Ситроен СХ
Ситроен СХ | |
---|---|
Citroën CX Prestige 1983 года (удлиненная колесная база) | |
Обзор | |
Производитель | Ситроен |
Производство | 1974–1991 |
Модельные годы | 1975–1991 (Северная Америка) |
Сборка | Ольне-су-Буа , Франция [ 1 ] Серизе , Франция ( Heuliez : поместья, 1989–1991) Арика , Чили Виго , Испания Мангуальде , Португалия Koper , Yugoslavia [ 2 ] |
Дизайнер | Роберт Опрон Джефф Мэтьюз (обновление второй серии) |
Кузов и шасси | |
Сорт | среднего размера класса люкс / Автомобиль представительский ( E ) |
Тип кузова | 4-дверный фастбэк 4-дверный фастбэк с длинной колесной базой 5-дверный перерыв (универсал) |
Макет | Поперечное расположение двигателя, передний привод |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 2,0 л и4 2,2 л и4 2,3 л и4 2,4 л и4 2,5 л и4 2,5 л дизель I4 |
Передача инфекции | 5-ступенчатая механическая 4-ступенчатая механическая 3-ступенчатый автомат ZF 3HP22 3-ступенчатая полуавтоматическая |
Размеры | |
Колесная база | 2845 мм (112,0 дюйма) [ 3 ] |
Длина | 4666 мм (183,7 дюйма) [ 3 ] |
Ширина | 1730 мм (68,1 дюйма) [ 3 ] |
Высота | 1360 мм (53,5 дюйма) [ 3 ] |
Снаряженная масса | 1265–1520 кг (2789–3351 фунт) |
Хронология | |
Предшественник | Ситроен ДС |
Преемник | Ситроен ХМ |
Citroën CX /автомобиль класса люкс с передним расположением двигателя, — это большой переднеприводный представительский автомобиль выпускавшийся и продававшийся компанией Citroën с 1974 по 1991 год. Серийные модели имели либо стандартную колесную базу , либо удлиненный, более роскошный четырехдверный в стиле фастбэк седан . , а также универсал (универсал), на более длинной базе. CX известен своей гидропневматической системой самовыравнивающейся подвески (продолженной и улучшенной по сравнению с предшественником DS ), а также низким (в то время) коэффициентом лобового сопротивления 0,36 , который обычно называют на французском языке. , переименованное в «CX», Название модели подчеркивало это.
Признанный в 1975 году европейским автомобилем года , CX был описан некоторыми энтузиастами как последний « настоящий Citroën » до того, как Peugeot взяла под свой контроль компанию в 1976 году. [ 4 ] [ 5 ] CX также был последней успешной моделью эпохи «больших Citroën», выпущенной в 1934 году. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Модель CX была представлена на Парижском автосалоне в 1974 году . Citroën не смог запланировать производство автомобиля с правым рулем вплоть до 1975 года. [ 7 ] Первоначально CX имел огромный успех в Европе: в 1978 году было произведено более 132 000 экземпляров. Он нашел клиентов, выходящих за рамки клиентской базы DS , и использовал технологию передового Citroën для гранд-туринга частного роскошного автомобиля SM лояльной . В отличие от своих основных конкурентов, CX не имел распространения по всему миру — затраты на разработку и усовершенствования приходилось покрывать за счет географически небольшой базы продаж. По данным журнала Driving & Motoring Month [ 8 ] CX «предлагает поразительно интеллектуальный набор решений современных автомобильных проблем». [ 9 ]
Дизайн
[ редактировать ]CX Плавные линии и острый Kammback были разработаны автостилистом Робертом Опроном и напоминают его предшественника GS . Citroën уже много лет использует аэродинамическую трубу , а CX был спроектирован так, чтобы хорошо справляться с аэродинамическим сопротивлением с низким коэффициентом сопротивления 0,36. Действительно, название автомобиля CX является отсылкой к французскому термину, обозначающему коэффициент лобового сопротивления или коэффициент («C») по оси X («x» означает продольную). Примечательной особенностью было вогнутое заднее стекло, предназначенное для очистки заднего стекла от дождя без необходимости использования дворника заднего стекла.
С механической точки зрения автомобиль был одним из самых совершенных в свое время, сочетая в себе встроенную гидропневматическую самовыравнивающуюся подвеску Citroën , чувствительное к скорости DIRAVI рулевое управление с полным электроприводом (впервые представленное на Citroën SM ) и уникально эффективный дизайн интерьера, который с помощью подрулевых переключателей, что позволяет водителю получить доступ ко всем органам управления, оставив обе руки на рулевом колесе. Принцип конструкции Citroën заключался в том, что сигналы поворота не должны отключаться сами по себе — это должно быть осознанным решением водителя. В CX увековечена эта особенность, которой нет практически ни в одном другом современном автомобиле, что ограничивает потенциальное использование CX в качестве автомобиля для аренды .
Способность подвески CX поглощать большие неровности и при этом амортизировать неровные поверхности обеспечила стабильное качество езды как пустого, так и полностью загруженного автомобиля. [ 10 ] Подвеска крепилась к подрамникам, которые крепились к кузову посредством гибких опор, чтобы еще больше улучшить качество езды и снизить дорожный шум. Журнал British Car описал вождение CX как парение над неровностями дороги, подобно кораблю, пересекающему дно океана. Компонент постоянной дорожного просвета этой подвески использовался по лицензии компанией Rolls-Royce на Silver Shadow и серии Bentley T. Mercedes -Benz 450SEL 6.9 не был построен по лицензии, а скопировал принципы гидропневматической подвески после менее эффективной Mercedes-Benz 600 установки пневматической подвески .
У CX поперечное расположение двигателя , в отличие от продольного среднемоторного расположения Traction Avant и DS. Это дает множество преимуществ: значительная экономия места в механической упаковке (CX на 20 см (8 дюймов) короче, чем DS); значительно меньше шума двигателя в салоне (двигатели Traction Avant и DS частично находятся в салонах этих автомобилей); и улучшенный доступ для обслуживания многих элементов под капотом.
