиграл чемпионат пилотов в 2005 и 2006 годах , Team Dynamics в те же годы выиграла командный чемпионат и выиграла 27 гонок. [ 47 ] [ 48 ] Впервые в современную эпоху пилот-капер выиграл общий чемпионат.
Динамик перешел на Цивик в 2007 году . Она не могла бороться за титул до 2010 года , когда Team Dynamics стала заводской командой Honda. Хонда выиграла чемпионат производителей и команд в 2010 году, а Мэтт Нил занял второе место в зачете пилотов. [ 49 ] В 2011 году Хонда снова выиграла титулы производителей и команд, но в чемпионате пилотов Мэтт Нил опередил своего товарища по команде Гордона Шеддена, занявшего второе место, оба выступали за команду Honda. Хонда снова выиграла три титула в 2012 и 2013 годах , Гордон Шедден стал чемпионом среди пилотов в 2012 году, а Эндрю Джордан в 2013 году, хотя Джордан выступал за независимую команду Pirtek Racing на Civic.
Хонда перешла на туристическую версию Civic в 2014 году . [ 50 ] но в командном первенстве им удалось занять лишь третье место. В 2015 году они сменили Tourer на Civic Type R, выиграв на нем чемпионат производителей, а Шедден — чемпионат пилотов. Шедден снова выиграл чемпионат пилотов в 2016 году .
Заняв третье место в чемпионате производителей в 2017 году , Honda представила FK8 Civic Type R 2018 года . [ 51 ] В том году он занял второе место в зачете производителей и команд. Под управлением Дэна Кэммиша и Мэтта Нила FK8 Civic Type R выиграл командный чемпионат в 2019 году .
ТС2000
[ редактировать ]Honda участвует в чемпионате Аргентины TC2000 в 1997 году. Honda Argentina поддерживала команду Pro Racing, которая использовала автомобили Honda Civic шестого поколения . [ 52 ] В 1998 и 1999 годах соответственно Омар Мартинес и Хуан Мануэль Сильва выиграли чемпионат пилотов вместе с Honda. [ 52 ]
бразильская нефтяная компания Petrobras В 2003 году к команде (теперь управляемой RAM Racing Factory) в качестве главного спонсора присоединилась . В 2004 году компания Honda представила новый Civics седьмого поколения . [ 53 ]
В 2008 году Хосе Мария Лопес провел свой первый полный сезон в TC2000 за Honda Petrobras и выиграл чемпионат. [ 54 ] В 2009 году изменение правил двигателей заставило Honda официально выйти из серии, но команда продолжила участвовать под именем Equipo Petrobras. [ 52 ] В том же году Лопес снова выиграл титул. [ 52 ]
Хонда вернулась, чтобы официально поддержать Sportteam, когда чемпионат был преобразован в Súper TC2000 . Так продолжалось до 2013 года, не добившись выдающихся результатов. [ 52 ] Honda снова вернулась в 2019 году с новым Civics десятого поколения . [ 55 ] В следующем году швейцарская нефтяная компания Puma Energy стала главным спонсором. [ 56 ]
Другая серия
[ редактировать ]
Хонда участвовала во многих других сериях туристических автомобилей. Некоторые чемпионаты, которые Honda выиграла, включают чемпионат Японии по кузовным гонкам в 1996 и 1997 годах , Европейский кубок по кузовным гонкам в 2009 , 2010 , 2011 и 2016 годах , класс SCCA World Challenge TC в 1999 , 2000 , 2002 , 2005 , 2006 , 2008 годах . 2009 , 2011 , 2012 , 2013 и 2014 годы , Аргентинский национальный туризм в 2001, 2002, 2004, 2006, 2010, 2018, 2019 и 2020 годах. [ 57 ] и TCR International Series командный чемпионат в 2017 году .
