БМВ Е9
БМВ Е9 | |
---|---|
Обзор | |
Производитель | BMW |
Производство | 1968–1975 |
Сборка | Германия: Райне ( Карманн ) [1] |
Дизайнер | Вильгельм Хофмайстер |
Кузов и шасси | |
Сорт | Гранд турер |
Тип кузова | Купе |
Макет | Передний двигатель, задний привод |
Платформа | БМВ Новый Класс |
Связанный | БМВ Е3 (седан) |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 2,5-3,2 л М30 И6 |
Размеры | |
Колесная база | 2624 мм (103,3 дюйма) |
Длина | 4660 мм (183,5 дюйма) |
Ширина | 1670 мм (65,7 дюйма) |
Высота | 1370 мм (53,9 дюйма) |
Хронология | |
Предшественник | БМВ 2000С/2000КС |
Преемник | БМВ 6 серии (Е24) |
BMW E9 — это линейка купе, выпускавшаяся немецким автопроизводителем BMW с 1968 по 1975 год. Первоначально выпущенная как модель 2800 CS, E9 была основана на BMW 2000 C / 2000 CS четырехцилиндровых купе , которые были увеличены, чтобы соответствовать BMW E9. М30 Шестицилиндровый двигатель . Кузов E9 был построен компанией Karmann .
Как гоночный автомобиль, E9 имел большой успех в чемпионате Европы по кузовным гонкам и Deutsche Rennsport Meisterschaft , особенно модель 3.0 CSL , получившая омологацию .
На смену линейке E9 пришла серия E24 6 .
Предшественник
[ редактировать ]Предшественниками E9 являются модели 2000 C и 2000 CS, которые производились с 1965 по 1969 год как часть линейки BMW New Class.
Модели
[ редактировать ]2800 КС
[ редактировать ]Первое из купе E9, 2800 CS, пришло на смену 2000 C и 2000 CS в 1968 году. Ведущим конструктором был Вильгельм Хофмайстер . [2] [3] Колесная база и длина были увеличены, чтобы моторный отсек стал достаточно длинным для размещения нового рядного шестицилиндрового двигателя под кодовым названием M30 , а передняя часть автомобиля была изменена, чтобы напоминать седан E3 . [2] Однако задняя ось осталась такой же, как и в младших моделях Neue Klasse, а задние тормоза изначально были барабанными, а это означало, что седан 2800 был более производительным автомобилем, поскольку он был легче. Таким образом, преимущества CS с самого начала были чисто визуальными. [4] В 2800 CS использовалась версия двигателя объемом 2788 куб.см (170,1 куб.дюйма), используемая в седанах E3. [2] Двигатель развивал мощность 125 кВт (168 л.с.) при 6000 об/мин. [5]
Модель 2800 CS была не только легче предыдущей модели 2000 CS, но и имела меньшую лобовую часть, что еще больше увеличивало преимущество в производительности. [6] Снаряженная масса 2800 CS составляет 1420 кг (3131 фунт). [ нужна ссылка ]
На Женевском автосалоне 1969 года компания BMW представила концепт-кар 2800 Bertone Spicup. [7] Эта модель, внешне похожая на Alfa Romeo Montreal 1967 года , в производство не дошла.
3.0 CS/CSi
[ редактировать ]В 1971 году на смену 2800CS пришли модели 3.0 CS и 3.0 CSi, которые были расточены до объема 2986 куб.см (182,2 куб.дюйма). Двигатель 3.0 CS имеет степень сжатия 9,0:1, два карбюратора и развивает мощность 134 кВт (180 л.с.) при 6000 об/мин. Двигатель 3.0 CSi имеет степень сжатия 9,5:1, электронный впрыск топлива Bosch D-Jetronic и развивает мощность 149 кВт (200 л.с.) при 5500 об/мин. [2] Вариантами трансмиссии были 4-ступенчатая механическая или 3-ступенчатая автоматическая коробка передач.
В Соединенных Штатах модели 1974 года имеют выступающие бамперы со скоростью 5 миль в час .
