БМВ 501
БМВ 501 | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Производитель | Баварский моторный завод АГ (БМВ) |
Также называется |
|
Производство | Октябрь 1952–1962 гг. |
Дизайнер | Питер Шимановский |
Кузов и шасси | |
Сорт | Роскошный автомобиль |
Тип кузова | |
Макет | макет ФР |
Связанный |
|
Силовой агрегат | |
Двигатель | |
Передача инфекции | 4-ступенчатая механическая |
Размеры | |
Колесная база | 2835 мм (111,6 дюйма) |
Длина | 4730 мм (186 дюймов) |
Ширина | 1780 мм (70 дюймов) |
Высота | 1530 мм (60 дюймов) |
Снаряженная масса | 1340 кг (2950 фунтов) или более |
Хронология | |
Предшественник | БМВ 326 |
Преемник | BMW 2500/2800 «Новая шестерка» |
BMW 501 — автомобиль класса люкс, выпускавшийся компанией BMW с 1952 по 1958 год. Представленный на первом автосалоне во Франкфурте в 1951 году, модель 501 была первой моделью BMW, произведенной и проданной после Второй мировой войны , а также первым построенным автомобилем BMW. в Баварии . Модель 501 и ее производные, в том числе V8 с двигателем BMW 502 , были прозваны немецкой публикой «Ангелами Барокко». BMW 502 был первым послевоенным немецким автомобилем с двигателем V8.
Хотя выпуск моделей 501 и 502 был прекращен в 1958 году, вариации модели с той же платформой и кузовом выпускались до 1963 года.
Фон
[ редактировать ]Autovelo возобновляет производство BMW
[ редактировать ]
Производство на автомобильном заводе BMW в Айзенахе возобновилось в конце 1945 года с довоенных моделей BMW. Однако Айзенах находился в советской оккупационной зоне , а автомобили производила не компания BMW AG, а советское производственное предприятие Autovelo . Несмотря на то, что эти автомобили не производились компанией BMW, они носили логотип BMW и продавались как BMW. [ 2 ]
Тем временем BMW AG возобновила производство в гораздо меньших масштабах, начиная с кастрюль и сковородок и, в конечном итоге, перейдя к бытовой технике и велосипедам. В конце концов, с разрешения властей США и финансирования банков, в рамках которых BMW была передана в управление, в 1948 году они начали производство мотоциклов. [ 3 ]
со стороны Autovelo Чтобы положить конец продолжающемуся нарушению прав на товарный знак , 28 сентября 1949 года филиал BMW в Айзенахе был распущен и юридически ликвидирован 11 октября. Не имея никаких юридических аргументов в пользу продолжения использования названия и логотипа BMW, Autovelo изменила название на EMW (Eisenacher Motorenwerk, Eisenach Motors' Work) и изменила синий цвет логотипа на красный. [ 3 ]
Три подхода к производству автомобилей
[ редактировать ]Донат
[ редактировать ]Курт Донат, технический директор BMW и генеральный директор завода в Мильбертсхофене: [ 3 ] призывал производителей, в том числе Ford и Simca , производить свои автомобили по лицензии. В частности, Донат хотел производить старую продукцию по лицензии, чтобы иметь возможность покупать инструменты вместе с лицензией. [ 4 ]
Молитва
[ редактировать ]
Пока Донат пытался найти автомобиль для производства по лицензии, главный инженер Альфред Бенинг разработал прототип небольшого автомобиля эконом-класса с двигателем мотоцикла. Прототип, получивший название BMW 331, использовал мотоциклетный двигатель объемом 600 куб.см, четырехступенчатую коробку передач и ведущий задний мост. Кузов был разработан Питером Шимановски и напоминал BMW 327 в миниатюре. [ 4 ]
ужасный
[ редактировать ]BMW 331 был предложен к производству руководству, но директор по продажам Ханнс Гревениг наложил вето на него. Гревениг, банкир и бывший директор завода Opel, считал, что небольшие производственные мощности BMW лучше всего подходят для производства роскошных автомобилей с высокой прибылью, подобных автомобилям, которые BMW производила незадолго до войны. С этой целью он поручил Бенингу и его команде создать автомобиль, который впоследствии стал 501. [ 5 ]
Проектирование и проектирование
[ редактировать ]Модель 501 представляла собой совершенно новую платформу с рамой по периметру , передней подвеской на двойных А-образных рычагах с торсионными пружинами. [ 5 ] и ведущий мост с торсионными рессорами сзади. [ 6 ] Рулевой механизм был похож на реечную систему, за исключением того, что рейка была полукруглой, а не прямой. [ 6 ] [ 7 ]
Модель 501 была оснащена двигателем M337 , развитием BMW M78, использовавшимся в довоенном BMW 326 .
