Jump to content

Шины Формулы-1

Шины Pirelli 2023 года включают в себя (слева направо) три слика: мягкие, средние и жесткие, промежуточные и полностью влажные.

Шины Формулы-1 — это специализированные гоночные шины, предназначенные для использования на автомобилях Формулы-1 . Эти шины играют решающую роль в характеристиках автомобиля, влияя на сцепление с дорогой, управляемость и общую скорость. шины претерпели серьезные изменения: За всю историю Формулы-1 в этом виде спорта использовались разные производители и спецификации.

Дизайн и использование

[ редактировать ]

Шины Формулы-1 имеют лишь внешнее сходство с обычными шоссейными шинами. В то время как срок службы последних составляет до 80 000 км (50 000 миль), шины, используемые в Формуле-1, рассчитаны на срок службы менее одной гоночной дистанции. Назначение шины определяет состав используемой резины. В чрезвычайно влажную погоду, например, на Гран-при Европы 2007 года , автомобили Формулы-1 не могут угнаться за автомобилем безопасности в глубокой стоячей воде из-за риска аквапланирования . В очень влажных гонках, таких как Гран-при Канады 2011 года , шины не могут обеспечить безопасную гонку из-за большого количества воды, поэтому гонка может быть отмечена красным флажком . Затем гонка либо останавливается навсегда, либо приостанавливается на срок до 3 часов, пока автомобили снова не смогут безопасно участвовать в гонках. Обе последние, а затем и первая ситуации произошли на Гран-при Бельгии 2021 года .

В течение 1950-х и 1960-х годов шины для Формулы-1 поставлялись компаниями Dunlop , Englebert , Firestone , Continental и Goodyear . В 1958 году Dunlop представила свою гоночную шину R5, заменив хлопчатобумажную ткань более ранних шин от R1 до R4 нейлоновой тканью, что позволило снизить вес шины на 12 фунтов. [1] В 1960-х годах Dunlop представила улучшенные нейлоновые каркасы, уменьшенное удлинение, значительно увеличенную ширину шин и использование синтетического каучука. [1]

Шины Slick были представлены в Формуле-1 компанией Firestone на Гран-при Испании 1971 года . [2] 1975 года На Ferrari 312T использовалась сликовая шина Goodyear размером 26,0 × 16,2–13 дюймов (общий диаметр × ширина) сзади на ободе 13 × 18 дюймов, а также сликовая шина Goodyear 20,0 × 9,2–13 дюймов спереди. на диске 13×10 дюймов. [3]

В сезоне 1981 года максимальный диаметр задней шины был ограничен 26,0 дюйма, а диаметр передних шин был увеличен. Поэтому с 1981 по 1992 год Goodyear поставляла шины Eagle с белой боковиной и маркировкой размером 25,0 × 10,0 дюйма. –13 дюймов спереди и 26,0 × 15,0 дюймов –13 дюймов сзади. [4] В сезоне 1993 года полная ширина задних колес была уменьшена с 18 до 15 дюймов. [5] Это побудило Goodyear перейти на желтую маркировку на боковинах, чтобы она соответствовала новым, более узким задним покрышкам, ширина которых составляла примерно 12,8 дюйма по сравнению с предыдущими 15,0 дюйма. [ непоследовательный ]

В сезоне Формулы-1 1997 года Bridgestone присоединилась к Goodyear в поставках шин участникам Формулы-1, что привело к шинной войне между двумя производителями. Goodyear уйдет из спорта после сезона 1998 года . [6] оставив Bridgestone единственным поставщиком шин на следующие два сезона.

