Джованни Аньелли
Джованни Аньелли | |
---|---|
Член Сената | |
В офисе 29 мая 1923 г. - 7 августа 1944 г. | |
Монарх | Виктор Эммануил III |
Личные данные | |
Рожденный | Вильяр Пероза , Италия | 13 августа 1866 г.
Умер | 16 декабря 1945 г. Турин , Италия | (79 лет)
Политическая партия | Национальная фашистская партия |
Супруг | Клара Боселли |
Дети | Эдоардо Аньелли (1892–1935) Анисета Катерина (1889–1928) |
Родители) | Эдоардо Аньелли (1831–1871) Анисета Фрисетти (1846–1920) |
Родственники | Джанни Аньелли (внук) Сюзанна Аньелли (внучка) Джорджио Аньелли (внук) Умберто Аньелли (внук) Андреа Аньелли (правнук) Джон Элканн (праправнук) |
Образование | Почетная степень в области промышленного инженера |
Занятие | Бизнесмен, политик |
Известный | Соучредитель Fiat SpA |
Джованни Аньелли (13 августа 1866 — 16 декабря 1945) — итальянский бизнесмен. В 1899 году он стал соучредителем Fiat SpA автомобильной промышленной компании .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Сын Эдоардо Аньелли и Анисеты Фрисетти , семьи землевладельцев, выросшей в семьях, укоренившихся в деловой, предпринимательской и финансовой среде Турина накануне его индустриализации , [1] он родился в 1866 году в Вильяр Пероза , небольшом городке недалеко от Пинероло в Пьемонте , до сих пор являющемся главным домом и местом захоронения семьи Аньелли . Его отец, мэр Вильяр-Пероса, умер в 40 лет, когда ему было пять лет. Он учился в колледже Сан-Джузеппе в Турине, а затем начал военную карьеру. [2] В 1893 году Аньелли вернулся в Вильяр Пероза, где пошел по стопам своего отца и стал мэром в 1895 году, и занимал этот пост до своей смерти в 1945 году; ему наследовал его внук Джанни Аньелли . [3] о котором он заботился с тех пор, как его сын Эдоардо Аньелли погиб в авиакатастрофе в 1935 году. [4] [5]
В конце 19 века Аньелли услышал об изобретении новой на тот момент безлошадной повозки и сразу увидел возможность применить свои инженерные и предпринимательские способности. [6] В 1898 году он познакомился с графом Эмануэле Качерано ди Брикеразио , который искал инвесторов для своего проекта безлошадной повозки; Аньелли почувствовал эту возможность, и компания Fiat . в 1899 году была основана [7] [8] [9] Он женился на Кларе Бозелли; у них было семеро детей. [10] [11] По состоянию на 2000 год от Аньелли и Боселли произошло более семидесяти потомков детей, племянников и супругов. [12]
Карьера
[ редактировать ]11 июля 1899 года Аньелли вошел в группу основателей Fiat SpA , аббревиатуры от Fabbrica Italiana di Automobili Torino, которая стала Fiat ; он заплатил 400 долларов за свою долю. Год спустя он стал управляющим директором новой компании, а в 1920 году стал ее председателем. Первый завод Fiat открылся в 1900 году, на нем работало 35 человек и производилось 24 автомобиля. [13] Компания с самого начала была известна талантом и креативностью своего инженерного персонала. К 1903 году Fiat получил небольшую прибыль и произвел 135 автомобилей, а к 1906 году их количество выросло до 1149 автомобилей. Затем компания провела публичную продажу акций через Миланскую фондовую биржу . Аньелли начал скупать все акции, которые мог, чтобы пополнить свои активы. За это время он преодолел скандалы и трудовые проблемы, например, в Biennio Rosso . Он попросил Джованни Джолитти провести военное вмешательство, чтобы очистить заводы Fiat; Джолитти отказался. [14] Когда восстание утихло и рабочая делегация после неудачной попытки самоуправления вручила ему ключи от заводов, демобилизовав вооруженные пикеты, он не стал искать возмездия. Он предложил работникам новый контракт с заработной платой, привязанной к производительности в период экономического застоя. [15]
Во время Первой мировой войны участвовал Аньелли вместе с финансистом Риккардо Гуалино в транспортировке помощи США в Европу в 1917 году. [16] Они инвестировали в два предприятия в США; Американская морская и торговая корпорация экспортировала уголь, а Международная судостроительная компания производила моторные суда. Эти компании потерпели неудачу после окончания войны, поскольку они были созданы для удовлетворения спроса военного времени, но принесли своим владельцам большую прибыль. В начале 1918 года Аньелли и Гуалино предприняли попытку захватить управление Credito Italiano. [17] Им это не удалось, но они вошли в совет директоров банка. [18] Гуалино Аньелли был вице-президентом компании SNIA SpA с 1917 по 1926 год. В начале 1920-х годов SNIA начала производство искусственных текстильных волокон. Страдая от долгов, Аньелли предложил помощь Гуалино в обмен на акции Fiat, и к 1927 году он стал основным акционером Fiat. [19]
