Jump to content

Фиат Х1/9

Фиат Х1/9
Обзор
Производитель Фиат (1972–82)
Бертоне (1982–89)
Также называется Бертоне X1/9
Производство 1972–1989
Произведено ~ 140 500 (Fiat) [1] : 33 
~ 19 500 (Бертоне) [1] : 53 
Сборка Фиат
Бертоне (после 1982 г.) [2]
Дизайнер Марчелло Гандини в Bertone
Кузов и шасси
Сорт Спортивный автомобиль
Тип кузова 2-местная тарга
Макет Поперечное расположение двигателя, задний привод.
Связанный Фиат 128
Фиат Ритмо
Силовой агрегат
Двигатель
Передача инфекции 4-ступенчатая механическая коробка передач (1972–78)
5-ступенчатая механическая коробка (1978–89) [3]
Размеры
Колесная база 2202 мм (86,7 дюйма) [4] [5]
Длина 1972–78: 3830 мм (150,8 дюйма) [5]
1978–89: 3969 мм (156,3 дюйма) [6]
Ширина 1570 мм (61,8 дюйма) [5] [6]
Высота 1972–78: 1170 мм (46,1 дюйма) [5]
1978–89: 1180 мм (46,5 дюйма) [6]
Снаряженная масса 880–920 кг (1940–2028 фунтов) [5] [6]
Хронология
Предшественник Фиат 850 Паук
Фиат 500 Гамин Виньяле
Преемник Фиат Барчетта

Fiat X1/9 — итальянский двухместный со средним расположением двигателя спортивный автомобиль , разработанный Bertone и производившийся Fiat в 1972–1982 годах, а затем Gruppo Bertone в 1982–1989 годах. [2]

X1/9 с поперечным расположением двигателя и коробкой передач в среднерасположенной заднеприводной конфигурации отличался сбалансированной управляемостью. [2] [7] выдвижные фары, легкая съемная жесткая крыша, которую можно спрятать под капотом, передние и задние вещевые отсеки — и за то, что это первый Fiat, который с самого начала был спроектирован в соответствии с правилами безопасности США . [8]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Концепт-кар Bertone Runabout

X1/9 был разработан на основе Autobianchi A112 Runabout концепции 1969 года под руководством Бертоне под руководством главного дизайнера Марчелло Гандини .

Несмотря на то, что Runabout был назван в честь Autobianchi A112 , он был оснащен версией совершенно нового двигателя Fiat 128 SOHC . [9] Runabout имел характерную клиновидную форму и вобрал в себя множество стилевых решений современных моторных лодок . Хотя более экстремальные особенности Runabout, такие как фары, установленные на стойке C , и небольшое ветровое стекло с дефлектором, были потеряны для серийного автомобиля, многие эстетические особенности Autobianchi Runabout легко узнаваемы на X1/9. Длинный плоский капот с центральным углублением, большой передний свес, клиновидная форма с выступающим обручем задней стойки и изогнутая ватерлиния длиной в длину автомобиля - все это удачно перешло к X1/9, придав ему весьма характерный внешний вид.

Созданный на основе двигателя Fiat SOHC и трансмиссии от переднеприводного Fiat 128 , X1/9 переместил поперечную трансмиссию и узел подвески из передней части 128 в заднюю часть пассажирской кабины, прямо перед задней осью. дающая среднемоторную компоновку. Двигатель был разработан Аурелио Лампреди , знаменитым конструктором двигателей Ferrari, прежде чем он перешел на работу в FIAT (в то время материнская компания). Топливный бак и запасное колесо были расположены перед двигателем, за сиденьями водителя и пассажира соответственно, что оптимизировало соотношение веса автомобиля в пределах его колесной базы для более сбалансированной управляемости и позволило освободить грузовые пространства спереди и сзади. [10] [11]

После того, как двухместный автомобиль был разработан для производства, он отличался острым дизайном, клиновидной формой, выдвижными фарами, встроенным передним спойлером и съемной жесткой панелью крыши ( тарга-топ ). Съемную жесткую крышу можно было хранить в переднем багажнике ; В задней части автомобиля было предусмотрено второе багажное отделение, доступ к которому осуществлялся через обычную крышку багажника.

В отличие от маркетинговой номенклатуры Fiat того времени, в которой использовалась числовая система (например, 127, 128, 124, 131), обозначающая относительное положение в модельном ряду, X1/9 сохранил код прототипа в качестве маркетингового названия. В кодировке прототипа Fiat использовалось X0 для двигателей, X1 для легковых автомобилей и X2 для коммерческих автомобилей. [Примечание 1] Таким образом, X1/9 стал девятым легковым автомобилем, разработанным с использованием этой номенклатуры.

