Сезон Формулы-1 1967 года.

Сезон Формулы-1 1967 года — 21-й сезон , проводимый FIA Формулы-1 автогонок . Он включал в себя 18-й чемпионат мира среди пилотов , 10-й Международный кубок производителей Формулы-1 и шесть гонок, не относящихся к чемпионату, открытых для автомобилей Формулы-1. Чемпионат мира проводился в одиннадцати гонках со 2 января по 22 октября 1967 года.
Денни Халм выиграл чемпионат пилотов на Brabham - Repco . [1] Brabam также был награжден Международным кубком производителей Формулы-1. [2] По состоянию на 2023 год [update]Это единственный чемпионат, выигранный новозеландским гонщиком . Хьюм также стал первым гонщиком в истории чемпионатов мира, выигравшим титул, не завоевав поул-позицию в течение сезона.
Лоренцо Бандини разбился во время Гран-при Монако . Потеряв преимущество в гонке и пытаясь вернуться вперед, гонщик Ferrari задел шикану на берегу гавани, а затем врезался в скрытый причал . Автомобиль перевернулся и загорелся. потребовалось Маршалам несколько минут, чтобы вытащить Бандини из горящего места крушения, а через три дня итальянец скончался. Британский гонщик Боб Андерсон погиб во время тестов в Сильверстоуне . Его Brabham соскользнул с трассы во влажных условиях и врезался в пост маршала, получив серьезные груди и шеи травмы , а затем скончавшись в больнице .
Команды и водители
[ редактировать ]Следующие команды и гонщики участвовали в FIA чемпионате мира 1967 года . Розовым фоном обозначены дополнительные участники Формулы 2 на Гран-при Германии на очень длинной трассе Нюрбургринга.
Изменения в команде и пилотах
[ редактировать ]- После успеха в гонке « 24 часа Ле-Мана» 1966 года Крису Эймону предложили место в команде Ferrari F1 . Это будет 1964 первая постоянная поездка новозеландца в Формулу-1 с года .
- Педро Родригес был подписан Купером после того, как чемпион 1964 года Джон Сёртис перешёл в Honda . Honda 1966 года Пилоты Ричи Гинтер и Ронни Бакнум покинули спорт.
- 1962 года Чемпион Грэм Хилл перешел из BRM в Lotus , заменив Питера Арунделла . Майк Спенс был нанят вместо него в BRM, поскольку он приобрел опыт работы с двигателем V8 в команде Реджа Парнелла каперской .
Изменения в середине сезона
[ редактировать ]- Ferrari Пилот Лоренцо Бандини попал в аварию со смертельным исходом во время Гран-при Монако . Команда вернула прошлогодних пилотов Майка Паркса и Людовико Скарфиотти на две гонки, а затем сократила свои операции до одной машины для Криса Эймона .
- Брюс Макларен перешёл с Ford Зимой на двигатели BRM. Он должен был получить двигатели V12 для McLaren M5A , но когда они были отложены, ему пришлось начинать сезон на модифицированной машине Формулы 2 , оснащенной BRM V8 .
- После работы с поставщиками двигателей Climax и BRM с 1966 года , Lotus перешла на недавно разработанные Cosworth DFV с третьей гонки этого года. Проект финансировался Ford Motor Company .
- Педро Родригес попал в аварию на Гран-при Средиземноморья 1967 года , гонке Формулы-2 на автодроме Пергуса , и ему потребовалось около двух месяцев, чтобы восстановиться. Ричард Эттвуд и Джеки Икс присоединились к нему в Купере . он выиграл чемпионат Формулы-2 . Это был дебют Икса в Формуле-1, и в том же году
- Matra представила свое первое шасси Формулы-1, MS7 , в двух последних гонках сезона, а Формулы-2 пилот Жан-Пьер Бельтуаз предоставил право управления.
