Фиат Х1/9
Фиат Х1/9 | |
---|---|
Обзор | |
Производитель | Фиат (1972–82) Бертоне (1982–89) |
Также называется | Бертоне X1/9 |
Производство | 1972–1989 Произведено ~ 140 500 (Fiat) [1] : 33 ~ 19 500 (Бертоне) [1] : 53 |
Сборка | Фиат Бертоне (после 1982 г.) [2] |
Дизайнер | Марчелло Гандини в Bertone |
Кузов и шасси | |
Сорт | Спортивный автомобиль |
Тип кузова | 2-местная тарга |
Макет | Поперечное расположение двигателя, задний привод. |
Связанный | Фиат 128 Фиат Ритмо |
Силовой агрегат | |
Двигатель | |
Передача инфекции | 4-ступенчатая механическая коробка передач (1972–78) 5-ступенчатая механическая коробка (1978–89) [3] |
Размеры | |
Колесная база | 2202 мм (86,7 дюйма) [4] [5] |
Длина | 1972–78: 3830 мм (150,8 дюйма) [5] 1978–89: 3969 мм (156,3 дюйма) [6] |
Ширина | 1570 мм (61,8 дюйма) [5] [6] |
Высота | 1972–78: 1170 мм (46,1 дюйма) [5] 1978–89: 1180 мм (46,5 дюйма) [6] |
Снаряженная масса | 880–920 кг (1940–2028 фунтов) [5] [6] |
Хронология | |
Предшественник | Фиат 850 Паук Фиат 500 Гамин Виньяле |
Преемник | Фиат Барчетта |
Fiat X1/9 — итальянский двухместный со средним расположением двигателя спортивный автомобиль , разработанный Bertone и производившийся Fiat в 1972–1982 годах, а затем Gruppo Bertone в 1982–1989 годах. [2]
X1/9 с поперечным расположением двигателя и коробкой передач в среднерасположенной заднеприводной конфигурации отличался сбалансированной управляемостью. [2] [7] выдвижные фары, легкая съемная жесткая крыша, которую можно спрятать под капотом, передние и задние вещевые отсеки — и за то, что это первый Fiat, который с самого начала был спроектирован в соответствии с правилами безопасности США . [8]
История
[ редактировать ]Проектирование и разработка
[ редактировать ]
X1/9 был разработан на основе Autobianchi A112 Runabout концепции 1969 года под руководством Бертоне под руководством главного дизайнера Марчелло Гандини .
Несмотря на то, что Runabout был назван в честь Autobianchi A112 , он был оснащен версией совершенно нового двигателя Fiat 128 SOHC . [9] Runabout имел характерную клиновидную форму и вобрал в себя множество стилевых решений современных моторных лодок . Хотя более экстремальные особенности Runabout, такие как фары, установленные на стойке C , и небольшое ветровое стекло с дефлектором, были потеряны для серийного автомобиля, многие эстетические особенности Autobianchi Runabout легко узнаваемы на X1/9. Длинный плоский капот с центральным углублением, большой передний свес, клиновидная форма с выступающим обручем задней стойки и изогнутая ватерлиния длиной в длину автомобиля - все это удачно перешло к X1/9, придав ему весьма характерный внешний вид.
Созданный на основе двигателя Fiat SOHC и трансмиссии от переднеприводного Fiat 128 , X1/9 переместил поперечную трансмиссию и узел подвески из передней части 128 в заднюю часть пассажирской кабины, прямо перед задней осью. дающая среднемоторную компоновку. Двигатель был разработан Аурелио Лампреди , знаменитым конструктором двигателей Ferrari, прежде чем он перешел на работу в FIAT (в то время материнская компания). Топливный бак и запасное колесо были расположены перед двигателем, за сиденьями водителя и пассажира соответственно, что оптимизировало соотношение веса автомобиля в пределах его колесной базы для более сбалансированной управляемости и позволило освободить грузовые пространства спереди и сзади. [10] [11]
После того, как двухместный автомобиль был разработан для производства, он отличался острым дизайном, клиновидной формой, выдвижными фарами, встроенным передним спойлером и съемной жесткой панелью крыши ( тарга-топ ). Съемную жесткую крышу можно было хранить в переднем багажнике ; В задней части автомобиля было предусмотрено второе багажное отделение, доступ к которому осуществлялся через обычную крышку багажника.
В отличие от маркетинговой номенклатуры Fiat того времени, в которой использовалась числовая система (например, 127, 128, 124, 131), обозначающая относительное положение в модельном ряду, X1/9 сохранил код прототипа в качестве маркетингового названия. В кодировке прототипа Fiat использовалось X0 для двигателей, X1 для легковых автомобилей и X2 для коммерческих автомобилей. [Примечание 1] Таким образом, X1/9 стал девятым легковым автомобилем, разработанным с использованием этой номенклатуры.