Производство и эволюция модели

[ редактировать ]

в ноябре 1972 года Первоначально планировалось, что дебют X1/9 состоится на Туринском автосалоне , но запуск X1/9 был отложен до окончания выставки, чтобы не отодвинуть на второй план новый Fiat 126 городской автомобиль . Пресс-тест-драйвы были проведены в конце ноября 1972 года на сицилийских дорогах Мадони, где проходили Тарга Флорио . гонки [12]

X1/9 внутри

Автомобиль был предназначен для замены 850 Spider , еще одной разработки Bertone, а не более крупного и дорогого 124 Sport Spider , производство которого продолжалось на протяжении большей части срока службы X1/9. кузов автомобиля Несущий производился на заводе Bertone в Грульяско (Турин). [13] а затем доставлен на завод Fiat в Линготто для окончательной сборки. расположением распредвала X1/9 типа 128 AS объемом 1290 куб.см (79 куб.дюймов) с одним верхним Как упоминалось ранее, рядный четырехцилиндровый двигатель был заимствован у Fiat 128, в частности от 128 Coupé 1300.

Изменения включали новый литой алюминиевый масляный картер, [11] дополняет алюминиевую головку блока цилиндров . с двумя дросселями Weber 32 DMTR Благодаря карбюратору 8,9: 1 и степенью сжатия двигатель выдавал 75 метрических лошадиных сил по стандарту DIN (55 кВт; 74 л.с.) при 6000 об / мин и 97 ньютон-метров по стандарту DIN (72 фунт-фута). крутящего момента при 3400 об/мин. [5] [11] Полностью синхронизированная 4-ступенчатая коробка передач также была перенесена с модели 128, но с более высоким передаточным числом четвертой передачи, чтобы использовать лучшую аэродинамику спортивного автомобиля. Как следствие, максимальная скорость X1/9 превышала 170 км/ч (106 миль в час), что на 10 км/ч выше, чем у модели 128 Coupé 1300 с аналогичным двигателем, но на 65 кг легче. [11]

В стандартной комплектации X1/9 поставлялся со штампованными стальными дисками размером 4,5J×13 дюймов и шинами 145 HR 13 , а литые легкосплавные диски предлагались за дополнительную плату. [13]

Подвеска была полностью независимой , со стойками МакФерсон спереди и сзади. с разделенным контуром тормозной системе диаметром 227 мм (8,9 дюйма) одинакового размера . использовались цельные диски В [13] Рулевое управление было реечным .

В салоне, обитом кожзаменителем , были два ковшеобразных сиденья со встроенными подголовниками и четырехспицевое рулевое колесо (напоминающее то, что устанавливается на Lamborghini Marzal ). Крышку двигателя и задний багажник можно было открыть с помощью (запираемых) внутренних защелок, расположенных на косяке двери со стороны водителя. [8]

Оригинальный 1,3-литровый 4-ступенчатый X1/9 можно отличить от более поздней 1,5-литровой 5-ступенчатой ​​модели по стальным разделенным бамперам с резиновыми блоками и более мелкой крышке моторного отсека.

Fiat начал продавать вариант с правым рулем в 1976 году. До этого Radbourne Racing переоборудовала X1 / 9 с левым рулем в конфигурацию с правым рулем для продажи на рынке Великобритании. [14] Считается, что ни одно из этих ранних обращений не сохранилось.

1988 X1/9 1500cc

В 1982 году, вскоре после появления модели 1500, компания Bertone взяла на себя полное производство моделей, впоследствии получивших марку «Bertone» X1/9. Модели Bertone отличались обновленными пространствами для ног, переработанными для увеличения пространства для ног и комфорта сидения для людей ростом, превышающим запланированный в первоначальном дизайне.

Последние серийные модели назывались Gran Finale и продавались в период 1989/1990 годов. Это была дилерская модификация специального выпуска (обычно сокращенно SE) 1988/1989 года с добавлением заднего спойлера и значков «gran Finale».

Fiat X1/9 1978 года для рынка США с «лестничными» бамперами.

Сообщаемые цифры различаются в зависимости от источника, но около 2/3 из примерно 160 000 произведенных X1/9 были проданы в США. В США продавались три поколения X1/9: автомобили 1974 года выпуска, автомобили 1975-1978 годов и автомобили 1979-1989 годов.

Американские образцы 1974 года близко соответствовали мировым моделям, включая небольшие (но специфичные для США) бамперы, двигатели объемом 1290 куб.см мощностью 63 л.с. (47 кВт) и четырехступенчатую коробку передач.

