Полуавтоматическая коробка передач
Полуавтоматическая трансмиссия — это многоступенчатая трансмиссия , часть ее работы автоматизирована (обычно приведение в действие сцепления ) , но для запуска автомобиля с места и ручного переключения передач по-прежнему требуется участие водителя. Полуавтоматические коробки передач почти исключительно использовались в мотоциклах и основаны на обычных механических коробках передач или последовательных механических коробках передач , но используют автоматическую систему сцепления. Но некоторые полуавтоматические трансмиссии также созданы на основе стандартных гидравлических автоматических трансмиссий с гидротрансформаторами и планетарными передачами . [1] [2]
Названия конкретных типов полуавтоматических трансмиссий включают механическую коробку передач без сцепления , [3] авто-ручной , [4] [5] автоматическое сцепление ручное , [6] [7] и подрулевые трансмиссии. [8] [9] [10] Эти системы облегчают переключение передач для водителя, автоматически управляя системой сцепления, обычно с помощью переключателей , которые запускают привод или сервопривод , при этом водителю по-прежнему требуется переключение передач вручную. В этом отличие от коробки передач с преселектором , в которой водитель выбирает следующее передаточное число и нажимает на педаль, но переключение передач внутри трансмиссии происходит автоматически.
Впервые полуавтоматические трансмиссии были использованы в автомобилях, их популярность возросла в середине 1930-х годов, когда их предложили несколько американских производителей автомобилей. Менее распространенные, чем традиционные гидравлические автоматические трансмиссии, полуавтоматические трансмиссии, тем не менее, доступны на различных моделях автомобилей и мотоциклов и продолжают производиться на протяжении всего 21 века. Полуавтоматические трансмиссии с подрулевыми переключателями использовались в различных гоночных автомобилях и впервые были представлены для управления электрогидравлическим механизмом переключения передач болида Ferrari 640 Формулы-1 в 1989 году. В настоящее время эти системы используются на различных топовых автомобилях. ярусные классы гоночных автомобилей; включая Формулу-1 , IndyCar и автогонки . Другие области применения включают мотоциклы, грузовики, автобусы и железнодорожные транспортные средства .
Конструкция и эксплуатация
[ редактировать ]Полуавтоматика облегчает переключение передач , устраняя необходимость нажимать педаль сцепления или рычаг одновременно с переключением передач. Большинство автомобилей с полуавтоматической коробкой передач не оснащены стандартной педалью сцепления, поскольку сцепление управляется дистанционно. Точно так же большинство мотоциклов с полуавтоматической коробкой передач не оснащены обычным рычагом сцепления на руле .
Безмуфтовые механические коробки передач
[ редактировать ]Большинство полуавтоматических трансмиссий основаны на обычной механической коробке передач. Они могут быть частично автоматизированными трансмиссиями. Когда сцепление становится автоматизированным, трансмиссия становится полуавтоматической. Однако эти системы по-прежнему требуют от водителя ручного выбора передачи. Этот тип трансмиссии называется механической коробкой без сцепления или автоматизированной механической коробкой передач .
Большинство полуавтоматических трансмиссий в старых легковых автомобилях сохраняют обычный рычаг переключения передач H-образной формы, как в механической коробке передач; Точно так же полуавтоматические трансмиссии на старых мотоциклах сохраняют обычный ножной рычаг переключения передач, как на мотоцикле с полностью механической коробкой передач. Однако полуавтоматические системы в новых мотоциклах, гоночных автомобилях и других типах транспортных средств часто используют такие методы выбора передачи, как подрулевые лепестки рядом с рулевым колесом или триггеры рядом с рулем . [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17]
На протяжении многих лет для привода сцепления использовалось несколько различных форм автоматизации: от гидравлических , пневматических и электромеханических до вакуумных . [18] электромагнитные и даже центробежные муфты . Гидромуфты (чаще всего и ранее использовавшиеся в ранних автоматических трансмиссиях) также использовались различными производителями, обычно вместе с какой-либо формой механического фрикционного сцепления, чтобы предотвратить остановку автомобиля при остановке или на холостом ходу .
Типичная конструкция полуавтоматической трансмиссии может работать с использованием датчиков Холла или микропереключателей для определения направления требуемого переключения при использовании рычага переключения передач. Выходные данные этих датчиков в сочетании с выходными данными датчика, подключенного к коробке передач , который измеряет ее текущую скорость и передачу, подаются в блок управления коробкой передач , электронный блок управления , блок управления двигателем или микропроцессор . [19] [20] или другой тип электронной системы управления. Затем эта система управления определяет оптимальные моменты времени и крутящий момент, необходимые для плавного включения сцепления.
Электронный блок управления приводит в действие привод, который плавно включает и выключает сцепление. В некоторых случаях сцепление приводится в действие серводвигателем, соединенным с зубчатым механизмом линейного привода , который через гидроцилиндр, наполненный гидравлической жидкостью из тормозной системы , выключает сцепление. В других случаях внутренний привод сцепления может быть полностью электрическим, когда привод главного сцепления приводится в действие электродвигателем или соленоидом , или даже пневматическим, где привод главного сцепления представляет собой пневматический привод , который выключает сцепление.