Календарь
[ редактировать ]Круглый | Гран-при | Схема | Дата |
---|---|---|---|
1 | ![]() | Трасса Гран-при Кьялами , Мидранд | 2 января |
2 | ![]() | Трасса Монако , Монте-Карло | 7 мая |
3 | ![]() | Трасса Зандворт , Зандворт | 4 июня |
4 | ![]() | Трасса Спа-Франкоршам , Ставло | 18 июня |
5 | ![]() | Трасса Бугатти , Ле-Ман | 2 июля |
6 | ![]() | Трасса Сильверстоун , Сильверстоун | 15 июля |
7 | ![]() | Нюрбургринг , Нюрбург | 6 августа |
8 | ![]() | Парк Моспорт , Боуманвилл | 27 августа |
9 | ![]() | Национальный автодром Монцы , Монца | 10 сентября |
10 | ![]() | Уоткинс Глен Интернэшнл , Нью-Йорк | 1 октября |
11 | ![]() | Магдалена Мишука , Мехико | 22 октября |
Изменения календаря
[ редактировать ]- Гран -при Южной Африки вернулся в календарь, но он проводился на трассе Кьялами вместо трассы Принс-Джордж .
- Гран -при Нидерландов был перенесен с середины июля на начало июня, перед Гран-при Бельгии и Франции .
- Гран -при Франции в версии Bugatti был перенесен на трассу Сарт , заменив Реймс-Ге .
- Гран -при Великобритании был перенесен из Брэндс-Хэтча в Сильверстоун в соответствии с соглашением о совместном проведении соревнований между двумя трассами.
- Гран -при Канады впервые проводился в парке Моспорт недалеко от Торонто .
Изменения в правилах
[ редактировать ]После Лоренцо Бандини фатальной аварии FIA запретила организаторам трассы использовать тюки соломы на трассе. [3] и телевизионщики не летали на своих вертолетах слишком низко, поскольку оба способствовали возгоранию пожара.
Отчет о чемпионате
[ редактировать ]Раунды с 1 по 4
[ редактировать ]Вернувшись со своего третьего чемпионата мира в 1966 году , Джек Брэбэм стартовал и в этом году с поул-позиции на Гран-при Южной Африки . Товарищ по команде Денни Халм стартовал вторым, а двукратный чемпион мира Джим Кларк занял третье место на своем Lotus . Халм лидировал на старте, а Кларк вернулся на шестое место. В гонке на истощение толпа увидела, что родезийский гонщик Джон Лав вышел вперед. Однако когда ему пришлось остановиться, чтобы дозаправиться, одержал Педро Родригес победу на своем Cooper . Лав финишировал вторым, опередив Джона Сёртиса на Honda . Халм и Брэбэм финишировали на несколько кругов позже, но все еще имели очки, поскольку всего классифицированных финишеров было всего шесть. [4]
С 1967 по 1969 год между первой и второй гонкой чемпионата проходило четыре месяца, и большинство команд обычно проводили первую гонку по старым проектам или даже не участвовали. В этом году Ferrari , McLaren и Matra начали свой год с Гран-при Монако . Lotus планировала запустить революционно новые Cosworth , но они не были готовы вовремя. Джек Брэбэм завоевал поул-позицию, как и в Южной Африке, но снова уступил лидерство на старте, на этот раз давнему гонщику Ferrari Лоренцо Бандини . Вскоре Халм вышел вперед и увеличил отрыв до 15 секунд. Отчаянно пытаясь приблизиться, Бандини врезался в барьер в шикане у входа в гавань и взобрался на тюки соломы . Автомобиль перевернулся и загорелся. Бандини скончался от травм три дня спустя. Халм выиграл гонку, опередив на один круг Грэма Хилла (Lotus) и на два круга Криса Эймона (Ferrari). Как и в первой гонке, финишировало всего шесть человек. [5]

Когда Lotus наконец смогла использовать новые двигатели Cosworth на Гран-при Голландии , их темп стал значительно лучше, чем раньше, и Хилл завоевал поул-позицию. Удивительный Дэн Герни на «Игле» стартовал вторым, а действующий чемпион Брэбэм – третьим. После того, как гонщикам пришлось избегать блуждающего по стартовой решетке маршала , позиции впереди оставались прежними, пока Гурни не сделал пит-стоп. На 11-м круге у Хилла внезапно заглох двигатель, но его товарищ по команде Кларк торопился, поднявшись на второе место на 15-м круге и опередив Брэбэма на следующем круге. Он продолжал увеличивать свое преимущество на секунду за круг и легко победил, опередив товарищей по команде Брэбэма и Халма. Следом за ними финишировали три Ferrari. [6]
В квалификации Гран-при Бельгии впереди оказались те же гонщики, за исключением того, что Брэбэм смог финишировать только седьмым. Кларк, Герни и Хилл заняли первый ряд. Однако Кларк был единственным из троих, кто хорошо стартовал. На первом круге Майк Паркс разбил свой Ferrari и был выброшен. Он сломал ногу и запястье и не вернулся в Формулу-1. Впереди за Кларком следовали Стюарт (BRM) и Амон (Ferrari), прежде чем Амон отступил, а Герни занял третье место. Затем Кларку пришлось приехать на пит-стоп, чтобы заменить свечу зажигания , а у Стюарта возникла проблема с коробкой передач, и Герни вышел вперед. Установив новый рекорд круга, американский гонщик одержал победу, опередив Стюарта и Амона более чем на минуту. [7]
Четыре разных победителя привели к упорной борьбе на вершине чемпионата пилотов. Денни Халм ( «Брэбэм» ) был первым с 16 очками, опередив Педро Родригеса ( «Купер» ) и Криса Эймона ( «Феррари» ) с 11. В битве за Кубок производителей Брэбэм набрал 18 очков, опередив Купера (14) и Феррари. (11).