Американские автомобили 1975–1978 годов были уникальными для рынка США с ударопоглощающими бамперами «лестничного типа» спереди и сзади. Чтобы соответствовать стандартам США по выбросам испарений и выхлопных газов, модели X1/9 были оснащены клапанами рециркуляции выхлопных газов , воздушными насосами и системами с активированным углем. Эти автомобили имели мощность 61 л.с. (45 кВт). [15]

В 1979 году автомобили США получили увеличенный объем двигателя до 1498 куб.см и пятиступенчатую коробку передач с максимальной мощностью до 67 л.с. (50 кВт). [15] Автомобили США 1979 года сохранили прежний контроль выбросов. В 1980 и 1981 модельных годах произошел переход от карбюратора к впрыску топлива Bosch L-Jetronic, причем переход произошел в 1980 году для автомобилей, продаваемых в Калифорнии, и постепенный переход на «федеральные» автомобили с конца 1980 по 1981 годы выпуска. Комбинация впрыска топлива (FI), каталитического нейтрализатора и неэтилированного бензина позволила этим автомобилям соответствовать калифорнийским, а затем и федеральным стандартам выбросов. Автомобили с впрыском топлива имели мощность 75 л.с. (56 кВт). [15]

Модель Bertone X1/9 USA 1986 года (на фото с установленными владельцем колесами Cromodora CD-58 европейского стандарта и боковыми молдингами кузова, установленными дилером)

В 1979 году американские модели X1/9 также получили изменения как снаружи, так и внутри, включая интегрированные передний и задний бамперы, а также новые передние решетки и воздухозаборники. При обновлении приборной панели и приборной панели элементы управления отоплением и вентиляцией были перенесены с центральной консоли на главную приборную панель, радио перенесено в центральную часть приборной панели, панель предохранителей перемещена из области над левым коленом водителя в область над пространством для ног пассажира. туда, где был перчаточный ящик, и переместил его на верхнюю часть приборной панели.

В 1982 году Fiat прекратил свое присутствие в США. Fiat передал маркетинг и поддержку X1/9 компании International Automobile Importers, Inc., возглавляемой Малкольмом Бриклином , и передал все производственные обязанности Bertone.

В 1983 году осиротевший X1/9 был продан как Bertone X1/9. IAI и Bertone продолжили модернизировать X1/9, обеспечив улучшенную защиту от ржавчины, переработанные сиденья для более высоких водителей и модернизированную электрическую систему для моделей 1984 года.

Продажи X1/9 в США упали за последние несколько лет, и 1987 год стал последним годом, когда IAI импортировала X1/9 в США.

С середины 1987 года до окончания производства в 1989 году модели Bertone X1/9 импортировались в США компанией MIK Automotive, Inc. в Северном Голливуде, Калифорния, принадлежащей Миро Кефурту, который в то время был дилером Bertone номер один в США и один из немногих, кто продавал исключительно X1/9. Последние четыре X1/9 были импортированы в США в апреле 1990 года (автомобили 1989 модельного года, выпущенные в декабре 1989 года).