Механическая система без сцепления, получившая название Autostick , представляла собой полуавтоматическую коробку передач, представленную Volkswagen в 1968 модельном году. Продаваемая как Volkswagen Automatic Stickshift , обычная трехступенчатая механическая коробка передач была соединена с вакуумной автоматической системой сцепления. Верхняя часть рычага переключения передач была предназначена для нажатия и активации электрического переключателя, то есть при прикосновении руки водителя. При нажатии переключателя срабатывал 12-вольтовый соленоид , который, в свою очередь, приводил в действие вакуумный привод сцепления, тем самым отключая сцепление и позволяя переключаться между передачами. Когда рука водителя убирается с рычага переключения передач, сцепление снова включается автоматически. Трансмиссия также оснащалась гидротрансформатором, позволяющим автомобилю работать на холостом ходу как на автомате, а также останавливаться и трогаться с места на любой передаче. [21] [22] [23]
Автоматизированные механические коробки передач
[ редактировать ]Начиная с конца 1990-х годов производители автомобилей представили то, что сейчас называется автоматизированной механической коробкой передач (АМТ), которая механически аналогична более ранним системам механической коробки передач без сцепления и берет свое начало от них. AMT функционирует так же, как старые полуавтоматические и механические коробки передач без сцепления, но с двумя исключениями; он может автоматически управлять сцеплением и переключением передач и не использует гидротрансформатор. Переключение передач осуществляется либо автоматически с помощью блока управления коробкой передач (TCU), либо вручную с помощью ручки переключения передач или подрулевых переключателей, установленных за рулевым колесом. AMT сочетают в себе топливную экономичность механических коробок передач с легкостью переключения автоматических коробок передач. Их самым большим недостатком является плохой комфорт переключения передач из-за отключения механического сцепления TCU, что легко заметно по «тряске». [ нужна ссылка ] Некоторые производители трансмиссий пытались решить эту проблему, используя кольца синхронизаторов увеличенного размера и не полностью раскрывая сцепление во время переключения передач - это теоретически работает, но по состоянию на 2007 год не было ни одного серийного автомобиля с такими функциями. [ нужно обновить ] В легковых автомобилях современные АМТ вообще имеют шесть скоростей (хотя у некоторых и семь) и довольно длинную передачу. В сочетании с программой интеллектуального переключения передач это может значительно снизить расход топлива. В целом существует два типа AMT: интегрированные AMT и дополнительные AMT. Интегрированные AMT были разработаны как специализированные AMT, тогда как дополнительные AMT представляют собой преобразование стандартных механических коробок передач в AMT. [ нужна ссылка ]
Автоматизированная механическая коробка передач может включать полностью автоматический режим, при котором водителю вообще не нужно переключать передачи. [24] Эти трансмиссии можно охарактеризовать как стандартную механическую коробку передач с автоматическим сцеплением и автоматическим управлением переключением передач, что позволяет им работать так же, как традиционные автоматические трансмиссии. TCU автоматически переключает передачи, если, например, двигатель находится в режиме «красной линии» . АМТ можно переключить в ручной режим без сцепления, в котором можно переключать повышенную или пониженную передачу с помощью селектора переключения передач, установленного на консоли , или подрулевых переключателей. [25] Имеет более низкую стоимость, чем обычные автоматические коробки передач. [26]
Автоматическую механическую коробку передач (торговые названия включают SMG-III ) не следует путать с « механической » автоматической коробкой передач (продаваемой под такими торговыми марками, как Tiptronic , Steptronic , Sportmatic и Geartronic ). Хотя на первый взгляд эти системы кажутся похожими, в мануматике используется гидротрансформатор, как в автоматической коробке передач, вместо сцепления, используемого в автоматизированной механической коробке передач. Автоматизированное руководство может дать водителю полный контроль над выбором передачи, тогда как ручное управление отклонит запрос на переключение передачи, что может привести к остановке двигателя (из-за слишком низких оборотов в минуту ) или превышению оборотов. [24] Автоматический режим автоматизированной механической коробки передач на низких или частых оборотах старта менее плавный, чем у мануматика и других автоматических коробок передач. [27]
Секвентальные механические коробки передач
[ редактировать ]Некоторые полуавтоматические трансмиссии, используемые на мотоциклах и гоночных автомобилях, на самом деле механически основаны на секвентальных механических трансмиссиях . В полуавтоматических трансмиссиях мотоциклов обычно отсутствует рычаг сцепления, но сохраняется обычный ножной рычаг переключения передач с пяткой и носком. [28] [29] [30] [31] [32] [33]
Полуавтоматические трансмиссии мотоциклов основаны на обычных последовательных механических трансмиссиях и обычно используют центробежное сцепление . [34] На холостом ходу двигатель отсоединяется от первичного вала коробки передач, позволяя и ему, и мотоциклу двигаться на выбеге отсутствует проскальзывание на холостом ходу , в отличие от гидротрансформаторной автоматики, при правильно отрегулированном центробежном сцеплении . По мере увеличения частоты вращения двигателя противовесы внутри узла сцепления постепенно поворачиваются наружу, пока не начнут соприкасаться с внутренней частью внешнего корпуса и передавать все большую мощность и крутящий момент двигателя. Эффективная «точка укуса» или «точка укуса». [35] находится автоматически по равновесию, при котором мощность, передаваемая через (все еще проскальзывающую) муфту, равна мощности, которую может обеспечить двигатель. Это позволяет относительно быстро взлетать с полностью открытой дроссельной заслонкой (со сцеплением, отрегулированным так, чтобы двигатель работал на максимальном крутящем моменте) без замедления или застревания двигателя, а также более спокойный старт и маневры на низкой скорости при более низких оборотах газа и оборотах .
Использование в легковых автомобилях
[ редактировать ]1900–1920-е гг.
[ редактировать ]
В 1901 году Амеде Болле разработала метод переключения передач, который не требовал использования сцепления и приводился в действие с помощью кольца, установленного внутри рулевого колеса. [36] Одной из машин, использовавших эту систему, была Bollée Type F Torpedo 1912 года.
1930–1940-е годы
[ редактировать ]До появления первой серийной гидравлической автоматической коробки передач ( General Motors Hydra-Matic ) в 1940 году несколько американских производителей предлагали различные устройства для уменьшения требуемого усилия сцепления или переключения передач. [37] Эти устройства были предназначены для уменьшения сложности управления несинхронизированными механическими коробками передач , или «аварийными коробками передач», которые обычно использовались, особенно при движении с остановкой и стартом.
Ранним шагом к автоматизированным трансмиссиям стала модель REO Self-Shifter 1933–1935 годов. [38] [39] [40] [41] который автоматически переключался между двумя передними передачами в режиме «вперед» (или между двумя более короткими передаточными числами в режиме «аварийно-низкий»). Старт с места требовал от водителя использования педали сцепления. Self-Shifter впервые появился в мае 1933 года и предлагался в стандартной комплектации для Royale и в качестве опции для Flying Cloud S-4. [42]
В 1937 году четырехступенчатая автоматическая безопасная коробка передач Oldsmobile была представлена на моделях Oldsmobile Six и Oldsmobile Eight. [38] В нем использовалась планетарная передача с педалью сцепления для трогания с места и переключения между «низким» и «высоким» диапазонами. [43] [44] [45] Автоматическая безопасная коробка передач была заменена полностью автоматической Hydra-Matic в модели 1940 года. [46] [47]
1938–1939 годов Buick Special был доступен с другой 4-ступенчатой полуавтоматической коробкой передач Self-Shifter. [48] [49] [50] в котором использовалось ручное сцепление для трогания с места и автоматическое сцепление для переключения передач.
