Марио Андретти
Марио Андретти | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Рожденный | Марио Габриэле Андретти 28 февраля 1940 г. Монтона , Истрия , Королевство Италия (сейчас Мотовун , Хорватия ) | ||||||
Чемпионские титулы | |||||||
USAC / CART Автомобиль чемпионата ( 1965 , 1966 , 1969 , 1984 ) Серебряная корона USAC (1974) Формулы-1 Чемпионат мира среди пилотов ( 1978 ) Крупные победы Daytona 500 ( 1967 ) 12 часов Себринга (1967, 1970 , 1972) Индианаполис 500 ( 1969 ) Восхождение на холм Пайкс-Пик (1969) 24 часа Дайтоны (1972) [а] Гран-при Лонг-Бич ( 1977 , 1984, 1985, 1987) Мичиган 500 ( 1984 ) Поконо 500 ( 1986 ) | |||||||
чемпиона автомобиля Карьера | |||||||
407 гонок проведено за 31 год. | |||||||
Лучшая отделка | 1-е место ( 1965 , 1966 , 1969 , 1984 ) | ||||||
Первая гонка | 1964 Трентон 100 ( Трентон ) | ||||||
Последняя гонка | 1994 года Гран-при Монтерея ( Лагуна Сека ) | ||||||
Первая победа | 1965 года Гран-при Хузьера ( IRP ) | ||||||
Последняя победа | 1993 Valvoline 200 ( Финикс ) | ||||||
| |||||||
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |||||||
Национальность | Американский | ||||||
Активные годы | 1968 – 1972 , 1974 – 1982 | ||||||
Команды | Лотус , Марш , Феррари , Парнелли , Альфа Ромео , Уильямс | ||||||
Записи | 131 (128 стартов) | ||||||
Чемпионаты | 1 ( 1978 ) | ||||||
Победы | 12 | ||||||
Подиумы | 19 | ||||||
Карьерные очки | 180 | ||||||
Поул-позиции | 18 | ||||||
Самые быстрые круги | 10 | ||||||
Первая запись | Гран-при США 1968 года. | ||||||
Первая победа | Гран-при Южной Африки 1971 года. | ||||||
Последняя победа | Гран-при Голландии 1978 года. | ||||||
Последняя запись | Гран-при Caesars Palace 1982 года | ||||||
NASCAR в серии Кубка Карьера | |||||||
14 гонок пройдут за 4 года. | |||||||
Первая гонка | 1966 года Motor Trend 500 ( Риверсайд ) | ||||||
Последняя гонка | 1969 года Motor Trend 500 ( Риверсайд ) | ||||||
Первая победа | 1967 Daytona 500 ( Дайтона ) | ||||||
| |||||||
24 часа карьеры в Ле-Мане | |||||||
Годы | 1966 – 1967, 1982 – 1983, 1988, 1995 – 1997, 2000 | ||||||
Команды | Холман-Муди , Гранд Туринг, Порше - Кремер , Порше АГ , Кураж , Паноз | ||||||
Лучшая отделка | 2-й ( 1995 ) | ||||||
Класс побеждает | 1 ( 1995 ) |
Марио Габриэле Андретти (родился 28 февраля 1940 г.) [3] — бывший американский автогонщик. Его широко считают одним из самых успешных гонщиков в истории автоспорта. [4] [5] [6] Андретти - один из трех гонщиков, выигравших гонки Формулы-1 , IndyCar , чемпионата мира по спортивным автомобилям и NASCAR . Он также выигрывал гонки на малолитражных автомобилях и спринтерские гонки .