Салон фастбэк
[ редактировать ]
Седан CX всегда представлял собой седан в стиле фастбэк с отдельным багажником и крышкой багажника, откидывающейся под задним стеклом, как и многие предыдущие фастбэки с конца 1940-х до эпохи CX, но в отличие от почти всех других седанов 1970-х, которые предлагали кузов хэтчбек . , как успешный Volkswagen Passat [ 11 ] и Saab 900 , или его современников исключительно в кузове хэтчбек, таких как Rover SD1 и Renault 20/30 (или тех, у кого неуклюже измененные линии крыши в стиле хэтчбек , как Lancia Trevi ).
Конверсии хэтчбека в CX предлагались Caruna и Beutler , но не поставлялись с завода. [ 12 ] Citroën 1970 года Собственный компактный GS и небольшой Alfa Romeo Alfasud также первоначально выпускались как седаны-фастбэк, но оба получили хэтчбек в конце 1970-х .
Запуск
[ редактировать ]При запуске в 1974 году CX срочно вышел на рынок, но с некоторыми проблемами. Некоторые очень ранние модели не имели гидроусилителя руля, и ими было трудно управлять: 70% веса CX приходится на передние колеса. [ 13 ]
Первоначально CX разрабатывался как автомобиль с роторным двигателем , что имело ряд негативных последствий. Моторный отсек CX небольшой, потому что роторные двигатели компактны, но Comotor трехроторный роторный двигатель не был экономичным, и весь роторный проект был свернут в год, когда был представлен CX. Citroën обанкротился в 1974 году, отчасти из-за ряда инвестиций, таких как Comotor, которые не привели к созданию прибыльных продуктов. Серийные версии CX оснащались рядом рядных четырехцилиндровых двигателей - только очень редкий GTi Turbo мощностью 168 л.с. (124 кВт) (1985–89) когда-либо имел мощность двигателя, соответствующую возможностям шасси. [ 14 ] На момент запуска карбюратор CX располагался ниже DS 23 Pallas Injection Electronique 180 л.с. (132 кВт) мощностью 142 л.с. (104 кВт) и SM Injection Electronique мощностью .
Был выбор между тремя версиями с разной мощностью. [ 15 ] Автомобиль "Normale" CX оснащался версией четырехцилиндрового двигателя 1985 куб.см от предыдущей модели с заявленной максимальной мощностью 102 л.с. (75 кВт), что было немного больше, чем было доступно от двигателя при установке на DS. . [ 15 ] Версия автомобиля «Economique» (отражающая продолжающееся воздействие шока цен на нефть 1973 года ) оснащалась тем же двигателем, что и «Normale», но передаточное число четвертой передачи было изменено вместе с передаточным числом главной передачи, что привело к Снижение максимальной скорости на 7 км/ч (4 мили в час) в обмен на значительное улучшение топливной экономичности. [ 15 ] Более высокая производительность была достигнута у модели CX 2200, оснащенной версией двигателя объемом 2175 куб.см и двойным карбюратором, в результате чего заявленная максимальная мощность составляла 112 л.с. (82 кВт). [ 15 ]
В современных отчетах также указывалось, что затраты на создание нового производственного предприятия для CX на северной окраине Парижа , в Ольне-су-Буа , также сыграли роль в подрыве финансов компании до такой степени, что она была вынуждена сдаться. свою независимость более финансово осторожной компании Peugeot . [ 16 ] 12 июля 2012 года PSA объявила о окончательном закрытии завода в Ольне-су-Буа. [ 17 ]
Разработка
[ редактировать ]CX медленно разрабатывался и совершенствовался, и ключевые элементы, необходимые для успешной конкуренции в своем сегменте рынка . потребовались годы, чтобы появиться [ 18 ]
Материнская компания PSA Peugeot Citroën представила три автомобиля в сегменте автомобилей представительского класса : медленно продаваемый Peugeot 604 , неудачный Talbot Tagora и CX, и все они боролись за скудные финансовые ресурсы PSA. Разработка и использование дизайна CX не было главным приоритетом. Семена конкурентного отступления PSA от этого традиционно важного сегмента были посеяны в этот период разрозненных усилий. [ 19 ]
В 1974 году DS оснащался 2,3-литровым двигателем с впрыском топлива мощностью 130 л.с. (96 кВт), а CX 2000 1974 года развивал мощность 102 л.с. (75 кВт), обеспечивая разгон от 0 до 60 миль в час за 12 секунд. [ 13 ] Модель 2200 улучшила эту ситуацию, и в конечном итоге появился двигатель 2400 (объем 2347 куб. См, используемый в DS); изначально только в Престиже. Обычный CX 2400 прибыл на Парижский салон 1976 года после снятия с производства CX 2200. [ 20 ]
В 1977 году CX GTi получил современную систему впрыска Bosch L-Jetronic мощностью 128 л.с. (94 кВт).
В 1981 году заводская защита от ржавчины и полностью автоматическая коробка передач . была добавлена [ 21 ]
объемом 2,5 л с турбонаддувом В 1984 году дизельный двигатель сделал CX Turbo-D 2.5 самым быстрым дизельным седаном в мире. [ 12 ] способен развивать скорость до 195 км/ч (121 миль в час). Дизели составляют более половины рынка автомобилей представительского класса во Франции. [ 22 ]
В 1985 году бензиновая модель GTi Turbo с максимальной скоростью более 220 км/ч (137 миль в час) дала CX мощный двигатель, который наконец-то использовал все возможности шасси. [ 12 ]
В конечном итоге CX приобрел репутацию производителя с высокими эксплуатационными расходами, что со временем привело к сокращению продаж. [ 23 ] Стандартные для любого автомобиля компоненты (сталь, дверные петли, стартер, электрические соединения и т. д.) оказались проблематичными в обслуживании, а не усовершенствованные компоненты. [ 24 ] Качество строительства улучшалось слишком медленно, чтобы устранить это мнение. [ 25 ]
Хотя незначительные изменения во второй серии 1985 года действительно вызвали первоначальный интерес как у прессы, так и у публики, [ 26 ] они мало что сделали для оживления продаж: в 1986 и 1987 годах было произведено 35 000 единиц.
Наибольшего успеха в продажах DS добился в 15 лет (1970 г.). [ 27 ] Дизайн CX подвергался более сильному конкурентному давлению, достигающему пика в возрасте 4 лет (1978 г.). Другим автопроизводителям удалось использовать дизайн CX в качестве образца для улучшений. В частности, в 1983 году Audi 100 представила аэродинамически рестайлинговый вариант.
