Энди Гранателли
Энтони « Энди » Гранателли (18 марта 1923 – 29 декабря 2013) был американским бизнесменом, наиболее известным как генеральный директор STP , а также важной фигурой в автомобильных гонках. [1]
Гранателли родился в Далласе, штат Техас . Вместе со своими братьями Винсом и Джо он сначала работал автомехаником и предпринимателем в «скоростной мастерской», модифицируя двигатели, такие как Ford с плоской головкой, в оборудование гоночного качества. Во время Второй мировой войны он стал промоутером автомобильных гонок, таких как «Ассоциация ураганных гонок», которая сочетала гоночные возможности для подающих надежды водителей с приятными для публики театральными представлениями. По словам Гранателли в его автобиографии « Они зовут меня Мистер 500» , в ураганах участвовали водители, которые были экспертами в предотвращении и выживании при авариях с опрокидыванием и переворачиванием, а также машины скорой помощи, которые не только оказались втянутыми в гонку. но также выбросил на дорогу гонщикам носилки (с манекеном).
Профессиональная карьера
[ редактировать ]В 1946 году трое братьев приняли участие в первой из нескольких гонок «Индианаполис 500» в составе гоночной команды Grancor. Они проделали свою собственную механическую работу и привнесли такие инновации, как полностью независимая подвеска, но так и не добрались до «Аллеи Победы». В 1948 году Энди решил попытаться получить квалификацию гонщика и почти сделал это, но ужасная авария во время его квалификационного заезда положила конец этой части его карьеры.
В 1950-х годах в Чикаго Гранателли выступал организатором автогонок на стадионе «Солджер Филд» , а также на других площадках. [2] [3]
Гранателли стал известен в мире гонок в 1960-х годах как представитель продуктов STP для обработки нефти и бензина, появляясь в рекламе на телевидении и радио, а также спонсируя гоночные автомобили. Он одевал своих пит-бригад в белые комбинезоны с разбросанным по ним овальным логотипом STP, а однажды носил пиджак с тем же рисунком STP.Он сыграл эпизодическую роль в диснеевском фильме 1968 года «Любовный жук» .
Автомобили Гранателли стали широко представлены на гонках «Индианаполис 500». Хотя он впервые получил известность благодаря повторному представлению двигателя Novi , его самыми известными работами были автомобили с турбинными двигателями в 1967 и 1968 годах . Оба года он видел, как вероятные победители гонок терпели неудачу ближе к концу; Джо Леонарда Поломка на Lotus 56 с оставшимися 10 кругами в 1968 году была превзойдена в прошлом году, когда Парнелли Джонс , уверенно лидировавший всего за три круга до финиша, потерпел неудачу в шестидолларовом подшипнике трансмиссии в STP-Paxton Turbocar и ушел в отставку, отдав уверенную победу Эй Джей Фойту . [4]
В 1969 году он был награжден как победитель гонки «500 миль Индианаполиса». После того, как его инновационный полноприводный автомобиль Lotus был разрушен на практике и зарекомендовал себя как один из самых доминирующих автомобилей на сегодняшний день, его водитель Марио Андретти , залечивая ожоги от крушения Lotus, выиграл за рулем резервной машины годовалой давности. Прежде чем Андретти смог традиционно поцеловать на «Аллее Победы» королева «Фестиваля 500», Гранателли прибыл первым, и его радостный поцелуй в щеку Андретти стал одним из самых запоминающихся изображений «500». Однако ходят слухи, что поцелуй положил начало печально известному проклятию «Индианаполис 500», названному в честь семьи Марио Андретти .
В 1973 году Гранателли отказался от своей команды USAC, и STP стала спонсором Патрика Рэйсинга . Гордон Джонкок выигрывал гонки Индианаполиса 500 в 1973 и 1982 годах.
Считалось, что Гранателли присутствовал на каждом мероприятии Indianapolis 500 в качестве участника или зрителя в период с 1946 по 2012 год. [5] Он не присутствовал на гонке в 2013 году и умер позже в том же году.
Деловые предприятия
[ редактировать ]Гранателли купил Tuneup Masters в 1976 году за 300 000 долларов. В 1986 году он продал его за 60 миллионов долларов. [4]
Награды
[ редактировать ]Он был занесен в Международный зал славы автоспорта в 1992 году и в Зал славы автоспорта Америки. [6] в 2001 году. Гранателли был занесен в Национальный зал славы спринтерских автомобилей в 2011 году. [7] и Национальный зал славы карликовых автогонок в 2013 году. [8]
Смерть
[ редактировать ]Гранателли умер от застойной сердечной недостаточности в возрасте 90 лет в Санта-Барбаре, Калифорния . [4]
Связанное чтение
[ редактировать ]- Энтони (Энди) Гранателли Меня зовут Мистер 500 . 1969 год
Фильмография
[ редактировать ]Год | Заголовок | Роль | Примечания |
---|---|---|---|
1968 | Любовная ошибка | Президент Ассоциации |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Легенда автогонок Энди Гранателли умер в 90 лет» . Лос-Анджелес Таймс . Ассошиэйтед Пресс. 29 декабря 2013 года . Проверено 29 декабря 2013 г.
- ^ Спенсер, Рид (27 июня 2023 г.). «Очерк, посвященный 75-летию: прошлое и настоящее NASCAR пересекаются на берегу озера Чикаго» . Дайджест спидвея . NASCAR Wire . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ Гроссман, Рон (27 июня 2023 г.). «Во времена расцвета автогонок в Чикаго гонка NASCAR на Солдер-Филд закончилась абсолютной победой Файербола Робертса» . Чикаго Трибьюн . Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Лицкий, Франк (30 декабря 2013 г.). «Энди Гранателли умер в 90 лет; прославленный бизнес и автомобили» . Нью-Йорк Таймс . п. А20 . Проверено 30 декабря 2013 г.
- ^ Радиопередача Индианаполиса 500, 2013 г., 26 мая 2013 г.
- ^ Энди Гранателли в Зале славы автоспорта Америки
- ^ «13 призывников включены в список 2011 года для Национального Зала славы спринтерских автомобилей» . Национальный зал славы спринтерских автомобилей . Проверено 8 июля 2011 г.
- ^ «Церемония в Зале славы карликов назначена на 11 января» . Национальные новости скоростного спорта . Архивировано из оригинала 28 декабря 2013 года . Проверено 27 декабря 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мэтьюз, Барбара Э. «Профиль феномена», Национальный зал славы американского бизнеса. Архивировано 17 января 2009 г. в Wayback Machine.
- Оттум, Боб. «У меня есть машина прямо здесь», Sports Illustrated , 13 мая 1968 года.
- Каравиелло, Дэвид. «Наследие «Мистера 500» снова едет с номером 43», NASCAR.COM , — 4 июня 2011 г.