В 1998 году были представлены шины с рифлением: три линии канавок на передних шинах и четыре линии канавок на задних шинах. [7] В период с 1999 по 2008 год правила требовали, чтобы шины имели как минимум четыре канавки диаметром 14 мм (0,55 дюйма) с целью замедления движения автомобилей. Это связано с тем, что гладкая шина без выемок обеспечивает максимальное сцепление с дорогой в сухих условиях. [8] [9] Они не могли быть шире 355 мм (14 дюймов) спереди и 380 мм (15 дюймов) сзади, а максимальный диаметр составлял 660 мм (26 дюймов) или 670 мм (26,4 дюйма) для мокрых шин. [10]

В 2001 году компания Michelin вступила в Формулу-1, снова развязав шинную войну после того, как Bridgestone была единственным поставщиком шин в течение двух предыдущих сезонов. [11]

В 2005 году замена шин в Формуле-1 была запрещена, поэтому составы были сложнее, поскольку шины должны были прослужить всю дистанцию ​​гонки, составляющую около 300 км (200 миль). Замена шин была возобновлена ​​в 2006 году после драматического и весьма политического Гран-при США 2005 года , когда шины Michelin вышли из строя на двух разных автомобилях одновременно, в результате чего все участники Michelin сошли с Гран-при, оставив только три команды используют в гонках шины Bridgestone.

В 2007 году Bridgestone снова стала единственным партнером и поставщиком шин в Формуле-1 после выхода из Michelin. [12] и представил четыре состава шин, два из которых доступны на каждой гонке. Более твердая шина (называемая «праймовой» шиной) более долговечна, но обеспечивает меньшее сцепление с дорогой, а более мягкая шина (называемая «опциональной» шиной) обеспечивает лучшее сцепление, но менее долговечна. Оба состава должны использоваться каждой машиной во время гонки, а более мягкая шина имела окрашенную белую полосу во второй канавке, чтобы различать составы. Это было введено после первой гонки сезона, когда произошла путаница из-за того, что на боковине шины вместо белой полосы была нанесена небольшая точка. После повторного внедрения сликов в 2009 году боковины более мягких шин были окрашены в зеленый цвет, чтобы указать на разницу в составе состава, поскольку в шинах больше не было канавок. Каждая команда должна использовать каждую спецификацию во время гонки, за исключением случаев, когда во время гонки используются мокрые или промежуточные шины, в этом случае это правило больше не применяется.

BAR 007 под управлением Дженсона Баттона на Гран-при Канады 2005 года . Обратите внимание на четыре канавки, прорезанные в протекторе каждой шины.
В сезоне 2009 года вновь представлен комплект гладких F1 . шин

Сликовые шины были вновь представлены в начале 2009 года вместе с аэродинамическими изменениями, призванными сместить баланс в сторону механического сцепления в попытке увеличить обгон.

2 ноября 2009 года Bridgestone объявила о выходе из Формулы-1 по окончании сезона 2010 года . [13] [14] Michelin, Cooper Avon и Pirelli проявили интерес к тому, чтобы взять на себя роль партнера и поставщика шин. 24 июня 2010 года было объявлено, что Pirelli станет единственным партнером и поставщиком шин в 2011 году и получит трехлетний контракт. Таким образом, они завершили свои программы как для серии спортивных автомобилей Grand-Am Rolex , так и для чемпионата мира по ралли FIA, проведя три года в качестве официального партнера и поставщика шин (поскольку серия спортивных автомобилей Grand-Am Rolex перешла на Continental и чемпионат мира по ралли FIA). перешел на шины Michelin в 2011 году). [15] В августе 2010 года Pirelli начала программу испытаний Toyota TF109 на трассе Муджелло под руководством Ника Хайдфельда в качестве тест-пилота. [16] С 2011 года в фидерной серии GP2 использовались такие же шины Pirelli, как и в Формуле-1. [17]

В 2009 году после удаления четырех канавок диаметром 14 мм (0,55 дюйма) передние шины получили пропорционально большее пятно контакта. В 2010 году передние шины были сужены с 270 мм (11 дюймов) до 245 мм (9,6 дюйма), чтобы улучшить баланс сцепления между передней и задней частью. [18] В 2011 году, когда единственный поставщик шин был сменен с Bridgestone на Pirelli, [19] Правила были такими же, как правила сезона 2010 года в отношении шин. Все команды по-прежнему должны были использовать каждый тип состава сухих шин, представленный в гонке, а гонщики, прошедшие в третий квартал, по-прежнему должны были использовать те же шины, на которых они установили лучшее время в квалификации перед стартом гонки. Однако способ обозначения различных характеристик шин был изменен. Вместо зеленой полосы, обозначающей более мягкий состав, для каждой спецификации шины буквы на шине будут иметь определенный цвет. На жестких шинах будут серебряные буквы, на средних шинах — белые буквы, на мягких шинах — желтые буквы, а на сверхмягких шинах — красные буквы. Для мокрых шин промежуточные шины будут иметь голубые буквы, а полностью мокрые шины будут иметь оранжевые буквы. [20]