С 1974 по 1991 год было продано 1 170 645 CX.
Гонки
[ редактировать ]
Несмотря на сложное финансовое положение Citroën на момент запуска, CX участвовал во многих раллийных соревнованиях, таких как Тур дю Сенегала и Париж-Дакар, выиграв сразу пять гонок. [ 28 ]
Одним из заметных достижений стала дистанция 28 200 км (17 500 миль). [ 29 ] 1977 года марафоне Лондон-Сидней Гонка на , в которой гонщик Пэдди Хопкирк за рулем CX 2400, спонсируемого австралийским концессионером Citroën, устроил спринт с опережением и занял третье место. [ 30 ]
CX участвовал и финишировал в ралли Дакар 2022 года и ралли Дакар 2023 года .
Замены
[ редактировать ]Успешные конкуренты в этом сегменте рынка каждые семь лет проводят цикл редизайна и существенных улучшений. Несмотря на успех дизайна CX (и продолжающееся доминирование компании в этом сегменте с 1934 года) [ 31 ] К 1981 году на горизонте не было новой и улучшенной модели «большого Citroën». Продажи CX начали падать и, за исключением небольшого оживления после фейслифтинга 1985 года, так и не восстановились. [ 6 ]
Citroën пытался действовать независимо и разработать замену CX, которая обновила бывшую конструкцию CX (в 1980 году и снова в 1986 году). Каждый раз материнская компания PSA Peugeot Citroën закрывала проект и увольняла ответственных дизайнеров Citroën. [ 32 ]
В 1984 году Citroën действительно понес расходы на разработку совершенно нового бензинового четырехцилиндрового двигателя для автомобилей высшего класса, но рынок требовал либо рядные шестицилиндровые двигатели , либо двигатели V6 . [ 33 ]
Седан CX был окончательно заменен на XM в мае 1989 года. Этот автомобиль базировался на том же шасси, что и Peugeot 605 . Он имел характерный угловатый дизайн, был оснащен самовыравнивающейся гидропневматической подвеской, новым электронным управлением и фирменной подвеской Hydractive . Он также отличался хэтчбеком и традиционным интерьером, а не приборной панелью «космического корабля», как у CX. XM был явно связан с BX по компоновке и конструкции, но мало вобрал в себя дизайн и технологии от CX. Универсал оставался в производстве до июля 1991 года, когда наконец была выпущена универсальная версия XM.
Сначала XM достиг годовых продаж, аналогичных скромным показателям CX, в последнее десятилетие своего существования, прежде чем в середине 1990-х годов наступил полный коллапс спроса. Он был снят с производства без немедленной замены в 2000 году. Общий объем продаж составил 333 000 единиц, что составляет менее трети продаж CX, но вдвое больше, чем у более раннего Peugeot 604 .
2006 года Citroën C6 , впервые анонсированный как концепт-кар C6 Lignage в 1999 году, оказался прямым потомком CX. Дизайн флагмана Citroën был напрямую вдохновлен индивидуальностью CX. Он оставался в производстве до конца 2012 года, но было продано всего 20 000 экземпляров; отсутствие версии-универсала также препятствовало продажам.
В 2016 году компания Dongfeng Peugeot-Citroën представила новый большой седан — Citroën C6 (никакого отношения к более ранним моделям) — автомобиль на базе Dongfeng A9. Модель CX, которая некоторое время продавалась в Китае, упоминалась в рекламных материалах. [ 34 ]
Варианты дизайна
[ редактировать ]С завода CX был доступен в трех вариантах кузова с 13 различными рядными четырехцилиндровыми двигателями .
Четырехдверный фастбэк SWB
[ редактировать ]Первоначальный дизайн CX представлял собой четырехдверный фастбэк с более короткой колесной базой . Он продавался в различных комплектациях и вариантах двигателя, самый высокий из которых имел обозначение Pallas. Завод никогда не предлагал ни обычный трехобъемный седан , ни хэтчбек .
Универсал/Универсал/Перерыв
[ редактировать ]Estate ( Safari в Великобритании; Break во Франции), выпускавшийся с 1975 по 1991 год, представлял собой автомобиль на 10 дюймов (25 см) длиннее. Тот же тип кузова предлагался и как Familiale с тремя рядами сидений, вмещающими семь человек. CX Эти модели имели увеличенную грузоподъемность (багаж; оборудование; пассажиры), в полной мере используя преимущества самовыравнивающейся подвески .
Estate был последним CX, который был заменен. Это был один из самых больших и самых практичных семейных автомобилей из-за своей подвески, доступных в Европе. Safari пользовался успехом у гонщиков по спидвею и других мотогонщиков, поскольку благодаря вместительной конструкции велосипед легко помещался сзади.
Престиж
[ редактировать ]У фастбэка CX с короткой колесной базой было недостаточно места для ног сзади, чтобы функционировать в качестве шофером с лимузина (обычное использование просторной модели DS), поэтому в 1976 году Citroën представил еще одну более длинную версию на 25 см (10 дюймов), вариант Prestige . Prestige предлагал больше места для ног сзади, чем любой другой седан стандартного размера в мире. В 1977 году у него также была приподнята линия крыши для увеличения высоты над головой. Престижи часто оснащались виниловой крышей. Современные отзывы о Prestige были положительными. В 1976 году британский журнал Driver and Motorist высоко оценил его комфорт и внутреннее оснащение. [ 35 ] В 1980 году был представлен вариант с дизельным двигателем Limousine.
Серия 1 и Серия 2
[ редактировать ]Автомобили Серии 1 (1974–85) характеризовались из нержавеющей стали передним и задним бамперами , гидропневматической подвеской, такой же податливой и мягкой, как у DS , в стиле « космического корабля » приборной панелью с вращающимся барабанным спидометром и аналогичным тахометром .
