Бертоне Групп
![]() | Эта статья содержит формулировки, которые продвигают эту тему в субъективной манере, не передавая реальной информации . ( Июль 2023 г. ) |
45 ° 27'47 "с.ш. 9 ° 10'21" в.д. / 45,4631558 ° с.ш. 9,172412 ° в.д.
![]() | |
Промышленность | Автомобильная промышленность |
---|---|
Основан | Турин , Италия (в 1912 году ) |
Основатель | Джованни Бертоне |
Обслуживаемая территория | По всему миру |
Продукты | Автомобили |
Услуги | Производитель эксклюзивных автомобилей ограниченного выпуска. |
Владелец | Жан-Франк Риччи Мауро Риччи |
Веб-сайт | Бертоне |
Gruppo Bertone , широко известная как Bertone , была итальянской компанией промышленного дизайна , которая специализировалась на дизайне автомобилей , кузовостроении и производстве . Это была также компания по производству автомобилей . Автомобили в стиле Bertone для Abarth , Alfa Romeo , Aston Martin , BMW , Citroën , Ferrari , Fiat , Iso , Lancia , Lamborghini , Mercedes-Benz , Opel и Volvo и других. Кроме того, студия Bertone отвечала за два более поздних проекта мотороллера Lambretta .

Компания базировалась в Грульяско на севере Италии. Gruppo Bertone была основана как Carrozzeria Bertone в 1912 году Джованни Бертоне . Дизайнер Нуччио Бертоне возглавил компанию после Второй мировой войны , и компания была разделена на два подразделения: Carrozzeria (производство) и Stile Bertone (стиль). До банкротства в 2014 году компанию возглавляла вдова Нуччо Бертоне Лилли Бертоне. На момент банкротства в компании работало около 100 прямых сотрудников. В 2014 году большинство сотрудников потеряли свои рабочие места и не были поглощены последующими приобретениями. Автомобили из музея компании разошлись по другим музеям, таким как Automotoclub Storico Italiano и Volandia .
После банкротства имя Bertone было приобретено архитектором и сохранено некоторыми из его бывших сотрудников, которые продолжали работать как небольшое миланское внешнее дизайнерское бюро Bertone Design, гораздо больше ориентированное на промышленный дизайн и архитектуру. Bertone Design была продана группе AKKA Technologies во втором квартале 2016 года, которая уже вела деятельность по проектированию автомобилей через Mercedes-Benz Technologies, принадлежащую группе AKKA Technologies в течение нескольких лет. Таким образом, группа AKKA Technologies воспользовалась возможностью укрепить свои позиции в области инжиниринга и оказания услуг производителям для реализации проектов по производству автомобилей «под ключ». Впоследствии в 2020 году группа AKKA Technologies продала бренд Bertone новым владельцам Мауро и Жан-Франку Риччи. В 2022 году Мауро и Жан-Франк Риччи возродили бренд Bertone. Первый из серии автомобилей ограниченного выпуска, GB110 , был представлен в декабре 2022 года. [1] [2]
История
[ редактировать ]Джованни Бертоне начал бизнес по производству карет в Турине в возрасте 28 лет. Вместе с тремя рабочими он строил конные повозки . В первые десятилетия 20-го века автомобили не были обычным явлением; В дорожном движении преобладали конные экипажи. Особого внимания заслуживали тренеры, построенные молодым Бертоне. [ кем? ] за их точность, качество и надежность. В 1914 году у Бертоне второй сын Джузеппе родился по прозвищу «Нуччио». Начало Первой мировой войны спровоцировало серьезный кризис молодого промышленного сектора Италии и сильно повлияло на Джованни Бертоне, который был вынужден закрыть свою компанию.