Изменения модельного года X1/9 в США
Модельный год Характеристики [16] [17] Заметные изменения и особенности
1974 1290 куб.см, цена 4167 долларов, снаряженная масса 1933 фунта. Небольшие стальные бамперы по периметру с большими резиновыми блоками; хромированная отделка задней панели; овальные отверстия в задней нижней валентности; ручной дроссель (ручка управления расположена между сиденьями); нет панели доступа к распределителю из ниши запасного колеса.
1975 1290 куб.см, цена 4608 долларов, снаряженная масса 2085 фунтов. Алюминиевые бамперы лестничного типа; алюминиевая решетка заменила овальные отверстия в задней обшивке; автоматический дроссель, управляемый температурой охлаждающей жидкости.
1976 1290 куб.см, цена 4947 долларов, снаряженная масса 1970 фунтов. Передний профиль Targa Top и верхнее уплотнение Targa рамы лобового стекла модифицированы для повышения водонепроницаемости.
1977 1290 куб.см, цена 5195 долларов, снаряженная масса 1955 фунтов. Модельный год включал неизвестное количество автомобилей «специального выпуска» с внутренними цветами и отделкой, а также внешними полосами, уникальными для этого выпуска. На правом крыле была прикреплена идентификационная этикетка с изображением итальянского флага, четырехзначным серийным номером и подписью Нуччио Бертоне. Первый год для панели доступа к распределителю в отсеке запасного колеса.
1978 1290 куб.см, цена 5700 долларов, снаряженная масса 1955 фунтов. В автомобилях конца 1978 года передняя ручка открывания багажника была перенесена из перчаточного ящика в левую часть пространства для ног водителя.
1979 1498 куб.см, цена 7379 долларов, снаряженная масса 2040 фунтов. Первая серьезная модернизация включала: квадратные алюминиевые бамперы с боковой отделкой в ​​виде «слоновьих ушей»; горизонтальная решетка радиатора; переработанный интерьер включал новую приборную панель, новые сиденья; Улучшения трансмиссии включали двигатель объемом 1,5 л с электронным зажиганием Bosch, пятиступенчатую коробку передач, более прочные оси и ступичные подшипники; приподнятая крышка двигателя для размещения более высокого двигателя; добавление панели доступа во всю ширину между моторным отсеком и задней частью багажника; современный центр предохранителей и реле; слова «пять скоростей» на ребристом фоне добавлены к обновленному значку с обозначением модели «X1/9» на правой задней крышке багажника.
1980 1498 куб.см, цена 8190 долларов, снаряженная масса 2060 фунтов. Система впрыска топлива Bosch L-Jetronic устанавливается на автомобили Калифорнии. Автомобили с впрыском топлива: радиоантенна перенесена с заднего крыла слева на право для размещения вентилятора охлаждения форсунок; В обозначении модели X1/9 слово «пять ступеней» заменено на «впрыск топлива». Карбюраторные автомобили: значок с обозначением модели X1/9 немного изменен: на простом фоне позади слов «пять скоростей». На всех автомобилях: зеркало бокового обзора перенесено с крепления в двери на крепление через стекло; с каждой стороны крышки двигателя добавлено по одному дополнительному вентиляционному вырезу.
1981 1498 куб.см, цена 8997 долларов, снаряженная масса 2040 фунтов. Система впрыска топлива Bosch L-Jetronic устанавливается на федеральные автомобили (49 штатов).
1982 1498 куб.см, цена 10 990 долларов, снаряженная масса 2120 фунтов. [18] Недавно предложенная двухцветная схема окраски с линией окраски посередине колесных арок.
1983 1498 куб.см, цена 10 990 долларов, снаряженная масса 2120 фунтов. [18] Впервые значки с логотипом Bertone заменили значки с венками FIAT на передней носовой части и задней крышке багажника. Значок обозначения модели X1/9 снова изменен с «впрыск топлива» на «пятиступенчатый». В качестве опции предлагаются кожаные сиденья, дверные карты и руль.
1984 1498 куб.см, цена 13 990 долларов, снаряженная масса 2130 фунтов. [18] Модернизирована электрическая система (предохранители GBC заменены пластинчатыми предохранителями ATC в центре предохранителей и реле под приборной панелью, чуть ниже перчаточного ящика). Новая двухцветная схема окраски с линией окраски выше на кузове, чуть ниже теплицы. Первый год для колес Cromodora CD-179 (по прозвищу «Тронс»). В качестве опции доступен полноразмерный спойлер на задней крышке багажника.
1985 1498 куб.см Отделка бампера изменена с анодированного алюминия на плоский черный. Значок с обозначением модели X1/9 на правой задней крышке багажника снят с производства.
1986 1498 куб.см Отделка молдинга/отделки панели паруса изменена с натурального алюминия на матовый черный. Добавлен федеральный высокий стоп-сигнал по центру (CHMSL) для автомобилей, выпущенных после 1 января 1986 года; установлен в заднем стекле чуть ниже тарги.
1987 1498 куб.см, цена 11 330 долларов, снаряженная масса 2210 фунтов. Незначительные изменения внешнего вида включают в себя широкие боковые молдинги кузова, полностью мягкое трехспицевое рулевое колесо, новый шрифт для символов на приборной панели (расположение панели не изменилось), косметические изменения в климат-контроле на автомобилях с кондиционером. Первый год для колес Speedline с «телефонным набором номера», оснащенных шинами Pirelli P3 185/60-R13. Полная затемненная обработка молдингов лобового стекла, молдингов дверных рам, а также отделки панелей паруса и молдингов.
1988 1498 куб.см, цена 12 690 долларов, снаряженная масса 2110 фунтов. Никаких изменений
1989 1498 куб.см В прошлом году никаких изменений.