Автомобили серии 2 (1985–91) можно отличить по пластиковым бамперам. Автомобили утратили часть своей прежней индивидуальности, но сохранили компоновку «без руля», при которой сигналами поворота, органами управления стеклоочистителями, звуковым сигналом и фарами можно было управлять кончиками пальцев водителя, в то время как его / ее руки оставались на рулевом колесе. Подвеска в большинстве моделей стала более жесткой и, возможно, приобрела более агрессивный вид, в отличие от более элегантного дизайна Series 1. Хотя на приборной панели сохранился корпус «капсула» для приборов, она лишилась вращающихся барабанных инструментов и получила наклонную центральную часть приборной панели, а радио передвинулось в положение сбоку и между передними сиденьями, при этом корректор высоты и органы управления обогревом переместились. на центральную консоль.
Пользовательские модели
[ редактировать ]
CX часто использовался в качестве машины скорой помощи и автомобиля для видеосъемки , где надежная подвеска была особенно ценна. [ 36 ]
Ряд универсалов CX были удлинены и оснащены второй задней осью, которая в основном использовалась для высокоскоростных крупногабаритных перевозок, например, для перевозки газет по Европе. Они известны как вариант «loadrunner». Большую часть из них подготовила французская компания Tissier. [ 37 ]
В 1984 году компания Guy Deslandes Design построила четыре CX Orphée . двухдверных кабриолета [ 38 ]
Шведский производитель кузовов Nilsson произвел 15 удлиненных лимузинов на базе Prestige с 1978 по 1989 год для использования в качестве официального государственного автомобиля лидера Германской Республики Демократической Эриха Хонеккера . Три модели 1985 года были переоборудованы в 1989 году перед запланированным государственным визитом президента Франции Франсуа Миттерана , однако только две из них прибыли в Восточный Берлин до падения Берлинской стены и воссоединения Германии , а третий экземпляр остался недоставленным в Берлин. Дилерский центр Citroën и два доставленных автомобиля были проданы правительством Восточной Германии через Treuhandanstalt . [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ]
Трансмиссии
[ редактировать ]Были установлены механическая , полуавтоматическая («C-Matic») и, наконец, полностью автоматическая трансмиссии , полностью автоматическая трансмиссия ZF 3HP22 заменила C-Matic в 1980 году. Модели в роскошной комплектации получили обозначение Pallas, а спортивные варианты - как ГТи. Модели с длинной колесной базой имели марку Prestige (бензиновый двигатель) или Limousine (дизель). Завод никогда не выпускал CX с мощным бензиновым двигателем с турбонаддувом и автоматической коробкой передач в одном автомобиле.
Типы двигателей
[ редактировать ]Модели с бензиновым и дизельным двигателем были доступны с двигателями разного объема, включая версии с турбонаддувом. Топовой спортивной моделью, наряду с роскошной моделью CX Prestige, была модель CX 25 GTi Turbo , выпущенная осенью 1984 года, мощностью 168 л.с. (124 кВт) и максимальной скоростью 220 км/ч (137 миль в час).
- 2,0 л (1985 куб.см) I4
- 2,0 л (1995 куб.см) Дуврен I4
- 2,2 л (2165 куб.см) Дуврен I4
- 2,2 л (2175 куб.см) I4
- 2,4 л (2347 куб.см) карбюраторный I4
- 2,4 л (2347 куб.см) инжекторный I4
- 2,5 л (2499 куб.см) инжекторный I4
- 2,5 л (2499 куб.см) инжекторный I4 с турбонагнетателем
- 2,5 л (2499 куб.см) инжекторный двигатель I4 с турбокомпрессором и промежуточным охладителем
- 2,2 л (2175 куб.см) дизель I4
- 2,5 л (2499 куб.см) дизельный I4 75 л.с. (55 кВт)
- 2,5 л (2499 куб.см) дизельный I4 с турбонаддувом 95 л.с. (70 кВт)
- 2,5 л (2499 куб.см) дизельный I4 с турбонагнетателем и промежуточным охладителем, 120 л.с. (88 кВт)
Международные продажи и производство
[ редактировать ]
CX был популярен в большинстве европейских стран, а также продавался в некоторых странах Азии и Латинской Америки.
В 1984 году Citroën продал 2500 CX Китаю и почти добился заключения контракта на «большой автомобиль», который сделал бы CX самым распространенным автомобилем в Народной Республике, где в то время было всего 20 000 частных автомобилей. [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] Китайское правительство решило передать этот контракт шанхайскому Volkswagen совместному предприятию и вместо этого передало Citroën права на сегмент «компактных автомобилей». [ 44 ] Это совместное предприятие , расположенное в Ухане , сегодня известно как автомобильный завод Dongfeng Peugeot-Citroën , производящее более 700 000 автомобилей в год. По иронии судьбы, Dongfeng Motor спасла больную PSA Peugeot Citroën в 2014 году, вложив деньги в обмен на долю в контроле над PSA. [ 45 ]
Сборка CX производилась в Южной Америке в 1978–1984 годах, начиная с CX 2000 Super, на заводе Citroën в Арике , Чили . Автомобиль достиг хороших показателей продаж, несмотря на то, что был одним из самых сложных автомобилей, построенных в Америке. [ 46 ]
В Австралию и Южную Африку CX импортировался, в отличие от DS, который собирался на месте.
CX в Северной Америке
[ редактировать ]PSA Peugeot Citroën изначально разработала модели CX в соответствии с действующими на тот момент правилами США . Одно конкретное обстоятельство привело к окончательному уходу Citroën с рынка США в конце 1973 года: формулировка правил США от 1 января 1974 года касалась бамперов со скоростью 5 миль в час , разработанных таким образом, что регулируемая по высоте подвеска была де-факто незаконной для легковых автомобилей. [ 47 ] [ 48 ] Citroëns 1974 года, фактически построенные для рынка США, не могли поставляться американцам из-за даты вступления в силу правил о бамперах. [ 49 ]
В частности, недавно обновленные правила США ( FMVSS № 215) предписывают устанавливать бамперы со скоростью 5 миль в час на обоих концах легковых автомобилей, при этом высота бампера должна быть стандартизирована и поддерживаться на постоянной высоте для моделей 1974 года - без каких-либо различий для эксплуатации. высоты, как это было в более позднем законодательстве ЕС, поскольку Ситроены - распространенные автомобили в Европе. [ 50 ] [ 51 ] Регулируемая по высоте подвеска была неотъемлемой частью конструкции CX. Даже лобби Конгресса Mercedes-Benz не оказало влияния на этот мандат, и им пришлось отключить функцию регулировки высоты для направляющихся в США S-класса W116 седанов и универсалов S123 . [ 52 ] В 1981 году стандартизированные требования к высоте бампера и скорости бампера 5 миль в час не прошли анализ затрат и выгод и были отменены. [ 53 ]
Кроме того, ситуация Citroën на рынке Северной Америки ухудшилась из-за корпоративного финансового положения Citroën и стоимости законодательства США и Канады в области дизайна. [ 54 ] Люди с дипломатической неприкосновенностью не подлежат судебным искам или судебному преследованию в соответствии с законодательством принимающей страны, поэтому дипломаты в США по-прежнему имели доступ к CX. То же самое сделали и иностранные туристы, пользующиеся льготой для личного пользования, привезшие СХ во временное пользование.