Четырехступенчатая коробка передач не была прикреплена к двигателю болтами, а представляла собой отдельный агрегат с приводом от вала, установленный между второй и третьей поперечинами. [ 6 ] [ 7 ] Хотя расположение коробки передач с дистанционным управлением привело к усложнению связи с рычагом переключения передач, установленным на колонке, что привело к нечеткому действию переключателя, оно также увеличило пространство для ног передних пассажиров. [ 7 ]

Кузов был спроектирован Питером Шимановски. Увидев прототип, руководство BMW поручило Pininfarina построить альтернативу. Прототип Pininfarina посчитали слишком похожим на дизайн седана Alfa Romeo 1900 года , поэтому BMW остановилась на дизайне Шимановского. [ 5 ] Стальной кузов оказался намного тяжелее, чем рассчитывал Шимановский, в результате чего сухой вес готового автомобиля составил 1430 кг (3150 фунтов). [ 6 ] В результате производительность ухудшилась: максимальная скорость составила 135 км/ч (84 мили в час) и разгон до 100 км/ч (62 мили в час) занял 27 секунд, что невыгодно по сравнению с шестицилиндровым Mercedes-Benz 220 . [ 8 ]
Одним из нововведений стало внимание, уделяемое пассивной безопасности. Автомобиль имел прочное шасси, обеспечивающее защиту от бокового удара выше среднего, необычно короткую рулевую колонку с расположенным далеко от передней части автомобиля рулевым механизмом, а также топливный бак, расположенный в тщательно защищенном месте над задней осью, чтобы свести к минимуму риск пожара в случае аварии. [ нужна ссылка ]
Прием и производство
[ редактировать ]
Модель 501 была представлена публике в апреле 1951 года на Франкфуртском автосалоне . [ 7 ] [ 8 ] как и его менее дорогой и готовый к производству конкурент Mercedes-Benz 220 . Модель 501 произвела впечатление на публику своей солидной конструкцией и экстравагантностью. [ 7 ] Его прейскурантная цена превышает пятнадцать тысяч немецких марок. [ 7 ] [ 9 ] примерно в четыре раза превышала среднюю годовую зарплату в Германии того времени. [ 7 ] Публика прозвала 501 « Barockengel » (Ангел в стиле барокко) из-за изогнутого, плавного стиля корпуса, напоминавшего эпоху барокко . [ 5 ] [ 7 ]
Проблемы с разработкой задержали начало производства до конца 1952 года. [ 7 ] и даже тогда у BMW еще не было в рабочем состоянии оборудования для прессования кузовных панелей. [ 7 ] [ 8 ] Первые 2045 четырехдверных седанов были построены компанией Karosserie Baur. [ 8 ] и были отправлены из Баура в Штутгарте на завод BMW в Мюнхене для сборки. [ 7 ] Тысячный 501-й был построен 1 сентября 1953 года. [ 9 ]
Модель 501 и ее производные, построенные на BMW, были четырехдверными седанами. Версии купе и кабриолет были доступны по индивидуальному заказу у Baur или Autenrieth. [ 10 ]
Дорожные испытания модели 501, проведенные Auto- und Motorrad-Welt выше среднего в марте 1953 года, показали сопротивление ветру , а также хорошие ходовые качества и эффективную систему обогрева. – имп Сообщается, что расход топлива составил 10,3 л/100 км (27 миль на галлон ; 23 мили на галлон – США ). [ 11 ]
Развитие BMW 501
[ редактировать ]
Модель 501A была выпущена в 1954 году в качестве замены оригинальной модели 501 с аналогичной отделкой и оборудованием, но продавалась за 14 180 немецких марок, что более чем на восемьсот немецких марок ниже цены оригинальной модели 501. [ 10 ] [ 12 ] 501B был неудовлетворительной [sic] версией, которая продавалась на 500 немецких марок дешевле, чем 501A. [ 10 ] И 501A, и 501B использовали обновленный двигатель M337 .
