1965 Индианаполис 500
![]() | |||||
Автодром Индианаполиса | |||||
---|---|---|---|---|---|
Индианаполис 500 | |||||
Санкционирующий орган | СШАК | ||||
Сезон | Сезон СШАК 1965 года | ||||
Дата | 31 мая 1965 г. | ||||
Победитель | Джим Кларк | ||||
Команда-победитель | Команда Лотос | ||||
Средняя скорость | 150,686 миль в час (242,506 км/ч) | ||||
Поул-позиция | Эй Джей Фойт | ||||
Скорость полюса | 161,233 миль в час (259,479 км/ч) | ||||
Самая быстрая квалификация | Эй Джей Фойт | ||||
Новичок года | Марио Андретти | ||||
Большинство кругов лидировали | Джим Кларк (190) | ||||
Церемонии перед гонкой | |||||
государственный гимн | Группа Пердью | ||||
« Снова домой, в Индиане » | Джонни Десмонд | ||||
Стартовая команда | Тони Халман | ||||
Пейс-кар | Плимут Спорт Фьюри | ||||
Водитель автомобиля Пейс | Премьер-министр Бакминстер | ||||
Стартер | Кровать Видан [ 1 ] | ||||
Почетный судья | Раймонд Файерстоун [ 1 ] | ||||
Предполагаемая посещаемость | 250,000 [ 2 ] | ||||
Телевидение в США | |||||
Сеть | ABC Широкий мир спорта | ||||
Дикторы | Чарли Брокман Роджер Уорд | ||||
Хронология | |||||
|
49- й международный лотерейный розыгрыш на дистанции 500 миль прошел на автодроме Индианаполиса в Спидвее, штат Индиана, в понедельник, 31 мая 1965 года.
Пятилетнее « Британское вторжение », наконец, прорвалось, когда Джим Кларк и Колин Чепмен одержали победу в моде на первом автомобиле с задним расположением двигателя, выигравшем Инди, Lotus 38 с двигателем Ford . Поскольку только шесть из 33 автомобилей имели передние двигатели , это были первые 500 автомобилей в истории, у которых большинство автомобилей были с задним расположением двигателя .
Кларк из Шотландии стартовал с первого ряда и лидировал на 190 кругах - больше, чем Билл Вукович (195) в 1953 году . Он стал первым неамериканцем, выигравшим гонку Индианаполис 500 с 1920 года , когда победу одержал француз Гастон Шевроле . Кларк выиграл чемпионат мира 1965 года (в котором Индианаполис больше не участвовал). Он единственный гонщик в истории, выигравший Инди-500 и чемпионат мира Формулы-1 в одном и том же году. Кларк фактически решил не участвовать в Монако, чтобы участвовать в Инди.
ABC Sports впервые освещала гонку на канале Wide World of Sports . Чарли Брокман вел трансляцию вместе с Роджером Уордом .
История гонки
[ редактировать ]После ужасной аварии в январе на гонке Motor Trend 500 в Риверсайде Эй Джей Фойт вернулся за руль как раз к гонке 500. Фойт получил перелом спины, раздробленную грудину и сотрясение мозга. [ 3 ] после того, как он потерял тормоза, врезался в насыпь и сильно перевернулся в серийном автомобиле.
В стартовом составе произойдет значительная перемена: в гонку выйдут одиннадцать новичков, больше всего с 1951 года (12). Класс новичков 1965 года был исторически примечателен, в него входили такие гонщики, как Марио Андретти , Эл Унсер-старший , Гордон Джонкок , Джо Леонард и Джордж Снайдер .
Изменения правил
[ редактировать ]После трагической гонки 1964 года эта гонка прошла относительно чисто, без каких-либо серьезных происшествий. Вопреки распространенному мнению, бензин не был запрещен для участия в гонках 1965 года. Вместо этого чиновники USAC разработали несколько расчетных изменений правил, чтобы эффективно побудить команды использовать метанол , чтобы быть конкурентоспособными. [ 4 ] Кроме того, была установлена новая минимальная масса автомобиля — 1250 фунтов.
