БМВ 5 серии (Е12)
БМВ 5 серии (Е12) | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Производство | 1972–1981 |
Модельные годы | 1972–1981 |
Сборка |
|
Дизайнер | Поль Брак Марчелло Гандини |
Кузов и шасси | |
Сорт | Представительский автомобиль ( E ) |
Тип кузова | 4-дверный седан |
Макет | макет ФР |
Связанный | БМВ 6 серии (Е24) |
Силовой агрегат | |
Двигатель | Бензин: |
Размеры | |
Колесная база | 2636 мм (103,8 дюйма) |
Длина |
|
Ширина | 1690 мм (66,5 дюйма) |
Высота | 1425 мм (56,1 дюйма) |
Хронология | |
Предшественник | БМВ Новый Класс |
Преемник | БМВ 5 серии (Е28) |
BMW E12 — первое поколение автомобилей представительского класса 5-й серии , выпускавшееся с 1972 по 1981 год и пришедшее на смену седанам линейки BMW New Class .
Первоначальные модели оснащались рядными четырехцилиндровыми двигателями с карбюратором или впрыском топлива. Через год после запуска была представлена первая модель с рядным шестицилиндровым двигателем. К последним годам производства E12 большинство моделей использовали рядный шестицилиндровый двигатель.
Для E12 не существовало модели M5, однако предшественником M5 считается E12 M535i. Купе E24 6-й серии строились на платформе E12 до 1982 года. E12 был заменен на E28 5-й серии в 1981 году, хотя инструменты были отправлены в Южную Африку, где сборка E12 продолжалась (с интерьерами E28) до 1984 года.
Разработка
[ редактировать ]

На Женевском автосалоне 1970 года компания BMW представила концепт-кар 2200ti Garmisch, 2-дверный седан, разработанный совместно с Bertone . [ 1 ] Концепт-кар 2200ti Garmisch был показан как потенциальная замена седанам нового класса, а в будущей серийной модели E12 использовались многие элементы дизайна Garmisch. [ 2 ]
Разработка серии E12 началась в конце 1960-х годов, когда были проведены испытания в аэродинамической трубе. [ 3 ] Эберхард фон Кюнхайм , тогдашний председатель наблюдательного совета BMW, в 1970 году нанял французского дизайнера Поля Брака на должность руководителя отдела дизайна E12. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Марчелло Гандини из Bertone выступил соавтором экстерьера. [ 7 ] [ 8 ]
В 1971 году был изготовлен прототип E12, предназначенный для дорожного движения, который был похож на Fiat 132 . [ 9 ] Также в 1971 году Поль Брак завершил разработку дизайна E12, однако по сравнению с более поздним серийным E12 автомобиль дизайна Брака имел более вытянутый и динамичный внешний вид. [ 10 ] При разработке BMW впервые были использованы компьютеры для расчета передних и задних зон деформации ; крыша была спроектирована с конструкцией защиты от опрокидывания . [ 11 ] Кузов имеет коэффициент лобового сопротивления 0,44. [ 12 ] Раньше BMW располагала переключатели указателей поворота с правой стороны рулевого колеса, а E12 была их первой моделью, у которой переключатель находился с левой стороны. [ 13 ] [ 14 ]
До того, как E12 был представлен, ходили слухи, что он будет доступен как с 2,2-литровым четырехцилиндровым двигателем, так и с небольшим шестицилиндровым двигателем. [ 15 ] Вместо этого BMW перенесла 2-литровые четырехцилиндровые двигатели M10 из седанов нового класса , но модифицировала головки цилиндров, чтобы улучшить сгорание. [ 16 ] С выпуском серии E12 в 1972 году BMW предложила две модели: карбюраторную 520 с карбюратором постоянного давления Stromberg и 520i с впрыском коллектора, оснащенную впрыскивающим насосом Kugelfischer PL 04. [ 15 ] Была разработана небольшая шестицилиндровая модель под названием «523», но в серийное производство так и не была запущена. [ 17 ] В конце концов, небольшая шестицилиндровая модель «520» была запущена в производство в 1977 году, но в 2-литровой версии, а не в 2,3-литровой версии. [ 12 ]
Первоначально у четырехцилиндровых автомобилей капот имел затопленную центральную часть, тогда как у шестицилиндровых автомобилей эта часть приподнята. Передняя кромка капота была плоской. После фейслифтинга в августе 1976 года все модели имели одинаковый капот с узкой приподнятой центральной частью, доходящей полностью вперед и охватывающей «почки». Автомобили с двигателем М30 можно узнать по решетке радиатора с хромированной окантовкой.