Весной 1955 года двигатель и обозначение модели были снова изменены. 501A и 501 B были заменены на 501/3 с обновленным двигателем M337 . Модель 501/3 была представлена вместе с моделью 501 V8, которая представляла собой доработанную версию 2,6-литрового двигателя V8, представленного в модели 502 годом ранее. Производство моделей 501/3 и 501 V8 продолжалось до 1958 года, когда шестицилиндровый двигатель и обозначение модели 501 были сняты с производства. [ 10 ]
БМВ 502
[ редактировать ]БМВ 502 | |
---|---|
![]() БМВ 502 1959 года | |
Обзор | |
Производитель | Баварский моторный завод АГ (БМВ) |
Также называется |
|
Производство | Октябрь 1954–1963 гг. |
Дизайнер | Питер Шимановский |
Кузов и шасси | |
Сорт | Роскошный автомобиль |
Тип кузова | |
Макет | макет ФР |
Связанный |
|
Силовой агрегат | |
Двигатель | |
Передача инфекции | 4-ступенчатая механическая |
Размеры | |
Колесная база | 2835 мм (111,6 дюйма) |
Длина | 4730 мм (186 дюймов) |
Ширина | 1780 мм (70 дюймов) |
Высота | 1530 мм (60 дюймов) |
Снаряженная масса | 1440 кг (3170 фунтов) или более |
Хронология | |
Предшественник | БМВ 335 |
Преемник | BMW 2500/2800 «Новая шестерка» |
Перед постройкой первого прототипа 501-го Бенинг рассчитал расчетную массу автомобиля и понял, что шестицилиндрового двигателя едва ли будет достаточно для питания автомобиля. Он предложил руководству разработать более мощный двигатель для будущих версий автомобиля, которое приняло его предложение. Бенинг начал проектирование и разработку двигателя V8, по общей конструкции аналогичного тогдашнему новому Oldsmobile Rocket V8 , с единственным распределительным валом в V-образной форме, приводящим в движение верхние клапаны в клиновидных камерах сгорания через толкатели. [ 9 ] Двигатель BMW OHV V8 отличался от своих детройтских современников использованием цилиндров из алюминиевого сплава. блока [ 12 ] с чугунными гильзами цилиндров, [ 13 ] и в его меньшем размере, первоначально с диаметром цилиндра 74 миллиметра (2,9 дюйма) и ходом поршня 75 миллиметров (3,0 дюйма), что дает рабочий объем 2580 куб. См (157 куб. Дюймов). [ 13 ] [ 14 ] Разработку V8 завершил Фриц Фидлер , сменивший Бенинга на посту главного инженера BMW в 1952 году. [ 9 ]
Двигатель V8 был представлен на Женевском автосалоне 1954 года как двигатель нового седана BMW 502. [ 10 ] [ 12 ] Используя то же шасси и, по сути, тот же кузов, что и у 501, [ 10 ] 502-й был более роскошно обставлен [ 10 ] [ 12 ] и с его легким двигателем V8 мощностью 100 лошадиных сил (75 кВт) с одним двухцилиндровым карбюратором Solex, [ 10 ] [ 14 ] было намного быстрее. [ 10 ] [ 12 ] Опубликованная максимальная скорость 160 км/ч (99 миль в час) была намного выше, чем у первой шестицилиндровой версии Ponton Mercedes, выпущенной в том же году. Сообщается, что на момент своего появления 502 был самым быстрым пассажирским седаном в Германии, серийно производившимся. [ 15 ]


автомобилем Германии Модель 502 была признана первым послевоенным с двигателем V8. [ 15 ] но его высокая цена в 17 800 немецких марок привела к низким продажам; за первый год производства было продано всего 190 экземпляров. [ 10 ]
Модель 502 отличалась от модели 501 дополнительной хромированной отделкой и более роскошным внутренним оснащением. Противотуманные фары и отдельные передние сиденья теперь также вошли в стандартную комплектацию. [ 15 ] В 1955 году модель 502 подверглась небольшому рестайлингу и получила закругленное заднее стекло. [ 12 ]
Помимо седана, BMW предлагала Бауру двухдверный кабриолет и купе 502 в 1954 и 1955 годах. [ 16 ] 501 и 502 также были переоборудованы в машины скорой помощи и катафалки. [ 14 ]
