Скудерия Феррари
![]() | |
Полное имя | Скудерия Феррари HP |
---|---|
База | Маранелло , провинция Модена , Италия 44 ° 31'59 "N 10 ° 51'47" E / 44,533124 ° N 10,863097 ° E |
команды Руководитель(и) | Фредерик Вассёр [1] |
Технические директора | Диего Иоверно (гоночный директор и руководитель трековой зоны) Энрико Гуальтьери (технический директор энергоблока) Фабио Монтекки (Концепция автомобиля и проект шасси) Энрико Ракка (руководитель отдела поставок и производства) |
Основатель(и) | Энцо Феррари |
Веб-сайт | www |
Чемпионат мира Формулы-1 2024 года | |
Гонщики | 16. ![]() 38. ![]() 55. ![]() |
Тестовые драйверы | 99. ![]() ![]() ![]() |
Шасси | СФ-24 |
Двигатель | Феррари 066/12 |
Шины | Пирелли |
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Первая запись | Гран-при Монако 1950 года. |
Последняя запись | Гран-при Бельгии 2024 года |
Заявленные гонки | 1090 [а] (1087 стартов [б] ) |
Двигатели | Феррари |
Конструкторы Чемпионаты | 16 ( 1961 , 1964 , 1975 , 1976 , 1977 , 1979 , 1982 , 1983 , 1999 , 2000 , 2001 , 2002 , 2003 , 2004 , 2007 , 2008 ) |
Водителей Чемпионаты | 15 ( 1952 , 1953 , 1956 , 1958 , 1961 , 1964 , 1975 , 1977 , 1979 , 2000 , 2001 , 2002 , 2003 , 2004 , 2007 ) |
Победы в гонках | 244 [с] |
Подиумы | 813 [д] |
Поул-позиции | 251 |
Самые быстрые круги | 261 [и] |
2023 позиция | 3-е место (406 очков) |
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
---|---|
Двигатели | Феррари, Ягуар [5] |
Абитуриенты | Scuderia Ferrari, NART , многочисленные второстепенные команды и каперы в период с 1950 по 1966 год. |
Первая запись | Гран-при Монако 1950 года. |
Последняя запись | Гран-при Бельгии 2024 года |
Заявленные гонки | 1090 (1088 запусков [ф] ) |
Победы в гонках | 245 [г] |
Чемпионат конструкторов | 16 ( 1961 , 1964 , 1975 , 1976 , 1977 , 1979 , 1982 , 1983 , 1999 , 2000 , 2001 , 2002 , 2003 , 2004 , 2007 , 2008 ) |
Водителей Чемпионаты | 15 ( 1952 , 1953 , 1956 , 1958 , 1961 , 1964 , 1975 , 1977 , 1979 , 2000 , 2001 , 2002 , 2003 , 2004 , 2007 ) |
Подиумы | 818 |
Очки | ВСЦ : 10017 МДК : 10918,77 [я] |
Поул-позиции | 251 |
Самые быстрые круги | 262 [час] |
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
---|---|
Первая запись | Гран-при Монако 1950 года. |
Последняя запись | Гран-при Бельгии 2024 года |
Заявленные гонки | 1094 (1090 запусков) |
Шасси | Феррари, Куртис Крафт , Купер , Де Томазо , Минарди , Даллара , Лола , Ред Булл , Торо Россо , Спайкер , Форс Индия , Заубер , Маруся , Хаас , Альфа Ромео |
Чемпионат конструкторов | 16 ( 1961 , 1964 , 1975 , 1976 , 1977 , 1979 , 1982 , 1983 , 1999 , 2000 , 2001 , 2002 , 2003 , 2004 , 2007 , 2008 ) |
Водителей Чемпионаты | 15 ( 1952 , 1953 , 1956 , 1958 , 1961 , 1964 , 1975 , 1977 , 1979 , 2000 , 2001 , 2002 , 2003 , 2004 , 2007 ) |
Победы в гонках | 246 |
Подиумы | 824 |
Очки | ВСЦ : 11062 МДК : 11654,79 |
Поул-позиции | 253 |
Самые быстрые круги | 270 |
Скудерия Феррари (англ . Итальянский: [skudeˈriːaferˈraːri ] ) — гоночное подразделение итальянского производителя роскошных автомобилей Ferrari и гоночная команда, участвующая в гонках Формулы-1 . Команда также известна под прозвищем « Гарцующая лошадь » ( итальянский : il Cavallino Rampante или просто il Cavallino ), что связано с их логотипом. Это старейшая из сохранившихся и наиболее успешных команд Формулы-1 , участвовавшая во всех чемпионатах мира с 1950 года .
Команда была основана Энцо Феррари , первоначально для участия в гонках на автомобилях, производимых Alfa Romeo . К 1947 году Ferrari начала производить собственные автомобили. Среди его важных достижений за пределами Формулы-1 — победа в чемпионате мира по спортивным автомобилям , «24 часа Ле-Мана» , «24 часа Спа» , «24 часа Дайтоны» , «12 часов Себринга » , «12 часов Батерста» , гонки на автомобилях Grand Tourer и гонки на шоссейных трассах. Тарга Флорио , Милле Милья и Каррера Панамерикана . Команда также известна своей страстной поддержкой, известной как тифози . Гран -при Италии в Монце считается домашней гонкой команды.
Будучи конструктором Формулы-1, Феррари провел рекордные 16 чемпионатов конструкторов . Их последний чемпионат конструкторов был выигран в 2008 году . Команда также является рекордсменом по количеству чемпионатов пилотов - 15, выигранных девятью разными гонщиками, включая Альберто Аскари , Хуана Мануэля Фанхио , Майка Хоторна , Фила Хилла , Джона Сёртиса , Ники Лауда , Джоди Шектера , Михаэля Шумахера и Кими Райкконена . Титул Райкконена в 2007 году стал последним для команды. Гран -при Тосканы 2020 года стал тысячным Гран-при Ferrari в Формуле-1.
Шумахер – самый успешный гонщик команды. Присоединившись к команде в 1996 году и выступая за нее до своего первого выхода на пенсию в 2006 году , он выиграл для команды пять чемпионских титулов подряд и 72 Гран-при. Его титулы приходили последовательно в период с 2000 по 2004 год по 2004 год команда выигрывала подряд титулы конструкторов , а в период с 1999 , отмечая эту эпоху как самый успешный период в истории команды. Пилотами команды в сезоне 2024 года станут Шарль Леклер и Карлос Сайнс-младший. заменит Льюис Хэмилтон Последнего в 2025 году .