В 1965 году все автомобили должны были сделать минимум два пит-стопа. Пит-стоп обычно определялся как полная остановка в соответствующем пит-боксе и подключение заправочного механизма. Замены шин специально не требовалось, и некоторые команды фактически не меняли шины за весь день. Емкость бортовых топливных баков была уменьшена до 75 галлонов , что также включало требования о наличии внутри них резиновых камер. Топливные баки должны были располагаться позади водителя с левой стороны каждого автомобиля, а перед водителем запрещались перепускные топливные трубки. Заправочные установки под давлением были объявлены вне закона. Все заправочные установки, начиная с 1965 года, должны были питаться самотеком , и это правило действует до 2024 года .
Обычный «насосный» бензин показал лучший расход топлива , чем метанол , и мог проехать большее расстояние без необходимости дозаправки. Двигатели, работающие на метаноле, имели меньший расход топлива, но ожидалось, что они будут производить больше лошадиных сил и эффективно мчаться быстрее. Поскольку автомобили должны были делать как минимум две заправки, преимущество использования бензина (т. е. меньшее количество пит-стопов и лучшее положение на трассе) было уменьшено или полностью потеряно. [ 5 ]
В то время как большинство команд перешли на метанол, команда Агаджаняна решила использовать смесь метанола и бензина. Главный механик Джонни Пулсон и гонщик Парнелли Джонс определили, что у них фактически не хватает мощности, финишировали вторыми и объяснили, что топливная смесь стоила им шанса на победу в гонке. [ 4 ] Джонсу пришлось сделать третий пит-стоп, и у него был плохой расход топлива. На последних пяти кругах у Джонса заканчивалось топливо, и ему пришлось доводить машину до финиша. Он опередил Марио Андретти и занял второе место всего на пять секунд, но на заминочном круге у него кончилось топливо. Он застрял на обратном пути, и его пришлось отбуксировать обратно в зону ямы. [ 6 ]
Испытания на время
[ редактировать ]Еще одно важное изменение было реализовано в гонках на время. Вечером перед гонками на время в день поула должна была быть проведена новая жеребьевка вслепую для установления квалификационного порядка (а именно для Дня поула). До 1965 года жеребьевка не проводилась, и квалификационный порядок представлял собой состав «первым пришел — первым обслужен», который выстраивался в очередь вдоль пит-лейна и обычно доходил до гаража. Некоторые команды даже накануне вечером заняли свои места в очереди. Неорганизованная борьба за выстраивание машин в очередь часто приводила к ожесточенным перепалкам, столкновениям и несправедливым ситуациям.
Каждой заявке по-прежнему будет разрешено до трех попыток пройти квалификацию (за все четыре запланированных дня). После того, как первоначальный порядок квалификационной жеребьевки был исчерпан в День полюса, и если в течение дня еще оставалось время (до традиционного 6-часового пистолета), трасса была открыта для квалификации в порядке очереди. . Предложение предъявлять обвинения машинам с покушением, если они вышли в начало очереди, но решили не выходить, или вышли и не взяли зеленый флаг для начала пробега, было отклонено. [ 7 ] Несмотря на добавление квалификационной жеребьевки, каждой машине в заказе еще не была гарантирована возможность совершить попытку во время поул-раунда. Если бы дождь задержал или прервал квалификационную линию в День полюса, всем машинам, оставшимся в первоначальном квалификационном порядке на момент закрытия трассы (из-за дождя или у 6-часовой пушки), просто не повезло, и им пришлось бы пройти в следующий раунд. Эта формальность будет исправлена в 1971 году .
Расписание гонок
[ редактировать ]
|
|
- 500 Festival Open Invitation . С 24 по 27 мая прошел турнир по гольфу
Практика и испытания на время
[ редактировать ]Трасса открылась для тренировок в субботу, 1 мая. В понедельник, 3 мая, Джим Кларк проехал круг со скоростью 150,779 миль в час, став первым гонщиком со скоростью более 150 миль в час за месяц. [ 8 ] Во вторник, 4 мая, главный стюард Харлан Фенглер снял ограничения скорости, а Эй Джей Фойт увеличил тренировочную скорость до 155 миль в час.
В среду, 5 мая, Lotus-Ford Эй Джей Фойта разбился на обратном пути из-за поломки магниевого держателя ступицы. На следующий день все автомобили Lotus-Fords и Lola были припаркованы USAC на несколько дней, пока не были проведены испытания и усовершенствования магниевых деталей. [ 9 ] Тренировка в четверг была прервана из-за дождя.
