Jump to content

1973 Индианаполис 500

57-й Индианаполис 500
Автодром Индианаполиса
Индианаполис 500
Санкционирующий орган СШАК
Сезон 1973 USAC Trail
Дата 28–30 мая 1973 г.
Победитель Гордон Джонкок
Команда-победитель Патрик Расинг
Средняя скорость 159,036 миль в час (255,944 км/ч)
Поул-позиция Джонни Резерфорд
Скорость полюса 198,413 миль в час (319,315 км/ч)
Самая быстрая квалификация Джонни Резерфорд
Новичок года Грэм Макрей
Большинство кругов лидировали Гордон Джонкок (64)
Церемонии перед гонкой
государственный гимн Группа Пердью
« Снова домой, в Индиане » Джим Нэборс
Стартовая команда Тони Халман
Пейс-кар Кадиллак Эльдорадо
Водитель автомобиля Пейс Джим Ратманн
Стартер Кровать Видан
Предполагаемая посещаемость 300 000 (понедельник) [ 1 ]
200 000 (Вторник) [ 2 ]
125 000 (среда) [ 3 ]
Телевидение в США
Сеть АВС
Дикторы Джим МакКэй , Джеки Стюарт , Крис Экономаки
Рейтинги Нильсена 16.5 / 30
Хронология
Предыдущий Следующий
1972 1974

57- й международный тотализатор на 500 миль проводился на автодроме Индианаполис в Спидвее, штат Индиана , в среду, 30 мая 1973 года. Гонка длилась три дня из-за дождя и двух крупных аварий. [ 4 ] [ 5 ] Трое участников — два гонщика и один член бригады — скончались от травм, полученных в результате аварий, произошедших в течение месяца, еще один водитель получил тяжелые травмы, а более дюжины зрителей получили травмы и/или ожоги. После 133 круга ( 332 + 1 2 мили (535,1 км)), дождь остановил гонку, и Гордон Джонкок был объявлен победителем, что стало первым из его двух триумфов в Инди (1973, 1982 ).

В начале месяца настроение было ярким, а волнение было высоким для рекордных скоростей. Участники, средства массовой информации и болельщики с нетерпением ожидали возможности преодолеть неуловимый и устрашающий барьер в 200 миль в час (321,9 км/ч) во время гонок на время. Однако месяц принял трагический оборот: 12 мая водитель Арт Поллард погиб в аварии во время тренировки. [ 6 ] Позже в тот же день Джонни Резерфорд установил новый рекорд в гонках на время. Его лучший круг со скоростью 199,071 миль в час (320,4 км/ч) едва не преодолел столь востребованный скоростной барьер. [ 7 ] Несмотря на заголовки новостей Резерфорда в день поула, настроение в гараже тем временем становилось тревожным и неопределенным. Росли опасения по поводу повышения скорости и безопасности. Также мешала ненастная погода.

Гонка была запланирована на понедельник, 28 мая, но была прервана из-за серьезной аварии на старте. Водитель Дэвид «Солт» Вальтер был тяжело ранен, а многочисленные зрители в беговых боксах и первых рядах трибун Пэддока получили ожоги от огненного шара, возникшего в результате аварии. Многим зрителям потребовалась госпитализация, а некоторые остались в критическом состоянии; при этом порыв тепла ощущался на расстоянии 100 ярдов. По свидетельствам очевидцев, огненный шар описывался как голубоватое пламя. Дождь размыл день во время периода красного флага, поскольку две вертикальные стойки внешнего ограждения были сломаны, и их необходимо было отремонтировать, прежде чем гонки смогут возобновиться. Дождь также лишил возможности провести гонку во вторник, 29 мая. [ 8 ] Лишь небольшая часть типичной публики Инди прибыла посмотреть гонку к моменту ее проведения в среду, 30 мая; Фактически, поскольку школы на Спидвее и в нескольких милях от западного Индианаполиса были закрыты из-за пробок, многие сотни школьников и родителей были привезены на автобусах, чтобы бесплатно заполнить трибуны. [ 4 ] [ 5 ]

В гонке в среду произошли две отдельные аварии со смертельным исходом. Первым участвовал водитель Дэвид «Швед» Сэвидж ; [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] второй - Армандо Теран, член бригады Грэма Макрея, товарища Сэвиджа по команде STP, когда Теран вышел на пит-лейн и был сбит грузовиком безопасности, двигавшимся в противоположном направлении. [ 4 ] [ 5 ] Оба произошли на 59-м круге гонки. Из-за трагических обстоятельств, постоянных проблем с погодой, сокращенного из-за дождя финиша и общего мрачного настроения в течение месяца гонка 1973 года широко считается худшим годом для забега « 500 миль Индианаполиса» . назвали гонку «сглазенной» В современных отчетах Дэн Герни , Крис Экономаки и Джим Маккей . [ 12 ] По статистике, это был самый смертоносный месяц для трассы с 1937 года . [ 13 ]

Мнения национальных СМИ, а также владельцев команд и экипажей после гонки были весьма критическими, уделяя особое внимание неадекватным мерам безопасности. [ 14 ] [ 15 ] Обстоятельства привели к радикальным изменениям правил со стороны USAC, некоторые из которых вступили в силу для Schaefer 500 на Pocono Raceway четыре недели спустя. Многочисленные улучшения безопасности были внесены в саму трассу Indianapolis Motor Speedway, которая была завершена в 1974 году .

За пределами трассы Speedway завершила строительство своих первых VIP-люксов за пределами второго поворота. Следуя по стопам Ontario Motor Speedway , Индианаполис становится вторым крупным гоночным объектом, где представлены роскошные боксы. [ 16 ]

Расписание гонок

[ редактировать ]

В 1971 году вступил в силу Закон о единых выходных по понедельникам , согласно которому День памяти был перенесен с фиксированной даты 30 мая на последний понедельник мая. В 1971 и 1972 годах гонка проводилась в субботу, в выходные, посвященные Дню памяти. Спидвей по-прежнему придерживался политики не проводить гонки по воскресеньям, а в 1973 году гонка была запланирована на сам понедельник, посвященный Дню памяти (28 мая). Изменение было внесено по просьбе зрителей, многие из которых жаловались, что это неудобно для многих людей, которым приходится работать по субботам. [ 17 ]

У Комитета Фестиваля 500 было желание перенести свой ежегодный парад в центре города на субботу днем. С момента своего создания в 1957 году в большинстве лет парад проводился ночью в течение недели. В 1973 году парад проводился в субботу, общее собрание водителей было назначено на воскресенье, а гонка - на понедельник. Этот график будет действовать только один год. Было принято решение, что начиная с 1974 года гонка навсегда перенесется на воскресенье. [ 18 ]

Расписание гонок - апрель/май 1973 г.
Солнце Мой Вт Обвенчались Собирать Пт Суббота
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
Упражняться
29
Упражняться
30
Упражняться
1
Упражняться
2
Упражняться
3
Упражняться
4
Упражняться
5
Упражняться
6
Упражняться
7
Упражняться
8
Упражняться
9
Упражняться
10
Упражняться
11
Упражняться
12
День поляка
13
Испытания на время
14
Упражняться
15
Упражняться
16
Упражняться
17
Упражняться
18
Упражняться
19
Испытания на время
20
День удара
21
 
22
 
23
 
24
День углеводов
25
 
26
Парад
27
Встреча
28
Инди 500
11:00 утра
29
Инди 500
9:00 утра
30
Инди 500
9:00 утра
31
 

 

 
Цвет Примечания
Зеленый Упражняться
Темно-синий Испытания на время
Серебро День соревнований
Красный Вышел дождь*
Пустой Нет отслеживания активности