1920-е годы
[ редактировать ]В конце Первой мировой войны компания Bertone возобновила свою деятельность, расширила свою деятельность и сосредоточилась на автомобильном секторе. был открыт новый завод В 1920 году рядом с Монгиневро 119 в Турине . В штате было двадцать человек. Год спустя с компанией был подписан первый важный контракт. Это был кузов в стиле торпеды на базе шасси SPA 23S. [3] Затем был разработан FIAT «501 Sport Siluro Corsa», первая из семейства моделей, которые будут характеризовать бренд в последующие годы.
В 1920-е годы Турин был представлен как один из мировых центров передового опыта автомобильной промышленности. Bertone находился в его центре и установил партнерские отношения почти со всеми производителями того времени. Джованни Бертоне начал заниматься кузовными работами на шасси Fast, Chiribiri, Aurea, SCAT и Diatto. Наиболее важными и длительными отношениями были отношения с двумя крупнейшими туринскими производителями: FIAT и Lancia.
Винченцо Ланча сразу понял, что Джованни Бертоне — выдающийся мастер, у которого впереди большое будущее. Ласково прозвав его «Бертуно», он поручил Бертоне создать полноценные кузова автомобилей, особенно для «ограниченных серий», для производства которых компании того времени не всегда были готовы. Это была первая возможность Bertone осуществить ограниченное производство специальных автомобилей на стандартных механических базах.
Это были захватывающие годы для самого Бертоне и для развития индустриального стиля и дизайна. Формы кузова автомобиля медленно, но непрерывно менялись, угловатые формы стали выцветать, а крылья начали соединяться между собой.Джованни Бертоне производил торпеды и кузова-седаны для FIAT и Lancia , а также для Itala , Diatto и SPA . Он также работал над заказами для частных клиентов, жаждущих эксклюзивности. Помимо спортивных моделей, таких как Ansaldo 6BS 1928 года, Джованни Бертоне также разработал роскошные автомобили, такие как лимузин Fiat 505 и Itala 51S , оба в 1924 году. Позже он разработал Lancia Lambda VIII Series в 1928 году.
1930-е годы
[ редактировать ]Несмотря на то, что депрессия 1929 года была разрушительной для многих автопроизводителей Турина, проницательный менеджмент Джованни Бертоне позволил компании продолжать создавать привлекательные автомобили. В 1932 году Джованни спроектировал Lancia Artena , которая производилась до 1936 года. В 1933 году, на следующий год, произошло краеугольное событие для Carrozzeria Bertone. Нуччио Бертоне, которому на тот момент было девятнадцать, официально начал работать в компании своего отца. В тот же период Бертоне начала заниматься коммерческими автомобилями, и по мере роста бизнеса потребовались новые помещения. Компания переехала на Корсо Пескьера, 225. Теперь в Gruppo Bertone работало пятьдесят человек.
В 1934 году Бертоне создал Fiat 527S Ardita 2500 , ставший поворотным моментом в автомобильном дизайне, с некоторыми новыми деталями, такими как передние фары с обтекателем вдоль капота. С появлением Ardita был создан новый стиль, которому суждено было получить распространение к концу десятилетия с моделями FIAT и Lancia. с шестью окнами Примерами были FIAT 1500 Aerodinamica , роскошный кабриолет Lancia Aprilia Cabriolet и новый Fiat 1500 Torpedo с конструктивными особенностями, которых никогда раньше не было, такими как складной капот, который полностью убирался внутри автомобиля.
1940-е годы
[ редактировать ]С началом Второй мировой войны автомобильный рынок пережил внезапный резкий спад. Практически все производители кузовов, включая Bertone, отреагировали на кризис, обратившись к разного рода военным автомобилям. Компания создала такие автомобили, как машина скорой помощи Bertone, на базе Lancia Artena. Для Бертоне это были тяжелые времена; спрос был скудным, не хватало сырья и рабочей силы, а военные заказы было трудно выполнить. Но производство на заводе Корсо Пескьера не остановилось: были изготовлены некоторые роскошные модели Lancia Aprilia, а также чрезвычайно элегантный кабриолет Fiat 2800 с длинным шасси , единственный в своем роде, построенный по заказу автогонщика и автомобильного журналиста Джованни Лурани Чернуски .
