БМВ З3
БМВ З3 | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Производитель | BMW |
Производство | Сентябрь 1995 г. – июнь 2002 г. |
Модельные годы | 1996–2002 |
Сборка | США: Грир, Южная Каролина ( Плант Спартанбург ). |
Дизайнер | Джоджи Нагашима Буркхард Гешель |
Кузов и шасси | |
Сорт | Спортивный автомобиль ( S ) |
Тип кузова |
|
Макет | Передний двигатель, задний привод |
Связанный | БМВ 3 серии (Е36) |
Силовой агрегат | |
Двигатель | |
Передача инфекции |
|
Размеры | |
Колесная база | 2446 мм (96,3 дюйма) |
Длина | 4025 мм (158,5 дюйма) |
Ширина | 1692 мм (66,6 дюйма) |
Высота | 1293–1306 мм (50,9–51,4 дюйма) |
Снаряженная масса | 1160–1400 кг (2557–3086 фунтов) |
Хронология | |
Предшественник | БМВ З1 |
Преемник | БМВ З4 (Е85) |
BMW Z3 — это линейка двухместных спортивных автомобилей , выпускавшихся с 1995 по 2002 год. Модельный ряд имеет следующие варианты кузова:
Z3 был основан на компактной платформе E36/5 . [1] укороченная версия обычной платформы E36. Эта меньшая по размеру и более дешевая платформа использовала конструкцию задней подвески на продольных рычагах от старой E30 3-й серии . Это первый серийный серии Z. автомобиль
Модели M были представлены в 1998 году в кузовах родстер и купе и оснащались S50 , S52 или S54 рядными шестицилиндровыми двигателями в зависимости от страны и модельного года. Модели M поставлялись с 5-ступенчатой механической коробкой передач . Обычные Z3 предлагались с рядными шестицилиндровыми или четырехцилиндровыми двигателями.
Производство закончилось 28 июня 2002 г. [2] с линией Z3, замененной на E85 Z4 .
Разработка и запуск
[ редактировать ]Разработка родстера началась в 1991 году под руководством Буркхарда Гёшеля. [1] [3] Внешний вид был спроектирован Джоджи Нагашимой и завершен в середине 1992 года, за 39 месяцев до начала производства. [4] [5] и проект был заморожен в 1993 году. [6] Патенты на образцы были поданы 2 апреля 1994 г. в Германии и 27 сентября 1994 г. в США. [7] Z3 был представлен в видеопресс-релизе BMW North America 12 июня 1995 года. Производство началось 20 сентября 1995 года. [8]
Разработкой модели купе руководила группа инженеров BMW в свободное от работы время. [9] Купе Z3 имеет ту же платформу и детали, что и родстер, но имеет люк, повышающий жесткость шасси, и по сравнению с ним в 2,7 раза жестче. [10] [9] Купе Z3 было представлено на автосалоне во Франкфурте в 1997 году .
Z3 была первой моделью BMW, производившейся исключительно за пределами Германии. Он был изготовлен в Грире, Южная Каролина . [4]
Стили кузова
[ редактировать ]- Родстер E36/7 (до рестайлинга)
- Родстер E36/7 (до рестайлинга)
- Родстер E36/7 (Фейслифтинг)
- Е36/8 купе
Родстер (Е36/7)
[ редактировать ]Модели родстеров поступили в производство в сентябре 1995 года и на момент запуска оснащались 4-цилиндровыми двигателями . Позднее, в 1996 году, были представлены 6-цилиндровые двигатели . [11] Съемная жесткая крыша была доступна в качестве дополнительного аксессуара.