На Гран-при Малайзии 2011 года компания Pirelli представила цветную полосу вокруг внешней части шины на более мягком из двух сухих составов. Это произошло из-за неразберихи в первом туре сезона. Эта мера была названа временной мерой, а постоянное решение должно было быть реализовано на первой европейской гонке сезона. Цветная линия также присутствовала на Гран-при Китая. [21] На Гран-при Турции постоянное решение было реализовано; вариант соединения имел новую маркировку. [22] Опционная шина имела две толстые цветные линии между логотипами Pirelli и P Zero на каждой шине, что облегчало просмотр цвета маркировки при вращении шины. На шине Prime осталась та же маркировка, что и раньше, хотя позже в этом сезоне боковина была обновлена ​​новой маркировкой.

В 2016 году были введены новые правила использования шин. Pirelli предложила использовать на каждой гонке три разных состава сликов. На гоночный уик-энд у каждой команды было по 13 комплектов сухих шин. Из 13 комплектов Pirelli выбрала два комплекта шин для гонки. Кроме того, для третьего квартала был отложен один комплект самого мягкого состава. Команды могли свободно выбирать то, что им нравится в оставшихся десяти сетах из трех выбранных составов. Каждый гонщик должен использовать как минимум два разных состава шин для сухой погоды во время гонки (включая один комплект обязательных гоночных шин), а гонщики, дошедшие до третьего квартала, должны начать гонку с шинами, на которых они установили свой самый быстрый круг во втором квартале. Командам было поручено проинформировать FIA о выборе шин за восемь недель до начала европейских соревнований и за 14 недель до неевропейских гонок. [23] [24]

В 2012 году Pirelli представила Cinturato суббренд P Zero исключительно для шин с протектором среднего и полного дождя, в то время как модель суббренда остается исключительно для сухих сликов.

В сезоне Формулы-1 2017 года как на передней, так и на задней оси были представлены значительно более широкие шины Pirelli, а общий диаметр шин был увеличен на 10 мм (с 660 до 670 мм (от 26,0 до 26,4 дюйма)). Размер передних шин увеличился до 305/670-R13 по сравнению с предыдущими 245/660-R13, а размер задних шин увеличился до 405/670-R13 по сравнению с предыдущими 325/660-R13. [25] В 2017 и 2018 годах в чемпионате Формулы 2 FIA продолжали использоваться шины Pirelli F1 размера до 2017 года.

Pirelli представила два новых состава шин для сезона Формулы-1 2018 года — гипермягкий (розовый) и сверхтвердый (оранжевый). Твердая шина стала ледяно-синей. [26]

В преддверии сезона 2019 года Pirelli сократила линейку шин с семи до пяти шин для сухой погоды. [27] Они также отказались от системы обозначения шин, так что на каждом Гран-при шины обозначались независимо как жесткие, средние и мягкие с белыми, желтыми и красными боковинами соответственно, вместо того, чтобы иметь отдельное название и цвет для каждой из пяти шин. Изменение было реализовано для того, чтобы обычные фанаты могли лучше понять систему шин.

Поскольку размер обода колеса Формулы-1 изменится с 13 на 18 дюймов (с 330 до 457 мм), диаметр шин Pirelli Formula One 2022 года также будет изменен с 670 на 720 мм (с 26,4 до 28,3 дюйма), а Ожидается, что ширина протектора шин Pirelli Formula One 2022 года останется неизменной.