Производство и эволюция модели
[ редактировать ]в ноябре 1972 года Первоначально планировалось, что дебют X1/9 состоится на Туринском автосалоне , но запуск X1/9 был отложен до окончания выставки, чтобы не отодвинуть на второй план новый Fiat 126 городской автомобиль . Пресс-тест-драйвы были проведены в конце ноября 1972 года на сицилийских дорогах Мадони, где проходили Тарга Флорио . гонки [12]

Автомобиль был предназначен для замены 850 Spider , еще одной разработки Bertone, а не более крупного и дорогого 124 Sport Spider , производство которого продолжалось на протяжении большей части срока службы X1/9. кузов автомобиля Несущий производился на заводе Bertone в Грульяско (Турин). [13] а затем доставлен на завод Fiat в Линготто для окончательной сборки. расположением распредвала X1/9 типа 128 AS объемом 1290 куб.см (79 куб.дюймов) с одним верхним Как упоминалось ранее, рядный четырехцилиндровый двигатель был заимствован у Fiat 128, в частности от 128 Coupé 1300.
Изменения включали новый литой алюминиевый масляный картер, [11] дополняет алюминиевую головку блока цилиндров . с двумя дросселями Weber 32 DMTR Благодаря карбюратору 8,9: 1 и степенью сжатия двигатель выдавал 75 метрических лошадиных сил по стандарту DIN (55 кВт; 74 л.с.) при 6000 об / мин и 97 ньютон-метров по стандарту DIN (72 фунт-фута). крутящего момента при 3400 об/мин. [5] [11] Полностью синхронизированная 4-ступенчатая коробка передач также была перенесена с модели 128, но с более высоким передаточным числом четвертой передачи, чтобы использовать лучшую аэродинамику спортивного автомобиля. Как следствие, максимальная скорость X1/9 превышала 170 км/ч (106 миль в час), что на 10 км/ч выше, чем у модели 128 Coupé 1300 с аналогичным двигателем, но на 65 кг легче. [11]
В стандартной комплектации X1/9 поставлялся со штампованными стальными дисками размером 4,5J×13 дюймов и шинами 145 HR 13 , а литые легкосплавные диски предлагались за дополнительную плату. [13]
Подвеска была полностью независимой , со стойками МакФерсон спереди и сзади. с разделенным контуром тормозной системе диаметром 227 мм (8,9 дюйма) одинакового размера . использовались цельные диски В [13] Рулевое управление было реечным .
В салоне, обитом кожзаменителем , были два ковшеобразных сиденья со встроенными подголовниками и четырехспицевое рулевое колесо (напоминающее то, что устанавливается на Lamborghini Marzal ). Крышку двигателя и задний багажник можно было открыть с помощью (запираемых) внутренних защелок, расположенных на косяке двери со стороны водителя. [8]
Оригинальный 1,3-литровый 4-ступенчатый X1/9 можно отличить от более поздней 1,5-литровой 5-ступенчатой модели по стальным разделенным бамперам с резиновыми блоками и более мелкой крышке моторного отсека.
Fiat начал продавать вариант с правым рулем в 1976 году. До этого Radbourne Racing переоборудовала X1 / 9 с левым рулем в конфигурацию с правым рулем для продажи на рынке Великобритании. [14] Считается, что ни одно из этих ранних обращений не сохранилось.

В 1982 году, вскоре после появления модели 1500, компания Bertone взяла на себя полное производство моделей, впоследствии получивших марку «Bertone» X1/9. Модели Bertone отличались обновленными пространствами для ног, переработанными для увеличения пространства для ног и комфорта сидения для людей ростом, превышающим запланированный в первоначальном дизайне.
Последние серийные модели назывались Gran Finale и продавались в период 1989/1990 годов. Это была дилерская модификация специального выпуска (обычно сокращенно SE) 1988/1989 года с добавлением заднего спойлера и значков «gran Finale».
X1/9 в США
[ редактировать ]
Сообщаемые цифры различаются в зависимости от источника, но около 2/3 из примерно 160 000 произведенных X1/9 были проданы в США. В США продавались три поколения X1/9: автомобили 1974 года выпуска, автомобили 1975-1978 годов и автомобили 1979-1989 годов.
Американские образцы 1974 года близко соответствовали мировым моделям, включая небольшие (но специфичные для США) бамперы, двигатели объемом 1290 куб.см мощностью 63 л.с. (47 кВт) и четырехступенчатую коробку передач.