История
[ редактировать ]
Scuderia Ferrari была основана Энцо Феррари в 1929 году для участия водителей-любителей в различных гонках. [6] Сам Феррари до этой даты участвовал в гонках на автомобилях Costruzioni Meccaniche Nazionali и Alfa Romeo . Идея возникла в ночь на 16 ноября на ужине в Болонье , где Ferrari обратилась за финансовой помощью к текстильным наследникам Аугусто и Альфредо Каниато и богатому гонщику-любителю Марио Тадини. Затем он собрал команду, которая на пике своего развития включала более сорока гонщиков, большинство из которых участвовали в гонках на различных Alfa Romeo 8C автомобилях ; Сам Феррари продолжал участвовать в гонках с умеренным успехом до рождения своего первого сына Дино в 1932 году. Герб гарцующей лошади впервые появился в 1932 году на гонках « 24 часа Спа» в Бельгии на команде из двух автомобилей Alfa Romeo 8C 2300 Spiders, которая финишировала первой. и второе.
В 1933 году Alfa Romeo столкнулась с экономическими трудностями и отозвала свою команду от участия в гонках. С тех пор Scuderia Ferrari стала действующей гоночной командой Alfa Romeo, когда завод передал Scuderia новейшие гоночные модели Monoposto Tipo B. В 1935 году Энцо Феррари и Луиджи Бацци построили Alfa Romeo Bimotore , первый автомобиль, на капоте радиатора которого был нанесен значок Ferrari. Феррари руководил многочисленными признанными гонщиками (в частности, Тацио Нуволари , Джузеппе Кампари , Ахилле Варци и Луи Широном ) и несколькими талантливыми новичками (Марио Тадини, Гай Молл , Карло Мария Пинтакуда и Антонио Бривио ) из своей штаб-квартиры на Виале Тренто и Триест в Модене. Италия , до 1938 года, после чего Alfa Romeo назначила его менеджером заводского гоночного подразделения Alfa Corse . Alfa Romeo купила акции Scuderia Ferrari в 1937 году и передала их с 1 января 1938 года [7] официальная гоночная деятельность компании Alfa Corse, чьи новые здания возводились рядом с заводом Alfa в Портелло, Милан . Объекты Viale Trento e Trieste продолжали работать, чтобы помочь клиентам гонок.
Энцо Феррари не согласился с этим изменением политики и был уволен из Alfa в 1939 году. В октябре 1939 года Энцо Феррари покинул Alfa, когда гоночная деятельность прекратилась, и основал Auto Avio Costruzioni Ferrari, которая также производила станки. Соглашение с «Альфой» включало условие, что он не будет использовать название Ferrari на автомобилях в течение четырех лет. Зимой 1939–1940 годов Феррари приступил к работе над собственным гоночным автомобилем Tipo 815 (восемь цилиндров, рабочий объем 1,5 л). [8] Таким образом, модели 815, разработанные Альберто Массимино , были первыми настоящими автомобилями Ferrari. После того, как Альберто Аскари и маркиз Лотарио Рангони Макиавелли ди Модена участвовали в гонке Mille Miglia 1940 года , Вторая мировая война временно положила конец гонкам, и 815-е больше не видели конкурентов. Феррари продолжала производить станки (в частности, олеодинамические шлифовальные станки). В 1943 году он перенес свою штаб-квартиру в Маранелло , где в ноябре 1944 и феврале 1945 года она подвергалась бомбардировкам. [9] [10]
Правила проведения чемпионата мира Гран-при были установлены еще до войны; спустя несколько лет сериал стал активным. Тем временем Феррари восстановил свою работу в Маранелло и построил 12-цилиндровый 1,5-литровый Tipo 125 , который участвовал в нескольких Гран-при, не относящихся к чемпионату. Автомобиль дебютировал на Гран-при Италии 1948 года с Раймондом Соммером и одержал свою первую победу на второстепенной трассе Гарда с Джузеппе Фариной . После истечения четырехлетнего срока компания по производству дорожных автомобилей стала называться Ferrari SpA , а название SEFAC (Società Esercizio Fabbriche Automobili e Corse) использовалось для гоночного отдела. [11]
Штаб-квартира
[ редактировать ]Команда базировалась в Модене с момента ее довоенного основания до 1943 года, когда Энцо Феррари перевел команду на новый завод в Маранелло в 1943 году. [12] И Scuderia Ferrari, и завод дорожных автомобилей Ferrari по сей день остаются в Маранелло. Команда владеет и управляет испытательной трассой на той же площадке - трассой Фиорано , построенной в 1972 году, которая используется для испытаний дорожных и гоночных автомобилей.
Личность
[ редактировать ]Команда названа в честь ее основателя Энцо Феррари . Скудерия в переводе с итальянского означает конюшня, предназначенная для скаковых лошадей. [13] а также обычно применяется к итальянским гоночным командам. Гарцующая лошадь была символом истребителя итальянского Первой мировой войны аса Франческо Баракки . Он стал логотипом Ferrari после того, как родители павшего аса, близкие знакомые Энцо Феррари, предложили Феррари использовать этот символ в качестве логотипа Скудерии , сказав ему, что это «принесет ему удачу». [14]
Формула-1
[ редактировать ]С момента своего дебюта в 1950 году Ferrari стала синонимом Формулы-1 . Для многих Ferrari и гонки Формулы-1 стали неразделимы: это единственная команда, участвовавшая в каждом сезоне с момента начала чемпионата мира. [15]
Поставка двигателя
[ редактировать ]Ferrari производит двигатели для своих автомобилей Формулы-1 и поставляет двигатели другим командам. Ранее Ferrari поставляла двигатели Minardi (1991), Scuderia Italia (1992–1993), Sauber (1997–2005 с двигателями под маркой Petronas и 2010–2025), Prost (2001, под маркой Acer ), Red Bull Racing (2006). , Spyker (2007), Scuderia Toro Rosso (2007–2013, 2016), Force India (2008) и Marussia (2014–2015). Когда в 2014 году правила изменились, Cosworth решила не производить новые двигатели V6 с турбонаддувом. Marussia, единственная на тот момент команда Cosworth, подписала многолетний контракт с Ferrari, начиная с 2014 года. В сезоне 2024 года Ferrari поставляет команды Haas F1 Team и Sauber Motorsport . [16]
