Фиат 130
Фиат 130 | |
---|---|
![]() Седан Фиат 130 1976 года выпуска. | |
Обзор | |
Производитель | Фиат |
Производство | 1969–1977 |
Дизайнер | Джан Паоло Боано (седан) Паоло Мартин в Pininfarina (купе) |
Кузов и шасси | |
Сорт | Представительский автомобиль |
Тип кузова | 4-дверный седан 2-дверное купе |
Макет | Передний двигатель, задний привод |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 2,8 л V6 ( бензин ) 3,2 л V6 (бензин) |
Передача инфекции | 5-ступенчатая механическая 3-ступенчатая автоматическая |
Размеры | |
Колесная база | 2720 мм (107,1 дюйма) |
Длина | 4750 мм (187,0 дюйма) |
Ширина | 1803 мм (71,0 дюйма) |
Высота | 1473 мм (58,0 дюйма) |
Снаряженная масса | 1550 кг (3417 фунтов) |
Хронология | |
Предшественник | Фиат 2300 |
Преемник | Фиат Арджента |
Fiat 130 — большой шестицилиндровый автомобиль представительского класса, выпускавшийся итальянским производителем автомобилей Fiat с 1969 по 1977 год. Он был доступен как 4-дверный седан и 2-дверное купе .
История
[ редактировать ]Седан был представлен на 39-м Женевском автосалоне в марте 1969 года. [ 1 ] заменив предыдущий, самый большой и эксклюзивный седан Fiat, Fiat 2300 . Это был вполне современный автомобиль с независимой подвеской всех четырех колес (модифицированные стойки МакФерсон спереди и сзади, с торсионами спереди и винтовыми пружинами сзади). [ 2 ]
Купе, основанное на той же платформе, было представлено в марте 1971 года и было разработано Паоло Мартином из Pininfarina , который также производил автомобиль. Обладая уникальным дизайном интерьера (принятым в седане, когда он был модернизирован до версии 130B, которая также имела увеличенный двигатель V6 объемом 3235 куб.см, как у купе), он отличался кнопочным механизмом, позволяющим водителю открывать дверь со стороны пассажира. Помимо этой модели, были построены две единичные вариации: трехдверный универсал Maremma и четырехдверный седан Opera . [ 2 ]
Производство седана закончилось в 1976 году без прямой замены, и было произведено 15 093 автомобиля (включая 4 Familiares, версии универсал / универсал, переоборудованные Officine Introzzo из Комо). Производство купе продолжалось до следующего года, всего было построено 4294 экземпляра. [ 2 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Двигатель и трансмиссия
[ редактировать ]На основе двигателя «128 тип А» новый двигатель V6 с резиново-зубчатым ремнем с поперечным потоком с углом развала 60° и двумя верхними распределительными валами для этой модели разработал Аурелио Лампреди . [ 3 ] Он стал известен как двигатель «130 типа А» объемом 2866 куб.см и выходной мощностью 140 л.с. (104 кВт; 142 л.с.) при 5600 об/мин.
В 1970 году мощность двигателя была увеличена до 160 л.с. (119 кВт). [ 2 ] который включал повышение степени сжатия с 8,3:1 до 9,0:1, увеличение размера дроссельной заслонки карбюратора с 42 до 45 мм и снижение противодавления за счет расширения части выпускного коллектора, в которой использовались отдельные трубы с каждой стороны V-образного формата. двигатель. [ 4 ] Это обеспечило полезные улучшения производительности в сегменте рынка, где относительно новые модели Mercedes -Benz и Jaguar задавали все более конкурентоспособный темп. [ 4 ]
В 1971 году был представлен двигатель «130 тип B» со слегка увеличенным диаметром цилиндра (102 мм вместо 96 мм), рабочим объемом 3235 куб.см и мощностью 165 л.с. (123 кВт). [ 2 ] при 5600 об/мин.
Мощность передавалась на заднюю ось через стандартную трехступенчатую автоматическую коробку передач Borg-Warner , а пятиступенчатая ZF S5-18/3 ZF механическая коробка передач была опцией.