После войны, когда в Европе начался долгий и медленный процесс восстановления, крупные промышленные компании постепенно увеличили объемы производства, и кузовные заводы вернулись к работе. В эти трудные годы Нуччо Бертоне создал такие автомобили, как Lancia Aprilia Cabriolet и гоночный автомобиль Fiat 1100 Stanguellini , которые стали предшественниками некоторых тенденций дизайна следующего десятилетия. В конце 1940-х годов Нуччо Бертоне начал участвовать в гонках за рулем нескольких различных автомобилей, в том числе Fiat 500 Barchetta , который Нуччо построил для себя. В конце десятилетия встреча с Витторио Стангеллини привела к созданию купе на шасси Fiat 1100, получившего высокую оценку общественности.
1950-е годы
[ редактировать ]1950-е годы принесли первые заказы из других стран, помимо Италии, в частности от MG и Bristol Cars Limited в 1952 году. В следующем году Франко Скальоне спроектировал прототип Alfa Romeo Giulietta Sprint , который был представлен на Туринском автосалоне 1954 года. Первоначально планировалось производство 1000 единиц, но к концу периода с 1954 по 1965 год было выпущено около 40 000 автомобилей. Производство автомобиля прекратилось в 1965 году.
Отношения между Bertone и Alfa Romeo достигли своего творческого пика с концепт-карами Berlinetta Aerodinamica Tecnica (BAT), которые раздвинули границы автомобильного дизайна и аэродинамики: BAT 5 в 1953 году, BAT 7 в 1954 году и BAT 9 в 1955 году. Исследования в области аэродинамики завершились производством в 1956 году Abarth 750 Record , построенного на шасси Fiat 600 и испытанного на высокоскоростной трассе в Монце. Этот Abarth установил впечатляющие десять мировых рекордов, в том числе проехал 4000 километров (2500 миль) со средней скоростью 156,36 км/ч и преодолел 10 125,26 км за 72 часа.
В 1957 году компания расширилась и начала производство NSU Sport Prinz . Завод на Корсо Пескьера не смог справиться с прогнозируемыми объемами производства. на окраине Турина начались строительные работы В Грульяско для нового завода, который начал свою работу в 1959 году, на нем работало 550 человек. В конце 1950-х годов Бертоне разработал несколько спортивных моделей Berlinetta, которые вошли в историю, например, Giulietta. Sprint Speciale , Aston Martin DB2/4 и Maserati 3500 GT .
1960-е годы
[ редактировать ]1960-е годы были временем GT в итальянском стиле. Джорджетто Джуджаро придумал пять вариаций на тему, которая всегда будет дорога его сердцу. Они представляли собой пять чрезвычайно колоритных моделей GT: Alfa Romeo 2600 Sprint в версиях купе и кабриолет, два Ferrari 250 GT , один из которых был назван «Wax» в честь заказчика, а остальные для его личного пользования — Aston Martin. DB4 GT Jet и Maserati 5000 GT . В то же время развивались два новых промышленных партнерства: работа над Simca 1000 Coupé и ограниченной серией BMW 3200 CS . Важный, но неудачный ASA 1000 GT , более известный как «Феррарина», или «маленький Феррари» (поскольку проект зародился Энцо Феррари ), потерпел коммерческий провал после своего выпуска, несмотря на большие ожидания публики. [4]
Iso Rivolta GT 300 , Iso Rivolta GT 340 и Iso Grifo также были созданы в 1960-х годах. Джорджетто Джуджаро разработал прототип кабриолета последнего и гоночную версию, известную как A3C. Годы Grifo были также годами Chevrolet Testudo , на котором Нуччо Бертоне лично ездил на Женевском автосалоне в 1963 году. В следующем году появилась Alfa Romeo Canguro , за которой в 1965 году последовал Alfa Romeo Giulia GT , законный наследник Alfa. Ромео Джульетта Спринт .