Купе (Е36/8)
[ редактировать ]Модели купе поступили в производство в январе 1998 года. [12] Необычный боковой профиль получил от критиков такие прозвища, как «клоунский башмак» и «хлебный фургон». [13] [14] [15] [16] В Германии ее называют «turnschuh» (спортивная обувь). [17]
Кузов купе был доступен только с двигателями, подходящими для родстеров моделей 2.8, 3.0i и M. Мощность двигателей различалась, поскольку они охватывали три поколения архитектуры двигателей, достигая максимальной мощности в 325 лошадиных сил в обновленном купе M. Как и модели родстера, он был только заднеприводным и доступен как с автоматической, так и с механической коробкой передач. [18] Этих автомобилей было выпущено очень мало, что делало их более редкими, чем большинство автомобилей, BMW M Coupe . особенно модель [19]
Трансмиссии
[ редактировать ]Доступные передачи: [20]
- 5-ступенчатая ZF S5-31 МКПП (Z3 2.8/3.0i/Z3M)
- 5-ступенчатая Getrag 250 МКПП (Z3 1.8/1.9i/2.0/2.2i/2.5)
- 4-ступенчатый GM 4L30-E автомат (Z3 1,9/2,0/2,5/2,8)
- 5-ступенчатый GM 5L40-E автомат (Z3 2.2i/2.5/3.0)
Модели
[ редактировать ]4-цилиндровые модели оснащены одной выхлопной трубой, а шестицилиндровые модели имеют двойные выхлопные трубы, более широкие задние крылья (для моделей до фейслифтинга) и обновленный передний бампер. Модели M имели такие же более широкие крылья, как и модели с шестью цилиндрами, но с уникальными передним и задним бамперами, боковыми зеркалами и первым в подразделении M системой четырех выхлопных труб.
Модели 1.8, 2.0 и 2.2i были недоступны в США. США также были единственным рынком, получившим модели 2.3 и 2.5.
Модель | Годы | Двигатель | Власть | Крутящий момент |
---|---|---|---|---|
1.8 | 1995–1998 | М43Б18 рядная четверка | 85 кВт (114 л.с.) при 5500 об/мин | 168 N⋅m (124 lb⋅ft) при 3900 об/мин |
1999–2000 | М43Б19 рядная четверка | 87 кВт (117 л.с.) при 5500 об/мин | 180 N⋅m (133 lb⋅ft) при 3900 об/мин | |
1.9 | 1995–1999 | М44Б19 рядная четверка | 103 кВт (138 л.с.) при 6000 об/мин | 180 N⋅m (133 lb⋅ft) при 4300 об/мин |
1.9и | 2000–2002 | М43Б19 рядная четверка | 87 кВт (117 л.с.) при 5500 об/мин | 180 N⋅m (133 lb⋅ft) при 3900 об/мин |
2.0 | 1999–2000 | М52ТУБ20 рядная шестерка | 110 кВт (148 л.с.) при 5900 об/мин | 190 N⋅m (140 lb⋅ft) при 3500 об/мин |
2.2и | 2000–2002 | М54Б22 рядная шестерка | 125 кВт (168 л.с.) при 6100 об/мин | 210 N⋅m (155 lb⋅ft) при 3500 об/мин |
2.3 | 1998–2000 | М52ТУБ25 рядная шестерка | 127 кВт (170 л.с.) при 5500 об/мин | 245 N⋅m (181 lb⋅ft) при 3500 об/мин |
2.5и | 2000–2002 | М54Б25 рядная шестерка | 137 кВт (184 л.с.) при 6000 об/мин | 237 N⋅m (175 lb⋅ft) при 3500 об/мин |
2.8 | 1997–1998 | М52Б28 рядная шестерка | 141 кВт (189 л.с.) при 5300 об/мин | 275 N⋅m (203 lb⋅ft) при 3950 об/мин |
1999–2000 | М52ТУБ28 рядная шестерка | 142 кВт (190 л.с.) при 5300 об/мин | 280 N⋅m (207 lb⋅ft) при 3500 об/мин | |
3.0i | 2000–2002 | М54Б30 рядная шестерка | 170 кВт (228 л.с.) при 5900 об/мин | 300 N⋅m (221 lb⋅ft) при 3500 об/мин |
З3М (ЕВРОСОЮЗ) | 1997–2000 | С50Б32 рядная шестерка | 236 кВт (321 л.с.) (317 л.с.) при 7400 об/мин | 350 N⋅m (258 lb⋅ft) при 3250 об/мин |
2001–2002 | С54Б32 рядная шестерка | 239 кВт (325 л.с.) (320 л.с.) при 7400 об/мин | 350 N⋅m (258 lb⋅ft) при 4900 об/мин | |
З3М (НАС) | 1997–2000 | С52Б32 рядная шестерка | 179 кВт (240 л.с.) при 6000 об/мин | 305 N⋅m (225 lb⋅ft) при 4250 об/мин |
2001–2002 | С54Б32 рядная шестерка | 235 кВт (315 л.с.) при 7400 об/мин | 340 N⋅m (251 lb⋅ft) при 4900 об/мин |
М модели
