Парнелли Джонс
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2024 г. ) |
Парнелли Джонс | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Джонс в 2015 году | |||||||
Рожденный | Руфус Парнелл Джонс 12 августа 1933 г. Тексаркана , Арканзас , США | ||||||
Умер | 4 июня 2024 г. Торранс , Калифорния , США | (90 лет) ||||||
Чемпионские титулы | |||||||
USAC Midwest Спринтерский автомобиль (1960) USAC Спринтерский автомобиль (1961, 1962) Стандартный автомобиль USAC (1964) Крупные победы Индианаполис 500 ( 1963 ) Низкая 1000 (1971, 1972) | |||||||
чемпиона автомобиля Карьера | |||||||
59 гонок прошли за 8 лет. | |||||||
Лучшая отделка | 3-й ( 1962 ) | ||||||
Первая гонка | 1960 Рекс Мэйс Классик ( Милуоки ) | ||||||
Последняя гонка | 1967 Индианаполис 500 ( Индианаполис ) | ||||||
Первая победа | 1961 Мемориал Бобби Болла ( Финикс ) | ||||||
Последняя победа | 1965 Рекс Мэйс Классик ( Милуоки ) | ||||||
| |||||||
NASCAR в серии Кубка Карьера | |||||||
34 гонки прошли за 12 лет. | |||||||
Лучшая отделка | 33-й ( 1958 ) | ||||||
Первая гонка | 1956 Гонка 24 ( Мерсед ) | ||||||
Последняя гонка | 1970 года Motor Trend 500 ( Риверсайд ) | ||||||
Первая победа | 1957 Гонка 36 ( Бремертон ) | ||||||
Последняя победа | 1967 Motor Trend 500 ( Риверсайд ) | ||||||
|
Руфус Парнелл « Парнелли » Джонс [ 1 ] (12 августа 1933 — 4 июня 2024) — американский профессиональный автогонщик и владелец гоночной команды. Он известен своими достижениями в гонках Indianapolis 500 и Baja 1000 в пустыне, а также в серии чемпионатов Trans-Am Championship . В 1962 году он стал первым гонщиком, разогнавшимся до скорости более 150 миль в час (240 км/ч). Он выиграл гонку в 1963 году , а затем, как известно, сломался, лидируя в гонке 1967 года с тремя кругами до финиша на турбинном автомобиле . [ 2 ] За свою карьеру владельца он выиграл Инди 500 в 1970–1971 годах с Унсером пилотом Элом .
Джонс выигрывал гонки на многих типах транспортных средств: спортивных автомобилях, IndyCars , спринтерских автомобилях , малолитражных автомобилях , внедорожниках и серийных автомобилях .
Водительская карьера
[ редактировать ]родился в Тексаркане, штат Арканзас Джонс , семья переехала в Торранс, штат Калифорния , где он вырос (и жил в соседнем Роллинг-Хиллз ). Его друг детства Билли Колдер прозвал его Парнелли, который надеялся, что семья Джонсов не узнает, что их сын занимается гонками на автомобилях, когда ему было 17 лет. [ 3 ] Джонс участвовал в своей первой гонке на Jalopy на гоночной трассе Carrell Speedway в Гардене, Калифорния . [ 3 ] Он развил свои гоночные навыки, участвуя в гонках во многих различных классах в 1950-х годах, в том числе одержал 15 побед в гонках серийных автомобилей в серии NASCAR Pacific Coast Late Model Series . [ 4 ]
Его первым крупным чемпионатом стал Среднего Запада в регионе титул чемпиона Sprint Car в 1960 году. Этот титул привлек внимание промоутера Дж. К. Агаджаняна , который стал его спонсором. [ 5 ] Он начал участвовать в гонках в Индианаполисе в 1961 году.
Джонс был назван в Индианаполисе 500 1961 года Новичком года , и эту честь он разделил с Бобби Маршманом . Джонс лидировал в начале гонки и бежал среди лидеров, пока не получил удар камнем по лицу, окровавив его лицо, затуманив зрение и замедлив его до финиша на 12-м месте.
В 1962 году он был первым гонщиком, который квалифицировался со скоростью более 150 миль в час на гонке Индианаполис 500 , выиграв поул-позицию на скорости 150,370 миль в час (241,997 км/ч). Джонс доминировал первые две трети гонки, пока поломка тормозной магистрали не замедлила его, и он довольствовался седьмым местом.