Споры о Гран-при США 2005 года

[ редактировать ]

В пятницу, 17 июня 2005 года, во время дневной тренировки Ральф Шумахер , выступавший за команду Toyota , сильно разбился в 13-м повороте трассы Indianapolis Motor Speedway из-за поломки левого заднего колеса . Indianapolis Motor Speedway Поворот 13 на трассе представляет собой высокоскоростной поворот с креном, уникальный для гонок Формулы-1, который вызывает большую, чем обычно, боковую нагрузку . [28] [ нужна полная цитата ] Это давление может привести к прогибанию и износу боковин шины в ненормальных местах. [29]

На Гран-при США 2005 года возникли проблемы с шинами . В результате в гонке приняли участие всего шесть участников.

На следующий день компания Michelin сообщила, что шины, которые она предоставила семи своим клиентским командам — BAR , McLaren , Red Bull , Renault , Toyota, Sauber и Williams — небезопасны для длительного использования на высоких скоростях на этом повороте, и объявила о своем намерении. привезти еще один комплект шин из своей штаб-квартиры в Клермон-Ферране . [30] Однако прилетевшие на замену шины того же типа, что использовались на Гран-при Испании ранее в том же году, при испытаниях столкнулись с той же проблемой. [31]

В письме гоночному директору FIA Чарли Уайтингу представители Michelin Пьер Дюпаскье и Ник Шоррок сообщили, что они не знают причину неисправности шин Шумахера, и если машины не удастся замедлить в 13-м повороте, шины Michelin будут небезопасны и непригодны для гонок. использовать во время гонки. [32] Уайтинг ответил, выразив удивление тем, что Michelin не взяла с собой второй комплект шин. Вместо этого он предложил информировать команды о максимальной безопасной скорости в 13-м повороте и предложил следить за поворотом, наказывая автомобили Michelin за превышение скорости. Он также рассмотрел несколько решений, предложенных командами, настаивая на том, что использование шин, прилетевших ночью, приведет к штрафам, а о размещении шиканы в повороте «не может быть и речи» - гонка не будет санкционирована. FIA . (что сделало ее гонкой, не относящейся к чемпионату), если схема трассы была изменена Он счел предложения команд Michelin «крайне несправедливыми» по отношению к командам Bridgestone . [32] Во втором письме Дюпаскье и Шоррок заявили, что не позволят своим командам участвовать в гонках на шинах Michelin. Затем в гонке приняли только три команды Bridgestone ( Ferrari , Jordan и Minardi участие ). Гонку выиграл Михаэль Шумахер .

Кампания «Сделаем автомобили зелеными»

[ редактировать ]
Рубенс Баррикелло
Ник Хайдфельд
Bridgestone использовала шины с зелеными канавками на Гран-при Японии 2008 года . Рубенс Баррикелло (вверху) демонстрирует «премьерный» состав, а Ник Хайдфельд (внизу) бежит по «вариантному» составу, отличающемуся тем, что одна из канавок белая.

На Гран-при Японии 2008 года канавки шин были окрашены в зеленый цвет в рамках акции FIA по снижению воздействия автомобилей на окружающую среду под названием Make Cars Green . У более мягкой из двух типов шин вторая внутренняя канавка по-прежнему была окрашена в белый цвет, как обычно. [33]

После возвращения сликов в начале сезона 2009 года белая полоса для обозначения различий между шинами стала невозможной из-за отсутствия канавок на шинах. Впоследствии, в продолжении программы Make Cars Green в Японии, компания Bridgestone вместо этого покрасила боковины дополнительной шины в зеленый цвет.

Обзор шин

[ редактировать ]
Дождевые шины (полностью мокрые) на Льюиса Хэмилтона машине во время Гран-при Монако 2016 года.

было доступно восемь составов шин На сезон 2023 года . Два из них предназначены для вождения в сырую погоду: промежуточный (обозначен зеленой боковой стенкой) для легкой стоячей воды и полностью влажный (обозначен синей боковой стенкой) для сильной стоячей воды. Они доступны всем командам на каждом Гран-при. Pirelli объявила об изменении доступных на 2023 год составов шин: новый состав будет вставлен между старыми составами C1 и C2. Предполагается, что это изменение предоставит командам более гибкие варианты стратегии после критики в адрес оригинального состава C1 из-за значительного снижения сцепления с дорогой по сравнению с другими шинами. [34] Остальные шесть составов шин предназначены для езды по сухой дороге и обозначаются от C0 до C5, где C0 — самая твердая шина, то есть она обеспечивает наименьшее сцепление с дорогой, но является самой прочной, а C5 — самая мягкая шина, имеющая наибольшее сцепление с дорогой, но наименее долговечная. . Шесть составов шин образуют скользящую шкалу долговечности и уровней сцепления.