Технические характеристики

[ редактировать ]
Фиат Х1/9 Мировая модель объемом 1,3 л (1972–1978 гг.) Мировая модель объемом 1,5 л (1979–1989 гг.) Модель для США, 1,5 л (1980–1989 гг.)
Силовой агрегат и ходовая часть
Двигатель Рядный, четыре цилиндра , цикл Отто , короткий ход, расположение M/R
Диаметр × ход 86,0 × 55,5 мм (3,39 × 2,19 дюйма) 86,4 × 63,9 мм (3,40 × 2,52 дюйма)
Смещение 1290 куб.см (78,7 куб.дюйма) 1498 куб.см (91,4 куб.дюйма)
Клапанный механизм с ременным приводом Одинарный верхний распределительный вал , 2 клапана на цилиндр, реверсивная компоновка.
Степень сжатия 8.9:1 9.2:1 8.5:1
Максимальная мощность 75 л.с. (55 кВт; 74 л.с.) при 6000 об/мин 85 л.с. (63 кВт; 84 л.с.) при 6000 об/мин 75 л.с. (56 кВт; 76 л.с.) при 5500 об/мин
Максимальный крутящий момент 97 Нм (72 фунт-фут) при 3400 об/мин 118 Нм (87 фунт-фут) при 3200 об/мин 108 Нм (79,6 фунт-фут) при 3000 об/мин
Индукция Одинарный двухцилиндровый Weber 32 DMTR 22 с нисходящим потоком карбюратор Одиночный двухцилиндровый карбюратор Weber 34 DATR7/250 с нисходящим потоком Bosch L-Jetronic впрыск топлива
Охлаждение С водяным охлаждением
Схватить Одинарная сухая пластина с гидравлическим включением
Передача инфекции Механическая , 4 скорости + реверс. Механическая, 5 скоростей + реверс.
Ведущие колеса Задний
Кузов/шасси Стальной цельный корпус
Передняя подвеска Независимая, нижняя поперечная тяга с реактивной стойкой, стойки МакФерсон с концентрическими винтовыми пружинами.
Задняя подвеска Независимая, нижний А-образный рычаг, стойки МакФерсон с концентрическими винтовыми пружинами.
Тормоза Дисковые тормоза четырех колес с плавающими суппортами и роторами диаметром 227 мм (8,9 дюйма). Передние поршни диаметром 48 мм (1,9 дюйма), задние диаметром 34 мм (1,3 дюйма). Двухконтурная гидравлическая активация. Тросовый ручной тормоз на задних суппортах
Электрическая система 12 В , 460 Вт Генератор 45 Ач. , аккумулятор Аккумулятор 12 В, 60 Ач

Автомобили без кондиционера: генератор переменного тока на 65 А.

Автомобили с кондиционером: генератор переменного тока на 70 А.

Размеры и вес
Длина 3830 мм (150,8 дюйма) 3960 мм (155,9 дюйма) 3969 мм (156,3 дюйма)
Ширина 1570 мм (61,8 дюйма)
Высота 1170 мм (46,1 дюйма) 1180 мм (46,5 дюйма)
Колесная база 2202 мм (86,7 дюйма)
Трек Ф/П 1335 мм (52,6 дюйма) / 1343 мм (52,9 дюйма) 1350 мм (53,1 дюйма) / 1350 мм (53,1 дюйма) 1355 мм (53,3 дюйма) / 1362 мм (53,6 дюйма)
Шины 145/80 Р13, 165/70 Р13, 185/60 Р13
Масса 880 кг (1940,1 фунта) (сухой) 920 кг (2028,3 фунта) (сухой) Снаряженная масса без кондиционера: 2130 фунтов.

Снаряженная масса с кондиционером: 2210 фунтов.

Запас топлива 47,7 л (10,5 имп галлонов; 12,6 галлонов США)
Ускорение 33,748 секунды (стоячий километр)
Максимальная скорость 170 км/ч (105,6 миль/ч) 185 км/ч (115,0 миль в час)
Расход топлива 6,1 л/100 км (46,3 миль на галлон — имп ; 38,6 миль на галлон — США ) при 90 км/ч (56 миль в час)
7,68 л/100 км (36,8 миль на галлон — имп ; 30,6 миль на галлон — США ) при 120 км/ч (75 миль в час)
7,5 л/100 км (37,7 миль на галлон — имп ; 31,4 миль на галлон — США ), город
Рейтинг расхода топлива EPA 1984–1989 гг.

20 миль на галлон в городе / 26 миль на галлон по шоссе / 22 миль на галлон в сочетании

Концепт-кары и прототипы

[ редактировать ]

Бертоне провел как минимум три проектных и инженерных исследования с X1/9. Наряду с несколькими стандартными моделями X1/9, снятыми с производственной линии, образцы всех трех дизайнерских исследований теперь выставлены в музее Воландия, прилегающем к аэропорту Мальпенса/Милан, который является новым домом для большей части проданной коллекции Bertone. после того, как компания прошла окончательную процедуру банкротства. [19]

Прототип сверхлегкого X1/9

Фиат Х1/9 Суперлайт

[ редактировать ]