С 1979 года американцы приобретали CX через специалистов по серому импорту , в том числе фирму Trend Imports, которая модифицировала их в соответствии с правилами США. [ 54 ]
Начиная с 1983 года компания CxAuto (CXA), базирующаяся в Ливане, штат Нью-Джерси, модернизировала CX в Нидерландах, а затем экспортировала их в Соединенные Штаты с полным соблюдением требований США. [ 55 ] [ 56 ] Автомобили прошли краш-тесты в соответствии с требованиями NHTSA . Бамперы были оснащены амортизирующими элементами, пассажирские двери - боковыми балками, геометрические фары заменены четырьмя круглыми капсульными фарами и противотуманными фарами, выхлопная система оснащена кислородным датчиком и катализатором и т.д. Они предложили 5-летнюю гарантию на 50 000 миль и продали автомобили CX в 49 штатах, кроме Калифорнии (из-за более строгих правил выбросов). [ 57 ] [ 58 ] CxAuto удалила значки Citroën и CX, а также логотипы с двойным шевроном и продавала их как CXA.
Розничная цена CXA составляла 39 900 долларов за CX 25 GTi и 49 800 долларов за CX 25 Prestige, в то время как рекомендуемая Peugeot 505 GLS 1988 года составляла 17 775 долларов. розничная цена аналогичного седана [ 59 ] [ 60 ] Более высокая цена была связана с нежеланием PSA Peugeot Citroën продавать CX по оптовой цене, а также с высокой стоимостью работ по проектированию и модификации для соответствия правилам США.
Другой специалист, Citroen Importers of North America (CINA), базирующийся в Атланте, штат Джорджия, также импортировал CX и модифицировал их в соответствии с правилами США. [ 61 ] Они получили письма от PSA Peugeot Citroën с требованием прекратить продажу автомобилей CX американцам. CINA было разрешено продать оставшиеся на складе CX перед окончательным прекращением продаж.
Несмотря на отсутствие рекламы, минимальную сеть обслуживания и более высокие розничные цены, Trend Imports, частным лицам на сером рынке, CxAuto и CINA удалось поставить американцам около 1000 единиц CX в течение 1980-х годов. [ 56 ]
Выдающиеся владельцы
[ редактировать ]Во Франции модель CX Prestige использовалась французским правительством , включая бывшего президента Жака Ширака , который продолжал официально использовать CX многие годы после того, как она была снята с производства. [ 62 ]
В дополнение к 15 переоборудованным лимузинам CX, использовавшимся в качестве государственных автомобилей в период с 1978 по 1989 год Эрихом Хонеккером, Citroën CX использовался многими другими высокопоставленными партийными чиновниками СЕПГ и правительственными ведомствами Германской Демократической Республики, при этом 13 CX Prestige Turbo были обнаружены в Штази . автопарк [ 41 ]
Елена Чаушеску , заместитель премьер-министра Румынии (и жена румынского коммунистического лидера Николае Чаушеску ), получила от короля Испании Хуана Карлоса I награду CX Prestige , которой она пользовалась до своей казни в 1989 году. [ 63 ]
Ренье III, принц Монако , и его жена Грейс Келли владели двумя автомобилями CX: CX Reflex D Break 1981 года и CX 2400 Pallas 1980 года, которые оба были проданы на аукционе в июле 2012 года. [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ]
Мариу Соареш, премьер-министр Португалии, использовал CX с номерным знаком POR , а CX Хенрика, принца-консорта Дании, носил номерной знак Crown 101 . [ 67 ] [ 68 ]
Анри, великий герцог Люксембурга , имел специальное ландоле, созданное Анри Шапроном для своей свадьбы в 1981 году. [ 69 ]
управлявших CX, — Харальд V , король Норвегии , панамский диктатор Мануэль Норьега , чилийский диктатор Аугусто Пиночет , Бернхард принц Нидерландов Среди других королевских и правительственных деятелей , и принц Альфонс, герцог Анжуйский и Кадисский .
Итальянский журналист-расследователь Кармине Пекорелли расследовал похищение и убийство бывшего премьер-министра Альдо Моро в 1978 году , когда он сам был застрелен неизвестным злоумышленником, когда управлял своим CX в Риме в марте 1979 года. [ 70 ]
Среди известных владельцев также Карлос Сантана и Йохан Кройф . [ 71 ] [ 72 ]
Детали, используемые в других автомобилях
[ редактировать ]Общие детали от CX использовались и в других, более эксклюзивных автомобилях. Например, зеркала заднего вида «Series 2» CX были обнаружены на многих — в основном британских — спортивных автомобилях, таких как Lotus Esprit , Jaguar XJ220 , TVR Chimaera и (французский) MVS Venturi . [ 73 ] Коробка передач Citroën CX использовалась в Matra Murena . [ 74 ]
В 1982 году Роберт Камберфорд построил Cumberford Martinique , открытый двухместный автомобиль с двигателем и трансмиссией от BMW 733i , а рулевое управление и подвеску — от CX. [ 75 ] Цены были на 60% выше, чем у его ближайшего конкурента от Clénet Coachworks , и было построено всего два автомобиля. [ 76 ] Оба все еще существуют: один во Франции и один в Сан-Диего . [ 77 ]
Хронология
[ редактировать ]- 1974: 28 августа: Представлены фастбэки 2000 и 2200 с двигателями, унаследованными от Citroën DS, занимающими промежуточное положение между нижней частью модельного ряда DSuper и эксклюзивным DS 23 Pallas.