Отношения с руководящим органом
[ редактировать ]Феррари не участвовала в первой в истории гонке чемпионата, Гран-при Великобритании 1950 года , из-за спора с организаторами по поводу «стартовых денег». В 1960-х годах Ferrari отказалась от участия в нескольких гонках из-за забастовок. В 1987 году Ferrari рассматривала возможность отказа от Формулы-1 ради американской серии IndyCar. Эта угроза была использована в качестве инструмента переговоров с Международной автомобильной федерацией (FIA), и Энцо Феррари предложил отменить проект IndyCar и принять участие в Формуле-1 при условии, что технический регламент не будет изменен, исключая двигатели V12. FIA согласилась на это, и проект IndyCar был отложен, хотя автомобиль Ferrari 637 уже был построен. В 2009 году выяснилось, что Ferrari наложила вето на технический регламент, санкционированное FIA. [17]
Командные заказы вызывают споры
[ редактировать ]Командные приказы в ряде моментов истории Ferrari вызывали споры. На Гран-при Сан-Марино 1982 года обе Ferrari лидировали, причем Жиль Вильнев опередил Дидье Пирони . Команда показала своим гонщикам знак медленности, и, согласно предгоночному соглашению, ожидалось, что гонщик, лидировавший на тот момент, одержит победу в Гран-при. Вильнев замедлил шаг и ожидал, что Пирони последует за ним; последний этого не сделал и вместо этого обогнал Вильнева. Вильнев был возмущен тем, что он считал предательством со стороны своего товарища по команде, и в какой-то момент даже отказался выходить на подиум. [18] Эта вражда часто считается одним из факторов, способствовавших его фатальной аварии в квалификации следующей гонки, Гран-при Бельгии 1982 года . [19] [20]
На Гран-при Австрии 2002 года стартовал с поула и лидировал на первых 70 кругах, , после того как Рубенс Баррикелло ему было приказано пропустить товарища по команде Ferrari Михаэля Шумахера , шаг, который оказался непопулярным среди многих фанатов Формулы-1 и FIA . орган управления спортом. [21] [22] После этого и других инцидентов, в которых использовались командные приказы, таких как McLaren использование их на Гран-при Европы 1997 года и Гран-при Австралии 1998 года , а также Гран-при Иордании на Гран-при Бельгии 1998 года , командные приказы Формула-1 была официально запрещена перед сезоном 2003 года . [23] [24] [25]
На 49-м круге Гран-при Германии 2010 года Фернандо Алонсо обогнал Фелипе Массу и стал лидером гонки после того, как Феррари сообщила Массе, что Алонсо «быстрее его». Это сообщение многие интерпретировали как командный приказ от Ferrari. Алонсо выиграл гонку, Масса финишировал вторым, а Себастьян Феттель занял последнее место на подиуме. [26] Ferrari была оштрафована на максимальный штраф, доступный стюардам, в размере 100 000 долларов США за нарушение правил и за «порочение репутации этого вида спорта» в соответствии со «Статьей 151c Международного спортивного кодекса ». В Ferrari заявили, что не будут оспаривать штраф. Команду передали во Всемирный совет автоспорта FIA , где они поддержали мнение стюардов, но не предприняли никаких дальнейших действий. [27] [28] запрет на командные приказы был снят Впоследствии в сезоне 2011 года . [29]
Спонсорство команды Формулы-1
[ редактировать ]Команда Ferrari Formula One в течение многих лет сопротивлялась коммерческому спонсорству , и только в 1977 году на автомобилях появился логотип группы Fiat (которая была владельцами компании Ferrari с 1969 года ). До 1980-х годов единственными другими компаниями, чьи логотипы появлялись на автомобилях Формулы-1 Ferrari, были технические партнеры, такие как Magneti Marelli , Brembo и Agip . В конце 1996 года сезона Philip Morris International через свой бренд Marlboro расторгла спонсорское соглашение с McLaren через 22 года (начиная с сезона 1974 года ), чтобы стать титульным спонсором Ferrari, что привело к изменению официального названия команды на Scuderia Ferrari. Marlboro с начала сезона 1997 года до Гран-при Европы 2011 года . Marlboro уже был второстепенным спонсором Ferrari с сезона 1984 года стал основным спонсором команды , а в сезоне 1993 года .

Наряду с Гран-при Иордании , команда должна была использовать нетабачные ливреи на Гран-при США США в 2000-х годах из-за требований Генерального соглашения спонсировал команду Пенске по табачным изделиям, поскольку Филип Моррис в то время ; пункт соглашения разрешал каждой табачной компании спонсировать только одно спортивное предприятие. [30] В сентябре 2005 года Ferrari подписала продление соглашения до 2011 года, когда реклама спонсорства табачных компаний стала незаконной в Европейском Союзе, а другие крупные команды вышли из отношений с табачными компаниями (например, McLaren разорвала восьмилетние отношения с табачными компаниями). с Западом ). Сообщая о сделке, журнал F1 Racing назвал ее черным днем для спорта, поставив команды, не финансируемые табачными компаниями, в невыгодное положение и отговаривая другие бренды от участия в спорте, все еще связанном с табаком. По оценкам журнала, в период с 2005 по 2011 год Ferrari получила по соглашению 1 миллиард долларов. В последний раз Ferrari открыто спонсировала табачные изделия на автомобиле на Гран-при Китая в 2007 году , после чего использовались штрих-коды и другие подсознательные маркеры.