* Включает дни, когда трек
активность была значительно
ограничено из-за дождя

Практика и испытания на время

[ редактировать ]

Упражняться

[ редактировать ]

Всего за год до этого USAC разрешил использовать крылья с болтовым креплением . Увеличенная прижимная сила увеличила скорость круга почти до 30 миль в час (48 км/ч) всего за три года. Резкий рост произошел от 170 миль в час (274 км/ч) в 1970 году до преодоления барьера в 200 миль в час (320 км/ч) в 1973 году. Во время испытаний шин Goodyear в конце марта Гордон Джонкок установил неофициальный рекорд скорости в 199,4 миль в час. (320,9 км/ч). [ 19 ] Эксперты и чиновники сходятся во мнении, что системы безопасности автомобилей не были подготовлены к достигнутым скоростям. Кроме того, разработка двигателя с турбированной версией почтенного I-4 Offenhauser привела к тому, что мощность в квалификационной комплектации с высоким наддувом превысила 1100 л.с. (820 кВт). По словам Марио Андретти , этого было достаточно, чтобы вызвать пробуксовку задних колес на трассе. «Короткие желоба» длиной 1 мили (200 м) между поворотами 1 и 2, а также поворотами 3 и 4 — нервирующее ощущение даже для самых смелых, опытных и опытных водителей.

Трасса открылась в субботу, 28 апреля, и Гэри Беттенхаузен удостоился чести первого гонщика на трассе . Дождь и ветер мешали тренировкам в течение первой недели, в то время как гонщики начали подниматься по скоростному графику. В понедельник, 30 апреля, главный стюард Харлан Фенглер снял ограничение скорости в 180 миль в час (290 км/ч), и скорость быстро возросла. Гордон Джонкок установил неофициальный круг со скоростью более 190 миль в час (310 км/ч), чтобы задать начальный темп. Джонни Резерфорд был еще одним членом «клуба 190 миль в час», проехав несколько кругов со скоростью в середине 190 миль в час. 5 мая швед Сэвидж увеличил скорость до 197,802 миль в час (318,331 км/ч), приблизившись к неуловимой отметке в 200 миль в час (320 км/ч).

В воскресенье, 6 мая, три гонщика покинули стадион, чтобы участвовать в гонках NASCAR Winston 500 в Талладеге . Огромная авария , названная худшей аварией в истории NASCAR, выбила Бобби Эллисона и Гордона Джонкока из гонки . Дик Саймон , однако, избежал инцидента: Саймон вернулся домой седьмым. Все трое вернулись, чтобы пройти квалификацию в Инди.

Дождь и сильный ветер снизили скорость на второй неделе тренировок. Марио Андретти проехал круг со скоростью 192,967 миль в час (310,550 км/ч) в четверг, 10 мая. Последний день тренировок перед днем ​​поула был в пятницу, 11 мая. С 28 апреля по 11 мая на тренировке было зарегистрировано только три аварии с участием стены. контакт, ни один из которых не привел к серьезным травмам.

Согласно опубликованным отчетам, накануне дня поула ни один водитель не преодолел барьер в 200 миль в час (320 км/ч), но условия были благоприятными для дня поула, и ожидания были высокими.

День поляка – суббота, 12 мая – Смерть Арта Полларда

[ редактировать ]
Джонни Резерфорд выиграл поул-позицию.

Полюсный день выдался солнечным, с высокой температурой - 70 ° F (21 ° C). Кратковременные дожди заставили чиновников несколько раз включить желтый свет в течение дня, но это не оказало существенного влияния на ход разбирательства. Прибыла огромная толпа, около 250 000 человек, ожидающая первого в истории круга в Инди со скоростью 200 миль в час. Тренировка началась ровно в 9:00 утра, но была быстро омрачена аварией Арта Полларда . В 9:37 Поллард ударился о внешнюю стену в первом повороте, развернулся внутрь, затем перевернулся и остановился во втором повороте с пламенем и тяжелыми повреждениями. Сообщается, что травмы Полларда включали повреждение легких в результате отравления пламенем, ожоги третьей степени на обеих руках, лице и шее, перелом правой руки, перелом ноги и тяжелую травму позвоночника. [ 20 ] Он был объявлен мертвым в методистской больнице через час и три минуты после крушения. [ 21 ]

Несмотря на аварию, гонки на время начались вовремя, в 11 часов утра. Питер Ревсон был первым гонщиком, принявшим участие в гонке, с быстрой скоростью 192,606 миль в час (309,969 км/ч). Следующий автомобиль, Гэри Беттенхаузен , поднял отметку до 195,599 миль в час (314,786 км/ч), что чуть меньше существующего рекорда.

В 12:29 швед Сэвидж вышел на трассу и первым установил рекорды. Его первый круг со скоростью 197,152 миль в час (317,285 км/ч) установил рекорд одного круга, а его скорость на четырех кругах 196,582 миль в час (316,368 км/ч) также была рекордом. В результате он предположительно оказался на поуле.

В 13:37 Джонни Резерфорд вышел на трассу и довел толпу до безумия. Его третий круг со скоростью 199,071 миль в час (320,374 км/ч) был всего на 0,21 секунды меньше неуловимого барьера в 200 миль в час (320 км/ч). его средняя скорость на четырех кругах 198,413 миль в час (319,315 км/ч) обеспечила поул-позицию.

  • 1 круг – 45,30 секунды, 198,676 миль в час (319,738 км/ч) (новый рекорд трассы на 1 круге)
  • 2-й круг – 45,49 секунды, 197,846 миль в час (318,402 км/ч)
  • 3-й круг – 45,21 секунды, 199,071 миль в час (320,374 км/ч) (новый рекорд трассы на 1 круге)
  • Круг 4 – 45,44 секунды, 198,063 миль в час (318,752 км/ч)
  • Итого — 3:01,44, 198,413 миль в час (319,315 км/ч) (новый рекорд трассы на 4 кругах)

Действующий победитель гонки Марк Донохью втиснулся в первый ряд с разгоном 197,413 миль в час (317,705 км/ч). В последний час Бобби Унсер стал последним гонщиком дня, имевшим шанс войти в историю. Он был близок к Резерфорду, но его средняя скорость за четыре круга 198,183 миль в час (318,945 км/ч) была достаточна только для второй стартовой позиции.

К концу дня поле было заполнено до 24 машин. Эй Джей Фойт (188,927 миль в час [304,049 км/ч]) и Сэм Поузи (187,921 миль в час [302,430 км/ч]) были самыми медленными. Фойт, который в течение недели развивал скорость более 192 миль в час (309 км/ч), однажды отмахнулся, и ему пришлось довольствоваться медленным бегом.

Второй день – воскресенье 13 мая.

[ редактировать ]

В довольно напряженный второй день гонок на время шесть машин были добавлены на поле без происшествий. Джон Мартин (194,384 миль в час [312,831 км/ч]) был самым быстрым в день. Поузи и Фойт по-прежнему оставались двумя самыми медленными машинами на поле.

День третий – суббота, 19 мая.

[ редактировать ]

Дождь большую часть дня не позволял машинам двигаться по трассе. Молния , град и предупреждение о торнадо опустошили трибуны в 15:00. В последние десять минут две машины ( Том Бигелоу и Сэмми Сешнс ) вышли на трассу для квалификационных попыток, но ни одна из них не увенчалась успехом. Бигелоу развернулся на коленях для разминки, и Сешнс отмахнулся.

День удара – воскресенье, 20 мая.