[ редактировать ]Версии M были представлены в 1997 году в родстер ( M Roadster ) и купе ( M Coupé кузовах ). Европейские модели изначально оснащались рядным шестицилиндровым двигателем S50 , а североамериканские модели - менее мощным S52 рядным шестицилиндровым двигателем . В 2001 году как европейские, так и североамериканские модели перешли на новый двигатель S54 . Z3M был доступен только с 5-ступенчатой механической коробкой передач.
По сравнению со стандартным Z3 модели M имели дифференциал повышенного трения , более широкую заднюю колею, [15] и тормоза большего размера (они общие с E36 M3). Модели M были доступны в цветах, характерных для M, и имели многочисленные эстетические и аэродинамические отличия от остальной части линейки Z3, включая более аэродинамические боковые зеркала, измененный дизайн переднего и заднего бамперов, сделанные на заказ колеса Roadstar Style 40, измененные боковые жабры и четыре выхлопные трубы. Интерьер также можно отличить по вольтметру, часам и указателям температуры масла на центральной консоли, а также уникальным сиденьям в стиле М и вариантам цвета салона.
В отличие от остальной части линейки Z3, M Roadster и M Coupé не претерпели косметических изменений во время фейслифтинга в 2000 году.
- М родстер спереди
- М родстер сзади
- М-купе сзади
Специальные модели
[ редактировать ]Издание Джеймса Бонда
[ редактировать ]
В связи с появлением в фильме «Золотой глаз » о Джеймсе Бонде, который был выпущен в том же году, BMW выпустила «James Bond Edition» Z3, который предлагался для продажи через рождественский каталог Neiman Marcus . Издание Джеймса Бонда было продано в 1996 году за 35 000 долларов США (что эквивалентно 67 995 долларам в 2023 году). BMW и Neiman Marcus первоначально установили цель продаж в 20 единиц, но позже она была увеличена до 100 единиц после получения высокого уровня интереса со стороны клиентов.
Версия James Bond Edition была основана на Z3 1.9i и включала табличку на приборной панели 007, коврики 007, уникальные колеса и хромированную внешнюю отделку. Цветовая гамма представляла собой внешний вид «синего Атланты» с бежевым кожаным салоном, соответствующий Z3, появившемуся в GoldenEye. [21]

Прототип V12
[ редактировать ]В 1999 году подразделение BMW M выпустило единственный прототип Z3 с двигателем M73 V12 объемом 5,4 л. [22] [23] чтобы проверить экономию места в моторном отсеке. [24] Он создан на базе родстера Z3, имеет 17-дюймовые колеса с шинами 225/45 спереди и 245/40 сзади и окрашен в оранжевый оттенок. Двигатель V12 имел мощность 240 кВт (322 л.с.) при 5000 об/мин и крутящий момент 490 Нм (361 фунт-фут) при 3900 об/мин, а мощность передавалась через 6-ступенчатую механическую коробку передач. Концепт намного тяжелее стандартного Z3 - 1400 кг (3086 фунтов), причем почти весь этот лишний вес приходится на двигатель V12 - большой двигатель привел к распределению веса спереди и сзади 70/30. Концепт был полностью функциональным и был протестирован немецким автомобильным журналом Autozeitung в 1999 году. Их тесты показали время разгона от 0 до 100 км/ч (0–62 миль в час) за 5,5 секунды, пробег стоящего километра (0,62 мили) за 24,4 секунды и максимальная скорость 263 км/ч (163 миль в час). [25]
Автомобиль безопасности M-купе
[ редактировать ]Вариант автомобиля безопасности BMW M Coupé был произведен подразделением BMW M для MotoGP и использовался в сезоне 2000 года . [26]
Изменения модельного года
[ редактировать ]1997
[ редактировать ]- Публике представлены модели M Roadster и M Coupé.