Полностью алюминиевый кузов X1/9 был разработан совместно с ALCAN. Пять полностью алюминиевых автомобилей, получивших название «Суперлегкий» (а не Superleggera ), были построены с той же прочностью и жесткостью, что и обычные стальные автомобили, и прошли испытания на вибрацию, шум, высокие нагрузки и коррозию. В рамках программы также были протестированы специально разработанные клеи и методы, используемые для сборки компонентов кузова. Экономия веса составила 1/3 от веса обычного стального кузова. [20] Поскольку ожидалось, что 24-часовая гонка на выносливость в демонстрационном зале покажет многое о долговечности алюминиевых автомобилей, один из этих прототипов с алюминиевым кузовом участвовал в гонке «Самый длинный день Нельсона Леджеса» 1987 года, но в ходе испытаний и настройки произошла неудача. круг помешал машине участвовать в гонке. [21]

Fiat X1/9 «Длинная колесная база»

[ редактировать ]
Прототип X1/9 с длинной колесной базой

Второе проектное исследование представляло собой проект 2+1, завершенный в 1981 году и получивший название «Пассо Лунго». Ко всему автомобилю было добавлено 2 дюйма (5 см) ширины, а за дверью и перед задними колесами - более 7 дюймов (18 см) длины. Запасное колесо было перенесено в новое место за сиденьем водителя, а третье сиденье было добавлено к пространству за пассажирским сиденьем, которое первоначально использовалось для запасного колеса. К парусным панелям добавлены окна «Опера». Стандартный двигатель объемом 1,5 л был заменен двигателем FIAT объемом 2,0 л DOHC, чтобы увеличить мощность и компенсировать дополнительный вес.

X1/9 "Passo Lungo" был основан на европейской спецификации 1500 Fiat X/19 с удлиненной колесной базой на 2450 мм (96 дюймов) для размещения заднего сиденья, которым могут пользоваться только маленькие дети. Известно, что существует только один экземпляр, который в настоящее время экспонируется в коллекции Бертоне в Воландии . При удлинении кузова крышу тарга также пришлось сделать длиннее, и ее больше нельзя было укладывать в передний багажник автомобиля (как это было предусмотрено в обычном X1/9).

Фиат Х1/9 Паук

[ редактировать ]
Прототип X1/9 Паука

Третьим исследованием была версия X1/9 с полностью откидным верхом (Spider). Неподвижное заднее окно и панели парусов были удалены, а для защиты от опрокидывания был добавлен более традиционный каркас безопасности/обруч. Была изготовлена ​​облицовка, соединяющаяся с крышкой моторного отсека и закрывающая плечи кузова там, где раньше были панели парусов. Складной верх не является конструкцией, выступающей из-за пассажирского салона; скорее это гибкий чехол, который крепится с помощью оригинальных верхних зажимов тарга вдоль лобового стекла спереди, натягивается и поддерживается новым каркасом безопасности, а сзади фиксируется поворотными зажимами.

Филиппинцы

[ редактировать ]

Filipinetti X1/9 компании Scuderia Filipinetti впервые был представлен на Женевском автосалоне в марте 1973 года как первый гоночный автомобиль Fiat X1/9. Он был построен в сотрудничестве с Fiat техником и гонщиком Майком Парксом, который позже разработал и построил Lancia Stratos . Filipinetti имел двигатель объемом 1290 куб.см с механическим впрыском топлива Lucas и Colotti . пятиступенчатую коробку передач [22] Мощность составляла около 160 л.с. (118 кВт) при 8600 об/мин и максимальной скорости 210 км/ч (130 миль в час).

Прототип Abarth X1-9 1974 года на установке возле центра соревнований Fiat Abarth в Турине.

Дочерняя компания Fiat, Abarth , в 1973 году разработала Abarth X1/9 Prototipo, чтобы заменить 124 Spider Abarth в качестве основного раллийного автомобиля Fiat. [23] В конечном итоге в качестве основной платформы для раллийных соревнований вместо X1/9 был выбран параллельный проект 131 Abarth.

В X1/9 Prototipo использовался двигатель объемом 1840 куб.см (расточенный агрегат объемом 1600 куб.см, созданный на базе 124-цилиндрового двигателя ) со специальной 16-клапанной головкой блока цилиндров, питаемой двумя 44-мм карбюраторами Weber IDF. Внешне автомобили отличались расширенными колесными арками, небольшим спойлером «утиный хвост» и воздухозаборником в стиле F1 , предназначенным для подачи прохладного воздуха в карбюраторы сверху крыши автомобиля. Все прототипы X1/9 были выполнены в традиционной для Abarth салатово-желтой и оранжево-розовой цветовой гамме.