Раунды с 5 по 7
[ редактировать ]На Гран-при Франции в первом ряду стояли 1962 года чемпион Грэм Хилл ( «Лотус» ), трехкратный чемпион мира Джек Брэбэм ( «Брэбэм» ) и победитель последней гонки Дэн Герни ( «Игл» ). Но всего через 5 кругов Джим Кларк, лидером стал стартовавший четвертым. Однако прежде чем гонка достигла половины дистанции, оба Lotus сошли с дистанции. Двигатели Cosworth считались быстрыми, но ненадежными. После того, как Гурни также сошел с дистанции из-за утечки топлива, в результате чего Брэбэм и его товарищ по команде Халм финишировали первым и вторым. Джеки Стюарт финишировал третьим на своем BRM , отстав на круг от лидера. В третий раз в этом году классифицированных финишеров было всего шесть. [8]
Гран -при Великобритании проводился в Сильверстоуне , и на нем зелено-желтые «Лотусы» (Кларк опередил Хилла) прошли квалификацию перед зелено-золотыми «Брэбэмами» (Брэбэм опередил Халма). Дуэт Lotus значительно опередил остальных, прежде чем Хилл вышел вперед на 26-м круге. Однако, когда винт в его подвеске вышел из строя, на 55-м круге ему пришлось сделать пит-стоп, а десять кругов спустя у него заклинило двигатель. Кларк одержал комфортную победу, опередив Халма и Амона , пилот Ferrari обогнал Брэбэма за четыре круга до конца. [9]
Во время тренировки перед Гран-при Германии Хилл разбился и списал свой Lotus, но не пострадал. Кларк завоевал поул-позицию , опередив Хьюма и Формулы-2 пилота Джеки Икса . (Традиционно гонка Формулы-2 проводилась одновременно с Гран-при. Пилоты Формулы-2 не имели права набирать очки для участия в чемпионате Формулы-1.) На старте Кларк и Халм лидировали, а Брюс Макларен уводил третье место. На третьем круге правое заднее колесо Кларка медленно спускало воздух, и ему пришлось сдать назад. Дэн Герни унаследовал лидерство после того, как McLaren сошёл с дистанции из-за утечки масла. Американец . установил новый рекорд круга, несмотря на добавление к трассе дополнительной шиканы, и увеличил отрыв от Халма до более чем 40 секунд Однако на 13-м круге приводной вал его Eagle сломался и прорезал маслопровод, что принесло Халму счастливую победу, опередив товарища по команде Брэбэма и пилота Ferrari Амона. [10]
В чемпионате пилотов Денни Халм ( «Брэбэм ») лидировал с 37 очками, опередив Джека Брэбэма («Брэбэм») с 25 очками и Джима Кларка ( «Лотус» ) и Криса Эймона ( «Феррари» ), занявших третье место с 19 очками. Брэбэм лидировал в Кубке производителей с 42 очками, опередив Куппера с 21 очком и Lotus и Ferrari, занявших третье место с 19 очками.