8 июля 2011 года было объявлено, что раздел «Мальборо» из официального названия команды был удален из Гран-при Великобритании 2011 года и далее после жалоб со стороны регулирующих органов, регулирующих спонсорство. [31] Как следствие, официальное название команды было возвращено Scuderia Ferrari. На Гран-при Японии 2018 года Ferrari добавила новые логотипы проекта Mission Winnow от Philip Morris International на машину и одежду команды. [32] Хотя Mission Winnow описывается как нетабачный бренд, «посвященный науке, технологиям и инновациям», такие комментаторы, как The Guardian, Ричард Уильямс из отметили, что логотипы включают элементы, форма которых имитирует культовый дизайн пачки сигарет Marlboro. [33] В 2019 году Mission Winnow стала титульным спонсором команды, и первоначально команда вступила в сезон 2019 года как Scuderia Ferrari Mission Winnow. [34] Миссия Винноу была исключена из названия команды перед открытием сезона. [35] а логотипы Mission Winnow на автомобиле были заменены специальным логотипом, посвященным 90-летию, [36] после того, как австралийские власти начали расследование того, противоречит ли инициатива Philip Morris законам, запрещающим рекламу табачных изделий. [37] Миссия Винноу была восстановлена для второй гонки сезона. [38] и использовался до Гран-при Монако. [39] Логотипы Mission Winnow снова были заменены логотипами, посвященными 90-летию канадца до Гран-при России. [37] Бренд Mission Winnow вернулся на Гран-при Японии. [40] В конце сезона 2021 года спонсорство Mission Winnow было прекращено в целях продвижения новых технологий. [41]
будет спонсировать ее 10 сентября 2009 года Ferrari объявила, что с 2010 года Сантандер по пятилетнему контракту. [42] Впоследствии контракт был продлен до конца 2017 года. [43] После четырехлетнего перерыва Сантандер и Ferrari возобновили сотрудничество 21 декабря 2021 года, заключив многолетний контракт. [44] В рамках сделки с Acer компании Acer было разрешено продавать ноутбуки под маркой Ferrari. [45] С другой стороны, производитель полупроводниковых чипов AMD объявил в начале 2009 года, что решил отказаться от спонсорства команды и ждет истечения срока действия контракта после того, как ее бывший вице-президент/руководитель по продажам (который был страстным поклонником автоспорта) ) покинул компанию. [46] AMD вернулась, чтобы спонсировать команду в 2018 году. [47] 3 июля 2014 года Ferrari объявила о двухлетнем спонсорском соглашении с американской компанией по производству инструментов Haas Automation , которое перешло в сделку по трансмиссии в 2016 году, когда команда Haas F1 пришла в спорт. [48]
14 апреля 2018 года AMD объявила о многолетнем спонсорстве со Scuderia Ferrari по случаю Гран-при Китая, проводимого на автодроме Шанхай. Логотип AMD был виден на носу Ferrari SF71H . [47] В декабре 2021 года команда продлила 10-летнее партнерство с «Лабораторией Касперского» , которая также стала партнером ее киберспортивной команды. [49] Эта сделка была расторгнута после вторжения России в Украину в 2022 году . [50] Официальными поставщиками Ferrari на сезон 2021 года стали Pirelli , Puma , Radiobook, Experis-Veritaaq, SKF , Magneti Marelli , NGK , Brembo , Riedel Communications , VistaJet и Iveco . [51] Другими поставщиками были Alfa Romeo , Palantir Technologies , Bell Sports и Sabelt . [51] В число компаний, спонсирующих Ferrari в сезоне 2021 года, вошли Shell , Ray-Ban , United Parcel Service , Estrella Galicia , Weichai Group , Richard Mille , Mahle GmbH , Amazon Web Services и Officine Meccaniche Rezzatesi. [51]
24 апреля 2024 года команда объявила о многолетнем титульном партнерстве с HP Inc. , переименовав команду в Scuderia Ferrari HP начиная с Гран-при Майами 2024 года . [52] [53]
Другие гоночные серии
[ редактировать ]Формула Два
[ редактировать ]Ferrari выступала в серии Формулы 2 в течение нескольких лет следующим образом:
- 1948–51: 166 F2
- 1951–53: 500 F2
- 1953: 553 Ф2
- 1957–60: Дино 156 F2
- 1967–69: Дино 166 F2
Гонки на спортивных автомобилях
[ редактировать ]С конца 1940-х до начала 1970-х годов Ferrari с большим успехом участвовала в гонках на спортивных автомобилях, двенадцать раз выиграв общий чемпионат мира по спортивным автомобилям (WSC). Автомобили Ferrari (включая нерабочие автомобили) восемь раз выигрывали Mille Miglia , семь раз Targa Florio и девять раз «24 часа Ле-Мана» . За этот период времени Ferrari была почти единственным конструктором, способным поддержать участие в двух наиболее важных категориях международных автогонок того времени: Формуле-1 и по гонкам на выносливость чемпионатах . Тот факт, что он сделал это, добившись выдающихся успехов с небольшими ресурсами и выходцем из обедневшей после Второй мировой войны Италии, рассматривается как свидетельство доблести, страсти и преданности людям Скудерии и ее основателю. Феррари добилась международных успехов в гонках на спортивных автомобилях еще на начальной стадии, одержав победы в 1948 году на Милле Милья и в Тарга Флорио на Ferrari 166 S , а также в 1949 году на Милле Милья, в гонке «12 часов Парижа», на гонке «12 часов Парижа». «24 часа Спа» , «Тарга Флорио» и «24 часа Ле-Мана» в одном сезоне. Эта замечательная серия побед была достигнута на 2-литровом Ferrari 166 MM над спортивными автомобилями с более мощными двигателями и уже известными марками. Модель 166MM в своей знаменитой форме «баркетта» также стала важной вехой в истории автомобильного дизайна и вскоре была скопирована за рубежом, а в конечном итоге вновь появилась в моделях Shelby Cobra начала 1960-х годов. Автомобили Ferrari, способные с первой попытки победить в Ле-Мане и одержать победу во всех крупнейших гонках того времени, вскоре стали продуктом совершенства, и знаменитые, богатые люди начали желать и покупать их.
- Ferrari 375 Plus , выигравший турнир Silverstone International в 1954 году.
Серия престижных побед продолжилась и в следующих сезонах победами на Carrera Panamericana в 1951 году, на Mille Miglia 1950 и 1951 годов, и почти в то же время Ferrari начала побеждать в Формуле-1 на нескольких международных соревнованиях. В 1953 году, с созданием WSC, Ferrari вместе с другими производителями, такими как Aston Martin , Maserati , Mercedes-Benz и Jaguar , начала участвовать в гонках на нескольких автомобилях, поддерживаемых заводом, таких как Carrera Panamericana в Мексике, «24 часа». Ле-Мана во Франции, Милле Милья в Италии, 24 часа Спа в Бельгии, Нюрбургринга на 1000 км в Германии и сицилийской Тарга Флорио. В течение следующих трех лет Ferrari выпустила большую линейку спортивных гонщиков. Сюда входил традиционный компактный Colombo V12 с двигателем Ferrari 250 MM ; более крупные V12 Lampredi модели 340 MM , 375 MM , 375 Plus и 410 S ; и Jano с двигателем 290 MM , 315 S и 335 S ; четырехцилиндровые модели 500, 625, 750 и 860 Monza ; и шестицилиндровые 376 S и 735 LM . Благодаря этому мощному составу Ferrari смогла завоевать шесть из первых семи титулов WSC (1953, 1954, 1956, 1957 и 1958 годы).
- Вилли Майреса и Джона Сертиса Ferrari 250 P на пути к победе на трассе Нюрбургринга на 1000 км в 1963 году.
- Ferrari 330 P3 на гонке « 24 часа Ле-Мана» 1966 года.
- Ferrari 330 P4 серийный номер 0856 на 1000 км в Монце , 1967 г.
