Фиат Дино
Фиат Дино | |
---|---|
Фиат Дино Купе | |
Обзор | |
Производитель | Фиат |
Производство | 1966–1973 |
Сборка | Ривальта , Турин (1966–69) Маранелло , Модена (1969–73) |
Дизайнер |
|
Кузов и шасси | |
Сорт | Спортивный автомобиль |
Тип кузова | 2-дверное купе 2-дверный паук |
Макет | Передний двигатель, задний привод |
Связанный | Дино 206 GT и 246 GT |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 2,0 л Дино V6 (1966–69) 2,4 л Дино V6 (1969–73) |
Передача инфекции | 5-ступенчатая механическая |
Размеры | |
Колесная база | Купе: 2550 мм (100,4 дюйма) Паук: 2280 мм (89,8 дюйма) |
Длина | Купе: 4507 мм (177,4 дюйма) Паук: 4109–4237 мм (161,8–166,8 дюйма) |
Ширина | Купе: 1696 мм (66,8 дюйма) Паук: 1709 мм (67,3 дюйма) |
Высота | Купе: 1287–1315 мм (50,7–51,8 дюйма) Паук: 1245–1270 мм (49,0–50,0 дюйма) |
Снаряженная масса | Купе: 1270–1380 кг (2800–3042 фунта) Паук: 1150–1240 кг (2535–2734 фунта) |
Fiat Dino (Тип 135) — с передним расположением двигателя и задним приводом спортивный автомобиль , выпускавшийся компанией Fiat с 1966 по 1973 год. Название Dino относится к двигателю Ferrari Dino V6 , производимому Fiat и устанавливаемому на автомобили для достижения объемы производства достаточны для того, чтобы Ferrari омологировала двигатель для гонок Формулы 2 .
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Дорожные автомобили Dino появились из-за Энцо Феррари необходимости омологировать двигатель V6 для гоночных автомобилей Формулы 2 . В 1965 году Международная спортивная комиссия FIA разработала новые правила, которые должны были вступить в силу на сезон 1967 года. Двигатели F2 должны были иметь не более шести цилиндров и быть заимствованы из серийного двигателя дорожного автомобиля, омологированного в классе GT и выпущенного не менее 500 экземплярами в течение 12 месяцев. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] было подписано и обнародовано соглашение Поскольку небольшой производитель, каким был Ferrari в середине 60-х годов, не обладал производственными мощностями для достижения таких квот, с Fiat 1 марта 1965 года: Fiat будет производить 500 двигателей, необходимых для омологации, чтобы быть установлен в автомобиль GT, который еще предстоит уточнить. [ 4 ] [ 5 ]
Дино — это прозвище сына Энцо, Альфредо Феррари , который умер в 1956 году, и ему приписывают концепцию гоночного двигателя Ferrari для Формулы 2 V6, который, как полагают, был разработан Витторио Яно со своеобразным углом 65 ° между рядами цилиндров . [ 3 ] гоночных автомобилей Ferrari с двигателем V6 В его память спортивные прототипы с конца 1950-х годов назывались Dino. Переоборудование этого гоночного двигателя для дорожного использования и серийного производства было поручено инженеру Аурелио Лампреди , который ранее спроектировал несколько 4-цилиндровых двигателей Ferrari. В интервью в начале 1980-х годов Лампреди отметил, что «все пошло не так, как предвидел Феррари»: Энцо Феррари рассчитывал построить двигатели в Маранелло , но руководство Fiat настояло на том, чтобы взять производство под свой контроль, чтобы избежать каких-либо перерывов в производстве. питание двигателя. Получившийся в результате двигатель V6, построенный Fiat, в конечном итоге был установлен на два очень разных автомобиля: Fiat Dino, гранд-турер с передним расположением двигателя, собранный в Турине компанией Fiat, и в первый серийный спортивный автомобиль Ferrari со средним расположением двигателя , построенный в Маранелло и проданный. под недавно созданной маркой Dino . Даже на отливке блока цилиндров было видно название FIAT, что не соответствовало недавно созданной марке DINO.
Фиат Дино, 1966–1969 гг.