[ редактировать ]

Поскольку на поле осталось три свободных места, ожидалось, что последний день гонок на время будет насыщенным, но активность была умеренной. Сэмми Сешнс вышел из машины первым и завершил свой пробег немного медленнее, чем днем ​​ранее. После периода простоя в середине дня поле было заполнено до 33 машин, и в 17:37 Том Бигелоу был на грани.

До конца дня осталось 15 минут. Джим МакЭлрит нокаутировал Тома Бигелоу. Сэм Поузи теперь был на пузыре. Следующим был Джим Хуртубис , но он был на 4 мили в час (6,4 км/ч) слишком медленным. За одну минуту до шестичасового выстрела Джордж Снайдер сел в резервную машину Фойта . Быстрый пробег на скорости 190,355 миль в час (306,347 км/ч) ударил Поузи, и поле было готово.

Стартовая сетка

[ редактировать ]
Ряд Внутри Середина Снаружи
1 Соединенные Штаты Джонни Резерфорд Соединенные Штаты Бобби Ансер В Соединенные Штаты Марк Донохью В
2 Соединенные Штаты Швед Дикарь Соединенные Штаты Гэри Беттенхаузен Соединенные Штаты Марио Андретти В
3 Соединенные Штаты Стив Крисилофф Соединенные Штаты Аль Унсер В Соединенные Штаты Джимми Карутерс
4 Соединенные Штаты Питер Ревсон Соединенные Штаты Гордон Джонкок Соединенные Штаты Бобби Эллисон Р
5 Новая Зеландия Грэм Макрей Р Соединенные Штаты Роджер МакКласки Соединенные Штаты Ллойд Руби
6 Соединенные Штаты Билл Вукович II Соединенные Штаты Соль Вальтер Соединенные Штаты Джерри Грант
7 Соединенные Штаты Мел Кеньон Соединенные Штаты Уолли Далленбах-старший Соединенные Штаты Майк Мосли
8 Великобритания Дэвид Хоббс Соединенные Штаты Эй Джей Фойт В Соединенные Штаты Джон Мартин
9 Соединенные Штаты Ли Кунцман Соединенные Штаты Майк Хисс Соединенные Штаты Дик Саймон
10 Соединенные Штаты Джерри Карл Р Соединенные Штаты Джо Леонард Соединенные Штаты Джордж Снайдер
11 Соединенные Штаты Боб Харки Соединенные Штаты Сэмми Сешнс Соединенные Штаты Джим МакЭлрит

Заместители

[ редактировать ]
  • Первый запасной: Сэм Поузи (№34) – сбился (Поузи был дисквалифицирован и лишен статуса первого запасного после того, как его поймали на том, что он замаскировал свой номер под номером 34 под другую машину, чтобы сделать вторую квалификационную попытку, чтобы избежать столкновения.) [ 22 ]
  • Второй запасной: Том Бигелоу Р (#27)

Не удалось пройти квалификацию

[ редактировать ]

Гоночный бег

[ редактировать ]

Понедельник, 28 мая – крушение Salt Walther.

[ редактировать ]

В день гонки толпа оценивалась в 350 000 человек. [ 24 ] ждал, поскольку утренний дождь задержал мероприятие на четыре часа и четыре минуты по сравнению с первоначальным запланированным временем в 11:00. Тони Халман дал команду запустить двигатели сразу после 15:00, и поле отошло на скоростные круги. Машина Боба Харки не загорелась, и его команда отвезла машину обратно в боксы. Утром того же дня выяснилось, что двигатель вышел из строя. Вместо того, чтобы отказаться от участия (и уступить свое стартовое место Тому Бигелоу, первому запасному), экипаж сохранил проблему с двигателем в секрете и направил машину как обычно. Над автомобилем поработали недолго, чтобы создать впечатление, что двигатель вышел из строя при подаче команды на запуск.

На старте примерно в 200 ярдах от линии старта и финиша на основном участке произошла авария с участием 11 автомобилей, в результате чего гонка была немедленно остановлена. Когда зеленый флаг упал, у машины Стива Крисилоффа возникли проблемы с зажиганием, и она сразу же замедлилась на передней части, откатившись назад к параллели пятому ряду к тому времени, когда он пересек линию старта/финиша. [ 25 ] Это заставило остальную часть поля позади Крисилоффа переместиться наружу, чтобы избежать замедляющейся машины. Через несколько секунд в шестом ряду, сразу за линией старта/финиша, Солт Вальтер запутался колесами с Джерри Грантом , перелез через левое переднее колесо Гранта, перевернулся в воздухе и врезался в ограждение . При ударе автомобиль отрезал от забора секцию длиной 70 футов (21 м), сломав две 4-дюймовые стальные стойки, прежде чем его отбросило обратно на путь из-за армирующих тросов, расположенных за забором. [ 25 ] В результате удара были разорваны оба топливных бака «Вальтера», в результате чего 75 галлонов пылающего метанола превратились в огромный бледно-голубой огненный шар (не видно ни на телевидении, ни в кинофильмах) и захлестнули многих зрителей, при этом порыв тепла ощущался на расстоянии не менее 100 ярдов в паддоке. трибуны и трек-боксы, по свидетельствам очевидцев. Одиннадцать зрителей на трибуне получили ранения. [ 26 ] и девяти потребовалась госпитализация. [ 24 ] Когда передняя часть машины Вальтера врезалась в забор, нос также был оторван, а ноги Вальтера оказались обнажены. Автомобиль приземлился на гоночную поверхность перевернутым и резко развернулся по основной трассе, разбрызгивая горящее топливо во всех направлениях. Вращающуюся машину сбили как минимум две другие машины, а всего в аварии приняли участие как минимум десять других машин, в том числе: Уолли Далленбах , Майк Хисс , Ли Кунцман , Джон Мартин , Дэвид Хоббс , Майк Мосли , Джим МакЭлрит и Дик Саймон . Несколько машин были серьезно повреждены, а трасса теперь завалена обломками и горящим топливом. Позже Кунцман вспоминал, что думал, что ослеп, ударившись о горящее топливо, пока его машина не остановилась, и он не поднял козырек, так как от сильной жары он так сильно сморщился, что он не мог видеть, куда идет. [ 27 ]

Автомобиль Вальтера остановился перевернутым возле выезда из ямы. Вальтер получил серьезные ожоги и травмы рук. Тем временем Бобби Унсер вырвался вперед на первом повороте, опередив поула Джонни Резерфорда. Гонка была немедленно отмечена красным флажком, а старт был отменен. Машины, избежавшие крушения, припарковались в начале переднего участка и в конечном итоге были отвезены обратно в боксы. Бригады безопасности прибыли на место крушения, оказали помощь раненым зрителям, а также приступили к ремонту ограждения и стоек. Остальные водители, участвовавшие в аварии, получили лишь легкие травмы (в одном отчете указано, что Джон Мартин , Майк Хисс и Ли Кунцман прошли лечение от легких травм в легкоатлетической больнице и были отпущены); [ 25 ] Вальтера перевезли в методистскую больницу, где он оставался в больнице в течение нескольких месяцев. Прежде чем вся уборка и ремонт забора и двух сломанных стоек были завершены, снова пошел дождь. Остальная часть дня была испорчена, и официальные лица перенесли начало на 9:00 утра вторника.