В первой половине 1960-х годов Ferrari продолжала добиваться значительных успехов, включая шесть общих побед подряд на «24 часах Ле-Мана» (с 1960 по 1965 год). С введением класса спортивных прототипов команда разработала Ferrari P. серию автомобилей Вплоть до сезона 1964 года они сталкивались с небольшой конкуренцией со стороны крупных производителей, поскольку только Porsche оставался в серии, хотя и с автомобилями с меньшим двигателем, которые могли быть конкурентоспособными только в избранных гонках, где мощность двигателя была менее важна, а общая легкость была премией, например как на Тарга Флорио или на Нюрбургринге. В конце 1963 года конфликт между Феррари и Фордом по поводу возможного приобретения итальянского производителя американским гигантом-автопроизводителем сменился знаменитой «войной Форда против Феррари», своего рода современной битвой Давида против Голиафа, которая изменила международную ситуацию. автоспорт навсегда. Форд решил заняться гонками на выносливость, вложив беспрецедентные суммы денег в развитие гоночного отдела в Англии с целью победить Ferrari в этой категории гонок. Ford GT40 родился и развивался спустя годы после этой инициативы. Через несколько лет Форд также принял участие в чемпионате Формулы-1. Ни один европейский производитель в то время не мог конкурировать с таким уровнем инвестиций, а двигатели Ford доминировали в гонках Формулы-1 более десяти лет. Более того, появление американского автопроизводителя повлекло за собой щедрую спонсорскую поддержку со стороны американских табачных и нефтяных компаний, а также более широкое освещение этого вида спорта в средствах массовой информации. Ferrari смогла одержать победу в сезонах 1964 и 1965 годов как в чемпионате, так и в «24 часах Ле-Мана», но была вынуждена уступить Форду победу в чемпионате 1966 года и гонке Ле-Мана, где 7-литровый GT40 доминировал в сезоне.
В 1967 году, последний раз, когда Форд и Феррари могли сразиться на асфальте, Феррари выиграла чемпионат, но проиграла гонку «24 часа Ле-Мана». Эта последняя гонка была действительно спорной, поскольку время гонки полностью исчезло на несколько часов в ночное время, а затем появилось снова с измененными результатами. Об этом и других спорных аспектах гонки рассказал покойный Мауро Форгьери , знаменито процитировав диалог с г-ном Финансом, который тогда отвечал за организацию гонки в Ле-Мане. Изменение правил, запрещающее участие прототипов автомобилей в сезоне 1968 года, вынудило Ferrari покинуть чемпионат, и на этом битва Ferrari против Ford в гонках на выносливость подошла к концу. 1970-е годы были последним десятилетием, в которое Ferrari вступила в гонках на спортивных автомобилях. После скучного выступления в 1973 года сезоне Энцо Феррари прекратил разработку спортивных автомобилей в гонках прототипов и Гранд-туров (GT) в конце года, чтобы сконцентрироваться на Формуле-1. Этот выбор оправдал себя, и Ferrari смогла побороться за титул Формулы-1 уже с самого начала. В сезоне 1974 года , а затем в последующие годы выиграл несколько титулов. После выхода Ferrari из WSC уровень конкуренции в серии вскоре снизился и сократился почти до шоу с одним претендентом до сезона 1987 года, когда несколько производителей снова вышли в чемпионат. С сезона 1985 года чемпионат был переведен в командный, и до создания чемпионата мира по гонкам на выносливость (WEC) FIA не было широко участвующего мирового производителя спортивных автомобилей. Автомобили Ferrari участвовали в гонках разных классов, например, в гонках GT, с участием других участников, но не заводской команды Scuderia Ferrari. В 1990-е годы Феррари с успехом вернулась к спортивным прототипам в качестве конструктора с Ferrari 333 SP , хотя сама Scuderia Ferrari никогда не участвовала в гонках на этой машине.

С 2006 года Ferrari вернулась в автомобильные гонки GT с заводским предприятием Ferrari Competizioni GT в партнерстве с такими гоночными командами, как AF Corse , Kessel Racing и Risi Competizione , среди других. При поддержке завода эти команды добились больших успехов в крупных международных соревнованиях GT2 и GTE Pro/GTLM. Начиная с того же года, AF Corse выигрывала титул производителей GT2, а также титул команды каждый год, когда она участвовала в чемпионате FIA GT Championship . Он также завоевал два чемпионских титула в 2006 и 2008 годах в одной серии. После закрытия чемпионата GT и создания FIA новой серии чемпионатов мира по гонкам на выносливость Ferrari/AF Corse продолжали добиваться больших успехов в гонках GT. Из десяти чемпионатов производителей GT, разыгранных с момента введения чемпионата WEC в 2012 году, Ferrari выиграла семь (2012, 2013, 2014, 2016, 2017, 2021 и 2022 годы). Почти то же самое произошло и с титулом пилота GT, который присуждался с сезона 2013 года: Ferrari/AF Corse выиграли пять из девяти чемпионатов (2013, 2014, 2017, 2021 и 2022 годы). К этому числу AF Corse добавила четыре из шести командных трофеев LMGTE PRO. Несколько других трофеев были выиграны также в классе LMGTE PRO/AM на WEC. Другие победы были также достигнуты на международных и национальных чемпионатах как в классах GT2/LmGTE, так и GT3 по всему миру. Среди побед в престижных гоночных соревнованиях — две победы в классе GT2, одержанные Risi Competizione на гонках «24 часа Ле-Мана» в 2008 и 2009 годах, и четыре победы в классе GTE Pro, одержанные AF Corse на том же мероприятии: в 2012 и 2014 годах с участием Ferrari 458 GT2, управляемый Джанмарией Бруни , Джанкарло Физикеллой и Тони Виландером ; в 2019 году с Ferrari 488 GTE Ferrari 488 GTE, которым управляют Алессандро Пьер Гуиди , Джеймс Каладо и Даниэль Серра ; а в 2021 году на той же машине, которой управляют Пьер Гуиди, Каладо и Ком Ледогар . Ferrari 488 GT3 одержал общую победу в гонках « 12 часов Батерста» 2017 года и «24 часа Спа» 2021 года .

В 2023 году, после 50-летнего перерыва, Ferrari вернулась в высший класс гонок на выносливость со своим новым Ferrari 499P , прототипом гиперкара Ле-Мана . Впоследствии они смогли побороться за титул чемпиона мира и в престижных соревнованиях, таких как «24 часа Ле-Мана», « 24 часа Дайтоны » и « 12 часов Себринга» . 499P находился под управлением AF Corse, и это привело к реструктуризации деятельности GT успешной итальянской команды. На гонке «24 часа Ле-Мана» 2023 года Ferrari одержала свою первую победу в Ле-Мане с 1965 года на автомобиле 499P под номером 51, которым управляли Алессандро Пьер Гуиди , Джеймс Каладо и Антонио Джовинацци . В том же году Ferrari 296 GT3 под управлением Frikadelli Racing выиграла гонку « 24 часа Нюрбургринга» . На гонке «24 часа Ле-Мана» 2024 года Ferrari одержала свою одиннадцатую победу, зафиксировав последовательные победы в Ле-Мане впервые с 1965 года на автомобиле 499P под номером 50, которым управляли Антонио Фуоко , Мигель Молина и Никлас Нильсен . В то время как Ferrari № 51 499P, управляемая Алессандро Пьером Гуиди , Джеймсом Каладо , а Антонио Джовинацци , победитель предыдущего конкурса, занял третье место. [54]
Персонал и статистика
[ редактировать ]Результаты Формулы-1
[ редактировать ]Как конструктор Ferrari добилась следующих показателей:
- Процент побед в Кубке конструкторов: 24,2%.