БМВ 2.6 и 2.6 Люкс
[ редактировать ]Обозначения моделей 501 и 502 были прекращены в 1958 году, когда 501 V8 был переименован в BMW 2.6, а 502 был переименован в 2.6 Luxus. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Автомобили продолжали выпускаться под этими обозначениями до 1961 года с двумя заметными изменениями: гидроусилитель руля стал опцией в 1959 году, а в 1960 году были добавлены передние дисковые тормоза. [ 17 ]
БМВ 2600 и 2600Л
[ редактировать ]В 1961 году обозначения моделей снова были изменены на 2600 и 2600L. Двигатель 2600L был настроен на мощность 110 лошадиных сил (82 кВт). Производство закончилось в 1963 году. [ 17 ]
БМВ 3.2 и 3.2 Супер
[ редактировать ]
Дальнейшее развитие двигателя V8 было представлено на Франкфуртском автосалоне 1955 года . Он имел диаметр цилиндра 82 миллиметра (3,2 дюйма), что давало объем 3168 куб. См (193,3 куб. Дюйма). [ 17 ] Двигатель дебютировал на выставке в четырех новых автомобилях: 507 двухместном кабриолете , купе 503 , [ 20 ] [ 21 ] прототип лимузина 505, [ 21 ] и BMW 3.2, развитие модели 502, у которого не было номера модели и который идентифицировался просто по объему двигателя в литрах. [ 17 ] [ 21 ] В моделях 3.2 и 505 двигатель имел степень сжатия 7,2:1 по сравнению с 7,0:1 у оригинального двигателя V8 объемом 2,6 л. В этом варианте двигатель выдавал 120 лошадиных сил (89 кВт). [ 17 ] [ 21 ] Передаточное число главной передачи было увеличено с 4,225:1 на седанах с меньшим двигателем. [ 6 ] до 3,89:1 на 3,2, чтобы снизить расход топлива более крупного двигателя. [ 17 ]
В 1957 году был выпущен 3.2 Super с двигателем мощностью 140 лошадиных сил (100 кВт). Модели 3.2 и 3.2 Super продолжали выпускаться под этими обозначениями до 1961 года только с двумя заметными изменениями: гидроусилитель руля стал опцией в 1959 году, а передние дисковые тормоза были добавлены к 3.2 Super в октябре 1959 года и к 3.2 в 1960 году. [ 17 ]
БМВ 3200L и 3200S
[ редактировать ]В 1961 году 3.2 и 3.2 Super были заменены 3200L и 3200S соответственно. Модель 3200L имела одинарный карбюраторный двигатель мощностью 140 лошадиных сил (100 кВт), а модель 3200S имела двойной карбюраторный двигатель мощностью 160 лошадиных сил (120 кВт) при 5600 оборотах в минуту. [ 17 ]
В отчете о 3,2-литровом седане BMW расход топлива 502 оценивается в 15 л/100 км (19 миль на галлон в имп ; 16 миль на галлон в США ). [ 22 ]
Производство закончилось в 1963 году. [ 17 ]
Другие разработки
[ редактировать ]БМВ 503 и 507
[ редактировать ]BMW 503 и 507 были автомобилями для гранд-туристов ; Модель 503 представляла собой четырехместное купе или кабриолет, а модель 507 — двухместный кабриолет. Задумано американским импортером Максом Хоффманом . [ 23 ] Разработан немецко-американским дизайнером Альбрехтом фон Герцем . [ 20 ] В моделях 503 и 507, спроектированных Фрицем Фидлером , использовались варианты шасси, специально разработанные для них. [ 23 ] наряду с переработанными двухкарбюраторными версиями двигателей 3.2. [ 20 ] Предполагалось, что в Соединенных Штатах они будут стоить около пяти тысяч долларов, а Хоффман будет продавать их тысячами. Вместо этого 503 и 507 стоили около десяти тысяч долларов, а были проданы только 412 и 252 соответственно. [ 24 ]
Прототип БМВ 505
