Криштиану да Матта
Криштиану да Матта | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Да Матта на Гран-при Лонг-Бич 2006 года | |||||||
Национальность | ![]() | ||||||
Рожденный | Белу-Оризонти , Минас-Жерайс , Бразилия | 19 сентября 1973 г. ||||||
Достижения | 2002 CART серии чемпионатов FedEx Championship Чемпион | ||||||
чемпиона автомобиля Карьера | |||||||
101 гонка прошла за 6 лет. | |||||||
Годы активности | 1999–2002, 2005–2006 | ||||||
Команда(ы) | Арчер-Уэллс ППИ Моторспорт Ньюман-Хаас ПКВ Гонки Дейл Койн Гонки РуСПОРТ | ||||||
Лучшая отделка | 1 место - 2002 г. | ||||||
Первая гонка | 1999 года Гран-при Мальборо в Майами ( Хомстед ) | ||||||
Последняя гонка | 2006 Гран-при Сан-Хосе ( Улицы Сан-Хосе ) | ||||||
Первая победа | 2000 Target Гран-при Чикаго ( Чикаголенд ) | ||||||
Последняя победа | 2005 Гран-при Портленда ( Portland Raceway ) | ||||||
| |||||||
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |||||||
Активные годы | 2003 – 2004 | ||||||
Команды | Тойота | ||||||
Записи | 28 | ||||||
Чемпионаты | 0 | ||||||
Победы | 0 | ||||||
Подиумы | 0 | ||||||
Карьерные очки | 13 | ||||||
Поул-позиции | 0 | ||||||
Самые быстрые круги | 0 | ||||||
Первая запись | Гран-при Австралии 2003 года. | ||||||
Последняя запись | Гран-при Германии 2004 года. |
Криштиану Монтейро да Матта (родился 19 сентября 1973 года) — бывший профессиональный автогонщик из Бразилии . Он выиграл чемпионат CART в 2002 году и выступал в Формуле-1 за команду Toyota с 2003 по 2004 год.
Биография
[ редактировать ]Происхождение и начало карьеры
[ редактировать ]
Отцом да Матты был Тониньо да Матта, 14-кратный чемпион Бразилии по кузовным гонкам. родился в Белу-Оризонти Криштиану да Матта и начал заниматься картингом в возрасте 16 лет, приняв дизайн шлема, почти идентичный шлему его знаменитого отца. Он быстро поднялся на вершину, выиграв множество чемпионатов по картингу, а затем выиграл чемпионат Бразилии по Формуле Форд в 1993 году. В 1994 году он продолжил свой успешный путь, выиграв чемпионат Бразилии Формулы 3 над такими игроками, как Элио Кастроневес и Рикардо Зонта . В 1995 году да Матта участвовал в британской серии Формулы-3 , выиграв одну гонку и заняв восьмое место в турнирной таблице. Затем он занял восьмое место в в следующем году чемпионате Формулы 3000 , показав лучший результат четвертым на По .
Североамериканские гонки
[ редактировать ]В 1997 году да Матта переехал в Соединенные Штаты для участия в гоночной серии Indy Lights , в которой он получил награду «Новичок года» . В следующем году (1998) он выиграл чемпионат, выиграв семь гонок и завоевав четыре поул-позиции. В 1999 году да Матта участвовал в серии CART за команду Арсиеро Уэллса, которая использовала двигатели Toyota; С тех пор да Матта водил автомобиль с двигателем Toyota до 2004 года. Его первая победа пришлась на 2000 год, и, несмотря на некоторое противодействие спонсоров, он присоединился к лидирующей команде Newman/Haas Racing в 2001 году. В 2002 году он выиграл чемпионат пилотов CART под руководством Toyota. власть с командой Newman/Haas Racing , доминировавшей в году с семью победами в гонках и семью поулами.
Формула-1
[ редактировать ]

Да Матта перешел в Формулу-1 в 2003 году в команду Toyota Formula One . В том году он набрал 10 чемпионских очков, что на четыре больше, чем у опытного ветерана и товарища по команде Оливье Паниса , и вскоре сделал себе имя в Формуле-1, проведя большую часть первой половины Гран-при Бразилии 2003 года, преследуя действующего чемпиона мира Михаэля Шумахера на трассе гонку, пострадавшую от муссонов, прежде чем в конечном итоге финишировать десятым. Он лидировал на Гран-при Великобритании 2003 года на протяжении семнадцати кругов после того, как гонка была прервана протестующим, который вторгся на трассу и вызвал срабатывание машины безопасности. Это привело к тому, что большинство идущих впереди машин сделали незапланированные пит-стопы, в результате чего да Матта лидировал и в конечном итоге финишировал седьмым, набрав один из четырех очков в своем дебютном сезоне. его состояние пошло на убыль Однако в 2004 году . Набрав всего три чемпионских очка, да Матта уступил место в гонке Рикардо Зонте после Гран-при Германии в Хоккенхайме. Это произошло не только из-за проблем с производительностью, но и из-за того, что да Матта открыто заявлял о том, насколько неконкурентоспособна Toyota.