Приостановка
[ редактировать ]Передняя подвеска представляла собой модифицированную стойку МакФерсон с продольными торсионами, действующими в основании рычагов вместо винтовых пружин на стойках, чтобы освободить место для широкого двигателя V6 и дополнительного кондиционера. Высота передней подвески регулируется с помощью эксцентриковых кулачков на концах торсионов, где они крепятся к кузову.
Задняя подвеска представляет собой модифицированную стойку Чепмена , в которой используются почти продольные рычаги, несущие винтовые пружины, полуоси в качестве поперечных тяг и тяги управления схождением, с хорошим контролем геометрии колес. Полуоси соединены универсальными шарнирами как на ступицах, так и на самоблокирующемся дифференциале. Геометрию задней подвески можно точно настроить.
Рулевое управление
[ редактировать ]Модель 130 имела ZF гидроусилитель руля . Рулевая колонка могла регулироваться по углу наклона и вылету.
Модели
[ редактировать ]Фиат 130 седан тип "А"
[ редактировать ]Выпущен в 1969 году с двигателем объемом 2866 куб.см и мощностью 140 л.с. (104 кВт; 142 л.с.). Вскоре пресса пришла к выводу, что мощности 140 л.с. (104 кВт; 142 л.с.) недостаточно, учитывая вес около 1600 кг (3527 фунтов), поэтому Fiat 130 Berlina Type «A» не мог конкурировать с большими седанами BMW и Mercedes. . Дизайн салона не был амбициозным, с прямоугольными циферблатами на приборной панели, черной пластиковой центральной консолью и черным пластиком повсюду. [ нужна ссылка ]
Фиат 130 Купе
[ редактировать ]
Купе 130, обозначенное на шасси типом «BC», появилось в 1971 году на Женевском автосалоне и продемонстрировало совершенно новый 2-дверный кузов и совершенно новый интерьер. Внешний и внутренний стиль был разработан Паоло Мартином из Pininfarina. Автомобиль получил приз за дизайн, приписанный Pininfarina, и это помогло Pininfarina начать новую жизнь после многих лет использования концепций Fiat 1800/Peugeot 404/Austin A60. Pininfarina безуспешно предложила вслед за предложениями Fiat 130 Coupé Maremma в 1974 году (2-дверный шутинг-брейк) и Opera в 1975 году (4-дверный седан). Паоло Мартин не участвовал в разработке этих вариантов Fiat 130 Coupé, поскольку он покинул компанию вскоре после получения награды за дизайн в 1971 году. [ нужна ссылка ]
Форму и дизайн сидений разработал Паоло Мартин в сотрудничестве с Джованни Готтином, специалистом из Турина. Приборная панель получила новый дизайн: круглые циферблаты с белыми стрелками. Центральная консоль была переработана Паоло Мартином: она отделана деревянным шпоном, имеет ряд переключателей и мягкое освещение с использованием современной оптоволоконной системы. Рулевая колонка регулируется по углу наклона и вылету. Водительское сиденье имеет некоторую степень регулировки по высоте. [ нужна ссылка ] Оригинальным и изящным элементом стала возможность открыть пассажирскую дверь с места водителя, потянув за рычаг под приборной панелью, рядом со средней консолью. [ 5 ]
Данные о производстве Fiat 130 Coupé* | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1971 | 1972 | 1973 | 1974 | 1975 | 1976 | 1977 | Итоги | |||||||
347 | 1,746 | 1,344 | 617 | 197 | 221 | 19 | 4,491 |
*утверждено производственными отчетами Pininfarina
Фиат 130 седан типа "Б"
