Jump to content

Ситроен СМ

Ситроен СМ
Обзор
Производитель Ситроен
Производство 1970–1975
Дизайнер Роберт Опрон
Кузов и шасси
Сорт Гранд турер
Тип кузова 3-дверное хэтчбек- купе
Макет Макет МФ
Связанный Ситроен ДС
Мазерати Мерак
Мазерати Кваттропорте II
Силовой агрегат
Двигатель 2,7 л 90° V6
3,0 л 90° V6
Передача инфекции 5-ступенчатая механическая
3-ступенчатая автоматическая
Размеры
Колесная база 2900 мм (114,2 дюйма)
Длина 4893 мм (192,6 дюйма) [ 1 ]
Ширина 1836 мм (72,3 дюйма)
Высота 1324 мм (52,1 дюйма)
Снаряженная масса 1460 кг (3219 фунтов)
(карбюраторная версия)
1520 кг (3351 фунт)
(версия с впрыском топлива)
Вид сзади — в нижнем положении

Citroën SM — высокопроизводительное купе , выпускавшееся французским производителем Citroën с 1970 по 1975 год. SM занял третье место в конкурсе «Европейский автомобиль года» 1971 года , уступив своему конкуренту Citroën GS , и стал победителем в конкурсе « по версии Motor Trend» Автомобиль года 1972 года. награда в США

В 1961 году Citroën начал работу над «Project S» — спортивным вариантом Citroën DS . Как это было принято для фирмы, было разработано множество концептуальных автомобилей, которые становились все более сложными и престижными по сравнению с DS. [ 2 ] На каком-то этапе девятилетнего проекта он перешел от разработки более быстрого варианта DS 1955 года к разработке совершенно нового, тщательно спроектированного автомобиля – с точки зрения инженерных усилий, замены крупносерийной модели DS. Citroën приобрел Maserati в 1968 году с намерением использовать технологии высокопроизводительных двигателей Maserati для создания настоящего автомобиля Gran Tourer , сочетающего сложную подвеску Citroën с двигателем Maserati V6 . [ 3 ]

Результатом стал Citroën SM, впервые показанный на Женевском автосалоне в марте 1970 года. В сентябре того же года он поступил в продажу во Франции. Все автомобили заводского производства были с левым рулем, хотя модификации с правым рулем производились в Великобритании и Австралии.

Этот автомобиль был необычным для Франции - производство роскошных автомобилей было жестко ограничено в стране из-за , введенных налогов на лошадиные силы после Второй мировой войны , поэтому во Франции не было серийных автомобилей в этом секторе рынка со времен перед Второй мировой войной . [ 4 ] Из-за этих правил SM имел двигатель объемом всего 2,7 литра; это был первый ответ на сектор роскоши и производительности со времен экспортно-ориентированного двигателя Chrysler Hemi V8 Facel Vega в конце 1950-х годов. [ 5 ] Флагманский автомобиль Citroën конкурировал с высокопроизводительными GT того времени от других стран и производителей, таких как Jaguar , Ferrari , Aston Martin , Alfa Romeo , Mercedes-Benz , Porsche от Maserati и Merak .

Происхождение названия модели SM не совсем ясно. Буква «S» может происходить от обозначения проекта «S», целью которого было создание, по сути, спортивного варианта Citroën DS , а буква «M», возможно, относится к Maserati, поэтому часто предполагается, что SM означает «Система Мазерати» или «Спортивный Мазерати». Другой распространенной альтернативой является серия Maserati . [ 6 ] [ 7 ] но другие предположили, что это сокращение от «Sa Majesté» (Ее Величество на французском языке), что соответствует распространенному прозвищу модели DS «La déesse» (Богиня).

SM не нашел достаточной клиентской базы на небольшом европейском рынке GT, но большая часть технологий SM была перенесена в успешный Citroën CX , выпущенный в 1974 году, DIRAVI наиболее очевидным примером которого является рулевое управление . Тот же базовый двигатель в увеличенном виде объемом 3,0 л (некоторые в Италии имели объем 2,0 л) использовался в собственном Merak от Maserati (1800 единиц), а затем с некоторой модификацией в Biturbo (40 000 единиц). [ 8 ] В Merak, Khamsin и Bora для некоторых функций использовалась гидравлика высокого давления Citroën, а в Merak — коробка передач Citroën во время альянса Citroën-Maserati.

Производительность

[ редактировать ]

Современные автомобильные журналисты восторженно отзывались о динамических качествах SM, которые не были похожи ни на что, с чем они сталкивались раньше. [ 9 ] SM обеспечивал сочетание комфорта, четкого управления и торможения, недоступное ни в одном другом автомобиле того времени. [ 10 ] Журнал Popular Science сообщил, что у SM был самый короткий тормозной путь среди всех протестированных ими автомобилей. [ 11 ]

Автомобильные журналисты были поражены появившейся возможностью часами путешествовать со скоростью 200 км/ч (124 мили в час) с комфортом. [ 12 ] В 1972 году компания Motorsport (Великобритания) отметила... «редкое качество хорошей машины, на которой можно ездить на любой скорости, от стоянки до максимальной». [ 13 ] Туристический запас хода, основанный на экономии топлива SM и большом топливном баке емкостью 90 л (20 имп галлонов; 24 галлона США), сделал возможными длительные, быстрые и расслабляющие поездки. [ 14 ]

Поскольку у SM был меньший двигатель мощностью 130 кВт (174 л.с.), чем у конкурентов, ускорение было скорее адекватным, чем образцовым - некоторые конкуренты были быстрее. Некоторые владельцы устанавливают двигатель Maserati Merak SS аналогичного размера мощностью 160 кВт (215 л.с.), который значительно улучшает впечатления от вождения. [ 15 ]

Расход топлива выгодно отличается от большинства конкурентов.