Вернуться в США
[ редактировать ]В 2005 году да Матта вернулся в Champ Car World Series , чтобы выступать за команду PKV Racing . В том сезоне он выиграл гонку в Портленде и занял 11-е место в турнирной таблице. В сезоне Champ Car 2006 года он перешёл в Dale Coyne Racing , чтобы управлять Ford Lola под номером 19 , до 9 июня 2006 года, когда он снова сменил команду, чтобы занять Эй Джей Аллмендингера место в RuSPORT . [ 1 ] Второе место в Сан-Хосе оставило ему шестое место в серии.
Столкновение с оленем во время испытаний
[ редактировать ]3 августа 2006 года автомобиль да Матты столкнулся с оленем, который бежал перед ним, когда он направлялся к шестому повороту во время открытых тестов Champ Car на Road America . Он ударил оленя правым передним колесом, затем олень отлетел назад и ударил да Матту в кабину. [ 2 ] Считается, что когда олень ударил да Матту в кабину, он потерял сознание. Он оставался без сознания, все еще нажимая на педаль газа, когда прибыла команда безопасности и вытащила да Матту из машины. [ 3 ] Затем да Матта был доставлен по воздуху в медицинский центр Теда Кларк в Нине, штат Висконсин , где ему сделали операцию по удалению субдуральной гематомы . [ 4 ] После операции да Матта был помещен в искусственную кому , чтобы дать возможность сойти отеку. [ 5 ] По состоянию на 7 августа да Матта добился «медленного, но устойчивого прогресса», в то время как врачи работали над снижением уровня седативного действия да Матты. [ 6 ] Это медленное выздоровление было подтверждено 9 августа, когда сообщалось, что да Матта мог двигать «всеми конечностями как спонтанно, так и в ответ на физическую стимуляцию». [ 7 ] 20 августа да Матта был переведен из реанимации. [ 8 ] 30 августа было подтверждено, что да Матта добился устойчивого прогресса, разговаривал на английском и португальском языках и ходил на короткие расстояния. [ 9 ] 21 сентября 2006 года да Матте разрешили покинуть больницу после того, как он выздоровел лучше, чем ожидалось. [ 10 ]
Когда 24 сентября чемпионат Champ Car World Series вернулся в гонку на Гран-при Road America, да Матта дал традиционную команду: «Запускайте двигатели». В течение следующих нескольких лет он занимался тренировками и терапией, решая свое гоночное будущее. [ 11 ]
Вернись
[ редактировать ]20 марта 2008 года да Матта впервые после аварии снова сел в гоночный автомобиль, завершив двухдневные тесты на прототипе Riley Daytona, подготовленном действующими Rolex Sports Car Series чемпионами GAINSCO/Bob Stallings Racing . Он сразу же обрел скорость, и владелец команды Боб Столлингс сказал, что «возвращение началось». [ 12 ] да Матта сказал: «После теста я понял, что все еще знаю, как это сделать», «Самое большое, что я почувствовал, это просто чувство облегчения. Для меня это было большое, большое облегчение, большее, чем большое». [ 13 ] да Матта в паре с бывшим Champ Car чемпионом Джимми Вассером принял участие в гонках серии Rolex на трассе Mazda Raceway Laguna Seca в 2008 году. [ 14 ] после упорной гонки пара заняла 32-е место.
Чемпионат Бразилии Formula Truck
[ редактировать ]В декабре 2009 года да Матта протестировал автомобиль Formula Truck, принадлежащий Iveco . [ 15 ] а в январе 2010 года подтвердил, что будет руководить сезоном Formula Truck 2010 за команду. [ 16 ]
Американская серия Ле-Ман
[ редактировать ]В 2011 году да Матта подписал контракт с Rocketsports Racing для участия в американской серии Ле-Ман . Он набрал шесть очков на Гран-при Лонг-Бич. [ 17 ]
Кино и СМИ
[ редактировать ]Да Матта и его машина 1999 года появляются в фильме «Вождение» в главной роли с Сильвестром Сталлоне .
Да Матта — игровой персонаж в видеоиграх Formula One 2003 и Formula One 04 .