Вторник, 29 мая

[ редактировать ]

Во вторник, 29 мая, запланированное время начала гонки было в 9:00. На рассвете небо было ясным, но вскоре после этого в утренние часы пошел дождь, отложив любую попытку старта до 10:15. заметно меньше, чем в понедельник, и оценивается в 175 000–200 000. [ 26 ] [ 28 ]

Официальные лица объявили, что гонка возобновится с нуля, а одиночный круг, пройденный некоторыми машинами в понедельник, не будет учитываться при подсчете очков. Автомобили стояли на исходных стартовых позициях, за исключением Вальтера, которому было присвоено 33-е место. Всем автомобилям, поврежденным в результате аварии в понедельник, было разрешено отремонтировать, а Боба Харки команда за ночь установила новый двигатель.

Перед гонкой между гонщиками и официальными лицами состоялась острая встреча, в центре внимания которой была тема аварии и скорость пейс-кара на старте. Водители жаловались, что скорость старта (80 миль в час (130 км/ч)) была слишком медленной, и указывали на неровный старт 1972 года, а также на причину увеличить скорость пейс-кара до 100 миль в час (160 км/ч). .

Команда на запуск машин была дана вскоре после 10 часов, и поле из 32 машин тронулось на разминочные круги. На втором парадном круге пошел небольшой дождь, и трасса снова была отмечена красным флажком. Машины остановились на главном перегоне, чтобы переждать дождь. Дождь продолжал идти большую часть дня. Многие фанаты направились к выходам, и в конце концов бригады снова отвезли машины обратно в гараж. Во время задержки на пит-лейн разгорелся футбольный матч. В 13:48 гонка была перенесена на среду.

Среда, 30 мая

[ редактировать ]

В среду утренний дождь угрожал смыть гонку беспрецедентный третий день подряд. Время начала вновь было назначено на 9:00, но участникам и зрителям снова пришлось ждать. По оценкам, посещаемость в среду составила всего 20 000 человек. [ 24 ] 35,000, [ 29 ] или 50–60 000, [ 26 ] и билеты на проверку дождя больше не просили у ворот. [ 26 ] Однако, по крайней мере, по одной оценке, после начала гонки общая посещаемость составила 125 000 человек. [ 3 ] Кроме того, поскольку школы в западной части Индианаполиса и в городе Спидвей были закрыты из-за пробок, школьным автобусам с детьми и родителями предлагали бесплатные поездки на Спидвей, чтобы заполнить трибуны. После более чем двух дней дождливого веселья приусадебный участок был завален грязью и мусором. Трибуны и туалеты были завалены мусором, а дорожки и травяные парковки были затоплены. Печально известную Змеиную яму описывали как «болото». Департамент здравоохранения, курирующий это мероприятие, даже пригрозил вообще прекратить гонку, если в среду снова пойдет дождь из-за ухудшения условий на приусадебном участке. [ 26 ]

Настроение вокруг гаража было мрачным. Экипажи были измотаны, а водители были в тревоге. На сегодняшний день это была самая продолжительная задержка из-за дождя в истории Indy 500. Джонни Резерфорд позже пошутил, что если бы опрос проводился в районе гаража, было бы принято решение покинуть гонку и перейти к следующей гонке ( Милуоки ). СМИ уже прозвали гонку «72 часами Индианаполиса» , пьесой по мотивам « 24 часов Ле-Мана» . Последние девять дней автомобили простояли в основном без дела (за исключением традиционного Дня карбюрации ), что вызывает отдельные опасения по поводу потенциальных механических проблем и проблем с управлением.

Задержки в Индианаполисе начали оказывать каскадное воздействие на график . Из-за задержки USAC решил перенести следующую гонку сезона Rex Mays 150 в Милуоки с 3 на 10 июня. [ 28 ] Отели, мотели и рестораны, а также автобусные транспортные компании, авиакомпании и компании по прокату автомобилей были переполнены, а некоторые из них были переполнены. [ 30 ] Местные школы сообщили о большом количестве пропусков занятий, а несколько школ, расположенных рядом с трассой, закрылись из-за пробок на дорогах. [ 31 ]

Около полудня наконец-то на несколько часов вышло солнце, и поверхность трассы достаточно высохла, чтобы в 14:10 стартовала гонка.

Начинать

[ редактировать ]

На темповом круге машина Дэвида Хоббса начала сильно дымить. Он вышел из ямы, а позже вернулся в гонку. Бобби Ансер лидировал на старте и лидировал первые 39 кругов.

Первые 56 кругов были пройдены лишь с двумя короткими предупреждениями и лишь за незначительные инциденты. Однако имело место значительное истощение. Бобби Эллисон взорвал двигатель по завершении первого круга, Питер Ревсон задел стену в четвертом повороте на третьем круге, а Марио Андретти сломал поршень на четвертом круге.

Первый желтый свет загорелся на 17-м круге, когда у Боба Харки заглох двигатель. Из него вылилось масло, из-за чего он вылетел и заглох на обратном участке. Марк Донохью был единственным из лидеров, который решил выйти на пит-лейн во время желтого. Бобби Унсер продолжал лидировать, Гордон Джонкок шел вторым, а Джонни Резерфорд третьим. Эй Джей Фойт остановился в боксах после 37 кругов из-за сломанного болта тяги. Бобби Унсер сделал свой первый пит-стоп на 40-м круге, ненадолго передав лидерство Джонкоку. Пит-стоп Унсера затянулся почти на 45 секунд, и швед Сэвидж занял третье место.

Джонкок вел круги 40–42, затем сделал пит-стоп. На 43-м круге лидерство взял на себя швед Сэвидж, а вторым стал Эл Унсер . Джо Леонард вывел желтый цвет на две минуты, когда на 45-м круге он развернулся на северном желобе между третьим и четвертым поворотами. Сэвидж и Эл Унсер боролись в тесной борьбе на протяжении нескольких кругов, в том числе и притертая машина Роджера Маккласки . Унсер смог обойти Маккласки на обратном участке на 53-м круге. Затем он обошел Сэвиджа из рогатки и вырвался вперед перед первым поворотом на 54-м круге.

На 55-м круге Джонни Резерфорд получил черный флаг и отправился в боксы, чтобы проверить, нет ли утечки жидкости. В то же время машина Марка Донохью замедлила ход, и он выехал на боксы (а позже выбыл) из-за неисправного поршня на последних 500 км.

К 57-му кругу на трассе находились только 22 машины из стартового поля из 33.

Авария шведа Savage и смерть Армандо Терана

[ редактировать ]

На 57-м круге швед Сэвидж сделал пит-стоп. Его машина была заправлена ​​70 галлонами США (260 л) метанола и оснащена новой правой задней шиной. На 59-м круге [ 32 ] Сэвидж был на 2-м месте, отстав на несколько секунд от лидера гонки Эла Унсера . Когда Унсер совершил пит-стоп на 59-м круге перед ним, Сэвидж потерял контроль над своей машиной на выходе из четвертого поворота. Автомобиль дергался вперед и назад, а затем на почти максимальной скорости вылетел на внутреннюю часть трассы. Он ударился о наклонную внутреннюю стену почти в лоб. Сила удара, когда автомобиль был полностью заправлен топливом в обоих баках, привела к тому, что автомобиль взорвался шлейфом пламени. Сила взрыва топлива была настолько велика, что некоторые конструктивные заклепки вылетели из автомобиля назад. Двигатель и коробка передач перевернулись к въезду на пит-лейн, а Сэвиджа, все еще пристегнутого к сидению, отбросило назад через трассу. Сэвидж остановился рядом с внешней подпорной стеной, в полном сознании и полностью незащищенный, пока сидел в луже горящего метанолового топлива. [ 33 ] Остальные машины на трассе быстро остановились на четвертом повороте, так как трасса была полностью заблокирована обломками и огнем. На стенде с флагами был вывешен уже третий красный флаг, который остановил гонку в 15:05.

