Фиат 508
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2014 г. ) |
Фиат 508 | |
---|---|
![]() Фиат 508Б 1934 г. | |
Обзор | |
Производитель | Фиат |
Также называется | Фиат 508 Балилла Фиат 6CV (Франция) НСУ-Фиат 508 (Германия) Polski-Fiat 508 (Польша) Вальтер Джуниор (Чехословакия) |
Производство | 1932–1937 |
Сборка | |
Кузов и шасси | |
Сорт | Компактный автомобиль / Небольшой семейный автомобиль ( C ) |
Тип кузова | 4-дверный седан 2-дверный седан 2-дверный паук 4-дверная торпеда |
Макет | макет ФР |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 995 куб.см И4 |
Передача инфекции | 3-ступенчатая механическая |
Размеры | |
Длина | 3140 мм (123,6 дюйма) |
Ширина | 1400 мм (55,1 дюйма) |
Высота | 1530 мм (60,2 дюйма) |
Снаряженная масса | 685 кг (1510 фунтов) |
Хронология | |
Предшественник | Фиат 509 |
Преемник | Фиат 1100 Балилла (508C) |
Fiat 508 Balilla был компактным автомобилем, разработанным и производившимся компанией Fiat с 1932 по 1937 год. По сути, это была замена Fiat 509 , хотя производство более ранней модели было прекращено еще в 1929 году. Он имел трехступенчатую коробку передач ( увеличено до четырех в 1934 году), вмещал четырех человек и имел максимальную скорость около 50 миль в час (80 км/ч). Его продали за 10 800 лир (или 8 300 евро в 2005 году). Было произведено около 113 000 экземпляров.
Автомобиль также собирался компанией Walter Motors в Чехословакии , на заводе Centralne Warsztaty Samochodowe в Польше , компанией NSU-Fiat в Германии и компанией SAFAF (переименованной в 1934 году в «Simca-Fiat») во Франции.
Фон
[ редактировать ]Автомобиль был разработан ведущими итальянскими автомобильными инженерами того времени, в том числе Неббиа, Фессией и Транквилло Зерби . Цель заключалась в том, чтобы объединить некоторые качества автомобиля высокого класса в автомобиль по скромной цене. Автомобиль был представлен 12 апреля 1932 года на автосалоне, проходившем на Fiera Milano территории выставочного комплекса .
Этимология
[ редактировать ]Популярный маленький автомобиль Fiat 508, один из первых народных автомобилей, разработанный Данте Джакозой и представленный на автосалоне в Милане в 1932 году, получил название Fiat Balilla .
Многие считают, что название «Балилла» было связано с итальянским фашизмом , однако Фиат позже настаивал на том, что автомобиль был назван в честь генуэзского мальчика-героя 1746 года, а не фашистской молодежной организации Opera Nazionale Balilla .
Происхождение названия на самом деле было намного старше, чем итальянское фашистское движение . « Балилла » было диалектным прозвищем генуэзского мальчика по имени Джованни Баттиста Перассо, который еще в 1746 году бросил камень — по одному сообщению, несколько камней — в австрийского офицера в знак протеста против австрийской военной оккупации . Это действие спровоцировало генуэзское восстание против австрийцев, и за это Балилла прославлялся как местный герой Северной Италии на протяжении прошедших двух столетий. Тем не менее история «Баллиллы» является одной из многих популярных героических исторических историй, получивших известность в первые десятилетия двадцатого века, учитывая повышенный националистический характер того периода.
Ранее класс легких Regia Marina подводных лодок Королевского военно-морского флота Италии и трактор-пони миланской фирмы Motomeccanica также назывался Balilla, а сами Fiat ранее использовали это название на небольшом Fiat-Ansaldo A1 самолете-биплане World. Война I.
