БМВ М
Раньше | BMW Motorsport GmbH (1972–1993) |
---|---|
Тип компании | Дочерняя компания ( GmbH ) |
Промышленность | Автомобильная промышленность |
Основан | 1972 |
Штаб-квартира | Мюнхен , Германия |
Продукты | Двигатели внутреннего сгорания и автомобили Автомобильные спортивные аксессуары |
Услуги | Высокопроизводительное обучение водителей , тюнинг автомобилей |
Родитель | БМВ АГ |
Веб-сайт | www |
BMW M GmbH , ранее известная как BMW Motorsport GmbH , является дочерней компанией BMW AG , производящей высокопроизводительные автомобили.
BMW M («М» от «автоспорт») изначально создавался для облегчения гоночной программы BMW, которая имела большой успех в 1960-х и 1970-х годах. Со временем BMW M начала дополнять портфель автомобилей BMW специально модифицированными моделями более высокой комплектации, благодаря которым они теперь наиболее известны широкой публике. Эти автомобили под маркой M традиционно включают модифицированные двигатели, трансмиссии, подвески, внутреннюю отделку, аэродинамику и внешние модификации, которые отличают их от аналогов. Все модели M тестируются и настраиваются на частном предприятии BMW на гоночной трассе Нюрбургринг в Германии.
BMW M также предоставляет пакеты M для мотоцикла BMW S1000RR , выпускаемую ограниченным тиражом , включая специальную омологационную машину гоночного типа, имеющую обозначение M1000RR с 2021 года.
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Основанная в мае 1972 года со штатом в 35 сотрудников. [ 1 ] К 1988 году штат сотрудников вырос до 400, и в настоящее время он является неотъемлемой частью присутствия BMW на рынке. Первым гоночным проектом BMW стал 3.0 CSL . После этого в 1976 году появился BMW 530MLE. Он был разработан для участия в модифицированной производственной серии Южной Африки вместо обычного E12 528i. Для этого пришлось изготовить 100 омологированных дорожных автомобилей. [ 2 ]
После успеха продуктов BMW M, таких как BMW 3.0 CSL, на гоночных трассах и растущего рынка высокопроизводительных спортивных автомобилей, M представила автомобили для продажи широкой публике. Первым официальным автомобилем под маркой M, выставленным на продажу, стал M1 , представленный на Парижском автосалоне в 1978 году. Однако M1 был скорее гоночным автомобилем в отечественной комплектации, чем автомобилем для повседневного использования. Направление автомобилей М изменилось с выпуском в 1979 году M535i , который представлял собой высокопроизводительную версию популярного седана среднего размера BMW 5-й серии.
В 1993 году BMW Motorsport GmbH сменила название на BMW M GmbH.
BMW Motorsport GmbH поставила 6,1-литровый V12 DOHC 48- клапанный двигатель , который установлен на McLaren F1 , который, как и его поставщик и производитель двигателей, добился большого успеха в гонках, выиграв знаменитую гонку « 24 часа Ле-Мана» в 1995 году, в первый год соревнование за гоночный вариант GTR .
Новейшая история
[ редактировать ]В настоящее время BMW M предлагает модифицированные версии почти всех шильдиков BMW, за исключением Z1 .
BMW X5 и X6 Спортивные автомобили начиная с 2010 модельного года получили модификацию M. Это первые автомобили M с полным приводом xDrive и автоматической коробкой передач, а также первые модели внедорожников под маркой M. Однако E70 и E71 X5 и X6 M на самом деле были разработаны BMW Group, а не BMW M.
Хотя эти подразделения считаются наиболее известными собственными тюнинговыми подразделениями, философия BMW M существенно отличается от философии Mercedes-AMG. BMW M уделяет особое внимание настройке только автомобилей с «боковой маневренностью» (которые уже давно относятся к 3-й серии, 5-й серии и родстерам), в то время как AMG создала быстрые версии многих своих фирменных моделей, включая флагманские седаны и внедорожники. Соответственно, «автомобиль M должен быть отзывчивым и в первую очередь заинтересованным в поворотах и ускорении. Технические характеристики M5 заключаются в том, чтобы соединить водителя с автомобилем, который реагирует ослепительно быстро, какой бы запрос водитель ни подал». До 2010 модельного года BMW M также никогда не использовал наддув или турбонаддув, в отличие от Mercedes-AMG или Audi ; например, версии BMW M5 E39 и E60 (с безнаддувными двигателями) конкурировали с Mercedes-Benz E55 AMG (с двигателем V8 с наддувом) и Audi RS6 (твин-турбо). [ 3 ] [ 4 ]
Автомобили BMW M могут использовать различные коробки передач, включая механическую , с двойным сцеплением и автоматическую коробку передач . На североамериканском рынке E36 M3 в кузове седан и кабриолет были первыми автомобилями M, предлагаемыми с традиционной автоматической коробкой передач с гидротрансформатором.