В понедельник, 10 мая, после соответствующих доработок, «Лотус-Фордам» разрешили вернуться на трассу. И Фойт, и Кларк проехали круг со скоростью более 158 миль в час. [ 10 ] Фойт и Кларк продолжали возглавлять чарты скорости в течение недели. [ 11 ] а в четверг Фойт взорвал трассу, установив новый неофициальный рекорд скорости 161,146 миль в час. [ 12 ]
Накануне дня поула Эбб Роуз в свою очередь развернулся перед Бобби Ансером , поймав его в результате крушения. Унсер ехал на новеньком полноприводном автомобиле Novi, на котором присутствовал Энди Гранателли . Автомобиль Ансера врезался в машину Роуз и резко врезался в внешнюю стену. Роуз не пострадала. Унсера отправили в больницу на рентген, но он не получил серьезных травм.
День поляка – суббота, 15 мая.
[ редактировать ]День полюса стал рекордным: водители официально преодолели барьер в 160 миль в час. Новичок Марио Андретти был одним из первых гонщиков, задавших темп, показав скорость 159,406 миль в час и среднюю скорость за четыре круга 158,849 миль в час. Позже Джим Кларк на Lotus 38 стал первым гонщиком, преодолевшим барьер в 160 миль в час. Его первые два круга со скоростью 160,772 миль в час и 160,973 миль в час установили рекорды одного круга. Его рекордная средняя скорость на четырех кругах (160,729 миль в час) позволила ему занять поул.
Действующий победитель гонки Эй Джей Фойт оказался самым быстрым за день, проехав три круга со скоростью 161 миль в час. Его первый круг со скоростью 161,958 миль в час установил новый рекорд трассы за один круг. Его рекордный средний результат на четырех кругах (161,233) обеспечил поул-позицию, его первый поул в Инди.
На следующий день после аварии во время тренировки Бобби Унсер сел на запасную машину Novi годовалой давности и занял 8-е место. Девятнадцать автомобилей квалифицировались в день поула. [ 13 ]
Второй день – воскресенье 16 мая.
[ редактировать ]Сильный ветер сбил большинство машин с трассы. Только два гонщика ( Дон Брэнсон и Арни Неппер ) прошли квалификацию. [ 14 ] По итогам первого уик-энда гонок на время поле было заполнено до 21 машины.
Третий день – суббота 22 мая.
[ редактировать ]Джим Хуртубис , серьезно получивший ожоги в результате аварии в Милуоки в 1964 году, завершил свое возвращение, пройдя квалификацию на Novi со скоростью 156,860 миль в час (252,442 км/ч), самой быстрой из одиннадцати квалификационных гонок того дня. [ 15 ]
Днем разбились два водителя: Роджер Уорд и Ллойд Руби . Руби сломал свою уже квалифицированную машину, но Уорд все еще изо всех сил пытался набрать скорость. Мастен Грегори и Эл Унсер взорвали двигатели, но смогли удержать машины от стены.
Бобби Джонс , постоянный участник NASCAR , пропустил World 600 и вошел в качестве товарища по команде Джима Кларка на другом Lotus. Он квалифицировался на 22-м месте, став третьим по скорости за день.
В конце дня на поле осталось только одно свободное место.
День удара – воскресенье, 23 мая.
[ редактировать ]Бывший победитель Роджер Уорд не смог пройти квалификацию. За месяц он попал в аварию и три двигателя взорвались. Он вышел на трассу в последние 15 минут, но его квалификационная попытка была слишком медленной, чтобы выйти на поле.
Боб Матхаузер был последним гонщиком в истории Инди, который пытался пройти квалификацию на переднеприводной машине, но у него взорвался двигатель, и он не смог выйти на поле. [ 16 ]
Стартовая сетка
[ редактировать ]Ряд | Внутри | Середина | Снаружи | |||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | ![]() |
82 | ![]() |
17 | ![]() |
2 | 12 | ![]() |
98 | ![]() |
66 | ![]() |
3 | 74 | ![]() |
9 | ![]() |
7 | ![]() |
4 | 54 | ![]() |
24 | ![]() |
16 | ![]() |
5 | 52 | ![]() |
76 | ![]() |
81 | ![]() |
6 | 94 | ![]() |
48 | ![]() |
4 | ![]() |
7 | 18 | ![]() |
59 | ![]() |
53 | ![]() |
8 | 83 | ![]() |
25 | ![]() |
5 | ![]() |
9 | 65 | ![]() |
88 | ![]() |
29 | ![]() |
10 | 23 | ![]() |
14 | ![]() |
19 | ![]() |
11 | 41 | ![]() |
45 | ![]() |
47 | ![]() |
Заместители
[ редактировать ]- Первый запасной: Роджер Уорд В (#2) [ 17 ]
Не удалось пройти квалификацию
[ редактировать ]- Боб Кристи (№21)
- Рэй Форнал R (#96) – Заявка отклонена из-за отсутствия опыта.