Fiat 508A (1932–1934) и 508B (1934–1937)
[ редактировать ]Первый 508-й оснащался передним четырехцилиндровым бензиновым двигателем с боковыми клапанами объемом 995 куб.см. Максимальная мощность была указана как 20 л.с. (15 кВт) при 3500 об/мин, что обеспечивало максимальную скорость примерно 80 км/ч (50 миль в час). Мощность передавалась на задние колеса через 3-ступенчатую механическую коробку передач без помощи синхронизаторов ни на одном из передаточных чисел. Тормозное усилие обеспечивалось барабанными тормозами на всех четырех колесах.
В конце 1933 года мощность была увеличена до 24 л.с. (18 кВт) при 3500 об/мин, а максимальная скорость возросла до 85 км/ч (53 мили в час). Трансмиссию модернизировали до четырехступенчатой коробки передач. В 1934 году автомобиль теперь имел немного более аэродинамичный кузов «Берлина» (седан/седан), доступный с двумя или четырьмя дверями. Эта версия была идентифицирована как Fiat 508B , а оригинальная модель 1932 года ретроспективно стала называться Fiat 508A .
Двигатели
[ редактировать ]Fiat 508 оснащался двигателем с боковым клапаном объемом 995 куб.см.
Модель | Годы | Двигатель | Смещение | Мощность (метрическая л.с.) | Топливная система |
---|---|---|---|---|---|
508 | 1932–37 | боковой клапан , четвёрка | 995 куб.см | 20-24 л.с. | одинарный карбюратор |
508 С | 1933–37 | 30-36 л.с. |
Версии кузова
[ редактировать ]Берлин
[ редактировать ]Первый 508A, представленный в 1932 году, представлял собой 2-дверный «Берлина» (седан/седан) с четырьмя сиденьями и трехступенчатой «аварийной» коробкой передач. Передние сиденья можно было сдвинуть вперед, а спинки наклонить, чтобы облегчить доступ к заднему сидению в относительно небольшом автомобиле. Необычно то, что окна в дверях можно было опустить, повернув кривошипную ручку, прикрепленную к двери, в то время как ветровое стекло навешивалось на петлях вверху и могло открываться, а два дворника приводились в действие собственным электродвигателем, расположенным внутри чуть выше. ветровое стекло. В салоне использовались резиновые коврики, а сиденья были обтянуты тканью. Предлагаемые аксессуары включали зеркало заднего вида, установленное на приборной панели, внутреннее освещение, установленное в центре крыши, и внешнюю багажную платформу сзади, которая, если указано, поставлялась с запасным колесом, перемещаемым в точку крепления сбоку от автомобиля. машина между левой дверью и передним крылом. Версия «Lusso» («de Luxe») также отличалась более качественной тканевой обивкой сидений, а также дополнительной яркой отделкой фар, передней решетки, колес и дверных ручек.
Кузов модели 508B, представленной в начале 1934 года, описывался как «более аэродинамичный», хотя с точки зрения более поздних разработок в дизайне автомобилей модель 508B все еще следовала довольно квадратным линиям, характерным для дешевых автомобилей начала 1930-х годов. Коробка передач была модернизирована и теперь предлагает четыре скорости переднего хода, и хотя 2-дверная «Берлина» оставалась в продаже еще несколько месяцев, теперь была добавлена 4-дверная «Берлина». В июне того же года 2-дверная «Берлина» была исключена из списка Италии, а 4-дверный автомобиль подвергся дальнейшему фейслифтингу, который теперь получил измененную решетку радиатора и ветровое стекло, ранее вертикальное, но слегка удлиненное. грабли, намекая на более масштабные изменения стиля, которые будут сопровождать появление в 1937 году 508C версии автомобиля . Предлагались как стандартная, так и «Lusso» версии 4-дверной «Берлины».