Двигатели BMW M традиционно представляли собой безнаддувные высокооборотные двигатели большого объема, особенно S85 V10 в E60 M5 и E63 M6, а также соответствующий S65 V8 в E90 M3. Это самые мощные двигатели, которые BMW когда-либо создавала (не считая BMW S70/2 ), без наддува и турбонаддува, с мощностью 100 л.с. на литр рабочего объема. Каждый из них завоевал множество наград International Engine of the Year. [ 3 ] [ 5 ] [ 6 ] Еще в начале 2000-х годов компания BMW считала принудительную индукцию (наддув или турбонаддув) низкотехнологичным способом увеличения мощности, заявляя, что это увеличивает вес и сложность, одновременно уменьшая реакцию дроссельной заслонки. [ 4 ] Пуристы BMW отмечают, что, хотя принудительная индукция и/или большой рабочий объем действительно создают больший крутящий момент для лучшей повседневной езды, большинству из них нравится «характер» и звук безнаддувных двигателей малого объема с высокими красными линиями. [ 7 ]
Тем не менее, тенденции международных правил конца 2000-х годов по сокращению выбросов CO 2 и расхода топлива называются причинами отказа от продолжения дальнейшей разработки безнаддувных двигателей с высокой красной чертой. с Рядный шестицилиндровый двигатель N54 двойным турбонаддувом, дебютировавший в 2007 году на BMW 335i (E90), обеспечивает почти эквивалентную производительность итерациям BMW M3 E46 и E90, но при этом гораздо более практичен и экономичен при повседневном использовании. [ 8 ] Начиная с X5 M и X6 M, а также в F10 M5, BMW использовала двигатель S63 с двойным турбонаддувом , который не только производит больше лошадиных сил и крутящего момента, но и более эффективен, чем S85 V10. Также в отличие от S85 и S65, которые не имеют общей конструкции с двигателями BMW, отличными от M, S63 имеет значительную общность деталей с базовым двигателем N63 V8 (который также имеет два турбонагнетателя), что делает их производство менее дорогим. [ 9 ] [ 10 ] BMW еще не рассматривала возможность наддува. [ 11 ]
BMW M3 (E92/E93) был последним оставшимся «традиционным» автомобилем M, поскольку остальная часть списка оснащена двигателями с турбонаддувом. Следующая итерация M3 (F80) и M4 (F82/F83) оснащена рядным шестицилиндровым двигателем с двойным турбонаддувом. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Автомобили M против автомобилей под маркой M
[ редактировать ]Помимо лучших версий M каждой модели, BMW Motorsport также предлагает обновления аксессуаров «M Sport» для автомобилей своей линейки. Этот вариант единой покупки, который предлагает более существенные улучшения по сравнению со стандартным спортивным пакетом, включает в себя более спортивную подвеску, рулевое колесо, рычаг переключения передач, колеса, полностью регулируемые спортивные сиденья и спортивный аэродинамический пакет. Автомобили с опцией «M Sport» более спортивны, чем соответствующие серийные модели, но некоторые характеристики и управляемость автомобилей M заменены на больший комфорт.
Автомобили с модернизацией «M Sport» имеют значки «M» меньшего размера на колесах, передних крыльях, рулевом колесе, рычаге переключения передач и дверных порогах, в то время как полноценные автомобили M имеют значки «M» большего размера на решетке радиатора и/или багажнике, колесах, рулевом управлении. руль, рычаг переключения передач и дверные пороги с номером модели (например, « M4 » или « M5 »). Исключение составляют модели M Roadster и M Coupe , варианты Z3, Z4 и 1 Series , которые имеют только значок «M» без номера, отображаемого на багажнике.