Чтобы соответствовать уникальным и строгим шведским стандартам выбросов, версия 528 с впрыском топлива была разработана и запущена в производство в июне 1977 года. Названная 528i, она оказалась настолько успешной, что заменила 528 на большинстве рынков. [ 18 ]
-
Вид сзади, до 1976 г.
-
Вид сзади, после фейслифтинга
-
Интерьер
Двигатели
[ редактировать ]Модель | Двигатель | Власть | Крутящий момент | Годы |
---|---|---|---|---|
518 | 1,8 л М10 прямой-4 |
66 кВт (90 л.с.) при 5500 об/мин |
143 N⋅m (105 lb⋅ft) при 3500 об/мин |
1974–1981 |
520 | 2,0 л М10 прямой-4 |
85 кВт (115 л.с.) при 5800 об/мин |
165 N⋅m (122 lb⋅ft) при 3700 об/мин |
1972–1977 |
520i | 2,0 л М10 прямой-4 |
96 кВт (130 л.с.) при 5800 об/мин |
178 N⋅m (131 lb⋅ft) при 4500 об/мин |
1972–1975 |
92 кВт (125 л.с.) при 5700 об/мин |
172 N⋅m (127 lb⋅ft) при 4350 об/мин |
1975–1977 | ||
520/6 | 2,0 л М20 прямая-6 |
90 кВт (122 л.с.) при 6000 об/мин |
160 N⋅m (118 lb⋅ft) при 4000 об/мин |
1976–1981 |
525 | 2,5 л М30 прямая-6 |
107 кВт (145 л.с.) при 6000 об/мин |
211 N⋅m (156 lb⋅ft) при 3700 об/мин |
1973–1976 |
110 кВт (150 л.с.) при 5800 об/мин |
208 N⋅m (153 lb⋅ft) при 4000 об/мин |
1976–1981 | ||
528 | 2,8 л М30 прямая-6 |
121 кВт (165 л.с.) при 5800 об/мин |
234 N⋅m (173 lb⋅ft) при 4000 об/мин |
1974–1976 |
125 кВт (170 л.с.) при 5800 об/мин |
234 N⋅m (173 lb⋅ft) при 4000 об/мин |
1976–1978 | ||
528i | 2,8 л М30 прямая-6 |
130 кВт (177 л.с.) при 5800 об/мин [ 18 ] |
246 N⋅m (181 lb⋅ft) при 4500 об/мин |
1977–1981 (Швеция) |
129 кВт (175 л.с.) при 5800 об/мин |
235 N⋅m (173 lb⋅ft) при 4300 об/мин |
1977–1978 (только для США) | ||
126 кВт (171 л.с.) при 5600 об/мин |
230 N⋅m (170 lb⋅ft) при 4500 об/мин |
1979–1981 (только для США) | ||
135 кВт (184 л.с.) при 5800 об/мин |
235 N⋅m (173 lb⋅ft) при 4200 об/мин |
1978–1981 | ||
530 | 3,0 л М30 прямая-6 |
130 кВт (177 л.с.) при 5800 об/мин |
250 N⋅m (184 lb⋅ft) при 3500 об/мин |
1975–1978 (только для Южной Африки) |
530i | 131 кВт (178 л.с.) при 5500 об/мин |
251 N⋅m (185 lb⋅ft) при 4500 об/мин |
1975–1978 (только для США) | |
530 МЛЕ | 147 кВт (200 л.с.) при 5800 об/мин |
251 N⋅m (185 lb⋅ft) при 3500 об/мин |
1976 (только для Южной Африки) | |
533i | 3,2 л М30 прямая-6 |
147 кВт (200 л.с.) при 5500 об/мин |
290 N⋅m (214 lb⋅ft) при 4250 об/мин |
1974–1979 [ 19 ] |
М535и | 3,5 л М90 прямая-6 |
160 кВт (218 л.с.) при 5200 об/мин |
310 N⋅m (229 lb⋅ft) при 4000 об/мин |
1980–1981 |
Приведенные выше данные являются заявлениями производителя. [ 20 ] Данные о мощности и крутящем моменте измерены в соответствии с немецким стандартом DIN 70020 .