Производительность против конкурентов
Марка и модель Мощность в лошадиных силах , чистая по SAE Максимальная скорость Ускорение от 0 до 60 миль в час (0–97 км/ч) Экономия топлива
Ситроен СМ 130 кВт (174 л.с.) 220 км/ч (137 миль/ч) 8,5 сек. 12,5 л/100 км (22,6 миль на галлон — имп ; 18,8 миль на галлон — США ) [ 16 ]
Дженсен-перехватчик 187 кВт (251 л.с.) 217 км/ч (135 миль/ч) 7,5 сек. 24 л/100 км (12 миль на галлон — имп ; 9,8 миль на галлон — США ) [ 17 ]
Альфа Ромео Монреаль 171 кВт (229 л.с.) 224 км/ч (139 миль/ч) 7,5 сек. 13,7 л/100 км (20,6 миль на галлон — имп ; 17,2 миль на галлон — США ) [ 18 ]
БМВ 3.0CS 141 кВт (189 л.с.) 200 км/ч (124 миль/ч) 7,9 сек. 15,5 л/100 км (18,2 миль на галлон — имп ; 15,2 миль на галлон — США ) [ 19 ]
Мерседес-Бенц 450 СЛК 141 кВт (189 л.с.) 202 км/ч (126 миль/ч) 9,5 сек. 15 л/100 км (19 миль на галлон — имп ; 16 миль на галлон — США ) [ 20 ]
Ягуар XKE серии III V12 187 кВт (251 л.с.) 217 км/ч (135 миль/ч) 6,8 сек. 18 л/100 км (16 миль на галлон — имп ; 13 миль на галлон — США ) [ 21 ]
Континентальный Марк IV 158 кВт (212 л.с.) 190 км/ч (118 миль/ч) 10,8 сек. 25,3 л/100 км (11,2 миль на галлон — имп ; 9,3 миль на галлон — США ) [ 22 ]
Кадиллак Эльдорадо 175 кВт (235 л.с.) 189 км/ч (117 миль/ч) 9,7 сек. 26,2 л/100 км (10,8 миль на галлон — имп ; 9,0 миль на галлон — США ) [ 23 ]

Технические инновации

[ редактировать ]

SM сочетал в себе множество необычных и инновационных функций, некоторые из которых стали обычным явлением на автомобилях, выпущенных много десятилетий спустя. [ 24 ] Он во многом заимствовал инновации, представленные на DS, включая гидропневматическую (олеопневматическую) самовыравнивающуюся подвеску и самовыравнивающиеся фонари, которые поворачивались вместе с рулевым управлением (за исключением США, где в то время это было незаконно). .

SM был средством Citroën продемонстрировать, какую мощность и производительность можно вместить в переднеприводную конструкцию. Это было ново, и необходимо было решить множество технических проблем, особенно связанных с крутящим моментом рулевого управления , когда чрезмерная обратная связь рулевого управления влияет на управление транспортным средством.

Решение было найдено – никакой обратной связи с дорогой вообще – водитель указывает и едет, независимо от того, что испытывают ведущие колеса. [ 10 ] [ 25 ] Наезд на выбоину на большой скорости не позволял поворачивать руль в руках водителя.

Фары поворачиваются вместе с передними колесами, чтобы видеть повороты.
Задняя дверь открыта
из стекловолокна Вариант с колесами

Этот новый тип регулируемого усилителя рулевого управления позже в больших количествах был установлен на Citroen CX, и его основной принцип с тех пор распространился на производство автомобилей. [ 24 ] DIRAVI , как его называли, оказывал большую помощь автомобилисту при парковке, но мало помогал на скоростях автострады. Система регулирует гидравлическое давление на центрирующий кулачок рулевого управления в зависимости от скорости автомобиля, чтобы ощущение рулевого управления оставалось практически постоянным на любой скорости, противодействуя тенденции ручного и обычного рулевого управления с усилителем ощущаться легким на высокой скорости. Таким образом, автомобиль легко поворачивает на низкой скорости, что подчеркивается высокой передачей при двух оборотах «блокировка-фиксация», а на более высокой скорости требуется относительно больше усилий.

Если водитель отпустит рулевое колесо, рулевое управление вернется в положение прямо. Он был рассчитан на минимальное усилие рулевого управления – с двумя поворотами от упора до упора, что часто называют картингом .