Американские автомобили 1975–1978 годов были уникальными для рынка США с ударопоглощающими бамперами «лестничного типа» спереди и сзади. Чтобы соответствовать стандартам США по выбросам испарений и выхлопных газов, модели X1/9 были оснащены клапанами рециркуляции выхлопных газов , воздушными насосами и системами с активированным углем. Эти автомобили имели мощность 61 л.с. (45 кВт). [15]
В 1979 году автомобили США получили увеличенный объем двигателя до 1498 куб.см и пятиступенчатую коробку передач с максимальной мощностью до 67 л.с. (50 кВт). [15] Автомобили США 1979 года сохранили прежний контроль выбросов. В 1980 и 1981 модельных годах произошел переход от карбюратора к впрыску топлива Bosch L-Jetronic, причем переход произошел в 1980 году для автомобилей, продаваемых в Калифорнии, и постепенный переход на «федеральные» автомобили с конца 1980 по 1981 годы выпуска. Комбинация впрыска топлива (FI), каталитического нейтрализатора и неэтилированного бензина позволила этим автомобилям соответствовать калифорнийским, а затем и федеральным стандартам выбросов. Автомобили с впрыском топлива имели мощность 75 л.с. (56 кВт). [15]
В 1979 году американские модели X1/9 также получили изменения как снаружи, так и внутри, включая интегрированные передний и задний бамперы, а также новые передние решетки и воздухозаборники. При обновлении приборной панели и приборной панели элементы управления отоплением и вентиляцией были перенесены с центральной консоли на главную приборную панель, радио перенесено в центральную часть приборной панели, панель предохранителей перемещена из области над левым коленом водителя в область над пространством для ног пассажира. туда, где был перчаточный ящик, и переместил его на верхнюю часть приборной панели.
В 1982 году Fiat прекратил свое присутствие в США. Fiat передал маркетинг и поддержку X1/9 компании International Automobile Importers, Inc., возглавляемой Малкольмом Бриклином , и передал все производственные обязанности Bertone.
В 1983 году осиротевший X1/9 был продан как Bertone X1/9. IAI и Bertone продолжили модернизировать X1/9, обеспечив улучшенную защиту от ржавчины, переработанные сиденья для более высоких водителей и модернизированную электрическую систему для моделей 1984 года.
Продажи X1/9 в США упали за последние несколько лет, и 1987 год стал последним годом, когда IAI импортировала X1/9 в США.
С середины 1987 года до окончания производства в 1989 году модели Bertone X1/9 импортировались в США компанией MIK Automotive, Inc. в Северном Голливуде, Калифорния, принадлежащей Миро Кефурту, который в то время был дилером Bertone номер один в США и один из немногих, кто продавал исключительно X1/9. Последние четыре X1/9 были импортированы в США в апреле 1990 года (автомобили 1989 модельного года, выпущенные в декабре 1989 года).
Модельный год | Характеристики [16] [17] | Заметные изменения и особенности |
---|---|---|
1974 | 1290 куб.см, цена 4167 долларов, снаряженная масса 1933 фунта. | Небольшие стальные бамперы по периметру с большими резиновыми блоками; хромированная отделка задней панели; овальные отверстия в задней нижней валентности; ручной дроссель (ручка управления расположена между сиденьями); нет панели доступа к распределителю из ниши запасного колеса. |
1975 | 1290 куб.см, цена 4608 долларов, снаряженная масса 2085 фунтов. | Алюминиевые бамперы лестничного типа; алюминиевая решетка заменила овальные отверстия в задней обшивке; автоматический дроссель, управляемый температурой охлаждающей жидкости. |
1976 | 1290 куб.см, цена 4947 долларов, снаряженная масса 1970 фунтов. | Передний профиль Targa Top и верхнее уплотнение Targa рамы лобового стекла модифицированы для повышения водонепроницаемости. |
1977 | 1290 куб.см, цена 5195 долларов, снаряженная масса 1955 фунтов. | Модельный год включал неизвестное количество автомобилей «специального выпуска» с внутренними цветами и отделкой, а также внешними полосами, уникальными для этого выпуска. На правом крыле была прикреплена идентификационная этикетка с изображением итальянского флага, четырехзначным серийным номером и подписью Нуччио Бертоне. Первый год для панели доступа к распределителю в отсеке запасного колеса. |
1978 | 1290 куб.см, цена 5700 долларов, снаряженная масса 1955 фунтов. | В автомобилях конца 1978 года передняя ручка открывания багажника была перенесена из перчаточного ящика в левую часть пространства для ног водителя. |