1941 года Коробка передач Chrysler M4 Vacamatic представляла собой двухступенчатую механическую коробку передач со встроенным понижающим приводом, традиционным ручным сцеплением и гидромуфтой между двигателем и сцеплением. [51] [52] [53] Двухскоростная коробка передач имела «высокий» и «низкий» диапазоны, а сцепление использовалось, когда водитель хотел переключиться между диапазонами. При обычном вождении водитель должен нажать на сцепление, выбрать верхний диапазон, а затем отпустить сцепление. Как только педаль акселератора будет нажата, гидромуфта включится, и автомобиль начнет двигаться вперед, при этом понижающая передача будет включена, чтобы обеспечить более низкое передаточное число. На скорости 15–20 миль в час (24–32 км/ч) водитель отпускал педаль газа, и понижающая передача отключалась. На смену Vacamatic пришла аналогичная трансмиссия M6 Presto-Matic 1946 модельного года.
Подобные конструкции использовались для Hudson Drive-Master 1941–1950 годов. [54] [55] и злополучный Lincoln Liquimatic 1942 года выпуска. [56] [57] Оба они сочетали в себе трехступенчатую механическую коробку передач с автоматическим переключением между 2-й и 3-й передачами вместо понижающей передачи Vacamatic.
Packard Electro-Matic, представленный в 1941 году на Packard Clipper и Packard 180 , представлял собой раннюю механическую коробку передач без сцепления, в которой использовалось традиционное фрикционное сцепление с автоматическим вакуумным управлением, которое контролировалось положением акселератора.
1950–1960-е годы
[ редактировать ]Ручная система Automotive Products , доступная на Ford Anglia 100E 1953 года , представляла собой систему автоматического сцепления с вакуумным приводом, которая приводилась в действие переключателем, который срабатывал при каждом перемещении рычага переключения передач. Система могла управлять тросом дроссельной заслонки (чтобы поддерживать обороты двигателя на оборотах, необходимых для переключения передач) и изменять скорость включения сцепления. [58] Последующая система Newtondrive, доступная на Ford Anglia 1957–1958 годов, также имела возможность управления воздушной заслонкой . Подобным продуктом была немецкая система автоматического сцепления Saxomat , которая была представлена в середине 1950-х годов и доступна на различных европейских автомобилях. [59]
В Citroën DS , представленном в 1955 году, использовалась гидравлическая система с гидравлическим регулятором скорости и устройством повышения холостого хода для выбора передач и управления обычным сцеплением. Это позволяло переключать передачи без сцепления с помощью одного селектора, установленного на рулевой колонке , в то время как водитель одновременно нажимал на педаль газа, чтобы переключить передачу. В США эту систему прозвали Citro-Matic.
В 1962 модельном году компания American Motors представила систему E-Stick, которая устранила педаль сцепления в Rambler American со стандартной трехступенчатой механической коробкой передач. [60] Это автоматическое сцепление использовало давление моторного масла в качестве источника гидравлики и было доступно менее чем за 60 долларов. [61] По сравнению с полностью автоматическими трансмиссиями того времени, E-Stick обеспечивала экономию топлива за счет ручного переключения передач с вакуумными и электрическими переключателями, управляющими сцеплением. Трехступенчатая коробка передач E-Stick предлагалась на более крупных моделях Rambler Classic вместе с повышающей передачей. [62] Система была доступна только с 6-цилиндровыми двигателями, а отсутствие сцепления оказалось непопулярным, поэтому после 1964 года ее сняли с производства. [63]
1967 года Volkswagen WSK ( Wandlerschaltkupplungsgetriebe ; английский: коробка передач с гидротрансформатором и сцеплением ), использовавшаяся в Beetle , Type 3 и Karmann Ghia , была одной из первых коробок передач такого типа с автоматическим механическим сцеплением и гидротрансформатором. Он также был известен как Autostick . Переключение передач осуществлялось водителем вручную. Автоматическое механическое сцепление позволяло автомобилю ускоряться с места, а гидротрансформатор позволял делать это на любой передаче. Гася вибрацию двигателя и обеспечивая увеличение крутящего момента, она функционировала как своего рода «редуктор», поэтому настоящей механической коробке передач требовалось только три передачи вперед (вот почему обычные автоматические трансмиссии с гидротрансформаторами обычно имеют меньше передач, чем механические трансмиссии). У WSK не было «первой» передачи; вместо этого первая передача была преобразована в передачу заднего хода, а вторая передача была обозначена как первая (третья и четвертая передачи соответственно были обозначены как вторая и третья). [64]
Трансмиссия Chevrolet Torque-Drive , представленная на автомобилях Chevrolet Nova и Camaro 1968 года , является одним из немногих примеров, когда полуавтоматическая трансмиссия была основана на обычной гидравлической автоматической коробке передач (а не на стандартной механической коробке передач). Torque-Drive по сути представлял собой двухступенчатую автоматическую коробку передач Powerglide без вакуумного модулятора, требующую от водителя вручную переключать передачи между «Низкой» и «Высокой». Индикатор квадранта на автомобилях Torque-Drive был «Park-RN-Hi-1st». Водитель заводил машину на «1-й позиции», а затем, когда хотел, переводил рычаг в положение «Привет». Производство Torque-Drive было прекращено в конце 1971 года и заменено традиционной гидравлической автоматической коробкой передач. Другими примерами полуавтоматических трансмиссий, основанных на гидравлической автоматике, были 3-ступенчатая полуавтоматическая трансмиссия Ford, используемая в Ford Maverick 1970–1971 годов , ранние версии Hondamatic 2-ступенчатой и 3-ступенчатой трансмиссии 1972–1988 годов, а также Daihatsu. Двухступенчатая коробка передач Diamatic, использовавшаяся в 1985–1991 гг. Дайхацу Шарада .