В 1920 году Гуалино и Аньелли участвовали в рекапитализации частного банка Жана де Фернекса и купили треть акций Альфредо Фрассати, издателя « Ла Стампа» . [20] Гуалино и Аньелли также участвовали в предложении связать Милан , Геную и Турин высокоскоростной железной дорогой, а также в различных проектах в области цемента и автомобилей. Их партнерство распалось примерно в 1926 году из-за инвестиций Гуалино во французскую автомобильную промышленность. [17]
После Первой мировой войны Fiat подскочил с 30-го на третье место среди итальянских промышленных компаний. Первый завод Ford Motor Company был открыт через четыре года после основания Fiat. В 1906 году в Манхэттене на Бродвее был основан первый автомобильный дилер Fiat в США. [21] Монархист, Аньелли стремился создать неидеологическую центристскую политическую формацию атлантистских и проевропейских убеждений, которая стремилась к модернизации, интернационалистическому капитализму в отличие от левых и против популистских, националистических или фашистских правых. Он был сторонником Джолитти. Прежде чем присоединиться к Национальному списку 1924 года, он поддался искушению Экономической партии на всеобщих выборах в Италии 1919 года . [14] В период между двумя войнами он занимал несколько престижных должностей, оставался сосредоточенным и вывел Fiat на международную арену. [22]
Аньелли и фашизм
[ редактировать ]Знакомый с Бенито Муссолини с 1914 года, Аньелли был назначен в 1923 году Муссолини сенатором от Национальной фашистской партии . [23] Его газета La Stampa дистанцировалась от Муссолини; благодаря своим связям с Савойским домом он смог утвердить автономию от итальянского фашистского режима. В качестве примера он назначил Курцио Малапарте , которого Муссолини не любил, директором « Ла Стампа» , а частным наставником своего внука взял либерального антифашиста Франко Антоничелли , [24] и позволил своим племянникам посещать в качестве наставника антифашиста Аугусто Монти и другого антифашиста, Массимо Милу , в качестве музыковеда. [25] Кроме того, он искал в качестве бухгалтера Витторио Валлетту , который был известен фашистскому режиму своими социал-демократическими идеями, членством в масонстве и тайными связями с ссыльными антифашистами во Франции, включая Джузеппе Сарагата . [15] Муссолини назвал Аньелли слишком старым, чтобы быть фашистом, и режим подозревал его в помощи антифашистскому движению «Джустиция и свобода» в 1930-х годах. [25]
В 1927 году Муссолини почувствовал себя обязанным предупредить свое начальство, по словам историка Валерио Кастроново, о «серьезной и абсурдной опасности того, что Фиат в конечном итоге станет считать себя неосязаемым и священным институтом государства, наравне с династией, Церковь, режим...» [25] Муссолини смог навязать Аньелли карту Фашио с 1932 года, когда он носил чимизе all'occhiello . Фашистская тайная полиция держала Анджелли под контролем, и в одном сообщении упоминалась встреча Аньелли и Чезаре Павезе , который познакомил его с Милой. Сообщается, что, говоря ему, что он антифашист, Аньелли сказал: «Еще лучше...» [25] Аньелли также безуспешно пытался помочь Монти, когда его арестовали; Как только его выпустили из тюрьмы, он нашел записку от Аньелли, в которой он хвалил его за то, что он был настоящим мужчиной и настоящим пьемонтцем. По словам Кастроново, пьемонтизм Аньелли «сочетал в себе савойские традиции, чувство почти военной дисциплины и дух завоевания: он получил образование в манере пьемонтской знати, той самой элиты, которая первоначально изо всех сил пыталась приветствовать его, более того, его пьемонтизм был вдохновлен американизмом и сильным утопическим призванием». [25]