[ редактировать ]
Fiat Dino был представлен как 2-местный Spider на Туринском автосалоне в октябре 1966 года; [ 6 ] Версия купе 2+2 на 270 мм (10,6 дюйма) , построенная на более длинной колесной базе , была представлена несколько месяцев спустя на Женевском автосалоне в марте 1967 года. [ 7 ] Два кузова имели совершенно разные линии, поскольку они были спроектированы и изготовлены для Fiat двумя разными производителями кузовов: Spider от Pininfarina и купе от Bertone , где он был набросан Джорджетто Джуджаро в 1963 году и закончен после его ухода. в Гию его преемником Марчелло Гандини . [ 8 ] Любопытно, что в одобрении типа Spider указано, что это двухместный автомобиль с посадочной формулой 2+1. [ 3 ] Внутренняя отделка Spider была хуже, чем у купе, ниже среднего для своего класса: приборная панель была покрыта винилом, рулевое колесо с металлическими спицами имело пластиковый обод, а внутреннее распределительное устройство было заимствовано от более дешевых моделей Fiat. [ 5 ] Через несколько месяцев эта проблема была решена, и автомобили Spider, выпущенные после февраля 1967 года, имели рулевое колесо с деревянным ободом, а также деревянную отделку на приборной панели, как и родственный автомобиль-купе с самого начала. [ 5 ] Списки опций для обеих моделей были ограничены радио, окраской «металлик», кожаной обивкой, а для Spider — жесткой крышей с виниловым покрытием и отделкой из нержавеющей стали в стиле дуги безопасности.
Автомобиль предлагался с полностью алюминиевым двигателем DOHC 2,0 л V6, соединенным с 5-ступенчатой механической коробкой передач . Тот же 2,0-литровый двигатель использовался в среднемоторном автомобиле Dino 206 GT производства Ferrari , который был представлен в предсерийном виде на Туринском автосалоне 1967 года и поступил в продажу в 1968 году. Fiat указал мощность Fiat Dino в 160 л.с. (118 кВт; 158 л.с.), а в 1967 году Ferrari, представив первый прототип Dino 206 GT, заявила о мощности в 180 л.с. (130 кВт), несмотря на то, что оба двигателя были изготовлены рабочими Fiat в Турине на одной и той же производственной линии, без какой-либо дискриминации относительно места назначения. Жан-Пьер Габриэль в «Les Ferraris de Turin» отмечает, что «Ladeclaration de Ferrari ne reposiit sur aucun Fundament Technique» — утверждение Феррари не имело технической основы. [ 9 ]
Фиат Дино 2400, 1969–1973 гг.
[ редактировать ]
В 1969 году Ferrari и Fiat представили новые 2,4-литровые модели Dino. Премьера Fiat Dino 2400 состоялась в октябре 1969 года на Туринском автосалоне; Помимо более крупного двигателя, еще одним заметным усовершенствованием стала независимая задняя подвеска . [ 10 ] V6 теперь развивал мощность 180 л.с. (132 кВт; 178 л.с.) и использовал чугун вместо предыдущего блока цилиндров из легкого сплава ; тот же двигатель был установлен на Dino 246 GT , эволюции Ferrari 206. В то время как оригинальный Dino был оснащен жесткой осью , подвешенной на листовых рессорах и 4 амортизаторами , 2,4-литровые автомобили использовали независимую заднюю подвеску с винтовыми пружинами с 2 амортизаторы заимствованы у Fiat 130 . Самым важным следствием большего рабочего объема было не мощность двигателя и абсолютная скорость, а заметное увеличение крутящего момента, доступное на более низких оборотах двигателя; У Dino 2400 был гораздо лучший звукосниматель, и его можно было использовать даже в городском потоке. [ 11 ] Другие модификации были направлены на улучшение управляемости и безопасности автомобиля: сцепление увеличенного диаметра , новая коробка передач ZF с измененными передаточными числами, более широкое сечение Pirelli Cinturato , шин [ 12 ] и увеличенные тормозные диски и суппорты.
Косметические изменения были сравнительно незначительными. Обе модели теперь имели марку «Dino 2400». На купе предыдущая серебристая решетка в виде сот с круглым логотипом Fiat в центре была заменена новой черной решеткой и значком на капоте. Множество деталей было изменено с хромированного на матово-черный, а именно: часть колес, дефлекторы на передних крыльях и дефлекторы вентиляции салона — последние переместились из боковых окон в заднее. Сзади были другие задние фонари. Паук также щеголял новой решеткой радиатора с двумя горизонтальными хромированными планками, пятиболтовыми креплениями вместо подбитых колес , а также новыми бамперами с резиновыми полосками. Внутри только купе получило полностью переработанную приборную панель и новые тканевые сиденья с дополнительной кожаной обивкой сидений; подголовники передних сидений были стандартными для купе и дополнительными для Spider. [ 3 ]
Производство
[ редактировать ]Кузова Spider и купе производились компаниями Pininfarina и Bertone соответственно. 2,0-литровые и ранние 2,4-литровые автомобили собирались компанией Fiat в Ривальта-ди-Торино . Начиная с декабря 1969 года Fiat Dino собирался в Маранелло на производственной линии Ferrari вместе с 246 GT. В период с 1966 по 1969 год было выпущено 3670 2,0-литровых купе и 1163 2,0-литровых паука; Было построено всего 420 автомобилей, 2400 Spider — самый редкий из Fiat Dino. [ 3 ] Из 7803 выпущенных Fiat Dino 74% составляли популярные купе и только 26% — пауки. [ 13 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Купе Fiat Dino использовало цельнометаллическую конструкцию кузова . У Spider была алюминиевая крышка багажника. Двухконтурная тормозная система с вакуумным усилителем работала на дисковых тормозах четырех колес . Модернизированные тормоза Girling Dino 2400 использовались в таких спортивных автомобилях, как De Tomaso Pantera и Lamborghini Miura. Рулевое управление было червячно -роликового типа французского производителя Gemmer.