Другие примеры
[ редактировать ]
Годы | Имя | Примечания |
---|---|---|
1953–1954 | Плимут Хай-Драйв | Гидротрансформатор добавлен к 3-ступенчатой механической коробке передач, чтобы можно было ездить только на высшей передаче (чтобы избежать использования ручного сцепления). |
1956–1963 | Рено Ферлек | Автоматическая электромагнитная муфта. Используется в Рено Дофин . [65] [66] |
1957–1961 | Мерседес-Бенц Гидрак | Автоматическое вакуумное сцепление и гидромуфта для запуска с места. [67] |
1959–???? | Citroën Траффи-Сцепление | Автоматическое центробежное сцепление. Используется в Citroën 2CV , Citroën Traction Avant и Citroën Dyane . |
1965–1990 | VEB Заксенринг Гикомат | Автоматическое электрогидравлическое сцепление. Используется в Трабанте 601 . |
1966–???? | Симка. Автоматическое сцепление | Автоматическое сцепление плюс гидротрансформатор. Используется в Simca 1000 . [68] [69] [70] [71] |
1967–1977 | NSU автоматическое сцепление | Автоматическое вакуумное сцепление плюс гидротрансформатор. Используется в НГУ Ро 80 . |
1967–1976 | Порше Спортоматик | Автоматическое вакуумное сцепление плюс гидротрансформатор. Используется в Porsche 911 . [72] [73] |
1968–1971 | Субару Автосцепление | Автоматическая электромагнитная муфта. [74] Используется в Субару 360 . [75] |
1968–1976 | Фольксваген Автомобильная палка | Автоматическое электропневматическое сцепление плюс гидротрансформатор. Используется в Volkswagen Beetle и Volkswagen Karmann Ghia . [76] |
1971–1980 | Ситроен С-матик | Автоматическое сцепление плюс гидротрансформатор. Используется в Citroën GS и Citroën CX . Первоначально в моделях GS назывался Convertisseur. |
1991–1993 | Феррари Валео | Автоматическое электромеханическое сцепление. Используется в Ferrari Mondial t . [77] [78] |
1992–1998 | РУФ ЭКС | Автоматическое электрогидравлическое сцепление. Используется в БТР Руф. [79] и Руф БТР2 . |
1993–1998 | Получить Сенсоник | Автоматическое электрогидравлическое сцепление. [80] [81] Используется в Saab 900 NG . |
2020 – настоящее время | Хендай / Киа iMT | Автоматическое электрогидравлическое сцепление. Используется в Hyundai Venue , Hyundai i20 и Kia Sonet . Схема переключения передач аналогична схеме переключения передач в автомобиле с полностью механической коробкой передач, в отличие от АМТ с только последовательным переключением передач. [82] |
Использование в мотоциклах
[ редактировать ]Ранним примером полуавтоматической мотоциклетной трансмиссии было использование автоматического центробежного сцепления в начале 1960-х годов чехословацким производителем Jawa Moto . [83] Их конструкция была использована без разрешения в Honda Cub 50 1965 года , в результате чего Ява подал в суд на Honda за нарушение патентных прав , а Honda согласилась выплатить гонорары за каждый мотоцикл, использующий эту конструкцию. [83]
Другие полуавтоматические трансмиссии, используемые в мотоциклах, включают:
- Honda от Двухскоростная трансмиссия Hondamatic , оснащенная гидротрансформатором (который разделяет свое название с несколькими полностью автоматическими трансмиссиями), которая использовалась в CB750A 1976 года , CB400A Hawk 1977 года , CM400A 1978 года и CM450A 1982 года . [84] [85] [86] [87] [88]
- Те, кто ездят на различных минибайках , включая Amstar Nostalgia 49, [89] Хонда CRF50F, [90] Серия Z и серия ST , Kawasaki KLX-110, KLX-110R, [91] [92] [93] [94] и KSR110 , КТМ 65 SX , [33] Сузуки ДР-З50, [95] ДР-З70, [96] [97] [98] [99] и ДР-З125 , [100] [101] ССР СР110ТР, [102] и Ямаха ТТ-Р50Е. [103]
- Yamaha использовала автоматическую систему сцепления под названием YCCS на таких мотоциклах, как спортивно-туристический Yamaha FJR1300 AE 2006 года выпуска. [104] Эту систему можно переключать либо с помощью рычага в традиционном положении рядом с левой ногой, либо с помощью переключателя, доступного для левой руки, где рычаг сцепления находится на традиционных мотоциклах.
- На Can-Am Spyder Roadster установлены 5- и 6-ступенчатые коробки передач SE5 и SE6. [105]
- Те, что стояли на нескольких скудных мотоциклах 1970-х годов; Suzuki FR50 , Suzuki FR80 и Yamaha Townmate использовали 3-ступенчатую коробку передач с пяточным переключением передач.
- В некоторых высокопроизводительных спортивных мотоциклах используется система переключения передач с установленным на руле триггером, подрулевым переключателем или кнопкой, а также автоматически управляемым сцеплением. [13] [106] [107]
- Некоторые мотоциклы для бездорожья используют эту систему, которую иногда называют трансмиссией с автоматическим сцеплением. [31] [29] [32] К ним относится Honda CRF110F. [108] [109] и Ямаха ТТ-Р110Е. [6] [110] [111] Традиционный мотоциклетный ножной рычаг переключения передач сохраняется, но ручной рычаг сцепления больше не требуется. [112] [6] Полуавтоматические трансмиссии на мотоциклах для бездорожья можно назвать «автоматическими», несмотря на отсутствие автоматического переключения передач. [113]
Использование в автоспорте
[ редактировать ]Полуавтоматические коробки передач в гоночных автомобилях обычно управляются подрулевыми переключателями, подключенными к специальному блоку управления коробкой передач.