Прототипный характер проекта X1/9 Prototipo означает, что точное количество выпущенных автомобилей определить невозможно. Компоненты и весь кузов регулярно менялись и заменялись в рамках процесса разработки, но считается, что было выпущено 5 настоящих автомобилей.

Даллара Ицунонове

[ редактировать ]
1975 Даллара Ицунонове

выбрала X1/9 В 1975 году компания Dallara для участия в чемпионате мира среди производителей в классе специального производства группы 5 . [24] Dallara Icsunonove (итальянское произношение «X1/9») отличался модифицированным двигателем X1/9 со специальной 16-клапанной головкой блока цилиндров и фундаментальными изменениями в подвеске и кузове/монококе, наиболее очевидными из которых являются сильно расширенные колеса. арки и увеличенное заднее крыло. [25]

Конверсии комплектов

[ редактировать ]

Faran Car Co. Ltd. была британской компанией, которая предлагала свои комплекты Eliminator как в форме, собранной своими руками, так и в форме самостоятельной сборки. В конструкции были заменены молдинги из стекловолокна на передних и задних крыльях, а также интегрированные секции переднего и заднего бампера. Внешние модификации были дополнены накладками на пороги и спойлером на заднем багажнике, по стилю не отличающимся от того, что можно найти на De Tomaso Pantera . Фаран также предлагал модификации с использованием двигателей Lancia или Fiat Twin Cam , хотя некоторые владельцы предпочли сохранить исходную установку SOHC. Производство комплектов Faran прекратилось после пожара на заводе.

Евроспорт

[ редактировать ]

Eurosport (UK) Ltd. — специалист по запчастям для X1/9, который выпустил два варианта комплектов, обычно называемые полными комплектами и комплектами с болтовым креплением. Полный комплект был конкурентом версии Faran и включает в себя широкие сменные молдинги из стекловолокна для передних и задних крыльев, а также интегрированные секции переднего и заднего бампера. Боковые юбки завершали стиль, в котором Ferrari Testarossa перед задними колесами присутствовали молдинги боковых воздухозаборников в стиле . В комплект для крепления на болтах, напротив, входили сменные передние и задние интегрированные секции бампера, которые были отлиты так, чтобы гармонировать со стандартными крыльями. Это позволило легко заменить бамперы из сплава 1500 и придать им более современный внешний вид. В комплект на болтах также входили юбки боковых порогов. Оба комплекта доступны по сей день. [26]

Комплект Schult X1/9 был произведен в Германии, и его снова можно сравнить с некоторым вдохновением от стиля Testarossa, но с более угловатыми линиями. Текущая доступность конвертации Шульта неизвестна.

X1/9 сегодня

[ редактировать ]

Великобритания

[ редактировать ]

По состоянию на 2022 год в Великобритании разрешено использование на дорогах 237 автомобилей X1/9. [27] Однако существует активный клуб владельцев зарегистрировано более 1000 человек, , и, поскольку SORN есть много возможностей для его увеличения. Клуб выпускает ежеквартальный журнал, посещает и организует мероприятия, дает консультации по обслуживанию автомобиля.

США и Канада

[ редактировать ]

В то время как более 100 000 из примерно 160 000 автомобилей X1/9, произведенных Fiat и Bertone, были проданы в США и Канаде, согласно последним доступным данным (за третий квартал 2018 года), 1034 автомобиля X1/9 были легально предназначены для эксплуатации на дорогах США. и 115 получили легальное разрешение на эксплуатацию дорог в Канаде. [28]

См. также

[ редактировать ]
  • Corona Dardo , копия Fiat X1/9, продаваемая дилерами Fiat в Бразилии.