На вопрос, можно ли считать Аньелли антифашистом, Кастроново ответил: «Нет, для него фашизм по-прежнему оставался режимом, который гарантировал «эффективную трудовую дисциплину» и с которым необходимо — bon gré, mal gré — сосуществовать в интересах с другой стороны, хотя фашистское правительство продолжало следить за «Фиатом», Аньелли оставался в значительной степени чуждым торговле великими фашистскими боссами». [25] Что касается защиты Аньелли прессы, Марциано Бернарди неоднократно звонил по телефону Малапарте, который однажды сказал ему: «Я ошеломлен! Колли [администратор газеты] и сенатор Аньелли ведут себя как антифашисты, и я думаю, что они есть..." [25] Кастроново утверждает, что защита автономии «Фиата» от фашистского вмешательства породила своего рода конфликтную солидарность между Аньелли и рабочими «Фиата», и говорит: «Возможно, солидарность – слишком сильное слово. Но несомненно, что фашистизм Аньелли и оппозиция рабочие не позволили фашизму укорениться в столице Пьемонта настолько, что Муссолини развязал знаменитую инвективу против грязного города Турина». [25]
Дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ]Аньелли все еще работал в Fiat в начале Второй мировой войны . После окончания войны он вместе с Валлеттой и Джанкарло Камераной был обвинен комиссией Комитета национального освобождения в сотрудничестве с фашистским режимом и временно лишен права собственности на свои компании. [26] [27] Хотя они разделяли взаимные выгоды в области военных заказов, Фиат всегда придерживался линии независимости от тоталитарных устремлений фашистского режима. [28] В своей работе об итальянском сопротивлении в книге Серджио Фавретто утверждается, что Фиат принимал активное участие в сопротивлении; компания поставляла автомобили и бензин, выделяла крупные суммы на поддержку движения и участвовала в саботаже военного производства на своих заводах. [29] Позже Аньелли был оправдан. [30] и он умер вскоре после этого, 16 декабря 1945 года, в возрасте 79 лет. [31] [32]
Почести
[ редактировать ]- Кавалер Большого креста ордена Короны Италии (15 декабря 1932 г.; кавалер: 1 февраля 1920 г.; кавалер: 8 декабря 1898 г.)
- Кавалер Ордена Труда (30 мая 1907 г.)
- Великий кавалер ордена Святых Мориса и Лазаря (6 февраля 1921 г.)
- Введен в Европейский зал автомобильной славы в 2001 году. [33]
- Введен в Зал автомобильной славы в 2002 году. [34]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Я расскажу вам о семьях Аньелли и Фризетти. Автор: Джулия Аджмоне Марсан» . Фокус (на итальянском языке). 16 декабря 2021 г. Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ Риццо, Ренато (20 мая 2005 г.). «Ницца Каваллерия, пробил час последнего заряда» . Ла Стампа (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 3 мая 2010 года . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ «Семья Аньелли» . Вильяр Пероза. 19 июля 2004 г. Архивировано из оригинала 22 июля 2011 г. Проверено 7 февраля 2023 г.
- ^ Ковик, Маргарет (9 марта 2021 г.). «Личная история Джованни Джанни Аньелли» . Разыскивается в Риме . Проверено 7 февраля 2023 г.
- ^ Кастеллани, Массимо (23 декабря 2022 г.). «Футбол. Ювентус, 100 лет под настоящим домом Аньелли» . Аввенире (на итальянском языке) . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ Риццо, Ренато (20 мая 2005 г.). «Ницца Каваллерия, пробил час последнего заряда» . Ла Стампа (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 3 мая 2010 года . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ Кардоса, Энтони Л. (2002). Аристократы в буржуазной Италии: пьемонтское дворянство, 1861–1930 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 171 . ISBN 978-0-521-52229-8 . Проверено 8 февраля 2023 г. - через Google Книги.
- ^ Кларк, Дженнифер (2011). Мондо Аньелли: Фиат, Крайслер и власть династии . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons. п. 32 . ISBN 978-1-118-23611-6 . Проверено 8 февраля 2023 г. - через Google Книги.
- ^ Купер, Саймон (30 ноября 2020 г.). «Юве! 100 лет итальянской футбольной династии» . Файнэншл Таймс . Проверено 22 февраля 2023 г.
Джованни Аньелли считал, что будущее у безлошадных экипажей, поэтому в 1899 году он стал соучредителем Fabbrica Italiana di Automobili Torino (Fiat).
