Чемпионат мира Формулы-1 2004 года.
Чемпионат мира Формулы-1 2004 года — 58-й сезон Формулы -1 автогонок . Это был 55-й чемпионат мира Формулы-1, в ходе которого с 7 марта по 24 октября 2004 года проводилось более восемнадцати гонок.
В чемпионате доминировали Михаэль Шумахер и Ferrari , причем Шумахер выиграл чемпионат пилотов в седьмой и последний раз. Товарищ Шумахера по команде Рубенс Баррикелло завершил чемпионат вторым, а Дженсон Баттон занял третье место в составе BAR . Ferrari выиграла Кубок конструкторов в рекордный 14-й раз, опередив BAR и Renault .
На этом чемпионате было побито несколько рекордов. Михаэль Шумахер выиграл 13 гонок, побив свой рекорд из 11 побед в гонках за один сезон с 2002 года . Он также побил рекорд по количеству последовательных титулов чемпионов мира среди пилотов (5), а Ferrari побила рекорд по количеству последовательных титулов конструкторов (6).
Команды и водители
[ редактировать ]Следующие команды и гонщики участвовали в FIA Формулы-1 чемпионате мира 2004 года .
† Все двигатели были объемом 3,0 литра, конфигурация V10 . [6]
Четыре из десяти команд — Ferrari, Renault, Jaguar и Toyota — были дочерними компаниями крупных автомобильных компаний. Однако BAR была подразделением British American Tobacco . Williams и McLaren, обе частные команды, имели соглашения о поставке двигателей с BMW и Mercedes-Benz соответственно, а Honda производила двигатели для BAR.
Остальные три команды, Jordan , Sauber и Minardi , также находились в частной собственности, но не получали существенной спонсорской поддержки и, следовательно, имели тенденцию оказываться в конце стартовой сетки. Sauber получила двигатели Ferrari под маркой Petronas и получила спонсорскую поддержку от малазийской нефтегазовой компании.
Бесплатная практика водителей
[ редактировать ]В течение сезона пять конструкторов участвовали в свободных тренировках только для пилотов.
Конструктор | Практика водителей | |||
---|---|---|---|---|
Нет. | Имя водителя | Раунды | ||
БАР – Хонда | 35 | Энтони Дэвидсон | Все | |
Ягуар – Косворт | 37 | Бьёрн Вирдхайм | Все | |
Тойота | 38 | Рикардо Зонта Райан Бриско | 1–12 13–18 | |
Джордан – Форд | 39 | Тимо Глок Роберт Дорнбос | 1–15 16–18 | |
Минарди – Косворт | 40 | Бас Лейндерс | Все 1 |
^ 1 - Лейндерс был заявлен третьим гонщиком в первом раунде, но ему было отказано в суперлицензии FIA до тех пор, пока он не проедет необходимый пробег на автомобиле Формулы-1. Это требование он выполнил перед следующей гонкой.
Изменения драйверов
[ редактировать ]- В сезоне 2004 года перед сезоном произошло несколько изменений в составе пилотов, а также еще больше изменений в течение самого сезона. Minardi , Jordan и Sauber начали 2004 год с совершенно новыми составами пилотов.
- В BAR, после ухода Жака Вильнева из команды перед Гран-при Японии 2003 года , бывший тест-пилот Такума Сато навсегда получил второе место в гонке вместе с Дженсоном Баттоном; После временной работы в 2003 году Энтони Дэвидсон стал постоянным гонщиком-испытателем, заменив Такуму Сато.
- В Minardi Николя Кьеза не смог сохранить свое место и был освобожден. Йос Ферстаппен покинул Minardi из-за проблем со спонсорством и нежелания провести еще один год в соревнованиях с другими игроками неконкурентной команды. Джанмария Бруни , проведший ограниченное количество тестов в 2003 году, был подписан на постоянную работу. Жолт Баумгартнер был утвержден вторым штатным гонщиком после того, как правительство Венгрии оказало спонсорскую помощь; Баумгартнер выполнял обязанности замены в Иордании в 2003 году после того, как Ральф Фирман получил травмы в результате аварии в Венгрии. Завершая совершенно новый состав, Бас Лейндерс и Тьяго Монтейро были подписаны в качестве тест-пилотов на 2004 год. Лейндерс был подписан из рядов Мировой серии компанией Nissan , а Монтейро был подписан из американской команды Fittipaldi Champ Car.