3.0 КСЛ
[ редактировать ]Представленный в мае 1972 года, [8] Модель 3.0 CSL была специальной омологацией, созданной для того, чтобы автомобиль мог участвовать в чемпионате Европы по кузовным гонкам . Было построено 1265 штук.
Буква «L» в обозначении означала leicht (легкий), в отличие от других обозначений BMW, где она означала lang (длинный). Легкость была достигнута за счет использования более тонкой стали для изготовления корпуса агрегата, отказавшись от обшивки и шумоизоляции, [9] использование дверей, капота и крышки багажника из алюминиевого сплава, а также боковых окон из плексигласа . [8] Пятьсот автомобилей 3.0 CSL, экспортированных в Соединенное Королевство, были не такими легкими, как другие, поскольку импортер настоял на сохранении звукоизоляции, электрических окон и штатных бамперов E9. на этих автомобилях [8] [10] CSL не продавался в США.
Первоначально использовался тот же двигатель, что и 3.0 CS, [11] Объем двигателя 3.0 CSL получил очень небольшое увеличение объема до 3003 куб. См (183,3 куб. Дюйма) за счет увеличения диаметра цилиндра двигателя на одну четверть миллиметра до 89,25 мм (3,51 дюйма). [8] [11] Это было сделано в августе 1972 года, чтобы позволить CSL участвовать в гонках в гоночной категории «более трех литров», что позволило немного увеличить рабочий объем гоночных автомобилей. [8] В 1973 году [9] [12] двигатель 3.0 CSL получил еще одно, более существенное увеличение объема до 3153 куб.см (3,2 л; 192,4 куб. дюйма) за счет увеличения хода поршня до 84 мм (3,31 дюйма) при мощности 206 л.с. (203 л.с., 152 кВт) при 5600 об/мин и 286 Нм (211 фунт-фут) при крутящем моменте 4200 об/мин . [11] [12] [13] Эта окончательная версия 3.0 CSL была омологирована в июле 1973 года вместе с аэродинамическим пакетом, включающим большую воздушную заслонку, короткие плавники, идущие вдоль передних крыльев , спойлер над задней кромкой крыши и за ней, а также высокое заднее антикрыло . [14] Задние крылья не устанавливались на заводе, а после покупки были оставлены в багажнике для установки. Это было сделано потому, что использование крыльев на дорогах Германии было незаконным. Полный аэродинамический пакет принес гоночным CSL прозвище « Бэтмобиль ». [9] [15] [16]
CSL участвовала в группе 2 на чемпионате Европы по кузовным гонкам , причем пилоты CSL выигрывали титул пилотов шесть раз в 1973 и с 1975 по 1979 годы. [17] CSL также выступала в составе группы 5 Special Production , выиграв три раунда чемпионата мира 1976 года по производителям . В спецификации FIA Group 4, особенно под управлением Ханса-Йоахима Штука (автомобиль, представленный в Enthusia Professional Racing соревновались с гоночными версиями Porsche 911 и Ford Capri ), они с некоторым успехом .
2.5 КС
[ редактировать ]Последней версией E9, которая была представлена, была 2.5 CS в 1974 году. Это был ответ на нефтяной кризис 1973 года , так что покупатель мог выбрать меньший по размеру и более экономичный двигатель. [18] Двигатель от седана 2500 имел объем 2494 куб.см (152,2 куб.дюйма) и мощность 150 л.с. (112 кВт) при 6000 об/мин. [19] До окончания производства E9 в 1975 году было выпущено всего 874 экземпляра, и ни один из них не был экспортирован в США. [18]
Автоспорт
[ редактировать ]В 1973 году Туан Хеземанс выиграл чемпионат Европы по кузовным гонкам на автомобиле 3.0 CSL и вместе с Дитером Квестером управлял автомобилем 3.0 CSL , одержав победу в классе в Ле-Мане . Хеземанс и Кестер заняли второе место на Гран-при Германии по кузовным гонкам 1973 года на Нюрбургринге, уступив только Крису Амону и Хансу-Йоахиму Штуку на другом 3.0 CSL. [20] 3.0 CSL снова выигрывали чемпионат Европы по кузовным гонкам каждый год с 1975 по 1979 год. [21] [22]
Модель 3.0 CSL участвовала в чемпионате IMSA GT Championship в 1975 году, где Сэм Поузи , Брайан Редман и Ронни Петерсон выиграли гонки в течение сезона. [20]
Модель 3.5 CSL была создана для гонок Группы 5 , и BMW выиграла три гонки на чемпионате мира среди производителей автомобилей 1976 года с этой моделью.