- BMW Individual представлен на моделях Z3. [27]
1998
[ редактировать ]- Представлены модели купе. [28]
- В качестве опций были добавлены деревянная отделка и мягкий верх с электроприводом. [29]
- Представлены обручи для опрокидывания . [30]
- Автоматический контроль устойчивости (ASC) стал стандартным оборудованием моделей 1.9. [31]
- Представлен вариант жесткой крыши для моделей Z3. [32]
1999 рестайлинг
[ редактировать ]В апреле 1999 года началось производство обновленной версии (LCI) Z3. [33] Основные изменения включают в себя:
- Модель Z3 2.0 была заменена на Z3 2.2i , а модель Z3 2.8 была заменена на Z3 3.0i , поскольку рядные шестицилиндровые двигатели были модернизированы с M52 до M54 (добавление буквы «i» к названиям моделей). не имеет существенного значения, поскольку все двигатели используют электронный впрыск топлива). В США модель Z3 2.3 была заменена на Z3 2.5 .
- Изменения внешнего дизайна, включая обновленные хромированные кольцевые фары и L-образные задние фонари, более широкую заднюю колею на 2,5 дюйма (64 мм) (теперь одинаково для 4- и 6-цилиндровых моделей), значки с обозначением модели, выемку для пальца для кнопки открытия багажника, встроенный третий тормоз. свет (с серебристыми фарами на моделях 2.8 и 3.0i), хромированные насадки выхлопной системы и новый дизайн колес. [34] [35] [36] [37] Модели Z3M не получили подобных внешних изменений.
- Изменения в дизайне интерьера, включая обновленные кнопки центральной консоли с часами посередине и новый дизайн трехспицевого рулевого колеса. [38]
- Электронная система стабилизации заменена с ASC на новую систему DSC. [39]
- Новая трехслойная изоляция крыши кабриолета с обшивкой потолка. [38]
- Представлены двухступенчатые боковые подушки безопасности. [40]
2000
[ редактировать ]- DSC теперь интегрирована с функциями динамического управления торможением (DBC) и автоматического дифференциального торможения (ADB). [41]
2001
[ редактировать ]- Модели Z3M перешли с рядных шестицилиндровых двигателей BMW S50 (европейская спецификация) и BMW S52 (спецификация для США) на рядный шестицилиндровый двигатель BMW S54 .
Объемы производства
[ редактировать ]Один источник предоставляет ниже данные о производственных показателях. [42] Однако есть и другие источники, которые предоставляют противоречивую информацию. [42] поэтому фактические цифры не являются точными.