В 1965 году для Carrozzeria Bertone произошел важный поворотный момент с выпуском Fiat 850 Spider . Коммерческий успех этой модели побудил Нуччо Бертоне увеличить производственную мощность компании до 120 единиц в день. В период с 1965 по 1972 год было произведено около 140 000 экземпляров, большая часть которых была продана в Соединенных Штатах. С выпуском Fiat 850 компания совершила гигантский скачок вперед в плане объемов производства: с 13 000 единиц, выпущенных в 1966 году, до почти 30 000 в 1968 году, т. е. увеличившись на 40 процентов.
В конце 1960-х годов началось сотрудничество с Ферруччо Ламборгини, которому суждено было войти в историю автомобильного мира. Первым автомобилем, вышедшим из этого, стал Lamborghini Miura , представленный на Женевском автосалоне 1966 года и заново изобретший концепцию дизайна высокопроизводительного купе. За Miura последовали Marzal в 1967 году и Espada в 1968 году. В тот же период появились еще два купе: Alfa Romeo Montreal и Fiat Dino Coupé , оба вышедшие в 1967 году. Поразительные, новаторские автомобили, они изобрели свои собственный язык для проектирования будущего: это были Марчелло Гандини торговые марки . На Парижском автосалоне 1968 года компания Bertone представила концепт-кар Carabo , созданный на базе шасси Alfa 33.
1970-е годы
[ редактировать ]К 1970 году в Bertone работало 1500 человек, а площадь фабрики Grugliasco составляла 267 000 квадратных метров (2 870 000 квадратных футов). Партнерство с Lamborghini привело к разработке Lamborghini Espada , к 1973 году известного как самый быстрый в мире четырехместный автомобиль. Дизайн был вдохновлен более ранней концепцией Jaguar Pirana . После первоначального успеха с Espada он продолжил разработку Lamborghini Jarama и Lamborghini Urraco . С прототипом Stratos Zero , построенным на базе Lancia Fulvia 1.6 HF, компания Bertone стала новым ориентиром в современном искусстве, а также на международной арене автомобильного дизайна. Stratos Zero, представленный на Туринском автосалоне в 1970 году, олицетворял вечное сочетание архитектуры, скульптуры и промышленного дизайна. [ нужна ссылка ] В следующем году, взяв за основу некоторые элементы стиля Zero, Бертоне создал Lancia Stratos Stradale, компактное купе, предназначенное в основном для гоночных трасс и одержавшее множество побед в чемпионатах мира по ралли.
В 1972 году умер Джованни Бертоне.В том же году, как молчаливая дань уважения основателю компании, были выпущены Maserati Khamsin и Fiat X1/9 . Последний, прототипом которого стал концепт-кар Autobianchi A112 Runabout , был наследником 850 Spider и впоследствии добился такого же безудержного коммерческого успеха. Основанный на шасси Fiat 128 , но с средне-задним расположением двигателя, X1/9 производился с 1972 по 1988 год, было выпущено 160 000 единиц.
Тем временем на плодотворной чертежной доске Марчелло Гандини чередовались суперкары, малолитражки и концепции провокационного стиля. К ним относятся версия Lamborghini Espada Series 3 1973 года , в которой была изменена конфигурация приборной панели, Lamborghini Countach и Ferrari 308 GT4 1973 года, Audi 50 и Innocenti Mini 90 1974 года, Fiat 131 Abarth Rally 1975 года и прототип Альфа Ромео Навахо , 1976 год.
В том же году компания Volvo начала работать над 264 TE . Volvo 262C , представленный на Женевском автосалоне 1977 года , был полностью изготовлен компанией Bertone, от сборки основного кузова до установки механических компонентов и дорожных испытаний.Этот процедурный поворотный момент сыграл большую роль в преобразовании компании, которая теперь должна была стать самостоятельным производителем автомобилей.