Примечания

[ редактировать ]
Примечание 1 Правильное итальянское произношение X1/9 — Icsunonove : «x» (ics) «один» (uno) «девять» (nove); фонетически икс-оо-но-нов-э. Типичное английское произношение — «x-one-nine».
  1. ^ Jump up to: а б Уорд, Фил (18 января 2001 г.). Fiat X1/9 — Путеводитель для коллекционеров . Motor Racing Publications Ltd. ISBN  9781899870516 .
  2. ^ Jump up to: а б с «История Fiat Bertone X1/9» . Sportsvogn.no . Проверено 22 октября 2019 г.
  3. ^ «Фиат Х1/9» . автомобили с сайта Italy.net . Проверено 22 января 2008 г.
  4. ^ «Технические характеристики Fiat X1-9 2005 года выпуска» . carfolio.com . Проверено 22 января 2008 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Fiat — Все модели двадцатого века . Том II. Редакция Домуса. 2010. стр. 60–63.
  6. ^ Jump up to: а б с д Fiat — Все модели двадцатого века . Том II. Редакция Домуса. 2010. стр. 110–111.
  7. ^ «Звездный дорожный тест: Fiat X1/9». Мотор . Том. 151, нет. 3881. IPC Business Press Ltd., 26 февраля 1977 г. п. 4. На момент своего анонса в 1972 году Fiat Bertone в стиле X1/9 отличался тем, что был первым спортивным автомобилем со средним расположением двигателя, предназначенным для массового производства.
    ...X1/9 – удивительно безопасный автомобиль с отличной управляемостью и высоким запасом устойчивости на дороге...
  8. ^ Jump up to: а б Уэйкфилд, Рон, изд. (май 1974 г.). «Дорожное испытание: Fiat X1/9». Дорога и трек . Том. 25, нет. 9. Отдел потребительских публикаций CBS. п. 67.
  9. ^ «Ранэбаут Autobianchi 1969 года (Бертоне)» . www.carstyling.ru . Проверено 8 октября 2012 года .
  10. ^ Дэниелс-младший (14 декабря 1972 г.). «Фиат Х1/9». Автокар . Том. 137, нет. 3994. стр. 50–52.
  11. ^ Jump up to: а б с д «X1/9 — Гонки, вот они!» [X1/9 — Гонки, вот она!]. Автоспринт (на итальянском языке). XII (48): 43–45. 27 ноября 1972 года.
  12. ^ Пауэр, Роберт (октябрь 2004 г.). «Fiat X1/9 — спасибо, Данте Джакоза!». Grace — классические и спортивные автомобили (на итальянском языке). Барберо Редакторы: 24–29.
  13. ^ Jump up to: а б с Бернабо, Ферруччо (26 ноября 1972 г.). «Новая спортивная модель Fiat под названием X1/9 превышает 170 в час». Ла Стампа (на итальянском языке). п. 9 . Проверено 4 марта 2017 г.
  14. ^ В., Дж. (август 1976 г.). «Fiat X1-9 Рэдборна: совершенно современный спортивный автомобиль» . Журнал «Автомобильный спорт» . п. 75.
  15. ^ Jump up to: а б с Хогг, Тони. «Fiat X1/9: теперь он оснащен системой впрыска топлива и работает более плавно, чем когда-либо». Ежегодник дорожных испытаний и руководство для покупателя компании Road & Track, 1981 год . № Январь – февраль 1981 г. с. 82.
  16. ^ Справочник цен на коллекционные автомобили 2015 г. (Стандартный каталог автомобилей). Иола, Висконсин: Krause Publications, 2014.
  17. ^ Руководство и справочник по оценке классических, коллекционных, экзотических и маслкаров NADA. Коста-Меса, Калифорния: NADA Guides/JD Power.
  18. ^ Jump up to: а б с Фламманг, Джеймс М. (1994). Стандартный каталог импортных автомобилей 1946-1990 гг . Иола, Висконсин: Krause Publications, Inc., с. 243. ИСБН  0-87341-158-7 .
  19. ^ Вак, Пит (20 марта 2018 г.). «Коллекция Бертоне» . www.velocetoday.com .
  20. ^ Уоррен, А.С.; Уитли, Дж. Э.; Уорик, ВФ; Медоуз, диджей (1989). «Создание и оценка на испытательном полигоне реплики автомобиля Bertone X1/9 с алюминиевой структурой» . Серия технических документов SAE . Том. 1. дои : 10.4271/890718 . Проверено 1 ноября 2016 г.
  21. ^ Руш, Джо (октябрь 1987 г.). «Самый длинный день Нельсона 1987». Дорога и трек : 126.
  22. ^ «Филипинетти Фиат» . Мотор . Апрель 1973 года. Архивировано из оригинала 07 февраля 2021 г. - через The Filipinetti X1/9 World.
  23. ^ «Прототип Fiat Abarth X1/9 1973–1974 годов» . bernimotori.com . Проверено 8 октября 2012 года .
  24. ^ "Fiat X1/9 Dallara (Бертоне) 1975 года" . www.carstyling.ru . Проверено 5 января 2013 г.
  25. ^ «История Fiat X1/9 Dallara группа 5» . x19world.de . Проверено 25 марта 2012 г.
  26. ^ «Евроспорт (Великобритания)» . eurosport-uk.net . Проверено 31 марта 2010 г.
  27. ^ «Результаты поиска по запросу «FIAT X1/9» — сколько осталось?» . www.howmanyleft.co.uk . Проверено 3 октября 2020 г.
  28. ^ «Сколько X1/9 еще в пути??» . 5 октября 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 475c1211775dd21cfe7535cb619b3b7a__1717600680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/7a/475c1211775dd21cfe7535cb619b3b7a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fiat X1/9 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)