- Пути Хайнца-Харальда Френтцена и Sauber разошлись в конце 2003 года. Затем Френтцен ушел из Формулы-1 и присоединился к бывшим гонщикам Формулы-1 Мике Хаккинену и Жану Алези в DTM . Ник Хайдфельд также был освобожден от Sauber, и, похоже, у него не было драйва в 2004 году. Однако несколько успешных тест-драйвов в Иордании обеспечили ему место там. Физикелла покинул Иорданию после того, как в 2003 году подписал контракт с Sauber. Это означало, что Хайдфельд и Физикелла фактически поменялись местами. Другим новым пилотом Sauber стал Фелипе Масса , который оставил свою тестовую позицию в Ferrari и вернулся в команду, в которой он участвовал в гонках в 2002 году. Поскольку Sauber использовал двигатели Ferrari в 2003 году, Масса взял с собой значительные знания о компонентах Ferrari.
- Решив не продлевать контракт Джастина Уилсона , Jaguar подписала Кристиана Клиена партнером Марка Уэббера в R5. Уилсон отказался от тест-драйва и покинул Jaguar, чтобы присоединиться к команде Mi-Jack Conquest Racing в Champ Car гонках в Америке . Бьорн Вирдхайм был подписан их тест-пилотом в пятницу. Другими гонщиками-испытателями в пятницу являются Франк Монтаньи , который был награжден за чемпионский год в Мировой серии компанией Nissan постоянным тест-драйвом в Renault, Райан Бриско , который присоединился к Рикардо Зонте в качестве тест-пилота в Toyota, и Педро де ла Роса . который вернулся в Формулу-1 в качестве тест-пилота McLaren.
Изменения в середине сезона
[ редактировать ]- Джорджио Пантано заменил Тимо Глок на Гран-при Канады . Пантано покинул Джордана после Гран-при Италии , и Глок снова заменил его до конца сезона.
- После того, как Ральф Шумахер получил травму во время Гран-при США , Марк Жене заменил его на Гран-при Франции и Великобритании . Затем Антонио Пиццония заменил его с Гран-при Германии на Гран-при Италии . Шумахер вернулся на Гран-при Китая .
- Криштиану да Матта был заменен тест-пилотом Рикардо Зонтой , начиная с Гран-при Венгрии . Зонта был исключен из команды Toyota на Гран-при Японии, а затем заменил Оливье Паниса на Гран-при Бразилии , который покинул свое гоночное место и ушел из спорта.
- Ярно Трулли Отношения с командой Renault ухудшились после его первой победы на Гран-при Монако 2004 года . Он покинул команду после Гран-при Италии 2004 года , который также стал Пантано последней гонкой за команду Иордании . Бывший чемпион мира Жак Вильнев заменил Ярно Трулли в Renault в трех последних гонках. Трулли пропустил Гран-при Китая 2004 года , но вернулся на Гран-при Японии 2004 года и Гран-при Бразилии 2004 года с командой Toyota . Это означало, что Гран-при Японии 2004 года стал первой гонкой Ярно Трулли с новой командой.
Изменения в команде
[ редактировать ]- В рамках глобальной реструктуризации и сокращения расходов компания Ford объявила в течение сезона, что не будет участвовать в чемпионате Формулы-1 в 2005 году через свою команду Jaguar. Они также объявили, что их моторное и инженерное подразделения Cosworth продаются. В конечном итоге команда Jaguar была куплена Red Bull и в 2005 году продолжила выступать под названием Red Bull Racing .
Изменения в правилах
[ редактировать ]Начиная с сезона 2004 года, всем командам, которые не вошли в четверку лучших в Кубке конструкторов прошлого года, было разрешено использовать третью машину на пятничной тренировке перед каждым Гран-при в целях тестирования. Хотя другим командам было разрешено иметь пилотов-испытателей, им не разрешили участвовать в пятничных тренировках. Sauber решила не участвовать в этих сессиях со своим третьим гонщиком из-за дополнительных расходов.