- Пол Голдсмит (№36)
- Бобби Грим (#86)
- Норм Холл (№8)
- Боб Харки (№10, №95)
- Пропустить Хадсон R (#96) – тест новичка не пройден.
- Боб Хёрт Р (#34)
- Мел Кеньон Р (#27)
- Джад Ларсон (№15)
- Ральф Лигури Р (#99)
- Арт Мэлоун (#67)
- Боб Матхаузер (№77, №87)
- Майк МакГриви Р (#65)
- Эбб Роуз (# 79)
- Пол Руссо (№21)
- Гиг Стивенс Р
- Грег Уэлд R (#19) – тест новичка не пройден.
- Боб Венте (#67)
- Карл Уильямс Р (#33)
- Демпси Уилсон (№44) [ 18 ]
Итоги гонки
[ редактировать ]Братья Вуд из трассы NASCAR Grand National были приглашены компанией Ford Motor Company для работы на пит-стопах для команды Lotus (пилоты Джим Кларк и Бобби Джонс ). [ 19 ] Их прибытие на гоночную трассу было быстро замечено и широко освещено. Они были хорошо известны своей быстрой работой на пит-стопах в NASCAR, и их присутствие сразу же вызвало переполох в гараже. Им потребовалось совсем немного времени, чтобы акклиматизироваться к оборудованию автомобилей чемпионата с открытыми колесами.
Однако их вклад в победу в некоторых случаях считался преувеличенным. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Историки сходятся во мнении, что Lotus-Ford Кларка смог легко выиграть гонку без дополнительной помощи братьев Вуд. По сути, единственной работой, проделанной на машинах, была плановая дозаправка, так как во время гонки им не приходилось менять шины. [ 23 ] За весь день Кларк сделал всего две остановки, и быстрота процесса дозаправки во многом объяснялась специально разработанной гравитационной заправочной установкой с трубкой Вентури . Одна из вещей, которые они сделали заранее, заключалась в том, чтобы «обкатать» новые форсунки заправочных шлангов, просто вставляя и вынимая их из муфты в течение определенного периода времени.
Первая половина
[ редактировать ]Эй Джей Фойт стартовал с поула, но Джим Кларк лидировал на первом круге. Джим Хуртубис выбыл из-за поломки трансмиссии на первом круге. Фойт лидировал на втором круге, и на первый взгляд казалось, что первые круги вот-вот перерастут в дуэль. Однако на третьем круге Кларк снова вышел в лидеры и оторвался.
Из-за сильного истощения 17 автомобилей выбыли из строя из-за проблем с двигателем или механическими повреждениями, не дойдя до половины пути.
Ллойд Руби развернулся, но смог продолжить. Он поехал в боксы за новыми шинами, но на смену шин с сильными проколами потребовалось полторы минуты.
Кларк лидировал до 65-го круга, уступив лидерство на пит-стопе. Эй Джей Фойт лидировал с 66 по 74 круг. На 75-м круге Кларк вернул лидерство в гонке.
Вторая половина
[ редактировать ]Джим Кларк по-прежнему лидировал на полпути и не собирался уступать лидерство до конца гонки. Ранний соперник Эй Джей Фойт выбыл после 115 кругов из-за поломки коробки передач.
Единственная авария за день произошла с Бадом Тингельстадом , который потерял колесо и в третьем повороте врезался во внешнюю стену.
Шотландии из Джим Кларк стал первым неамериканцем, выигравшим гонку Индианаполис 500 с 1920 года . Кларк лидировал трижды, в общей сложности проехав 190 кругов. На финише бежало всего одиннадцать машин. Второе место. У Парнелли Джонса закончилось топливо на последнем круге, и он оттолкнул свою машину обратно в боксы.
Новичок Марио Андретти , который весь день бежал не ниже 6-го места, вернулся домой третьим и получил награду «Новичок года» . Несмотря на быстрое устаревание, два родстера с передним расположением двигателя все же вошли в десятку лучших. Новичок Гордон Джонкок финишировал 5-м, а Эдди Джонсон вернулся домой 10-м. Джонкок завязался в поединке с Элом Миллером на поздних этапах гонки.