Многие современные обозреватели отметили, что для того, чтобы привыкнуть к этой системе, потребуется не менее 80 км (50 миль) езды, но как только водитель привыкнет к системе, традиционное рулевое управление покажется старомодным. [ 26 ]

В то время такое рулевое управление вызывало споры: чрезмерное и сильное рулевое управление, необходимое в современных автомобилях, могло вызвать резкие маневры SM. [ 9 ] Когда SM был выбран в качестве постоянного участника телесериала «Защитники» (1972), главная актриса отказалась водить его, поскольку рулевое управление требовало ознакомления. [ 27 ]

Рулевое управление DIRAVI является самоцентрирующимся и полностью приводным (в отличие от гидравлического). Эта функция позволяет передним колесам двигаться с почти нулевым наклоном и означает отсутствие изменения развала при включении блокировки, а также гарантирует, что максимальная площадь шины всегда находится в контакте с дорогой.

Механизм стеклоочистителей, когда он установлен на «низкую скорость», «чувствителен» к дождю, измеряя ток, необходимый для привода двигателя стеклоочистителя, а рулевая колонка регулируется как по высоте, так и по вылету. [ 24 ]

Тормозная система, заимствованная у DS, использует дисковые тормоза на всех четырех углах (у DS есть барабаны сзади), при этом передние тормоза расположены внутри и охлаждаются через большие воздуховоды в передней части автомобиля. Гидравлическое тормозное давление между передней и задней частью балансируется автоматически в зависимости от веса в задней части автомобиля, поэтому при резком торможении весь автомобиль опускается равномерно. [ 28 ]

Стандартные колеса изготовлены из стали с накладками из нержавеющей стали, но для суровых условий гонок по бездорожью компания Michelin разработала уникальное решение — легкие колеса из стекловолокна , которые стали устанавливаться на заводе. Эти пластиковые колеса весят менее половины стандартного веса и на десятилетия опередили аналогичные устройства. Хеммингс и другие ошибаются, когда упоминают «Roues Resin» от Michelin как колеса из углеродного волокна. [ 29 ] [ 30 ] колеса содержат стекловолокно, а не углеродное волокно. [ 31 ] Это очень ясно, если посмотреть на заднюю часть дисков. [ 32 ] Ялопник также ошибочно утверждает, что колеса изготовлены из углеродного волокна. [ 33 ]

Разработанный главным дизайнером Citroën Робертом Опроном , SM имеет семейное сходство с Citroën CX и Citroën GS , а также в некоторой степени с Maserati Mistral . Как и CX, SM сохранил юбки задних крыльев , и при взгляде сверху SM напоминает каплю с широкой передней колеей, сужающейся к более узкой задней колеи.

SM был необычайно аэродинамичен для своего времени, с хвостовым оперением Камма и низким коэффициентом лобового сопротивления . На момент запуска Citroën заявлял, что коэффициент лобового сопротивления равен 0,26. [ 34 ] хотя позже он опубликовал пересмотренную цифру 0,339. [ 35 ] Воздухозаборник вентиляции расположен в «нейтральной» зоне капота, благодаря чему вентилятор вентилятора регулирует вентиляцию салона на всех скоростях движения.

СМ в профиль
Интерьер СМ

с явным модернистским Интерьер SM влиянием столь же драматичен, как и внешний вид. Небольшой овальный руль сочетается с овальными приборами. Рычаг ручного переключения передач представляет собой стилизованную хромированную заслонку. Сиденья представляют собой ковшеобразные сиденья с высокой степенью регулировки и центральной обивкой, состоящей из множества отдельных «роликов». Во всем используются высококачественные материалы. Капот изготовлен из авиационного алюминия, а внешняя полированная отделка выполнена из нержавеющей стали, а не из «более дешевого» хрома (за исключением отделки «пластихром» «SM» в задней части водосточного желоба).

В 1970 году это был самый быстрый переднеприводный автомобиль с заявленной на заводе максимальной скоростью 220 км/ч (137 миль в час), а по независимым тестам он достиг скорости 235 км/ч (146 миль в час). Это был пример автомобиля как символа оптимизма и прогрессивных технологий, подобного современнику SM, самолету Concorde . [ 36 ]

Дизайн SM занял одиннадцатое место в . год списке «100 самых крутых автомобилей» журнала Automobile Magazine за 2005

Экспорт США

[ редактировать ]
Citroën SM американской версии с круглыми фарами. Зеленые сферы являются частью системы гидропневматической подвески .

Основным экспортным рынком SM были США, где рынок личных автомобилей класса люкс был намного больше, чем в Европе. Среди конкурентов были Cadillac Eldorado , Lincoln Mark IV и Ford Thunderbird, а также импортные модели из Италии, Великобритании и Германии. [ 37 ] Уникальный дизайн SM произвел фурор и в 1972 году получил Motor Trend по версии журнала награду «Автомобиль года» , что в то время было неслыханным достижением для автомобиля за пределами США. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]

Система SM, состоящая из шести композитных галогенных фар со сменными лампами и поворотным дальним светом, была незаконной в США, где в то время правила требовали, чтобы все автомобили имели две или четыре круглые фары с закрытым светом на фиксированных креплениях и без линз или других покрытий. перед ними. [ 41 ] Так, СМ для рынка США оснащались четырьмя открытыми круглыми неповоротными герметичными балками. [ 37 ]

Несмотря на первоначальный успех, продажи в США внезапно прекратились, когда Citroën не получил ожидаемого освобождения от налога на бампер со скоростью 5 миль в час (8,0 км / ч), установленного NHTSA для модели 1974 года . [ 37 ] Встроенная с регулируемой высотой делала соблюдение требований невозможным. подвеска SM [ 37 ] [ 42 ] SM 1974 года, построенные для рынка США (134 автомобиля), не могли быть поставлены американцам из-за даты вступления в силу правил бамперов, поэтому вместо этого были проданы в Японии. [ 43 ]

Двигатели

[ редактировать ]
Джулио Альфьери и двигатель SM в мае 1969 года.