В сезоне 2004 года также были внесены изменения в технические регламенты, в том числе запрет на полностью автоматические коробки передач и систему управления запуском , которые использовались в течение последних трех сезонов. впервые с начала 2001 года (до Гран-при Испании В 2004 году автомобили ) соревновались без этих систем. Однако использование трекшн-контроля по-прежнему было разрешено FIA и продолжало разрешаться к использованию в течение следующих трех сезонов, пока не было запрещено в сезоне 2008 года . [7] [8] [9]
Календарь сезона
[ редактировать ]В календаре Формулы-1 2004 года появилось два новых этапа: Гран-при Бахрейна и Гран-при Китая , которые проходили на двух недавно построенных трассах в Сахире и Шанхае . На тот момент в сезоне было проведено больше всего гонок за пределами Европы; восемь Гран-при прошли в Америке, Азии и Океании. Гран -при Бразилии перешёл из своего традиционного места в начале сезона и стал финалом сезона, тогда как Гран-при США перешёл со своей предыдущей даты в конце сентября на конец июня и стал гонкой подряд с Гран-при Канады .
Единственным выходом стал Гран-при Австрии после семи лет гонок на А1-Ринге , модифицированной старой трассе Остеррайхринг . В течение года трибуны и боксы были снесены, в результате чего трасса стала непригодной для использования в любой категории автоспорта. В конечном итоге трасса вновь открылась в 2011 году под названием Red Bull Ring , а позже была восстановлена в календаре Формулы-1 в 2014 году.
Отчет за сезон
[ редактировать ]Открытие раундов
[ редактировать ]Феррари доминировала в первые выходные в Альберт-парке в Австралии, комфортно замкнув первый ряд в квалификации и заработав 1–2 в гонке. [12] Михаэль Шумахер установил самый быстрый круг в гонке на пути к победе, а товарищ по команде Рубенс Баррикелло и Renault игрок Фернандо Алонсо . на подиуме к нему присоединились его [13] Шумахер последовал за этим еще одним поулом и победой в Сепанге , опередив Хуана Пабло Монтойю и Дженсона Баттона , британский гонщик завоевал свой первый подиум в карьере и BAR Honda стал лучшим результатом команды со времен Гран-при Германии 2001 года . Марк Уэббер , который разделил команду Ferrari в квалификации на своем необычном Jaguar , неудачно стартовал, прежде чем столкнулся с Ральфом Шумахером и вылетел из гонки. [14]
Первый визит Формулы-1 в арабский мир после Гран-при Марокко 1958 года состоялся на международной трассе Бахрейна . Дуэт Феррари, состоящий из Шумахера и Баррикелло, снова финишировал со счетом 1–2 как в квалификации, так и в гонке, а второй подряд подиум Баттона поднял его на третье место в чемпионате пилотов, поскольку серия направлялась в Европу. [15]
Европейские раунды
[ редактировать ]Дженсон Баттон забил первый поул для себя и BAR на Гран-при Сан-Марино , но Михаэль Шумахер обогнал его на восьмом круге и финишировал впереди почти на десять секунд. Баттон и Хуан-Пабло Монтойя завершили трибуну (последний опередил Фернандо Алонсо до финиша всего на две секунды), в то время как Кими Райкконен записал свой первый финиш в сезоне восьмым, используя стратегию двух остановок, чтобы завоевать последнее очко с последнего на финише. сетка. [16] Несмотря на неисправную выхлопную систему, Шумахер доминировал на Гран-при Испании также : стартовавший в первом ряду Монтойя сошел с дистанции из-за проблем с тормозами, а ранний лидер Ярно Трулли занял третье место после Рубенса Баррикелло. [17]