Pirelli номинирует три состава для участия в каждой гонке. Из этих трех самый твердый состав называется жесткой шиной для выходных и обозначается белой боковиной, а самый мягкий состав называется мягким и обозначается красной боковиной, а третья из номинированных шин называется средней шиной. который обозначен желтой боковой стенкой. Во время гонки гонщики должны использовать как минимум две шины из состава сухой погоды, если только на гонку не влияет влажная погода.

С намерением сделать использование шин более экологичным в будущем, Формула-1 опробует сокращение выделяемых комплектов шин с 13 до 11 на двух гонках в 2023 году. На этих гонках использование шин в квалификации будет обязательным в первом квартале, как жесткое. средний во втором квартале и мягкий в третьем квартале, при условии, что погода сухая. Команды обычно могут свободно выбирать, какой состав шин они будут использовать во время квалификации. [35]

Это восемь составов шин Формулы-1, поставленных Pirelli на сезон 2023 года.
Нет. Детали соединения Протектор Условия вождения Скорость Схватить Долговечность
С0 Жесткий
(белый)
Не появляется Слик Сухой 6 – Самый медленный 6 – Наименьшее сцепление 1 – Самый прочный
С1 Середина
(желтый)
Не появляется 5 5 2
С2 Мягкий
(красный)
4 4 3
С3 3 3 4
С4 Не появляется 2 2 5
С5 Не появляется 1 – Самый быстрый 1 – Максимальное сцепление 6 – Наименее прочный
Средний
(зеленый)
протекторный Влажный
(легкая стоячая вода)
Влажный
(синий)
Влажный
(тяжелая стоячая вода)
Источник: [36]

Производители

[ редактировать ]

С 2011 года итальянский производитель Pirelli . единственным поставщиком шин является [12] В настоящее время соглашение рассчитано до сезона 2027 года. [37]

Среди прошлых производителей:

Производители шин по сезонам

[ редактировать ]

Производитель, участвующий в конкурсе в 2024 году, выделен жирным шрифтом . Эти результаты верны по состоянию на Гран-при Бельгии 2024 года .

