STP-Пакстон Турбокар
Категория | USAC Родстер | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Гранаты | ||||||||
Дизайнер(ы) | Кен Уоллис Энди Гранателли | ||||||||
Технические характеристики | |||||||||
Шасси | Космическая рамка | ||||||||
Подвеска (передняя) | Двойные поперечные рычаги с винтовой пружиной | ||||||||
Подвеска (задняя) | Двойные поперечные рычаги с винтовой пружиной | ||||||||
Двигатель | United Aircraft of Canada ST6B-62 Газовая турбина , расположенная посередине | ||||||||
Передача инфекции | 1-скоростной | ||||||||
Шины | Файерстоун | ||||||||
История соревнований | |||||||||
Известные участники | Подразделение STP корпорации Studebaker. | ||||||||
Известные драйверы | Парнелли Джонс Джо Леонард | ||||||||
Дебют | 1967 Индианаполис 500 | ||||||||
Прошлый сезон | 1968 | ||||||||
|
STP -Paxton Turbocar — американский гоночный автомобиль , разработанный Кеном Уоллисом для участия в гонках STP в Индианаполисе 500 . Парнелли Джонс участвовал в гонках 1967 года. После того, как он лидировал на протяжении большей части гонки, заезд завершился из-за отказа трансмиссии, когда до конца гонки оставалось всего восемь миль. Он разбился во время квалификации гонки 1968 года; повреждение не было устранено, и машина завершила свою карьеру.
История
[ редактировать ]Кен Уоллис, дальний родственник Барнса Уоллиса , разработал действенный план использования газовой турбины в гоночном автомобиле. Сначала он представил идею Дэну Герни , который передал ее. Затем Уоллис предложил этот план Кэрроллу Шелби , и Шелби сказала (согласно более поздним показаниям суда): «Чушь чушь». Наконец, Энди Гранателли из STP проявил интерес к этой концепции. Уоллис и его команда переехали к брату Энди Джо в подразделение STP Paxton в Санта-Монике, и они начали работу над турбомобилем в январе 1966 года. Именно Гранателли представил концепцию «side-by-side», то есть размещение (относительно колесной базы) двигатель слева от водителя (аналогичная идея с водителем в смещенной гондоле слева использовалась Смоки Юником несколькими годами ранее). Гранателли также добавил в конструкцию полный привод. [ 1 ]
Алюминиевая рама автомобиля была сильно деформирована во время термообработки в начале 1966 года, что исключило любую возможность участия автомобиля в гонках Индианаполис 500 1966 года. [ 2 ] Работа началась заново, и машина была готова к гонке Indianapolis 500 1967 года. Парнелли Джонс управлял машиной во время испытаний шин в Финиксе в начале того же года и был впечатлен машиной. Он согласился участвовать в гонке Indianapolis 500 после того, как ему предложили 100 000 долларов наличными в портфеле и половину всех выигранных призовых. [ 3 ]
Джонс квалифицировал машину в Индианаполисе, заняв шестое место со скоростью 166,075 миль в час (267,272 км/ч). На старте гонки он быстро вырвался в лидеры и редко уступал их. Однако, проехав всего 8 миль (13 км), он въехал в боксы из-за поломки подшипника трансмиссии. [ 4 ] Автомобиль был отремонтирован и участвовал STP в гонке Indianapolis 500 1968 года. Управляемый Джо Леонардом, автомобиль врезался в стену четвертого поворота во время тренировки и больше никогда не участвовал в гонках. [ 1 ] [ 5 ]
Первоначально автомобиль был подарен Смитсоновского института . Национальному музею американской истории корпорацией STP Точная копия, построенная по чертежам, находится в Зале славы автодрома Индианаполиса . Любопытно, что вместо модели этой машины Mattel предпочла сделать модель аналогичной «Шелби Турбины», которая практиковалась в Индианаполисе в 1968 году как одна из популярных игрушечных машинок Hot Wheels . В Lotus 56 использовалась модифицированная версия того же двигателя и полный привод в более совершенном клиновидном кузове с новыми ограничениями впуска USAC, но одна машина разбилась в первом повороте во время тренировки, в результате чего погиб водитель Майк Спенс, и все трое вступили в гонку. тоже не закончил; впоследствии USAC полностью запретил турбины и полноприводные автомобили.