На Гран-при Монако Трулли одержал свою первую в карьере победу с поула, выдержав сильное давление со стороны Дженсона Баттона. Рубенс Баррикелло, занявший третье место, был единственным гонщиком, лидировавшим на круге, хотя и отставал от лидеров более чем на минуту. [18] Товарищ по команде Шумахер был одним из нескольких лидеров, сошедших с дистанции, а серия из пяти побед лидера чемпионата завершилась после столкновения с Хуаном Пабло Монтойей под машиной безопасности. Этот период машины безопасности был необходим Фернандо Алонсо, который врезался в барьер на 42-м круге, пытаясь обогнать Williams Ральфа Шумахера в туннеле. Ранее в гонке у быстро стартовавшего Такума Сато случился впечатляющий отказ двигателя на третьем круге в повороте Табак; Дым из задней части его машины BAR ослепил очередь позади него, в результате чего Физикелла вскочил на заднюю часть Дэвида Култхарда McLaren Джанкарло и перевернулся. [19] Оливье Панис остановился перед началом гонки, сократив гонку до 77 кругов, поскольку оставшиеся гонщики завершили второй формационный круг. занявший шестое место, Позже Панис вернулся на восьмое место, когда он и Криштиану да Матта, набрали первые очки Toyota в сезоне. [19]
Михаэль Шумахер вернулся на свой победный путь, возглавив большую часть Гран-при Европы на Нюрбургринге , а Баррикелло и Баттон следовали за ним домой на втором и третьем местах. [20] Тем временем Ральф Шумахер столкнулся с да Маттой на старте, в результате чего обе машины сошли с дистанции. Стартер первого ряда и бывший лидер Сато присоединился к списку сошедших с дистанции из-за позднего отказа двигателя, как и дуэт McLaren Райкконена и Култхарда, у обоих двигателей Mercedes которого истек срок службы на домашней гонке производителя. [21]
Североамериканский даблхедер и возвращение в Европу
[ редактировать ]На Гран-при Канады Тимо Глок заменил Джорджио Пантано в Jordan по финансовым причинам. [22] Ральф Шумахер квалифицировался на поул-позиции, к нему присоединился Дженсон Баттон в первом ряду, а Михаэль Шумахер стартовал только с шестого места. После серии смен лидерства первым пересек финишную черту старший Шумахер, за ним следовали его брат и Рубенс Баррикелло. [23] Но «Уильямс» Ральфа Шумахера — вместе с его товарищем по команде, занявшим пятое место, Хуаном Пабло Монтойей и «Тойотами» Криштиану да Матта и Оливье Паниса, занявшими восьмое и десятое места, — позже были исключены из результатов из-за неисправности тормозных каналов, что способствовало продвижению Баррикелло. на второй, а Баттон на третий. Команды McLaren и Jordan также получили четыре дисквалификации: Глок (в его дебюте в Формуле-1) и Ник Хайдфельд оба набрали очки. [24]
Баррикелло квалифицировался с поулом на Гран-при США вместе с Михаэлем Шумахером. Шумахер одержал победу еще раз, а Баррикелло и Такума Сато, завоевавшие его первый и единственный подиум в Формуле-1, завершили тройку лучших. [25] Однако в этой гонке преобладали несчастные случаи, начиная с инцидента на первом круге, в результате которого выбыли Джанмария Бруни , Джорджио Пантано, Фелипе Масса и Кристиан Клиен . На девятом круге Фернандо Алонсо получил прокол и разбился в конце стартово-финишной прямой, а на следующем круге по той же причине на овале разбился Ральф Шумахер. [25] Шумахер получил сотрясение мозга и перелом позвонков в той аварии на последнем повороте, из-за чего он не смог участвовать в следующих шести гонках. [26] Из-за высокого уровня выбытия автомобилей линию пересекли только восемь машин; Финальным финишером стал Жолт Баумгартнер , который стал первым бомбардиром Венгрии и принес команде Minardi первое очко с 2002 года . [25]
Во Франции Михаэль Шумахер победил Алонсо, применив умную стратегию четырех остановок. [27] Баррикелло обогнал второй Renault Ярно Трулли в последнем повороте гонки и занял третье место, а Марк Жене , заменивший травмированного Ральфа Шумахера в Williams на Гран-при Франции и Великобритании , финишировал десятым. [28] Михаэль Шумахер одолел поляка Кими Райкконена и одержал свою десятую победу в сезоне в Сильверстоуне. Райкконен, занявший второе место, завоевал первый подиум McLaren в 2004 году, опередив Баррикелло, занявшего третье место. Гонка примечательна крупной аварией Ярно Трулли: итальянец потерял контроль над своей машиной на мосту и врезался в покрышку, прежде чем покатиться в гравийную ловушку. [29]