Гонки на спортивных автомобилях
[ редактировать ]Супер ГТ
[ редактировать ]Первое участие Honda в Super GT (известном как All Japan Grand Touring Car Championship , или сокращенно JGTC, проходившем между 1993 и 2004 годами) произошло в 1996 году , когда команда Кунимицу представила NSX GT2 в категории GT500. [ 58 ]
Honda представила новый NSX 1997 года , построенный специально по правилам GT500. Кроме того, новая команда Mugen × Dome Project присоединилась к команде Kunimitsu для управления NSX. К концу сезона Хонда завоевала два подиума – оба от команды Кунимицу – и две поул-позиции – по одному от каждой команды. [ 59 ]
В 1998 году проект Mugen × Dome расширился до использования двух автомобилей, и Nakajima Racing присоединилась к Honda. Honda была самой быстрой машиной в том сезоне; занял поул-позицию и показал лучший круг в каждой гонке. Хонда выиграла последние четыре гонки сезона, но непоследовательность команд и проблемы с надежностью привели к тому, что они уступили титул более стабильной команде Nismo . 1999 год начался с последовательных побед команды Honda, которая увеличила их рекорд последовательных побед до шести – рекорд, который до сих пор не побит. [ 60 ]

Хонда, наконец, выиграла титул в 2000 году , когда Castrol Mugen NSX Ре Мичигами последовательно занимал подиумы и набирал очки на протяжении всего сезона. [ 61 ] Победа и другие сильные результаты части команды Takata Dome означали, что Mugen × Dome Project выиграл командный титул. [ 62 ] Кроме того, в этом году к Honda присоединилась команда Autobacs Racing Team Aguri (ARTA), которая одержала вместе с ними свою первую победу в Фудзи. [ 62 ]
Хонда была близка к завоеванию титула в 2001 году , когда АРТА и Мюген были всего в двух очках от победы. [ 63 ] 2002 год снова был очень близок в чемпионате пилотов: Nakajima Racing проиграла ему всего одно очко. [ 64 ] Однако Mugen × Dome Project воспользовался системой начисления очков, используемой в командном первенстве, и выиграл его с разницей в 21 очко. [ 65 ]
Honda не была столь конкурентоспособна в 2003 году , и в 2004 году они представили 3,0-литровый двигатель V6 с турбонаддувом. [ 66 ] Это был их первый двигатель с турбонаддувом в серии, а это означало, что его разработка шла медленно, и они одержали только одну победу в сезоне.
В 2005 году Honda вернулась к безнаддувному 3,0-литровому двигателю V6 и снова стала конкурентоспособной. АРТА завершила сезон вторым в рейтинге. Хонда снова участвовала в чемпионской борьбе в 2006 году ; Команда Кунимицу занимает второе место, а Доуме третье. [ 67 ]

Хонда доминировала в сезоне 2007 года , поскольку их команды заняли четыре верхних места в чемпионате. [ 68 ] Команда-победительница того сезона, ARTA, управляемая Ральфом Фирманом и Дайсуке Ито , имела преимущество в 31 очко над Nismo 350Z, занявшим пятое место, и стала первой командой в истории серии, выигравшей титул до начала финальной гонки.
Из-за доминирования в 2007 году NSX получил больше весовых ограничений на 2008 год . [ 69 ] В результате они оказались не такими конкурентоспособными, одержав всего одну победу и заняв лучшее шестое место в чемпионате от Dome. [ 70 ] весовой гандикап был снижен В 2009 году , и Хонда вернулась в чемпионскую борьбу. ARTA заняла второе место и выиграла в Фудзи и в заключительной гонке сезона в Мотеги, которая станет последней гонкой NSX первого поколения.

Новые правила 2010 года , требующие, чтобы все автомобили GT500 имели переднемоторную и заднеприводную компоновку, означали, что NSX со средним расположением двигателя больше нельзя было использовать. Honda заменила его HSV-010 GT , уникальным автомобилем, не имевшим аналогов в серийном производстве. Автомобиль был конкурентоспособен с самого начала и занял поул-позицию в своей первой гонке. ARTA выиграла гонку Сузука на 1000 км в августе, а Dome и их пилоты Лоик Дюваль и Такаши Когуре стали чемпионами в первом сезоне автомобиля.
Автомобиль продолжал эксплуатироваться в течение следующих трех сезонов, выиграв гонку Сузука на 1000 км в 2011 и 2013 годах и заняв третье и второе места в чемпионате в те же годы соответственно.