BMW предлагает эти опции «M Sport» на своих стандартных автомобилях с конца 1970-х годов, что объясняет, почему эти автомобили имеют значки M прямо с завода. Для сравнения, производитель автомобилей Audi также использует ту же номенклатуру. Существуют полноценные модели S (S4, S5, S6, S7 и TTS), а также дополнительный пакет S-line, который можно оборудовать в стандартной линейке автомобилей. [ 17 ]
Пример автомобилей под маркой «M» в последнее время включает в себя 5-ю и 6-ю серии, у которых на выбор была только механическая или автоматическая коробка передач, но в спортивном пакете «M» была дополнительная секвентальная спортивная коробка передач (SSG) (коробка передач ). аналогичен M5 и M6 (SMG)) до 2007 модельного года.
Эксклюзивные автомобили М.
[ редактировать ]Две модели, M1 (1978–1981) и XM (с 2022 г. по настоящее время), не являются высшими версиями существующей модели BMW, а, скорее, представляют собой модели с улучшенными характеристиками, производимые и продаваемые исключительно в варианте M. Эти модели, иногда называемые автомобилями «M Original», представляют собой флагманские характеристики и дизайн бренда M. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Модели M Performance
[ редактировать ]В 2012 году BMW представила новую категорию автомобилей M под брендом M Performance, призванную «ликвидировать разрыв между вариантами M Sport и полностью высокопроизводительными моделями M». [ 21 ] Модельный ряд включал дизельный M550d в кузовах седан и туринг, X5 M50d и X6 M50d, что стало первыми моделями BMW с дизельным двигателем, когда-либо носившими значок M. Вскоре после этого дебютировал бензиновый M135i.
С тех пор BMW анонсировала варианты M Performance почти для каждой модели своей линейки, включая три новые электрические модели: i4, ix и i7.
Исключения
[ редактировать ]- Автомобили M на базе BMW X имеют обычные обозначения моделей, за которыми следует значок с полосой «M» ( X3 M , X4 M , X5 M и X6 M ). Если бы номенклатура следовала традиции, то перед обозначением модели стояла бы буква «М», например, MX5 и MX6, уже используемые Mazda . [ 22 ] [ 23 ]
- M Roadster и M Coupe на базе Z3 в стандартной комплектации носили бесчисленные значки «M».
- Родстер Z4 M и купе Z4 M на базе Z4 первого поколения имели обычные обозначения моделей, за которыми следовал значок с полосой «M» (родстер Z4 M и купе Z4 M).
- M635CSi следовал традиции наименования M535i , но представлял собой полноценный M-Car (M6).
- Автомобили M на базе BMW 1 серии называются BMW 1 Series M Coupe, чтобы избежать путаницы с оригинальным BMW M1 .
Список автомобилей
[ редактировать ]Текущие автомобили M Original
[ редактировать ]- ХМ – G09 (2022–)
Текущие автомобили М
[ редактировать ]- М2 – купе G87 (2023–)
- M3 – G80 saloon, G81 estate (2021–)
- M4 – купе G82, кабриолет G83 (2021–)
- M5 – седан G90, универсал G91 (2024–)
- M8 – купе F92, кабриолет F91, F93 Gran Coupe (2019–)
- Х3 М – F97 (2019–)
- Х4 М – F98 (2019–)
- Х5 М – F95 (2020–)
- Х6 М – F96 (2020–)
Текущие модели M Performance
[ редактировать ]- i4 M50 xDrive - Гран-купе G26 BEV (2021–)
- i5 M60 xDrive - седан G60 и универсал G61 (2024–)
- i7 M70 xDrive — седан G70 (2023–)
- IX M60 (2022-)
- M135 xDrive - пятидверный хэтчбек F70 (2024–)
- M235i xDrive - Гран-купе F44 (2019–)
- M240i/M240i xDrive - купе G42 (2021–)
- M340i xDrive и M340d xDrive — седан G20 и универсал G21 (2019–)