В 2017 году о жизни его и его отца в автоспорте был выпущен документальный фильм под названием «Família Gasolina» («Бензиновая семья»). Он доступен бесплатно на YouTube.
Послегоночная карьера
[ редактировать ]Да Матта больше не участвует в гонках и занимается финансовой и логистической деятельностью семейного бизнеса по производству одежды Da Matta Design. [ 18 ]
Гоночная карьера
[ редактировать ]Полные результаты британской Формулы 3
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Двигатель | Сорт | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | округ Колумбия | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1995 | Вест Суррей Рейсинг | Муген | А | SIL 1 2 |
SIL 2 4 |
ТРР 1 Верно |
ТРР 2 Верно |
ДОН Верно |
SIL ДСК |
SIL Верно |
ДОН 1 11 |
ДОН 2 16 |
ОЛЛ 1 |
БРХ 1 3 |
БРХ 2 6 |
SNE 20 |
ПЕМ 1 Верно |
ПЕМ 2 5 |
SIL 1 9 |
SIL 2 6 |
ТРР Верно |
8-е место | 81 |
Полные результаты Международной Формулы 3000
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | округ Колумбия | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1996 | Тихоокеанские гонки | СВЕТ 9 |
БОЛЬШЕ НИКОГДА 4 |
ПЕР 5 |
ХОК Верно |
SIL Верно |
СПА 10 |
МАГ 5 |
ВОСТОК 7 |
КРУЖКА Верно |
ХОК Верно |
9-е | 7 |
Полные результаты Indy Lights
[ редактировать ]( ключ )
Год | Команда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | Классифицировать | Очки | Ссылка |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1997 | Брайан Стюарт Расинг | МОЙ 21 |
ЛБХ 2 |
НАЗ 1 |
САВ 21 |
СТЛ 2 |
ТЫСЯЧА 4 |
ТО 26 |
К 5 |
ТЗ 18 |
ПОЛАГАТЬ 4 |
К 1 |
ЛС 1 |
ФОН 4 |
3-й | 141 | [ 21 ] | |
1998 | Тасман Моторспортс | МОЙ 2 |
ЛБХ 1 |
НАЗ 1 |
СТЛ 3 |
ТЫСЯЧА 10 |
ТО 2 |
К 20 |
КЛЕ 22 |
ТЗ 15 |
ЧТО 2 |
ПОЛАГАТЬ 1 |
К 1 |
ЛС 22 |
ФОН 11 |
1-й | 154 | [ 22 ] |
Полные результаты CART/Champ Car
[ редактировать ]( ключ )
Полные результаты Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | МЦД | Оч. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2003 | Панасоник Тойота Гонки | Тойота ТФ103 | Тойота РВХ-03 3.0 V10 | ИЗ Верно |
ТОЛЬКО 11 |
ХОРОШИЙ 10 |
СМР 12 |
ESP 6 |
АВТОМОБИЛЬ 10 |
МОЙ 9 |
МОЖЕТ 11 † |
евро Верно |
ОТ 11 |
Великобритания 7 |
ДАВАТЬ 6 |
ОНА 11 |
ОНА Верно |
олень 9 |
Япония 7 |
13-е место | 10 | ||
2004 | Панасоник Тойота Гонки | Тойота ТФ104 | Тойота РВХ-04 3.0 V10 | ИЗ 12 |
ТОЛЬКО 9 |
БХР 10 |
СМР Верно |
ESP 13 |
МОЙ 6 |
евро Верно |
МОЖЕТ ДСК |
олень Верно |
ОТ 14 |
Великобритания 13 |
ДАВАТЬ Верно |
ОНА | БЕЛ | ОНА | Китай | Япония | ХОРОШИЙ | 17-е | 3 |
† Не финишировал в гонке, но был классифицирован, так как преодолел более 90% дистанции гонки.
Полные результаты американской серии Ле-Ман
[ редактировать ]Год | Абитуриент | Сорт | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Классифицировать | Очки | Ссылка |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2011 | Ягуар РСР | ГТ | Ягуар XKR GT2 | Ягуар 5,0 л V8 | С.Э.Б. Верно |
ЛБХ 6 |
ЛИМ Верно |
нет | СРЕДНИЙ | АМЕ | БАЛ | МОЙ | ДОМАШНИЙ ПИТОМЕЦ | 26-е | 6 | [ 30 ] |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «РУСПОРТ ОБЪЯВЛЯЕТ О СМЕНЕ ВОДИТЕЛЯ» . Мировая серия Champ Car. 9 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2006 г. Проверено 22 февраля 2016 г.
- ^ «ОБНОВЛЕНИЕ: Да Матта в критическом состоянии» . Скоростной канал. 3 августа 2006 г. Архивировано из оригинала 15 августа 2006 г. Проверено 22 февраля 2016 г.