Сезон Производитель 1 Победы Производитель 2 Победы Производитель 3 Победы Производитель 4 Победы Производитель 5 Победы Производитель 6 Победы
1950 Пирелли 6 Файерстоун 1 Данлоп 0 Энглеберт 0
1951 Пирелли 7 Файерстоун 1 Данлоп 0 Энглеберт 0
1952 Пирелли 7 Файерстоун 1 Данлоп 0 Энглеберт 0
1953 Пирелли 8 Файерстоун 1 Данлоп 0 Энглеберт 0
1954 Пирелли 4 Континентальный 4 Файерстоун 1 Энглеберт 0 Данлоп 0 Эйвон 0
1955 Континентальный 5 Энглеберт 1 Файерстоун 1 Пирелли 0 Данлоп 0
1956 Энглеберт 5 Пирелли 2 Файерстоун 1 Данлоп 0 Эйвон 0
1957 Пирелли 7 Файерстоун 1 Энглеберт 0 Данлоп 0 Эйвон 0
1958 Данлоп 7 Энглеберт 2 Континентальный 1 Файерстоун 1 Пирелли 0 Эйвон 0
1959 Данлоп 8 Файерстоун 1 Эйвон 0
1960 Данлоп 9 Файерстоун 1
1961 Данлоп 8
1962 Данлоп 9
1963 Данлоп 10
1964 Данлоп 10 Гудиер 0
1965 Данлоп 9 Гудиер 1
1966 Гудиер 4 Данлоп 3 Файерстоун 2
1967 Файерстоун 6 Гудиер 5 Данлоп 0
1968 Файерстоун 6 Гудиер 3 Данлоп 3
1969 Данлоп 6 Гудиер 3 Файерстоун 2
1970 Файерстоун 10 Данлоп 2 Гудиер 1
1971 Гудиер 7 Файерстоун 4
1972 Файерстоун 7 Гудиер 5
1973 Гудиер 15 Файерстоун 0
1974 Гудиер 15 Файерстоун 0
1975 Гудиер 14 Файерстоун 0
1976 Гудиер 16 Данлоп 0 Бриджстоун 0
1977 Гудиер 17 Данлоп 0 Бриджстоун 0 Мишлен 0
1978 Гудиер 11 Мишлен 5
1979 Гудиер 8 Мишлен 7
1980 Гудиер 11 Мишлен 3
1981 Мишлен 13 Гудиер 2 Эйвон 0 Пирелли 0
1982 Гудиер 8 Мишлен 8 Пирелли 0 Эйвон 0
1983 Мишлен 9 Гудиер 6 Пирелли 0
1984 Мишлен 14 Гудиер 2 Пирелли 0
1985 Гудиер 15 Пирелли 1
1986 Гудиер 15 Пирелли 1
1987 Гудиер 16
1988 Гудиер 16
1989 Гудиер 16 Пирелли 0
1990 Гудиер 16 Пирелли 0
1991 Гудиер 15 Пирелли 1
1992 Гудиер 16
1993 Гудиер 16
1994 Гудиер 16
1995 Гудиер 17
1996 Гудиер 16
1997 Гудиер 17 Бриджстоун 0
1998 Бриджстоун 9 Гудиер 7
1999 Бриджстоун 16
2000 Бриджстоун 17
2001 Бриджстоун 13 Мишлен 4
2002 Бриджстоун 15 Мишлен 2
2003 Бриджстоун 9 Мишлен 7
2004 Бриджстоун 15 Мишлен 3
2005 Мишлен 18 Бриджстоун 1
2006 Мишлен 9 Бриджстоун 9
2007 Бриджстоун 17
2008 Бриджстоун 18
2009 Бриджстоун 17
2010 Бриджстоун 19
2011 Пирелли 19
2012 Пирелли 20
2013 Пирелли 19
2014 Пирелли 19
2015 Пирелли 19
2016 Пирелли 21
2017 Пирелли 20
2018 Пирелли 21
2019 Пирелли 21
2020 Пирелли 17
2021 Пирелли 22
2022 Пирелли 22
2023 Пирелли 22
2024 Пирелли 14

Сортировано по количеству выигранных гонок. Производитель, участвующий в конкурсе в 2024 году, выделен жирным шрифтом . Эти результаты верны по состоянию на Гран-при Бельгии 2024 года .