- ^ Турани, Джузеппе (25 января 2003 г.). «Юрист» . La Repubblica (на итальянском языке) . Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ Бругнателли, Пиа (14 июля 2022 г.). «Ягнята» . Исторический (на итальянском языке). Национальная география Италии . Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ «Семьдесят ягнят великой династии» . La Repubblica (на итальянском языке). 15 ноября 2000 г. Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ «Хронология: Ключевые события в истории Fiat» . Рейтер . 20 мая 2009 года . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Чинголани, Стефано (24 января 2013 г.). «Когда Аньелли сказал: «Берлускони в политике? Он получает 3% » . Линкеста (на итальянском языке) . Проверено 7 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Галли, Джанкарло (27 августа 2010 г.). «ФИАТ. Непрерывная красная нить между Аньеллисом и Палаццо» . Аввенире (на итальянском языке) . Проверено 7 февраля 2023 г.
- ^ Заманьи, Вера (1993). Экономическая история Италии 1860–1990 гг . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 276 . ISBN 978-0-19-159022-1 . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Кьяппарино, Франческо (2003). «Гуалино, Риккардо» . Биографический словарь итальянцев (на итальянском языке). Том 60. Треккани . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ Заманьи, Вера (1993). Экономическая история Италии 1860–1990 гг . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 233 . ISBN 978-0-19-159022-1 . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ «Акционер Гуалино впал в кризис, и Аньелли-старший взял на себя управление» . La Repubblica (на итальянском языке). 21 сентября 1998 года . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ «Риккардо Гуалино» . История и культура промышленности (на итальянском языке) . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ Тонинелли, Пьер Анджело (июнь 2009 г.). «Между Аньелли и Муссолини: неудачная попытка Форда проникнуть на итальянский автомобильный рынок в межвоенный период». Предприятие и общество . 10 (2): 335–375. дои : 10.1093/es/khp005 . hdl : 10281/1216 . ISSN 1467-2227 .
- ^ Беренд, Иван Т. (2016). Экономическая история Европы двадцатого века: экономические режимы от невмешательства до глобализации . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 37 . ISBN 978-1-1071-3642-7 . Проверено 8 февраля 2023 г. - через Google Книги.
- ^ Сарти, Роланд (1968). «Фашизм и промышленное лидерство в Италии перед маршем на Рим». Обзор производственных и трудовых отношений . 21 (3): 400–417. дои : 10.2307/2520460 . ISSN 0019-7939 . JSTOR 2520460 .
- ^ Гива, Джорджио (10 августа 2020 г.). «Это произошло сегодня – Валлетта, глава Fiat, приблизил итальянцев к машине» . FIRSTonline (на итальянском языке) . Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Цветы, Симонетта (7 июля 1999 г.). «Италия глазами Фиата» . La Repubblica (на итальянском языке) . Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ Ори, Анджиоло Сильвио (1996). История династии. Аньеллис и Фиат. Несанкционированные хроники ста лет величайшей итальянской промышленности . Рим: Издатели воссоединились. ISBN 88-359-4059-1 . ОСЛК 35697068 .
- ^ Да, Владимир. «Сто лет порывистости. Взлет и падение ФИАТа» . Протей (на итальянском языке) (2002–03) . Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ Аматори, Франко (2020). «Валлетта, Витторио» . ВАЛЛЕТТА, Витторио-Треккани . Биографический словарь итальянцев (на итальянском языке). Том 98 . Проверено 11 февраля 2023 г. - через Треккани.
- ^ Фаччоло, Марко (9 февраля 2017 г.). «Когда Валлетта пряталась на холмах Монферрато» . Ла Стампа (на итальянском языке) . Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ «Аньелли, Джованни» . Национальная архивная система . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ Галлетто, Пьетро (1996). Сопротивление в Италии и Венето . Сан-Дзено-дельи-Эззелини: Джованни Баттагин Редактор. п. 137.
- ^ Франческони, Джованна (28 ноября 2022 г.). «Вирджиния Бурбон дель Монте: забытый Аньелли» . Журнал Ванилла . Проверено 7 февраля 2023 г.
- ^ Джонсон, Ричард. «Тринадцать мудрецов, определивших ход европейской автомобильной истории» . Автомобильные новости . Европейский зал автомобильной славы . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ «Джованни Аньелли» . Зал автомобильной славы. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 8 февраля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кларк, Дженнифер (2024). Последняя династия. Сага о семье Аньелли от Джованни до Джона (на итальянском языке). Милан: Сольферино. ISBN 978-88-282-1455-7 .