В гонке Indianapolis 500 1963 года он стартовал с поула. В этом году Lotus - Ford впервые появились спорные автомобили с задним расположением двигателя, которые взбудоражили истеблишмент Индианаполиса. Перед гонкой главный стюард Харлан Фенглер сказал командам, что он будет отмечать черным флажком любую машину, у которой на трассе протекло масло, предупредив: «Не верьте мне, просто испытайте меня».
Когда шотландец Джим Кларк на Lotus-Ford приближался к Джонсу на последних кругах, у машины Джонса образовалась горизонтальная трещина во внешнем масляном резервуаре. В этот момент гонщик Эдди Сакс врезался в залитое маслом гоночное покрытие и выставил желтый предупреждающий флажок, замедлив движение. Агаджанян, владелец автомобиля Джонса, поспорил с главным стюардом Харланом Фенглером, чтобы он не выдавал черный флаг, настаивая на том, что уровень масла упал ниже уровня трещины и что утечка прекратилась. Пока Агаджанян умолял Фенглера, к разговору подбежал глава Lotus Колин Чепмен и потребовал, чтобы Фенглер следовал правилам дисквалификации автомобилей с утечками масла. Поскольку до конца гонки оставалось всего несколько минут, Фенглер не предпринял никаких действий, и Джонс выиграл. Команда Lotus-Ford, хотя и недовольная очевидным фаворитизмом со стороны официальных лиц гонки по отношению к Джонсу и Агаджаняну, также признала явное превосходство Джонса в этом соревновании. Кроме того, официальные лица Ford признали, что победа в результате дисквалификации крупнейшего конкурента Кларка не будет хорошо воспринята общественностью, поэтому они отказались протестовать.
В том же году легендарный производитель автомобилей Билл Стропп построил для Джонса серийный автомобиль Mercury Marauder USAC. Джонс выиграл международное восхождение на холм Пайкс-Пик в 1963 году на автомобиле и побил рекорд скорости серийного автомобиля. [ 3 ]
В 1964 году он выиграл семь гонок (и сравнял счет) на пути к короне серийных автомобилей USAC . Он выиграл Гран-при Турции Night Grand Prix гонку на миниатюрных автомобилях . Меркьюри решил отказаться от участия в гонках на серийных автомобилях после сезона. В следующем году Джонс почти выиграл Инди во второй раз, заняв второе место после Джима Кларка.
Он выиграл пять из девяти соревнований по малолитражным автомобилям, в которых участвовал в 1966 году, включая Гран-при «Ночь Турции» . По итоговым очкам он финишировал четырнадцатым, несмотря на то, что участвовал только в девяти из 65 соревнований. [ 2 ]

В 1967 году он участвовал в гонке Indianapolis 500 за владельца Энди Гранателли на революционном STP-Paxton Turbocar . Джонс доминировал в гонке, но выбыл за три круга до финиша, когда сломался небольшой недорогой подшипник трансмиссии. После 1968 года автомобили с турбинными двигателями были исключены из конкуренции.
Также в 1967 году в рамках своего контракта на производство серийных автомобилей с подразделением Lincoln-Mercury компании Ford Motor Company Джонс управлял Mercury Cougar для Бада Мура во втором году сериала Trans Am. В апреле Джонс сражался с товарищем по команде, другом и соперником Дэном Герни в жестокой 4-часовой гонке на 300 миль (480 км) в Грин-Вэлли, штат Техас. при 113-градусной жаре, проигрывая Герни на несколько дюймов.
Строппе предложил Джонсу попробовать свои силы в гонках по бездорожью перед большой толпой на рождественской вечеринке в 1967 году. Джонс сначала сказал нет, так как грязи у него было достаточно. Строппе предположил, что, возможно, гонки по бездорожью были слишком сложны для Джонса, и этот вызов положил начало карьере Джонса по бездорожью. [ 3 ] Джонс и Стропп объединились для участия в гонке Star Dust 7/11 длиной 711 миль (1144 км) по Невады пустыне в начале 1968 года. Джонс никогда не водил и не ездил на Ford Bronco . Джонс на полной скорости врезался в сухую мойку, в результате чего сломались колеса и лопнули передние шины. Позже Джонс появится в качестве гостя в оригинальном фильме « Угнать за 60 секунд» с участием его и его «Бронко», который был украден по сюжету. Джонс увлекся гонками по бездорожью. [ 3 ]
В 1968 году Джонс возглавил супер-состав из семи водителей, подписанных Энди Гранателли, для управления турбинными автомобилями STP Lotus 56 в беспрецедентном одиночном нападении на Индианаполис 500. Гибель Джима Кларка и Майка Спенса , а также серьезная травма Джеки Стюарт сократил количество участников до четырех. Джонс, испытывая на практике свой переработанный автомобиль 1967 года, был недоволен характеристиками автомобиля по сравнению с более новыми турбинами Lotus 56 «клиновой» формы и пришел к выводу, что автомобиль небезопасен. Он вышел из машины, которая впоследствии была передана Джо Леонарду, который на практике сразу же разбил машину. Джонс ушел из участия в гонках IndyCars, но позже признался: «Если бы я еще не выиграл Indy, они бы никогда не удержали меня от этой машины».