Первой машиной Формулы-1 , в которой использовалась полуавтоматическая коробка передач, была Ferrari 640 1989 года . [36] [114] Для управления сцеплением и переключения передач использовались гидравлические приводы и электрические соленоиды , а переключение передач осуществлялось с помощью двух подрулевых лепестков, установленных за рулевым колесом. Другой подрулевой переключатель на руле управлял сцеплением, которое было необходимо только при трогании с места. [115] Автомобиль выиграл свою дебютную гонку на Гран-при Бразилии , но большую часть сезона страдал от проблем с надежностью. [116] Другие команды начали переходить на аналогичные полуавтоматические трансмиссии; 1991 года Williams FW14 был первым, кто использовал механизм последовательного вращения барабана (аналогичный тем, которые используются в трансмиссиях мотоциклов ), что позволило создать более компактную конструкцию, требующую только одного привода для вращения барабана и переключения передач. Дальнейшее развитие стало возможным благодаря вскоре после этого внедрению электронного управления дроссельной заслонкой , которое позволило автомобилю автоматически согласовывать обороты при переключении на пониженную передачу. [117] К 1993 году большинство команд использовали полуавтоматические коробки передач. Последний автомобиль Формулы-1, оснащенный традиционной механической коробкой передач, Forti FG01 , участвовал в гонках в 1995 году. [118]
Из-за опасений по поводу того, что автомобили Формулы-1 могут автоматически переключать передачи без участия водителя, в 1994 году было введено обязательное программное обеспечение. [119] это гарантировало, что переключение передач происходило только по указанию водителя. Предварительно запрограммированные, управляемые компьютером, полностью автоматические переключения вверх и вниз были вновь введены и разрешены с 2001 года того года , а также были разрешены с Гран-при Испании , но были снова запрещены в 2004 году . [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] Кнопки на рулевом колесе для непосредственного переключения на определенную передачу (вместо последовательного переключения с помощью подрулевых лепестков) разрешены. [ нужна ссылка ] 2005 года Minardi PS05 , Renault R25 и Williams FW27 были последними автомобилями Формулы-1, использовавшими 6-ступенчатую коробку передач до перехода на обязательную 7-ступенчатую коробку передач в сезоне 2006 года . С сезона 2014 года на автомобилях Формулы-1 в настоящее время используются обязательные 8-ступенчатые коробки передач с подрулевыми переключателями.
ныне несуществующая серия автомобилей CART Champ Car Series перешла с последовательной системы переключения рычагов на 7-ступенчатую систему с подрулевыми переключателями В сезоне 2007 года . Эта трансмиссия была представлена на новом шасси Panoz DP01, выпущенном в 2007 году .
Конкурирующая серия IndyCar представила свою 6-ступенчатую полуавтоматическую систему подрулевого переключения передач в сезоне 2008 года , также заменив предыдущую секвентальную коробку передач с рычажным переключением, представленную на шасси Dallara IR-05 в 2008 году. [128] IndyCars в настоящее время использует секвентальную коробку передач Xtrac P1011, в которой используется полуавтоматическая система переключения передач с подрулевыми лепестками, поставляемая Mega-Line, под названием AGS (Assisted Gearshift System). В AGS используется пневматический привод переключения передач и сцепления, управляемый внутренним блоком управления трансмиссией. [129] [130] [131] [132] [133]
В чемпионатах FIA Формулы 2 и Формулы 3 в настоящее время используются 6-ступенчатые секвентальные коробки передач с электрогидравлическим управлением с помощью подрулевых переключателей. Для запуска автомобилей используется ручное управление многодисковыми системами сцепления через рычаг за рулем.
В настоящее время в DTM используется 6-ступенчатая секвентальная коробка передач Hewland DTT-200 с подрулевыми лепестками переключения передач, которая была представлена в сезоне 2012 года после нового изменения правил. Эта новая система заменила старую последовательную коробку передач с рычажным переключением, которая использовалась в течение предыдущих 12 сезонов (с 2000 года ).
Использование в других транспортных средствах
[ редактировать ]Другие известные области применения полуавтоматических трансмиссий включают:
- В 1940-1960-х годах на многих небольших маневровых тепловозах использовались эпициклические полуавтоматические трансмиссии. Например, British Rail Class 03 и British Rail Class 04 использовали трансмиссию Wilson-Drewry CA5 R7. [134]
- Sinclair SSS Powerflow, использовавшийся с 1950-х по начало 1960-х годов в горных дизельных локомотивах Huwood-Hudswell, British Rail Class D2/7 и British Rail Class D2/12 . [135] Конструкция Powerflow относится к типу промежуточного вала с шестернями постоянного зацепления и кулачковым сцеплением, что позволяет обеспечить плавную подачу мощности при переключении на повышенную передачу. Эта трансмиссия также использовалась в некоторых дорожных транспортных средствах. [136]
- — Пневмоциклическая самопереключающаяся передача эпициклическая трансмиссия, производившаяся в Великобритании с 1960-х по 1980-е годы. Пневмоциклическая трансмиссия , аналогичная конструкции предыдущих коробок передач с преселектором , использовалась в нескольких автобусах, таких как Leyland Leopard , Panther и Tiger . [137] [138] он также был установлен на несколько тысяч британских дизельных вагонов . За это время [ нужна ссылка ]
- Вездеходы , такие как Honda ATC185, Honda ATC200 , [139] Honda TRX90X и TRX250X (Honda SportClutch), [140] Suzuki LT125D Quadrunner (также известный как Suzuki QuadRunner 125), Suzuki LT 230 , Suzuki Eiger 400 , Yamaha Big Bear 250, [141] [142] 350, [143] [144] и 400, [145] Ямаха Гризли 80, [146] Ямаха Гризли 700, Ямаха Раптор 80, [147] Ямаха YFB250 Тимбервольф, [148] линейка квадроциклов Yamaha Moto-4, [149] и линейка Yamaha Tri-Moto. [150] [151]
- Программа Honda Electric Shift используется в таких квадроциклах, как Honda TRX450FE 1998 года выпуска (также называемая Foreman 450ES ESP) и Honda Rincon первого поколения . Переключение осуществляется нажатием одной из двух стрелок переключателя передач на левом руле, что активирует электрическую систему переключения передач.
См. также
[ редактировать ]Автомобильные трансмиссии |
---|
Руководство |
Автоматический / Полуавтоматический |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ван, Марк (2019). «АвтоЗайн Техникум, механическая коробка передач» . autozine.org . Проверено 17 ноября 2020 г.
- ^ «Как переключать передачи на мотоцикле» . викиКак . 21 сентября 2020 г. Проверено 17 ноября 2020 г.
- ^ «Следующая смена: механика без сцепления» . autonews.com . 13 декабря 2005 года . Проверено 29 февраля 2020 г.
- ^ "Феррари Мондиаль Т Кабриолет Валео 1993 года" . Принеси трейлер . Октябрь 2018 года . Проверено 18 ноября 2020 г. .