Поз. Производитель Времена года [38] Начинается Победы % Подошва
поставщик
Первая победа Последняя победа Чемпионаты мира
Драйверы Констр.
1 Соединенные Штаты Гудиер 1964 1998 494 368 74.49% 113 [39] Гран-при Мексики 1965 года. Гран-при Италии 1998 года. 24 26
2 Италия Пирелли 1950 1958
1981 1986
1989 1991
2011 – настоящее время
475 [40] 320 67.37% 275 [41] Гран-при Великобритании 1950 года. Гран-при Бельгии 2024 года 19 13
3 Япония Бриджстоун 1976 1977
1997 2010 [42]
244 175 71.72% 116 [43] Гран-при Австралии 1998 года. Гран-при Абу-Даби 2010. 11 11
4 Франция Мишлен 1977 1984
2001 2006
215 102 47.44% 0 Гран-при Бразилии 1978 года. Гран-при Японии 2006 года. 6 4
5 Великобритания Данлоп 1950 1970
1976 1977
175 83 47.42% 37 [44] Гран-при Монако 1958 года. Гран-при Бельгии 1970 года. 8 9
6 Соединенные Штаты Файерстоун 1950 1960
1966 1975
121 48 40.49% 11 [45] 1950 Индианаполис 500 Гран-при Италии 1972 года. 4 3
7 Германия Континентальный 1954 1955
1958
13 10 76.92% 0 Гран-при Франции 1954 года. Гран-при Аргентины 1958 года. 2 0
8 Бельгия Энглеберт 1950 1958 61 8 13.11% 0 Гран-при Монако 1955 года. Гран-при Великобритании 1958 года. 2 0
9 Великобритания Эйвон 1954 1958
1981 1982
29 0 0.00% 0 Н/Д Н/Д 0 0
  1. ^ Перейти обратно: а б «Эволюция гоночных шин» . Стаки Тайрс . Проверено 17 ноября 2018 г.
  2. ^ Эрнст, Курт (12 августа 2013 г.). «Монжуик, 1971 год: Когда Формула-1 встретила гоночные слики» . Хеммингс Дейли . Проверено 1 мая 2019 г.
  3. ^ «Феррари 312Т» . f1technical.net . Проверено 7 ноября 2019 г.
  4. ^ «Феррари Ф1 87-88» . f1technical.net . Проверено 17 ноября 2018 г.
  5. ^ «Правила и статистика Формулы-1 1990–1999» . f1technical.net . Январь 2009 года . Проверено 6 ноября 2019 г.
  6. ^ «Автогонки: Goodyear покинет Формулу-1 через 30 лет» . Независимый . 20 ноября 1997 года . Проверено 26 января 2022 г.
  7. ^ Де Гроот, Стивен (3 июля 2008 г.). «Использование шин в Формуле-1» . f1technical.net . Проверено 6 декабря 2016 г.
  8. ^ ФИА (13 июля 2007 г.). «Формула-1 – Спортивный регламент – 2007» (PDF) . fia.com . Международная автомобильная федерация. Архивировано (PDF) из оригинала 29 января 2019 года . Проверено 11 августа 2019 г.
  9. ^ ФИА (22 февраля 2008 г.). «Формула-1 – Технический регламент – 2008» (PDF) . fia.com . Международная автомобильная федерация. Архивировано (PDF) из оригинала 21 октября 2017 г. Проверено 11 августа 2019 г.
  10. ^ «Формула-1 – Технический регламент – 2009» (PDF) . Международная автомобильная федерация. 11 июля 2008 г. Архивировано (PDF) из оригинала 10 сентября 2008 г. . Проверено 21 ноября 2008 г.
  11. ^ «Мишлен вернется в Формулу-1 в 2001 году» . Автоспорт . Проверено 26 января 2022 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б «Официально официально: Bridgestone подписывает эксклюзивный контракт с Формулой-1» . Автоблог . Проверено 26 января 2022 г.
  13. ^ «Bridgestone отказывается от договора о Формуле-1» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 27 марта 2020 года . Проверено 27 марта 2020 г.
  14. ^ Инглиш, Стивен (2 ноября 2009 г.). «Bridgestone покинет Формулу-1 после 2010 года» . Автоспорт . Проверено 1 мая 2019 г.
  15. ^ Персонал (23 июня 2010 г.). «Шины Pirelli, регулируемые задние крылья среди изменений 2011 года» . Тата Коммуникейшнс . Архивировано из оригинала 21 октября 2012 года . Проверено 24 июня 2010 г.
  16. ^ «Шинный блог» . tyreblog.co.uk . Архивировано из оригинала 21 марта 2016 года . Проверено 6 декабря 2016 г.
  17. ^ ГММ (6 сентября 2010 г.). «В 2011 году в серии GP2 будут использоваться шины Pirelli F1» . Motorsport.com . Проверено 17 ноября 2018 г.