Бригады гусеничных и спасательных служб немедленно прибыли на место крушения, чтобы помочь Сэвиджу. Одна пожарная машина, которой управлял водитель грузовика службы пожарной безопасности Джерри Флейк, получила сигнал отправиться на место происшествия от Клеона Рейнольдса, начальника пожарной части автодрома. Флейк находился в южном конце боксов, и ему пришлось пересечь пит-лейн «против движения», чтобы как можно быстрее добраться до места крушения Сэвиджа. Вождение автомобиля безопасности против потока участников гонок и пит-стопов было разрешено правилами безопасности USAC 1973 года, и сигнал Рейнольдса рукой Флейку конкретно проинструктировал его сделать именно это. Флейк сообщил, что «нажал на сигнал» и медленно продвигался по пит-лейну, поскольку на пути были люди. [ 34 ]

Когда Флейк начал мчаться к месту крушения Сэвиджа по пит-лейн, многочисленные члены пит-лейн из нескольких команд двинулись через пит-лейн к травяному приусадебному участку у трассы. Среди тех, кто это сделал, был Джордж Биньотти , главный механик Гордона Джонкока, и 22-летний Армандо Теран, специалист по пит-борду Грэма Макрея . «Я только что перешел переулок», - начинает Биньотти. [ 32 ] Флейк, двигавшийся на север по пит-лейн на высокой скорости, описывает то, что он увидел: «Внезапно все на пит-роуд прояснилось, и я смог четко прострелить весь путь до машины Сэвиджа, которую я мог видеть горящей. нигде, передо мной был парень..." [ 34 ]

Грузовик Флейка врезался в Терана, его тело отбросило примерно на 50 футов (15 м), удар был достаточно сильным, чтобы выбить его из обуви. Как передает Биньотти: «Я услышал приближающуюся машину, и — чёрт — она сбила его». [ 32 ] Инцидент легко увидели тысячи зрителей, поскольку он произошел на пит-лейне у линии старта/финиша. У Терана были сломаны ребра и сломан череп, и, хотя он пережил первоначальный удар, он умер вскоре после того, как его доставили в методистскую больницу. [ 32 ]

В средствах массовой информации ошибочно сообщалось, что Флейк был виноват в столкновении с Тераном из-за того, что ехал против гоночного движения; в 1973 году USAC разрешил грузовикам безопасности двигаться в направлении, противоположном гоночным автомобилям, как это сделал Флейк. В следующем году USAC специально запретил грузовикам безопасности двигаться в противоположном направлении. [ 34 ] Что касается Терана, то не существовало правила, запрещающего ему покидать пит-уолл как командному пит-борду или человеку, занимающемуся «классной доской». [ 35 ]

Заканчивать

[ редактировать ]

Сэвидж был доставлен в больницу с ожогами третьей степени и отравлением пламенем, но его состояние стабильное. После задержки примерно на час и одиннадцать минут два места крушения были очищены; гонка возобновилась в 16:16. Став свидетелем крушения Сэвиджа, безутешный Джордж Снайдер решил на весь день выйти из машины. Он передал его Эй Джей Фойту , владельцу своей машины. [ 36 ] Сам Фойт уже выбыл на 37-м круге и был готов на случай, если ему понадобится помощь.

Гонка возобновилась на 61-м круге, лидировал Эл Унсер, и истощение продолжало сказываться на поле. На 73-м круге Джимми Карутерс на основном участке сильно лопнул правое переднее колесо. Шина была проколота из-за обломков Уолли Далленбаха . перегоревшего двигателя [ 37 ] [ 38 ] Подвеска была повреждена, но он смог сохранить контроль над машиной и выехал на пит-лейн. День Эла Унсера закончился с перегоревшим двигателем на 75-м круге, и лидером стал Гордон Джонкок, еще один товарищ Сэвиджа по команде Патрик Рэйсинг/STP.

Между 91 и 101 кругами быстро выбыли семь машин, в том числе Бобби Ансер, Эй Джей Фойт (в машине Джорджа Снайдера) и Дик Саймон. Гонка, наконец, достигла середины пути и стала официальной после завершения 101-го круга. К этому времени в гонке все еще участвовало только одиннадцать машин, и только две лидировали на круге. Гордон Джонкок лидировал, а Билл Вукович II поднялся на вторую позицию. Представители трассы начали формировать победную полосу, поскольку небо надвигалось темное, скоро приближался вечер, и они не ожидали, что гонка пройдет всю дистанцию.

Джерри Карл после примерно двух часов ремонта в боксах вернулся в гонку, проехав более 100 кругов. Он смог подняться на 26-е место.

На 129-м круге пошел небольшой дождь, и загорелся желтый свет, лидировал Гордон Джонкок . Лишь одиннадцать машин все еще оставались на трассе. После 133 круга, примерно в 17:30, дождь пошел сильнее, вызвав четвертый и последний красный флаг. Хотя официальные лица еще не решили объявить гонку, всем было очевидно, что гонка окончена; Когда пошел дождь, были уже почти сумерки, и тропа вскоре «потерялась» из-за влаги, что потребовало длительного периода высыхания, которого не мог обеспечить оставшийся дневной свет. Джонкока Команда Патрика Рейсинга начала праздновать вместе с интервью победителя после гонки с почти унылым совладельцем Энди Гранателли . Через несколько минут после интервью Гранателли официальные лица объявили гонку завершенной, а победителем стал Джонкок. Джонкок лидировал по количеству кругов - 64.

После гонки

[ редактировать ]

Гонка 1973 года была самой короткой гонкой «500» за всю историю на тот момент (332,5 мили [535,1 км]), за исключением гонки 1916 года , которая фактически была запланирована на 300 миль (480 км). Три года спустя гонка 1976 года была остановлена ​​на еще более короткой дистанции - 255 миль (410 км), сразу после половины пути, когда гонка стала официальной на 101 круге.

Традиционный банкет в честь победы был отменен ранее в тот же день. [ 39 ] и празднование победы было довольно кратким и приглушенным. Джонкок покинул трассу вскоре после гонки, чтобы навестить Сэвиджа в больнице вместе с владельцем команды Пэтом Патриком . Джонкок, Патрик и несколько других членов экипажа завершили день «победным ужином», который состоял из гамбургеров быстрого питания в Burger Chef к востоку от автострады на Джорджтаун-роуд. [ 13 ] BorgWarner устроил церемонию победы Джонкока в 1973 году в августе 2021 года на его лесозаводе в Саут-Бранч, штат Мичиган, чтобы отпраздновать его 85-летие, причем трофей (езда в фургоне с маркировкой Verizon 200 ) посетил достопримечательности города, а также его лесозавод. . [ 40 ]

Семья Джонкок, в которую входят Гордон, его жена Сью, дети, внуки и правнуки, а также выжившие члены экипажа побед 1973 и 1982 годов, 24 апреля 2023 года устроили официальное празднование победы 1973 года. Музей спидвея представил его победителя гонки 1982 года, и семье устроили экскурсию по овалу на автобусе Speedway. После экскурсии по музею в ресторане Binkley's Kitchen and Bar на Норт-Колледж-авеню в Индианаполисе был проведен официальный банкет в честь победы 1973 года, где БоргУорнер вручил Гордону приз чемпиона-водителя, присуждаемый победителям с 1988 года, а в последние годы вручаемый гонщики по случаю знаменательной годовщины своих побед в гонках, а Сью - букет цветов. [ 41 ]

Последствия

[ редактировать ]