1980-е годы
[ редактировать ]С начала 1980-х годов Fiat Ritmo Cabrio и Fiat X1/9 производились и продавались непосредственно под брендом Bertone, а это означало, что компания теперь отвечала не только за производство, но также за сеть продаж и послепродажное обслуживание. две модели.
В 1982 году Марчелло Гандини создал еще один важный проект — Citroën BX . После создания совместного предприятия с Volvo в 1985 году компания начала производство Volvo 780 , двухдверного седана, полностью созданного Bertone, от формального дизайна модели до полного производственного цикла.
По новому коммерческому соглашению, заключенному с General Motors Europe в 1986 году, производство Kadett Cabrio было передано компании Bertone. Новый дизайн кузова Pontiac Fiero GT также стал результатом сотрудничества со стильным отделом компании Bertone. [ нужна ссылка ] Партнерство с Opel продолжилось при выпуске первого поколения Opel Astra Cabrio и Astra Coupé.В конце 1980-х годов появились Citroën XM и Freeclimber внедорожник с механическими компонентами Daihatsu и двигателями BMW .
1990-е годы
[ редактировать ]Не отказываясь от своей приверженности исследованию новых языков автомобильного дизайна, Bertone вступила в 1990-е годы, сосредоточив внимание на технологических инновациях.На Туринском автосалоне 1992 года внимание общественности и экспертов привлек агрессивно футуристический Blitz Barchetta , шоу-кар с электрическим двигателем и авангардной конструкцией. У Barchetta было трубчатое шасси из специальной стали, интегрированное с панелями из стекловолокна сэндвич-структуры, кузов из композитных материалов и карбоновый салон.
В 1993 году началось производство Opel Astra Cabrio и Fiat Punto Cabrio , причём весь цикл производства обоих автомобилей осуществлялся на заводе в Грульяско; сборка кузова, интеграция механических узлов, покраска и фурнитура. Полный производственный цикл, заканчивающийся процессом окончательного тестирования, был осуществлен в соответствии с процедурами и стандартами пусконаладочных компаний.
В 1994 году, продолжая исследования компании в области автомобилей с низким уровнем воздействия на окружающую среду, Bertone представила Zero Emission Record (ZER), футуристическую интерпретацию Abarth 750 Record. Специально задуманный и созданный для обеспечения высочайшего уровня производительности в секторе электромобилей, ZER (который имеет Cx 0,11) установил мировой рекорд пробега на расстояние в один час (199,822 км) и преодолел барьер в 300 км/ч. установление нового мирового рекорда скорости для электромобилей (максимальная скорость 303,977 км/ч).
В 1994 году Gruppo Bertone стала первым производителем в Италии, получившим сертификат качества ISO 9001 . Тем временем Bertone не отказалась от своего прошлого, посвященного кузовному ремонту, и продолжала разрабатывать рабочие прототипы; Karisma 1994 года, четырехместная Berlinetta на базе Porsche, Kayak 1995 года, купе на базе Lancia K, Slalom Coupé de Chasse на базе Opel Astra Coupe/Cabrio и Fiat Enduro 4x4 , внедорожник, основанный на плане этажа Fiat Brava .
Бертоне после Нуччо Бертоне
[ редактировать ]26 февраля 1997 года, вечером Женевского автосалона, Нуччио Бертоне умер, как «один из величайших кузовостроителей столетия и международный маэстро итальянского стиля», по словам Фульвио Чинти , автомобильного журналиста и историка автомобилей. Его вдова Лилли Бертоне взяла на себя управление компанией. [ нужна ссылка ]
2000-е
[ редактировать ]В прошлом производители автомобилей уделяли больше внимания конструкции автомобиля, чем его дизайну. К 1990-м годам они осознали важность дизайна для успеха своего бренда и все чаще стали привлекать больше творческой работы к себе. [ нужна ссылка ] Это касалось даже производителей суперкаров, которые в прошлом были крупными клиентами итальянских консалтинговых компаний по дизайну (carrozzeria). Хотя китайские и индийские производители предоставили некоторую работу, она также уменьшилась, поскольку, как только они обрели уверенность и открыли свои собственные дизайн-студии. Несмотря на эти трудности, Bertone получила несколько специализированных производственных проектов и продолжила консультирование по дизайну.