Паук
[ редактировать ]508 «Паук» представлял собой небольшой 2-дверный 2-местный автомобиль с кузовом кабриолет . Водитель и пассажир сидели рядом, но водительское сиденье было закреплено на несколько сантиметров назад, чем пассажирское. На Spider обшивка сидений была кожаной. Автомобиль был доступен как в стандартной, так и в версии «Lusso» («Люкс»). Ветровое стекло можно было сложить, а съемный тканевый капюшон можно было хранить в предназначенной для этой цели сумке для хранения подходящей формы. Ранний «Паук» оснащался той же трехступенчатой коробкой передач без синхронизации, что и «Берлина». Однако с механической точки зрения он выиграл от модернизации 1934 года, перейдя на четырехступенчатую коробку передач. Однако в случае со «Пауком» модернизация 1934 года не сопровождалась каким-либо изменением формы корпуса.
Торпедо
[ редактировать ]В 1933 году к модельному ряду добавился « Торпедо » в кузове 508 с четырьмя сиденьями и четырьмя дверями, а в 1933 году еще с трехступенчатой «аварийной» коробкой передач. Он предлагался только в комплектации «Люссо» («Люкс»). Как и на «Пауке», в чехлах сидений и отделке салона использовалась цветная кожа. Стойки ветрового стекла и дверные петли были хромированы, а съемный тканевый капюшон можно было хранить в предназначенной для этого сумке для хранения подходящей формы. Переход на четырехступенчатую коробку передач в 1934 году не сопровождался эстетическими изменениями кузова «Торпедо».
В этот период итальянские военные действовали в Триполитании (ныне известной как Ливия) , и была произведена специальная «Torpedo Coloniale», имевшая черты обычного 508 Torpedo, но эта машина имела более широкие шины и была окрашена в цвет песка. .
Паук Спорт
[ редактировать ]Более низкая, более гладкая форма, чем у «Spider», стиль 2-местного автомобиля «Spider Sport» включал характерную обработку хвоста, которая привлекла внимание к крылатой фразе «хвост насекомого», разработанной в 1933 году компанией Ghia и, как говорят, вдохновленной небольшим родстером. кузова английских автомобилей того периода. Ранние модели «Spider Sport» оснащались той же аварийной коробкой передач, что и другие автомобили, но двигатель питался от специального карбюратора, который с повышенной степенью сжатия 7:1 обеспечивал максимальную мощность, указанную в 30 л.с. (22 л.с.). кВт) при 4000 об/мин. Передаточное число главной передачи также было изменено, а максимальная скорость выросла до 110 км/ч (69 миль в час). Fiat 508 с этим типом кузова собирался компанией Fiat в Италии, а также был включен в производственные графики дочерних компаний Fiat в Германии, Франции и Чехословакии. Появились различные мелкосерийные улучшенные версии, в том числе Fiat 508S, известный как «Fiat 508 Coppa d'Oro» (« Золотой кубок »), особенно ценившийся коллекционерами 75 лет спустя. В 1934 году «Spider Sport» получил модернизированную трансмиссию до 4 скоростей вместе со специальными верхними клапанами (в то время, когда другие варианты 508 все еще оснащались двигателем с боковым расположением клапанов) и другими техническими усовершенствованиями, которые увеличили мощность до 36 л.с. (26 л.с. кВт). Самые спортивные версии демонстрировали свои стремления к производительности с помощью более круто сужающейся хвостовой части.
Купе
[ редактировать ]Выпущенное в 1935 году «Купе» с кузовом 508 (также иногда известное как «Berlinetta Mille Miglia») поделилось своими механическими элементами, включая более мощный двигатель 108CS, с «Spider Sport». Кузов представлял собой 2-местную аэродинамическую Berlinetta, предназначенную для использования на соревнованиях в более холодном климате, например, в Северной Италии во время « Милле Милья » (тогда проводившегося в конце зимы). Возможно, купе было теплее в холодную погоду, чем Spider Sport, но оно также было тяжелее: успех в соревнованиях оказался недостижимым.
К
[ редактировать ]Коммерческая версия Balilla предлагалась как в виде фургона, так и в виде небольшого бортового грузовика грузоподъемностью 350 кг, первоначально на базе 3-ступенчатой 508A, а затем на 4-ступенчатой 508B.
- Фиат 508 Балилла 1932–1934 гг.
- Фиат 508 Балилла 1934–1937 гг.