[ редактировать ]На автосалоне во Франкфурте в 1955 году был представлен BMW 505, лимузин, созданный на базе нового седана 3.2. [ 21 ] Модель 505, разработанная Джованни Микелотти , имела длину 5,1 метра и колесную базу около 3,1 метра. [ 25 ] Конрад Аденауэр , канцлер Западной Германии , опробовал 505. [ 26 ] Сообщается, что, садясь в машину, Аденауэр сбил шляпу. [ 25 ] Независимо от причины, Аденауэр продолжал использовать Mercedes-Benz 300 в качестве своего служебного автомобиля до такой степени, что этот тип получил прозвище «Аденауэр Мерседес». [ 26 ] BMW 505 так и не пошел в серийное производство. [ 26 ] и было построено только два прототипа. [ 25 ]
Модель 505 ненадолго использовалась 20 мая 2023 года во время свадьбы принца Людвига Генриха Баварского и Софии-Александры Эвекинк. [ 27 ]
БМВ 3200 КС
[ редактировать ]BMW 3200 CS — купе, выпускавшийся с 1961 по 1965 год. [ 28 ] Кузов был спроектирован и изготовлен компанией Bertone и отправлен на завод BMW в Мюнхене, где его установили на шасси 3200S. [ 29 ] Это был последний вариант модели 501, произведенный BMW. [ 29 ] [ 30 ]
Производственные показатели
[ редактировать ]Ряд | Годы постройки | Произведено единиц |
---|---|---|
Шестицилиндровые автомобили | ||
501 | 1952 – 1954 | 2,125 |
501А и 501Б | 1954 – 1955 | 3,327 |
501/3 | 1955 – 1958 | 3,459 |
501 V8 и производные | ||
501 В8 / 2,6 / 2600 | 1954 – 1962 | 5,914 |
Производные 502 и 2,6 л | ||
502 / 2.6 Люкс / 2600л | 1954 – 1962 | 3,117 |
3,2 л производных | ||
3,2 / 3200 л | 1955 – 1962 | 2,537 |
3.2 Супер / 3200С | 1957 – 1963 | 1,328 |
Производные купе и родстера | ||
503 | 1956 – 1959 | 412 |
507 | 1956 – 1959 | 253 |
3200 КС | 1962 – 1965 | 603 [ 32 ] |
Полицейские машины
[ редактировать ]В течение 1950-х и 1960-х годов радиопатрульная машина 501 широко использовалась в качестве полицейских машин многими полицейскими управлениями Баварии, включая Баварскую государственную полицию и городскую полицию Мюнхена ( Stadtpolizei München ). Автомобиль с его относительно высокой максимальной скоростью в 145 км/ч (90 миль в час) по стандартам 1950-х годов стал благословением для полиции, поскольку у большинства преступников не было легкого доступа к более быстрым автомобилям, таким как Mercedes-Benz 300 SL или Porsche . Подразделениям ГИБДД для проселочных дорог и автобанов даже были выданы автомобили с двигателями V8, которые были еще быстрее. [ 33 ] В полицейских машинах также был установлен радиотелефон Лоренца, позволяющий полицейским легко связываться с диспетчером. Полиция Мюнхена использовала семнадцать патрульных машин 501, которые прослужили около 10 лет и проехали около 130 000 километров, прежде чем были выведены из эксплуатации. [ 34 ] [ 35 ] Последние две полицейские машины были доставлены в Амберг в 1965 году, после того как производство 501 было прекращено. К 1971 году они были сняты с производства из-за проблем со ржавчиной.
Патрульная машина 501 была центральным элементом полицейской драмы начала 1960-х годов «Funkstreife Isar 12» .
Наследие
[ редактировать ]В коммерческом плане модель 501 имела успех по сравнению с современными шестицилиндровыми Borgward седанами . В 1950-е годы в этом секторе все больше доминировала компания Mercedes-Benz, и объемы продаж 501 автомобиля никогда не приближались к показателям конкурентов, построенных в Штутгарте. На протяжении 1950-х годов финансовое положение BMW считалось нестабильным из-за потери завода в Айзенахе. Относительно низкие объемы продаж модели 501 были одной из причин финансовых проблем компании, предложенных комментаторами. Ситуация достигла апогея, когда Daimler-Benz возникла угроза поглощения Гербертом Квандтом , которую удалось предотвратить в 1959 году только благодаря драматическому спасению компании .
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ «BMW 501/502: Ангел в стиле барокко» . 4 июля 2015 г.