Дизайн
[ редактировать ]STP-Paxton Turbocar был построен на основе алюминиевой коробчатой конструкции. Водитель сидел на правой стороне позвоночника, а двигатель, газотурбинный двигатель Pratt & Whitney Canada ST6B-62 , устанавливался на левой стороне позвоночника. Хотя двигатель для небольших самолетов, на котором он был основан, никогда не имел успеха в качестве автомобильной силовой установки, он стал одним из самых популярных турбовинтовых авиационных двигателей в истории. Двигатель приводил в действие систему полного привода Ferguson, которая передавала мощность на колеса. Гидротрансформатор устранил необходимость в педали сцепления и переключении передач. Двигатель работал на холостом ходу на уровне 54% от полного газа, а это означало, что водителю даже не нужно было нажимать педаль акселератора, чтобы тронуться с места; все, что ему нужно было сделать, это убрать ногу с педали тормоза. За кабиной пилота устанавливалась подвижная панель, выполнявшая роль воздушного тормоза. Винтовые пружины подвески располагались внутри хребта, а А-образные рамы подвески имели поперечное сечение аэродинамического профиля. Автомобиль весил 1750 фунтов (790 кг) по сравнению с минимальным весом Indy в 1350 фунтов (612 кг). [ 4 ]
USAC ограничил площадь воздухозаборника двигателя до 23,999 квадратных дюймов (154,83 см3). 2 ), чтобы ограничить мощность турбины, но двигатель по-прежнему выдавал 550 л.с. Однако водители сообщили, что у него была трехсекундная задержка газа. Менее чем через месяц после гонки «Индианаполис 500» 1967 года USAC сократила допустимую площадь воздухозаборника турбины с 23,999 до 15,999 квадратных дюймов (103,22 см). 2 ) и немедленно вынес постановление, хотя обычно было принято уведомлять о замене двигателя за два года. [ 1 ] С уменьшенной площадью воздухозаборника максимальная скорость круга, которую можно было достичь, составила 161 миль в час (259 км/ч). [ 6 ]
Пустяки
[ редактировать ]Телевизионный комик Джонни Карсон однажды управлял турбиной на автодроме Индианаполиса во время частной тестовой сессии. [ 7 ]
Капот автомобиля лежал на месте более 20 лет. Его нашли в 2007 году в офисе Смитсоновского института .
Уоллис разработал аналогичную машину для Кэррола Шелби, которая участвовала в двух машинах Инди 500 1968 года для Денни Халма и Брюса Макларена, но они были сняты «в целях безопасности» после фатальной аварии Майка Спенса во время тренировки на Lotus 56 Turbocar. (Настоящая причина заключалась в том, что они фактически не соответствовали правилам Инди 1968 года). [ 8 ]
Автомобиль, выставленный в Музее спидвея, на самом деле является точной копией настоящего автомобиля, выставленного владельцем автомобиля STP Corporation, подаренного Смитсоновскому институту и построенного по чертежам. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с "У меня есть машина прямо здесь" Проверено 27 июня 2011 г.
- ^ Гранателли, Энди, Меня зовут Мистер 500, компания Генри Регнери. Январь 1969 года. ISBN 0-8092-9635-7
- ^ «Парнелли Джонс оставил след в истории спидвея», дата обращения 27 июня 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Большой двигатель, который почти сделал», Popular Mechanics, август 1967 г. Проверено 27 июня 2011 г.
- ^ Официальная история автокурса Индианаполиса 500 Дэвидсон, Дональд и Шаффер, Рик. Издательство МБИ, 2006. ISBN 1-905334-20-6 .
- ^ «Предварительный просмотр Indy 500 Роджера Уорда: возьмут ли турбины верх?» Популярная механика, май 1968 г.
- ^ «Индианаполис Мотор Спидвей помнит Джонни Карсона» . Motorsport.com . 25 января 2005 года . Проверено 3 марта 2015 г.
- ^ Кромбак, Жерар. Турбинный Гран-при .