Арт Автомобили
[ редактировать ]Первые два BMW Art Cars были 3.0 CSL; первый был нарисован Александром Колдером , а второй Фрэнком Стеллой . [23]
-
3.0 CSL, нарисованный Александром Колдером
-
3.0 CSL, нарисованный Фрэнком Стеллой
Производственные номера
[ редактировать ]Модель/год | 1968 | 1969 | 1970 | 1971 | 1972 | 1973 | 1974 | 1975 | Общий |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2800 КС | 138 | 2534 | 3335 | 276 | 6283 | ||||
2800 CSA | 787 | 1089 | 73 | 1949 | |||||
3.0 КС | 1974 | 1172 | 779 | 267 | 263 | 4455 | |||
3.0 КСА | 520 | 1215 | 1169 | 355 | 408 | 3667 | |||
3.0 CSi | 1061 | 2999 | 2741 | 579 | 555 | 7935 | |||
3.0 КСиА | 2 | 2 | |||||||
3.0 CSi с правым рулем | 66 | 128 | 13 | 207 | |||||
3.0 CSiA с правым рулем | 69 | 139 | 7 | 215 | |||||
3.0 КСЛ | 169 | 252 | 287 | 40 | 17 | 765 | |||
3.0 CSL с правым рулем | 349 | 151 | 500 | ||||||
2.5 КС | 272 | 328 | 600 | ||||||
2.5 КСА | 101 | 143 | 244 | ||||||
2800 CS США | 43 | 415 | 183 | 641 | |||||
2800 CSA США | 36 | 403 | 87 | 526 | |||||
3.0 КС США | 132 | 411 | 450 | 375 | 1368 | ||||
3.0 CSA США | 60 | 377 | 314 | 438 | 1189 | ||||
Общий объем производства E9 | 138 | 3400 | 5242 | 4535 | 6777 | 6026 | 2694 | 1734 | 30,546 |
2015 3.0 Дань уважения CSL
[ редактировать ]В 2015 году BMW представила концепт-кар 3.0 CSL Hommage на Concorso d’Eleganza Villa d’Este . Автомобиль является данью уважения 3.0 CSL. У него рядный шестицилиндровый двигатель с гибридной системой eBoost в задней части автомобиля. Отдавая дань уважения оригиналу, 3.0 CSL Hommage имеет минималистичный интерьер, позволяющий максимально снизить вес; По той же причине в кабине используются углеродное волокно и алюминий. Hommage оснащен лазерными светодиодными фонарями, аналогичными тем, что есть в i8 . [25]
А в августе 2015 года компания BMW представила концепт-кар BMW 3.0 CSL Hommage R на конкурсе элегантности в Пеббл-Бич . Автомобиль отмечает как 40-летие BMW в Северной Америке, так и гоночный успех модели 3.0 CSL в 1975 году. [26]
2023 3.0 КСЛ
[ редактировать ]24 ноября 2022 года BMW представила совершенно новый двигатель 3.0 CSL на базе BMW M4, отдав дань уважения оригинальному E9 3.0 CSL. Он оснащен более мощным 3,0-литровым рядным шестицилиндровым двигателем мощностью 412 кВт (560 л.с., 553 л.с.) и крутящим моментом 550 Нм (406 фунт-фут) и создается в честь 50-летия BMW M. будет выпущено всего 50 единиц. [27]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «1961–1970 годы» . История компании Карманн . Карманн.com. Архивировано из оригинала 6 мая 2009 года . Проверено 2 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Норбай 1984 , стр. 168.