- Процент побед в чемпионате пилотов: 20,3%.
- Процент выигрышей: 22,5% [г]
Рекорды Формулы-1
[ редактировать ]Феррари добилась беспрецедентного успеха в Формуле-1 и является обладателем множества значительных рекордов, в том числе (все цифры основаны только на соревнованиях чемпионата мира). Ferrari — самый успешный производитель двигателей Формулы-1, одержавший 246 побед, одержав одну победу, не принадлежащую Ferrari, с Scuderia Toro Rosso на Гран-при Италии 2008 года , а также одну каперскую победу Ferrari на Гран-при Франции 1961 года .
Записывать | Как команда | Как конструктор |
---|---|---|
Большинство чемпионатов конструкторов | 16 | 16 |
Чемпионат большинства водителей | 15 | 15 |
Наибольшее количество участников Гран-при | 1090 [а] | 1090 |
Большинство Гран-при стартовало | 1087 [б] | 1088 [ф] |
Наибольшее количество побед | 244 [с] | 245 [г] |
Большинство подиумов | 813 (в 621 гонке) [д] [Дж] | 818 (в 624 гонках) [к] [Дж] |
Большинство 1–2 финишей | 85 [л] | 86 [м] |
Наибольшее количество поул-позиций | 251 | 251 |
Самые быстрые круги | 261 [и] | 262 [час] |
Большинство кругов лидировали | 15767 [н] | 15774 [the] |
Наибольшее количество очков в Кубке конструкторов | 10017 | |
Наибольшее количество очков в чемпионате водителей | 10918.77 [я] |
Чемпионы водителей
[ редактировать ]Девять гонщиков выиграли чемпионат пилотов, выступая за Ferrari, выиграв в общей сложности пятнадцать чемпионатов пилотов. [55]
Альберто Аскари ( 1952 , 1953 )
Хуан Мануэль Фанхио ( 1956 )
Майк Хоторн ( 1958 )
Фил Хилл ( 1961 )
Джон Сёртис ( 1964 )
Niki Lauda ( 1975 , 1977 )
Джоди Шектер ( 1979 )
Михаэль Шумахер ( 2000 , 2001 , 2002 , 2003 , 2004 )
Кими Райкконен ( 2007 )
Руководители команд/спортивные директора
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Июль 2020 г. ) |
Федерико Джиберти (1950–1951)
Нелло Уголини (1952–1955)
Эральдо Скулати (1956)
Мино Аморотти (1957)
Ромоло Тавони (1958–1961)
Эухенио Драгони (1962–1966)
Франко Лини (1967)
Франко Гоцци (1968–1970)
Питер Шетти (1971–1972)
Алессандро Коломбо (1973)
Лука Кордеро ди Монтедземоло (1974–1975)
Дэниел Одетто (1976)
Роберто Носетто (1977)
Марко Пиччинини (1978–1988)
Чезаре Фиорио (1989–1991)
Клаудио Ломбарди (1991)
Санте Гедини (1992–1993)
Жан Тодт (1993–2007)
Стефано Доменикали (2008–2014) [56]
Марко Маттиаччи (2014) [56]
Маурицио Арривабене (2015–2018) [57]
Маттиа Бинотто (2019–2022) [58]
Фредерик Вассёр (с 2023 г.) [59]
Записи капера
[ редактировать ]Между 1950 и 1966 годами многочисленные каперские команды участвовали в чемпионатах мира на автомобилях Ferrari. В общей сложности эти команды пять раз финишировали на подиуме, включая Джанкарло Багетти победу на Гран-при Франции 1961 года и один самый быстрый круг (Багетти на Гран-при Италии 1961 года ). Гран -при Италии 1966 года был последним разом, когда на автомобиле Ferrari выступала частная команда, когда Джанкарло Багетти управлял частным автомобилем Ferrari, на котором выступала британская команда Рега Парнелла .
Результаты двигателей Формулы-1, поставленных Ferrari
[ редактировать ]Конструктор | Сезон(ы) | Победа(ы) | Поул-позиция(и) | Самый быстрый круг(ы) | Первая победа | Последняя победа |
---|---|---|---|---|---|---|
![]() | 1950 – настоящее время | 245 | 251 | 262 | Гран-при Великобритании 1951 года. | Гран-при Монако 2024 года |
![]() | 1956 | 0 | 0 | 0 | — | — |
![]() | 1960 , 1966 | 0 | 0 | 0 | — | — |
![]() | 1963 | 0 | 0 | 0 | — | — |
![]() | 1991 | 0 | 0 | 0 | — | — |
![]() | 1992 – 1993 | 0 | 0 | 0 | — | — |
![]() | 2006 | 0 | 0 | 0 | — | — |
![]() | 2007 | 0 | 0 | 0 | — | — |
![]() | 2007 – 2013 , 2016 | 1 | 1 | 1 | Гран-при Италии 2008 года. | Гран-при Италии 2008 года. |
![]() | 2008 | 0 | 0 | 0 | — | — |
![]() | 2010 – 2018 , 2024 – настоящее время | 0 | 0 | 3 | — | — |
![]() | 2014 – 2015 | 0 | 0 | 0 | — | — |
![]() | 2016 – настоящее время | 0 | 1 | 2 | — | — |
![]() | 2019 – 2023 | 0 | 0 | 2 | — | — |
Общий | 1950 – настоящее время | 246 | 253 | 270 |
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Включает записи NART .
- ^ Jump up to: а б Включает записи NART . Не включает Гран-при Франции 1950 года , где машины, заявленные командой, не стартовали в гонке, а Питер Уайтхед на частной машине стартовал.
- ^ Jump up to: а б Не включает Джанкарло Багетти победу на Гран-при Франции 1961 года на частном Ferrari.
- ^ Jump up to: а б Включает записи NART . Не включает пять подиумов, достигнутых на частных Ferrari.
- ^ Jump up to: а б Это количество различных гонок чемпионата мира, в которых команда Ferrari установила лучшее время круга. И на Гран-при Великобритании 1954 года , и на Гран-при Австрии 1970 года два гонщика установили одинаковое лучшее время круга на автомобилях Ferrari, входящих в команду. В это число не входит Джанкарло Багетти самый быстрый круг на Гран-при Италии 1961 года на частной Ferrari.