Андретти выиграл чемпионат мира Формулы-1 в 1978 году , четыре титула IndyCar, в том числе три под санкциями USAC и один в CART . Он единственный гонщик, выигравший Индианаполис 500 ( 1969 ), Дайтона 500 ( 1967 ) и чемпионат мира Формулы-1, а также, наряду с Хуаном Пабло Монтойей , единственный гонщик, выигравший гонку в серии Кубков NASCAR Формулы-1. и Indianapolis 500. По состоянию на 2023 год победа Андретти на Гран-при Нидерландов 1978 года является последней победой американского гонщика в Формуле-1. [7] Андретти одержал 109 побед за карьеру на крупных трассах. [8]
Андретти - единственный человек, получивший звание «Водитель года США» за три десятилетия (1967, 1978 и 1984 годы). [9] Он также был одним из трех гонщиков, выигравших крупные гонки на шоссейных трассах , овалах с твердым покрытием и грунтовых дорогах за один сезон - подвиг, который он совершил четыре раза. [9] Одержав последнюю победу в IndyCar в апреле 1993 года, Андретти стал первым гонщиком, выигравшим гонки IndyCar за четыре разных десятилетия. [10] и первый, кто выиграл какие-либо автомобильные гонки из пяти. [9]
В американской популярной культуре имя Андретти стало синонимом скорости («Вы думаете, что вы Марио Андретти?»), Подобно Барни Олдфилду в начале 20 века, Стирлингу Моссу в Соединенном Королевстве и Хуану Мануэлю Фанхио в Аргентине. [11]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Андретти и его брат-близнец Альдо родились у Альвизе Андретти, администратора фермы, и его жены Рины, в Монтоне , Истрия , Королевство Италия , в современном Мотовуне , Хорватия . [12] Истрия тогда была частью Королевства Италия , но стала частью Югославии в конце Второй мировой войны в результате Парижского договора 1947 года, а затем Осимонского договора 1975 года. В 1948 году семья Андретти, как и многие другие, другие истрийские итальянцы того времени уехали во время истрийско-далматинского исхода . Первоначально они оказались в лагере беженцев в Лукке , Италия. [13]
В 2013 году Андретти рассказал писателю Полу Стеннингу : «Мой отец оставил все позади, мы оставили дом, взяли все, что могли унести, и пошли дальше в Италию. Им пришлось поглотить все эти семьи, которые были рассеяны, и они сформировали разные лагеря по всему миру. Нас отправили в Тоскану . Жизнь в то время была немного странной, но единственное, что всегда делал мой отец, — он всегда заботился о нас. В детстве нам никогда не было холодно, мы никогда не были голодны, мы ходили куда-нибудь. В школе он всегда хорошо себя чувствовал». [14]
Гоночная карьера
[ редактировать ]Детское увлечение автоспортом
[ редактировать ]Мать близнецов Рина рассказала, что, когда им было два года, они доставали крышки от кастрюль из шкафов и бегали по кухне, говоря: «Врум, врум», как будто они водили машины еще до того, как близнецы еще увидели машину. . [9] В 1945 году, в возрасте пяти лет, он и Альдо мчались на деревянных автомобилях ручной работы по крутым улицам своего родного города. [15] Позже братья наняли гараж для парковки автомобилей. В своей автобиографии « Как там там », опубликованной в 1970 году, Андретти описал этот опыт, написав: «Когда я впервые завел машину, почувствовал, как двигатель вздрагивает, а руль ожил в моих руках, меня зацепило. это было чувство, которое я не могу описать. Я до сих пор испытываю его каждый раз, когда сажусь в гоночную машину». [16]
Первый гоночный опыт Андретти получил в новой молодежной гоночной лиге под названием Formula Junior в Анконе , Италия, когда ему было тринадцать лет. [12] [17] Спустя годы, в интервью на вечере RRDC с Марио Андретти , Андретти намекнул, что он и его брат выдумали историю гонок в юниорской лиге Формулы, когда они переехали в Пенсильванию, чтобы повысить свои шансы на участие в гонках по бездорожью, потому что, имея купил гоночные костюмы в Италии, они выглядели соответствующе. [18]
Марко Де Чезари и Данило Пиччинини, владельцы гаража, заметили страсть братьев Андретти к гонкам и привели их на перевал Абетоне , чтобы посмотреть отрезок гонки Милле Милья в 1954 году, что заставило его увлечься итальянским двукратным чемпионом. Чемпион мира Формулы-1 Альберто Аскари , выигравший гонку. Позже в том же году Пиччинини привез братьев в Монцу на Гран-при Италии , где Андретти увидел, как Аскари и Хуан Мануэль Фанхио соревнуются друг с другом. [17] [19] «Я помню, как был просто загипнотизирован, ошеломлен звуком и скоростью», — вспоминал Андретти годы спустя. «У нас даже не было места на трибуне, мы были на том берегу перед Параболикой слева. Знаете, у нас был хороший обзор вещей. [20] ".