Шумахер выиграл с поула на Гран-при Германии , победив Дженсона Баттона, который стартовал тринадцатым после штрафа на десять мест из-за замены двигателя, и Фернандо Алонсо. [30] Стартеру первой линии Хуану Пабло Монтойе удалось занять только пятое место, а его новый товарищ по команде Антонио Пиццония финишировал седьмым. [31] Показав самый быстрый круг в гонке, Кими Райкконен на высокой скорости сломал заднее крыло в конце старт-финишной прямой на 14-м круге и врезался в стенку покрышки. [30]
Череда неутешительных результатов Криштиану да Матты из Toyota привела к тому, что после Гран-при Венгрии его заменил тест- Зонта пилот Рикардо . [32] Там Шумахер возглавил еще один Ferrari со счетом 1–2 как в квалификации, так и в гонке, чтобы обеспечить Ferrari трофей конструкторов, а победитель гонки 2003 года Алонсо занял подиум. [33]
Гран -при Бельгии также включал в себя многочисленные аварии и периоды использования машин безопасности. Столкновение Марка Уэббера и Такумы Сато на первом круге выбило их обоих; Жолт Баумгартнер избежал первоначального крушения, но врезал машину товарища по команде Джанмарии Бруни в стену, которая затем отскочила назад и подобрала Джорджио Пантано. [34] На тридцатом круге Дженсон Баттон получил прокол задней правой ноги и потерял контроль над своей машиной, врезавшись в Minardi Жолта Баумгартнера, который он пытался проехать на круге. [34] Кими Райкконен в итоге выиграл гонку, свою первую в году, заняв скромное 10-е место в стартовой решетке. Михаэль Шумахер финишировал вторым и таким образом обеспечил себе титул чемпиона мира, поскольку его отставание в сорок очков от Рубенса Баррикелло, финишировавшего третьим в гонке, к тому моменту было непреодолимым. [35]
Заключительные раунды и бразильский финал
[ редактировать ]На Гран-при Италии Баррикелло вел Ferrari со счетом 1–2, опередив верного Тифози, хотя Шумахер, стартовавший третьим, вылетел на первом круге и был вынужден вернуться в гонку в конце поля. [36] После гонки Ярно Трулли расстался с Renault, и чемпион мира 1997 года Жак Вильнев вернулся в Формулу-1 в качестве его замены. [37] Непосредственно перед Гран-при Китая итальянец Джорджио Пантано был исключен из команды Jordan и снова заменен Тимо Глоком в последних трех гонках. [38] Эту гонку также выиграл Баррикелло с поула, а Баттон и Райкконен отставали менее чем на 2 секунды. Михаэль Шумахер стартовал с пит-лейна и смог подняться только на 12-е место из-за нескольких ошибок и прокола, а вернувшийся Ральф Шумахер сошел с дистанции из-за повреждения подвески. [39]
На выходные Гран -при Японии повлиял тайфун Ма-он , который нанес обширный ущерб некоторым частям Японии и привел к переносу квалификации на утро дня гонки. [40] Когда дождь утих к началу гонки, Михаэль Шумахер одержал свою 13-ю победу с поула, его брат Ральф стартовал и финишировал вторым, а Дженсон Баттон финишировал на подиуме. Столкновение Дэвида Култхарда и Рубенса Баррикелло, установившего самый быстрый круг в гонке, выбило их обоих из Гран-при. [41] После резкого разрыва с Renault Ярно Трулли финишировал одиннадцатым в своей первой гонке за Toyota, а его товарищ по команде Оливье Панис ушел из спорта после гонки. [42]
Гран -при Бразилии выиграл Хуан Пабло Монтойя, который также показал лучший круг, заняв второе место на стартовой решетке, а его будущий товарищ по команде McLaren Кими Райкконен и поляк Баррикелло финишировали позади него. [43] Это был последний выход Монтойи за Williams и последняя победа команды до Гран-при Испании 2012 года . [44] Это также была последняя гонка для дуэта Minardi Жолта Баумгартнера и Джанмарии Бруни, а также последняя гонка команды Jaguar перед тем, как их купила Red Bull . [45] [46] Дэвид Култхард завершил свой последний сезон в McLaren (команда, в которой он выступал с 1996 года ), не завоевав подиума по ходу сезона.