Новые правила 2014 года снова разрешили использование автомобилей со средним расположением двигателя и потребовали, чтобы все автомобили использовали рядные четырехцилиндровые двигатели объемом 2,0 л с турбонаддувом. [ 71 ] Honda представила NSX Concept-GT с гибридной системой, в отличие от конкурентов. [ 72 ] Он был основан на концептуальной версии NSX второго поколения. Свою первую победу на Фудзи машина одержала в 2014 году, а в 2015 году заняла третье место в турнирной таблице . Гибридная система была удалена в 2016 году , и автомобиль стал неконкурентоспособным, вообще не выиграв гонку и завоевав только три подиума и одну поул-позицию в сезоне 2016 года.
В 2017 году Honda представила новый NSX, основанный на серийной версии, но у него не было гибридной системы. Nakajima Racing выиграла на нем финальную 1000-километровую гонку Suzuka в 2017 году. Автомобиль стал по-настоящему конкурентоспособным в 2018 году , заняв поул-позицию на всех гонках, кроме этапов Fuji, и выиграв титул у команды Kunimitsu и ее пилотов, Наоки Ямамото и бывшего пилота Формулы-1. чемпион Дженсон Баттон .
24 часа Ле-Мана
[ редактировать ]Honda впервые приняла участие в гонках « 24 часа Ле-Мана» в 1994 году с тремя моделями NSX GT2 . Все автомобили завершили гонку, причем лучшие из них заняли шестое место в своем классе и 14-е место в общем зачете. [ 73 ]
Honda вернулась в 1995 году , на этот раз с двумя NSX GT1 с турбонаддувом под номерами 46 и 47 и NSX GT2 под номером 84. Автомобиль 47 сошел с дистанции из-за отказа сцепления и коробки передач, а автомобиль 46 финишировал, но не был классифицирован из-за незавершенного завершения. 70% дистанции гонки. Автомобиль 84, которым управляли Кейичи Цучия , Кунимицу Такахаши и Акира Иида, выиграл класс GT2 и финишировал восьмым в общем зачете, опередив несколько автомобилей GT1. [ 74 ]
Только один NSX вернулся в 1996 году с теми же гонщиками-победителями класса, что и в 1995 году. Он финишировал на подиуме в классе GT2 и занял 16-е место в общем зачете. [ 75 ]
После четырнадцатилетнего отсутствия Хонда вернулась в Ле-Ман в 2010 году с двумя прототипами ARX-01C , представленными в классе LMP2, которым управляют Strakka Racing и Highcroft Racing . У автомобиля Strakka Racing не было проблем в гонке, он выиграл класс LMP2 и финишировал пятым в общем зачете во время дебюта Honda в LMP2. На тот момент это был лучший результат для автомобиля LMP2. [ 76 ]
Два автомобиля ARX-01d вернулись в 2011 году под управлением RML и победителей прошлого года Strakka Racing. Автомобиль RML занял четвертое место в своем классе, а автомобиль Strakka сошел с дистанции. В следующем году Starworks Motorsport выиграла класс LMP2 с ARX-03b , а JRM перешла на использование ARX-03a в классе LMP1, заняв второе место среди каперов LMP1. Strakka Racing вернулась в 2013 году с ARX-03c и заняла шестое место в общем зачете, заняв первое место среди каперов LMP1.
АЛМС и ИМСА
[ редактировать ]
Honda участвовала в американской серии Ле-Ман в 2007 году под именем Acura в классе LMP2 . [ 77 ] Они выиграли свою первую гонку в серии, « 12 часов Себринга» , но Porsche доминировал до конца сезона. В 2008 году Acura выиграла шесть из семи гонок и была намного ближе в борьбе за чемпионство: команда, занявшая лучшее место, финишировала второй.
В 2009 году они присоединились к классу LMP1 наряду с LMP2. [ 78 ] Acura стала чемпионом в обоих классах: команда Highcroft Racing выиграла титул LMP1 на Acura ARX-02a , а Fernández Racing выиграла в LMP2 на Acura ARX-01B .