- ^ "Феррари Мондиаль Т Кабриолет Валео 1992 года с коробкой передач" . 20 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Мотоцикл Yamaha TT-R110E Trail 2022 года выпуска — фотогалерея, видео, характеристики, характеристики, предложения, инвентарь и многое другое» . www.yamahamotorsports.com . Архивировано из оригинала 29 сентября 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г. .
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Как любой велосипед сделать АВТОМАТИЧЕСКИМ» . Ютуб .
- ^ «Geartronics – Электронные системы секвентальной коробки передач – Профессиональная система подрулевого переключения передач» .
- ^ «Полуавтоматические системы» .
- ^ «Компоненты управления для гоночных серий снижают затраты и улучшают конкуренцию» .
- ^ «Электронная коробка передач» . Shiftfx.com . Проверено 17 ноября 2020 г.
- ^ «Автоспорт, мотогонки и системы квикшифтинга для автомобилей» . www.quickshifters.com . Проверено 17 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Flatshifter Max (комплект электронного переключателя передач)» .
- ^ «Yamaha представляет новый YXZ1000R SS с подрулевыми переключателями | Powersports Business» . 8 июня 2016 г.
- ^ «Подрулевые переключатели гоночных автомобилей Формулы» (PDF) . Колледж инженерии и информатики Университета Центральной Флориды . Проверено 16 октября 2023 г.
- ^ «Спецификация 2014_RT EN.pdf» (PDF) . can-am.brp.com . Проверено 16 октября 2023 г.
- ^ «История «переноса весла» » .
- ^ «Информация об обслуживании Hudson Drivemaster» (PDF) . hudsonterraplane.com . Проверено 16 октября 2023 г.
- ^ «Автобиография Джона 900 Turbo Sensonic за 0–60 секунд» . Independent.co.uk . 23 октября 2011 г.
- ^ «Как все работает: Saab Sensonic (технология без сцепления на практике)» . 28 января 2019 г.
- ^ «Как работает автостик?» . Автоматическая регистрация VW. 8 октября 2009 года . Проверено 11 ноября 2020 г.
- ^ «Автостик» . Веб-страницы Роба и Дэйва Volkswagen с воздушным охлаждением . Проверено 11 ноября 2020 г.
- ^ «Автомат или стандарт (Volkswagen Beetle) – CarGurus» .
- ^ Перейти обратно: а б «Автоматическая механическая коробка передач (АМТ)» . x-engineer.org . Проверено 29 февраля 2020 г.
- ^ Вудьярд, Крис. «Среди прибамбасов машины переключаются на кнопки, ручки» . США сегодня . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ «Автоматическая механическая коробка передач» . zf.com . Архивировано из оригинала 26 сентября 2020 года . Проверено 29 февраля 2020 г.
- ^ «Обзор: пистолет-пулемет M5 «высасывает всю радость» от опыта» . leftlanenews.com . Проверено 24 марта 2019 г.
- ^ «Как переключать передачи на мотоцикле» . викиКак .
- ^ Перейти обратно: а б «Как переключить 4-ступенчатую полуавтоматическую коробку передач на мотоцикле для бездорожья» . Он все еще работает .
- ^ «Лучшие мотоциклы с автоматической коробкой передач, которые можно купить в 2019 году» .
- ^ Перейти обратно: а б «10 лучших автоматических моделей мотоциклов для бездорожья» . 17 мая 2021 г. Архивировано из оригинала 25 октября 2021 г. Проверено 18 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Что такое полуавтоматический мотоцикл для бездорожья и как он работает?» . 19 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Страница ошибки» . www.ktm.com .
- ^ «Как работают цепные пилы» . 8 мая 2000 г.
- ^ «точка укуса» . Кембриджский словарь . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «История «переноса весла» » . леманс.орг . 21 февраля 2011 года . Проверено 16 февраля 2020 г. .
- ^ «Как работает автоматическая коробка передач?» . 13 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «6 худших автоматических коробок передач всех времен» . hagerty.com . 8 августа 2019 года . Проверено 9 августа 2020 г.
- ^ «Автоматическое понимание – тематические статьи» . 29 сентября 2010 г.
- ^ «Что такое автомобиль с автоматической коробкой передач?» . 13 апреля 2020 г.
- ^ «Как работает автоматическая коробка передач?» . 13 апреля 2020 г.
- ^ «Как работают автомобили Reo» . 15 июня 2007 года . Проверено 24 октября 2017 г.
- ^ «Автоматическая безопасная коробка передач Oldsmobile приводится в действие коротким рычагом, расположенным на рулевой колонке» . nypl.org . Проверено 9 августа 2020 г.
- ^ «Нет сцепления! Не надо переключать передачи!» . autonews.com . 18 августа 1997 года . Проверено 9 августа 2020 г.
- ^ «Как работают автомобили Oldsmobile» . Howstuffworks.com . 20 июня 2007 г. Архивировано из оригинала 20 сентября 2020 г. . Проверено 9 августа 2020 г.
- ^ «Эволюция автоматической трансмиссии» . качество-coaches.com .
- ^ «Смещающиеся времена: рост популярности автоматических трансмиссий» . 6 января 2015 г.
- ^ «Как работает Бьюик» . Howstuffworks.com . 5 июня 2007 г. Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ "1938-Buick-Folder.pdf" (PDF) . xr793.com . Проверено 16 октября 2023 г.
- ^ «История Hydra-Matic: первая автоматическая коробка передач GM» . ateupwithmotor.com . 29 мая 2010 г.
- ^ «Автоматическая коробка передач М6» . allpar.com . Проверено 9 августа 2020 г.
- ^ «Трансмиссии Крайслер-Вакаматик полуавтомат» . gottransmissions.com . Проверено 9 августа 2020 г.
- ^ «Как работает Крайслер» . Howstuffworks.com . 1 июня 2007 года . Проверено 9 августа 2020 г.
- ^ «1941–1947 Гудзон» . Howstuffworks.com . 16 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 20 августа 2008 г. Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ «Уход в отставку: Гудзоны 1948–1954 годов» . ateupwithmotor.com . 6 сентября 2009 года . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ «Автоматический отказ: гидроматический эксперимент Форда 1942 года» . macsmotorcitygarage.com . 7 февраля 2017 года . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ «История автомобилестроения: Liquamatic Drive Линкольна – отказ от переключения на повышенную передачу» . www.curbsideclassic.com . 30 мая 2019 года . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ Стейтон, Эбби. Практическая автомобильная техника – Системы сцепления . стр. 193–194.