  18. ^ «Правила 2010: техника и спорт» . ZoneF1.com (на французском языке). 2010. Архивировано из оригинала 19 апреля 2016 года . Проверено 11 августа 2019 г.
  19. ^ «Pirelli продлила контракт Формулы-1 с FIA до 2019 года» . Скай Спорт . Проверено 26 января 2022 г.
  20. ^ «Шины Pirelli в сезоне Формулы-1 2011 года будут иметь шесть разных цветов» . [ постоянная мертвая ссылка ] . Пирелли. Проверено 28 марта 2011 г.
  21. ^ "Pirelli опережает Малайзию" . [ постоянная мертвая ссылка ] . 7 апреля 2011 г.
  22. ^ «Новая маркировка шин Pirelli» . Планета Ф1 . Архивировано из оригинала 25 апреля 2011 года . Проверено 28 мая 2011 г.
  23. ^ Паркс, Ян (11 декабря 2015 г.). «Как будут работать правила шин Формулы-1 в 2016 году» . Autosport.com . Проверено 3 июня 2016 г.
  24. ^ «Шины» . Formula1.com . Проверено 10 марта 2019 г.
  25. ^ «В 2011 году в серии GP2 будут использоваться шины Pirelli F1» . Motorsport.com . Проверено 17 ноября 2018 г.
  26. ^ «Розовые шины Hypersoft и оранжевые Superhard пополнят линейку шин Pirelli 2018 года» . Formula1.com . Проверено 23 ноября 2017 г.
  27. ^ «Pirelli представила изменения в дизайне тестовых составов 2019 года» . Formula1.com . Проверено 26 января 2022 г.
  28. ^ «Мишлен: Шины не дефектные, просто непригодные» . Архивировано 30 сентября 2007 года в Wayback Machine . Краш.нет. Проверено 2 декабря 2006 г.
  29. ^ "Bridgestone выиграла у Michelin по поводу USGP '05" . Краш.нет. Архивировано 27 сентября 2007 года в Wayback Machine . Проверено 2 декабря 2006 г.
  30. ^ «Мишлен хочет летать на новых шинах» . ИТВ. Архивировано 29 сентября 2007 года в Wayback Machine . Проверено 5 августа 2006 г.
  31. Стоддарт комментирует Гран-при США» . Motorsport.com. Архивировано 6 июня 2011 года на Wayback Machine . Проверено 5 августа 2006 года.
  32. ^ Перейти обратно: а б Письма между представителями Michelin и Чарли Уайтингом, гоночным директором FIA Формулы-1 . www.newsonf1.net. Проверено 5 августа 2006 г.
  33. ^ «Шины F1 для продвижения «зеленого» движения» . Би-би-си Спорт . Проверено 8 октября 2008 г.
  34. ^ «Pirelli расширяет линейку шин Формулы-1 2023 года шестым составом «C0 » . Racefans.net . 20 ноября 2022 г. Проверено 23 ноября 2022 г.
  35. ^ «Формула-1 изменит формат квалификации в 2023 году» . Autosport.com . 2 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 18 августа 2022 года . Проверено 18 августа 2022 г.
  36. ^ «Шины F1®» . Пирелли . 6 марта 2021 г.
  37. ^ «Pirelli останется эксклюзивным поставщиком шин для Формулы-1 до 2027 года» . Пресс-релиз Формулы 1 . Проверено 12 февраля 2022 г.
  38. ^ Подробная история производителей шин в Формуле 1 www.statsf1.com . Проверено 17 августа 2007 г.
  39. ^ в 1987–1988 годах Формуле и 1992–1996 - 1 Goodyear была единственным поставщиком шин в .
  40. ^ «Пирелли» . СтатистикаF1 . Проверено 23 июня 2024 г.
  41. Pirelli является единственным поставщиком шин в Формуле-1 с начала сезона 2011 года .
  42. Bridgestone поставляла шины в ограниченном количестве на 1976 и Гран-при Японии 1977 годов , а затем на весь сезон с 1997 по 2010 год.
  43. ^ 1 в 1999–2000 годах в и 2007–2010 Формуле - Bridgestone была единственным поставщиком шин .
  44. ^ в 1960–1963 годах Dunlop был единственным поставщиком шин в Формуле- 1 .
  45. ^ Firestone была единственным поставщиком шин на Indianapolis 500 в 1950–1960 годах гонках .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4bdc94ffc62c9740524568292449bdde__1722276240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4b/de/4bdc94ffc62c9740524568292449bdde.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Formula One tyres - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)