название Acura было изменено на Honda Performance Development (HPD) В 2010 году . Honda снова стала чемпионом в классе LMP, когда HPD ARX-01C компании Highcroft Racing победила Porsche RS Spyder Evo из команды Cytosport . Дальнейшие чемпионаты последовали в 2012 и 2013 годах на HPD ARX-03a компании Pickett Racing .
В 2014 году ALMS объединилась с RSCS и стала чемпионатом IMSA SportsCar Championship , организованным Международной ассоциацией автоспорта (IMSA). Honda финишировала третьей в чемпионате производителей в первые два года чемпионата — в 2014 и 2015 годах . В 2016 году Honda выиграла гонки «24 часа Дайтоны» , «12 часов Себринга» и «Пти-Ле-Ман» командами ESM и MSR, используя Honda HR35TT на шасси Ligier JS P2 , что принесло Honda титул Кубка производителей на выносливость.
Honda не участвовала в классе Prototype в 2017 году , вместо этого участвуя в классе GTD с Acura NSX GT3. Автомобиль выиграл две гонки и занял четвертое место в чемпионате производителей. В следующем сезоне 2018 года Acura заняла второе место в чемпионате производителей в классе GTD.

Honda вернулась в класс прототипов в 2018 году с Acura ARX-05 . [ 79 ] В том же году автомобиль одержал свою первую победу в Мид-Огайо, заняв второе место в чемпионате производителей. 2019 год был успешным для Acura: они выиграли чемпионаты пилотов, команд и производителей в классе прототипов, а Дэйн Кэмерон и Хуан Пабло Монтойя управляли автомобилем, выигравшим чемпионат пилотов. NSX GT3 также выиграл чемпионат пилотов и команд в классе GTD.
Чемпионат мира по выносливости
[ редактировать ]Прототипы Honda HPD были представлены в первом сезоне чемпионата мира по гонкам на выносливость (WEC) FIA в 2012 году компанией Strakka Racing . [ 80 ] и ДРМ [ 81 ] в классе LMP1 и Starworks Motorsport в LMP2. [ 82 ] Strakka Racing и JRM заняли второе и третье места в турнире каперов LMP1 Teams Trophy, а Starworks Motorsport выиграла титул LMP2 Trophy, включая победу в классе на гонке « 24 часа Ле-Мана » на HPD ARX-03b . В следующем, 2013 году , Strakka Racing включила HPD ARX-03c в класс LMP1. [ 83 ] Они выиграли у других каперских команд на « 24 часах Ле-Мана» , но после этой гонки не участвовали в соревнованиях.
ИндиКар
[ редактировать ]
Honda начала участвовать в IndyCar, санкционированном CART , в 1994 году , выиграв свою первую гонку в 1995 году . Их первые чемпионаты среди производителей и водителей состоялись в 1996 году . Еще три титула производителей были завоеваны в 1998 , 1999 и 2001 годах , а еще пять титулов пилотов - в 1997 , 1998 , 1999 , 2000 и 2001 годах . Хонда покинула серию, санкционированную CART , после 2002 года .
Хонда присоединилась к серии IndyCar в 2003 году , соревнуясь с Chevrolet и Toyota . Honda выиграла чемпионат производителей в 2004 и 2005 годах , а чемпионат пилотов выиграли водители с двигателями Honda в 2004 и 2005 годах . Хонда также выиграла Индианаполис 500 в 2004 и 2005 годах . С 2003 по 2005 год Хонда одержала 28 побед в 49 гонках.

Поскольку Toyota и Chevrolet покинули серию после 2005 года, Honda стала единственным производителем двигателей в этой серии в 2006 году , и эта роль сохранялась до 2011 года . Во время гонок Indy 500 в период с 2006 по 2011 год шесть лет подряд не было случаев выхода из строя двигателей, что также произошло впервые в истории гонок. [ 84 ] За шесть сезонов в качестве единственного производителя двигатели проехали 1 188 376 миль в тренировках, квалификациях и гонках и имели всего шесть отказов двигателя в день гонок и ни одного такого отказа за все сезоны 2008 , 2010 и 2011 годов . [ 84 ]
Другие производители вернулись в 2012 году Chevrolet и Lotus , когда к серии присоединились . С тех пор пилоты Honda Дарио Франкитти , Райан Хантер-Рей , Александр Росси и Такума Сато выиграли гонку Indianapolis 500 соответственно в 2012 , 2014 , 2016 , 2017 и 2020 годах . на автомобиле Honda Скотт Диксон выиграл титул пилота в 2008 году . В 2013 , 2018 и 2020 годах Honda выигрывала титул производителей в 2018 , 2019 , 2020 и 2021 годах . [ 85 ]
Honda является спонсором Honda Indy в Торонто, Канада, которая проводится каждый год в июле.