Раунды с 8 по 11
[ редактировать ]Гран -при Канады впервые появился в календаре чемпионата и должен был стать разовым мероприятием в честь 100-летия независимости Канады , но популярность этого мероприятия привела к тому, что Формула-1 вернулась в Моспорт-парк еще на семь лет. и Гран-при Канады до сих пор фигурирует в календаре. Джим Кларк ( «Лотус» ) квалифицировался на поул-позиции , опередив товарища по команде Грэма Хилла и лидера чемпионата Денни Халма ( «Брэбэм» ). Это была дождливая ночь, но утро было ясным, в результате чего большинство бегунов Goodyear стартовали на промежуточных шинах , в то время как большая часть Firestone стартовала на сухой трассе . Во время разминочного круга дождь возобновился, что привело к коварному результату на первом круге, когда время Goodyear было с преимуществом. Халм опередил Кларка, а Брюс Макларен обогнал поула и занял второе место. Трасса стала высыхать, и примерно через четверть гонки бегуны по сухой трассе вернули себе преимущество. Кларк вернул себе второе место и начал догонять Халма со скоростью более секунды на круге. На 58-м круге он был там и сразу же вышел в лидеры, но в этот момент возобновился дождь. Двигатель Кларка промок и заглох, а Хьюму отчаянно требовалась чистка. очки, поэтому выбрал яму . Это дало Джеку Брэбэму , второму в чемпионате, возможность выиграть гонку, опередив товарища по команде Халма более чем на минуту и, по крайней мере, на круг впереди гонки. Дэн Герни занял третье место в турнире Eagle . [11]
Квалификация Гран-при Италии была сорвана из-за дождя, но результат не удивил: Кларк забил свой пятый поул в году, опередив Brabham и McLaren. Халм стартовал шестым. Маршал , начинающий гонку, использовал процедуру, отличную от той, к которой привыкли гонщики, в результате чего половина стартовой решетки фактически совершила фальстарт , но никаких штрафов не было. Брэбэм вышел вперед, прежде чем Герни перехватил его позже на круге, а Хилл и Кларк последовали за ними. На третьем круге Кларк уже снова лидировал, но затем получил медленный прокол . Поскольку поул-сидящий в боксах и двигатель Гурни сломался, как это случалось много раз, лидерство взял на себя Халм. Брэбэм и Хилл составили с ним тесное трио, и лидер пару раз поменялся руками. Кларк проиграл полный круг на пит-стопе, но сумел оторваться от круга, оставив еще две трети гонки, и быстро установил новый рекорд круга. Хьюм ушел на пенсию из-за перегрева двигателя, и Хилл воспользовался преимуществом Кларка. слипстрим , чтобы увеличить отставание от Брэбэма со скоростью две секунды за круг, пока на 58-м круге у него не взорвался двигатель. Сходы его соперников, увенчанные его маниакальным темпом, вывели Кларка на второе место, с лидером Брэбэмом в его прицеле и Honda гонщиком Джоном Сёртисом на третьем месте, причем на этот раз чемпион 1964 года получил выгоду от буксира Кларка. На 60-м круге Кларк вырвался вперед и получил трехсекундное преимущество, пока у него резко не кончилось топливо. Сёртиз вышел вперед и шел бок о бок с Брэбэмом, заходящим в последний поворот. Брэбэм нырнул внутрь, но проскользнул мимо. Сёртиз переправился назад и взял флаг с отрывом всего в 0,2 секунды. Это будет последняя победа Honda до 2006 года . Кларк пересек финишную черту и занял третье место. [12]

Дуэт Брэбэма (Халм и Брэбэм) лидировал в чемпионате, но дуэт Lotus (Хилл и Кларк) занял первый ряд на Гран-при США . Гурни стартовал рядом с ними, занял второе место на старте и даже начал давить на лидера. Однако всего через 24 круга герой хозяев сошел с дистанции из-за сломанной подвески, но «Лотусы» все равно показывали лучший темп. Кларк взял на себя лидерство, когда у Хилла возникли проблемы со сцеплением . Это дало Ferrari пилоту Крису Амону шанс занять второе место, но за 12 кругов до финиша в его двигателе кончилось масло. Кларк одержал бы комфортную победу, но за два круга до конца его правая задняя подвеска сломалась. Сбавив скорость и сумев удержать машину на ходу, Хилл не смог догнать ее вовремя, и Кларк забрал клетчатый флаг. Можно сказать, что это подведение итогов сезона: «Лотусы» были ненадежны и финишировали меньше половины гонок, но если и успевали, то были настолько быстры, что обходили остальную часть поля. На этот раз Халм финишировал третьим, отстав на круг. [13]