Гонка и связанные с ней проблемы безопасности вызвали немедленный резонанс среди владельцев гонок, экипажей и владельцев трасс. Через два дня после гонки владелец команды Энди Гранателли (чья машина, управляемая Джонкоком, выиграла гонку), заявил, что он откажется от участия в гонках USAC в 1974 году, если не будут внесены изменения. [ 42 ] 2 июня доктор Джозеф Маттиоли , владелец Pocono International Raceway , призвал USAC внести изменения «(ограничивая) скорость гоночного автомобиля, чтобы мы снова могли проводить автогонки, которые были бы конкурентоспособными, захватывающими и относительно безопасными». на следующую гонку на 500 миль по расписанию USAC в начале июля. [ 43 ]

USAC действовал быстро. Вечером 2 июня 1973 года, в выходные после гонки, USAC провел внеплановое собрание. [ 44 ] пересмотр правил. Большие задние крылья, использовавшиеся в 1972–73 годах, были уменьшены в размерах с 64 до 55 дюймов (от 160 до 140 см), емкость топливного бака была резко уменьшена с 75 до 40 галлонов США (от 280 до 150 л), при этом один бак должен был быть размещен в левом боковом отсеке, а допустимый расход топлива в гонке на 500 миль был уменьшен с 375 до 340 галлонов США (с 1420 до 1290 л). Эти изменения были призваны замедлить движение автомобилей. USAC также создал правило, запрещающее носителю знаков ямы покидать свой пост, как это сделал Теран, на время гонки. (С тех пор знаки ямы были заменены двусторонней радиосвязью, а после 2013 года они были запрещены во время гонки.) [ 35 ] Все эти изменения в правилах вступили в силу с гонки Pocono 500 на Pocono Raceway, которая должна была состояться 1 июля 1973 года. USAC также отложила гонку Rex Mays 150 в Милуоки на одну неделю, до 9–10 июня, из-за длительной задержки в забеге. гонка Индианаполис 500.

2 июля, через 33 дня после травмы на трассе, швед Сэвидж скончался в больнице от осложнений, возникших в результате травм и лечения. Истинная причина его смерти остается предметом споров. Широко сообщалось, что смерть Сэвиджа была вызвана почечной недостаточностью . [ 9 ] в то время как другие заявили, что Сэвидж умер от отказа легких из-за отравления пламенем. Доктор Стив Олви, лечащий врач Сэвиджа (а позже директор по медицинским вопросам CART), заявил в своей книге «Быстрый ответ» , что настоящей причиной смерти стали осложнения, связанные с зараженной плазмой . [ 45 ] Олви утверждал, что Сэвидж заразился гепатитом В в результате переливания крови, что привело к отказу его печени. [ нужна ссылка ] По словам отца Сэвиджа, процент кислорода, который они давали шведу незадолго до его смерти, из-за повреждения его легких пламенем, вдыхаемым в результате аварии, был таков, что он никак не мог выжить, даже если бы он не заразился гепатитом В. [ нужна ссылка ] Отказ легких был повторен как причина смерти дочери Сэвиджа Анжелы в интервью в мае 2015 года. [ 46 ]

На автодроме Индианаполиса в гонке 1974 года было внесено несколько изменений в систему безопасности. Наклонная внутренняя стена в северо-западном углу трассы (которая также сыграла роль в двойной гибели Дэйва Макдональда и Эдди Сакса в 1964 году) была удалена, а вход в яму был расширен. Были увеличены подпорные стены и улучшены ограждения вокруг пути. Стенд для флага для стартера гонки и других официальных лиц был построен над внешней стеной трассы прямо над линией старта и финиша (ранее стартер располагался внизу, у внутренней стены самой трассы). Кроме того, некоторые зрительские зоны были перенесены за пределы трассы, а все ряды сидений Track Box вдоль передней части были удалены. До 1982 года на автодроме Индианаполиса не было ни одного смертельного случая на трассе, когда Гордон Смайли погиб в квалификации. Гордон Джонкок также выиграл эту гонку.

По состоянию на 2023 год смерть Сэвиджа в 1973 году является последним смертельным исходом гонщика на автодроме , произошедшим в результате аварии во время самой гонки Индианаполис 500, но последний смертельный случай на автодроме в результате аварии на гонке произошел в гонке поддержки MotoGP 2010 года. где 13-летний гонщик погиб на групповом круге.

Оценка коробки

[ редактировать ]
Заканчивать Начинать Нет Имя Шасси Двигатель Шина Который Круги Статус Очки
1 11 20 Соединенные Штаты Гордон Джонкок Орел Оффенхаузер Г 192.555 133 159,036 миль в час 1000
2 16 2 Соединенные Штаты Билл Вукович II Орел Оффенхаузер Г 191.103 133 +1:24.91 800
3 14 3 Соединенные Штаты Роджер МакКласки Макларен Оффенхаузер Г 191.929 131 Помечено (-2 круга) 700
4 19 19 Соединенные Штаты Мел Кеньон Орел Фойт Г 190.224 131 Помечено (-2 круга) 600
5 5 5 Соединенные Штаты Гэри Беттенхаузен Макларен Оффенхаузер Г 195.599 130 Помечено (-3 круга) 500
6 7 24 Соединенные Штаты Стив Крисилофф Королевская рыба Оффенхаузер Ф 194.932 129 Помечено (-4 круга) 400
7 25 16 Соединенные Штаты Ли Кунцман Орел Оффенхаузер Г 193.092 127 Помечено (-6 кругов) 300
8 24 89 Соединенные Штаты Джон Мартин Макларен Оффенхаузер Г 194.385 124 Помечено (-9 кругов) 250
9 1 7 Соединенные Штаты Джонни Резерфорд Макларен Оффенхаузер Г 198.413 124 Помечено (-9 кругов) 200
10 21 98 Соединенные Штаты Майк Мосли Орел Оффенхаузер Ф 189.753 120 Rod bolt 150
11 22 73 Великобритания Дэвид Хоббс Орел Оффенхаузер Г 189.454 107 Помечено (-26 кругов)
12 30 84 Соединенные Штаты Джордж Снайдер
( Эй Джей Фойт, круги 59–101)
Койот Фойт Г 190.355 101 Коробка передач
13 2 8 Соединенные Штаты Бобби Ансер В Орел Оффенхаузер Г 198.183 100 Перегоревший двигатель
14 27 44 Соединенные Штаты Дик Саймон Орел Фойт Г 191.276 100 Поршень
15 3 66 Соединенные Штаты Марк Донохью В Орел Оффенхаузер Г 197.412 92 Поршень
16 13 60 Новая Зеландия Грэм Макрей Р Орел Оффенхаузер Г 192.030 91 Заголовок
17 26 6 Соединенные Штаты Майк Хисс Орел Оффенхаузер Г 191.939 91 Приводной поезд
18 29 1 Соединенные Штаты Джо Леонард Парнелли Оффенхаузер Ф 189.953 91 Колесо
19 18 48 Соединенные Штаты Джерри Грант Орел Оффенхаузер Г 190.235 77 Перегоревший двигатель
20 8 4 Соединенные Штаты Аль Унсер В Парнелли Оффенхаузер Ф 194.879 75 Поршень
21 9 21 Соединенные Штаты Джимми Карутерс Орел Оффенхаузер Ф 194.217 73 Приостановка
22 4 40 Соединенные Штаты Швед Дикарь Орел Оффенхаузер Г 196.582 57 Краш ФС
23 33 35 Соединенные Штаты Джим МакЭлрит Орел Оффенхаузер Г 188.640 54 Перегоревший двигатель
24 20 62 Соединенные Штаты Уолли Далленбах-старший Орел Оффенхаузер Г 190.200 48 Сломанный стержень
25 23 14 Соединенные Штаты Эй Джей Фойт В Койот Фойт Г 188.927 37 Rod bolt
26 28 30 Соединенные Штаты Джерри Карл Р Орел Шевроле Г 190.799 22 Помечено (-111 кругов)
27 15 18 Соединенные Штаты Ллойд Руби Орел Оффенхаузер Ф 191.622 21 Поршень
28 32 9 Соединенные Штаты Сэмми Сешнс Орел Фойт Г 188.986 17 Закончилось масло
29 31 28 Соединенные Штаты Боб Харки Кеньон- Орел Фойт Г 189.734 12 Захваченный двигатель
30 6 11 Соединенные Штаты Марио Андретти В Парнелли Оффенхаузер Ф 195.059 4 Поршень
31 10 15 Соединенные Штаты Питер Ревсон Макларен Оффенхаузер Г 192.607 3 Авария (четвертый поворот)
32 12 12 Соединенные Штаты Бобби Эллисон Р Макларен Оффенхаузер Г 192.308 1 Стержень
33 17 77 Соединенные Штаты Соль Вальтер Макларен Оффенхаузер Г 190.739 0 Краш ФС