[ редактировать ]Эти автомобили были усовершенствованы в 1971 году, приняв во внимание некоторые инновации Паоло Мартина, задуманные для купе. Рулевая колонка, приборная панель, центральная консоль и вентиляция идентичны купе. Сиденья, руль и дверные панели были улучшены, но иначе, чем у купе. Можно сказать, что версия «В» 1971 года значительно более усовершенствована, чем версия «А» 1969 года. Ретроспективно, если сравнить 130 с большими седанами BMW и Mercedes, Fiat 130 Berlina типа «B» может оказаться победителем с точки зрения дизайна интерьера и некоторых элементов комфорта. Но если принять во внимание такие динамические элементы, как мощность и комфорт езды, Fiat 130 типа «B» по-прежнему отстает, поскольку двигатель не оснащен системой впрыска топлива (запуск несколько затруднен — в зависимости от условий), двигатель не имеет гидравлические саморегулирующиеся клапана, а двигатель просто недостаточно мощный. Все это сочетается с пугающе высоким расходом топлива. И этот недостаток рывка и недостаточная эффективность не компенсируются дополнительной плавностью хода. [ нужна ссылка ]
Фиат 130 Универсал
[ редактировать ]
Аньелли поручили Officina Introzzi с озера Комо построить универсальную версию седана 130, получившую название 130 Familiare. [ 6 ] Дизайн был выполнен Дизайн-центром Fiat, а сборкой автомобилей занималась компания Introzzi. Четыре были построены исключительно для семьи Аньелли и их друзей. Первый автомобиль с деревянными панелями и багажником на крыше с плетеной корзиной был Джанни Аньелли личным автомобилем и назывался Fiat 130 Villa d'Este - это имя позже использовал Интроцци на других роскошно оснащенных Fiat, включая Ritmo. и Панда. [ 6 ] [ 7 ]
Критическая оценка
[ редактировать ]British Motor Журнал провел обзор модели 130 и пришел к выводу, что сильными сторонами автомобиля являются отличная управляемость и устойчивость на дороге, плавность хода, очень высокий уровень интерьера и комфорта, а также огромный багажник. Против машины выступили ее шумный двигатель, большой расход топлива и цена. [ 8 ] Мотор описал максимальную мощность на поворотах как очень высокую. [ 9 ] Британское издание Autocar протестировало автомобиль и назвало его достойным итальянцем. Общий вердикт Autocar был аналогичен вердикту Motor , но они добавили, что тормоза были мягкими [и] дорожный шум был навязчивым, хотя, надо отдать должное, автомобиль был очень хорошо оборудован и отделан и имел первоклассную обзорность. [ 10 ] Что касается управляемости, участники дорожных испытаний далее написали: «Мы редко сталкивались с такой превосходной управляемостью в автомобиле такого размера. Его великолепно сбалансированное ощущение внушает огромную уверенность, позволяя достигать высоких средних показателей без сознательных усилий водителя». [ 10 ] В обзоре версии купе 130 Кар описал двигатель как обеспечивающий комфортный уровень общих характеристик с хорошим крутящим моментом в среднем диапазоне. По словам Кар, седан имел менее управляемую езду, чем купе, и менее положительную управляемость, а седан с жестким приводом становился «временами более вялым». [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ «39-й Женевский салон». Автокар . 130 (3814): 49–53. 20 марта 1969 года.
- ^ Jump up to: а б с д и «Фиат 130» . carsfromitaly.com . Архивировано из оригинала 1 апреля 2005 г. Проверено 28 августа 2006 г.
- ^ «Письмо Гейра о двигателе 130» . mirafiori.com . Проверено 22 июня 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Боулер, Майкл (18 апреля 1970 г.). «Сказка о пяти Фиатах». Мотор : 38–41.
- ^ Visani, Marco, Fiat 130 Berlina и Coupé: автомобили, вошедшие в историю , стр. 54.
- ^ Jump up to: а б «Fiat 130 3200 Familiare: эксклюзив для семьи Аньелли» . Фиат Классише . FCA Italy Spa Архивировано из оригинала 8 мая 2021 г.
- ^ Veloce Classic Italia SRLS. «Оригинальный Fiat 900T Introzzi 1979 года продан» . Car And Classic Ltd. Архивировано из оригинала 25 апреля 2023 г.
- ↑ Мотор , 12 августа 1972 г., стр. 4.
- ↑ Мотор , 12 августа 1972 г., стр. 6.
- ^ Jump up to: а б Autocar , 21 сентября 1972 г. стр. 12.
- ^ Фрейзер, И. (июнь 1973 г.). «Лансия, где ты?». Автомобиль : 67.