Модели 518, 520 и 520i оснащались рядными четырехцилиндровыми двигателями M10 объемом 1,8 и 2,0 л , как и предыдущие седаны нового класса . Модели 525, 528, 530, 530i и 533i были оснащены M30 рядными шестицилиндровыми двигателями , которые использовались в больших седанах New Six и купе E9 . В моделях 520 и 523 (последний был разработан, но так и не запущен в серийное производство) использовался М20 рядный шестицилиндровый двигатель .
Топливо модели 518 подавалось через Solex 32/32 DIDTA карбюратор . [ 21 ] [ 22 ] в то время как первоначальная модель 520 (оснащенная рядным четырехцилиндровым двигателем M10) использовала два карбюратора Stromberg 175CDET. [ 23 ] [ 24 ] В моделях 525 и 528 с рядным шестицилиндровым двигателем Zenith INAT. вплоть до фейслифтинга 1976 года использовались сдвоенные двухкамерные карбюраторы [ 25 ] [ 26 ] В рядном шестицилиндровом двигателе 520 использовался карбюратор Solex 4A1. [ 27 ]
Модели с впрыском топлива имеют букву i в конце обозначения модели. В 520i использовалась Kugelfischer механическая система впрыска топлива с моделей 2000tii и 2002tii до 1975 года. [ 28 ] С 1975 года он оснащался механическим непрерывным Bosch K-Jetronic . портовым впрыском [ 29 ] Модели 518i (продаются только в Швеции и Японии), 528i и 530i (продаются только в США и Японии) оснащены портом впрыска Bosch L-Jetronic . [ 12 ]
Приостановка
[ редактировать ]BMW E12 имеет самонесущий кузов, продольно расположенный передний двигатель и задний привод. Все четыре колеса подвешены независимо. Передние колеса имеют стойки МакФерсон с винтовыми пружинами, гидравлические амортизаторы и поперечные рычаги подвески. Задний мост имеет полуприцепные рычаги с винтовыми пружинами и гидравлическими амортизаторами. Модели мощностью 125 л.с. (92 кВт) и более имеют дополнительный стабилизатор поперечной устойчивости на задней оси. Все модели, кроме M535i, оснащены 14-дюймовыми стальными легкосплавными дисками с шириной колеса 5,5 или 6 дюймов. Поэтому размер шин либо 175 мм, либо 195 мм. Во всех моделях используется червячное и секторное рулевое управление, которое, начиная с модели 528, оснащено усилителем. Тормозная система — двухконтурная с передними дисковыми тормозами; на задних колесах модели 518/520/i оснащались барабанными тормозами, все модели, начиная с 525, имеют дисковые тормоза. [ 12 ]
Трансмиссия
[ редактировать ]Варианты 4-ступенчатой механической коробки передач включали: [ 30 ]
- Getrag 242 4-ступенчатая (для моделей двигателей M10/M20/M30)
- Getrag 262 4-ступенчатая (двигатель М30)
- ZF S4-18/3 4-ступенчатый (двигатель М30)
Варианты 5-ступенчатой механической коробки передач включали:
- Getrag 235 5-ступенчатая (двигатель М10)
- Getrag 245 5-ступенчатая (двигатели M10/M20)
- Getrag 265 5-ступенчатая (двигатель М30)
Варианты автоматической коробки передач - все трехступенчатые - состояли из:
- ZF 3HP12 (двигатель М10)
- ZF 3HP20 (двигатель М30)
- ZF 3HP22 (двигатели M20/M30)
- BorgWarner BW65 (двигатель М30)
Специальные модели
[ редактировать ]На рынках Бельгии и Греции появилась версия BMW 518 Deluxe. Одна тысяча таких автомобилей была продана в 1979-1980 годах. Это был BMW 518, оснащенный, как топ-модель 528i, дополнительными предметами роскоши, такими как подголовники на задних сиденьях. Ходили слухи, что эта специальная версия производилась для иранского правительства, как автомобиль для высших чиновников при шахе. Из-за иранской революции эти автомобили так и не были доставлены. Вместо этого они продавались в виде специальной версии в Бельгии и Греции.