Модель | Общий | Родстер | Купе |
---|---|---|---|
З3 1.8 | 56,091 | 56,091 | - |
З3 1.9и | 77,965 | 77,965 | |
З3 2.0 | 14,616 | 14,616 | |
З3 2.2и | 21,052 | 21,052 | |
З3 2.3 | 22,282 | 22,282 | |
З3 2,5 | 6,813 | 6,813 | |
З3 2.8 | 58,278 | 50,607 | 7,671 |
З3 3.0и | 18,378 | 14,525 | 3,853 |
З3М | 21,613 | 15,322 | 6,291 |
Общий: | 297,088 | 279,273 | 17,815 |
Маркетинг
[ редактировать ]Z3 ненадолго появился в фильме о Джеймсе Бонде «Золотой глаз» , в сцене, где Бонд едет по Кубе . [43] Бонд в конечном итоге обменял машину на самолет Джека Уэйда. Z3 — один из немногих автомобилей небританского производства, на которых Джеймс Бонд ездил на протяжении всей истории кинофраншизы, и первый из трех фильмов о Джеймсе Бонде, в которых заметное место занимает BMW. Этот разрыв традиции произошел благодаря лицензионному соглашению между BMW и франшизой о Джеймсе Бонде на три фильма, которое началось с «Золотого глаза» и закончилось «И целого мира мало» . [44] Z3 в GoldenEye оснащен ракетами «Стингер», спрятанными за фарами, системой экстренного парашютного торможения и радарным сканером в виде ЖК-экрана на приборной панели. [45] Во время сцены брифинга также отмечается, что в машине есть катапультируемое пассажирское кресло и система самоуничтожения, хотя они ни разу не использовались в фильме. [46] Z3 также является одной из немногих машин Q-ветви, которая не была уничтожена в полевых условиях. Поклонники франшизы не были в восторге от продакт-плейсмента BMW, тем более что у Z3 никогда не было сцены, в которой можно было бы использовать функции вооружения и защиты, которые всегда отличали автомобили Джеймса Бонда. В конечном итоге это было исправлено с помощью BMW 750iL в следующем фильме « Завтра не умрет никогда» .
Два синих прототипа были предоставлены в январе 1995 года для съемок на аэродроме Ливсден . [47] [48] Соглашение между BMW и Eon Productions заключалось в перекрестном продвижении автомобиля и фильма, и деньги не переходили из рук в руки. [49]
Продажи Z3 резко выросли, поскольку фильм занял первое место по кассовым сборам. К моменту представления автомобиля весь производственный цикл родстера BMW Z3 1996 года, а именно более 15 000 родстеров, был распродан. [50]
Z3 появился в «Следующем» , одном из фильмов BMW, выпущенном в 2001 году. [51]
Награды
[ редактировать ]- 1995 Награда "Супер Реджи" за лучшее шоу за маркетинговую кампанию GoldenEye. [52]
- 1999 года: Самый разыскиваемый кабриолет Эдмундса 25 001–40 000 долларов за Z3 2.8. [53]
- 1999 Автомобиль и водитель "Десять лучших" за M Coupé / M Roadster [54]
- 1999 года Премия автомобильного журнала "Дизайн года" за M Coupé. [55]
- 1999 года Награда автомобильного журнала "Лучший спортивный автомобиль" за M Coupé. [55]
- Intellichoice 2000 г. «Лучшая общая цена года» — «Базовый спорт» для Z3 Roadster 2.3 [56]
- 2000 Top Gear (телешоу) "Автомобиль года для водителя" за M Coupé [57]
- 2009 Jalopnik «10 лучших автомобилей десятилетия» для M Coupé. [58]
- 2011 Top Gear "Иконы Хаммонда" для M Coupé [59]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Hyundai Genesis Coupe следует примеру BMW Z3» . www.torquenews.com . Проверено 22 июня 2017 г.
- ^ «Хронология: BMW в Спартанбурге» . GoUpstate.com . Архивировано из оригинала 2 мая 2008 года . Проверено 9 мая 2013 г.
- ^ «Вдогонку: Буркхард Гешель» . www.automobilemag.com . Проверено 22 июня 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Красивый родстер BMW Z3 – фотосессия» . www.bmwblog.com . Проверено 22 июня 2017 г.
- ^ «BMW Z3 (E36) Родстер и купе 1997–2002 гг.» . www.zroadster.org . Проверено 22 июня 2017 г.