- Fiat 508 Balilla Spider Военный 1932 г.
- Уолтер Джуниор (1933) лимузин
- Уолтер Джуниор (1934) кабриолет
- Уолтер Джуниор (1933) родстер
- Польский Фиат 508-I
- Польский Fiat 508 III Junak
- Fiat 508S Balilla Sport "Золотой Кубок", 1934 г.
- Фиат 508 Балилла Спорт 1934 г.
- Вальтер Джуниор СС - Супер Спорт (1935)
- Fiat 508 CS Berlinetta MM (1935 г.)
- Специальный Fiat 508 C Spider (1937 г.)
- Fiat 508 CS Berlinetta MM (1947)
Иностранная сборка
[ редактировать ]Польша
[ редактировать ]Помимо сборки в Турине в Италии, три последовательные версии автомобиля производились в Польше, где он имел торговую марку «Polski-Fiat 508» и стоил 5 400 злотых.
Соглашение было основано на соглашении от 21 сентября 1932 года и предусматривало сборку автомобиля на заводе Centralne Warsztaty Samochodowe в Варшаве. Сборка перешла к полномасштабному производству в 1935 году, и модель 508 стала самым продаваемым легковым автомобилем в стране за период 1930-х годов. В то время в Польше было мало дорог с твердым покрытием, поэтому как шасси, так и оси автомобиля были усилены, а подвеска была модифицирована, чтобы справиться с относительно тяжелыми условиями эксплуатации, обусловленными качеством дорог и Польская зима. Однако мощность в 20 л.с. (15 кВт) обеспечивалась тем же двигателем объемом 995 куб.см, что и в итальянском автомобиле, и в 1935 году польские автомобили выиграли от модернизации, которая в Италии привела к созданию модели "508B", хотя это была модернизированная польская версия. был известен как «508 II».
Производство было внезапно остановлено из-за начала войны , и точная статистика производства не сохранилась; но очевидно, что объем производства Fiat 508 в Польше достиг нескольких, а возможно, многих тысяч.
Германия
[ редактировать ]В Германии производитель мотоциклов под названием NSU Motorenwerke AG недавно был вынужден из-за тяжелого состояния экономики (и его банкиров ) отказаться от амбициозных планов стать производителем автомобилей и продать свой автомобильный завод любому, кого можно было бы найти для этого. купи это. NSU нашел компанию Fiat, которая в 1929 году приобрела за один миллион марок почти новый, специально построенный автомобильный завод недалеко от Хайльбронна . 508 Balilla была одной из первых двух моделей, построенных на заводе. В период с 1934 по 1938 год он носил марку «Fiat-NSU», а с 1938 по 1941 год — как «NSU-Fiat» (хотя Fiat имел право использовать Название NSU на легковых автомобилях Fiat немецкой сборки спустя 25 лет станет предметом шумного спора). [1]
Производство было остановлено из-за начала войны , и точная статистика производства недоступна, но считается, что в период с 1934 по 1941 год в Германии было произведено около 11 000 Fiat 508, из которых около 6 000, построенных между 1934 и 1938 годами, были местными эквивалентами 508A. и 508B.
Франция
[ редактировать ]Fiat 508 Balilla собирался во Франции по лицензии Fiat в период с 1932 по 1937 год, и в ретроспективе его вспоминают как первый Simca-Fiat. Однако бизнес Simca-Fiat не существовал до 1934/35 года, а когда в 1932 году началась французская сборка, автомобиль был известен просто как Fiat 6CV . Он был собран во Франции компанией под названием САФАФ . «6CV» — это название, которое применялось ко многим автомобилям разных автопроизводителей и просто определяло диапазон налогов на автомобили и, следовательно, сегмент рынка, в котором автомобиль конкурировал. На этом этапе автомобили собирались на небольшой фабрике в Сюрене недалеко от Парижа. Большинство французских автопроизводителей и их поставщиков базировались в парижском регионе, и оказалось практичным и экономически выгодным закупать многие компоненты и узлы на месте, заботясь при этом о сохранении разрозненной базы поставщиков из более мелких компаний, чтобы обеспечить избегать чрезмерной зависимости от какого-либо поставщика и, как было сказано, снизить риск злоупотребления копированием во Франции конструкций компонентов Fiat.