На португальский рынок также поступило около 700 единиц CKD из-за местных правил, которые требовали, чтобы определенное количество автомобилей, продаваемых в Португалии, было собрано на месте.
Для шведского рынка вся линейка BMW 5 не предлагалась из-за местных норм по выбросам. [ 31 ] Для ранней E12 предлагались модели BMW 518, BMW 520, BMW 520i и BMW 525, а BMW 528 отсутствовала. Модельный ряд второй серии сократился до трех моделей: BMW 518i, BMW 520i и BMW 528i. [ 18 ] Модель 528i стала доступной благодаря тому, что Швейцария приняла те же правила выбросов, что делает разработку такой версии целесообразной. Уникальными для шведского рынка были BMW 518i и BMW 520i, оснащенные одинаковым 2-литровым двигателем, но BMW 518i получил более плохое оборудование. BMW 520i оснащался хромированными колесными кольцами и запирающейся крышкой бензобака. Он также был оснащен подголовниками сзади, подлокотником посередине заднего сиденья, регулировкой высоты рулевого колеса, регулировкой высоты сиденья водителя, деревянной ручкой переключения передач и задним обогревателем. [ 18 ]
Версии для автоспорта
[ редактировать ]Начиная с 1974 года BMW M (тогда называвшаяся «BMW Motorsport») предлагала Motorsport 530 , Motorsport 530i и Motorsport 533i в качестве модернизации по специальному заказу для моделей 525, 528 и 528i. В Motorsport 530 использовался карбюраторный двигатель мощностью 180 л.с. (132 кВт; 178 л.с.) от BMW 3.0S . [ 32 ] Автоспорт 530i [ 33 ] использовал инжекторный двигатель мощностью 200 л.с. (147 кВт; 197 л.с.) от BMW 3.0Si и Motorsport 533i. [ 34 ] использовал инжекторный 3,2-литровый двигатель от E24 633CSi . [ 35 ] Другие модификации включали более короткое передаточное число дифференциала (3,45:1 для 530 и 3,25:1 для 530i), [ 33 ] 25% LSD, вентилируемые дисковые тормоза, амортизаторы Bilstein , спортивные сиденья Scheel или Recaro , спортивный руль, легкосплавные диски на шинах с более низким профилем и дополнительные передний и задний спойлеры. [ 35 ]
Позже аналогичный пакет Motorsport 535i был доступен для модели 525i/528i, состоящей из 3,5-литрового двигателя от E24 635CSi . [ 36 ]
М535и
[ редактировать ]
Первой 5-й серией под маркой M была модель M535i. [ 37 ] производство которого началось в 1980 году. M535i оснащен M90 рядным шестицилиндровым двигателем объемом 3,5 л (214 куб. Дюймов) мощностью 160 кВт (215 л.с.). Единственная коробка передач - 5-ступенчатая механическая коробка передач, было произведено 1650 автомобилей M535i (в том числе 240 CKD для Южной Африки). [ 38 ] Особенности включают в себя дополнительные передний и задний спойлеры, дополнительные M-полоски, спортивную подвеску, спортивные сиденья Recaro , рулевое колесо от BMW M1 , трансмиссию с малым передаточным числом, дифференциал повышенного трения и тормоза большего размера. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ]
M535i считается предшественником модели BMW M5 , которая выпускалась начиная с поколения E28. [ 42 ] [ 43 ]
Альпина Б7
[ редактировать ]
Alpina B7 B7 Turbo и S Turbo были созданы на базе E12.