Гонки на серийных автомобилях
[ редактировать ]Переехать в США и начать участвовать в гонках
[ редактировать ]Отец Андретти поддерживал связь со своим зятем, который много лет жил в США. Семье потребовалось три года, чтобы получить визу в США. Альвизе Андретти сначала сказал семье, что они переедут в США на пять лет, а затем вернутся в Италию. В 1955 году семья Андретти эмигрировала в США, поселившись в Назарете в долине Лихай на востоке Пенсильвании, имея на своем счету всего 125 долларов. [9]
В 2013 году Андретти сказал: «Когда я посмотрел на свою жизнь с разных точек зрения, среди множества негативов появился положительный момент, и это, безусловно, был один из них, это была возможность, созданная для нас, детей, и мой отец всегда говорил, что Он сказал бы, что в каком-то смысле я смотрю на ваше будущее, где, я думаю, было бы лучшим решением для вас, детей, иметь возможности, и он был прав, он был прав, потому что, если бы мы остались в Италии, я не знаю, остался ли бы я. мог бы заняться тем, что было моей первой страстью и единственной страстью, которая у меня действительно была в карьере». [14]
Знакомясь с Пенсильванией, Марио и Альдо были удивлены, обнаружив в Назарете полумильную гоночную трассу Nazareth Speedway . [9] Близнецы работали над Hudson 1948 года и участвовали в гонках на нем в классе Limited Sportsman, финансируясь за счет денег, которые они заработали в гараже своего дяди в 1959 году. [9] Они по очереди мчались на старом Гудзоне по овальным грунтовым дорогам недалеко от Назарета. После окончания средней школы Марио планировал стать сварщиком, но подделал водительские права, чтобы сойти за 21 и принять участие в любительских гонках. [21] Марио и Альдо не сказали родителям, что участвуют в гонках. [12] У близнецов было по две победы после первых четырех гонок. [22] Альдо серьезно пострадал ближе к концу сезона, и их родители были недовольны, узнав, что близнецы участвуют в гонках. [12] Марио одержал 21 победу на модифицированном серийном автомобиле в 46 гонках в 1960 и 1961 годах. [9]
Стандартный автомобиль USAC
[ редактировать ]Андретти стал натурализованным гражданином США в 1964 году. Он участвовал в соревнованиях серийных автомобилей Автоклуба США (USAC) в 1965 году и занял двенадцатое место по количеству очков в сезоне. [12] Он выиграл гонку серийных автомобилей USAC в 1967 году и финишировал седьмым по очкам в сезоне. [12] Он выиграл три гонки серийных автомобилей USAC в 1974 году на шоссейных трассах и четыре гонки на шоссейных трассах в 1975 году. [12]
НАСКАР
[ редактировать ]Андретти участвовал в четырнадцати соревнованиях NASCAR Grand National/Winston Cup (теперь NASCAR Cup Series За свою карьеру он участвовал на автомобилях Holman Moody ). В своих последних десяти соревнованиях . Холман Муди был одной из самых успешных команд NASCAR в то время, поскольку команда выиграла чемпионаты NASCAR в 1968 и 1969 годах с пилотом Дэвидом Пирсоном . [23] Андретти выиграл Daytona 500 1967 года вместе с Холманом Муди . [24] [25]
Международная гонка чемпионов
[ редактировать ]Андретти за свою карьеру был приглашен принять участие в шести сериях Международной гонки чемпионов (IROC). Его лучшими годами были первые три года. Он финишировал вторым в итоговой таблице очков в IROC III (1975–1976) и IROC V (1977–1978). Он выиграл чемпионат IROC VI (1978–1979) по очкам, заняв третье, первое и второе места. Он выиграл три гонки в двадцати соревнованиях. [24]
Гонки на открытых колесах
[ редактировать ]Ранние гонки на открытых колесах
[ редактировать ]Целью Андретти было участвовать в гонках на одноместных автомобилях с открытыми колесами . Андретти сказал: «Мы с Альдо выиграли в модификациях. Но моей целью было перейти на открытые автомобили». [12]