- ^ «Не в том месте, не в то время: Криштиану да Матта все еще в критическом состоянии» , PaddockTalk , 4 августа 2006 г. Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «Обновленная информация о состоянии водителя RuSPORT Криштиану да Матта». Архивировано 7 июля 2008 г. на Wayback Machine , RuSPORT , 3 августа 2006 г.
- ^ «Обновленная информация о состоянии чемпиона-водителя Криштиану да Матта». Архивировано 7 июля 2008 г. на Wayback Machine , RuSPORT , 5 августа 2006 г.
- ↑ «Состояние Криштиану да Матты продолжает улучшаться». Архивировано 6 октября 2007 года в Wayback Machine , RuSPORT , 7 августа 2006 года.
- ↑ «Криштиану да Матта стабильно прогрессирует». Архивировано 24 августа 2006 года в Wayback Machine , RuSPORT , 9 августа 2006 года.
- ↑ «Криштиану Да Матта переведен из реанимации». Архивировано 24 ноября 2006 года в Wayback Machine , RuSPORT , 20 августа 2006 года.
- ↑ «Больше прогресса для Криштиану да Матта». Архивировано 14 октября 2007 года в Wayback Machine , RuSPORT , 30 августа 2006 года.
- ^ «Да Матта покидает больницу» , F1technical , 21 сентября 2006 г.
- ^ «Да Матта еще не определился со своим будущим» . Гранпри.com. 1 декабря 2006 года . Проверено 1 декабря 2006 г.
- ^ «Motorsport.com: Новостной канал» . 12 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 12 апреля 2008 г. Проверено 3 сентября 2018 г.
- ^ «Возвращение де Матты продолжается» . Звезда Индианаполиса . 26 марта 2008 года . Проверено 24 июля 2020 г. - через Newspapers.com .
- ^ да Матта возвращается на трассу в гоночном тесте GAINSCO / Боба Столлингса [ мертвая ссылка ] , Гранд-Ам , 25 марта 2008 г.
- ^ «ФОРМУЛА ГРУЗОВИКА: Криштиану да Матта тестирует F-Truck в Бразилиа (15.12.2009)» . www.gpnews.com . 15 декабря 2009 г. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 г.
- ^ «Криштиану да Матта будет выступать в сезоне Formula Truck – Спорт» . Эстадан .
- ^ «Американская серия Ле-Ман 2011, представленная турнирной таблицей по очкам чемпионата Tequila Patron» (PDF) . www.americanlemans.com/ . Архивировано из оригинала (PDF) 19 сентября 2011 года.
- ^ Браун, Аллен. «Кристиан да Матта» . oldracingcars.com . Проверено 3 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Результаты Криштиану да Матта» . Статистика автоспорта . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ «Криштиану да Матта» . Мотоспорт . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ «Криштиану да Матта – результаты Firestone / Dayton Indy Lights 1997 года» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ «Криштиану да Матта – результаты Firestone / Dayton Indy Lights 1998 года» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ «Кристано да Матта – Результаты CART за 1999 год» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Кристано да Матта – Результаты CART за 2000 год» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Кристано да Матта – Результаты CART за 2001 год» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Кристано да Матта – Результаты CART за 2002 год» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Кристано да Матта – результаты Мировой серии Champ Car 2005» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Кристано да Матта – результаты Мировой серии Champ Car 2006» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Криштиану да Матта – Гран-при стартовал» . СтатистикаF1 . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ «Криштиану да Матта – результаты Американской серии Ле-Ман 2011» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 26 августа 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт
- Статистика пилотов Криштиану да Матты на Racing-Reference
- Профиль да Матты предоставлен CBS SportsLine.
- 1973 года рождения
- Живые люди
- Спортсмены из Белу-Оризонти
- Бразильцы итальянского происхождения
- Бразильские автогонщики
- Бразильские пилоты Формулы-1
- Пилоты Тойоты Формулы-1
- Водители чемпионов Бразилии по автомобилям
- Чемпионы Champ Car
- Водители Чемпионских автомобилей
- Чемпионы Indy Lights
- Драйверы Indy Lights
- Южноамериканские пилоты Формулы-3
- Пилоты чемпионата Великобритании Формулы-3
- Международные пилоты Формулы 3000
- Пилоты Американской серии Ле-Ман
- Пилоты бразильского чемпионата Формулы-3
- Водители Тасман Моторспортс
- Пилоты Newman/Haas Racing
- Пилоты KV Racing Technology
- Пилоты Дейла Койна Racing
- Драйвера РуСПОРТ