Однако к 2009 году ухудшение финансового положения заставило Bertone продать свой завод в Грульяско вместе с производственной деятельностью FIAT. [5] Bertone претерпела серьезную реструктуризацию и стала полностью интегрированной сервисной компанией в секторах автомобилестроения, транспорта и промышленного дизайна. К тому времени штат сотрудников Bertone сократился примерно до 300 человек, в основном инженеров и дизайнеров, с производительностью 300 000 инженерных часов в год. Это позволило компании управлять до четырех проектов прототипов в год, от первых эскизов до эффективного производства прототипов.
2010-е годы
[ редактировать ]Финансовые потрясения продолжались, что привело к тому, что Bertone в 2011 году распродала часть своей драгоценной коллекции концепт-каров. [5] [6] [7]
Бертоне объявляет о банкротстве
[ редактировать ]Прекратив торговлю из-за финансовых трудностей, Bertone 18 марта 2014 г. [6] подтвердила, что будет объявлена банкротом, если до конца апреля не будет найден подходящий покупатель. [5]
Создание Бертоне Дизайн
[ редактировать ]В мае 2013 года лицензионные права на бренд были переданы Bertone Cento компании Bertone Design. [8] компания, основанная в Милане , под руководством архитектора Альдо Чинголани. [9] с целью возрождения бренда в различных областях, таких как архитектура, промышленный дизайн и мода. Bertone Design также работает в железнодорожном секторе. Более поздним уникальным проектом было партнерство с Citroën , но с момента приобретения названия в 2013 году ни прототип автомобиля, ни серия так и не были созданы. [10]
Бренд Бертоне
[ редактировать ]В июне 2016 года бренд Bertone был приобретен за более чем 2,6 миллиона евро инжиниринговой компанией AKKA Technologies, работающей в автомобильном, железнодорожном и аэрокосмическом секторах. Однако права на использование бренда были переданы компании Bertone Design, которая не имела разрешения на его использование в автомобильной сфере. [11]
Начиная с ноября 2018 года AKKA Technologies продала лицензию на использование бренда Bertone в секторе электромобилей компании Flymove Holding Limited UK, которая в мае 2019 года приступила к окончательному приобретению бренда для всех приложений и секторов. [12] Они перезапустили Bertone, представив новые модели полностью электрических автомобилей, разработанных Карлосом Арройо Туроном (бывшим дизайнером Bertone) и в которых используется инновационная система замены аккумуляторов (Battery Swap System).
2020-е - возрождение
[ редактировать ]Группа AKKA Technologies впоследствии продала бренд Bertone компании Ideactive, принадлежащей Мауро и Жан-Франку Риччи. [13] В 2022 году два брата Риччи возродили бренд Bertone. Первый из серии автомобилей ограниченного выпуска, GB110, был выпущен в декабре 2022 года. [14]
Проектно-производственная деятельность
[ редактировать ]Конструкции легковых автомобилей
[ редактировать ]Конструкции мотоциклов
[ редактировать ]
- Lambretta Luna Range: Луи/Вега/Комета (1968)
- Ламбретта GP/DL (1969)
Автомобили производства Bertone, но не конструкции Bertone.
[ редактировать ]- БМВ С1 (2000–2003)
- Фиат Пунто Кабриолет (1995–1999)
- Мини Купер Гран-при (2006)
- Вольво 262С (1977–1981)
Известные дизайнеры
[ редактировать ]- Джованни Бертоне (1912–1945)
- Марио Ревелли из Бомонта (1933–1954)
- Джованни Микелотти (1950–1954)
- Франко Скальоне (1952–1959)
- Джорджетто Джуджаро (1959–1965)
- Марчелло Гандини (1965–1979)
- Марк Дешам (1970–1974; 1979–1992)
- Лучано Д'Амброзио (1992–2001)
- Джулиано Бьязио (1980–1990; 1997–2006)
- Дэвид Уилки (2007–2008)
- Джейсон Кастриота (2008–2009)
- Майкл Вернон Робинсон (2009–2013)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мануэль Лебринк (21 декабря 2022 г.). «Bertone GB110 — это новый гиперкар мощностью 1100 лошадиных сил» . de.motor1.com . Проверено 21 декабря 2022 г.