Другая серия
[ редактировать ]Супер Формула
[ редактировать ]
Honda участвует в Супер Формуле с 1981 года и выиграла чемпионат в свой первый год, когда Сатору Накадзима стал чемпионом в 1981 году. Двигатели Honda продолжали выигрывать чемпионат в течение следующих шести лет до 1988 года , когда тесно связанная компания Mugen заменила Honda. Двигатели Mugen выиграли семь чемпионатов в период с 1988 по 1997 год не стали единственным производителем двигателей в этой серии , пока в 1998 году , и эта роль продолжалась до 2005 года . Honda заменила Mugen в 2006 году , а Toyota также присоединилась к серии в том же сезоне. С тех пор двигатели Honda выигрывали чемпионаты в 2009 , 2012 , 2013 , 2018 , 2019 , 2020 , 2021 и 2022 годах .
Формула Два
[ редактировать ]После шаткого старта в 1965 году Honda доминировала в гонках Формулы-2 в 1966 году с двигателем Honda RA300E/RA302E , причем Brabham-Honda выиграла все гонки, в которых они участвовали, кроме одной. Джек Брэбэм выиграл чемпионат Trophées de France, опередив своего товарища по команде Денни Халма . [ 86 ]
Хонда вернулась в Формулу-2 в 1981 году , снабжая команду Ralt . Ральт-Хонда выиграла чемпионат в своем первом совместном сезоне в 1981 году , а последующие чемпионаты последовали в 1983 и 1984 годах . [ 87 ] [ 88 ] [ 89 ]
Формула-3000 заменила Формулу-2 в 1985 году. Двигатели Mugen выигрывали чемпионат в 1989 , 1990 и 1991 годах .
Ралли, ралли-кросс и бездорожье
[ редактировать ]
Honda выиграла чемпионат производителей полноприводных автомобилей InterContinental Rally Challenge / Чемпионат Европы по ралли в 2011 , 2013 и 2014 годах на Civic Type R R3. [ 90 ] Honda также выиграла чемпионат Австралии по ралли в 2012 и 2013 годах на Jazz. Модели Honda Integra и, в основном, Civic доминировали в группе N до 2000 куб.см, а затем и в классах 2WD чемпионата Финляндии по ралли , завоевывая титул каждый год в период с 2000 по 2018 год, за исключением 2001, 2010 и 2011 годов. [ 91 ]
Класс дивизиона 2 чемпионата Европы по ралли-кроссу FIA был выигран на Honda Civic Type R в 2007 и 2008 годах, а также занял второе место в 2000 и 2005 годах, хотя в 2000 году на Integra Type R. Honda участвовала в мировом чемпионате по ралли-кроссу в 2016 и 2017 годах на Civic Coupe. Они взяли 10 подиумов и одержали победу и финишировали третьими в чемпионате производителей в обоих сезонах, прежде чем серия была прекращена в 2018 году.
Honda Ridgeline побеждала в классе Stock Mini на Baja 1000 в 2008 и 2010 годах и в классе 2 в 2015 году. [ 92 ] [ 93 ] Он также выигрывал седьмой класс Baja 500 в 2016, 2018 и 2019 годах. [ 94 ] [ 95 ]
Мотоциклетный спорт
[ редактировать ]Проект мечты Формулы Хонда
[ редактировать ]Текущие драйверы
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Хонда в Формуле-1
- Развитие производительности Хонды
- Хонда Гоночная корпорация
- Акура в гонках
- Муген Моторспорт
- ЯС Моторспорт
- Командная динамика
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Honda Global | 27 июня 2019 г. Honda отмечает 60-летие участия в Мировых Гран-при» . глобальный.honda . Проверено 22 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 2 августа 2020 года . Проверено 9 мая 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Сюй, Бен (14 декабря 2011 г.). «АВТОСПОРТ: Знаменитая Honda S800 RSC 1968 года» . Японский ностальгический автомобиль . Проверено 22 июля 2019 г.