Джонс участвовал в гонке NORRA Mexican 1000 1968 года (ныне Baja 1000 ). Джонс лидировал до отметки в 150 миль (240 км). Зал славы внедорожного автоспорта описывает гоночный стиль Джонса: «Джонсу и Строппе пришлось найти способ сохранить свои машины в целости и сохранности. Во время гонок Джонс толкал машины на максимальной скорости, пока они не уступали дорогу, о чем Строппе говорил ему. все время на максимальной громкости, чтобы облегчить транспортировку».

У Джонса был специальный автомобиль, изготовленный Диком Расселом через Билла Строппа, который выглядел как Bronco, но имел гоночные детали, способные выдерживать сильные удары, которые выдерживают внедорожники. Джонс назвал автомобиль «Большой Оли» в честь своего спонсора Олимпии Бир . [ 3 ] Джонс использовал этот автомобиль, чтобы возглавить гонку «1000 мексиканцев» 1971 года от начала до конца, установив новый рекорд - 14 часов 59 минут. Это была первая победа в гонках по бездорожью пилота, выигравшего Инди-500. В Биг-Оли Джонс подряд выиграл мексиканские NORRA 1000, Mint 400, Baja 500, а также другие победы.

Опираясь на свой долгий опыт работы в Ford, Парнелли присоединился к компании Bud Moore Engineering для участия в серии чемпионатов SCCA Trans-Am Championship . В 1967 году, чтобы помочь с запуском автомобиля, Джонс участвовал в гонках на подготовленном Mercury Cougar 1967 года выпуска. Автомобиль не был слишком конкурентоспособным, однако Ford выиграл титул производителя. Джонс не участвовал в гонках в сезоне 1968 года. Джонс вернулся в Бад Мур и Trans-Am в 1969 году, чтобы помочь с дебютом Boss 302 Mustang . В команде с Джорджем Фоллмером Джонс финишировал вторым в чемпионате водителей после Марка Донохью за рулем Пенксе 1969 года, подготовленного Camaro . И Мур, и Джонс согласились, что шины Firestone были причиной того, что они не выиграли чемпионат из-за их короткого срока службы по сравнению с Goodyear, но из-за спонсорской поддержки Джонса Firestone они были необходимы. [ 6 ] В 1970 году Мур, Джонс и Фоллмер вернулись, чтобы доминировать в сезоне Trans-Am 1970 года.
Джонс завершил свою гоночную карьеру крупными победами в 1973 году. Он выиграл свою вторую гонку «1000 мексиканцев» за 16 часов 42 минуты. Он также выиграл Baja 500 и Mint 400 гонки по бездорожью 1973 года. Джонс попал в серьезную аварию на гонке Baja 500 на SCORE International в 1974 году и отказался от постоянных гонок по бездорожью, чтобы стать владельцем гоночного автомобиля.
Краткое содержание водительской карьеры
[ редактировать ]Джонс завершил карьеру с шестью победами в IndyCar и двенадцатью поул-позициями, четырьмя победами в 34 стартах NASCAR , включая Motor Trend 500 1967 года в Риверсайде . [ 7 ] 25 побед на миниатюрных автомобилях в периодических гонках в период с 1960 по 1967 год. [ 2 ] [ 8 ] 25 побед в карьерных спринтах на автомобилях , [ 2 ] [ 9 ] и семь побед Tran-Am и чемпионат водителей в 1970 году. [ 10 ] Его пятнадцать побед являются восьмыми за всю историю NASCAR Pacific Coast Late Model. [ 4 ]
В 1993 году Джонс принял участие в Fast Masters . Он вышел в финальный раунд чемпионата и занял 6-е место в общем зачете.
Владелец автомобиля
[ редактировать ]Джонс основал компанию Vel's Parnelli Jones Racing , которая снова выиграла Indianapolis 500 в качестве владельца в 1970 и 1971 годах с пилотом Элом Унсером за рулем специального автомобиля Johnny Lightning . Команда также выиграла национальные чемпионаты USAC 1970, 1971 и 1972 годов.