SM продавался с небольшим и легким двигателем в различных вариантах, разработанным с нуля Джулио Альфьери , но пригодным для сборки на существующих V8 инструментах . Из-за этого двигатель имел необычный угол между рядами цилиндров в 90° — черта, присущая более позднему PRV V6 . Это была очень компактная и инновационная конструкция, которая позволяла использовать только одну схему головок цилиндров и удлиненный промежуточный вал для привода вспомогательных агрегатов.

Двигатель был алюминиевым, весил всего 140 кг (309 фунтов) и всегда устанавливался за передней осью . [ 44 ]

Модель Серийный номер Двигатель Смещение
см 3
Подача топлива Лошадиные силы
Сеть PS SAE
Передача инфекции/
Кол-во передач
Масса Максимальная скорость Годы
производство
Количество произведенных
СМ 2.7 тип СБ С114-1 2,670 3 карбюратора Вебер
42DCNF
170 л.с. (125 кВт; 168 л.с.) М/5 1450 кг (3197 фунтов) 220 км/ч (137 миль/ч) 1970–72 7.133
СМ 2.7 Автомат. тип СБ С114-1 3 карбюратора Вебер
42DCNF
170 л.с. (125 кВт; 168 л.с.) А/3 1480 кг (3263 фунта) 205 км/ч (127 миль/ч) 1972 675
СМ 2.7 Инъекция тип СК С114-3 Электронный впрыск
Бош Д-Джетроник
178 л.с. (131 кВт; 176 л.с.) М/5 1490 кг (3285 фунтов) 228 км/ч (142 миль/ч) 1972–75 3.500
СМ 3.0 тип СД С114-11 2,965 3 карбюратора Вебер
42DCNF
180 л.с. (132 кВт; 178 л.с.) М/5 1450 кг (3197 фунтов) 225 км/ч (140 миль/ч) 1973 600
СМ 3.0 Автоматический тип СД С114-11 3 карбюратора Вебер
42DCNF
180 л.с. (132 кВт; 178 л.с.) А/3 1480 кг (3263 фунта) 205 км/ч (127 миль/ч) 1973–75 1.012

Размер двигателя 2,7 л был ограничен французским налоговым сбором, из-за которого автомобили с большим объемом двигателя были слишком дорогими для продажи в любых количествах во Франции . [ 5 ]

Twin Turbo V6 SM, разработанный SM World в Лос-Анджелесе , Калифорния, достиг скорости 325 км/ч (202 мили в час) на солончаках Бонневиль.

Один SM имел двигатель Maserati V8 – это был интенсивно используемый испытательный стенд, разработанный Maserati для Maserati Quattroporte II 1974 года . [ 45 ] Несмотря на мощность 190 кВт (260 л.с.), автомобиль требовал относительно скромных доработок, а характеристики превратили SM в настоящий спортивный автомобиль. [ 46 ]

У одного SM был двигатель V6 Twin Turbo, разработанный специалистом Джерри Хэтэуэем ( SM World ) для на рекорд наземной скорости испытаний на соляных равнинах Бонневилля , который достигал скорости 325 км/ч (202 мили в час). [ 47 ]

5-ступенчатая механическая коробка передач с плавным переключением передач. На большинство SM устанавливалась [ 10 ] Трехступенчатая Borg Warner полностью автоматическая коробка передач была опцией в Северной Америке в 1972–73 годах и в Европе в 1974–75 годах.

Двигатель также использовался в Maserati Merak с 1972 по 1982 год. Более поздние версии Merak SS имели клапаны гораздо большего размера и развивали мощность 160 кВт (220 л.с.). Ligier JS2 Спортивный автомобиль также использовал этот двигатель V6 . Последние модели SM производились на заводе Ligier в Виши .

Под новым владельцем Maserati разработала модель Biturbo 1981 года , применив к этому двигателю турбонаддув , и продала 40 000 единиц.

Автоспорт

[ редактировать ]
Citroën SM, участвовавший в Ралли Марокко 1971 года.

SM выиграла свое первое соревнование, изнурительное ралли Марокко 1971 года . Citroën продолжил работу над SM, в конечном итоге разработав гоночный вариант с короткой базой «хлебный фургон».

SM World, специализированная марка в Лос-Анджелесе, Калифорния, произвела SM с турбонаддувом , который в 1987 году установил рекорд наземной скорости для серийных автомобилей в своем классе на солончаках Бонневиль , штат Юта, со скоростью 325 км/ч (202 мили в час). [ 47 ]

После банкротства Citroën в 1974 году Peugeot взяла на себя ответственность за компанию и в мае 1975 года продала компанию Maserati . Peugeot быстро решила прекратить производство SM, поскольку производство упало до 294 автомобилей в 1974 году и 115 единиц в прошлом году.