1979 | 1498 куб.см, цена 7379 долларов, снаряженная масса 2040 фунтов. | Первая серьезная модернизация включала: квадратные алюминиевые бамперы с боковой отделкой в виде «слоновьих ушей»; горизонтальная решетка радиатора; переработанный интерьер включал новую приборную панель, новые сиденья; Улучшения трансмиссии включали двигатель объемом 1,5 л с электронным зажиганием Bosch, пятиступенчатую коробку передач, более прочные оси и ступичные подшипники; приподнятая крышка двигателя для размещения более высокого двигателя; добавление панели доступа во всю ширину между моторным отсеком и задней частью багажника; современный центр предохранителей и реле; слова «пять скоростей» на ребристом фоне добавлены к обновленному значку с обозначением модели «X1/9» на правой задней крышке багажника. |
1980 | 1498 куб.см, цена 8190 долларов, снаряженная масса 2060 фунтов. | Система впрыска топлива Bosch L-Jetronic устанавливается на автомобили Калифорнии. Автомобили с впрыском топлива: радиоантенна перенесена с заднего крыла слева на право для размещения вентилятора охлаждения форсунок; В обозначении модели X1/9 слово «пять ступеней» заменено на «впрыск топлива». Карбюраторные автомобили: значок с обозначением модели X1/9 немного изменен: на простом фоне позади слов «пять скоростей». На всех автомобилях: зеркало бокового обзора перенесено с крепления в двери на крепление через стекло; с каждой стороны крышки двигателя добавлено по одному дополнительному вентиляционному вырезу. |
1981 | 1498 куб.см, цена 8997 долларов, снаряженная масса 2040 фунтов. | Система впрыска топлива Bosch L-Jetronic устанавливается на федеральные автомобили (49 штатов). |
1982 | 1498 куб.см, цена 10 990 долларов, снаряженная масса 2120 фунтов. [18] | Недавно предложенная двухцветная схема окраски с линией окраски посередине колесных арок. |
1983 | 1498 куб.см, цена 10 990 долларов, снаряженная масса 2120 фунтов. [18] | Впервые значки с логотипом Bertone заменили значки с венками FIAT на передней носовой части и задней крышке багажника. Значок обозначения модели X1/9 снова изменен с «впрыск топлива» на «пятиступенчатый». В качестве опции предлагаются кожаные сиденья, дверные карты и руль. |
1984 | 1498 куб.см, цена 13 990 долларов, снаряженная масса 2130 фунтов. [18] | Модернизирована электрическая система (предохранители GBC заменены пластинчатыми предохранителями ATC в центре предохранителей и реле под приборной панелью, чуть ниже перчаточного ящика). Новая двухцветная схема окраски с линией окраски выше на кузове, чуть ниже теплицы. Первый год для колес Cromodora CD-179 (по прозвищу «Тронс»). В качестве опции доступен полноразмерный спойлер на задней крышке багажника. |
1985 | 1498 куб.см | Отделка бампера изменена с анодированного алюминия на плоский черный. Значок с обозначением модели X1/9 на правой задней крышке багажника снят с производства. |
1986 | 1498 куб.см | Отделка молдинга/отделки панели паруса изменена с натурального алюминия на матовый черный. Добавлен федеральный высокий стоп-сигнал по центру (CHMSL) для автомобилей, выпущенных после 1 января 1986 года; установлен в заднем стекле чуть ниже тарги. |
1987 | 1498 куб.см, цена 11 330 долларов, снаряженная масса 2210 фунтов. | Незначительные изменения внешнего вида включают в себя широкие боковые молдинги кузова, полностью мягкое трехспицевое рулевое колесо, новый шрифт для символов на приборной панели (расположение панели не изменилось), косметические изменения в климат-контроле на автомобилях с кондиционером. Первый год для колес Speedline с «телефонным набором номера», оснащенных шинами Pirelli P3 185/60-R13. Полная затемненная обработка молдингов лобового стекла, молдингов дверных рам, а также отделки панелей паруса и молдингов. |
1988 | 1498 куб.см, цена 12 690 долларов, снаряженная масса 2110 фунтов. | Никаких изменений |
1989 | 1498 куб.см | В прошлом году никаких изменений. |
Технические характеристики
[ редактировать ]Фиат Х1/9 | Мировая модель объемом 1,3 л (1972–1978 гг.) | Мировая модель объемом 1,5 л (1979–1989 гг.) | Модель для США, 1,5 л (1980–1989 гг.) |
---|---|---|---|
Силовой агрегат и ходовая часть | |||
Двигатель | Рядный, четыре цилиндра , цикл Отто , короткий ход, расположение M/R | ||
Диаметр × ход | 86,0 × 55,5 мм (3,39 × 2,19 дюйма) | 86,4 × 63,9 мм (3,40 × 2,52 дюйма) | |
Смещение | 1290 куб.см (78,7 куб.дюйма) | 1498 куб.см (91,4 куб.дюйма) | |
Клапанный механизм | с ременным приводом Одинарный верхний распределительный вал , 2 клапана на цилиндр, реверсивная компоновка. | ||
Степень сжатия | 8.9:1 | 9.2:1 | 8.5:1 |
Максимальная мощность | 75 л.с. (55 кВт; 74 л.с.) при 6000 об/мин | 85 л.с. (63 кВт; 84 л.с.) при 6000 об/мин | 75 л.с. (56 кВт; 76 л.с.) при 5500 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 97 Нм (72 фунт-фут) при 3400 об/мин | 118 Нм (87 фунт-фут) при 3200 об/мин | 108 Нм (79,6 фунт-фут) при 3000 об/мин |