Приостановка
[ редактировать ]Передняя подвеска была двухрычажной . Верхний поперечный рычаг состоял из штампованного стального рычага управления , нижний — из штампованной стальной тяги и регулируемой тяги переднего радиуса . Коаксиальные винтовые пружины и гидравлические амортизаторы были прикреплены к верхнему поперечному рычагу; был установлен стабилизатор поперечной устойчивости .
На 2,0-литровых автомобилях задняя подвеска состояла из жесткого моста на полуэллиптических рессорах (однолистовая на крестовине, двухлистовая на купе) и сдвоенных гидравлических амортизаторах с каждой стороны. Он располагался с помощью продольных реактивных стоек с каждого борта, связанных с осью спереди и с задней точкой крепления листовой рессоры сзади.
На 2,4-литровых автомобилях независимая задняя подвеска состояла с каждой стороны из длинной наклонной штампованной стальной тяги (включающей опору пружины) и поперечной тяги, прикрепленной к той же поперечине, которая поддерживала дифференциал; были винтовые пружины, одинарные гидравлические амортизаторы и стабилизатор поперечной устойчивости.
Двигатели
[ редактировать ]Особенностью двигателей Dino V6 был угол между рядами цилиндров 65° вместо обычных 60°. Клапанный механизм состоял из 12 тарельчатых клапанов, синхронизированных двумя верхними распределительными валами с цепным приводом . Степень сжатия на обоих двигателях составляла 9:1. Топливо подавалось через три двухдроссельных карбюратора Weber с нисходящей тягой , обычно 40 DCN 14 на автомобилях 2.0 и 40 DCNF 12 на автомобилях 2.4.
2,0-литровый двигатель V6 имел диаметр цилиндра и ход поршня соответственно 86 мм (3,4 дюйма) и 57 мм (2,2 дюйма), при общем объеме двигателя 1986,6 куб.см. Блок цилиндров был легкосплавным, со вставленными специальными чугунными мокрыми гильзами цилиндров ; Головки цилиндров также были алюминиевыми, с чугунными седлами клапанов и полусферическими камерами сгорания . В 1968 году 2,0-литровый Fiat Dino стал первым автомобилем, в стандартной комплектации которого было установлено электронное зажигание . Электронное емкостное зажигание Dinoplex C было разработано компанией Magneti Marelli специально для высокооборотного двигателя Dino V6. [ 14 ] Производительность была впечатляющей: время разгона от 0 до 60 миль в час составляло менее 8 секунд. Ранние модели Dino позже были оснащены зажиганием Dinoplex C. Его основная функция заключалась в предотвращении загрязнения свечей зажигания при использовании в городе.
2,4-литровый двигатель V6 имел диаметр цилиндра и ход поршня соответственно 92,5 мм (3,6 дюйма) и 60 мм (2,4 дюйма), при общем объеме двигателя 2418 куб.см. Модернизированный блок двигателя стал чугунным.
Модель | Тип | Конфигурация | Смещение | Власть | Крутящий момент | Максимальная скорость |
---|---|---|---|---|---|---|
Дино | 135 Б.000 | DOHC 12 В 65° V6 алюминиевый блок |
1986,6 куб.см (121,2 куб.дюйма) | 160 л.с. DIN (118 кВт; 158 л.с.) при 7200 об/мин | 163 Нм (120 фунт-фут) при 6000 об/мин | Купе: 200 км/ч (124 миль в час) |
Паук: 210 км/ч (130 миль в час) | ||||||
Дино 2400 | 135 Г.000 | DOHC 12 В 65° V6 чугунный блок |
2418 куб.см (147,6 куб.дюйма) | 180 л.с. DIN (132 кВт; 178 л.с.) при 6600 об/мин | 216 Нм (159 фунт-фут) при 4600 об/мин | Купе: 205 км/ч (127 миль в час) |
Паук: 210 км/ч (130 миль в час) |
Передача инфекции
[ редактировать ]В автомобилях обеих серий использовалась полностью синхронизированная 5-ступенчатая механическая коробка передач с гидравлическим однодисковым сухим сцеплением (увеличенная на 2400) и дифференциалом повышенного трения . Двухлитровые Dinos использовали трансмиссию собственной разработки Fiat. На модели 2400 она была заменена на ZF производства коробку передач S5-18/3 с изогнутыми опорами , такую же, как на Fiat 130 , а также на автомобилях других производителей.