530 МЛЕ
[ редактировать ]В Южной Африке 530 MLE производился как специальная версия для гонок, всего было выпущено 218 автомобилей. [ 44 ] [ 45 ] Двигатель представляет собой 3,0-литровый (183 куб. Дюймов) M30 мощностью 132 кВт (177 л.с.). [ 46 ] Были предприняты значительные меры по снижению веса, включая панели кузова из алюминия или более тонкой стали. [ 47 ]
Изменения модельного года
[ редактировать ]1974
- Представлены модели 518 и 528, [ 48 ] [ 49 ] мощностью 66 кВт (90 л.с., 89 л.с.) и 121 кВт (165 л.с., 162 л.с.) соответственно. [ 50 ] : 89 . Модернизация Motorsport доступна по специальному заказу в вариантах 530, 530i или 533i. [ 19 ]
1975
- На модели 520i впрыск Kugelfischer был заменен на Bosch K Jetronic . [ 51 ]
Рестайлинг 1976 года
С появлением E23 7-й серии в сентябре 1976 года E12 подвергся фейслифтингу . За стилем курировал Клаус Люте. [ 52 ] Расположенная сзади лючок бензобака был перенесен в сторону автомобиля, а задние фонари были расширены. Капот был изменен , чтобы придать ему «выпуклость», которая подчеркивала решетку радиатора BMW, а расположение вентиляции приборной панели было изменено для улучшения распределения воздуха.
В рамках фейслифтинга модель 520 перешла с рядного четырехцилиндрового двигателя M10 на рядный шестицилиндровый двигатель BMW M20 , а модель 520 после фейслифтинга часто называют 520/6. Однако двигатель M10 продолжал использоваться в Южной Африке из-за законов о местном содержании. Даже после того, как M20 был запущен в местное производство в 1979 году, 2,0-литровый M10 продолжал доступен со значком «518» в Южной Африке. [ 53 ] На других рынках единственной доступной моделью M10 с рядным четырехцилиндровым двигателем после рестайлинга была 1,8-литровая модель 518, которая оставалась базовой моделью до конца производства.
На моделях 525 и 528 сдвоенные карбюраторы «Зенит» были заменены на одинарный «Солекс 4А1 ДВГ», четырехцилиндровый [ 54 ] [ 55 ] который увеличил мощность до 125 кВт (170 л.с., 168 л.с.) в модели 528. [ 56 ] : 25
-
Передняя часть до рестайлинга
до 1976 г. (четырехцилиндровый) -
Передняя часть до рестайлинга (шестицилиндровый)
-
Задняя часть до рестайлинга
-
Передняя часть после фейслифтинга
-
Задняя часть после фейслифтинга
-
Интерьер после рестайлинга 1976 г.
1978
- Производство модели 528i с системой впрыска топлива Bosch L-Jetronic начнется в июле. [ 57 ] в качестве замены карбюраторного 528, производство которого было прекращено в сентябре 1977 года.
