Jump to content

Парнелли Джонс

Парнелли Джонс
Джонс в 2015 году
Рожденный Руфус Парнелл Джонс
( 1933-08-12 ) 12 августа 1933 г.
Тексаркана , Арканзас , США
Умер 4 июня 2024 г. (04.06.2024) (90 лет)
Торранс , Калифорния , США
Чемпионские титулы
USAC Midwest Спринтерский автомобиль (1960)
USAC Спринтерский автомобиль (1961, 1962)
Стандартный автомобиль USAC (1964)
Крупные победы
Индианаполис 500 ( 1963 )
Низкая 1000 (1971, 1972)
чемпиона автомобиля Карьера
59 гонок прошли за 8 лет.
Лучшая отделка 3-й ( 1962 )
Первая гонка 1960 Рекс Мэйс Классик ( Милуоки )
Последняя гонка 1967 Индианаполис 500 ( Индианаполис )
Первая победа 1961 Мемориал Бобби Болла ( Финикс )
Последняя победа 1965 Рекс Мэйс Классик ( Милуоки )
Победы Подиумы поляки
6 17 12
NASCAR в серии Кубка Карьера
34 гонки прошли за 12 лет.
Лучшая отделка 33-й ( 1958 )
Первая гонка 1956 Гонка 24 ( Мерсед )
Последняя гонка 1970 года Motor Trend 500 ( Риверсайд )
Первая победа 1957 Гонка 36 ( Бремертон )
Последняя победа 1967 Motor Trend 500 ( Риверсайд )
Победы Десятки лучших поляки
4 11 3

Руфус Парнелл « Парнелли » Джонс [ 1 ] (12 августа 1933 — 4 июня 2024) — американский профессиональный автогонщик и владелец гоночной команды. Он известен своими достижениями в гонках Indianapolis 500 и Baja 1000 в пустыне, а также в серии чемпионатов Trans-Am Championship . В 1962 году он стал первым гонщиком, разогнавшимся до скорости более 150 миль в час (240 км/ч). Он выиграл гонку в 1963 году , а затем, как известно, сломался, лидируя в гонке 1967 года с тремя кругами до финиша на турбинном автомобиле . [ 2 ] За свою карьеру владельца он выиграл Инди 500 в 1970–1971 годах с Унсером пилотом Элом .

Джонс выигрывал гонки на многих типах транспортных средств: спортивных автомобилях, IndyCars , спринтерских автомобилях , малолитражных автомобилях , внедорожниках и серийных автомобилях .

Водительская карьера

[ редактировать ]

родился в Тексаркане, штат Арканзас Джонс , семья переехала в Торранс, штат Калифорния , где он вырос (и жил в соседнем Роллинг-Хиллз ). Его друг детства Билли Колдер прозвал его Парнелли, который надеялся, что семья Джонсов не узнает, что их сын занимается гонками на автомобилях, когда ему было 17 лет. [ 3 ] Джонс участвовал в своей первой гонке на Jalopy на гоночной трассе Carrell Speedway в Гардене, Калифорния . [ 3 ] Он развил свои гоночные навыки, участвуя в гонках во многих различных классах в 1950-х годах, в том числе одержал 15 побед в гонках серийных автомобилей в серии NASCAR Pacific Coast Late Model Series . [ 4 ]

Его первым крупным чемпионатом стал Среднего Запада в регионе титул чемпиона Sprint Car в 1960 году. Этот титул привлек внимание промоутера Дж. К. Агаджаняна , который стал его спонсором. [ 5 ] Он начал участвовать в гонках в Индианаполисе в 1961 году.

Джонс был назван в Индианаполисе 500 1961 года Новичком года , и эту честь он разделил с Бобби Маршманом . Джонс лидировал в начале гонки и бежал среди лидеров, пока не получил удар камнем по лицу, окровавив его лицо, затуманив зрение и замедлив его до финиша на 12-м месте.

В 1962 году он был первым гонщиком, который квалифицировался со скоростью более 150 миль в час на гонке Индианаполис 500 , выиграв поул-позицию на скорости 150,370 миль в час (241,997 км/ч). Джонс доминировал первые две трети гонки, пока поломка тормозной магистрали не замедлила его, и он довольствовался седьмым местом.

Джонс водит машину, на которой он участвовал в гонке Indianapolis 500 с 1961 по 1964 год, по трассе Indianapolis Motor Speedway в 2012 году.