Индукция | Одинарный двухцилиндровый Weber 32 DMTR 22 с нисходящим потоком карбюратор | Одиночный двухцилиндровый карбюратор Weber 34 DATR7/250 с нисходящим потоком | Bosch L-Jetronic впрыск топлива |
Охлаждение | С водяным охлаждением | ||
Схватить | Одинарная сухая пластина с гидравлическим включением | ||
Передача инфекции | Механическая , 4 скорости + реверс. | Механическая, 5 скоростей + реверс. | |
Ведущие колеса | Задний | ||
Кузов/шасси | Стальной цельный корпус | ||
Передняя подвеска | Независимая, нижняя поперечная тяга с реактивной стойкой, стойки МакФерсон с концентрическими винтовыми пружинами. | ||
Задняя подвеска | Независимая, нижний А-образный рычаг, стойки МакФерсон с концентрическими винтовыми пружинами. | ||
Тормоза | Дисковые тормоза четырех колес с плавающими суппортами и роторами диаметром 227 мм (8,9 дюйма). Передние поршни диаметром 48 мм (1,9 дюйма), задние диаметром 34 мм (1,3 дюйма). Двухконтурная гидравлическая активация. Тросовый ручной тормоз на задних суппортах | ||
Электрическая система | 12 В , 460 Вт Генератор 45 Ач. , аккумулятор | Аккумулятор 12 В, 60 Ач Автомобили без кондиционера: генератор переменного тока на 65 А. Автомобили с кондиционером: генератор переменного тока на 70 А. | |
Размеры и вес | |||
Длина | 3830 мм (150,8 дюйма) | 3960 мм (155,9 дюйма) | 3969 мм (156,3 дюйма) |
Ширина | 1570 мм (61,8 дюйма) | ||
Высота | 1170 мм (46,1 дюйма) | 1180 мм (46,5 дюйма) | |
Колесная база | 2202 мм (86,7 дюйма) | ||
Трек Ф/П | 1335 мм (52,6 дюйма) / 1343 мм (52,9 дюйма) | 1350 мм (53,1 дюйма) / 1350 мм (53,1 дюйма) | 1355 мм (53,3 дюйма) / 1362 мм (53,6 дюйма) |
Шины | 145/80 Р13, 165/70 Р13, 185/60 Р13 | ||
Масса | 880 кг (1940,1 фунта) (сухой) | 920 кг (2028,3 фунта) (сухой) | Снаряженная масса без кондиционера: 2130 фунтов. Снаряженная масса с кондиционером: 2210 фунтов. |
Запас топлива | 47,7 л (10,5 имп галлонов; 12,6 галлонов США) | ||
Ускорение | 33,748 секунды (стоячий километр) | ||
Максимальная скорость | 170 км/ч (105,6 миль/ч) | 185 км/ч (115,0 миль в час) | |
Расход топлива | 6,1 л/100 км (46,3 миль на галлон — имп ; 38,6 миль на галлон — США ) при 90 км/ч (56 миль в час) 7,68 л/100 км (36,8 миль на галлон — имп ; 30,6 миль на галлон — США ) при 120 км/ч (75 миль в час) 7,5 л/100 км (37,7 миль на галлон — имп ; 31,4 миль на галлон — США ), город | Рейтинг расхода топлива EPA 1984–1989 гг. 20 миль на галлон в городе / 26 миль на галлон по шоссе / 22 миль на галлон в сочетании |
Концепт-кары и прототипы
[ редактировать ]Бертоне провел как минимум три проектных и инженерных исследования с X1/9. Наряду с несколькими стандартными моделями X1/9, снятыми с производственной линии, образцы всех трех дизайнерских исследований теперь выставлены в музее Воландия, прилегающем к аэропорту Мальпенса/Милан, который является новым домом для большей части проданной коллекции Bertone. после того, как компания прошла окончательную процедуру банкротства. [19]

Фиат Х1/9 Суперлайт
[ редактировать ]Полностью алюминиевый кузов X1/9 был разработан совместно с ALCAN. Пять полностью алюминиевых автомобилей, получивших название «Суперлегкий» (а не Superleggera ), были построены с той же прочностью и жесткостью, что и обычные стальные автомобили, и прошли испытания на вибрацию, шум, высокие нагрузки и коррозию. В рамках программы также были протестированы специально разработанные клеи и методы, используемые для сборки компонентов кузова. Экономия веса составила 1/3 от веса обычного стального кузова. [20] Поскольку ожидалось, что 24-часовая гонка на выносливость в демонстрационном зале покажет многое о долговечности алюминиевых автомобилей, один из этих прототипов с алюминиевым кузовом участвовал в гонке «Самый длинный день Нельсона Леджеса» 1987 года, но в ходе испытаний и настройки произошла неудача. круг помешал машине участвовать в гонке. [21]
Fiat X1/9 «Длинная колесная база»
[ редактировать ]
Второе проектное исследование представляло собой проект 2+1, завершенный в 1981 году и получивший название «Пассо Лунго». Ко всему автомобилю было добавлено 2 дюйма (5 см) ширины, а за дверью и перед задними колесами - более 7 дюймов (18 см) длины. Запасное колесо было перенесено в новое место за сиденьем водителя, а третье сиденье было добавлено к пространству за пассажирским сиденьем, которое первоначально использовалось для запасного колеса. К парусным панелям добавлены окна «Опера». Стандартный двигатель объемом 1,5 л был заменен двигателем FIAT объемом 2,0 л DOHC, чтобы увеличить мощность и компенсировать дополнительный вес.