1979
- 535i Motorsport доступен только по специальному заказу. [ 19 ]
1980
- Представлена модель M535i
Североамериканские модели
[ редактировать ]Первоначально единственной моделью, продаваемой в США, была модель 530i, оснащенная рядным шестицилиндровым двигателем с впрыском топлива. Изменения для E12 для американского рынка включают поршни с более низкой степенью сжатия, рециркуляцию выхлопных газов , воздушный насос и модифицированные выпускные коллекторы, называемые Thermal Reactors. [ 58 ] Модели North American E12 имели бамперы большего размера (рассчитанные на то, чтобы выдерживать столкновение со скоростью 5 миль в час (8,0 км / ч) без повреждения кузова), что увеличивало общую длину на 206 мм (8,1 дюйма).
В 1979 модельном году 528i заменил 530i. [ 59 ] Для снижения выбросов тепловой реактор и система воздушного насоса были заменены трехходовым каталитическим нейтрализатором , а система впрыска топлива Bosch L-jetronic теперь оснащена датчиком кислорода в выхлопных газах . [ 60 ] [ 61 ] Мощность была снижена на 5 кВт (7 л.с.), а наличие каталитического нейтрализатора означало, что потребуется неэтилированный бензин (бензин). [ 58 ]
Критический прием
[ редактировать ]Получив высокую оценку за ускорение и качество сборки, Modern Motor раскритиковал 528i 1978 года за непредсказуемую управляемость и чрезмерный крен кузова. [ 62 ] [ 63 ] Коррекция рулевого управления во время поворота привела к тому, что кузов автомобиля «раздражающе и беспорядочно кренился назад», отчасти из-за комбинации мягкой пружины и жесткого демпфирования. По сравнению с Jaguar XJ6 и Peugeot 604 автомобиль казался узким, тесным сзади и склонным к шуму ветра. [ 64 ]
Производство
[ редактировать ]Производство E12 происходило с июня 1972 по 1981 год. [ 65 ] Всего было выпущено 699 094 автомобиля. [ 66 ] Изначально автомобили производились в Мюнхене, Германия. После открытия нового завода BMW Group в Дингольфинге в сентябре 1973 года производство было переведено на завод в Дингольфинге. [ 67 ]
Полная сборка комплектов немецкого производства проходила в Росслине, Южная Африка ; [ 68 ] Джакарта, Индонезия (от Gaya Motor); [ 69 ] и Таиланд.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Редкие концепты BMW шестидесятых» . www.bimmerin.net . Проверено 26 августа 2017 г.
- ^ Васеф, Басем. «BMW только что реинкарнировал давно потерянный концепт-кар 50-летней давности» .
- ^ Шнайдер, Ханс Й. (2007 г.), BMW 5 серии – Технология + типы, модели до 1997 г. [ BMW 5 серии – Технические характеристики и версии до 1997 г. ] (на немецком языке), Билефельд, Германия, стр. 8, ISBN 978-3-7688-5789-5
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Норбай, Ян П. (1984). «Расширение совершенства: 5-я и 3-я серии» . BMW — машины для вождения Баварии . Скоки, Иллинойс: Publications International. п. 209 . ISBN 978-0-517-42464-3 .
По размерам 5-я серия лишь незначительно отличалась от своих предшественников в новом классе, но современный стильный четырехдверный кузов Поля Брака выглядел гораздо менее квадратным.
- ^ «Легендарный автомобильный дизайнер Поль Брак вспоминает годы своей работы в BMW» . www.carscoops.com . 18 декабря 2014 г. Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ «Первая пятая серия изменила все для BMW» . www.roadandtrack.com . 28 декабря 2016 г. Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ «Автомобильные дизайнеры BMW» . www.bmwism.com . Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года . Проверено 24 мая 2019 г.
- ^ «История автомобилестроения: автомобили Клауса Люта» . www.curbsideclassic.com . Проверено 19 августа 2017 г.