- ^ «Редкие поездки: невероятно редкая Lancia Flaminia Super Sport Zagato 1965 года выпуска» . thetruthaboutcars.com . 14 мая 2020 г. Проверено 17 августа 2020 г. .
- ^ Кирк, WR; Пуйдокас, С.В. (1 января 1962 г.). «Передача Рамблера E-Stick» . Серия технических документов SAE . Том. 1. Технический документ SAE. дои : 10.4271/620106 . Проверено 16 ноября 2020 г.
- ^ «Новый Рамблер «Е-Стик» попал в рейтинг автоновостей 62 года (реклама)» . Популярная механика . 117 (1): 223. Январь 1962 г. Проверено 16 ноября 2020 г.
- ^ «Брошюра X-Ray Rambler 1964 года» . сайт oldcarbrochures.org . п. 20 . Проверено 16 ноября 2020 г.
- ^ Уитмайер, Марти (1964). «За кулисами показов новых автомобилей» . Журнал коммерческих автомобилей . Проверено 16 ноября 2020 г.
Коробка передач «E», предлагаемая AMC в 1964 году, была исключена.
- ^ Харальд Наунхаймер, Бернд Берче, Гисберт Лехнер: Трансмиссии транспортных средств - основы, выбор, проектирование и конструкция , 2-е издание, Springer, Берлин/Гейдельберг/Нью-Йорк, 2007 г., ISBN 978-3-540-30625-2 , с. 170–173.
- ^ «Рено Дофин 1956–1968 годов» . Howstuffworks.com . 20 августа 2007 года . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ «Руководство покупателя Renault Dauphine: за что платить и на что обращать внимание» . classicandsportscar.com . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ Миллер, Джефф. «Автоматическое сцепление Mercedes-Benz Ponton Hydrak» . mbzponton.org . Проверено 24 октября 2017 г.
- ^ «Тема: Simca – короткие дорожные испытания 1000 GLS 1965 года» . Drivetowrite.com . 4 марта 2017 года . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ «Симка 1100» . uniquecarsandparts.com.au . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ «Рычаг Simca 1000 GLA Automatique 1966 года» . Flickr.com. 4 декабря 2008 года . Проверено 1 марта 2020 г.
- ^ Томпсон, Энди. «Симка 1000 машин» . Rootes-Chrysler.co.uk . Вертикальная область видимости . Проверено 8 августа 2012 г.
- ^ «Shift This: история трансмиссий Porsche Sportomatic, Tiptronic и PDK» . 10 декабря 2013 г.
- ^ «Porsche 911 RS Book Volume 2 уже в продаже» . 28 июня 2014 г.
- ^ «Руководство по техническому обслуживанию автоматического сцепления Subaru 360 Седан» (PDF) . Проверено 18 октября 2021 г.
- ^ «Некогда «дешевый и уродливый» Subaru 360 переживает неожиданный момент» . Хагерти Медиа . 6 января 2021 г. Проверено 18 октября 2021 г.
- ^ Дингельдейн, Вольфганг (2011). «VW Автомат – Жук с полуавтоматической коробкой передач» [VW Автомат – Жук с полуавтоматической коробкой передач]. Käfertreter Siegerland (на немецком языке). Архивировано из оригинала 10 апреля 2013 года.
- ^ «Архив – Ferrari Mondial t 1991 года – с Valeo…» VW Vortex – Форум Volkswagen . 3 мая 2011 г.
- ^ «Феррари Мондиаль Т (1989) — Ferrari.com» . www.ferrari.com .
- ^ «RUF Automobile GMBH – Мануфактура высокопроизводительных автомобилей – История» .
- ^ «Saab Shells Sensonic Transmission» . 13 декабря 2005 г.
- ^ «SAAB РАЗРАБАТЫВАЕТ РУКУ БЕЗ СЦЕПЛЕНИЯ – Orlando Sentinel» . 12 мая 1994 года.
- ^ «Hyundai Venue предлагает механическую коробку передач без педали сцепления» . МоторТренд . 10 июля 2020 г. Проверено 18 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кожусник, Марек (20 января 2015 г.). «Война механиков: японцы скопировали чешское изобретение!» . ЭпочаПлюс (на чешском языке) . Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ «Веложурнал». Зифф Дэвис. Май 1976: 67–73.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Хондаматик для 21 века» .
- ^ «Патент Honda на полуавтомат CB1100» . 27 мая 2020 г.
- ^ «Патентованная полуавтоматическая система Honda для CB1100» .
- ^ «Honda Global | Трансмиссия Hondamatic / 1968» .
- ^ «Ностальгия 49-49cc-Мотоцикл-Продукция-Amstar Motor Corporation» .
- ^ «ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ CRF50F 2022 ГОДА — Honda» . powersports.honda.com .
- ^ «Kawasaki KLX 110 2006 года с максимальной скоростью» . 7 февраля 2006 г.
- ^ «Kawasaki KLX 110 2012 года с максимальной скоростью» . 15 декабря 2011 г.
- ^ «Kawasaki KLX110 | Внедорожный мотоцикл для бездорожья» . www.kawasaki.com .
- ^ «Kawasaki KLX®110R 2021 года | Внедорожный мотоцикл | Надежный и веселый» .
- ^ «Велосипеды Suzuki — Линейки продуктов — Велосипеды — Продукты — DR-Z50 — 2021 — DRZ50» . suzukicycles.com . Архивировано из оригинала 16 января 2021 года.
- ^ «База Suzuki DR-Z70 2017 | Велосипедный магазин Wayne | Уэйнсборо, Вирджиния» .
- ^ «Suzuki DR-Z70 2008 года с максимальной скоростью» . 11 сентября 2007 г.
- ^ «Сузуки DR-Z 70 2018 года» . Райд-центр США .
- ^ «Suzuki DR-Z 70: Обзор, история, характеристики – CycleChaos» .
- ^ «Suzuki DR-Z125 @ Максимальная скорость» . 16 февраля 2007 г.
- ^ «Kawasaki и Suzuki представляют четырехтактные мотоциклы для бездорожья начального уровня « MotorcycleDaily.com - Новости мотоциклов, редакционные статьи, обзоры продуктов и обзоры велосипедов» .