Наблюдатели часто связывают упадок СМ с нефтяным кризисом 1973 года и экономическим спадом . [ 48 ] [ 37 ]

Хотя нефтяной шок, безусловно, повлиял на продажи, в то же время, когда SM прекратил производство, было представлено множество гораздо более расточительных автомобилей, в том числе с гидропневматической подвеской Mercedes-Benz 450SEL 6.9 . В 1975 году Peugeot даже представила автомобиль с двигателем V6 аналогичного объема и расхода топлива — 604 . В США (основном экспортном рынке SM) SM фактически был экономичным автомобилем по сравнению со своими конкурентами. [ 49 ] Однако в 1974 году Национальное управление безопасности дорожного движения США (NHTSA) ввело новые правила проектирования автомобилей, фактически запретив Citroën доступ на рынок США. [ 37 ]

Как видно из производственных показателей, продажи SM снизились, начиная с 1972 года. Вероятно, это связано с проблемами технического обслуживания. [ 37 ] Как экзотический итальянский автомобиль, карбюраторы Вебера требуют частой регулировки. Многие двигатели вышли из строя на пробеге 60 000 км — большинству владельцев было неясно, что конструкция двигателя с помехами имеет цепи привода ГРМ , требующие ручной регулировки, и эта проблема не была устранена до тех пор, пока производство не было прекращено. [ 50 ] Угол поворота двигателя 90° был незнаком механикам 1970-х годов. Только Buick (1962–66; 1975–) и Jeep (1966–71) использовали V6 с углом наклона цилиндров 90 °. Еще одна проблема, которая была решена с помощью модернизации, — это ненадежные кассеты прерывателя зажигания.

Большинству транспортных средств требуется только общее обслуживание, при котором любой компетентный механик может правильно обслуживать автомобиль. Некоторые автомобили, такие как Citroën и Ferrari , требуют специального ухода из-за своей уникальной конструкции. [ 12 ] Несмотря на то, что SM является прочным автомобилем, если его тщательно обслуживать, ему требуются два комплекса специализированного ухода: специалисты Citroën, которые широко распространены в Европе, и более редкий специалист Maserati , чтобы поддерживать двигатель в рабочем состоянии. [ 51 ] Как только потенциальные покупатели начали это понимать, продажи резко упали. [ 37 ]

Завод Quai André-Citroën на берегу Сены в Париже закрылся в 1974 году, что потребовало создания новых производственных мощностей как для DS, так и для SM. Модели Runout DS были построены на новом заводе в Ольне-су-Буа , а последние 135 экземпляров SM были построены компанией Ligier . [ 52 ]

Компоненты SM сохранились, хотя и в зеркальном отображении – в Maserati Merak (двигатель, трансмиссия) и Lotus Esprit (трансмиссия). Успешный Citroën CX сохранил большую часть динамических качеств SM, включая новаторский чувствительный к скорости гидроусилитель руля .

Производственные номера

[ редактировать ]

Всего за время существования было выпущено 12 920 СМ. Продажи резко падали каждый год после первого полного года производства. Рынок Северной Америки принял 2400 автомобилей в 1972 и 1973 годах. [ 53 ]

Год Европа/Азия/Ближний Восток/Африка Изменение продаж США и Канада >>ИТОГО>>
1970 868 0 868
1971 4,988 475% 0 4,988
1972 2,786 (44%) 1,250 4,036
1973 1,469 (47%) 1,150 2,619
1974 294 (80%) 0 294
1975 115 (61%) 0 115

Варианты

[ редактировать ]

Завод производил только один тип кузова - с фиксированной головкой и левым рулем двухдверное купе в стиле фастбэк , но дизайн действительно вдохновил на создание множества производных, ни одна из которых не производилась в каких-либо количествах.

Производитель автобусов Анри Шапрон из Левалуа-Перре выпустил несколько очень коллекционных вариантов SM.

Президенты Франции от Жоржа Помпиду до Жака Ширака наслаждались поездкой по Парижу на двух 4-дверных моделях Citroën SM présidentielle с откидным верхом , делясь ими с такими знаменитостями, как Папа Иоанн Павел II, и посещавшими их главами государств. Первая попытка создания этой версии состоялась через месяц после завершения Помпиду и королевой Елизаветой II в мае 1972 года. [ 54 ] Шасси, построенное компанией Chapron по проекту Citroën, было удлинено на 52 см (20,5 дюйма) до общей длины 5,60 м (220,5 дюйма). [ 54 ] Эти автомобили с механической коробкой передач имеют специальную пониженную передачу и дополнительное охлаждение, подходящее для парадного использования, что позволяет им двигаться со скоростью 6–7 км/ч (3,7–4,3 миль в час). [ 55 ] Они также оснащены небольшим складным сиденьем, обращенным назад, для использования переводчиком или секретарем, а также верхним сиденьем с электроприводом и гидравлическими приводами. [ 55 ] Президенты SM проработали 37 лет и вышли на пенсию с пробегом около 25 000 км (16 000 миль). [ 54 ]

Шапрон также создал пять кабриолетов (SM Mylord) и семь седанов (SM Opéra). Оригинальные экземпляры этих редких моделей очень ценны: последняя зарегистрированная продажа MyLord составила 548 320 евро в феврале 2014 года. [ 56 ] Некоторые владельцы SM, в частности, сделали свои собственные копии кабриолета SM. [ 57 ] В отличие от DS, завод никогда не разрешал выпуск модели с откидным верхом, поскольку Citroën считал, что крыша является неотъемлемой частью конструкции SM. [ 58 ] На SM крыша и задние панели были приварены.