- M440i xDrive и M440d xDrive - купе G22 и кабриолет G23 (2020–)
- M560e xDrive - седан G60 и универсал G61 (2024–)
- M760e xDrive — седан G70 (2023–)
- M850i xDrive — кабриолет G14, купе G15 и гран-купе G16 (2019–)
- X1 M35i xDrive -U11 (2023-)
- X2 M35i xDrive — U10 (2023–)
- X3 M50 xDrive — G45 (2024–)
- X4 M40i - G02 (2018–)
- X5 M60i xDrive — G05 (2023–)
- X6 M60i xDrive — G06 (2023–)
- X7 M60i xDrive — G07 (2023–)
- Z4 M40i - G29 (2019–)
Предыдущие автомобили М
[ редактировать ]Производство | Модель | Тип | Смещение | Тип двигателя | Власть | Тело | Производственный номер | Изображение |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1978–1981 | М1 | Е26 | 3,5-литровый | I6 | 204 кВт (277 л.с.) | Купе | 453 [ 24 ] | |
1980-1984 | М535и | Е12 | 3,5-литровый | I6 | 160 кВт (220 л.с.) | Седан с 4 дверями | 1,410 [ 25 ] | |
1984-1989 | М 635 CSi | Е24 | 3,5-литровый | I6 | от 191 кВт (260 л.с.) до 210 кВт (290 л.с.) |
Купе | 5,859 [ 26 ] | |
1985-1988 | М535и | Е28 | 3,5-литровый | I6 | от 136 кВт (185 л.с.) до 160 кВт (220 л.с.) |
Седан с 4 дверями | 9,483 [ 27 ] | |
1985-1988 | М5 | Е28 | 3,5-литровый | I6 | 210 кВт (290 л.с.) | Седан с 4 дверями | 2,191 [ 28 ] | |
1986-1991 | M3 | Е30 | 2,3-литровый 2,5-литровый |
я4 | от 143 кВт (194 л.с.) до 175 кВт (238 л.с.) |
Купе Кабриолет |
17 184 (Купе) [ 29 ] 786 (Кабриолет) [ 30 ] |
|
1988-1995 | М5 | Е34 | 3,6 литра 3,8 литра | I6 | от 232 кВт (315 л.с.) до 250 кВт (340 л.с.) |
Седан с 4 дверями Универсал (с 1992 г.) |
11 336 (Седан); 891 ( Универсал ) [ 31 ] |
|
1990 | М8 | Е31 | 6,0-литровый | V12 | 410 кВт (558 л.с.) | Купе | 1 прототип | |
1992-1999 | M3 | Е36 | 3,0-литровый 3,2-литровый |
I6 | от 179 кВт (243 л.с.) до 236 кВт (321 л.с.) |
Седан с 4 дверями Купе Кабриолет |
71,242 [ 32 ] [ 33 ] | |
1996-2002 | М Родстер М-купе |
Е36/7 Е36/8 |
3,2-литровый | I6 | от 179 кВт (243 л.с.) до 236 кВт (321 л.с.) |
Родстер Купе |
6291 (Купе); [ 34 ] 15 375 (Родстер) [ 35 ] |
|
1998-2003 | М5 | Е39 | 5,0-литровый | V8 | 294 кВт (400 л.с.) | Седан с 4 дверями | 20,482 [ 36 ] | |
2000-2006 | M3 | Е46 | 3,2-литровый 4,0-литровый (ГТР) |
I6 V8 |
от 252 кВт (343 л.с.) до 279 кВт (379 л.с.) |
Купе Кабриолет |
85,744 [ 37 ] | |
2005-2010 | М5 | Е60 Е61 |
5,0-литровый | V10 | 373 кВт (507 л.с.) | Седан с 4 дверями Универсал (с 2007 г.) |
19 522 (Седан); 1025 (универсал) [ 38 ] |
|
2005-2010 | М6 | Е63 Е64 |
5,0-литровый | V10 | 373 кВт (507 л.с.) | Купе Кабриолет (с 2006 г.) |
9087 (Купе); 5065 (кабриолет) [ 39 ] |
|
2006-2008 | Z4 М Родстер Z4 М Купе |
Е85 Е86 |
3,2-литровый | I6 | 252 кВт (343 л.с.) | Родстер Купе |
4275 (Купе); [ 40 ] 5070 (Родстер) [ 41 ] |
|
2007-2013 | M3 | Е90 Е92 Е93 |
4,0-литровый 4,4 литра (ЭЛТ и GTS) |
V8 | 309 кВт (420 л.с.) 331 кВт (450 л.с.) |
Седан с 4 дверями Купе Кабриолет |
9,606 + 68 M3 CRT (Sedan); 39 954 + 138 M3 GTS (Купе); 16 219 (кабриолет) [ 42 ] |
|
2011-2012 | Кубок 1М | Е82 | 3,0-литровый | I6 | 250 кВт (340 л.с.) | Купе | 6,342 [ 43 ] | |
2009-2013 | Х5М | Е70 | 4,4-литровый | V8 | 408 кВт (555 л.с.) | САВ | 8,974 [ 44 ] | |
2009-2014 | Х6 М | Е71 | 4,4-литровый | V8 | 408 кВт (555 л.с.) | САВ | 10,678 [ 45 ] | |
2011-2016 | М5 | F10 | 4,4-литровый | V8 | От 412 кВт (560 л.с.) до 441 кВт (600 л.с.) | Седан с 4 дверями | 19,533 [ 38 ] | |
2012-2018 | М6 | Ф06/Ф12/Ф13 | 4,4-литровый | V8 | От 412 кВт (560 л.с.) до 441 кВт (600 л.с.) | Седан с 4 дверями Купе Кабриолет |