В гонке Indianapolis 500 1963 года он стартовал с поула. В этом году Lotus - Ford впервые появились спорные автомобили с задним расположением двигателя, которые взбудоражили истеблишмент Индианаполиса. Перед гонкой главный стюард Харлан Фенглер сказал командам, что он будет отмечать черным флажком любую машину, у которой на трассе протекло масло, предупредив: «Не верьте мне, просто испытайте меня».

Когда шотландец Джим Кларк на Lotus-Ford приближался к Джонсу на последних кругах, у машины Джонса образовалась горизонтальная трещина во внешнем масляном резервуаре. В этот момент гонщик Эдди Сакс врезался в залитое маслом гоночное покрытие и выставил желтый предупреждающий флажок, замедлив движение. Агаджанян, владелец автомобиля Джонса, поспорил с главным стюардом Харланом Фенглером, чтобы он не выдавал черный флаг, настаивая на том, что уровень масла упал ниже уровня трещины и что утечка прекратилась. Пока Агаджанян умолял Фенглера, к разговору подбежал глава Lotus Колин Чепмен и потребовал, чтобы Фенглер следовал правилам дисквалификации автомобилей с утечками масла. Поскольку до конца гонки оставалось всего несколько минут, Фенглер не предпринял никаких действий, и Джонс выиграл. Команда Lotus-Ford, хотя и недовольная очевидным фаворитизмом со стороны официальных лиц гонки по отношению к Джонсу и Агаджаняну, также признала явное превосходство Джонса в этом соревновании. Кроме того, официальные лица Ford признали, что победа в результате дисквалификации крупнейшего конкурента Кларка не будет хорошо воспринята общественностью, поэтому они отказались протестовать.

В том же году легендарный производитель автомобилей Билл Стропп построил для Джонса серийный автомобиль Mercury Marauder USAC. Джонс выиграл международное восхождение на холм Пайкс-Пик в 1963 году на автомобиле и побил рекорд скорости серийного автомобиля. [ 3 ]

В 1964 году он выиграл семь гонок (и сравнял счет) на пути к короне серийных автомобилей USAC . Он выиграл Гран-при Турции Night Grand Prix гонку на миниатюрных автомобилях . Меркьюри решил отказаться от участия в гонках на серийных автомобилях после сезона. В следующем году Джонс почти выиграл Инди во второй раз, заняв второе место после Джима Кларка.

Он выиграл пять из девяти соревнований по малолитражным автомобилям, в которых участвовал в 1966 году, включая Гран-при «Ночь Турции» . По итоговым очкам он финишировал четырнадцатым, несмотря на то, что участвовал только в девяти из 65 соревнований. [ 2 ]

Джонса STP-Paxton Turbocar из гонки Indianapolis 500 1967 года .

В 1967 году он участвовал в гонке Indianapolis 500 за владельца Энди Гранателли на революционном STP-Paxton Turbocar . Джонс доминировал в гонке, но выбыл за три круга до финиша, когда сломался небольшой недорогой подшипник трансмиссии. После 1968 года автомобили с турбинными двигателями были исключены из конкуренции.

Также в 1967 году в рамках своего контракта на производство серийных автомобилей с подразделением Lincoln-Mercury компании Ford Motor Company Джонс управлял Mercury Cougar для Бада Мура во втором году сериала Trans Am. В апреле Джонс сражался с товарищем по команде, другом и соперником Дэном Герни в жестокой 4-часовой гонке на 300 миль (480 км) в Грин-Вэлли, штат Техас. при 113-градусной жаре, проигрывая Герни на несколько дюймов.

Строппе предложил Джонсу попробовать свои силы в гонках по бездорожью перед большой толпой на рождественской вечеринке в 1967 году. Джонс сначала сказал нет, так как грязи у него было достаточно. Строппе предположил, что, возможно, гонки по бездорожью были слишком сложны для Джонса, и этот вызов положил начало карьере Джонса по бездорожью. [ 3 ] Джонс и Стропп объединились для участия в гонке Star Dust 7/11 длиной 711 миль (1144 км) по Невады пустыне в начале 1968 года. Джонс никогда не водил и не ездил на Ford Bronco . Джонс на полной скорости врезался в сухую мойку, в результате чего сломались колеса и лопнули передние шины. Позже Джонс появится в качестве гостя в оригинальном фильме « Угнать за 60 секунд» с участием его и его «Бронко», который был украден по сюжету. Джонс увлекся гонками по бездорожью. [ 3 ]