Перед финальной гонкой, Гран-при Мексики , Халм лидировал в турнирной таблице на пять очков, поэтому, если Брэбэм хотел что-то с этим сделать, ему нужно было победить, а его товарищ по команде финишировал пятым или ниже. Кларк снова стартовал с поул-позиции, а Брэбэм и Халм заняли пятое и шестое места соответственно. Хилл вскоре вышел вперед, но Кларк вернул его и увеличил свое преимущество до семи секунд. Халм комфортно отставал от Брэбэма на шесть секунд. Хилл сошел с дистанции, когда его приводной вал сломался и повредил двигатель, и гонка успокоилась. Кларк установил новый рекорд круга и обогнал всех, кроме Брэбэма, вторым. Халм финишировал третьим, чего хватило, чтобы выиграть титул. [14]
Денни Халм ( Брэбэм , 51 очко) выиграл свой первый и единственный чемпионат, опередив товарища по команде Джека Брэбэма (46) и Джима Кларка ( Лотус , 41). Халм - единственный на сегодняшний день чемпион из Новой Зеландии и первый из двух гонщиков, выигравших титул, не достигнув поул-позиции в сезоне. Только Ники Лауда повторил этот подвиг в 1984 году . Команда Brabham (63 очка) также выиграла Кубок производителей, опередив Lotus (44) и Cooper (28).
Результаты и турнирная таблица
[ редактировать ]Гран-при
[ редактировать ]Система подсчета очков
[ редактировать ]Очки были вручены шести лучшим финишерам в классификации. Автомобили Формулы 2 не имели права на получение очков чемпионата. Международный кубок производителей Формулы-1 засчитывал очки только гонщику с лучшим результатом в каждой гонке. И в Чемпионате, и в Кубке учитывались пять лучших результатов 1-6 туров и четыре лучших результата 7-11 туров.
Числа без скобок — это чемпионские очки; цифры в скобках — общее количество набранных баллов. Баллы начислялись по следующей системе:
Позиция | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-е место | 6-е место |
---|---|---|---|---|---|---|
Раса | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Источник: [15] |
Турнирная таблица чемпионата мира среди водителей
[ редактировать ]


|
|
- 1 – Не имеют права на получение очков Формулы-1, поскольку ездили на машинах Формулы-2 .
Международный кубок производителей Формулы-1
[ редактировать ]Поз. | Производитель | ЮАР ![]() | МОЙ ![]() | ВНИЗ ![]() | БЕЛ ![]() | ОТ ![]() | Великобритания ![]() | ДАВАТЬ ![]() | МОЖЕТ ![]() | ОНА ![]() | олень ![]() | МЕКСИКА ![]() | Оч. [16] | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | ![]() | 4 | 1 | 2 | Верно | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | (3) | 2 | 63 (67) | |
2 | ![]() | 1 | 6 | Верно | 1 | Верно | 4 | 3 | 1 | 1 | 44 | |||
3 | ![]() | 1 | 5 | 10 | 4 | 4 | 5 | 6 | 8 | 4 | 4 | 6 | 28 | |
4 | ![]() | 3 | Верно | Верно | Верно | 6 | 4 | 1 | Верно | 4 | 20 | |||
5 | ![]() | 3 | 4 | 3 | Верно | 3 | 3 | 6 | 7 | Верно | 8 | 20 | ||
6 | ![]() | Верно | 6 | 8 | 2 | 3 | 7 | 9 | 5 | 5 | Верно | 5 | 17 | |
7 | ![]() | Верно | Верно | 1 | Верно | Верно | Верно | 3 | Верно | Верно | Верно | 13 | ||
8 | ![]() | Верно | 2 | 7 | 11 | DNS | 6 | |||||||
9 | ![]() | 2 | DNQ | 6 | ||||||||||
10 | ![]() | 4 | Верно | 7 | Верно | Верно | Верно | 3 | ||||||
11 | ![]() | 5 | DNQ | 9 | 8 | Верно | Верно | 2 | ||||||
— | ![]() | Верно | 7 | 7 | 0 | |||||||||
— | ![]() | Верно | Северная Каролина | 0 | ||||||||||
— | ![]() | Верно | 0 | |||||||||||
— | ![]() | Верно | 0 | |||||||||||
— | ![]() | Верно | 0 | |||||||||||
— | ![]() | Верно | 0 | |||||||||||
Поз. | Производитель | ЮАР ![]() | МОЙ ![]() | ВНИЗ ![]() | БЕЛ ![]() | ОТ ![]() | Великобритания ![]() | ДАВАТЬ ![]() | МОЖЕТ ![]() | ОНА ![]() | олень ![]() | МЕКСИКА ![]() | Оч. |
- Смелые результаты засчитываются в общий итог чемпионата.