X1/9 "Passo Lungo" был основан на европейской спецификации 1500 Fiat X/19 с удлиненной колесной базой на 2450 мм (96 дюймов) для размещения заднего сиденья, которым могут пользоваться только маленькие дети. Известно, что существует только один экземпляр, который в настоящее время экспонируется в коллекции Бертоне в Воландии . При удлинении кузова крышу тарга также пришлось сделать длиннее, и ее больше нельзя было укладывать в передний багажник автомобиля (как это было предусмотрено в обычном X1/9).
Фиат Х1/9 Паук
[ редактировать ]
Третьим исследованием была версия X1/9 с полностью откидным верхом (Spider). Неподвижное заднее окно и панели парусов были удалены, а для защиты от опрокидывания был добавлен более традиционный каркас безопасности/обруч. Была изготовлена облицовка, соединяющаяся с крышкой моторного отсека и закрывающая плечи кузова там, где раньше были панели парусов. Складной верх не является конструкцией, выступающей из-за пассажирского салона; скорее это гибкий чехол, который крепится с помощью оригинальных верхних зажимов тарга вдоль лобового стекла спереди, натягивается и поддерживается новым каркасом безопасности, а сзади фиксируется поворотными зажимами.
Гонки
[ редактировать ]Филиппинцы
[ редактировать ]Filipinetti X1/9 компании Scuderia Filipinetti впервые был представлен на Женевском автосалоне в марте 1973 года как первый гоночный автомобиль Fiat X1/9. Он был построен в сотрудничестве с Fiat техником и гонщиком Майком Парксом, который позже разработал и построил Lancia Stratos . Filipinetti имел двигатель объемом 1290 куб.см с механическим впрыском топлива Lucas и Colotti . пятиступенчатую коробку передач [22] Мощность составляла около 160 л.с. (118 кВт) при 8600 об/мин и максимальной скорости 210 км/ч (130 миль в час).
Абарт
[ редактировать ]
Дочерняя компания Fiat, Abarth , в 1973 году разработала Abarth X1/9 Prototipo, чтобы заменить 124 Spider Abarth в качестве основного раллийного автомобиля Fiat. [23] В конечном итоге в качестве основной платформы для раллийных соревнований вместо X1/9 был выбран параллельный проект 131 Abarth.
В X1/9 Prototipo использовался двигатель объемом 1840 куб.см (расточенный агрегат объемом 1600 куб.см, созданный на базе 124-цилиндрового двигателя ) со специальной 16-клапанной головкой блока цилиндров, питаемой двумя 44-мм карбюраторами Weber IDF. Внешне автомобили отличались расширенными колесными арками, небольшим спойлером «утиный хвост» и воздухозаборником в стиле F1 , предназначенным для подачи прохладного воздуха в карбюраторы сверху крыши автомобиля. Все прототипы X1/9 были выполнены в традиционной для Abarth салатово-желтой и оранжево-розовой цветовой гамме.
Прототипный характер проекта X1/9 Prototipo означает, что точное количество выпущенных автомобилей определить невозможно. Компоненты и весь кузов регулярно менялись и заменялись в рамках процесса разработки, но считается, что было выпущено 5 настоящих автомобилей.