Автоспорт
[ редактировать ]Fiat Dino никогда официально не участвовал в гонках, и лишь изредка водители- частники . Единственное заметное участие было в гонке « 24 часа Ле-Мана» 1968 года , где французский импортер Fiat-Abarth представил двухлитровый Spider в классе спортивных прототипов. [ 5 ] Управляемый Марселем Мартеном, Жан-Андре Мезанжем и Юбером Рошем, он финишировал 18-м в общем зачете. [ 5 ]
Концепт-кары
[ редактировать ]
1967 года Fiat Dino Parigi был представлен на Парижском автосалоне 1967 года и назван в честь этого места, используя дизайн Каммбака и стиль кузова Shooting Brake . [ 15 ] Год спустя, на Женевском автосалоне 1968 года, Pininfarina продемонстрировала Fiat Dino Ginevra , берлинетту со специальным кузовом , основанную на механике Dino Spider. [ 5 ] Обе концепции были разработаны Паоло Мартином .
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Италдизайн Джуджаро» . europeancarweb.com . Архивировано из оригинала 1 сентября 2007 года . Проверено 24 сентября 2007 г.
- ^ «Фиат аль Фредо» . Drivetowrite.com . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Важность имени «Дино» ]. Классические колеса (136). Милан: редакционная статья Domus: 52–62. Февраль 2000 года.
- ^ Jump up to: а б Бернабо, Ферруччо (2 марта 1965 г.). «Фиат будет производить двигатели для Феррари» . Ла Стампа (на итальянском языке) . Проверено 30 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Габельери, Карло Альберто (декабрь 2005 г.). «Феррари, сделанный в Турине». Ретро-автомобили (на итальянском языке). XXII (12): 54–64.
- ^ Бернабо, Ферруччо (3 ноября 1966 г.). «Вот «124 «Спорт» и паук-Дино» . Ла Стампа (на итальянском языке). п. 5 . Проверено 28 мая 2015 г.
- ^ Бернабо, Ферруччо (2 марта 1967 г.). «Вот Fiat Dino и 124 Sport-купе» . Ла Стампа (на итальянском языке). п. 11 . Проверено 28 мая 2015 г.
- ^ «Дерзаем: Fiat Dino 2000 Coupé и 2300S Coupé» . classicandsportscar.com . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ Габриэль 2003 .
- ^ Бернабо, Ферруччо (27 октября 1969 г.). «Новинки 128 Familiare, Fiat Dino 2400 и 124 Sport 1600 на выставке» . Сера Пресс (на итальянском языке). п. 5 . Проверено 29 мая 2015 г.
- ^ Фену, Мишель (3 декабря 1969 г.). «Фиат Дино 2400», тоже городской автомобиль . Ла Стампа (на итальянском языке). п. 17 . Проверено 29 мая 2015 г.
- ^ «Пирелли Синтурато™» . www.cinturato.net . Архивировано из оригинала 19 декабря 2014 года . Проверено 14 февраля 2017 г.
- ^ Сасс, Роб (февраль 2011 г.). «Фиат или Феррари?». Рынок спортивных автомобилей . 23 (2): 30.
- ^ «Зажигание Magneti Marelli Dinoplex» . dinoplex.org .
- ^ «FIAT Dino V6 Parigi. Исследование Пининфариной теорий Вунибалда Камма» . escuderia.com . Проверено 18 февраля 2024 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бакли, Мартин; Рис, Крис (1998). Всемирная энциклопедия автомобилей . Лондон: Издательство Anness. ISBN 1-84038-083-7 .
- Вебер, Дон (ноябрь 2005 г.). «Великая экономия: проект Dino позволил Ferrari участвовать в гонках и подарил Fiat настоящую экзотику». Классический автоспорт : 73.
- «Страницы Фиата» . автомобили с сайта Italy.net . Проверено 7 июня 2007 г.
- Габриэль, Жан-Пьер (2003). Феррари Турина . Ним: Editions du Palmier. ISBN 2-914920-25-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Club Dino Italia (на итальянском языке)
- Дино Великобритания