Рама автомобиля
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2013 г. ) |


Рама транспортного средства , также исторически известная как его шасси , является основной несущей конструкцией автомобиля, к которой крепятся все остальные компоненты, сравнимые со скелетом организма.
До 1930-х годов практически каждый автомобиль имел раму, отдельную от кузова. Такая конструкция известна как «корпус на раме» . К 1960-м годам цельная конструкция легковых автомобилей стала обычным явлением, и тенденция к использованию цельных кузовов для легковых автомобилей сохранялась в последующие десятилетия. [ 1 ]
Почти все грузовики , автобусы и большинство пикапов продолжают использовать в качестве шасси отдельную раму.
Функции
[ редактировать ]Основными функциями рамы автомобиля являются: [ 2 ]
- Для поддержки механических компонентов и кузова автомобиля.
- Выдерживать статические и динамические нагрузки без ненужных отклонений или искажений.
- К ним относятся:
- Масса кузова, пассажиров и грузового груза.
- Вертикальное и крутильное скручивание, передаваемое при движении по неровным поверхностям.
- Поперечные боковые силы, вызванные дорожными условиями, боковым ветром и рулевым управлением автомобиля.
- Крутящий момент от двигателя и трансмиссии
- Продольные растягивающие силы от трогания с места и ускорения, а также сжатия от торможения.
- Внезапные удары от столкновений
Каркасные рельсы
[ редактировать ]

Обычно материал, используемый для изготовления шасси и рам транспортных средств, включает углеродистую сталь для повышения прочности или алюминиевые сплавы для достижения более легкой конструкции. В случае отдельного шасси рама состоит из элементов конструкции, называемых рельсами или балками . Обычно они изготавливаются из стальных швеллеров путем складывания, прокатки или прессования стальных листов.
Для них есть три основных конструкции. Если материал сложить дважды, получится поперечное сечение с открытым концом, либо С-образное, либо шляпчатое (U-образное). «Коробчатые» рамы содержат закрытые направляющие шасси, сваренные или изготовленные из готовых металлических трубок .
С-образный
[ редактировать ]Безусловно, самая распространенная направляющая с C-образным каналом в то или иное время использовалась практически на каждом типе транспортных средств. [ нужна ссылка ] Его изготавливают из плоского куска стали (обычно толщиной от 1/8 до 3/16 дюйма, но в некоторых тяжелых грузовиках до 1/2 дюйма или более). [ 3 ] [ 4 ] ) и перевернув обе стороны, чтобы образовать С-образную балку, проходящую по всей длине автомобиля. C-канал обычно более гибок, чем (полностью) коробочный вариант того же калибра.
Имеет
[ редактировать ]Оправы шляп напоминают букву «U» и могут быть как перевернутыми, так и перевернутыми, открытой частью вниз. Они обычно не используются из-за слабости и склонности к ржавчине. Однако их можно встретить на автомобилях Chevrolet и некоторых «Студебеккерах» 1936–1954 годов .
Заброшенная на некоторое время рама шляпы вновь обрела популярность, когда компании начали приваривать ее к днищу цельных автомобилей, фактически создавая коробчатую раму.
В штучной упаковке
[ редактировать ]
Первоначально коробчатые рамы изготавливались путем сварки двух одинаковых С-образных направляющих в прямоугольную трубу. Однако в современных технологиях используется процесс, аналогичный изготовлению С-образных направляющих: кусок стали сгибается с четырех сторон, а затем приваривается в месте соединения обоих концов.
В 1960-х годах коробчатые рамы обычных американских автомобилей были сварены точечной сваркой в нескольких местах по шву; когда их превращали в гонщиков «стандартных автомобилей» NASCAR, коробка была непрерывно сварена от края до края для дополнительной прочности.
Особенности конструкции
[ редактировать ]Хотя на первый взгляд рамы кажутся простой металлической формой, они испытывают значительные нагрузки и изготавливаются соответствующим образом. Первая рассматриваемая проблема — это «высота балки» или высота вертикальной стороны рамы. Чем выше рама, тем лучше она может противостоять вертикальному изгибу при приложении силы к верхней части рамы. Именно по этой причине у полуприцепов рельсы рамы выше, чем у других автомобилей, а не просто толще.