Результаты и турнирная таблица
[ редактировать ]Гран-при
[ редактировать ]Система подсчета очков
[ редактировать ]Очки были вручены восьми лучшим финишерам классификации. [48]
Позиция | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-е место | 6-е место | 7-е место | 8-е место |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Очки | 10 | 8 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Турнирная таблица чемпионата мира среди водителей
[ редактировать ]
|
|
Примечания:
- † – Пилоты не финишировали в Гран-при, но были классифицированы, поскольку преодолели более 90% дистанции гонки.
Турнирная таблица чемпионата мира среди конструкторов
[ редактировать ]
|
|
Примечания:
- † – Пилоты не финишировали в Гран-при, но были классифицированы, поскольку преодолели более 90% дистанции гонки.
- В официальной классификации FIA Чемпионата конструкторов 2004 года конструкторами были указаны Scuderia Ferrari Marlboro, Lucky Strike BAR Honda, Mild Seven Renault F1 Team и т. д. [49]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джорджио Пантано участвовал в Гран-при Канады , [1] но позже отказался от участия по личным обстоятельствам. [2]
- ↑ Minardi участвовала в первых двенадцати Гран-при как «Wilux Minardi Cosworth». [3] [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гран-при Канады чемпионата мира Формулы-1 2004 года» . FIA Результаты и статистика . Сеть автоспорта . Проверено 1 июля 2024 г.
- ^ «Глок заменит Пантано на Гран-при Канады» . Ирландский эксперт . 12 июня 2004 года . Проверено 1 июля 2024 г.
- ^ "Minardi подтверждает титульного спонсора - Wilux" . Краш.нет. 3 марта 2004 г. Проверено 3 января 2021 г.
- ^ «Пресс-Снуп: Minardi и Wilux расстались» . Краш.нет. 31 июля 2004 года . Проверено 3 января 2021 г.
- ^ «Список участников сезона Формулы-1 2004 года» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2004 года . Проверено 3 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Зильберманн, Эрик (2004). Доменжоз, Люк (ред.). Ежегодник Формулы 1 2004–2005 гг . Бат, Сомерсет: Паррагон. стр. 22–41. ISBN 2-84707-072-9 – через Открытую библиотеку .
- ^ «Правила Формулы-1 — Правила и положения Формулы-1 на сезон Формулы-1 2004 года» . www.newsonf1.com . Проверено 10 ноября 2020 г.
- ^ «Разработка систем контроля тяги для Формулы-1» (PDF) . www.f1-forecast.com . Проверено 6 декабря 2020 г.
- ^ Мейсфилд, Фрейзер (19 октября 2013 г.). «Что Формула-1 когда-либо сделала для нас?» . Отчет отбеливателя . Проверено 6 декабря 2020 г.