- 1975: CX признан «Автомобилем года» 49 журналистами из 14 европейских стран. Июль: Представление седана с длинной колесной базой CX Prestige. Октябрь: Представление версии Estate .
- 1976: Январь: Представление 2200 Diesel седана и универсала . Полуавтоматическая коробка передач C-Matic представлена в качестве опции. Июль: Представление модели карбюратора CX 2400 . Сентябрь: Представление машины скорой помощи CX . Октябрь: CX Familiale Estate Представление 7-местной версии . Декабрь: Президент Франции получает CX с электронным впрыском топлива, 5-ступенчатой коробкой передач и приподнятой крышей.
- 1977: Май: Представлен 2400 GTi с системой впрыска топлива и более крупным двигателем от DS 23. Июль: CX Prestige получает приподнятую линию крыши и систему впрыска топлива, а также 5-ступенчатую коробку передач. Все модели CX 2400 дополнительно оснащаются 5-ступенчатой коробкой передач. Декабрь: Представление CX 2400 Pallas Injection с полуавтоматической коробкой передач C-Matic и гидроусилителем рулевого управления в стандартной комплектации.
- 1978: Январь: Представление модели CX 2500 Diesel . Июль: седаны и универсалы CX 2500 Diesel могут оснащаться 5-ступенчатой коробкой передач.
- 1979: Июль: нижней части диапазона Представлены седаны 2000 Reflex и 2000 Athena в качестве замены предыдущим седанам Super 2000 и Confort 2000 . Reflex и Athena оснащены новым двигателем Douvrin объемом 1995 куб.см , который используется совместно с Renault 20 TS, с 4-ступенчатой коробкой передач на Reflex и 5-ступенчатой коробкой передач на Athena . Ноябрь: Представлен лимузин CX 2500 Diesel , который сочетает в себе кузов CX Prestige , двигатель и трансмиссию дизеля CX 2500 .
- 1980: Июль: Двигатель CX 2400 получает увеличение мощности и крутящего момента. Пятиступенчатая коробка передач входит в стандартную комплектацию моделей Athena, CX Diesel, Super и Pallas. Новые передаточные числа коробки передач для CX Break, GTi и Prestige. Задний аэродинамический спойлер установлен на CX GTi.
- 1981: Автоматическая коробка передач производства ZF Friedrichshafen AG заменяет C-Matic в качестве опции - доступна на моделях CX Pallas и Prestige (как карбюраторная, так и инжекторная). Во всем модельном ряду появилась более широкая передняя колея для установки автоматической коробки передач ZF. Представление 2000 Reflex Safari , 2000 Reflex Familiale , 2400 Reflex Safari и 2400 Reflex Familiale Estates. Июль: круиз-контроль предлагается в качестве опции для CX Pallas (5-ступенчатая механическая и автоматическая коробка передач), CX Prestige с автоматической коробкой передач и CX GTi .
- 1982: Во всей линейке представлены новые увеличенные передние колесные арки, соответствующие более широкой передней колеи, представленной 6 месяцами ранее, и позволяющие устанавливать более широкие шины Michelin TRX . Шины Michelin TRX входят в стандартную комплектацию CX GTi с впрыском топлива и являются дополнительными для моделей Pallas и Prestige .
- 1983: CX Reflex становится CX20 , CX Reflex D становится CX 25D , CX Reflex IE становится CX IE , CX Athena становится CX 20 Pallas .
- 1983: Июль бензиновый двигатель 2400 (2347 куб.см) заменен на двигатель 2500 (2499 куб.см).
- 1984: Март: Представлены модели CX Entreprise, CX 20 Entreprise и CX 25D Entreprise , в которых установлены только передние сиденья, а задние имеют подкладку для перевозки грузов и ориентированы на бизнес. Апрель: ограниченной серии CX 20 Leader Выпуск . Выпущено 700 экземпляров, модель имеет те же технические характеристики, что и 5-ступенчатая CX 20 . Октябрь: CX 25 GTi Turbo — первая по-настоящему быстрая модель CX. Представлен
- 1985: Март: Торможение с ABS становится дополнительным для CX 25 GTi Turbo . Июль: Представление модели S2 (Series 2) CX 1986 года с обновленным внешним видом. Пластиковые бамперы, полностью переработанный салон, новые зеркала и защитные накладки на кузов – среди наиболее очевидных изменений. Новая модель CX 22 TRS серии 2 (алюминиевый двигатель Douvrin объемом 2165 куб.см ) в дополнение к седану CX 20 начального уровня.
- 1986: Выпуск бензиновых моделей 25 GTi Turbo 2 и Prestige Turbo 2 с новым интеркулером и улучшенными характеристиками. Все модели Turbo имеют 5-ступенчатую механическую коробку передач.
- 1989: Производство CX на заводе в Ольне-су-Буа прекращено. Все модели седана сняты с производства. Heuliez , известные французские производители кузовов, получили контракт на продолжение производства моделей универсалов CX. Представление универсала 25 TGI Familiale под новым брендом , ранее называвшегося TRI .
- 1990: Представление универсалов 22 TGE Safari , 25 TGI Safari и 25 TGD Safari Turbo Diesel .
- 1991: Производство последних моделей универсалов прекращено.
Наследие
[ редактировать ]Значения Citroën CX в значительной степени отражают состояние, как и подобает крупносерийному автомобилю со сложными компонентами. [ 26 ] Стоимость выросла в 2015 году, когда один из автомобилей Erich Honecker CX, CX 2500 Injection Prestige 1984 года, был продан на Artcurial за 95 360 евро (108 621 доллар США). [ 78 ] В 2018 году еще один CX, Landaulet от Chapron, также был продан за 95 360 евро. [ 79 ]
Самыми коллекционными моделями CX являются очень редкие Series 1 GTi Turbo и Series 2 Prestige Turbo. [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Завод Citroën в Ольне-су-Буа — История и тайны места рождения Citroën CX , Юлиус Гольдманн, Éditions Citrovisie, 2023. ISBN 978-90-832960-5-0 , https://citrovisie.nl/fr/products/aulnay
- Правдивая история Citroën CX , автор Майкл Буурма, Éditions Citrovisie, 2014 г. ISBN 978-90-828147-5-0 , https://citrovisie.nl/fr/products/la-veritable-histoiredelacitroencx
- Автомобильный журнал (Великобритания), март 1981 г.