- Бьяджи, Энцо (1988). Династии. Аньелли, Риццоли, Ферруцци-Гардини, Лауро (на итальянском языке). Милан: Мондадоти. ISBN 88-04-31718-3 . Проверено 11 февраля 2023 г. - из Интернет-архива.
- Кастроново, Валерио (1977). Джованни Аньелли. Фиат с 1899 по 1945 год (на итальянском языке). Турин: Эйнауди. ISBN 88-06-46847-2 .
- Фантауцци, Витторио; Тодини, Роберто (2012). Принцы, маркизы и счета... ожидаются. Валлетта Фантауцци: мост через два столетия (на итальянском языке). Орвието: Средний уровень. ISBN 978-88-67-86001-2 .
- Ферранте, Марко (2007). Дом Аньелли. Истории и персонажи последней итальянской династии (на итальянском языке). Милан: Мондадори. ISBN 978-88-04-56673-1 .
- Фридман, Алан (1988). Аньелли и сеть итальянской власти . Лондон: Мандарин в мягкой обложке (Издательская группа Octopus). ISBN 0-7493-0093-0 .
- Галли, Джанкарло (2003). Ягнята. Упадок династии (на итальянском языке). Милан: Мондадори. ISBN 88-04-51768-9 .
- Джакоза, Данте (2004) [1979]. Мои 40 лет дизайна в Fiat (PDF) (на итальянском языке). Милан: Автомобили. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 11 февраля 2023 г. - через FCA Group.
- Мекуччи, Габриэлла; Рипа ди Меана, Марина (2010). Вирджиния Аньелли (на итальянском языке). Аргелато: Минерва Эдизиони. ISBN 978-88-7381-307-1 .
- Мола ди Номаглио, Густаво (1998). Ягнята. История и генеалогия большой пьемонтской семьи с 16 века по 1866 год (на итальянском языке). Турин: Центр исследований Пьемонта. ISBN 88-8262-099-9 .
- Мукетти, Массимо (2004). Уволить начальство? (на итальянском языке). Милан: Фельтринелли. ISBN 88-07-81819-1 . Проверено 11 февраля 2023 г. - через Google Книги.
- Олива, Джанни (2014). История Турина. От истоков до наших дней (на итальянском языке). Порденоне: издания библиотеки изображений. стр. 269–288. ISBN 978-88-6391-152-7 .
- Ори, Анджиоло Сильвио (1996). История династии: Аньеллисы и Фиат (на итальянском языке). Рим: Редакция Риунити. ISBN 88-35-94059-1 .
- Транфалья, Никола , изд. (1998). История Турина. Годы Республики (на итальянском языке). Том 9. Турин: Энауди. стр. 229–285. ISBN 978-88-06-15173-7 . Проверено 11 февраля 2023 г. - через Museo Torino.
- Транфалья, Никола (ред.). История Турина. Годы Республики (на итальянском языке). Том IX. Турин: Энауди. ISBN 88-06-15173-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джованни Аньелли в Find a Grave
- Аньелли, Джованни в Треккани (на итальянском языке)
- Аньелли, Джованни , I Приложение к итальянской энциклопедии (на итальянском языке), 1938 г.
- Аньелли, Джованни , II Приложение к итальянской энциклопедии (на итальянском языке), 1948 г.
- Аньелли, Джованни , III Приложение к итальянской энциклопедии (на итальянском языке), 1961 г.
- Аньелли, Джованни , V Приложение к Итальянской энциклопедии (на итальянском языке) Пьеро Ческии, 1991 г.
- Аньелли, Джованни 1866–1945 ( )
- Джованни Аньелли в Британской энциклопедии (на английском языке)
- Аньелли, Джованни в Dizionario Biografico degli italiani (на итальянском языке) Джузеппе Берты, опубликовано Институтом итальянской энциклопедии в 2013 году.
- Аньелли, Джованни в Dizionario Biografico degli italiani (на итальянском языке) Гаэтано Арфе, 1 , опубликовано Институтом итальянской энциклопедии в 1960 году.
- Джованни Аньелли в Открытой библиотеке , Интернет-архив (на английском языке)
- Джованни Аньелли на Senato.it (на итальянском языке)