6719 (4-дверный седан); 4515 (Купе); 4318 (кабриолет) [ 46 ] |
|
2013-2018 | Х5М | F85 | 4,4-литровый | V8 | 423 кВт (575 л.с.) | САВ | 12,915 [ 47 ] | |
2014-2019 | Х6 М | F86 | 4,4-литровый | V8 | 423 кВт (575 л.с.) | САВ | 9,794 [ 48 ] | |
2014-2018 | M3 | Ф80 | 3,0-литровый | I6 | От 317 кВт (431 л.с.) до 338 кВт (460 л.с.) | Седан с 4 дверями | 33 414 + 1 263 м3 КС [ 49 ] | |
2014-2020 | М4 | F82 F83 |
3,0-литровый | I6 | От 317 кВт (431 л.с.) до 368 кВт (500 л.с.) | Купе Кабриолет |
||
2015-2021 | М2 | F87 | 3,0-литровый | I6 | От 272 кВт (365 л.с.) до 331 кВт (444 л.с.) | Купе | 61,856 | |
2017-2023 | М5 | F90 | 4,4-литровый | V8 | От 441 кВт (600 л.с.) до 467 кВт (635 л.с.) | Седан с 4 дверями |
Автомобили под маркой M
[ редактировать ]Все эти автомобили являются настоящими моделями BMW Motorsport, а не спортивными моделями M-line, имеющими такие особенности BMW Motorsport, как спортивные обвесы и внутренние характеристики.
- E12 M535i (1979–1981) - часто считается первым серийным автомобилем, построенным BMW Motorsport.
- E31 850CSi (1992–1996) – автомобиль М во всем, кроме названия; у него был двигатель от BMW M, и его VIN указывал на то, что он был разработан BMW Motorsport, как и все другие автомобили M. [ 50 ]
Автомобили с двигателем М
[ редактировать ]В конце 1980-х годов из-за непомерно высоких налогов на автомобили с объемом двигателя более 2,0 литра в Италии и Португалии компания BMW решила построить E30 320is в качестве альтернативы 2,3-литровому M3. Этот автомобиль был оснащен укороченным двигателем S14 мощностью 192 л.с. В период с 9.1987 по 11.1990 компания BMW произвела в общей сложности 3648 единиц, из которых большинство из 2542 единиц были доступны в двухдверном исполнении (кодовое название AK95). На эту ограниченную версию не устанавливались каталитические нейтрализаторы. Рулевая рейка, пружины, амортизаторы и тормоза были аналогичны обычным 6-цилиндровым моделям E30 (например, 325i) со спортивной подвеской. Двигатель агрегатировался с 5-ступенчатой коробкой передач Getrag 265 в конфигурации с изогнутыми опорами . [ 51 ]
Соревнование
[ редактировать ]Модели Audi RS, модели Mercedes-Benz AMG и модели Lexus F часто рассматриваются как прямая конкуренция автомобилям BMW M аналогичного размера, например, Lexus IS-F против Audi RS 4 против Mercedes-Benz C 63 AMG против Mercedes-Benz C 63 AMG или Mercedes -Benz C 63 AMG. БМВ М3 . [ 52 ]
В отличие от тюнеров вторичного рынка, автомобили Alpina на базе BMW в настоящее время в основном производятся BMW на своих производственных линиях и более ориентированы на комфорт. Alpina признанный производитель автомобилей и очень тесно сотрудничает с BMW, иногда участвуя в разработке моделей и двигателей BMW. Некоторые модели Alpina даже продаются в Северной Америке компанией BMW и либо конкурируют с BMW M6 Gran Coupé, в случае Alpina B6 Gran Coupé, либо заменяют их, в случае Alpina B7, поскольку варианта M7 не существует. 7-я серия составит конкуренцию этой модели. [ 53 ]
BMW M также сталкивается с конкуренцией со стороны нескольких независимых компаний, предлагающих свои собственные версии моделей BMW; некоторые пакеты производительности можно установить на существующие автомобили, а другие применяются к новым автомобилям, купленным непосредственно у BMW AG и переоборудованным перед первой регистрацией. К таким компаниям относятся Hamann Motorsport , Dinan Cars , G-Power , AC Schnitzer и Hartge .