В 1971 году компания Heuliez выпустила два экземпляра без опор кабриолета тарга - SM Espace. [ 59 ] В отличие от заводского SM, задние окна могли убираться в кузов.

Незадолго до закрытия SM компания Citroën выпустила несколько гоночных версий с короткой колесной базой, квадратными задними секциями и тщательно настроенными двигателями, известных как модель «хлебный фургон».

В Великобритании три официальных прототипа с правым рулем были построены компанией Middleton Motors , дилером Citroën в Хартфордшире , Англия. По крайней мере, один из этих прототипов до сих пор сохранился.

В Австралии 12 автомобилей были переоборудованы в праворульные машины компанией Chappel Engineering в Мельбурне , Австралия, для компании Dutton's (в то время австралийского импортера Citroën). [ 60 ] Автомобили все еще модифицируются с использованием органов управления и приборных панелей с правым рулем для австралийского рынка, где праворуль является обязательным.

В США 100 автомобилей были оснащены сдвижным стальным люком с электроприводом производства ASC .

Фруа также предложил концепт-кар на базе SM, переднеприводного автомобиля, который очень напоминал среднемоторный Maserati Merak .

Весной 1974 года компания Maserati создала специальный 4,0-литровый двигатель V8 мощностью 194 кВт (260 л.с.) на основе новейшего варианта двигателя C114-11. Этот двигатель, установленный в штатном СМ, прошел испытания на протяжении 12 000 километров. Затем двигатель был снят и законсервирован, а остальную часть машины уничтожил Алехандро де Томазо . Французский клуб SM создал точную копию этого автомобиля, используя настоящий двигатель оригинала, и представил ее на выставке Retromobile 2010. [ 45 ]

К сожалению, предполагаемый получатель так и не получил этот V8. Maserati Quattroporte II представлял собой Maserati четырехдверный вариант SM под маркой с угловатым кузовом и удлиненным днищем. Шесть фар были сохранены, и была установлена ​​более поздняя версия двигателя SS. Эта модель была представлена ​​во время банкротства Citroën в 1974 году. Она поступила в производство в 1976 году, и с тех пор по 1978 год было выпущено только двенадцать моделей. [ 61 ]

Выдающиеся владельцы

[ редактировать ]
Эффектная приборная панель была использована совместно с Maserati Merak.

Как и Citroën DS , у SM было много знаменитых владельцев. [ 11 ] Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев , [ 62 ] Rolling Stones басист Вайман Билл [ 63 ] Адам Клейтон из рок-группы U2 , [ 64 ] и император Эфиопии Хайле Селассие I управляли SM, а у диктатора Уганды Иди Амина их было семь. [ 65 ] Шах Ирана водил SM.

Актеры Лорн Грин и Ли Мейджорс , композитор Джон Уильямс , писатель Грэм Грин и бывший маврикийский королевский адвокат и политик сэр Гаэтан Дюваль (1930–1996), футболист Йохан Кройфф , Rolling Stones барабанщик Чарли Уоттс , Cheech & Chong из Чич Марин и Томас Чонг , [ 66 ] мотогонщик Майк Хейлвуд , [ 67 ] композитор Джон Барри и музыкант Карлос Сантана также владели SM. [ 68 ] Югославский и хорватский певец Мишо Ковач имел свой собственный золотой SM.