Поскольку внешний вид, качество езды и управляемость стали более важными для потребителей, в рамы были включены новые формы. Наиболее заметными из них являются арки и подъемы. Вместо того, чтобы проходить прямо над обеими осями , арочные рамы расположены ниже — примерно на одном уровне с осями — и изгибаются вверх над осями, а затем опускаются на другую сторону для размещения бампера. Подъемы ногой делают то же самое, не изгибаясь вниз с другой стороны, и чаще встречаются на передней части.
Еще одной особенностью являются конические направляющие, которые сужаются по вертикали или горизонтали перед кабиной автомобиля. Это делается в основном на грузовых автомобилях для экономии веса и небольшого увеличения места для двигателя, поскольку передняя часть автомобиля несет не такую большую нагрузку, как задняя. Дизайнерские разработки включают рамы, в которых на одной направляющей рамы используется несколько форм. Например, некоторые пикапы имеют коробчатую раму перед кабиной, более короткие и узкие направляющие под кабиной и обычные С-образные направляющие под кроватью.
На рамах по периметру области, где направляющие соединяются спереди с центром и от центра с задней частью, слабее по сравнению с обычными рамами, поэтому эта секция заключена в коробку, создавая так называемые «коробки крутящего момента».
Типы
[ редактировать ]Полные рамы днища
[ редактировать ]Каркас лестницы
[ редактировать ]
Лестничная рама, названная в честь сходства с лестницей, является одной из старейших, простых и наиболее часто используемых конструкций шасси и рамы под днищем кузова. Он состоит из двух симметричных балок, рельсов или швеллеров, проходящих по всей длине автомобиля и соединенных несколькими поперечными поперечинами. Первоначально использовавшаяся почти на всех автомобилях, лестничная рама постепенно была заменена рамами по периметру и унифицированной конструкцией кузова. Сейчас его можно увидеть в основном на больших грузовиках. Эта конструкция обеспечивает хорошее сопротивление балке благодаря непрерывным направляющим спереди назад, но плохую устойчивость к скручиванию или короблению, если используются простые перпендикулярные поперечины. Общая высота автомобиля будет больше за счет того, что поддон пола будет располагаться над рамой, а не внутри нее.
Магистральная трубка
[ редактировать ]
Магистральное шасси — это тип автомобильной конструкции, шасси которого аналогично конструкции кузова на раме. Вместо относительно плоской лестничной конструкции с двумя продольными параллельными балками рамы она состоит из центральной прочной трубчатой опоры (обычно прямоугольной в поперечном сечении), которая несет трансмиссию и соединяет конструкции крепления передней и задней подвески. . Хотя позвоночник часто втягивается вверх, в и в основном над ним пол автомобиля , тело по-прежнему размещается на этой конструкции сверху или над ней (иногда оседлав ее).
X-образная рамка
[ редактировать ]
Это конструкция, которая использовалась для полноразмерных американских моделей General Motors в конце 1950-х и начале 1960-х годов, в которой рельсы, идущие рядом с двигателем, казалось, пересекались в пассажирском салоне, каждая из которых в крайнем случае продолжалась до противоположного конца поперечины. задняя часть автомобиля. Он был выбран специально для уменьшения общей высоты машин, несмотря на увеличение размеров горб трансмиссии и карданного вала, поскольку каждый ряд должен был закрывать еще и лонжероны рамы. В некоторых моделях дифференциал располагался не у привычной перемычки между осью и рамой, а у шарового шарнира наверху дифференциала, соединенного с гнездом в поперечном рычаге, шарнирно прикрепленном к поперечине рамы.
Утверждалось, что X-образная рама улучшена по сравнению с предыдущими конструкциями, но в ней отсутствовали боковые направляющие, и поэтому она не обеспечивала адекватную защиту от бокового удара и столкновения. [ 5 ] Рамы по периметру заменили эту конструкцию.
Рамка по периметру
[ редактировать ]
Похож на лестничную раму, но средние секции направляющих рамы расположены за пределами передних и задних направляющих, проходят вокруг ног пассажира, внутри порогов и панелей порогов. Это позволило опустить панель пола, особенно пространство для ног пассажира, снизив высоту сидения пассажиров и тем самым уменьшив как линию крыши, так и общую высоту автомобиля, а также центр тяжести, тем самым улучшив управляемость и устойчивость автомобиля на дороге. автомобили.