- ^ BMW - Машины для вождения Баварии , Норбай, стр.75
- ^ Перейти обратно: а б с Норбай , стр.76
- ^ Перейти обратно: а б Норбай , стр.86
- ^ Перейти обратно: а б с д Норбай , стр.87
- ^ Перейти обратно: а б с д и Норбай , стр.88
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Полная история BMW» , Ноукс, стр.46.
- ^ Перейти обратно: а б с д Норбай , стр.89
- ^ Перейти обратно: а б с д Норбай , стр.90
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Норбай , стр.92
- ^ Мир автомобилей и мотоциклов (на немецком языке). Кёльн: немецкий спортивный издатель Курт Стуф. 20 марта 1953 года.
{{cite journal}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ноукс , стр.48
- ^ Перейти обратно: а б Норбай , стр.91
- ^ Перейти обратно: а б с Ноукс , стр.49
- ^ Перейти обратно: а б с «20 лет назад: Восемь цилиндров: BMW 502 (т. е. страница выдержек из номера того же журнала, выпущенного ровно двадцатью годами ранее». Auto, Motor und Sport . Heft. 13 1974: стр. 14. 22 июня 1974 г.).
- ^ Все автомобили 50-х годов 1945 — 1960 годов , Слава
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Норбай , стр.93
- ^ Норбай , стр.252
- ^ Ноукс , стр.57
- ^ Перейти обратно: а б с Норбай , стр.113
- ^ Перейти обратно: а б с д и Норбай , стр.117
- ^ «Модели автомобилей 1963/64» (Vergleiche Motor-Verlage GmbH, Штутгарт)
- ^ Перейти обратно: а б Норбай , стр.96
- ^ Норбай , стр.115
- ^ Перейти обратно: а б с Норбай , стр.118
- ^ Перейти обратно: а б с Ноукс , стр.52
- ^ «Бавария поворачивает время вспять ради королевской свадьбы в Мюнхене – DW – 20.05.2023» . dw.com . Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ Норбай , стр.132
- ^ Перейти обратно: а б Норбай , стр.131
- ^ Ноукс , стр.63
- ^ Норбай , стр. 250-251.
- ^ Источники различаются по количеству произведенных данных, например:
- Всего было выпущено 603 экземпляра, по данным BMW — Bavaria’s Driving Machines , Norbye, стр.132 и Ultimatecarpage.com — BMW 3200 CS Cabriolet, W. Melissen ,
- По данным Conceptcars.com, было выпущено 596 экземпляров — BMW 3200CS 1965 года выпуска ,
- Всего было произведено 538 штук, согласно The Ultimate History of BMW , Noakes, стр.63.
- ^ «С барочным ангелом в радиопатруле» (на немецком языке) . Проверено 4 ноября 2018 г.
- ^ «КОНТРОЛЬ ИСАР 12» . www.bmwgroup-classic-heart.com . Проверено 4 ноября 2018 г.
- ^ DW English (06 апреля 2010 г.), винтаж! БМВ 501 | гони , получено 4 ноября 2018 г.
- Библиография
- Модели автомобилей 1963/64 года . Штутгарт: United Motor Publishers. 1 января 1963 г. ASIN: B0035TGC82.
- «20 лет назад: Восемь цилиндров: BMW 502 (т. е. страница выдержек из того же номера журнала, выпущенного ровно двадцатью годами ранее». Auto, Motor und Sport . Heft. 13 1974: стр. 14. 22 июня 1974 г.).
- Мир автомобилей и мотоциклов (на немецком языке). Кёльн: немецкий спортивный издатель Курт Стуф. 20 марта 1953 года.
{{cite journal}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - Глур, Роджер (2007). Все автомобили 50-х годов 1945 – 1960 гг . (1-е изд.). Штутгарт: Motorbuch Verlag. ISBN 978-3-613-02808-1 .
- Ноукс, Эндрю (2005). Полная история BMW . Бат, Великобритания: Издательство Parragon. ISBN 1-4054-5316-8 .
- Норбай, Ян П. (1984). BMW — машины для вождения Баварии . Скоки, Иллинойс: Publications International. ISBN 0-517-42464-9 .
- Освальд, Вернер (1979). Все автомобили BMW 1928–1978 гг. (2-е изд.). Штутгарт: Motorbuch Verlag. ISBN 3-87943-584-7 .