В 1968 году Джонс возглавил супер-состав из семи водителей, подписанных Энди Гранателли, для управления турбинными автомобилями STP Lotus 56 в беспрецедентном одиночном нападении на Индианаполис 500. Гибель Джима Кларка и Майка Спенса , а также серьезная травма Джеки Стюарт сократил количество участников до четырех. Джонс, испытывая на практике свой переработанный автомобиль 1967 года, был недоволен характеристиками автомобиля по сравнению с более новыми турбинами Lotus 56 «клиновой» формы и пришел к выводу, что автомобиль небезопасен. Он вышел из машины, которая впоследствии была передана Джо Леонарду, который на практике сразу же разбил машину. Джонс ушел из участия в гонках IndyCars, но позже признался: «Если бы я еще не выиграл Indy, они бы никогда не удержали меня от этой машины».

Джонс участвовал в гонке NORRA Mexican 1000 1968 года (ныне Baja 1000 ). Джонс лидировал до отметки в 150 миль (240 км). Зал славы внедорожного автоспорта описывает гоночный стиль Джонса: «Джонсу и Строппе пришлось найти способ сохранить свои машины в целости и сохранности. Во время гонок Джонс толкал машины на максимальной скорости, пока они не уступали дорогу, о чем Строппе говорил ему. все время на максимальной громкости, чтобы облегчить транспортировку».

Изображение Ford Bronco, известного как Big Oly, которым управляет Парнелли Джонс в нескольких гонках по бездорожью.
Парнелли Джонс за рулем Big Oly на Baja 500

У Джонса был специальный автомобиль, изготовленный Диком Расселом через Билла Строппа, который выглядел как Bronco, но имел гоночные детали, способные выдерживать сильные удары, которые выдерживают внедорожники. Джонс назвал автомобиль «Большой Оли» в честь своего спонсора Олимпии Бир . [ 3 ] Джонс использовал этот автомобиль, чтобы возглавить гонку «1000 мексиканцев» 1971 года от начала до конца, установив новый рекорд - 14 часов 59 минут. Это была первая победа в гонках по бездорожью пилота, выигравшего Инди-500. В Биг-Оли Джонс подряд выиграл мексиканские NORRA 1000, Mint 400, Baja 500, а также другие победы.

Парнелли Джонс сидит в Boss 302 Mustang 1970 года.
Босс 302 Мустанг Джонса 1970 года выпуска

Опираясь на свой долгий опыт работы в Ford, Парнелли присоединился к компании Bud Moore Engineering для участия в серии чемпионатов SCCA Trans-Am Championship . В 1967 году, чтобы помочь с запуском автомобиля, Джонс участвовал в гонках на подготовленном Mercury Cougar 1967 года выпуска. Автомобиль не был слишком конкурентоспособным, однако Ford выиграл титул производителя. Джонс не участвовал в гонках в сезоне 1968 года. Джонс вернулся в Бад Мур и Trans-Am в 1969 году, чтобы помочь с дебютом Boss 302 Mustang . В команде с Джорджем Фоллмером Джонс финишировал вторым в чемпионате водителей после Марка Донохью за рулем Пенксе 1969 года, подготовленного Camaro . И Мур, и Джонс согласились, что шины Firestone были причиной того, что они не выиграли чемпионат из-за их короткого срока службы по сравнению с Goodyear, но из-за спонсорской поддержки Джонса Firestone они были необходимы. [ 6 ] В 1970 году Мур, Джонс и Фоллмер вернулись, чтобы доминировать в сезоне Trans-Am 1970 года.

Джонс завершил свою гоночную карьеру крупными победами в 1973 году. Он выиграл свою вторую гонку «1000 мексиканцев» за 16 часов 42 минуты. Он также выиграл Baja 500 и Mint 400 гонки по бездорожью 1973 года. Джонс попал в серьезную аварию на гонке Baja 500 на SCORE International в 1974 году и отказался от постоянных гонок по бездорожью, чтобы стать владельцем гоночного автомобиля.