С самого начала Fiat 6CV французской сборки был доступен в версиях «berline» (четырехдверный седан/седан), «coach» (двухдверный седан/седан), «купе» и «родстер», а впоследствии диапазон вариантов кузова будет еще больше расширен. [2] Мощность исходила, как и в автомобилях итальянского производства, от двигателя с боковыми клапанами объемом 995 куб. См, для которого первоначально максимальная мощность составляла 20 л.с. (15 кВт) при 3400 об / мин. [2]
В ноябре 1934 года производство в Сюрене подошло к концу, когда Fiat приобрел завод недавно прекратившего свое существование автопроизводителя Donnet на западе страны . Именно в этот момент Fiat профинансировал и создал Société Industrielle de Mécanique et de Carrosserie Automobile (Simca) . Переезд на более просторный завод в Нантерре позволил увеличить объемы, что позволило производителю страны к концу десятилетия стать одним из ведущих автопроизводителей . Название «Simca» теперь было представлено французским покупателям: построенный во Франции Fiat 508 был переименован в Simca-Fiat 6CV . В культуре повышенного политического сознания и растущей поляризации существовала некоторая враждебность по отношению к итальянскому, по крайней мере, со стороны французских левых, и особенно в преддверии абиссинского вторжения Муссолини . Босс Simca (первоначально итальянец) Анри Пигоцци был более чутким, чем большинство автомобильных боссов, к силе умелого маркетинга, и реклама Simca-Fiat того периода все больше преуменьшала значение владения Fiat: к 1936 году ее новые модели стали называться просто Simcas. [3] Тем не менее Simca-Fiat 6CV сохранил двигатель Balilla и другие механические компоненты и продолжал выглядеть как Fiat. [2]
Simca-Fiat 6CV в последний раз появлялся на автосалоне в октябре 1937 года. [2] К этому времени на каждой стороне капота появились три слегка изогнутые тонкие хромированные полосы, символизирующие хвост кометы , и в последний год производства автомобиль был переименован в «Simca-Fiat 6CV Comète». [2] Список различных вариантов кузова, производимых Simca в Нантерре, расширился до восьми «разных» форм, хотя большинство стальных панелей кузова были общими для нескольких разных форм. Восемь кузовов, представленных в выставочном материале 1937 года, представляли собой 2-дверный «Берлин» (седан/седан), 4-дверный «Берлин», купе, кабриолет, родстер, «коммерческий автомобиль» (имеющие большую часть силуэта). 2-дверного «берлина», но с открывающейся задней дверью) и «фургонета» (фургон). [2] Однако в списке Simca не было автомобиля с кузовом « Торпедо ». [2]
К тому времени, когда модель была заменена во Франции на Simca 8 (на базе следующего поколения Fiat 508 Balilla), 26 472 автомобиля были построены компанией Simca в Нантерре или ее предшественницей, компанией «SAFAF» в Сюрене .