Примечание . В скобках указаны дополнительные драйверы. [ 47 ]

W Бывший победитель Индианаполиса 500

R Индианаполис 500 Новичок

Статистика гонок

[ редактировать ]
шин График участия [ 48 ] [ 49 ]
Поставщик Количество стартеров
Гудиер 26 *
Файерстоун 7  
* - Обозначает победителя гонки.

Гонка транслировалась в прямом эфире по радиосети IMS . Сид Коллинз был главным диктором, а Фред Агабашян - «экспертом по водителям», заменив Лена Саттона . Фред Агабашян вернулся после шестилетнего отсутствия. Гонка проходила в течение трех дней, и все три дня сеть транслировала мероприятия в прямом эфире.

Это будет последняя гонка Майка Ахерна с командой сети. В 1973 году место второй очереди для отчетности было перенесено в новые VIP-люксы, которые только что были построены. Боб Форбс работал репортером по беспроводной сети, сосредоточив свое внимание на гараже.

По завершении гонки Лу Палмер сообщил с победной полосы.

Радиосеть автодрома Индианаполиса
Дикторы на стенде Поверните репортеров Репортеры ямы/гаража

Главный диктор : Сид Коллинз
Эксперт по водителям: Фред Агабашян
Статистик : Джон ДеКэмп
Историк : Дональд Дэвидсон

Ход 1: Майк Ахерн
Ход 2: Привет Белл
Растяжка на спине: Дуг Зинк
Третий ход: Рон Каррелл
Четвертый ход: Джим Шелтон

Чак Марлоу (север)
Люк Уолтон (в центре)
Лу Палмер (юг)
Боб Форбс (гаражи)

Телевидение

[ редактировать ]

Гонка транслировалась в США на канале ABC Sports с задержкой в ​​тот же день . Трансляцию гонки планировалось провести в понедельник, 28 мая, в 21:00 по восточному времени для двухчасовой трансляции с задержкой в ​​тот же день. Однако в гонке разбился Salt Walther , и дождь не позволил возобновить ее. Сеть показала краткий отрывок крушения Вальтера, а затем вместо этого заполнила оставшуюся часть временного интервала фильмом. Во вторник, 29 мая, гонку должны были перенести на 9 утра, но снова пошел дождь. В среду, 30 мая, гонка наконец состоялась, и ABC планировала транслировать трансляцию в прайм-тайм в среду вечером в 20:00 по восточному времени. В эфире была показана ретрансляция прерванной попытки старта в понедельник, а также финал в среду.

Аналитик Джеки Стюарт должен был быть цветным комментатором, но смог присутствовать на стадионе только в понедельник и вторник, когда он покинул гоночную трассу в среду для участия в Формуле-1 на Гран-при Монако 1973 года, который он выиграл. Крис Экономаки заменил Стюарта в кабине в среду. В среду Крис Шенкель ехал и делал репортажи из пейс-кара.

Из-за длительной задержки после аварии со шведом Сэвиджем некоторые из более поздних частей гонки все еще редактировались, поскольку начало гонки транслировалось.

Гонка была объявлена ​​на канале ABC как « Goodyear представляет гонку Индианаполис 500».

Трансляция впервые вышла в эфир на ESPN Classic 12 августа 2011 года. Трансляция была немного отредактирована по сравнению с исходной трансляцией, поскольку была опущена сцена сразу после смертельного несчастного случая с Армандо Тераном (но она все еще доступна на YouTube). . Трансляцию снова показали на ESPN Classic 30 мая 2013 года (к 40-летию).

ABC Телевидение
Дикторы на стенде Репортеры ямы/гаража

Ведущий: Крис Шенкель
Диктор : Джим Маккей
Цвет : Джеки Стюарт (понедельник и вторник).
Цвет : Крис Экономаки (ср.)

Дэйв, скажи им
Дон Хейн

Документальные фильмы

[ редактировать ]

Также было снято несколько документальных фильмов, в которых обсуждается гонка Индианаполис 500 1973 года. [ 50 ] К ним относятся:

Барьер на скорости 200 миль в час , рассказчик Ральф Камарго , Dynamic Films (для Ashland Oil )

Катастрофа (1977) , рассказанная Уильямом Конрадом (500 миль Индианаполиса 1973 года - одна из тем фильма)

Fire and Rain для команд Патрика Рэйсинга, спонсируемых STP (Джонкок, Макрей, Сэвидж), Allend'or Productions.

Самый длинный май , рассказанный Томом Карнеги , постановка McGraw-Hill

«Индианаполис 500: 70-е» , рассказанный Томом Карнеги (был показан 1973 год, включая интервью водителей, которые были там)