Краткое содержание водительской карьеры

[ редактировать ]

Джонс завершил карьеру с шестью победами в IndyCar и двенадцатью поул-позициями, четырьмя победами в 34 стартах NASCAR , включая Motor Trend 500 1967 года в Риверсайде . [ 7 ] 25 побед на миниатюрных автомобилях в периодических гонках в период с 1960 по 1967 год. [ 2 ] [ 8 ] 25 побед в карьерных спринтах на автомобилях , [ 2 ] [ 9 ] и семь побед Tran-Am и чемпионат водителей в 1970 году. [ 10 ] Его пятнадцать побед являются восьмыми за всю историю NASCAR Pacific Coast Late Model. [ 4 ]

В 1993 году Джонс принял участие в Fast Masters . Он вышел в финальный раунд чемпионата и занял 6-е место в общем зачете.

Владелец автомобиля

[ редактировать ]
Автомобиль-победитель гонки Индианаполис 500 1970 года (№2). Автомобиль-победитель 1971 года (№1) виден слева.

Джонс основал компанию Vel's Parnelli Jones Racing , которая снова выиграла Indianapolis 500 в качестве владельца в 1970 и 1971 годах с пилотом Элом Унсером за рулем специального автомобиля Johnny Lightning . Команда также выиграла национальные чемпионаты USAC 1970, 1971 и 1972 годов.

Джонс владел Парнелли гоночной командой Формулы-1 с конца 1974 по начало 1976 года, хотя она не добилась большого успеха.

Джонс вернулся в гонки по бездорожью в качестве владельца грузовика SCORE Уокера Эванса 1976 года, и Эванс выиграл чемпионат. Они объединились для участия в чемпионате CORE Class 2 1977 года.

Джонсу принадлежали автомобили, которые одерживали победы в классе на Baja 500 и Baja 1000. Его USAC Dirt Car выиграл два чемпионата и трижды выиграл Triple Crown. [ 3 ]

Документальный фильм

[ редактировать ]

Джонс снялся в часовом документальном фильме «За Индианаполисом 500» с Парнелли Джонсом . Фильм, рассказанный Бобом Варшей , переносит зрителей за кулисы гонки Индианаполис 500, глазами и опытом Парнелли Джонса. Помимо Парнелли, Рик Мирс , Марио Андретти , Бобби Ансер , Эл Ансер-младший , Пи Джей Джонс , Чип Ганасси повсюду берут интервью и другие. Фильм был выбран для участия в кинофестивале Солнечной долины 2016 года, на котором присутствовали Парнелли и Боб Варша.

Бизнесмен

[ редактировать ]

Джонс владел и управлял несколькими успешными предприятиями. Он владел Parnelli Jones Inc., которая управляла 47 розничными шинными центрами Parnelli Jones в четырех штатах. Parnelli Jones Enterprises — сеть компаний Firestone Racing Tyres в 14 западных штатах США. Parnelli Jones Wholesale была торговым посредником, который продавал и распространял амортизаторы, шины для легковых автомобилей и другую автомобильную продукцию среди розничных дилеров шин. Кроме того, с начала 70-х годов у Парнелли Джонса есть несколько компаний-производителей колес: zb Rebel Wheel co, US Mags и American Racing Equipment. [ 3 ]

Джонс умер в Торрансе, штат Калифорния , 4 июня 2024 года в возрасте 90 лет. [ 11 ]

Награды и почести

[ редактировать ]

Полные результаты чемпионата USAC по автомобилям

[ редактировать ]
Год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Поз. Очки
1960 ТРИ
ИНДИ
ТЫСЯЧА
16
И
6
СПР
DNQ
ТЫСЯЧА
13
СТАРИК
18
СЭР
6
ИСФ
17
ТРИ
19
САК
2
ПХХ
DNQ
18-е 333
1961 ТРИ
15
ИНДИ
12
ТЫСЯЧА
И
2
ТЫСЯЧА
23
СПР
11
СТАРИК
12
СЭР
5
ИСФ
12
ТРИ
9
САК
2
ПХХ
1
9-е 750
1962 ТРИ
2
ИНДИ
7
ТЫСЯЧА
2
И
2
ТРИ
4
СПР
2
ТЫСЯЧА
9
И
3
СЭР
15
ИСФ
1
ТРИ
19
САК
5
ПХХ
4
3-й 1,760
1963 ТРИ
2
ИНДИ
1
ТЫСЯЧА
DNQ
И
4
ТРИ
22
СПР
8
ТЫСЯЧА
23
СТАРИК
6
ИСФ
18
ТРИ
22
САК
12
ПХХ
4
4-й 1,540
1964 ПХХ
3
ТРИ
19
ИНДИ
23
ТЫСЯЧА
И
ТРИ
DNQ
СПР
13
ТЫСЯЧА
1
СТАРИК
16
ИСФ
17
ТРИ
1
САК
16
ПХХ
17
6-е место 940
1965 ПХХ
ТРИ
DNQ
ИНДИ
2
ТЫСЯЧА
1
И
ПИП ТРИ
ИРП
АТЛ
И
ТЫСЯЧА
17
СПР
ТЫСЯЧА
DNQ
СТАРИК
ИСФ
ТРИ
САК
ПХХ
10-е место 1,000
1966 ПХХ ТРИ ИНДИ
14
ТЫСЯЧА
DNS
И АТЛ ПИП ИРП И СПР ТЫСЯЧА СТАРИК ИСФ ТРИ САК ПХХ
10
41-й 60
1967 ПХХ
ТРИ
ИНДИ
6
ТЫСЯЧА
И
ПИП нет
нет
ИРП
И
ССО
ССО
СПР
ТЫСЯЧА
СТАРИК
ИСФ
ТРИ
САК
ОН
ПХХ
РИВ
20-е 400
1972 ПХХ
ТРИ
ИНДИ
ДНП
ТЫСЯЧА
МЧ
МАЛЕНЬКИЙ
ТЫСЯЧА
ИМЕТЬ
ТРИ
ПХХ
- 0