- ^ Бэнгл, Крис (январь 2001 г.). «Идеальная машина для творчества. Как BMW превращает искусство в прибыль» . Гарвардское деловое обозрение . 79 (1): 47–55. ПМИД 11189462 . Проверено 12 декабря 2017 г.
- ^ «ДПМАрегистр - Проекты - Регистрация информации о проектах» . dpma.de.
- ^ «BMW НАЗНАЧАЕТ Z3 JOB 1 НА СЕНТЯБРЬ | Автомобильные новости» .
- ^ Перейти обратно: а б Либерман, Джонни. «Гараж Jalopnik Fantasy: BMW M Coupe первого поколения» . Ялопник . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ «БМВ z3 купе» . www.bmwz3coupe.com . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ «Выбор модели Z3 E36» . www.realoem.com . Проверено 22 июня 2017 г.
- ^ "BMW Z3 купе 2.8 (E36/7)" . BMW Group (на немецком языке) . Проверено 18 июля 2020 г.
- ^ «Купе BMW Z3M на продажу: клоунские туфли дорожают» . www.bmwblog.com . Проверено 22 июня 2017 г.
- ^ «Соответствует ли купе BMW Z3 M этой шумихе?» . www.roadandtrack.com . Проверено 22 июня 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Почему BMW Z3 M — настоящий автомобиль-герой 90-х» . www.carthrottle.com . Проверено 22 июня 2017 г.
- ^ «BMW Z3 M Coupé. Бахрейн. Хлебный фургон гребет тесто» . www.crankandpiston.com . Проверено 22 июня 2017 г.
- ^ «Тест подержанного автомобиля: BMW Z3 Coupe (1998-2002 гг.)» . www.autobild.de . Проверено 22 июня 2017 г.
- ^ «Характеристики купе BMW Z3» . Ultimatespecs.com . Проверено 5 апреля 2023 г.
- ^ «БМВ Z3 М Купе» . bmw-m.com . Проверено 29 сентября 2022 г.
- ^ «RealOEM.com — выберите свою модель BMW» . www.realoem.com . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ "Родстер BMW Z3 James Bond Edition 1996 года" . www.bonhams.com . Проверено 24 июня 2017 г.
- ^ «Все, что вы хотите знать о прототипе BMW M Z3 V12» . www.carscoops.com . Проверено 24 июня 2017 г.
- ^ «M GmbH раскрывает «загадочный» прототип BMW Z3 с двигателем V12» . www.caranddriver.com . Проверено 24 июня 2017 г.
- ^ «BMW Z3 с двигателем V12, который почти был» . www.oppositelock.kinja.com . Проверено 24 июня 2017 г.
- ^ «Все, что вы хотите знать о прототипе BMW M Z3 V12» . www.carscoops.com . 10 августа 2012 года . Проверено 12 августа 2018 г.
- ^ «Gran Coupé führt Safety-Car-Flotte an» . autobild.de . Проверено 30 августа 2017 г.
- ^ Тейлор, Джеймс (31 марта 2017 г.). BMW Z3 и Z4: полная история . Кровуд Пресс. ISBN 9781785002779 .
- ^ «Классика подержанных автомобилей: родстер и купе BMW Z3» . Дорога и трек . 6 ноября 2012 года . Проверено 13 июня 2018 г.
- ^ Тейлор, Джеймс (31 марта 2017 г.). BMW Z3 и Z4: полная история . Кровуд Пресс. ISBN 9781785002779 .
- ^ «Классика подержанных автомобилей: родстер и купе BMW Z3» . www.roadandtrack.com . Проверено 27 июня 2017 г.
- ^ Тейлор, Джеймс (31 марта 2017 г.). BMW Z3 и Z4: полная история . Кровуд Пресс. ISBN 9781785002779 .
- ^ Тейлор, Джеймс (31 марта 2017 г.). BMW Z3 и Z4: полная история . Кровуд Пресс. ISBN 9781785002779 .