- ^ «Посмотрите, что я нашел! (Из всех мест в Дирборне): Honda S800 RSC Racer» . Правда об автомобилях . 24 марта 2012 года . Проверено 22 июля 2019 г.
- ^ «Результаты гонок F1 — результаты гонок Гран-при Формулы 1 2019 года» . Formula1.com . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Результаты гонок F1 — результаты гонок Гран-при Формулы 1 2019 года» . Formula1.com . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б "Хонда RA302 - F1technical.net" . www.f1technical.net . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ комментарий Дэна Торна (19 июня 2018 г.). «Команда Формулы-1 с двигателями Honda, о которой все забывают» . WTF1 . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Два до конца» (1984) - VHS - EAN: 5017559030650 - Издатель: Duke Video - Студия: Ассоциация конструкторов Формулы-1
- ^ «Результаты гонок F1 — результаты гонок Гран-при Формулы 1 2019 года» . Formula1.com . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Сезон 1985 года» . Новости Гран-при Уильямса . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Сезон 1986 года» . Новости Гран-при Уильямса . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Особенности — австралийская классика — Аделаида, 1986» . Formula1.com . Архивировано из оригинала 13 ноября 2014 года . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Результаты гонок F1 — результаты гонок Гран-при Формулы 1 2019 года» . Formula1.com . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Результаты гонок F1 — результаты гонок Гран-при Формулы 1 2019 года» . Formula1.com . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Результаты гонок F1 — результаты гонок Гран-при Формулы 1 2019 года» . Formula1.com . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Результаты гонок F1 – результаты гонок Гран-при Формулы 1 2019 года» . Formula1.com . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Результаты гонок F1 – результаты гонок Гран-при Формулы 1 2019 года» . Formula1.com . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ Султана, автор Джейсон (16 марта 2019 г.). «Двигатель Honda RA109E V10 Формулы-1» . «Информация о Формуле-1» — Джейсон Султана . Проверено 8 июня 2019 г.
{{cite web}}
:|first=
имеет общее имя ( справка ) - ^ «Результаты гонок F1 — результаты гонок Гран-при Формулы 1 2019 года» . Formula1.com . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Результаты гонок F1 — результаты гонок Гран-при Формулы 1 2019 года» . Formula1.com . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Результаты гонок F1 — результаты гонок Гран-при Формулы 1 2019 года» . Formula1.com . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Результаты гонок F1 — результаты гонок Гран-при Формулы 1 2019 года» . Formula1.com . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ Сперджен, Брэд (5 декабря 2008 г.). «Honda отказывается от участия в гонках Формулы-1» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 3 июня 2019 г.
- ^ «Алонсо: McLaren могла бы быть «первой и второй» без дефицита двигателей» . www.motorsport.com . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Формула-1 2017: Honda опровергает критику McLaren» . www.motorsport.com . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Результаты гонок F1 — результаты гонок Гран-при Формулы 1 2019 года» . Formula1.com . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Red Bull и Honda заключают двухлетний контракт на производство двигателей» . www.formula1.com . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Пьер Гасли из Honda одержал первую победу в Формуле-1» . Отдел новостей Хонды . 8 сентября 2020 г. Проверено 29 января 2021 г.
- ^ «Honda покинет Формулу-1 в конце сезона 2021 года» . ESPN.com . 2 октября 2020 г. Проверено 29 января 2021 г.
- ^ «Honda примет участие в чемпионате мира по кузовным гонкам с новым Civic» .
- ^ «Honda Global | 20 марта 2013 г. Honda объявляет Castrol своим титульным спонсором WTCC» . глобальный.honda . Проверено 9 мая 2019 г.
- ^ Козенс, Джек. «Роб Хафф уверен, что уход Citroen пойдет на пользу WTCC» . Autosport.com . Проверено 9 мая 2019 г.