По состоянию на 2019 год Гай Берриман из Coldplay . за рулем SM сидел [ 69 ] SM телеведущего и комика Джея Лено часто можно увидеть на заднем плане его видеороликов Jay Leno's Garage на YouTube . [ 70 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Данные о характеристиках, характеристиках и фотографиях Citroen SM Coupe 1970 года» . Автомобиль-каталог.com . Проверено 28 ноября 2011 г.
  2. ^ «DS – В поисках скорости» . Ситроенет . 1996.
  3. ^ «Citroën SM – Hemmings Motor News» . hemmings.com .
  4. ^ «Возрождение золотой эпохи французской роскоши» . Автомобильные новости . 29 октября 2016 г. Проверено 5 марта 2017 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б «Домашняя страница Facel Vega» . facel-vega.com . Архивировано из оригинала 11 мая 2018 года . Проверено 3 февраля 2015 г.
  6. ^ «Коллекция Мазерати II» . Проверено 18 февраля 2011 г.
  7. ^ «Citroën SM V8 1974 года: тайны больше нет» . 27 сентября 2010 г. Проверено 18 февраля 2011 г.
  8. ^ «Ретроспектива: Maserati Biturbo» . carthrottle.com
  9. ^ Перейти обратно: а б Ларс Х. «Espada V Jag EV 1972 года Aston Martin V Citroen SM» . espadatechsite.com .
  10. ^ Перейти обратно: а б с «Гигантский тест Citroen SM 2.7 против BMW 3.0 CS E9» . 29 апреля 2014 г. Журнал CAR, 1972 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б Джонни Либерман (29 мая 2007 г.). «Ситроен СМ» . Ялопник .
  12. ^ Перейти обратно: а б «Вождение будущего – Citroën SM 1972 года» . Хеммингс .
  13. ^ «Ситроен СМ» . Журнал «Автомобильный спорт» . Декабрь 1972 г. с. 44.
  14. ^ «Ситроен СМ» . Как все работает .
  15. ^ Классический и производительный автомобиль. «Продажа классических автомобилей Citroen – классических и мощных автомобилей» . classicand Performancecar.com .
  16. ^ «Подробный обзор технических характеристик Citroen SM 1972 года выпуска, предлагаемого до середины 1972 года для Европы» .
  17. ^ «Полные характеристики Jensen Interceptor Mk III 1972 года» .
  18. ^ «Веб-сайт Alfa Romeo Montreal» .
  19. ^ «Полные характеристики BMW 2500-3.0 CS E9 Coupe 1972 года» .
  20. ^ Quattroruote: Все автомобили мира 74/75 (на итальянском языке). Милан: Editoriale Domus SpA, 1974. с. 440.
  21. ^ «Полные характеристики Jaguar XK-E Series III 2+2 Coupe 1972 года» .
  22. ^ «Полные характеристики Lincoln Mark IV Coupe 1972 года» .
  23. ^ «Полные характеристики Cadillac Eldorado Hardtop Coupe 1972 года» .
  24. ^ Перейти обратно: а б с «Топ-5: инновации Citroen SM, видевшие будущее – vrenture.com/ . CNET . CBS Интерактив.
  25. ^ Козак, Грэм (6 мая 2015 г.). «Мы ездим на соблазнительном Citroen SM, крутом Renault 5 Turbo и других достойных сертификации французских классиках» . Автонеделя . Херст Автос, Инк.
  26. ^ ' Колесо , декабрь 1970 г.
  27. ^ Бакли, Мартин (февраль 2003 г.). «Звездный удар». Чистокровные и классические автомобили . Emap Automotive, Питерборо, Великобритания. п. 92.
  28. ^ The Longest Yard - DVD Lockdown Edition, выбор 02638, Paramount Home Entertainment , 2005 г.
  29. ^ ЛаШанс, Дэвид (апрель 2007 г.). «Изобретение колеса заново. Предоставьте Citroën возможность вывести на рынок первые в мире колеса из смолы» . Хеммингс . Проверено 14 октября 2015 г.
  30. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 21 сентября 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  31. ^ «Колеса — Citroen SM Wiki» .
  32. ^ «Автомобильное хобби: колесо Michelin Résine Renforcee» . 10 октября 2011 г.
  33. ^ Петрани, Мате (17 марта 2014 г.). «Michelin изготовила диски из углеродного волокна для Citroën еще в 1971 году» . Ялопник . Проверено 31 июля 2015 г.
  34. ^ Журнал Motor Trend (США), май 1970 г.
  35. ^ Марш, Джулиан (1999). «Citroenet.org, Аэродинамика (воспроизведено из собственного журнала Citroen Double Chevron № 59, 1980 г.)» . Проверено 15 февраля 2023 г.
  36. ^ "CITROËN SMCOLLECTIONNEZ-LA MAINTENANT!" . Аон — классический автомобиль LDA . Архивировано из оригинала 7 февраля 2015 года . Проверено 6 февраля 2015 г.
  37. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Клеман-Коллен, Поль (16 мая 2015 г.). «Citroën SM: la chute de «Sa Majesté» » [Citroën SM: Падение «Ее Величества»] (на французском языке). Буатье Руж. Архивировано из оригинала 19 августа 2015 года.
  38. ^ Motor Trend , февраль 1972 г.
  39. ^ Эванс, Скотт (28 марта 2013 г.). «Почему странный Citroen SM стал нашей первой иномаркой года» . Мотортренд . Моторный тренд . Проверено 14 апреля 2021 г.
  40. ^ «Отмеченные наградами автомобили: каждый победитель в номинации «Автомобиль года»» . Сентябрь 2020.
  41. ^ Грейлинг Кин, Анджела (28 марта 2013 г.). «Audi хочет изменить 45-летнее правило фар в США» . Bloomberg.com . БлумбергБизнесуик . Проверено 22 августа 2016 г.