Даллара Ицунонове
[ редактировать ]
выбрала X1/9 В 1975 году компания Dallara для участия в чемпионате мира среди производителей в классе специального производства группы 5 . [24] Dallara Icsunonove (итальянское произношение «X1/9») отличался модифицированным двигателем X1/9 со специальной 16-клапанной головкой блока цилиндров и фундаментальными изменениями в подвеске и кузове/монококе, наиболее очевидными из которых являются сильно расширенные колеса. арки и увеличенное заднее крыло. [25]
Конверсии комплектов
[ редактировать ]Конец
[ редактировать ]Faran Car Co. Ltd. была британской компанией, которая предлагала свои комплекты Eliminator как в форме, собранной своими руками, так и в форме самостоятельной сборки. В конструкции были заменены молдинги из стекловолокна на передних и задних крыльях, а также интегрированные секции переднего и заднего бампера. Внешние модификации были дополнены накладками на пороги и спойлером на заднем багажнике, по стилю не отличающимся от того, что можно найти на De Tomaso Pantera . Фаран также предлагал модификации с использованием двигателей Lancia или Fiat Twin Cam , хотя некоторые владельцы предпочли сохранить исходную установку SOHC. Производство комплектов Faran прекратилось после пожара на заводе.
Евроспорт
[ редактировать ]Eurosport (UK) Ltd. — специалист по запчастям для X1/9, который выпустил два варианта комплектов, обычно называемые полными комплектами и комплектами с болтовым креплением. Полный комплект был конкурентом версии Faran и включает в себя широкие сменные молдинги из стекловолокна для передних и задних крыльев, а также интегрированные секции переднего и заднего бампера. Боковые юбки завершали стиль, в котором Ferrari Testarossa перед задними колесами присутствовали молдинги боковых воздухозаборников в стиле . В комплект для крепления на болтах, напротив, входили сменные передние и задние интегрированные секции бампера, которые были отлиты так, чтобы гармонировать со стандартными крыльями. Это позволило легко заменить бамперы из сплава 1500 и придать им более современный внешний вид. В комплект на болтах также входили юбки боковых порогов. Оба комплекта доступны по сей день. [26]
Шульт
[ редактировать ]Комплект Schult X1/9 был произведен в Германии, и его снова можно сравнить с некоторым вдохновением от стиля Testarossa, но с более угловатыми линиями. Текущая доступность конвертации Шульта неизвестна.
X1/9 сегодня
[ редактировать ]Великобритания
[ редактировать ]По состоянию на 2022 год в Великобритании разрешено использование на дорогах 237 автомобилей X1/9. [27] Однако существует активный клуб владельцев зарегистрировано более 1000 человек, , и, поскольку SORN есть много возможностей для его увеличения. Клуб выпускает ежеквартальный журнал, посещает и организует мероприятия, дает консультации по обслуживанию автомобиля.
США и Канада
[ редактировать ]В то время как более 100 000 из примерно 160 000 автомобилей X1/9, произведенных Fiat и Bertone, были проданы в США и Канаде, согласно последним доступным данным (за третий квартал 2018 года), 1034 автомобиля X1/9 были легально предназначены для эксплуатации на дорогах США. и 115 получили легальное разрешение на эксплуатацию дорог в Канаде. [28]
См. также
[ редактировать ]- Corona Dardo , копия Fiat X1/9, продаваемая дилерами Fiat в Бразилии.
Примечания
[ редактировать ]- Примечание 1 Правильное итальянское произношение X1/9 — Icsunonove : «x» (ics) «один» (uno) «девять» (nove); фонетически икс-оо-но-нов-э. Типичное английское произношение — «x-one-nine».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уорд, Фил (18 января 2001 г.). Fiat X1/9 — Путеводитель для коллекционеров . Motor Racing Publications Ltd. ISBN 9781899870516 .
- ^ Jump up to: а б с «История Fiat Bertone X1/9» . Sportsvogn.no . Проверено 22 октября 2019 г.
- ^ «Фиат Х1/9» . автомобили с сайта Italy.net . Проверено 22 января 2008 г.
- ^ «Технические характеристики Fiat X1-9 2005 года выпуска» . carfolio.com . Проверено 22 января 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Fiat — Все модели двадцатого века . Том II. Редакция Домуса. 2010. стр. 60–63.
- ^ Jump up to: а б с д Fiat — Все модели двадцатого века . Том II. Редакция Домуса. 2010. стр. 110–111.
- ^ «Звездный дорожный тест: Fiat X1/9». Мотор . Том. 151, нет. 3881. IPC Business Press Ltd., 26 февраля 1977 г. п. 4.
На момент своего анонса в 1972 году Fiat Bertone в стиле X1/9 отличался тем, что был первым спортивным автомобилем со средним расположением двигателя, предназначенным для массового производства.