- ^ Jump up to: а б Включает Гран-при Франции 1950 года , где машины, заявленные командой, не стартовали в гонке, а Питер Уайтхед на частной машине стартовал.
- ^ Jump up to: а б с Включает Джанкарло Багетти победу на Гран-при Франции 1961 года на частном Ferrari.
- ^ Jump up to: а б Это количество различных гонок чемпионата мира, в которых автомобиль Ferrari показал лучшее время круга. И на Гран-при Великобритании 1954 года , и на Гран-при Австрии 1970 года два гонщика установили одинаковое лучшее время круга на Ferrari. В это число входит Джанкарло Багетти самый быстрый круг на Гран-при Италии 1961 года на частном Ferrari.
- ^ Jump up to: а б Дополнительные 901,77 балла (в подсчете гонщиков по сравнению с конструкторами) — это очки пилотов Ferrari с 1950 по 1957 год, до того, как в 1958 году был учрежден чемпионат конструкторов мира, плюс тот факт, что до 1979 года на одного конструктора приходилось только автомобиль, занявший самое высокое место. набрал очки в Кубке конструкторов
- ^ Jump up to: а б Не включает Жиля Вильнева третье место на Гран-при США Запада 1982 года, с которого он, несмотря на участие в церемонии подиума, в конечном итоге был дисквалифицирован.
- ^ Включает записи NART . Включает пять подиумов, достигнутых на частных Ferrari.
- ^ Не включает Гран-при Швейцарии 1952 года , где Ferrari, заявленная командой, финишировала первой, а Ferrari, заявленная частным образом, финишировала второй.
- ^ Включает Гран-при Швейцарии 1952 года , где Ferrari, представленная командой, финишировала первой, а Ferrari, заявленная частным образом, финишировала второй.
- ↑ Не включает Джанкарло Багетти лидерство на 7 кругах на Гран-при Франции 1961 года на частном Ferrari.
- ↑ Включает Джанкарло Багетти лидерство на Гран-при Франции 1961 года на 7 кругах на частном автомобиле Ferrari.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Вассер заменит Бинотто на посту руководителя команды Ferrari» . Formula1.com . 13 декабря 2022 г. Проверено 13 декабря 2022 г.
- ^ Элизальде, Пабло (23 декабря 2019 г.). «Контракт Шарля Леклера с Ferrari F1 продлен до конца сезона 2024 года» . Автоспорт . Архивировано из оригинала 19 июня 2022 года . Проверено 19 июня 2022 г.
- ^ «Карлос Сайнс: испанский гонщик подписывает новый контракт с Ferrari до сезона Формулы-1 2024 года» . Скай Спорт . Архивировано из оригинала 18 июня 2022 года . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Купер, Адам (27 января 2024 г.). «Ferrari добавляет Bearman в резервный состав Формулы-1 на 2024 год» . Motorsport.com . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ «Клементе Биондетти» . www.conceptcarz.com . Проверено 10 июля 2018 г.
На Гран-при Италии [1950 года] в Монце Клементе приехал на своем Ferrari 166T с двигателем Jaguar.
- ^ F1i.com: Феррари | F1i.com , дата доступа: 10 февраля 2019 г.
- ^ Генри, Алан (1989). Феррари - Автомобили Гран-при (2-е изд.). Хэзлтон. п. 12.
- ^ Бакленд, Дэмиен (4 февраля 2015 г.). Коллекционные издания: Ferrari в Формуле-1 . Лулу Пресс, Inc. ISBN 9781326174880 .
- ^ «В 2017 году Ferrari отмечает свои первые семь десятилетий» . hemmings.com . 11 апреля 2017 года . Проверено 11 августа 2023 г.
... дважды подвергался бомбардировкам союзников в 1944 и 1945 годах.
- ^ Аверса, Паоло; Шрайтер, Катрин; Геррини, Филиппо (26 июля 2021 г.). «Рождение бизнес-иконы посредством культурного брендинга: Феррари и гарцующая лошадь, 1923–1947» . Предприятие и общество . 24 (1). Конференция по истории бизнеса: 28–58. дои : 10.1017/eso.2021.22 . eISSN 1467-2235 . ISSN 1467-2235 . S2CID 237737650 . Проверено 11 августа 2023 г.
... заводы Феррари подвергались бомбардировкам дважды: сначала в ноябре 1944 года, а затем в феврале 1945 года.
City Research Online . - ^ «История Ferrari SpA» . www.funduniverse.com . Проверено 19 ноября 2020 г. .
- ^ Генри, Алан (1989). Феррари - Автомобили Гран-при (2-е изд.). Хэзлтон. п. 13.
- ^ «Scuderia — Итальянско-английский словарь WordReference» . Wordreference.com . Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ «Скачущая лошадь» . Музей Франческо Баракки . Проверено 30 января 2016 г.
- ^ «Феррари» . Formula1.com . 2018. Архивировано из оригинала 8 февраля 2024 года . Проверено 11 февраля 2024 г. Обновлено в течение сезона 2023 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ «Команда Haas F1 заключает многолетний контракт на производство двигателей Ferrari с 2016 года» . Автоспорт . 3 сентября 2014 года . Проверено 17 января 2015 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (15 мая 2009 г.). «Феррари настаивает на том, чтобы остаться на своих условиях» . Автоспорт .
- ^ Уильямсон, Мартин (25 апреля 1982 г.). «Пирони покидает Вильнёва в ярости» . ESPN Великобритания . Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Купер, Адам (8 мая 2022 г.). «Формула-1: Нерассказанная история Жиля Вильнёва изнутри Ferrari» . Motorsport.com . Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Купер, Адам (8 мая 2021 г.). «Внутренняя история последнего уик-энда Вильнева в Формуле-1» . Motorsport.com . Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ «Баррикелло завоевал поул в Австрии» . Хранитель . 12 мая 2002 года . Проверено 15 января 2016 г.
- ^ «Формула-1 вызывает Шумахера, Баррикелло» . Си-Эн-Эн. 13 мая 2002 года . Проверено 15 января 2016 г.
- ^ «Командам Формулы-1 вынесено предупреждение» . CNN . 26 сентября 2003 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ О'Ши, Мэри (9 ноября 2009 г.). «Гран-при Спа-Франкоршам 1998: величайшая гонка Формулы-1 в истории?» . Отчет отбеливателя . Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ «McLaren Формула 1 – 12 пит-стопов, которые изменили облик гонки» . Макларен. 21 апреля 2020 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ «Феррари оштрафована, поскольку Алонсо отрицает обвинения Массы в споре в Хоккенхайме» . CNN . Проверено 30 января 2016 г.