Это стало преобладающей конструкцией для автомобилей с кузовом на раме в Соединенных Штатах, но не в остальном мире, пока цельный кузов не приобрел популярность. Например, компания Hudson представила эту конструкцию на своих моделях Commodore третьего поколения в 1948 году. Этот тип рамы допускал ежегодную смену моделей и более низкие автомобили, представленные в 1950-х годах, для увеличения продаж - без дорогостоящих структурных изменений.
Платформа Ford Panther , производство которой было прекращено в 2011 году, была одной из последних платформ для легковых автомобилей с рамой по периметру в США. [ 1 ] с четвертого по седьмое поколение В Chevrolet Corvette использовалась рама по периметру, интегрированная с внутренним каркасом, выполняющим роль раскладушки.
Помимо заниженной крыши, рама по периметру позволяет при необходимости снизить положение сидений и обеспечивает большую безопасность в случае бокового удара. Однако конструкции не хватает жесткости, поскольку переходные зоны от передней части к центру и от центра к задней части уменьшают сопротивление балки и скручиванию и используются в сочетании с коробками крутящего момента и мягкими настройками подвески.
Каркас платформы
[ редактировать ]Это модификация периметральной рамы или несущей рамы, в которой пол пассажирского салона, а иногда и пол багажного отделения интегрирован в раму в качестве несущих частей для обеспечения прочности и жесткости. Листовой металл , используемый для сборки компонентов, должен иметь гребни и впадины, чтобы придать ему прочность.
Платформенное шасси использовалось на нескольких успешных европейских автомобилях, в первую очередь на Volkswagen Beetle , где его называли конструкцией «кузов на сковороде». Еще одним немецким примером являются автомобили Mercedes-Benz «Ponton» 1950-х и 1960-х годов. [ 6 ] где в англоязычной рекламе его называли «каркасным полом».
Французский Renault 4 , которых было выпущено более восьми миллионов, также использовал раму-платформу. В раме Citroën 2CV использовалась минимальная интерпретация платформенного шасси под кузовом.
Космическая рамка
[ редактировать ]В (трубчатом) шасси с пространственной рамой подвеска, двигатель и панели кузова прикреплены к трехмерной скелетной раме из труб, а панели кузова имеют ограниченную структурную функцию или вообще не выполняют ее. Чтобы максимизировать жесткость и минимизировать вес, в конструкции часто максимально используются треугольники, и все силы в каждой стойке либо растягивающие, либо сжимающие, но никогда не сгибаются, поэтому их можно сделать как можно более тонкими.
Первые настоящие шасси с пространственной рамой были произведены в 1930-х годах Бакминстером Фуллером и Уильямом Бушнеллом Стаутом ( Dymaxion и Stout Scarab ), которые поняли теорию истинной пространственной рамы либо из архитектуры, либо из конструкции самолета. [ 7 ]
1951 года Jaguar C-Type В гоночном спортивном автомобиле использовалась легкая многотрубчатая треугольная рама, поверх которой был создан аэродинамический алюминиевый кузов.
В 1994 году Audi A8 стал первым автомобилем массового рынка с алюминиевым шасси, которое стало возможным благодаря интеграции алюминиевой пространственной рамы в кузов. В моделях Audi A8 с тех пор используется этот метод конструкции, разработанный совместно с Alcoa и продаваемый как Audi Space Frame . [ 8 ]
Итальянский термин Superleggera (что означает «сверхлегкий») был зарегистрирован торговой маркой Carrozzeria Touring для обозначения легкой конструкции кузова спортивного автомобиля, которая только напоминает шасси с пространственной рамой. Используя трехмерную раму, состоящую из клетки из узких трубок, которые не только находятся под кузовом, проходят вверх по крыльям, над радиатором, капотом и крышей, а также под задним стеклом, он напоминает геодезическую структуру . К внешней стороне рамы крепится обшивка, часто изготовленная из алюминия. Однако такая конструкция кузова не является несущей и требует установки шасси.
Цельный
[ редактировать ]Термины «цельный корпус» и «единый кузов» являются сокращением от «единого кузова», «единой конструкции» или, альтернативно, (полностью) интегрированного кузова и рамы/шасси. Он определяется как: [ 9 ]
Тип конструкции кузова/рамы, при которой кузов автомобиля, его планировка и шасси образуют единую конструкцию. Такая конструкция, как правило, легче и жестче автомобиля, имеющего отдельный кузов и раму.