См. также
[ редактировать ]- БМВ в автоспорте
- БМВ Автоспорт
- Обозначения моделей БМВ
- История БМВ
- Модели Audi S и RS
- Хендай Н
- Мерседес-АМГ
- Альфа Ромео Квадрифольо
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сиуру, Билл (июль 2012 г.). «М в сорок». Раундель . 44 (7): 66–72. ISSN 0889-3225 .
- ^ «Забытый предок автомобилей BMW M: на трассе 530 MLE» . Журнал «Автомобильный спорт» . 26 июля 2021 г. Проверено 25 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «BMW M5 2005 года против Mercedes-Benz e55 AMG 2005 года — Цельнометаллические ракеты — Дорожное испытание класса люкс» . Моторный тренд. 13 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 29 июня 2011 года . Проверено 6 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «BMW 760Li — Обзор первой поездки — Обзоры автомобилей» . Автомобиль и водитель. 1 марта 2003 года . Проверено 10 июля 2016 г.
- ^ «БМВ М7» .
- ^ «Международный двигатель года 2010» . Ukipme.com. Архивировано из оригинала 13 сентября 2012 года . Проверено 6 августа 2011 г.
- ^ «Жизнь и смерть безнаддувного двигателя BMW» . БиммерФайл. 22 ноября 2010 года . Проверено 10 июля 2016 г.
- ^ «Отчет: Седан BMW M3, возможно, не доживет до следующего поколения» . Автоблог. 13 апреля 2010 года . Проверено 10 июля 2016 г.
- ^ «Отчет: подразделение BMW M переходит на четырех- и шестицилиндровые турбины» . Motorauthority.com. 19 марта 2009 года. Архивировано из оригинала 13 апреля 2011 года . Проверено 6 августа 2011 г.
- ^ «Будущие автомобили BMW M переходят на турбодвигатели меньшей мощности | Обзоры | Цены | Австралийские характеристики» . Themotorreport.com.au. 28 ноября 2008 года . Проверено 6 августа 2011 г.
- ^ «Глава BMW M GmBH Фридрих Ничке о дизелях M для США и моделях i с настройкой M, наша любовь к руководствам | Блог о автомобилях и водителях» . Блог.caranddriver.com. 18 апреля 2012 года . Проверено 10 июля 2016 г.
- ^ «Сравнение BMW 1 Series M 2011 года и BMW M3 2011 года» . Моторный тренд . Проверено 25 мая 2012 г.
- ^ «Мысли о предстоящем BMW 1 серии M Coupe «Работа, вино и колеса» . Cparente.wordpress.com. 14 декабря 2010 года . Проверено 6 августа 2011 г.
- ^ «Обзоры BMW M3 Coupe 4.0L V8 с 6-ступенчатой механической коробкой передач 2010 года» . Эдмундс.com. 9 марта 2010 года . Проверено 6 августа 2011 г.
- ^ «BMW представляет двигатель V6 мощностью 440 л.с. с 2012 года для будущего M3» . БМВКуп. 12 ноября 2010 года . Проверено 6 августа 2011 г.