Джонс владел Парнелли гоночной командой Формулы-1 с конца 1974 по начало 1976 года, хотя она не добилась большого успеха.
Джонс вернулся в гонки по бездорожью в качестве владельца грузовика SCORE Уокера Эванса 1976 года, и Эванс выиграл чемпионат. Они объединились для участия в чемпионате CORE Class 2 1977 года.
Джонсу принадлежали автомобили, которые одерживали победы в классе на Baja 500 и Baja 1000. Его USAC Dirt Car выиграл два чемпионата и трижды выиграл Triple Crown. [ 3 ]
Документальный фильм
[ редактировать ]Джонс снялся в часовом документальном фильме «За Индианаполисом 500» с Парнелли Джонсом . Фильм, рассказанный Бобом Варшей , переносит зрителей за кулисы гонки Индианаполис 500, глазами и опытом Парнелли Джонса. Помимо Парнелли, Рик Мирс , Марио Андретти , Бобби Ансер , Эл Ансер-младший , Пи Джей Джонс , Чип Ганасси повсюду берут интервью и другие. Фильм был выбран для участия в кинофестивале Солнечной долины 2016 года, на котором присутствовали Парнелли и Боб Варша.
Бизнесмен
[ редактировать ]Джонс владел и управлял несколькими успешными предприятиями. Он владел Parnelli Jones Inc., которая управляла 47 розничными шинными центрами Parnelli Jones в четырех штатах. Parnelli Jones Enterprises — сеть компаний Firestone Racing Tyres в 14 западных штатах США. Parnelli Jones Wholesale была торговым посредником, который продавал и распространял амортизаторы, шины для легковых автомобилей и другую автомобильную продукцию среди розничных дилеров шин. Кроме того, с начала 70-х годов у Парнелли Джонса есть несколько компаний-производителей колес: zb Rebel Wheel co, US Mags и American Racing Equipment. [ 3 ]
Смерть
[ редактировать ]Джонс умер в Торрансе, штат Калифорния , 4 июня 2024 года в возрасте 90 лет. [ 11 ]
Награды и почести
[ редактировать ]- В 1978 году он был занесен в Зал славы внедорожного автоспорта . [ 12 ]
- В 1985 году он был занесен в Зал славы автодрома Индианаполиса . [ 13 ]
- В 1990 году он был занесен в Международный зал славы автоспорта . [ 14 ]
- В 1990 году он был занесен в Национальный зал славы карликовых автогонок . [ 15 ]
- В 1991 году он был занесен в Национальный зал славы спринтерских автомобилей . [ 16 ]
- В 1992 году он был занесен в Зал славы автоспорта Америки . [ 17 ]
- В 2002 году он был занесен в Зал славы серийных автомобилей Западного побережья . [ 18 ]
- Он был введен в USAC в 2012 году. Зал славы [ 19 ]
Полные результаты чемпионата USAC по автомобилям
[ редактировать ]Год | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | Поз. | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1960 | ТРИ |
ИНДИ |
ТЫСЯЧА 16 |
И 6 |
СПР DNQ |
ТЫСЯЧА 13 |
СТАРИК 18 |
СЭР 6 |
ИСФ 17 |
ТРИ 19 |
САК 2 |
ПХХ DNQ |
18-е | 333 | |||||||||
1961 | ТРИ 15 |
ИНДИ 12 |
ТЫСЯЧА |
И 2 |
ТЫСЯЧА 23 |
СПР 11 |
СТАРИК 12 |
СЭР 5 |
ИСФ 12 |
ТРИ 9 |
САК 2 |
ПХХ 1 |
9-е | 750 | |||||||||
1962 | ТРИ 2 |
ИНДИ 7 |
ТЫСЯЧА 2 |
И 2 |
ТРИ 4 |
СПР 2 |
ТЫСЯЧА 9 |
И 3 |
СЭР 15 |
ИСФ 1 |
ТРИ 19 |
САК 5 |
ПХХ 4 |
3-й | 1,760 | ||||||||
1963 | ТРИ 2 |
ИНДИ 1 |
ТЫСЯЧА DNQ |
И 4 |
ТРИ 22 |
СПР 8 |
ТЫСЯЧА 23 |
СТАРИК 6 |
ИСФ 18 |
ТРИ 22 |
САК 12 |
ПХХ 4 |
4-й | 1,540 | |||||||||
1964 | ПХХ 3 |
ТРИ 19 |
ИНДИ 23 |
ТЫСЯЧА |
И |
ТРИ DNQ |
СПР 13 |
ТЫСЯЧА 1 |
СТАРИК 16 |
ИСФ 17 |
ТРИ 1 |
САК 16 |
ПХХ 17 |
6-е место | 940 | ||||||||
1965 | ПХХ |
ТРИ DNQ |
ИНДИ 2 |
ТЫСЯЧА 1 |
И |
ПИП | ТРИ |
ИРП |
АТЛ |
И |
ТЫСЯЧА 17 |
СПР |
ТЫСЯЧА DNQ |
СТАРИК |
ИСФ |
ТРИ |
САК |
ПХХ |
10-е место | 1,000 | |||