Гонки вне чемпионата
[ редактировать ]Другие гонки Формулы-1, состоявшиеся в 1967 году, не засчитывались в чемпионат мира.
Название расы | Схема | Дата | Победивший водитель | Конструктор | Отчет |
---|---|---|---|---|---|
![]() | Брэндс-Хэтч | 12 марта | ![]() | ![]() | Отчет |
![]() | Оултон Парк | 15 апреля | ![]() | ![]() | Отчет |
![]() | Сильверстоун | 29 апреля | ![]() | ![]() | Отчет |
![]() | Сиракузы | 21 мая | ![]() ![]() | ![]() | Отчет |
![]() | Оултон Парк | 16 сентября | ![]() | ![]() | Отчет |
![]() | Джарама | 12 ноября | ![]() | ![]() | Отчет |
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ «Зачет водителей 1967 года» . Formula1.com . Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ «Зачет конструкторов 1967 года» . Formula1.com . Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ Анна Даксбери (25 ноября 2021 г.). «История устройств безопасности в Формуле 1: ореол, барьеры и многое другое» . Автоспорт . Проверено 20 марта 2024 г.
- ^ Майкл Ти (2 января 1967 г.). «Отчет о гонке Гран-при Южной Африки 1967 года: разбитое сердце из-за любви» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 3 декабря 2023 года . Проверено 20 марта 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (7 мая 1967 г.). «Отчет о гонке Гран-при Монако 1967 года: Хьюм стал победителем в черный день» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 26 сентября 2023 года . Проверено 20 марта 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (4 июня 1967 г.). «Отчет о гонке Гран-при Голландии 1967 года: Lotus снова в деле» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 21 мая 2022 года . Проверено 20 марта 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (18 июня 1967 г.). «Отчет о гонке Гран-при Бельгии 1967 года: Орел Герни взлетает» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 28 ноября 2022 года . Проверено 20 марта 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (2 июля 1967 г.). «Отчет о гонке Гран-при Франции 1967 года: Brabham покоряет Ле-Ман» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 31 июля 2022 года . Проверено 20 марта 2024 г.
- ^ Билл Бодди (15 июля 1967 г.). «Отчет о гонке Гран-при Великобритании 1967 года - Team Lotus Dominate» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 7 мая 2021 года . Проверено 20 марта 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (6 августа 1967 г.). «Отчет о гонке Гран-при Германии 1967 года: Brabham демонстрирует свою сталь» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 9 июня 2023 года . Проверено 20 марта 2024 г.
- ^ Майкл Ти (27 августа 1967 г.). «Отчет о Гран-при Канады 1967 года: Брэбэм снова лидирует» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 16 февраля 2024 года . Проверено 21 марта 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (10 сентября 1967 г.). «Отчет о Гран-при Италии 1967 года: Сёртиз побеждает, хотя героический Кларк отрицает» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 16 февраля 2024 года . Проверено 21 марта 2024 г.
- ^ Майкл Ти (1 октября 1967 г.). «Отчет о гонке Гран-при США 1967 года: Lotus освещает Глен» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 31 мая 2023 года . Проверено 21 марта 2024 г.
- ^ Автоспорт (22 октября 1967 г.). «Отчет о гонке Гран-при Мексики 1967 года: Денни достигает вершины» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 4 июня 2023 года . Проверено 21 марта 2024 г.
- ^ «Система очков чемпионата мира» . 8 Вт . Форикс. 18 января 2019 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2019 года . Проверено 21 декабря 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б В чемпионство засчитывались только 5 лучших результатов первых 6 туров и 4 лучших результата последних 5 туров. Числа без скобок — это чемпионские очки; цифры в скобках — общее количество набранных баллов.