- ^ Норбай 1984 , стр. 220.
- ^ Беккер 1971 , с. 76.
- ^ «Подробный обзор технических характеристик BMW 2800 CS 1971 года выпуска» . www.automobile-catalog.com . Проверено 9 декабря 2018 г.
- ^ Беккер 1971 , с. 74.
- ^ «Редкие концепты BMW шестидесятых» . www.bimmerin.net . Проверено 26 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Ноукс 2005 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б с Вон 2011 .
- ^ Дональдсон .
- ^ Jump up to: а б с Норбай 1984 , стр. 171.
- ^ Jump up to: а б Ноукс 2005 , с. 86.
- ^ «Технические характеристики BMW 3.0 CSL E9 1973 года» . carfolio.com . Проверено 12 июня 2018 г.
- ^ Ноукс 2005 , с. 89.
- ^ Северсон 2008 .
- ^ Ноукс 2005 , с. 93.
- ↑ Чемпионат Европы по кузовным гонкам , данные получены 30 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Норбай 1984 , стр. 170.
- ^ Норбай 1984 , стр. 167.
- ^ Jump up to: а б Норбай 1984 , стр. 180.
- ^ де Йонг 2009 .
- ^ де Йонг 2009b .
- ^ Прис 2009 .
- ^ «Производство Е9 по годам» . e9-Driven.com . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ «BMW 3.0 CSL Hommage напоминает классический дизайн Bimmer 1970-х годов» . Автоблог . Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ «BMW 3.0 CSL Hommage R. Идеальное сочетание водителя и машины» . www.press.bmwgroup.com . Проверено 25 января 2021 г.
- ^ «Анонсирован BMW 3.0 CSL 2023 года: посмотрите его цену, характеристики и характеристики» . СувБазар . 28 ноября 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Беккер, Клаузпетер (1971), Логоз, Артур (редактор), "BMW 2500/2800", Auto-Universum 1971 (на немецком языке), XIV , Цюрих, Швейцария: Verlag Internationale Automobil-Parade AG: 76
- Дональдсон, Джессика. «Новости, изображения и информация о BMW 3.0 CS 1973 года» . Conceptcarz — от концепции к производству . Дэниел Вон . Проверено 25 июля 2010 г.
- де Йонг, Франк (2009). «Часть 3: 1970–1975 годы Форда и BMW» . История чемпионата Европы по кузовным гонкам и других международных гонок на кузовных автомобилях . Амстердам: Франк де Йонг. Архивировано из оригинала 3 июля 2010 года . Проверено 25 июля 2010 г.
- де Йонг, Франк (2009b). «Часть 4: 1976–1981 Тусклые годы» . История чемпионата Европы по кузовным гонкам и других международных гонок на кузовных автомобилях . Амстердам: Франк де Йонг. Архивировано из оригинала 2 июля 2010 года . Проверено 25 июля 2010 г.
- Ноукс, Эндрю (2005). Полная история BMW . Бат, Великобритания: Издательство Parragon. ISBN 1-4054-5316-8 .
- Норбай, Ян П. (1984). BMW — машины для вождения Баварии . Скоки, Иллинойс: Publications International. ISBN 0-517-42464-9 .
- Северсон, Аарон (17 ноября 2008 г.). «Из Баварии с любовью: купе BMW E9» . Съели моторы - снимки истории автомобилестроения . Аарон Северсон . Проверено 9 июля 2010 г.
- Воан, Дэниел (октябрь 2011 г.). «Новости, изображения и информация о BMW 3.0 CSL 1973 года» . Conceptcarz — от концепции к производству . Дэниел Вон . Проверено 25 мая 2015 г.
- Прис, Р.Дж. (10 июня 2009 г.). «Общение с арт-карами BMW: интервью с Томасом Герстом» . АДП/Скульптура . Проверено 25 мая 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с BMW E9, на Викискладе?