- ^ «Монтейро объясняет аварию, в результате которой он потерял сознание» . www.motorsport.com . Проверено 9 мая 2019 г.
- ^ «Honda исключена из результатов Китая из-за несоответствия топливных форсунок» . ТурингКарТаймс . 28 октября 2017 г. Проверено 9 мая 2019 г.
- ^ «Катар WTCC: Мишелис побивает рекорд круга на тренировке в четверг» . www.motorsport.com . Проверено 9 мая 2019 г.
- ^ «Катар WTCC: Геррьери берет поул, Мишелис в беде» . www.motorsport.com . Проверено 9 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б CКониг. «Турнирное положение» . ФИА ВТКР | Кубок мира по кузовным гонкам, представленный OSCARO . Архивировано из оригинала 21 февраля 2019 года . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Чемпионат Великобритании по кузовным гонкам 1995 года» . Регистр супертуринга . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Супертуристический регистр» . Регистр супертуринга . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Чемпионат Великобритании по кузовным гонкам 1996 года» . Регистр супертуринга . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Чемпионат Великобритании по кузовным гонкам 1997 года» . Регистр супертуринга . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Страницы BTCC — Чемпионат Великобритании по кузовным гонкам» . www.btccpages.com . Архивировано из оригинала 14 марта 2008 года . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Страницы BTCC — Чемпионат Великобритании по кузовным гонкам» . www.btccpages.com . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Страницы BTCC — Чемпионат Великобритании по кузовным гонкам» . www.btccpages.com . Архивировано из оригинала 1 сентября 2020 года . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Результаты BTCC за 2003 год» .
- ^ «Очки BTCC 2005 — BTCCPages.com» . www.btccpages.com . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Итоги БТТС 2006» .
- ^ «Результаты BTCC за 2010 год» .
- ^ «Honda выставит этот потрясающий универсал Civic Tourer на BTCC в следующем сезоне» . Автоблог . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Новая Honda Civic Type R 2018 года со спецификацией BTCC выглядит невероятно» . Журнал АВТОМОБИЛЬ . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «С Honda возвращается бренд, вошедший в историю» . carburando.com (на испанском языке) . Проверено 13 декабря 2021 г.
- ^ Leivag1991vehicles (26 ноября 2018 г.). «ХОНДА СИВИК МК7 В ТС2000» . ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА В ЦЕЛОМ . Проверено 13 декабря 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Honda Petrobras выиграла все три чемпионата в игре года» . ГЛАВНАЯ ПРЯМА . Проверено 13 декабря 2021 г.
- ^ «Honda подтверждает свое возвращение на Super TC 2000» . ТурингКарТаймс . 26 января 2019 года . Проверено 13 декабря 2021 г.
- ^ «Honda Racing снимает чехлы с ливреи 2020 года» . ТурингКарТаймс . 10 марта 2020 г. Проверено 13 декабря 2021 г.
- ^ «Чемпионы» . Turismo Nacional — APAT (на испанском языке) . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ «Чемпионат GT 1996 — квалификация R1» . supergt.net . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ «Чемпионат GT 1997 — Рейтинг серии» . supergt.net . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ О'Коннелл, Р.Дж. (3 августа 2017 г.). «Возвращаясь к исторической победной серии Honda» . Мир Супер GT . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «ЧЕМПИОНАТ ПО АВТОБАКСУ 2000 ГОДА ВСЕЙ ЯПОНИИ GT – Рейтинг по очкам» . supergt.net . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ЧЕМПИОНАТ ПО АВТОБАКСУ 2000 ГОДА ВСЕЙ ЯПОНИИ GT – Рейтинг по очкам» . supergt.net . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ «Рейтинг JGTC 2001» . supergt.net . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ «Рейтинг водителей JGTC 2002» . supergt.net . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ «Командный рейтинг JGTC 2002» . supergt.net . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ «JGTC.net | Команда 2004» . supergt.net . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ «SUPERGT.net | Рейтинг по очкам за 2006 год» . supergt.net . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ «SUPERGT.net | Рейтинг по очкам за 2007 год» . supergt.net . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ «SUPERGT.net | Информация о команде 2008 г.» . supergt.net . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ «SUPERGT.net | Рейтинг по очкам за 2008 год» . supergt.net . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ «Обзор правил для новых транспортных средств класса Super GT500 2014 года — сайт AUTOSPORT» www.as-web.jp , дата обращения 18 мая 2019 г. .