- ^ «Календарь Формулы-1 2004» . Статистика автоспорта . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ «2004» . ШиканаF1 . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ «Гран-при Австралии 2004 года – слишком легкий для Ferrari» . Крушение . 7 марта 2004 г. Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ «Турнирное положение» . Формула 1 — Официальный сайт Формулы 1 . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ «Гран-при Малайзии 2004 — Майкл осваивает Малайзию» . Крушение . 21 марта 2004 года . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ Петрич, Дарьян (4 апреля 2020 г.). «Гран-при Бахрейна 2004 – Шумахер и Феррари доминируют в пустыне» . MAXF1net . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ Гранпри.com. «Отчет о гонке — Красная планета» . www.grandprix.com . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ «Гран-при Испании 2004 — Шуми не было быка» . Крушение . 9 мая 2004 года . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ «Турнирное положение» . Формула 1 — Официальный сайт Формулы 1 . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Гранпри.com. «Гран-при Монако, 2004» . www.grandprix.com . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ Петрич, Дарьян (30 мая 2019 г.). «Гран-при Европы 2004 года – Шумахер доминирует в своей 200-й гонке Формулы-1» . MAXF1net . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ Гранпри.com. «Гран-при Европы, 2004» . www.grandprix.com . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ «Glock заменяет Пантано в Jordan» . www.motorsport.com . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ «Канада, 2004 г. – шестое место без препятствий для Шуми-семерки» . Крушение . 13 июня 2004 года . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ Генри, Алан (15 июня 2004 г.). «Формула-1: Williams и Toyota принимают наказание» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «США, 2004 год: Майкл побеждает, Ральф терпит ужасную аварию» . Крушение . 20 июня 2004 года . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ «Ральф Шумахер выбыл из игры из-за травмы» . us.motorsport.com . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ШАГИ: Как Ferrari украла победу у Renault с помощью секретного плана с четырьмя остановками во Франции 2004 | Формула 1» . www.formula1.com . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ Петрич, Дарьян (4 июля 2019 г.). «Гран-при Франции 2004 года – Шумахер обыграл Алонсо с четырьмя пит-стопами» . MAXF1net . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ «Британия 2004: Шумахер отличился в Сильверстоуне» . Крушение . 11 июля 2004 года . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Гранпри.com. «Отчет о гонке - Бездельники Хоккенхайма» . www.grandprix.com . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ «Пиццония хочет проявить себя» . Ирландский эксперт . 24 июля 2004 года . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ «Да Матта уходит, Зонта приходит в Toyota – F1 – Autosport» . Autosport.com . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ «Венгрия 2004: Феррари 1-2 опечатывает конструкторов » . Крушение . 15 августа 2004 года . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Гранпри.com. «Отчет о гонке: чтобы финишировать первым, сначала будь финном» . www.grandprix.com . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Петрич, Дарьян (29 августа 2020 г.). «Гран-при Бельгии 2004 года – Шумахер выигрывает 7-й титул в 700-й гонке за Ferrari» . MAXF1net . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Шоу, Энди. «Мой классический Гран-при Италии: 2004» . Отчет отбеливателя . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ «Вильнев заменяет Трулли» . Евроспорт . 17 сентября 2004 года . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ «Компания по доставке Иордании и Пантано» . РТЕ. 22 сентября 2004 г.
- ^ «Гран-при Китая 2004: выводы Рубенса» . Крушение . 26 сентября 2004 года . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ «CNN.com — Квалификация Гран-при Японии отменена — 8 октября 2004 г.» . edition.cnn.com . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ «Гран-при Японии 2004: Ураган Майкл сносит их» . Крушение . 10 октября 2004 г. Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ «Панис уходит из гонок» . us.motorsport.com . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ «Гран-при Бразилии 2004: ритм Монтойи сбивает Кими с толку» . Крушение . 24 октября 2004 г. Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ «Мальдонадо одерживает знаковую победу» . Би-би-си Спорт . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ «Альберс протестирует PS05 в пятницу» . Крушение . 9 апреля 2005 года . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Тран, Марк (15 ноября 2004 г.). «Red Bull покупает команду Jaguar F1» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ «Итоги Формулы-1 2004» . Статистика автоспорта . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ Спортивный регламент Формулы-1 2004 г. , дата обращения 9 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Руководство сезона чемпионата мира Формулы-1 FIA 2004 г. Проверено 9 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Джонс, Брюс (2005). «Окончательные итоги 2004 года». Официальный спортивный гид ITV: Гран-при 2005 г. Лондон, Англия: Carlton Books. стр. 102–103. ISBN 1-84442-578-9 – через Интернет-архив.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Formula1.com - официальный зачет гонщиков 2004 года, www.formula1.com, архивировано на web.archive.org.
- Formula1.com – официальные результаты команд за 2004 год, www.formula1.com, заархивировано на web.archive.org.
- Спортивный регламент Формулы-1 2004 г., www.fia.com, архив на web.archive.org.
- Технический регламент Формулы-1 2004 года, www.fia.com, архив на web.archive.org.
- Список заявок на участие в чемпионате мира Формулы-1 2004 года, www.fia.com, заархивировано на web.archive.org.
- Классификация чемпионата мира Формулы-1 2004 года, www.fia.com, заархивировано на web.archive.org.