- ^ Шнайдер , с. 9
- ^ Шнайдер , с. 10
- ^ Шнайдер , с. 13
- ^ Jump up to: а б с д Шнайдер , с. 201
- ^ «Переключатель 2.5CS-3.0CSL 3.0CSL» . www.realoem.com . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ «5' E12 520 Подрулевой переключатель» . www.realoem.com . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Шнайдер , с. 16
- ^ Шнайдер , с. 17
- ^ Шнайдер , с. 15
- ^ Jump up to: а б с д Бьёрклунд, Стиг (редактор), All Cars -80 [ All Cars 1980 ] (на шведском языке), Стокгольм, Швеция: Specialtidningsförlaget AB, стр. 45, ISBN. 91-7274-093-0
- ^ Jump up to: а б с "www.e12.de®" .
- ^ Источники данных таблицы моделей:
- Вернер Освальд: Немецкие автомобили 1945-1990 гг ., вып. 4. Motorbuch Verlag, Штутгарт, 2001 г., ISBN 3-613-02131-5 , с. 226-231
- Майк Ковелло: Стандартный каталог импортных автомобилей 1946–2002 гг . Публикации Краузе, Иола, 2002 г., ISBN 0-87341-605-8 , с. 149-151.
- Automobil Revue , каталог, издание 1979 г., стр. 210.
- Брошюра об автомобиле 518 520 520i 525 528- 1977 г.
- Руководство по эксплуатации 518, 520, 525, 528, 520i-1975 г. п. 89,90
- ^ «БМВ 518 Е12 1974 года» . www.carfolio.com . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ «BMW 518 1975 года (модель до середины 1975 года для Европы) обзор технических характеристик и характеристик» . www.automobile-catalog.com . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ «БМВ 520 Е12 1972 года» . www.carfolio.com . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ «BMW 520 1972 года (модель с середины 1972 года для Европы и Австралии) обзор технических характеристик и характеристик» . www.automobile-catalog.com . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ «БМВ 525 Е12 1973 года» . www.carfolio.com . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ "БМВ 528 Автомат, 1975 г.в. " www.carfolio.com . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ Шнайдер , с. 45
- ^ "13511259882 Зам. ТНВД" . www.realoem.com . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ Шнайдер , с. 42
- ^ «Выбор модели 5’ E12» . www.realoem.com . Проверено 27 августа 2017 г.
- ^ Бьёрклунд, Стиг (редактор), All Cars -76 [ All Cars 1976 ] (на шведском языке), Стокгольм, Швеция: Specialtidningsförlaget AB, стр. 18, ISBN. 91-7274-037-Х
- ^ «БМВ 530 Автоспорт» . e12.de. Проверено 9 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «БМВ 530i Автоспорт» . e12.de. Проверено 9 января 2018 г.
- ^ «БМВ 533i Автоспорт» . e12.de. Проверено 9 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Реестр BMW M — Часто задаваемые вопросы E12 M535i» . www.bmwmregistry.com . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ «История 40-летней истории BMW M ‒ BMW M5» . gtspirit.com . 06.06.2012 . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ «BMW 5-й серии: личный взгляд назад» . www.jalopnik.com . 14 апреля 2010 г. Проверено 25 августа 2017 г.
- ^ "Баурейхе БМВ 5ер (Е12)" . www.bmw-grouparchiv.de (на немецком языке) . Проверено 25 августа 2017 г.
- ^ «История BMW: M535i» . www.bmwblog.com . 7 января 2015 года . Проверено 25 августа 2017 г.
- ^ «Общая информация E12 M535i» . www.m535i.org . Проверено 25 августа 2017 г.
- ^ «BMW E12 M535i 35-летие — дорожные испытания» . www.drive-my.com . 24 февраля 2015 года . Проверено 25 августа 2017 г.
- ^ Рэми, Джей, изд. (16 января 2015 г.). «Посмотрите, как BMW вспоминает предшественника M5 [рекламный ролик BMW]» . www.autoweek.com . Проверено 19 августа 2017 г.
- ^ «Семь лучших BMW 5-й серии всех времен» . www.roadandtrack.com . 09.11.2016 . Проверено 19 августа 2017 г.