Гонку замедлили всего три желтых огня, всего на 13 минут.
Оценка коробки
[ редактировать ]Заканчивать | Начинать | Нет | Имя | Шасси | Двигатель | Шина | Который | Круги | Статус | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 82 | ![]() |
Лотос | Форд | Ф | 160.729 | 200 | Бег | |
2 | 5 | 98 | ![]() |
Кузьма – Лотос | Форд | Ф | 158.625 | 200 | +1:59.98 | |
3 | 4 | 12 | ![]() |
Браунер | Форд | Ф | 158.849 | 200 | +2:05.36 | |
4 | 7 | 74 | ![]() |
Лотос | Форд | Ф | 157.805 | 200 | +5:34.53 | |
5 | 14 | 76 | ![]() |
Ватсон | Оффенхаузер | Ф | 155.012 | 200 | +5:48.28 | |
6 | 15 | 81 | ![]() |
Герхардт | Оффенхаузер | Ф | 154.839 | 198 | Помечено | |
7 | 22 | 83 | ![]() |
Лотос | Форд | Ф | 155.481 | 197 | Помечено | |
8 | 18 | 4 | ![]() |
Ватсон | Форд | Г | 155.501 | 197 | Помечено | |
9 | 32 | 45 | ![]() |
Лотос | Форд | Г | 154.440 | 196 | Помечено | |
10 | 28 | 23 | ![]() |
Ватсон | Оффенхаузер | Ф | 153.998 | 195 | Помечено | |
11 | 9 | 7 | ![]() |
Халибранд | Форд | Г | 157.246 | 184 | Перегоревший двигатель | |
12 | 12 | 16 | ![]() |
Фольштедт | Форд | Ф | 156.121 | 177 | Помечено | |
13 | 29 | 14 | ![]() |
БРП | Форд | Ф | 155.172 | 140 | Коробка передач | |
14 | 21 | 53 | ![]() |
Хаффакер | Оффенхаузер | Ф | 155.662 | 117 | Перегрев | |
15 | 1 | 1 | ![]() |
Лотос | Форд | Г | 161.233 | 115 | Коробка передач | |
16 | 24 | 5 | ![]() |
Лола | Форд | Ф | 154.672 | 115 | Авария Т3 | |
17 | 6 | 66 | ![]() |
Фольштедт | Оффенхаузер | Г | 158.416 | 85 | Водяной коллектор | |
18 | 19 | 18 | ![]() |
Куртис Крафт | Оффенхаузер | Ф | 154.513 | 80 | Цилиндр | |
19 | 8 | 9 | ![]() |
Фергюсон | Новый | Ф | 157.467 | 69 | Масляный фитинг | |
20 | 13 | 52 | ![]() |
Брэбэм | Оффенхаузер | Ф | 155.878 | 66 | Задняя часть | |
21 | 16 | 94 | ![]() |
Герхардт | Оффенхаузер | Ф | 154.825 | 64 | Задняя часть | |
22 | 25 | 65 | ![]() |
Герхардт | Оффенхаузер | Ф | 154.533 | 62 | Задняя часть | |
23 | 31 | 41 | ![]() |
БРП | Форд | Ф | 154.540 | 59 | Давление масла | |
24 | 10 | 54 | ![]() |
Хаффакер | Оффенхаузер | Г | 156.427 | 58 | Поршень | |
25 | 26 | 88 | ![]() |
Кузьма | Оффенхаузер | Ф | 154.275 | 50 | Поршень | |
26 | 3 | 17 | ![]() |
Лотос | Форд | Г | 158.898 | 42 | ГРМ | |
27 | 17 | 48 | ![]() |
Халибранд | Оффенхаузер | Г | 154.606 | 30 | Магнето | |
28 | 30 | 19 | ![]() |
Халибранд | Оффенхаузер | Ф | 154.546 | 28 | Задняя часть | |
29 | 27 | 29 | ![]() |
Халибранд | Форд | Г | 154.268 | 27 | Утечка масла | |
30 | 23 | 25 | ![]() |
Халибранд | Форд | Г | 155.186 | 18 | Схватить | |
31 | 11 | 24 | ![]() |
Халибранд | Форд | Г | 156.291 | 15 | Задняя часть | |
32 | 33 | 47 | ![]() |
Герхардт | Оффенхаузер | Г | 153.774 | 14 | Магнето | |
33 | 20 | 59 | ![]() |
Куртис Крафт | Новый | Ф | 156.863 | 1 | Передача инфекции | |
W Бывший победитель Индианаполиса 500
R Индианаполис 500 Новичок
Статистика гонок
[ редактировать ]
|
|
|
шин График участия [ 27 ] [ 28 ] | |
---|---|
Поставщик | Количество стартеров |
Гудиер | 12 |
Файерстоун | 21 * |
* - Обозначает победителя гонки. |
Вещание
[ редактировать ]Радио
[ редактировать ]Гонка транслировалась в прямом эфире по радиосети IMS . Сид Коллинз был главным диктором 14-й год и 18-й год вместе со всей командой. Фред Агабашян выступал в роли «эксперта по гонкам», а Роджер Уорд (не прошедший квалификацию) ненадолго присоединился к репортажу перед гонкой, чтобы дать комментарий. Трансляция продолжительностью четыре с половиной часа открылась 30-минутным фрагментом перед гонкой.