1966 | ПХХ | ТРИ | ИНДИ 14 |
ТЫСЯЧА DNS |
И | АТЛ | ПИП | ИРП | И | СПР | ТЫСЯЧА | СТАРИК | ИСФ | ТРИ | САК | ПХХ 10 |
41-й | 60 | |||||
1967 | ПХХ |
ТРИ |
ИНДИ 6 |
ТЫСЯЧА |
И |
ПИП | нет |
нет |
ИРП |
И |
ССО |
ССО |
СПР |
ТЫСЯЧА |
СТАРИК |
ИСФ |
ТРИ |
САК |
ОН |
ПХХ |
РИВ |
20-е | 400 |
1972 | ПХХ |
ТРИ |
ИНДИ ДНП |
ТЫСЯЧА |
МЧ |
МАЛЕНЬКИЙ |
ТЫСЯЧА |
ИМЕТЬ |
ТРИ |
ПХХ |
- | 0 |
Индианаполис 500 результаты
[ редактировать ]
|
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Парнелли Джонс» . www.champcarstats.com . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Биография. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine в Национальном зале славы карликовых автогонок.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Биография заархивирована 30 сентября 2011 г. в Wayback Machine в Зале славы внедорожного автоспорта.
- ^ Перейти обратно: а б Биография в Зале славы серийных автомобилей Западного побережья , дата обращения 8 ноября 2007 г.
- ↑ Биография . Архивировано 27 апреля 2006 г. в Wayback Machine в Международном зале славы автоспорта.
- ^ Фарр, Дональд (1 июня 2005 г.). «Инженерия Бада Мура — размышления вместе с Бадом» .
- ^ «Парнелли Джонс» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 6 июня 2024 г.
- ^ «Победа в национальной программе USAC для малолитражных водителей» . usacracing.com . Архивировано из оригинала 6 июня 2024 года . Проверено 6 июня 2024 г.
- ^ «Победа в программе USAC National Sprint Car Driver» . usacracing.com . Архивировано из оригинала 6 июня 2024 года . Проверено 6 июня 2024 г.
- ^ «50 лет назад: Trans-Am 1970 года | SpeedTour» . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ Мальшер-Лопес, Дэвид (4 июня 2024 г.). «Парнелли Джонс, 1933-2024» . РЕЙСЕР . Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ «ОРМХОФ - Живые легенды в Зале славы - Парнелли Джонс» . ormhof.org . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ «Парнелли Джонс» . Музей ИМС . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ «Парнелли Джонс» . Международный зал славы автоспорта . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ «Парнелли Джонс» . 27 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ «Парнелли Джонс» . sprintcarhof.com . Архивировано из оригинала 26 августа 2023 года.
- ^ «Парнелли Джонс» . www.mshf.com . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ «СтоккарРеюньон.com» . www.stockcarreunion.com . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ «ПАРНЕЛЛИ ДЖОНС - КЛАСС ЗАЛА СЛАВЫ USAC 2012 ГОДА - USAC Racing» . usacracing.com . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ «Карьерная статистика Парнелли Джонса» . Indy500.com . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 6 июня 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Статистика пилотов Парнелли Джонса на Racing-Reference
- Веб-сайт коллекции VPJ Racing
- Биография
- Величайшие 33
- Парнелли Джонс на IMDb
- 1933 рождения
- 2024 смерти
- Владельцы команд Формулы-1
- Жители Тексарканы, Арканзас
- Гонщики из Арканзаса
- Водители Индианаполиса 500
- Участники Индианаполиса 500
- Индианаполис 500 новичков года
- Победители Индианаполиса 500
- Призывники Международного зала славы автоспорта
- водители НАСКАР
- Драйверы серии Trans-Am
- Призывники Национального Зала славы спринтерских автомобилей
- Гонщики по бездорожью
- Спортсмены из Торранса, Калифорния.
- Владельцы команд серии IndyCar
- Гонщики из Калифорнии
- Водители серийных автомобилей USAC