Чехословакия
[ редактировать ]Модель 508 также производилась в Праге-Йинонице компанией Walter под обозначением Walter Junior . [4] [5] Производство началось осенью 1932 года; до 1936 года было построено немногим более тысячи машин. Все построенные Юниоры получили трехступенчатую коробку передач. начинались с 27 500 крон . Цены на двухдверный седан [6]
Популярная культура / песня
[ редактировать ], известный бельгийский автор мультфильмов, в исполнении Андре Франкена , бестолковый герой-безработный Гастон Лагафф , использует Balilla 508 (некоторые говорят, что это очень похожий Fiat 509) в качестве ежедневного транспорта. Хотя машина «кастомизирована» полосой клетчатого флага (кропотливо вырезанной из десятков кроссвордов ), это безнадежный кусок барахла с хрипящим, дымящимся и перебоющим двигателем. Тем не менее, Гастона, похоже, это не волнует, и он даже «улучшает» свою машину с помощью сумасшедших изобретений, что обычно приводит к катастрофическому фиаско. Он щедро предлагает подвезти (как правило, сопротивляющихся) коллег по офису, которые неизменно сожалеют о своем согласии, за исключением остроносой, с хвостиком и в очках возлюбленной Гастона, мадемозель Жанны. [7]
Balilla 508 была одной из первых попыток массовой автомобилизации в Европе, задолго до Volkswagen Beetle или Citroën 2CV, хотя ее клиентами были скорее представители среднего и среднего класса, чем рабочие классы, это была весьма желанная (и часто ворованная) вещь в Европе. Италия 1930-х годов. Это был настолько знаковый автомобиль, что во время его запуска была создана специальная песня (или, лучше сказать, десятки вариаций исходной песни).
Песня представляет собой бурлескную и почти сюрреалистическую балладу под названием «La Balilla» о маленьком коттеджном промышленнике, который продает мыло, отбеливатель и стиральный порошок на городских рынках и получает от этого приличный доход, что позволяет ему покупать Балиллу высшего класса. с экзотическим вариантом: специальной обивкой из угря кожи . Он мгновенно вызывает вокруг себя зависть и ревность; его сестры, братья, соседи и родственники (и даже колоритная толпа прохожих) начинают буквально поедать машину по крупицам. В сицилийской и неаполитанской версиях автомобиль скорее угоняют понемногу, то ли мелкими бандитами, то ли с виду добропорядочными людьми, действующими точно так же. Большинство рифм соответствуют какой-то маловероятной части машины: доктору, который ест радиатор, или брату, больному диабетом, который ест магнит (магнето). В итоге у незадачливого автомобилиста остается почти ничего, кроме горстки орехов или даже дыма из выхлопной трубы.
Существует ломбардская версия песни (считающаяся оригинальной, поскольку Fiat базируется в Турине, что не имеет особого смысла, поскольку Турин находится в Пьемонте, а не в Ломбардии), [8] но есть много других версий на различных итальянских диалектах цыганского языка. [9] Сицилия, [10] Абруццо [11] и другие. [12] Такое разнообразие версий отражает широкое распространение и популярность Balilla 508 в 1930-х годах.
Ссылки
[ редактировать ]
- Санния, Алессандро. Большая книга маленьких Фиатов Джорджио Нада Эдиторе ISBN 978-88-7911-439-4
- ^ Аугштейн, Рудольф , изд. (5 сентября 1956 г.). Фиата « Развод дочери ». Зеркало (на немецком языке). Нет. 36. с. 39 . Проверено 18 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Все французские автомобили 1937 года (Салон 1936 года)». Автомобили (3). Париж: История и коллекции: 86–87. 1997.
- ^ «Автомобиль». Все французские автомобили 1938 года (Салон 1937 года) (6). Париж: История и коллекции: 84–87. 1998.
- ^ http://www.balillaregistroitaliano.it/storia.html. Архивировано 9 сентября 2019 г. на веб-странице Wayback Machine , посвященной Balilla (на итальянском языке).
- ^ http://www.walterjinonice.cz/era-automobilu-walter Веб-страница, посвященная автомобильному периоду Уолтера (на чешском языке)
- ^ Тучек, Ян. «Баллилла Джиноничская» . Автомобильное обозрение . 12/2001: 39–40. ISSN 1211-9555 . Проверено 17 ноября 2014 г.
- ^ «Журнал l’Est Eclair» . Республиканский Восток .
- ^ «Ла Баллила – я Гуфи» . Ютуб . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г.
- ^ «Альваро Амичи - Ио К'Авево Уна Белла Балилья» . Ютуб . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г.
- ^ «La balilla siciliana franco trincale» . Ютуб . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г.
- ^ «Балилла-Ндуччо» . Ютуб . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г.
- ^ «- Ютуб» . Ютуб . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г.