Трансляцию вели более 800 филиалов, и ее услышали около 100 миллионов слушателей по всему миру. Трансляцию вели Armed Forces Network , а также Radio New York Worldwide . Ретрансляции иностранных переводов на испанском , португальском , французском и итальянском языках звучали в Центральной и Южной Америке и других странах.
Посетив кабину трансляции в 1964 году для интервью, Дональд Дэвидсон вернулся и присоединился к команде на постоянной основе в качестве историка гонок. Также новинкой 1965 года был Рон Каррелл, который делал репортажи с растяжки на спине. Среди других гостей, посетивших стенд, были Гас Гриссом , сенатор Берч Бэй , помощник генерального почтмейстера Тайлер Эйбл, Уолли Паркс , Питер ДеПаоло , Дж. К. Агаджанян , председатель Фестиваля 500 Маргарет Кларк и королева Фестиваля 500 Сюзанна Дивайн Сэмс.
В составе экипажа отсутствовал девятилетний ветеран Джек Шапиро, который умер прошлым летом в возрасте 37 лет. [ 29 ]
Радиосеть автодрома Индианаполиса | ||
---|---|---|
Дикторы на стенде | Поверните репортеров | Репортеры ямы/гаража |
Главный диктор : Сид Коллинз |
Ход 1: Билл Фрош |
Чак Марлоу (север) Люк Уолтон (в центре) Лу Палмер (юг) |
Телевидение
[ редактировать ]Гонку транслировали в прямом эфире по MCA замкнутому телевидению примерно в 180 театрах и площадках по всей территории Соединенных Штатов. Чарли Брокман был ведущим. [ 30 ] [ 31 ]
В следующие выходные, 5 июня, гонка прошла в Соединенных Штатах на канале ABC Wide World of Sports . Это была первая эксклюзивная трансляция ABC гонки Indianapolis 500 в день гонки. Чарли Брокман вел телепередачу, как и во время закрытой трансляции. Трансляция «Широкого мира спорта» представляла собой отредактированную пленку замкнутой трансляции, а гонщик Роджер Уорд выступал в роли аналитика. Уорд пропустил гонку 1965 года, не сумев пройти квалификацию, но вернулся в 1966 году.
Примечания
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Фокс, Джек С. (1994). Иллюстрированная история Индианаполиса 500 1911–1994 (4-е изд.). Издательство Карла Хунгнесса. п. 22. ISBN 0-915088-05-3 .
- ^ Оверпек, Дэйв (1 июня 1965 г.). «Первый иностранец, забивший гол с 16 года; Парнелли, 2д» . Звезда Индианаполиса . п. 1 . Проверено 2 июня 2017 г. — через Newspapers.com .
- ^ Хинтон, Эд (27 мая 2011 г.). «Последняя поездка Эй Джей Фойта» . ЭСПН . Проверено 22 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Разговор о бензиновой аллее - 1070-AM WIBC , 15 мая 2007 г.
- ^ « Нитроаллея» лучше подходит для гаража» . Звездная пресса . 27 мая 1970 г. с. 46 . Проверено 8 сентября 2023 г. - через Newspapers.com .
- ^ Джонсон, Рик (1 июня 1965 г.). «Парнелли закончил бензин в нужное время» . Звезда Индианаполиса . п. 30 . Проверено 15 августа 2024 г. - через Newspapers.com .