- ^ «Отчет: следующий BMW M3 получит 450-сильный твин-турбо шестицилиндровый двигатель | Новости AutoGuide.com» . Автогид.com. 23 марта 2010 г. Проверено 6 августа 2011 г.
- ^ «Линейка автомобилей Ауди 2013 года» . Ауди. Архивировано из оригинала 2 апреля 2013 года . Проверено 2 апреля 2013 г.
- ^ «Первый BMW XM» . www.press.bmwgroup.com . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ «Из архива: История BMW M1» . Автомобиль и водитель . 15 ноября 2020 г. Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ «Первый BMW XM: оригинал BMW M» . www.press.bmwgroup.com . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ «Новый BMW X6 дебютирует с моделями BMW M Performance» . press.bmwgroup.com. 26 января 2012 г.
- ^ https://www.press.bmwgroup.com/pressclub/p/pcgl/pressDetail.html?outputChannelId=6&id=T0011958EN&left_menu_item=node__2251 Пресс-релиз: BMW X5 M. BMW X6 M.>
- ^ http://www.topgear.com/uk/car-news/bmw-x5-x6-news-2009-04-06 Top Gear: M Battle>
- ^ «Реестр BMW M — Часто задаваемые вопросы E26 M1» .
- ^ «Реестр BMW M — Часто задаваемые вопросы E12 M535i» .
- ^ «Реестр BMW M — Часто задаваемые вопросы E24 M635CSi+M6» .
- ^ «Реестр BMW M — Часто задаваемые вопросы E28 M535i» .
- ^ «Реестр BMW M — Часто задаваемые вопросы E28 M5» .
- ^ «Реестр BMW M — Часто задаваемые вопросы E30 M3» .
- ^ «Реестр BMW M — Часто задаваемые вопросы E30 M3 кабриолет» .
- ^ «Реестр BMW M — Часто задаваемые вопросы E34 M5» .
- ^ «Реестр BMW M — Часто задаваемые вопросы E36 M3 3.0» .
- ^ «Реестр BMW M — Часто задаваемые вопросы E36 M3 3.2» .
- ^ «Реестр BMW M — Часто задаваемые вопросы E36/8 M купе» .
- ^ «Реестр BMW M — Часто задаваемые вопросы, родстер E36/7 M» .
- ^ «Реестр BMW M — Часто задаваемые вопросы E39 M5» .
- ^ «Реестр BMW M — Часто задаваемые вопросы E46 M3» .
- ^ Jump up to: а б «Реестр BMW M — Часто задаваемые вопросы F10 M5» .
- ^ «Реестр BMW M — Часто задаваемые вопросы E63 + E64 M6» .
- ^ «Реестр BMW M — Часто задаваемые вопросы Родстер E85 M» .
- ^ «Реестр BMW M — Часто задаваемые вопросы E86 M Coupe» .
- ^ «Реестр BMW M — Часто задаваемые вопросы E90 + E92 + E93 M3» .
- ^ «Реестр BMW M — Часто задаваемые вопросы E82 1 Series M Coupe» .
- ^ «Реестр BMW M — Часто задаваемые вопросы E70 X5 M» .
- ^ «Реестр BMW M — Часто задаваемые вопросы E71 X6 M» .
- ^ «Реестр BMW M — FAQ F06+F12+F13 M6» .
- ^ «Реестр BMW M — Часто задаваемые вопросы F85 X5 M» .
- ^ «Реестр BMW M — Часто задаваемые вопросы F86 X6 M» .
- ^ «Форум BMW M3 и BMW M4 — Посмотреть отдельное сообщение — Полные производственные данные о сроке службы модели F80 M3» .
- ^ «850CSi @» . E31.net . Проверено 3 октября 2010 г.
- ^ «БМВ 320is@» . classicheroes.co.uk . Проверено 11 апреля 2014 г.
- ^ «BMW M3 против Audi RS4 против Cadillac CTS-V против Lexus IS-F против Mercedes C63 AMG» . Правда об автомобилях. 23 февраля 2009 года . Проверено 6 августа 2011 г.
- ^ Фунг, Дерек (25 ноября 2014 г.). «BMW M7 не нужен, Alpina B7 занимает эту нишу, по мнению руководителя BMW | CarAdvice» . Проверено 30 августа 2015 г.