Тойота ТФ109
![]() Ярно Трулли за рулем TF109 на Гран-при Испании 2009 года. | |||||||||||
Категория | Формула-1 | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Тойота | ||||||||||
Дизайнер(ы) | Норитоши Араи (Директор по технической координации) Паскаль Васселон (старший генеральный менеджер по шасси) Марк Тэтэм (главный дизайнер) Марк Гиллан (руководитель отдела аэродинамики) | ||||||||||
Предшественник | Тойота ТФ108 | ||||||||||
Преемник | Toyota TF110 (никогда не участвовал в гонках) | ||||||||||
Технические характеристики [ 1 ] | |||||||||||
Шасси | из углеродного волокна и сот. Композитный монокок | ||||||||||
Подвеска (передняя) | Независимая подвеска, торсионные пружины с активацией толкателя | ||||||||||
Подвеска (задняя) | Как спереди | ||||||||||
Двигатель | Toyota RVX-09 2,4 л V8 , безнаддувный , среднерасположенный | ||||||||||
Передача инфекции | Toyota 7 передних передач + 1 задняя, полуавтомат. | ||||||||||
Власть | 740 л.с. при 18 000 об/мин [ 2 ] | ||||||||||
Топливо | Это | ||||||||||
Смазочные материалы | Это | ||||||||||
Шины | Бриджстоун | ||||||||||
История соревнований | |||||||||||
Известные участники | Панасоник Тойота Гонки | ||||||||||
Известные драйверы | 9. ![]() 10. ![]() 10. ![]() | ||||||||||
Дебют | Гран-при Австралии 2009 года. | ||||||||||
Последнее событие | Гран-при Абу-Даби 2009. | ||||||||||
|
Toyota TF109 — Формулы-1 гоночный автомобиль , разработанный Toyota для сезона Формулы-1 2009 года . Шасси было спроектировано Паскалем Васселоном , Марком Тэтэмом и Марком Гилланом , а двигатель проектировали Лука Марморини и Норитоши Араи, курировавшие весь проект. Он был представлен на веб -сайте Toyota 15 января 2009 года, а его дебют на треке состоялся 18 января на автодроме Алгарве . Это был последний автомобиль Формулы-1, разработанный Toyota, поскольку после завершения сезона Формулы-1 2009 года Toyota Motor Corporation объявила о своем решении выйти из Формулы-1. Что касается производительности, машина была чрезвычайно непоследовательной. Он хорошо начал сезон, трижды финишировав на подиуме в первых четырех гонках, опередив команды-соперники благодаря «двухэтажному» диффузору. Однако всего за две гонки TF109 прошел путь от блокировки первого ряда в Бахрейне до блокировки заднего ряда в Монако . С тех пор машина стала неконкурентоспособной, несмотря на несколько проблесков надежды. Сингапур , когда Тимо Глок финишировал вторым, и Япония , когда Ярно Трулли также финишировал вторым. TF109 был последним автомобилем Формулы-1, работавшим на топливе Esso, наряду с Williams FW31 до появления McLaren MP4-30 на чемпионате мира Формулы-1 FIA 2015 года , а также последним автомобилем Формулы-1 небританского производства, работавшим на топливе Esso до Toro Rosso STR12. в сезоне 2017 года .
Предсезонка
[ редактировать ]На гонках Гран-при Австралии и Гран-при Малайзии другие команды подали официальную жалобу на задние диффузоры Williams FW31 , Toyota TF109 и Brawn BGP 001, утверждая, что они являются незаконными. [ 3 ] но после анализа автомобилей FIA сочла машины законными. [ 4 ] Три команды обжаловали это решение, и после долгих раздумий FIA снова признала автомобили «соответствующими применимым правилам». [ 5 ]
Гран-при Австралии
[ редактировать ]После квалификационных сессий стюарды сочли, что заднее крыло TF109 является гибким, превышающим допустимое правилами 2009 года. Таким образом, обе машины были исключены из квалификационной классификации и стартовали с пит-лейна, оснащенные сменными крыльями. [ 6 ] Обе машины завершили гонку, Трулли и Глок пересекли финишную черту третьим и пятым соответственно, однако Трулли получил 25-секундный штраф за обгон Льюиса Хэмилтона во время последнего периода машины безопасности, в результате чего он опустился на 12-е место. [ 7 ] После дальнейшего расследования выяснилось, что Льюис Хэмилтон намеренно пропустил Трулли. Штраф, назначенный Трулли, был отменен, а Хэмилтон впоследствии дисквалифицирован с Гран-при Австралии. Отстранение Хэмилтона было основано на дезинформации, предоставленной командой McLaren во время первоначального расследования. [ нужна ссылка ]
Ярно Трулли
[ редактировать ]Ярно Трулли отлично начал сезон с третьего места, а затем уверенно финишировал в Малайзии. Однако Китай увидел трудности для Ярно после того, как Роберт Кубица столкнулся с ним. Трулли был на поул-позиции на Гран-при Бахрейна 2009 года , но смог занять только третье место. От Испании до Сингапура Ярно и Toyota показали смешанные результаты, некоторые из которых были трудными, как в Испании, где он вылетел из строя на первом круге. В Японии он вернулся на подиум, опередив Льюиса Хэмилтона на остановках.