  42. ^ Соломон, Джек (март 1978 г.). «Бамперы на миллиард долларов» . Причина .
  43. ^ Кропли, Стив (декабрь 1979 г.). «СМ: В мистику». Автомобильный журнал . п. 38.
  44. ^ «Двигатели Мазерати II» . maserati-alfieri.co.uk .
  45. ^ Перейти обратно: а б «Citron SM V8 1974 года: больше нет загадки - Autoweek» . autoweek.com . 27 сентября 2010 г.
  46. ^ «AutoTraderClassics.com — Статья Возрождение утраченного прототипа — Citroen SM V8» . autotraderclassics.com .
  47. ^ Перейти обратно: а б «Калифорнийцы — фанатики Chevron» . Ле Фигаро . 28 декабря 2007 г.
  48. ^ «Полет фантазии, решивший судьбу Citroën» . Западный британец . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года.
  49. ^ Ян П. Норбай; Джим Данн (декабрь 1973 г.). «Европейские чистокровные: в чем их секреты?» . Популярная наука . п. 40.
  50. ^ Автоистория Citroën SM' Osprey, Джефф Дэниелс, 1981, ISBN   0-85045-381-X
  51. ^ «История Citroen SM 1972 года, фотографии, стоимость, аукционные продажи, исследования и новости» . Концепткарз .
  52. ^ Рейно, Этьен (11 февраля 2020 г.). «Этот рестомод Citroën SM — современный дорожный Конкорд» . Классический драйвер . Архивировано из оригинала 28 мая 2021 года.
  53. ^ «Индекс автомобилей Citroën» . citroenet.org.uk .
  54. ^ Перейти обратно: а б с Хелейн, Эрик (октябрь 2008 г.). «Республика в движении». Зеркало заднего вида (на французском языке). № 238. Фонтенбло, Франция: Éditions LVA. п. 59. ISSN   0992-5007 .
  55. ^ Перейти обратно: а б Хелейн (2008) , с. 57.
  56. ^ «Rétromobile 2014 & Solo Alfa от Artcurial Motorcars — Распродажа № 2400 — Лот № 326 | Artcurial | Briest — Poulain — F. Tajan» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 20 ноября 2014 г.
  57. ^ «Citroën SM Chapron Cabriolet, о милорд!» . Ле Фигаро . 22 января 2014 г.
  58. ^ Автоистория Citroën SM' Osprey, Джефф Дэниелс, 1981, ISBN   0-85045-381-X
  59. ^ «Sport & GTS au Mans Classic — Распродажа № 2138 — Лот № 217 | Artcurial» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 31 января 2015 г.
  60. ^ «Аукционы Citroen SM Coupe (RHD) – Лот 24 – Шеннонс» . www.shannons.com.au . Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 19 ноября 2014 г.
  61. ^ Табукки, Маурицио (2003). Maserati: Гран-при, спортивные автомобили и автомобили GT, модель за моделью, 1926–2003 гг . Милан: Джорджио Нада Эдиторе srl, стр. 288–289. ISBN  8879112600 .
  62. ^ «Брежнев и его Ситроен СМ» . klassiekerlogeren.nl . Архивировано из оригинала 3 февраля 2015 года . Проверено 31 января 2015 г.
  63. ^ «Два автомобиля Билла Ваймана будут выставлены на аукционе на Фестивале скорости в Гудвуде» . Телеграф . 6 мая 2015 г. Архивировано из оригинала 19 ноября 2015 г.
  64. ^ "Ситроен СМ 5-ступенчатый 1972 года выпуска" . Аукционы «Принеси трейлер» . 15 февраля 2024 г.
  65. ^ «МинкМейстер – Ситроен СМ» . Некоторые вещи имеют значение . 22 декабря 2014 г.
  66. ^ «Достижение нирваны на Citroën DS» . Нефтяной . 20 февраля 2015 года. Архивировано из оригинала 18 мая 2015 года . Проверено 14 мая 2015 г.
  67. ^ «Ваш конечный пункт назначения для всех автомобильных новостей, обзоров и цен на автомобили» .
  68. ^ «AutoRAI 2003 – SM Йохана Кройфа» . citroen1.info . Архивировано из оригинала 14 августа 2015 года . Проверено 31 января 2015 г.
  69. ^ ТАЙЛЕР ХИТЛИ (24 апреля 2019 г.). «Загляните в гараж звезды Coldplay Гая Берримана» . Моторный .
  70. ^ «Джей Лено размышляет об очаровании (и необычной технике) французских автомобилей» . Популярная механика . Октябрь 2009 года.

Библиография

[ редактировать ]
  • «Citroën SM», Osprey Autohistory, Джефф Дэниэлс, 1981 г., ISBN   0-85045-381-X
  • Брустейл, Жоэль (2020). Ситроен и ситроенизм: очерк истории автомобилей и инноваций [ Ситроен и ситроенизм: очерк истории автомобилей и инноваций ] (на французском языке). Париж: Au Pont 9. ISBN  9791096310609 .
  • Журнал « Motor Trend » (США), февральский номер 1972 г.
  • Журнал ' Car and Driver ' (США), июньский номер 1972 г.
  • Журнал Popular Science (США), выпуск за декабрь 1973 г.
  • Журнал « Motor Trend » (США), февральский номер 1974 г.
  • ' Car Magazine ' (Великобритания), выпуск за декабрь 1979 г.
  • Журнал «Коллекционный автомобиль» (США), выпуск июнь 2001 г.
  • Журнал Thoroughbred & Classic Cars (Великобритания), апрель 1995 г.
  • DVD " The Longest Yard - Lockdown Edition", выбор 02638, Paramount Home Entertainment , 2005 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 604e489eb94b4119409b240af1394448__1720360980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/48/604e489eb94b4119409b240af1394448.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Citroën SM - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)