Индианаполис 500 результаты

[ редактировать ]
  1. ^ «Парнелли Джонс» . www.champcarstats.com . Проверено 26 августа 2023 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Биография. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine в Национальном зале славы карликовых автогонок.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Биография заархивирована 30 сентября 2011 г. в Wayback Machine в Зале славы внедорожного автоспорта.
  4. ^ Перейти обратно: а б Биография в Зале славы серийных автомобилей Западного побережья , дата обращения 8 ноября 2007 г.
  5. Биография . Архивировано 27 апреля 2006 г. в Wayback Machine в Международном зале славы автоспорта.
  6. ^ Фарр, Дональд (1 июня 2005 г.). «Инженерия Бада Мура — размышления вместе с Бадом» .
  7. ^ «Парнелли Джонс» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 6 июня 2024 г.
  8. ^ «Победа в национальной программе USAC для малолитражных водителей» . usacracing.com . Архивировано из оригинала 6 июня 2024 года . Проверено 6 июня 2024 г.
  9. ^ «Победа в программе USAC National Sprint Car Driver» . usacracing.com . Архивировано из оригинала 6 июня 2024 года . Проверено 6 июня 2024 г.
  10. ^ «50 лет назад: Trans-Am 1970 года | SpeedTour» . Проверено 25 сентября 2023 г.
  11. ^ Мальшер-Лопес, Дэвид (4 июня 2024 г.). «Парнелли Джонс, 1933-2024» . РЕЙСЕР . Проверено 4 июня 2024 г.
  12. ^ «ОРМХОФ - Живые легенды в Зале славы - Парнелли Джонс» . ormhof.org . Проверено 26 августа 2023 г.
  13. ^ «Парнелли Джонс» . Музей ИМС . Проверено 26 августа 2023 г.
  14. ^ «Парнелли Джонс» . Международный зал славы автоспорта . Проверено 26 августа 2023 г.
  15. ^ «Парнелли Джонс» . 27 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 26 августа 2023 г.
  16. ^ «Парнелли Джонс» . sprintcarhof.com . Архивировано из оригинала 26 августа 2023 года.
  17. ^ «Парнелли Джонс» . www.mshf.com . Проверено 26 августа 2023 г.
  18. ^ «СтоккарРеюньон.com» . www.stockcarreunion.com . Проверено 26 августа 2023 г.
  19. ^ «ПАРНЕЛЛИ ДЖОНС - КЛАСС ЗАЛА СЛАВЫ USAC 2012 ГОДА - USAC Racing» . usacracing.com . Проверено 26 августа 2023 г.
  20. ^ «Карьерная статистика Парнелли Джонса» . Indy500.com . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 6 июня 2024 г.
[ редактировать ]
Спортивные позиции
Предшественник Индианаполис 500
Новичок года

1961
С Бобби Маршманом
Преемник
Предшественник Победитель Индианаполиса 500
1963
Преемник
Спортивные позиции
Предшественник USAC по серийным автомобилям Чемпион
1964
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f65cb8aa9ec8e66d355d73174f8c42f0__1718463600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f6/f0/f65cb8aa9ec8e66d355d73174f8c42f0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Parnelli Jones - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)