- ^ "Обзор подержанного автомобиля BMW Z3 (1997 - 2003)" . www.rac.co.uk. Проверено 13 июня 2018 г.
- ^ «AutoSpeed — Тест нового автомобиля — BMW Z3 2.2i Roadster» . www.autospeed.com . Архивировано из оригинала 22 февраля 2018 года . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ "Обзор подержанного автомобиля BMW Z3 (1997 - 2003)" . www.rac.co.uk. Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ Тейлор, Джеймс (31 марта 2017 г.). BMW Z3 и Z4: полная история . Кровуд Пресс. ISBN 9781785002779 .
- ^ «РОАДСТЕР BMW Z3: вступаем в новое тысячелетие со свежим, новым обликом» . www.press.bmwgroup.com . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Классика подержанных автомобилей: родстер и купе BMW Z3» . Дорога и трек . 6 ноября 2012 года . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ «Родстер BMW Z3 оставляет свой след в истории кино и компании» . www.autointell.com . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ "Z3 E36 Z3 1.9 M Спортивный руль, подушка безопасности, кожа" . www.realoem.com . Проверено 27 июня 2017 г.
- ^ «Новые яркие моменты BMW 2001 года» . www.press.bmwgroup.com . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Глобальные производственные показатели Z3» . www.onlyz3.com . Проверено 1 июля 2017 года .
- ^ Нельсон, Валери Дж. (15 декабря 2010 г.). «Карен Сортито умирает в 49 лет; руководитель отдела маркетинга договорился о привязке продукта к фильмам о Бонде» . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ «Список всех автомобилей Джеймса Бонда — Часть 3» . www.007james.com . Проверено 29 июня 2017 г.
- ^ «BMW Z3 в Золотом глазу» . www.007museum.com . Проверено 29 июня 2017 г.
- ^ «12 лучших автомобилей Джеймса Бонда» . www.mensjournal.com . Проверено 29 июня 2017 г.
- ^ «The Milwaukee Sentinel — Поиск в архиве новостей Google» . гугл.com .
- ^ «BMW ВЫПУСКАЕТ ПЕРВЫЕ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ВИДЕОИЗОБРАЖЕНИЯ Спутникового дебюта ROADSTER для нового автомобиля Джеймса Бонда» . thefreelibrary.com .
- ^ «БМВ З3» . www.007.info . Проверено 29 июня 2017 г.
- ^ Мейер, Джефф (ред.). "Дом" . Z3Roadster.com .
- ^ Боу, Бренда (26 апреля 2001 г.). «Ой, машина где-то там» . Национальная почта . п. B5 – через Newspapers.com.
- ^ «BMW выигрывает Super Reggie благодаря промоушену GoldenEye» . www.adage.com . Проверено 1 июля 2017 года .
- ^ «Награда самых разыскиваемых редакторов 1999 года» . www.edmunds.com . Проверено 1 июля 2017 года .
- ^ «10 лучших автомобилей 1999 года — BMW M купе/родстер M 1999 года» . www.caranddriver.com . Проверено 1 июля 2017 года .
- ^ Перейти обратно: а б «BMW заняла 5 мест в премии «Все звезды» автомобильного журнала 1999 года» . www.theautochannel.com . Проверено 1 июля 2017 года .
- ^ «Четыре модели BMW 2000 года признаны Intellichoice лучшей общей стоимостью» . www.theautochannel.com . Проверено 1 июля 2017 года .
- ^ Лауреат премии Top Gear «Лучший автомобиль для водителей» 2000 года . www.youtube.com . 28 марта 2013 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г.
- ^ «10 лучших автомобилей десятилетия» . www.jalopnik.com . Проверено 1 июля 2017 года .
- ^ «Хаммонд за рулем значков: BMW Z3M» . www.topgear.com . Архивировано из оригинала 19 октября 2011 года.