- Автомобильный журнал (Великобритания), март 1986 г.
- Car & Driver (США), март 1987 г. Журнал
- Брустейл, Жоэль (2020). Ситроен и ситроенизм: очерк истории автомобилей и инноваций [ Ситроен и ситроенизм: очерк истории автомобилей и инноваций ] (на французском языке). Париж: Au Pont 9. ISBN 9791096310609 .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Citroën GS: Citroen строится с осторожностью (англоязычная брошюра для рынка Великобритании, в которой также упоминается новый завод, построенный для Citroen CX) . Слау : Citroen Cars Ltd (Великобритания). Август 1976 года.
- ^ Четырехколесные автомобили SFRJ: Что делали и на чем ездили югославы? на ba.n1info.com, 23 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Отчет о вождении: Citroen CX 2400 GTi». Автомобили, моторы и спорт . Том 12, 1977 г., 8 июня 1977 г., стр. 82–89.
- ^ «У Citroën XM было скрытое окно» . Ялопник . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ Международная интеграция, структура рынка и цены Ива Бурде, стр. 108.
- ^ Jump up to: а б Эбберфельд, Клаус (20 декабря 2012 г.). «Некролог: Великий Ситроен мертв» (на датском языке). Архивировано из оригинала 21 ноября 2014 года . Проверено 16 июня 2016 г.
- ^ «Всемирный комментарий: в Эрлс Корт нет Citroën CX» . Автокар . 12 октября 1974 г. с. 18.
- ^ Месяца вождения и автомобилей Дорожный тест
- ^ Викарий, А. (1974) Месяц вождения и автомобилей, стр. 23-28.
- ^ Марш, Джулиан. «Автотест Citroën CX Pallas C-matic Injection 1978 года» . www.citroenet.org.uk . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ Passat первого поколения 1974 года Все имели одинаковый наклонный задний профиль, но, поскольку VW не был уверен в предпочтениях покупателей, первоначально они предлагались как в 2-, так и в 4-дверном фастбэке, а также в 3- и 5-дверном лифтбеке .
- ^ Jump up to: а б с Марш, Джулиан. «Ситроен СХ» . www.citroenet.org.uk . Проверено 15 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Марш, Джулиан. "Citroën CX 2000 1975 Autocar Auto Test" . www.citroenet.org.uk . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ «Суперсалоны прорываются» (PDF) . Автомобиль : 68–72. 1984.
- ^ Jump up to: а б с д «Полный файл Citroën CX». Автожурнал: Автомобильная выставка 1974 года . Специальный выпуск: 32–33. Сентябрь 1974 года.
- ^ «Завод Citroën CX: возможно, это была слишком большая инвестиция только для Citroën, но его значение для французской автомобильной промышленности будущего может быть огромным на несколько десятилетий». Автокар . Том. 144 (номер 4146). 24 апреля 1976 г., стр. 25–26 43.
- ↑ Wall Street Journal, 13 июля 2012 г.
- ^ https://drive-my.com/en/test-drive/item/1632-citroen-cx-pallas-ie-automatic-test-drive.html CX был так сильно развит с момента его первого появления. Citroën представляет собой очень хорошее сравнение в этой довольно элитной группе.
- ↑ The Wall Street Journal «Франция начинает движение на новых роскошных автомобилях», страница B3, 2 октября 2012 г.
- ^ Армстронг, Дуглас (декабрь 1976 г.). «Трезвость в гей-пари». СА Мотор . Кейптаун, Южная Африка: Публикации Скотта: 20.
- ^ Автомобильный журнал, март 1980 г.
- ^ "новости: доля дизельного рынка ЕС составляет 53%" . www.dieselnet.com . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ «Ситроен СХ» . www.vintridgedriver.com . 16 января 2009 года . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ Автомобильный журнал Long Term Test CX Familiale, август 1978 г.
- ^ Jump up to: а б Ричардсон, Эрик (21 августа 2014 г.). «Руководство для покупателя Citroen CX — Драйв» . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Обзоры новых и подержанных автомобилей — RAC Drive» . www.rac.co.uk. Проверено 15 апреля 2018 г.
- ^ "Оригинальный Citroen DS" Джона Рейнольдса ISBN 978-0-7603-2901-6 , стр. 135
- ^ «Citroën CX в спорте» . www.citroenet.org.uk . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ «10 самых длинных автогонок в мире» . 6 февраля 2012 года . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ eWRC-results.com. «Марафон Лондон-Сидней Сингапурскими авиалиниями 1977 года — результаты eWRC-results.com» . eWRC-results.com . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ Классический и спортивный автомобиль , июль 2010 г., стр. 144–151.
- ^ Джулиан Марш (10 июня 2000 г.). «Прототип Citroën Projet E» . Citroenet.org.uk . Проверено 11 октября 2010 г.
- ^ «Дорожный тест Citroen CX 25 GTI Turbo» .
- ^ «Дунфэн Ситроен С6» . Citroenet.org.uk . Проверено 25 апреля 2016 г.
- ^ «Обзор Citroen CX Prestige 1976 года | Интернет-журнал CAR» . Carmagazine.co.uk. Архивировано из оригинала 17 апреля 2014 года . Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ «Страница 159» . www.tech-ops.co.uk . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ «Бумажный раунд на скорости 100 миль в час» . Авто Обскура. 19 июня 2016 года . Проверено 21 июня 2016 г.
- ^ «Ретромобиль 2013: открытия и кабриолеты Citroën» (на французском языке). Argus.fr. 6 февраля 2013 года . Проверено 16 июня 2016 г.
- ^ «ГДРовской стретч-лимузин с молотка» . Классический Autobild (на немецком языке). 2 ноября 2015 г. Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ Попп, Вернер (5 октября 2013 г.). «Служебный автомобиль Хонеккера: расточительность председателя» . Топгир Автогид . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Клеман-Коллен, Поль (6 марта 2014 г.). «La STASI roulait en Citroën» . КарДжагер (на французском языке) . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ http://www.imcdb.org/vehicle_229951-Citroen-CX-1984.html Клайв Джеймс замечает CX в Шанхае.