...X1/9 – удивительно безопасный автомобиль с отличной управляемостью и высоким запасом устойчивости на дороге... - ^ Jump up to: а б Уэйкфилд, Рон, изд. (май 1974 г.). «Дорожное испытание: Fiat X1/9». Дорога и трек . Том. 25, нет. 9. Отдел потребительских публикаций CBS. п. 67.
- ^ «Ранэбаут Autobianchi 1969 года (Бертоне)» . www.carstyling.ru . Проверено 8 октября 2012 года .
- ^ Дэниелс-младший (14 декабря 1972 г.). «Фиат Х1/9». Автокар . Том. 137, нет. 3994. стр. 50–52.
- ^ Jump up to: а б с д «X1/9 — Гонки, вот они!» [X1/9 — Гонки, вот она!]. Автоспринт (на итальянском языке). XII (48): 43–45. 27 ноября 1972 года.
- ^ Пауэр, Роберт (октябрь 2004 г.). «Fiat X1/9 — спасибо, Данте Джакоза!». Grace — классические и спортивные автомобили (на итальянском языке). Барберо Редакторы: 24–29.
- ^ Jump up to: а б с Бернабо, Ферруччо (26 ноября 1972 г.). «Новая спортивная модель Fiat под названием X1/9 превышает 170 в час». Ла Стампа (на итальянском языке). п. 9 . Проверено 4 марта 2017 г.
- ^ В., Дж. (август 1976 г.). «Fiat X1-9 Рэдборна: совершенно современный спортивный автомобиль» . Журнал «Автомобильный спорт» . п. 75.
- ^ Jump up to: а б с Хогг, Тони. «Fiat X1/9: теперь он оснащен системой впрыска топлива и работает более плавно, чем когда-либо». Ежегодник дорожных испытаний и руководство для покупателя компании Road & Track, 1981 год . № Январь – февраль 1981 г. с. 82.
- ^ Справочник цен на коллекционные автомобили 2015 г. (Стандартный каталог автомобилей). Иола, Висконсин: Krause Publications, 2014.
- ^ Руководство и справочник по оценке классических, коллекционных, экзотических и маслкаров NADA. Коста-Меса, Калифорния: NADA Guides/JD Power.
- ^ Jump up to: а б с Фламманг, Джеймс М. (1994). Стандартный каталог импортных автомобилей 1946-1990 гг . Иола, Висконсин: Krause Publications, Inc., с. 243. ИСБН 0-87341-158-7 .
- ^ Вак, Пит (20 марта 2018 г.). «Коллекция Бертоне» . www.velocetoday.com .
- ^ Уоррен, А.С.; Уитли, Дж. Э.; Уорик, ВФ; Медоуз, диджей (1989). «Создание и оценка на испытательном полигоне реплики автомобиля Bertone X1/9 с алюминиевой структурой» . Серия технических документов SAE . Том. 1. дои : 10.4271/890718 . Проверено 1 ноября 2016 г.
- ^ Руш, Джо (октябрь 1987 г.). «Самый длинный день Нельсона 1987». Дорога и трек : 126.
- ^ «Филипинетти Фиат» . Мотор . Апрель 1973 года. Архивировано из оригинала 07 февраля 2021 г. - через The Filipinetti X1/9 World.
- ^ «Прототип Fiat Abarth X1/9 1973–1974 годов» . bernimotori.com . Проверено 8 октября 2012 года .
- ^ "Fiat X1/9 Dallara (Бертоне) 1975 года" . www.carstyling.ru . Проверено 5 января 2013 г.
- ^ «История Fiat X1/9 Dallara группа 5» . x19world.de . Проверено 25 марта 2012 г.
- ^ «Евроспорт (Великобритания)» . eurosport-uk.net . Проверено 31 марта 2010 г.
- ^ «Результаты поиска по запросу «FIAT X1/9» — сколько осталось?» . www.howmanyleft.co.uk . Проверено 3 октября 2020 г.
- ^ «Сколько X1/9 еще в пути??» . 5 октября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Филипинетти Фиат» . Мотор . Апрель 1973 года. Архивировано из оригинала 07 февраля 2021 г. - через The Filipinetti X1/9 World - О первом гоночном автомобиле X1/9 от Scuderia Filipinetti.
- Концепт-кар Bertone Runabout — история Тобиаса Бергера
- Информация о малолитражке Bertone 1969 года
- X1/9 Форум Северной Америки
- Автомобили Фиат
- Автомобили со средним расположением двигателя
- Среднемоторные и заднеприводные автомобили
- Купе
- Родстеры
- автомобили 1980-х годов
- Автомобили, представленные в 1972 году.
- Автомобили Бертоне
- Автомобили с поперечно расположенными 4-цилиндровыми двигателями.
- Спортивные автомобили
- Спортивные компактные автомобили