- ^ «Жеребьевка определит квалификационные позиции» . Звезда Индианаполиса . 14 мая 1965 г. с. 26 . Получено 5 апреля 2019 г. - через Newspapers.com .
- ^ «Кларк на тренировке прошёл 150,779 круга» . Андерсон Геральд . 4 мая 1965 г. с. 8 . Проверено 27 марта 2015 г. - через Newspapers.com .
- ^ «Lotus-Ford не сбился с пути в ожидании испытаний» . Андерсон Геральд . 7 мая 1965 г. с. 22 . Проверено 27 марта 2015 г. - через Newspapers.com .
- ^ «Маленький Лотос-Форд возобновит нападение на рекорды» . Андерсон Геральд . 11 мая 1965 г. с. 7 . Проверено 27 марта 2015 г. - через Newspapers.com .
- ^ «Автомобили с задним расположением двигателя продолжают задавать темп» . Андерсон Геральд . 13 мая 1965 г. с. 10 . Проверено 27 марта 2015 г. - через Newspapers.com .
- ↑ Индианаполис 500: Хроника , стр. 180.
- ^ Фойт получает оценку на Indy Action
- ^ «Только два смелых сильных ветра могут пройти квалификацию» . Журнал новостей Дейтона-Бич . 17 мая 1965 г. Проверено 11 июля 2012 г.
- ^ «Hurtubise на самом быстром круге в квалификации» . Журнал новостей Дейтона-Бич . 23 мая 1965 г. Проверено 11 июля 2012 г.
- ^ «Уорд не проходит квалификацию» . Вестник Святого Иосифа . 24 мая 1965 г. Проверено 11 июля 2012 г.
- ^ Разговор о бензиновой аллее - 1070-AM WIBC , 14 мая 2004 г.
- ^ «Международный тотализатор на 500 миль 1965 года» . ChampCarStats.com . Проверено 26 июня 2015 г.
- ^ «Джим Кларк, компания Wood Brothers выиграла гонку Индианаполис 500 1965 года на инновационном Lotus-Ford 38/» . Гонки в Америке. 25 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 1 апреля 2012 г. Проверено 7 мая 2012 г.
- ^ «Разговор о бензиновой аллее», WFNI: 9 мая 2012 г.
- ^ История 500 - WFNI / WIBC : Эпизод 10, 2013 г.
- ^ Разговор о бензиновой аллее - 1070-AM WIBC , 6 августа 2005 г.
- ^ Спенсер, Ли (25 мая 2014 г.). «Почти полвека спустя компания Wood Brothers с любовью вспоминает доминирующую победу Джима Кларка в Indy 500» . Motorsport.com . Проверено 23 сентября 2014 г.
- ^ Дэвидсон, Дональд ; Шаффер, Рик (2013). Официальная история автокурса Индианаполиса 500 (второе изд.). Малверн, Вустершир , Англия: Icon Publishing. п. 375. ИСБН 978-1-905334-82-7 – через Интернет-архив .
- ^ Попели, Рик; Риггс, Л. Спенсер (1998). Индианаполисская 500-летняя хроника . Линкольнвуд, Иллинойс : Publications International. п. 185. ИСБН 0-7853-2798-3 – через Интернет-архив .
- ^ «Индианаполис 500 1965 года» . Гонки-Справочник. Архивировано из оригинала 28 апреля 2021 года . Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ «Карточка результатов гонки» . Звезда Индианаполиса . 31 мая 1965 г. с. 1 . Проверено 15 августа 2024 г. - через Newspapers.com .
- ^ «Goodyear идет в гору» . Новости Индианаполиса . 29 мая 1965 г. с. 45 . Проверено 15 августа 2024 г. - через Newspapers.com .
- ^ Разговор о бензиновой аллее . 16 мая 2009 г. ВФНИ .
- ^ «Разработка установки замкнутого контура» . Звезда Индианаполиса . 31 мая 1965 г. с. 45 . Проверено 21 марта 2018 г. - через Newspapers.com .
- ^ «180 новых трибун» . Звезда Индианаполиса . 31 мая 1965 г. с. 37 . Проверено 21 марта 2018 г. - через Newspapers.com .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- История Индианаполиса 500: гонка и статистика за все время — Официальный сайт
- 1965 Радиопередача Индианаполиса 500, радиосеть Индианаполиса Мотор Спидвей