Конструкция автомобиля перешла от традиционной рамной архитектуры к более легкой унифицированной/интегрированной конструкции кузова, которая сейчас используется в большинстве автомобилей. [ 10 ]
Цельная конструкция рамы и кузова требует большего, чем просто приваривание ненагруженного кузова к обычной раме. В полностью интегрированной конструкции кузова весь автомобиль представляет собой несущую единицу, воспринимающую все нагрузки, испытываемые автомобилем – силы от движения и грузовые нагрузки. Кузова цельного типа для колесных транспортных средств обычно изготавливаются путем сварки предварительно отформованных металлических панелей и других компонентов, формования или отливки целых секций как одной детали или путем комбинирования этих методов. Хотя иногда ее еще называют монококовой конструкцией, поскольку внешняя обшивка и панели автомобиля выполнены несущими, все же имеются ребра, переборки и коробчатые секции для усиления кузова, что делает описание полумонокок более подходящим.
Первая попытка разработать такой метод проектирования была предпринята на Lancia Lambda 1922 года , чтобы обеспечить структурную жесткость и меньшую высоту кузова автомобиля-торпеды . [ 11 ] Lambda имела открытую компоновку с ненапряженной крышей, что делало ее не столько монококом , сколько чашей. Была произведена одна тысяча. [ 12 ]
Ключевую роль в создании унитарного органа сыграла американская фирма Budd Company, ныне ThyssenKrupp Budd . [ 12 ] Бадд поставлял кузова из прессованной стали, прикрепленные к отдельным рамам, автопроизводителям Dodge , Ford , Buick и французской компании Citroën .
В 1930 году Джозеф Ледвинка , инженер Бадда, спроектировал прототип автомобиля полностью унитарной конструкции. [ 13 ]
Citroën приобрел этот полностью унитарный дизайн кузова для Citroën Traction Avant . Этот крупносерийный автомобиль массового производства был представлен в 1934 году, и за следующие 23 года производства было продано 760 000 единиц. [ 12 ] Это приложение было первой итерацией современной структурной интеграции кузова и шасси с использованием точечной сварки глубоко штампованных стальных листов в каркас конструкции, включая пороги, стойки и балки крыши. [ 11 ] Помимо цельного кузова без отдельной рамы, Traction Avant отличался и другими инновациями, такими как передний привод . В результате получился автомобиль с низкой посадкой и открытым салоном с плоским полом. [ 14 ]
Для Chrysler Airflow (1934–1937) Бадд предложил вариант - три основные секции корпуса Airflow были сварены в то, что Крайслер назвал мостово-ферменной конструкцией. К сожалению, этот метод не был идеальным, поскольку подгонка панелей была плохой. [ 12 ] Чтобы убедить скептически настроенную публику в прочности цельного кузова, Citroën и Chrysler создали рекламные фильмы, показывающие автомобили, выжившие после того, как их сбросили со скалы. [ 12 ]
Opel был вторым европейским и первым немецким производителем автомобилей, выпустившим автомобиль с цельной конструкцией – производство компактной Olympia началось в 1935 году. Более крупный Kapitän пошел в производство в 1938 году, хотя его передние продольные балки штамповались отдельно, а затем крепились к кузову. основной корпус. Он оказался настолько успешным, что советский послевоенный серийный ГАЗ-М20 Победа 1946 года выпуска скопировал цельную конструкцию у Opel Kapitän. [ 15 ] Позже советский лимузин ГАЗ-12 ЗИМ 1950 года представил цельную конструкцию для автомобилей с колесной базой длиной до 3,2 м (126 дюймов). [ 16 ]
В обтекаемом Lincoln-Zephyr 1936 года с традиционной переднемоторной и заднеприводной компоновкой использовался цельный кузов. [ 17 ] К 1941 году модульное строительство уже не было новой идеей для автомобилей, «но о нем не было слышно в [американской] сфере низких цен, [и] Нэш хотел получить большую долю на этом рынке». [ 18 ] [ 19 ] с цельным корпусом Конструкция Nash 600 обеспечила снижение веса, и председатель и главный исполнительный директор Nash Джордж Мейсон был убежден, «что цельный кузов - это волна будущего». [ 20 ] [ 21 ]
С тех пор все больше автомобилей были переработаны в цельную конструкцию, которая теперь «считается стандартом в отрасли». [ 21 ] К 1960 году унифицированный дизайн кузова использовался «Большой тройкой» Детройта на своих компактных автомобилях ( Ford Falcon , Plymouth Valiant и Chevrolet Corvair ). После того, как Nash объединился с Hudson Motors и образовал American Motors Corporation , ее автомобили под маркой Rambler продолжали выпускать исключительно вариации цельного кузова.