- ^ «Honda представляет гибридный гоночный автомобиль NSX Concept-GT» . Автоблог . Проверено 18 мая 2019 г.
- ^ «24 часа Ле-Мана 1994 — Результаты гонок — Гоночные спортивные автомобили» . www.racingsportscars.com . Проверено 18 мая 2019 г.
- ^ «24 часа Ле-Мана 1995 — Результаты гонок — Гоночные спортивные автомобили» . www.racingsportscars.com . Проверено 18 мая 2019 г.
- ^ «24 часа Ле-Мана 1996 — Результаты гонок — Гоночные спортивные автомобили» . www.racingsportscars.com . Проверено 18 мая 2019 г.
- ^ «Япония и 24 часа Ле-Мана (5) — господство Honda и Nissan в LMP2 в 2010–2016 годах» . леманс.орг . Проверено 18 мая 2019 г.
- ^ «Honda входит в ALMS под именем Acura» . Автонеделя . 11 апреля 2006 года . Проверено 4 июня 2019 г.
- ^ Пиво, Мэтт. «Acura объявляет о переходе на LMP1 2009 года — ALMS — Autosport» . Autosport.com . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ Кляйн, Дженнифер (18 августа 2017 г.). «Acura представляет новый прототип международного гоночного автомобиля Daytona для чемпионата WeatherTech 2018» . Чемпионат WeatherTech SportsCar . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «№ 21 — HPD ARX 03A — HPD — Чемпионат мира по гонкам на выносливость FIA» . www.fiawec.com . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «№ 22 — HPD ARX 03A — HPD — Чемпионат мира по гонкам на выносливость FIA» . www.fiawec.com . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «№ 44 — HPD ARX 03B — HPD — Чемпионат мира по гонкам на выносливость FIA» . www.fiawec.com . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «№ 21 — HPD ARX 03C — HONDA — Чемпионат мира по гонкам на выносливость FIA» . www.fiawec.com . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Хонда» . IndyCar.com . Архивировано из оригинала 23 декабря 2021 года . Проверено 3 июня 2019 г.
- ^ «Honda празднует чемпионат производителей 2018 года» . IndyCar.com . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Турнитура Формулы 2 Трофеи Франции 1966 года | База данных водителей» . www.driverdb.com . Проверено 12 июня 2019 г.
- ^ «Формула 2 1981 — Таблицы чемпионата» . формула2.se . Проверено 12 июня 2019 г.
- ^ «Формула 2 1983 — Таблицы чемпионата» . формула2.se . Проверено 12 июня 2019 г.
- ^ «Рейтинг Формулы 2 в Европе 1984 года | База данных пилотов» . www.driverdb.com . Проверено 12 июня 2019 г.
- ^ «Гоночные автомобили — HONDA CIVIC TYPE-R FN2 R3» . JAS Моторспорт . Проверено 3 июля 2019 г.
- ^ «Победители FRC» . Ралли СМ (на финском языке) . Проверено 3 июля 2019 г.
- ^ «Honda Ridgeline заняла первое место в стандартном мини-классе Tecate Baja 1000 2008 года — Auto News» . Тренд на грузовики . 24 ноября 2008 года . Проверено 3 июля 2019 г.
- ^ «Классовая победа в возвращении Бахи» .
- ^ «Риджлайн Баха 500 2018» .
- ^ «Новый гоночный грузовик Ridgeline Baja дебютирует с Baja 500 Victory» . Отдел новостей Хонды . 2 июня 2019 г. Проверено 3 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Тайто Като и Рёта Хорачи награждены стипендией Honda Racing School Suzuka (HRS) Formula Class» 2023 года]. Honda Racing Corporation (на японском языке, 29 ноября 2023 г.) . Проверено 28 декабря 2023 г.