- ^ «ССР Моторспортс СР110ТР» .
- ^ «Мотоцикл Yamaha TT-R50E Trail 2022 года выпуска — фотогалерея, видео, характеристики, характеристики, предложения, инвентарь и многое другое» . www.yamahamotorsports.com . Архивировано из оригинала 27 ноября 2020 года . Проверено 19 ноября 2020 г.
- ^ «FJR1300AE – Система электрического переключения передач YCC-S» . yamaha-motor.com . Архивировано из оригинала 6 июня 2012 года.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Пошаговое руководство по Can-Am Spyder с полуавтоматической коробкой передач» . Ютуб .
- ^ «Электронная коробка передач | ShiftFX» .
- ^ «ShiftFX: новый взгляд на полуавтоматическую трансмиссию мотоцикла» .
- ^ «Технические характеристики CRF110F 2022 года — Honda» .
- ^ «Обзор CRF110F 2022 года — Honda» .
- ^ «Трейловый мотоцикл Yamaha TT-R110E 2020 года — характеристики, цены» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2021 года . Проверено 20 ноября 2020 г.
- ^ «Мини-велосипеды для бездорожья, мотоциклы для бездорожья объемом 50 куб.см» . Грязевой гонщик .
- ^ «Обзор автоматического сцепления Rekluse EXP» . Грязевой гонщик .
- ^ «10 лучших автоматических моделей мотоциклов для бездорожья» . 17 мая 2021 г. Архивировано из оригинала 25 октября 2021 г. Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ «Феррари Ф1-89» . Феррари.com . Архивировано из оригинала 27 сентября 2013 года . Проверено 15 февраля 2020 г. .
- ^ «Коробка передач» .
- ^ «Sequential Sorrow – Ferrari 640 1989 года» . www.drivetribe.com . 1 февраля 2017 года . Проверено 11 августа 2020 г. .
- ^ «Трансмиссии Формулы-1» . www.f1technical.net . 22 февраля 2002 г.
- ^ «Форти-Корс – полный профиль» . f1rejects.com . Архивировано из оригинала 10 октября 2007 года . Проверено 29 октября 2006 г.
- ^ «Автогонки: McLaren предъявлены обвинения из-за автоматической коробки передач: Benetton выбирает временную замену Шумахеру, пока они готовятся объяснить пожар в Хоккенхайме» . Независимый . 6 сентября 1994 года . Проверено 17 августа 2020 г. .
- ^ «Traction Control останется в Формуле-1 в 2004 году – F1 – Autosport» . autosport.com . 2 мая 2003 года . Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ «FIA вносит масштабные изменения в Формулу-1; некоторые технологические усовершенствования запрещены» . Автонеделя . 14 января 2003 года . Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ «Кнутсон: Формула-1 в буквальном смысле переключает передачи» . ESPN.com . 22 февраля 2004 г. Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ «Меньше электроники сделает жизнь интереснее» . au.motorsport.com . 4 февраля 2004 г. Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ Юстис, Чарли (8 мая 2015 г.). «Воспоминания Монтмело: Гран-при Испании 2001 года» . badgergp.com . Архивировано из оригинала 25 октября 2021 года . Проверено 4 декабря 2020 г.
- ^ «Команды вплотную занялись возвращением трекшн-контроля» . Motorsport.com . Проверено 4 декабря 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Трэкшн-контроль возвращается, но все не так просто» . grandprix.com . Проверено 4 декабря 2020 г.
- ^ «Превью: Гран-при Испании 2001» . Краш.нет . 24 апреля 2001 года . Проверено 4 декабря 2020 г.
- ^ «IRL подтверждает технические изменения» .
- ^ «Xtrac – КОРОБКА ПЕРЕДАЧ СЕРИИ P1011 INDYCAR» .
- ^ «Xtrac – СИСТЕМА ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ» .
- ^ «Технические характеристики автомобилей NTT INDYCAR SERIES» . Архивировано из оригинала 25 июля 2020 года . Проверено 12 августа 2020 г.
- ^ «MEGA-Line RACING ELECTRONIC | Подрулевой переключатель | AGS | E-Schaltwalze | Оборудование для пит-стопа — GCU / Компрессор» .
- ^ «MEGA-Line RACING ELECTRONIC | Подрулевой переключатель | AGS | E-Schaltwalze | Оборудование для пит-стопа — Сертификаты» .
- ^ «Книга схем транспортных средств № 120 маневровых тепловозов» (PDF) . barrowmoremrg.co.uk . Остаток BRB . Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ Даремский горный музей (17 декабря 2012 г.). «Музей горного дела Дарема - Угольная промышленность» . Dmm.org.uk. Проверено 18 июля 2014 г.
- ^ «Vulcan-Sinclair Fluiddrive делает успехи» . The Commercial Motor : 69. 16 августа 1946 г. Архивировано из оригинала 6 сентября 2017 г.
- ^ «Leyland Make «Воздушный» редуктор» . www.commercialmotor.com . Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ «Трансмиссии: период перемен» . www.commercialmotor.com . Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ «Хронология истории моделей квадроциклов Honda, 1970 – настоящее время» . 22 ноября 2004 г.
- ^ «Спорт – Хонда» . powersports.honda.com .
- ^ «Ямаха Биг Беар 250 2009 года» . Тотальный мотоцикл .
- ^ «Характеристики Yamaha Big Bear, максимальная скорость, мощность и т. д.» . 9 января 2021 г.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Yamaha Big Bear 350 4x4 1999 года – тестирование классических квадроциклов» . Ютуб .
- ^ «1996 YFM350 Big Bear – Communication Plaza | Yamaha Motor Co., Ltd» .
- ^ «Yamaha Big Bear 400 4x4 2004 года» . 24 октября 2022 г.
- ^ «Ямаха Гризли 80 2006 года» . 24 октября 2022 г.
- ^ "Ямаха Раптор 80 2004 года выпуска" . 24 октября 2022 г.
- ^ «1996 YFB250 TIMBERWOLF – Communication Plaza | Yamaha Motor» .
- ^ «Yamaha Moto 4 – полный обзор и характеристики» . 7 августа 2020 г.
- ^ «1979 YT125 TRI-MOTO – Communication Plaza | Yamaha Motor» .
- ^ «Характеристики Yamaha YT125» .