- ^ «Такси Ситроен СХ» . 18 апреля 2009 года . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Глон, Ронан (4 мая 2016 г.). «Прямой эфир с Пекинского автосалона 2016: Citroën CX 25 Prestige» . Бежал, когда припарковался . Проверено 10 августа 2016 г.
- ^ «Peugeot подписывает соглашение о спасении с китайской компанией Dongfeng Motor» . Новости Би-би-си . 19 февраля 2014 года . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ «Досье CX: Algo de la historia de una leyenda» [Досье CX: Немного об истории легенды] (на испанском языке). Клуб Ситроен. Архивировано из оригинала 27 сентября 2016 года.
- ^ МАТЕ ПЕТРАНИ (24 сентября 2020 г.). «Citroën SM Джея Лено — лучший автомобиль, который Франция когда-либо отправляла в Америку. В свои 50 лет этот GT с двигателем Maserati все еще ощущается и выглядит как будущее» . Драйв Brookline Media Inc. Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ Клеман-Коллен, Поль (16 мая 2015 г.). «Citroën SM: la chute de «Sa Majesté» » [Citroën SM: Падение «Ее Величества»] (на французском языке). Буатье Руж. Архивировано из оригинала 19 августа 2015 года.
Но в 1974 году все изменилось: новые американские правила ввели новые бамперы и сделали практически невозможным продажу автомобиля с регулируемой высотой подвески. Citroën пришлось сдаться на рынке США, не получив отказа.
- ^ Кропли, Стив (декабрь 1979 г.). «СМ: В мистику». Автомобильный журнал . п. 38.
- ^ Соломон, Джек (1 марта 1978 г.). «Бамперы на миллиард долларов» . Причина .
- ^ Сперлок, Тамра. «Правила DOT по бамперам» . Он все еще работает . Copyright 2021 Leaf Group Ltd./Leaf Group Media . Проверено 11 мая 2021 г.
- ^ Льюис, Кори (5 апреля 2018 г.). «Редкие поездки: спортивный/роскошный Mercedes-Benz 6.9 1979 года» . Правда об автомобилях .
- ^ Берджесс, Джон (1 октября 1981 г.). «Агентство США добивается смягчения стандартов на автомобильные бамперы» . Вашингтон Пост .
- ^ Jump up to: а б Тос Л. Брайант (май 1980 г.). «Citroën CX 2500 Diesel Pallas — тренд в небольших количествах» . Дорога и трек . стр. 210–212 . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ «Брошюра CxAuto 1988 года» . Ситроен Нет . Проверено 11 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Адольфус, Дэвид Трэвер (июнь 2011 г.). «Мечты о вождении: Хранитель — Citroën CX» . Хеммингс Мотор .
- ^ Лойаконо, Сальваторе (7 января 2003 г.). «Ситроены Америки» . Мотор1 (на итальянском языке).
- ^ «Путеводители по Citroen в Северной Америке, CX с 1985 по 1990 год» . Запчасти Ситроен ДС . Проверено 11 мая 2021 г.
- ^ Бонсолл, Томас (февраль 1989 г.). «Квартет эксцентричных европейцев: 4. (Citroën) CX Prestige» . Ездить и ездить . Проверено 11 мая 2021 г.
- ^ «Цены на Peugeot 505 GLS 1988 года, 4-дверный седан» . Джей Ди Пауэр . Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ «Брошюра CINA 1986 CX» . Ситроен Нет . Проверено 11 мая 2021 г.
- ^ «Ситроен CX Жака Ширака» . Internaute.com (на французском языке). 13 марта 2012 года . Проверено 16 июня 2016 г.
- ^ «Ситроен» Елены Чаушеску за столом . Adevarul.ro (на румынском языке). 27 февраля 2010 г. Проверено 21 июня 2016 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2016 года . Проверено 13 октября 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Распродажа № 2231 — Резервы из частной коллекции автомобилей Его Светлости Принца Монако — Artcurial» . www.artcurial.com . Архивировано из оригинала 31 декабря 2012 года . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ «Поездка, достойная королевской семьи: мы ездим на Citroen CX принца Монако» . Автонеделя . 16 июня 2016 г.
- ^ «Citroën CX родился 40 лет назад. Классика, совершившая революцию в автомобильной промышленности» . MaisMotores.net (на португальском языке). 27 августа 2014 года . Проверено 21 июня 2016 г.
- ^ «Королевские номерные знаки» . NRPL.dk (на датском языке) . Проверено 21 июня 2016 г.
- ^ «СХ» . Citroenet.org.uk . Проверено 21 июня 2016 г.
- ^ ПЬЕРО ДЕ СИНДИО (9 октября 2012 г.). «ЖУРНАЛИСТ НЕКОМФОРТНЫЙ: ИСТОРИЯ МИНО ПЕКОРЕЛЛИ» . Delitti.net (на итальянском языке) . Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ Шоар, Перри (22 июля 2014 г.). «Когортная классика: Citroen CX Pallas D 1981 года — последняя битва модернизма» . Curbsideclassic.com . Проверено 21 июня 2016 г.
- ^ Скрэгг, Стивен (25 марта 2016 г.). «Когда «Аякс» не хотел Йохана Кройфа, он ушёл в «Фейеноорд»… и выиграл дубль» . Хранитель .
- ^ Глен Уоддингтон (15 марта 2003 г.). «Икона и выскочка» . www.lotusespritworld.com . Проверено 30 мая 2013 г.
- ^ «Рычаг переключения передач Мурена» .
- ^ «Камберфорд Мартиника — #bcotd» . Архивировано из оригинала 24 июня 2015 года . Проверено 24 июня 2015 г.
- ^ «Журнал «Воспоминания: прикрытие книги большого любителя, часть 2»» . 7 июля 2010 г. Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ "Ошибка" . Архивировано из оригинала 24 июня 2015 года . Проверено 24 июня 2015 г.
- ^ «Rétromobile 2015 от Artcurial Motorcars — Распродажа № 2651 — Лот № 190 — Artcurial» . www.artcurial.com . Архивировано из оригинала 19 апреля 2015 года . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ «Ретромобиль 2018 от Artcurial Motorcars — Распродажа № 3279 — Лот № 66 — Artcurial» . www.artcurial.com . Проверено 21 августа 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]