Тимо Глок
[ редактировать ]Во втором сезоне Тимо Глок занял четвертое и третье места в начале сезона. Однако, лидировав в первом повороте в Бахрейне, Тимо боролся в Европе, прежде чем занять второе место в Сингапуре после Хэмилтона. В Японии он получил серьезную травму ноги после аварии во время квалификации, что означало, что он выбыл из строя до конца сезона.
Камуи Кобаяши
[ редактировать ]Камуи Кобаяши провел большую часть 2009 года в серии GP2 и был тест-пилотом Toyota, прежде чем приступил к управлению автомобилем в Бразилии . Он произвел большое впечатление после того, как отправил Кадзуки Накадзиму с Гран-при Бразилии. В Абу-Даби он набрал свои первые очки Формулы-1 во второй гонке Формулы-1, упорно сражаясь с Дженсоном Баттоном своего товарища по команде Ярно Трулли и победив в гонке .
Позднее использование
[ редактировать ]
Производитель шин Pirelli использовал шасси TF109 в 2010–2011 годах в качестве тестового автомобиля при разработке шин. Ник Хайдфельд , Педро де ла Роса , Ромен Грожан и Лукас ди Грасси протестировали шины перед тем, как они вернулись в спорт в 2011 году . [ 8 ] Renault R30 заменил TF109 в качестве тестового автомобиля Pirelli в 2012 году.
Полные результаты Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Двигатель | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | Очки | ВСЦ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2009 | Панасоник Тойота Гонки | Тойота РВХ-09 V8 | Б | ИЗ | ТОЛЬКО | Китай | БХР | ESP | МОЙ | ДОЛЖЕН | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | евро | БЕЛ | ОНА | ГРЕХ | Япония | ХОРОШИЙ | АБУ | 59.5 | 5-е место | |
![]() |
3 | 4 ‡ | Верно | 3 | Верно | 13 | 4 | 7 | 17 | 8 | 13 | Верно | 14 | 12 | 2 | Верно | 7 | ||||||
![]() |
4 | 3 ‡ | 7 | 7 | 10 | 10 | 8 | 9 | 9 | 6 | 14 | 10 | 11 | 2 | DNS | ||||||||
![]() |
PO | 9 | 6 |
‡ Половина очков начисляется за прохождение менее 75% дистанции гонки.
Фотографии
[ редактировать ]-
Ярно Трулли тестирует TF109 в Хересе в марте 2009 года.
-
Спорный диффузор TF109.
-
Камуи Кобаяши за рулем TF109 на Гран-при Абу-Даби 2009 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Автомобиль Формулы-1: Технические характеристики» . toyota-f1.com. 15 января 2009 г. Архивировано из оригинала 1 февраля 2009 года . Проверено 15 января 2009 г.
- ^ statsf1.com/en/toyota-motor.aspx
- ↑ Официальная жалоба на диффузоры, заархивированная 30 марта 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ «Установлена дата подачи апелляции на диффузор F1» . 28 марта 2009 г. – через bbc.co.uk.
- ^ FIA считает диффузоры законными BBC Sport. 15 апреля 2009 г. 15 апреля 2009 г.
- ^ «Toyotas исключены из квалификации» . 28 марта 2009 г. – через bbc.co.uk.
- ^ Трулли теряет подиум из-за нарушения правил использования машины безопасности
- ^ Элизальде, Пабло (17 августа 2010 г.). «Хайдфельд выпущен Mercedes GP» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 17 августа 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]