- ^ «Bertone GB110 — загадочный гиперкар мощностью 1085 л.с., работающий на мусоре» . Автосовки . 21 декабря 2022 г.
- ^ «СПА 23 С Бертоне» . carrozzieri-italiani.com . Проверено 8 апреля 2024 г.
- ^ Вариско, Франко (2004). АСА: эпопея о Феррарине (на итальянском языке). Вимодроне (Милан): Г. Нада. ISBN 8879113348 . ОСЛК 56973852
- ^ Jump up to: а б с Гиббс, Ник (18 марта 2014 г.). «Бертоне вступает в процедуру банкротства» . www.telegraph.co.uk . Телеграф Медиа Груп Лимитед, 2014 год . Проверено 21 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Сатклифф, Стив. «Бертоне: конец эпохи – картина особенная» . www.autocar.co.uk . Потребительские СМИ Хеймаркет . Проверено 21 марта 2014 г.
- ^ Джей, Рэми. «Итальянский дизайнерский дом Bertone на грани банкротства» . www.autoweek.com . Crain Communications, Inc. Архивировано из оригинала 22 марта 2014 года . Проверено 21 марта 2014 г.
- ^ Стивенс, Майк. «Банкрот Бертоне: поиски спасителя закончились, но имя остается жить в Милане» . www.themotorreport.com.au . Проверено 5 декабря 2014 г.
- ^ «Бертоне Дизайн» . Проверено 3 декабря 2014 г.
- ^ "О нас" . Бертоне Дизайн . Проверено 3 октября 2017 г.
- ^ «Компания Akka Italia из Колленьо выигрывает на аукционе бренд Bertone» . torino.repubblica.it. torino.repubblica.it. 30 июня 2016 года . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ «Bertone, английская Flymove, берет на себя полное и полное управление брендом» . Архивировано из оригинала 16 декабря 2019 года . Проверено 16 декабря 2019 г.
- ^ «Гиперкар Bertone будет использовать топливо, изготовленное из пластиковых отходов, дебютирует 21 декабря» . Motor1.com. 13 декабря 2022 г. Проверено 9 января 2023 г.
- ^ «Бертоне» . Coachbuild.com . Проверено 9 января 2023 г.
- ^ Осборн, Дональд (февраль 2012 г.). «Концептуальный автомобиль BMW Spicup 1969 года» . Рынок спортивных автомобилей . 24 (2): 58–59.
- ^ «Информация и история ASA 1000 GT 1967 года» . www.conceptcarz.com . Проверено 28 апреля 2009 г.
Ссылки
[ редактировать ]- AutoCar (Великобритания), 26 ноября 2007 г. Компания Bertone на грани
- Automotive World, 27 ноября 2007 г. Carrozzeria Bertone подает заявление о защите от банкротства. Архивировано 29 января 2009 г., в Wayback Machine.
- AutoWeek, 2 января 2008 г. «Для Bertone появляется новый белый рыцарь»
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бертоне Групп
- Инжиниринговые компании Италии
- Кузовостроители Италии
- Итальянские автомобильные дизайнеры
- Поставщики кабриолетов
- Компании по производству автомобилей, основанные в 1912 году.
- Туринские автомобильные компании
- Итальянские компании, основанные в 1912 году.
- Производители мотоциклов Италии
- Дизайнерские компании, основанные в 1912 году.
- Дизайнерские компании прекратили свое существование в 1914 году.
- Дизайнерские компании Италии
- Автопроизводители Италии