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Девенс, Джефф (29 мая 1973 г.). «Мокрая, дикая приусадебная «Орда» ждала и наблюдала» . Звезда Индианаполиса . п. 6 . Проверено 2 июня 2017 г. — через Newspapers.com . Значок открытого доступа
  2. ^ Маркетт, Рэй (30 мая 1973 г.). «Дважды отложенная гонка готова к 9 утра. Попробуйте, если метеоролог согласится» . Звезда Индианаполиса . п. 1 . Проверено 2 июня 2017 г. — через Newspapers.com . Значок открытого доступа
  3. ^ Jump up to: а б Маркетт, Рэй (31 мая 1973 г.). «Самая короткая «500» проходит 133 круга» . Звезда Индианаполиса . п. 1 . Проверено 2 июня 2017 г. — через Newspapers.com . Значок открытого доступа
  4. ^ Jump up to: а б с Джонс, Роберт Ф. (11 июня 1973 г.). «Мрачное испытание Инди огнем и дождем» . Иллюстрированный спорт . п. 30.
  5. ^ Jump up to: а б с «Джонкок претендует на «Инди 332½» » . Евгений Регистр-охранник . Ассошиэйтед Пресс. 31 мая 1973 г. с. 1С.
  6. ^ «Поллард погиб в огненной аварии в Инди» . Евгений Регистр-охранник . Ассошиэйтед Пресс. 13 мая 1973 г. с. 1С.
  7. ^ «Рекорды падают, когда Резерфорд выигрывает поул» . Евгений Регистр-охранник . Ассошиэйтед Пресс. 13 мая 1973 г. с. 4С.
  8. ^ «Дождь снова откладывает Инди 500» . Евгений Регистр-охранник . Ассошиэйтед Пресс. 29 мая 1973 г. с. 1Е.
  9. ^ Jump up to: а б «Смерть требует гонщика Инди Сэвиджа» . Адвокат Виктории . Ассошиэйтед Пресс. 3 июля 1973 г. с. 3Б.
  10. ^ «Швед Сэвидж умирает» . Евгений Регистр-охранник . Ассошиэйтед Пресс. 2 июля 1973 г. с. 1Б.
  11. ^ «Смерть ненужна, — говорит Гранателли» . Евгений Регистр-охранник . Ассошиэйтед Пресс. 3 июля 1973 г. с. 5Б.
  12. ^ Инди, отчет ABC News за 1973 год.
  13. ^ Jump up to: а б «Смертельный май 1973 года до сих пор находит отклик на гоночной трассе Индианаполиса» . США СЕГОДНЯ . Проверено 23 февраля 2016 г.
  14. ^ Гримсли, Уилл (30 мая 1973 г.). «Отсутствие предохранительных устройств забило» . Виндзорская звезда . Ассошиэйтед Пресс. п. 10.
  15. ^ «Расовое безумие в Индианаполисе 500; дикое отклонение» . Гражданин Оттавы . Ассошиэйтед Пресс. 2 июня 1973 г. с. 20.
  16. ^ «Халман — движущая сила Инди 500» . Нашуа Телеграф . Ассошиэйтед Пресс. 15 мая 1973 г. с. 19.
  17. ^ «Популярный титул «Herk Eyes», не ставший победителем» . Новости Индианаполиса . 26 мая 1972 г. с. 40 . Проверено 12 февраля 2019 г. - через Newspapers.com . Значок открытого доступа
  18. ^ Об этом было упомянуто во время трансляции радиосети IMS; и не был ответом на трагические обстоятельства гонки 1973 года.
  19. ^ Ежедневный путевой отчет 1973 г. - № 4, 01.05.73
  20. ^ «Друзья и семья помнят 12 мая 1973 года» .
  21. ^ «Арт Поллард Рейсинг в 1973 году: трагедия и реакция» .
  22. ^ Times, Джон С. Радоста, специально для Нью-Йорка (21 мая 1973 г.). «МАШИНА ПОЗИ ВЫБИТА ИЗ ИНДИ ФИЛД» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 6 июня 2022 г.
  23. ^ «Международный тотализатор на 500 миль 1973 года» . ChampCarStats.com . Проверено 27 июня 2015 г.
  24. ^ Jump up to: а б с Бритт, Блойс (31 мая 1973 г.). «Джонкок выигрывает сокращенную от дождя гонку Indy 500» . Скенектади Газетт . Проверено 23 февраля 2016 г.
  25. ^ Jump up to: а б с Радоста, Джон С. (29 мая 1973 г.). «Инди 500 сегодня; 16 человек пострадали в аварии» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 25 октября 2017 г.
  26. ^ Jump up to: а б с д и АП (26 мая 1988 г.). «Раса, которую трудно стереть» . Таймс Дейли . Проверено 23 февраля 2016 г.
  27. ^ «Смертельный май 1973 года до сих пор находит отклик на гоночной трассе Индианаполиса» . США СЕГОДНЯ . Проверено 25 октября 2017 г.
  28. ^ Jump up to: а б «Классика Рекса Мэйса может быть отложена» . 30 мая 1973 г., страница 3 — на Newspapers.com . Проверено 12 марта 2016 г.
  29. ^ «Официальные лица Indy 500 выбирают субботний старт гонки» . Новая эра Кентукки — Поиск в архиве новостей Google . 27 мая 1986 года . Проверено 23 февраля 2016 г.
  30. ^ «Задержка гонки приводит к сожжению здесь многих объектов» . Звезда Индианаполиса . 30 мая 1973 г. с. 13 . Проверено 3 сентября 2023 г. - через Newspapers.com . Значок открытого доступа
  31. ^ «Опять для многих это «нет школы»» . Звезда Индианаполиса . 30 мая 1973 г. с. 6 . Проверено 3 сентября 2023 г. - через Newspapers.com . Значок открытого доступа
  32. ^ Jump up to: а б с д Слокам, Джим (31 мая 1973 г.). «Джонкок выигрывает сокращенную гонку 500» . Милуоки Сентинел . Проверено 23 февраля 2016 г.
  33. ^ https://www.youtube.com/watch?v=0Vo_Mz-AXQQ Трансляция гонки
  34. ^ Jump up to: а б с Дорсон, Рон (1974). Indy 500 Американское учреждение под огнем . Книги Бонда / Паркхерста. стр. 200–201. ISBN  0-87880-025-5 .
  35. ^ Jump up to: а б АП (6 июня 1973 г.). «Унсер называет новое правило USAC «опасным» » . Обозреватель-репортер . Проверено 23 февраля 2016 г.
  36. ^ Индианаполис 500: DVD 70-х
  37. ^ Фелпс, Боб (1 июня 1973 г.). «Водители требуют перемен в Инди» . Дейтон Дейли Ньюс . Проверено 13 мая 2024 г.
  38. ^ «Джимми Карутерс управляет автомобилем № 21» . IndyStar.com . 31 мая 1973 года . Проверено 13 мая 2024 г.
  39. ^ 1973 Радиопередача Индианаполиса 500, Indycar Radio
  40. ^ «Трофей Indy 500 помог Гордону Джонкоку отпраздновать 85-летие» .
  41. ^ Барнс, Джоуи. « Честь Бэби Борга говорит многое о скромном Джонкоке» . INDYCAR.com . ИМС . Проверено 18 октября 2023 г.
  42. ^ АП (1 июня 1973 г.). «Энди уйдет, если USAC не снизит скорость» . Утренняя запись . Проверено 23 февраля 2016 г.
  43. ^ АП (2 июня 1973 г.). «Прекси-давление Поконо на USAC» . Льюистон Дейли Сан . Проверено 23 февраля 2016 г.
  44. ^ УПИ (4 июня 1973 г.). «После волнений в Инди, новые правила USAC» . Таймс округа Бивер . Проверено 23 февраля 2016 г.
  45. ^ Ричардс, Фил (21 мая 2013 г.). «Смертельный май 1973 года до сих пор находит отклик на гоночной трассе Индианаполиса» . США сегодня . Проверено 30 мая 2021 г. Он умер от печеночной недостаточности, как писал лечащий врач Стив Олви в своей книге «Быстрый ответ», из-за переливания зараженной плазмы.
  46. ^ DriversTalkRadio (22 мая 2015 г.), Drivers Talk # 781 Анджела Сэвидж и Indy 500 1973 года , получено 23 февраля 2016 г.
  47. ^ «Международный тотализатор на 500 миль – 30 мая 1973 г.» . ChampCarStats.com.
  48. ^ «500 ряд за рядом» . Новости Индианаполиса . 26 мая 1973 г. с. 32 . Проверено 10 августа 2024 г. - через Newspapers.com . Значок открытого доступа
  49. ^ «Карта результатов гонки» . Звезда Индианаполиса . 28 мая 1973 г. с. 1 . Проверено 10 августа 2024 г. - через Newspapers.com . Значок открытого доступа
  50. ^ «1973 год в Индианаполисе «Огонь и дождь» » . www.raresportsfilms.com . Проверено 25 февраля 2016 г.

Цитируемые работы

[ редактировать ]


1972 Индианаполис 500
Марк Донохью
1973 Индианаполис 500
Гордон Джонкок
1974 Индианаполис 500
Джонни Резерфорд
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 62a75ec946f99e68564d8b4a742bcd0b__1723318620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/0b/62a75ec946f99e68564d8b4a742bcd0b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1973 Indianapolis 500 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)