Хотя у Chrysler Airflow 1934 года была более слабая, чем обычно, рама и каркас кузова, приваренный к шасси для обеспечения жесткости, в 1960 году Chrysler перешел от конструкции кузова на раме к конструкции цельного кузова для большинства своих автомобилей. [ 22 ]
Большинство автомобилей с цельным кузовом американского производства использовали в конструкции своих автомобилей коробки крутящего момента для уменьшения вибраций и гибкости шасси, за исключением Chevy II , у которого был прикрепляемый болтами передний фартук (ошибочно называемый подрамником). Компания American Motors (со своим партнером Renault ) в конце 1970-х годов при проектировании платформы Jeep Cherokee (XJ) использовала цельную конструкцию , используя производственные принципы (унисайды, план этажа со встроенными направляющими рамы и зонами деформации, а также панель крыши), используемые в ее легковых автомобилях. такие как Hornets и полноприводные Eagles, для нового типа рамы под названием «Uniframe [...] прочная рама из штампованной стали, приваренная к прочной конструкции кузова, обеспечивающая прочность обычного тяжелая рама с весовыми преимуществами конструкции Unibody». [ 23 ] Этот дизайн также использовался в концепции XJC, разработанной American Motors до ее поглощения компанией Chrysler, которая позже стала Jeep Grand Cherokee (ZJ) . Этот дизайн до сих пор используется в современных внедорожниках, таких как Jeep Grand Cherokee .
Цельный кузов в настоящее время является предпочтительной конструкцией для автомобилей массового рынка. Такая конструкция обеспечивает экономию веса, улучшенное использование пространства и простоту изготовления. Принятие резко возросло после двух энергетических кризисов 1970-х и 2000 -х годов , когда компактные внедорожники, использующие грузовую платформу (в первую очередь рынок США), после 2005 года подвергались стандартам CAFE (к концу 2000-х компактные внедорожники на базе грузовиков были сняты с производства и заменены кроссоверами). Дополнительным преимуществом автомобиля с сильным кузовом является улучшенная защита пассажиров от столкновений.
Частичные кадры
[ редактировать ]Подрамник
[ редактировать ]
Подрамник — это отдельный структурный компонент рамы, усиливающий или дополняющий определенную часть конструкции автомобиля. Жесткий подрамник, обычно прикрепленный к цельному кузову или монококу, может выдерживать большие нагрузки от двигателя и трансмиссии. Он может равномерно переносить их на большую площадь относительно тонкого листового металла унифицированного каркаса кузова. Подрамники часто находятся в передней или задней части автомобилей и используются для крепления подвески к автомобилю. Подрамник также может содержать двигатель и трансмиссию . Обычно он имеет конструкцию из штампованной или коробчатой стали, но может быть выполнен из труб и/или другого материала.
Примеры использования легковых автомобилей включают платформу GM F 1967–1981 годов , многочисленные годы и модели, построенные на платформе GM X (1962) , фургоны с платформой GM M/L (Chevrolet Astro/GMC Safari, включая полноприводный вариант). ), а также цельный AMC Pacer с передним подрамником, изолирующим салон от нагрузки на двигатель, подвеску и рулевое управление. [ 24 ] [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]- Велосипедная рама
- Кузов на раме
- Шасси
- Производитель автобусов
- Рама локомотива
- Монокок
- Рама мотоцикла
- C-канал
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Кузов на раме против Unibody: плюсы и минусы» . autonews.com . 23 июня 2017 г.
- ^ Раджпут, РК (2007). Учебник автомобильной техники . Публикации Лакшми. п. 410. ИСБН 9788170089919 . Проверено 28 февраля 2015 г.