- ^ «Феррари избежал дальнейшего наказания» . Планета Ф1 . 365 Медиа Группа. 8 сентября 2010 года. Архивировано из оригинала 11 сентября 2010 года . Проверено 8 сентября 2010 г.
- ^ Коллантайн, Кейт (8 сентября 2010 г.). «Ferrari избежала дальнейшего наказания за приказы команды Гран-при Германии (обновлено)» . F1 Фанатик . Кейт Коллантайн . Проверено 8 сентября 2010 г.
- ^ «Команда приказывает быть «регулируемой», а не запрещенной – Тодт» . Motorsport.com . ГММ. 19 ноября 2010 года. Архивировано из оригинала 24 ноября 2010 года . Проверено 19 ноября 2010 г.
- ^ Ваджа, Габор. «Ferrari, спонсор Jordan, столкнулся с Пенске на USGP, сама политика фирмы» . Архивировано из оригинала 15 ноября 2020 года . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ Купер, Адам (8 июля 2011 г.). «Ferrari исключила Marlboro из названия команды» . SpeedTV.com . Скорость . Архивировано из оригинала 1 марта 2013 года . Проверено 8 июля 2011 г.
- ^ Митчелл, Скотт (4 октября 2018 г.). «Ferrari представляет новую ливрею Формулы 1 перед Гран-при Японии» . Автоспорт . Проверено 5 октября 2018 г.
- ^ Уильямс, Ричард (8 октября 2018 г.). «Отсутствие экспертного руководства в Ferrari не помогло Себастьяну Феттелю» . Хранитель . Проверено 8 октября 2018 г.
- ^ «Спонсор Ferrari отрицает свою связь с продвижением табачных изделий » www.racefans.net . 9 февраля 2019 года . Проверено 15 мая 2019 г.
- ^ «Ferrari незаметно исключила из названия команды слово «Mission Winnow»» . www.racefans.net . 3 марта 2019 года . Проверено 15 мая 2019 г.
- ^ «Ferrari примет участие в гонке в честь 90-летия в Австралии» . Formula1.com . 12 марта 2019 года . Проверено 15 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Ferrari отказывается от бренда Mission Winnow еще для двух гонок» . www.motorsport.com .
- ^ «Ferrari меняет название команды Формулы-1 обратно на Scuderia Ferrari Mission Winnow» . www.racefans.net . 22 марта 2019 г. Проверено 15 мая 2019 г.
- ^ «Имя миссии Winnow возвращается в Ferrari» . www.racefans.net . 7 октября 2019 года . Проверено 8 октября 2019 г.
- ^ Коллантайн, Кейт (7 октября 2019 г.). «F1: Имя Mission Winnow возвращается в Ferrari» . Фанаты гонок . Проверено 28 октября 2019 г.
- ^ «Ferrari отказывается от названия Mission Winnow, но переговоры с Philip Morris все еще ведутся» . Гонка . 21 декабря 2021 г. Проверено 21 февраля 2022 г.
- ^ «Ferrari заключила пятилетний контракт с Сантандером» . ИТВ. 10 сентября 2009 года. Архивировано из оригинала 15 сентября 2009 года . Проверено 10 сентября 2009 г.
- ^ Кушнан, Дэвид (3 февраля 2012 г.). «Сантандер продлевает контракт с Ferrari до 2017 года» . Проверено 18 апреля 2015 г.
- ^ «Сантандер возвращается в Формулу-1 в 2022 году вместе с Ferrari» . Проверено 21 декабря 2021 г.
- ^ Хинум, Стефан. «Acer Ferrari One Series» . Проверка ноутбука . Проверено 10 марта 2019 г.
- ^ «AMD отказывается от спонсорства Ferrari F1» . fudzilla.com . Архивировано из оригинала 5 января 2009 года . Проверено 11 января 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «AMD с гордостью представляет многолетнее партнерство со Scuderia Ferrari – Advanced Micro Devices» . Передовые микроустройства . Проверено 26 мая 2018 г.
- ^ Купер, Адам (3 июня 2014 г.). «Haas Automation сотрудничает с командой Ferrari F1» . Фокс Спорт . Проверено 3 июня 2014 г.
- ^ «Kaspersky расширяет партнерство со Scuderia Ferrari и становится партнером киберспортивной команды бренда — Kaspersky» . Касперский . 16 декабря 2021 г. Проверено 16 декабря 2021 г.
- ^ Ренкен, Дитер (10 марта 2022 г.). «Ferrari приостановила спонсорство с российской компанией» . Новости гонок365 . Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Партнеры» . Скудерия Феррари . Проверено 16 сентября 2021 г.
- ^ Клирен, Филип (24 апреля 2024 г.). «Ferrari объявляет HP своим новым титульным спонсором команды Формулы-1» . Motorsport.com . Архивировано из оригинала 24 апреля 2024 года . Проверено 24 апреля 2024 г.
- ^ «Ferrari и HP объявляют о титульном партнерстве» . press.hp.com . 24 апреля 2024 года. Архивировано из оригинала 24 апреля 2024 года . Проверено 24 апреля 2024 г.
- ^ «Ferrari подтверждает себя в Ле-Мане: 499P выигрывает гонку «24 часа 2024 года»» . Феррари.com . Феррари.com . Проверено 30 июня 2024 г.
- ^ «Зал славы – Чемпионы мира» . Formula1.com . Проверено 26 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Феррари: Стефано Доменикали уходит с поста руководителя команды Формулы-1» . Би-би-си Спорт . Би-би-си. 14 апреля 2014 года . Проверено 13 ноября 2016 г. .
- ^ «Статистика показывает: Арривабене был как минимум посредственным руководителем команды Ferrari» . Motorsport-Total.com (на немецком языке). 8 января 2019 года . Проверено 21 июля 2020 г.
- ^ «Анонс Ferrari – 7 января 2019 г. | Scuderia Ferrari» . Formula1.ferrari.com . Проверено 8 января 2019 г.
- ^ «Вассер заменит Бинотто на посту руководителя команды Ferrari» . Formula1.com . 13 декабря 2022 г. Проверено 13 декабря 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Феррари в автоспорте
- Команды «24 часов Ле-Мана»
- Итальянские автогоночные команды
- Производители двигателей Италии
- Энцо Феррари
- Производители двигателей Формулы-1
- Участники Формулы-1
- Чемпионы мира конструкторов Формулы-1
- Конструкторы Формулы 2
- Итальянские компании, основанные в 1929 году.
- Итальянские конструкторы гоночных автомобилей
- Официальное подразделение автопроизводителей по автоспорту и производительности.
- Компании по производству автомобилей, основанные в 1929 году.
- Команды чемпионата мира по спортивным автомобилям