- ^ «Забытое начало – 530 MLE» . www.drive4corners.com . 17 февраля 2014 года . Проверено 25 августа 2017 г.
- ^ «530 МЛЕ Е12» . Африканские маслкары . Проверено 16 декабря 2013 г.
- ^ «Технические характеристики BMW E12 5 серии 530 MLE (Южная Африка)» . www.ultimatespecs.com . Проверено 25 августа 2017 г.
- ^ «BMW 530 Motorsport Limited Edition» . www.firstfives.org . Проверено 25 августа 2017 г.
- ^ «Подробный обзор технических характеристик BMW 528 1974 года выпуска» . www.automobile-catalog.com . Проверено 29 декабря 2018 г.
- ^ «BMW E12 5 серии 528 Технические характеристики, размеры» . www.ultimatespecs.com . Проверено 29 декабря 2018 г.
- ^ Инструкция по эксплуатации 518, 520, 525, 528, 520i . BMW. 15 января 1975 года . Проверено 29 декабря 2018 г.
- ^ "5' E12 520i С ВПРЫСКОМ ТОПЛИВА K-JETRONIC" . www.realoem.com .
- ^ «Загар, но не бежевый: BMW 528i E12 1980 года выпуска» . www.dailyturismo.com . 3 октября 2015 г. Проверено 19 августа 2017 г.
- ^ Халер, Джастин, изд. (июль 1979 г.). «Маленькая шестерка BMW 520». СА Мотор . 17 (7). Рандбург, Южная Африка: SA Motor (Pty) Ltd: 26.
- ^ «BMW 525 1976 года, E12 1978 года выпуска» . www.carfolio.com . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ «BMW 528 Автомат, 1976 г.в. E12» . www.carfolio.com . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ Брошюра об автомобиле 518 520 520i 525 528 . BMW. Январь 1977 года . Проверено 29 декабря 2018 г.
- ^ «BMW 528i 1977 года (модель с середины 1977 года для Европы и Австралии) обзор технических характеристик и характеристик» . www.automobile-catalog.com . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Ежегодник дорожных испытаний и Руководство для покупателя компании Road & Track, 1979 г. , Гринвич, Коннектикут: Публикации CBS, январь – февраль 1979 г., стр. 83
- ^ «Выбор модели 5'E12 528i» . www.realoem.com . Проверено 25 августа 2017 г.
- ^ «Переоборудование 530i на L-Jetronic с лямбда-контролем» . www.firstfives.org . Проверено 25 августа 2017 г.
- ^ «BMW 528i 1979 года (модель для Европы и Австралии) — обзор технических характеристик и характеристик» . www.automobile-catalog.com . Проверено 25 августа 2017 г.
- ^ «BMW 528i против Kingswood Холдена [дорожный тест]», Modern Motor , стр. 29 февраля 1978 г.
- ^ «Вождение каждого поколения BMW 5 серии» . www.topgear.com . 13 января 2017 г. Проверено 27 августа 2017 г.
- ^ «Гигантское испытание: Peugeot 604-v-Jaguar XJ3.4-v-BMW 528 / Жесткое испытание для новичка в квартале», Car , стр. 58ff (7 страниц), ноябрь 1975 г.
- ^ «Начало производства новой 5 серии (Е12)» . www.bmw-grouparchiv.de (на немецком языке) . Проверено 24 декабря 2018 г.
- ^ Освальд, Вернер (2001). Немецкие автомобили 1945-1990 гг., Том 4 (1-е изд.). Штутгарт: Motorbuch Verlag. ISBN 978-3-613-02131-0 .
- ^ «Фотосессия с культовым BMW E12 M535i» . www.bmwblog.com . 29 декабря 2016 года . Проверено 24 мая 2019 г.
- ^ «Фотосессия с культовым BMW E12 M535i» . www.bmwblog.com . 2016-12-29 . Проверено 19 августа 2017 г.
- ^ «Индонезия» . www.e12.de. Проверено 24 марта 2018 г.