- ^ «Руководство для производителей кузовов Kenworth Heavy Duty – 2012 г.» (PDF) . kenworth.com . ПАККАР. Август 2012. с. 203 . Проверено 14 апреля 2019 г. .
- ^ «Международная серия HX» (PDF) . Internationaltrucks.com . Навистар. 2018 . Проверено 14 апреля 2019 г. .
- ^ Нидермейер, Пол (19 января 2012 г.). «История автомобилестроения: рентгеновский взгляд на X-рамку GM (1957–1970)» . Бордюрная боковая классика . Проверено 28 февраля 2015 г.
- ^ «Тема: Mercedes Benz 190SL, рождение «тевтонской Т-птицы», 1954 год…» vwvortex.com . Февраль 2010 года . Проверено 28 февраля 2015 г.
- ^ Людвигсен, Карл (2010). Колин Чепмен: Внутри новатора . Издательство Хейнс. стр. 150–164. ISBN 978-1-84425-413-2 .
- ^ Ульрих, Лоуренс (12 ноября 2010 г.). «Кстати, о преуменьшениях» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «единичный корпус» . Engineering-dictionary.org . Проверено 28 марта 2016 г.
- ^ Висник, Билл (1 сентября 2008 г.). «Переход к унифицированному телу без хлопков» . Уордс Авто . Проверено 28 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Джента, Джанкарло; Морелло, Лоренцо; Каваллино, Франческо; Фильтры, Луиджи (2014). Автомобильное прошлое, настоящее и будущее . Спрингер. стр. 23–26. ISBN 9789400785519 . Проверено 28 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Симанайтис, Деннис (5 октября 2011 г.). «От каретной торговли к углеродному волокну Все о кузове / шасси автомобиля» . Дорога и трасса . Проверено 10 августа 2016 г.
- ^ «Джозеф Ледвинка» . Музей и библиотека Хэгли. 29 мая 2013 года . Проверено 10 августа 2016 г.
- ^ «20 автомобилей, которые навсегда изменили автомобильную промышленность» . Магия онлайн. 13 октября 2014 г. Проверено 10 августа 2016 г.
- ^ GAZ-M20 «Pobeda» , "Avtolegendy SSSR" Nr 23, DeAgostini, 2009, ISSN 2071-095X (in Russian) , p. 3-4
- ^ ZIM-12 , "Avtolegendy SSSR" Nr.3, DeAgostini, 2009, ISSN 2071-095X (in Russian) , p. 3
- ^ «Результатом проектов Джона Тьяарды стал Lincoln Zephyr 1936 года» . Старый мотор. 27 декабря 2014 года . Проверено 28 марта 2016 г.
- ^ Авторедакторы Consumer Guide (1985). Отличные автомобили сороковых годов . Скоки, Иллинойс: Луи Вебер. п. 54. ИСБН 9780881762808 . Проверено 28 марта 2016 г.
{{cite book}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Тед, Тидиус (8 июля 2014 г.). «Великие американские автомобили сороковых годов – Nash 600 1941 года» . Ретрорамблинг . Проверено 28 марта 2016 г.
- ^ «Компактный автомобиль моей матери: двадцать лет Рамблера» . Автомобильный ежеквартальный журнал . 33 (2): 33. 1994 . Проверено 28 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Нарус, Дональд Дж. (2012). Нэш, 1939–1954 гг . Книги Нью-Олбани. п. 27. ISBN 9781467521246 . Проверено 28 марта 2016 г.
- ^ «Chrysler переходит на Unibody (блочная конструкция кузова): 1960» . allpar.com . 14 января 2021 г. Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Фостер, Патрик Р. (2014). Джип: история величайшего автомобиля Америки . Мотоциклы. п. 124. ИСБН 9781627882187 . Проверено 2 января 2023 г. - через Google Книги.
- ^ Бургер, Джерри; Хендриксон, Стив (2000). Библия хот-роддера . Издательство МБИ. стр. 123–124. ISBN 9780760307670 . Проверено 2 января 2023 г. - через Google Книги.
- ^ «АМС Пейсер универсал» . Автомобиль и водитель . Том. 22. 1977. с. 24 . Проверено 2 января 2023 г. - через Google Книги.
Внешние ссылки
[ редактировать ]