Андретти участвовал в гонках на миниатюрных автомобилях размером 3/4 в Американской ассоциации гонок на миниатюрных автомобилях с тремя четвертями, чтобы их увидели владельцы полноразмерных малолитражных автомобилей. он начал участвовать в гонках на миниатюрных автомобилях с 1961 по 1963 год . Зимой [12] В 1963 году он участвовал более чем в ста соревнованиях. [26] Андретти выиграл три специальные гонки на двух разных трассах в День труда в 1963 году. [12] Он выиграл дневной фильм во Флемингтоне, штат Нью-Джерси , и победил в двойном фильме в Хэтфилде, штат Пенсильвания . [12]
Следующей ступенькой гоночной лестницы на восточном побережье США стали гонки на спринтерских машинах United Racing Club (URC). [12] Андретти смог участвовать в индивидуальных гонках серии спринтерских автогонок URC, но не смог обеспечить постоянную поездку. [12] Однажды он поехал из Канады в Механиксбург, штат Пенсильвания, в надежде найти попутчика на мероприятии, но поехал с пустыми руками. Он обошел сериал, когда ему предложили постоянно ездить на Автомобильного клуба США спринтерской машине в 1964 году. [12]
Спринтерские автомобили USAC
[ редактировать ]Андретти выиграл спринтерскую гонку USAC Мемориала Джо Джеймса-Пэта О'Коннора в 1964 году на трассе Салем Спидвей в Салеме, штат Индиана . Андретти продолжил участвовать в гонках на спринтерских машинах USAC после того, как перешел на чемпионские машины. В 1965 году он один раз выиграл в Эскот-Парке и занял десятое место по итогам сезона. [12] В 1966 году он выиграл пять раз ( Камберленд, Мэриленд , Освего, Нью-Йорк , Россбург, Огайо , Финикс, Аризона , а также свою вторую победу на Мемориале Джо Джеймса-Пэта О'Коннора на Салемской гоночной трассе ), но финишировал позади Роджера Маккласки в гонке. чемпионат сезона. [12] В 1967 году он выиграл два из трех соревнований, в которых участвовал. [12]
Карьера в IndyCar (1964–1974)
[ редактировать ]С 1956 по 1979 год лучшей гоночной серией с открытыми колесами в Северной Америке был национальный чемпионат USAC. Его часто называли гонками IndyCar , имея в виду знаменитую гонку Индианаполис 500 , которая была центральным событием чемпионата. Гонки проводились как на мощеных, так и на грунтовых овалах, а в последующие годы также включали в себя несколько шоссейных трасс.
Андретти дебютировал в IndyCar 19 апреля 1964 года на ярмарочной площади штата Нью-Джерси в Трентоне, штат Нью-Джерси . [12] Он стартовал шестнадцатым и финишировал одиннадцатым. Андретти познакомил владелец спринтерской машины USAC Руфус Грей с ветераном-механиком Клинтом Браунером. Браунер не был впечатлен, поскольку водители спринтерских автомобилей Стэн Боуман и Донни Дэвис недавно умерли, а нынешний водитель Браунера, Чак Халс , был тяжело ранен. [12] Крис Экономаки порекомендовал Андретти Браунеру, и Браунер наблюдал за гонками Андретти в Терре-Хот, штат Индиана . [12] Браунер был убежден, что нашел нового гонщика для своей команды. [12] Эти двое пробыли вместе шесть лет. [12] В том сезоне Андретти финишировал одиннадцатым в национальном чемпионате USAC. [12] Андретти выиграл свою первую автомобильную гонку чемпионата на Гран-при Хузье на трассе в Индианаполисском гоночном парке в 1965 году. [12] Его третье место на гонке Indianapolis 500 1965 года на Brawner Hawk (механическая копия нынешнего дизайна Brabham Formula 1) принесло ему награду «Новичок года» в гонке и способствовало Андретти победе в чемпионате серии. Он был самым молодым национальным чемпионом в истории серии в возрасте 25 лет. [26] Он повторил титул чемпиона серии в 1966 году. [17] выиграл восемь из пятнадцати турниров. [12] Он лидировал на каждом круге Langhorne 100 1966 года . Он также выиграл поул на гонке Indianapolis 500 1966 года . [12] Андретти финишировал вторым в IndyCar в 1967 и 1968 годах. Он также выиграл одну драг-гонку вне чемпионата в 1967 году на Ford Mustang . И в 1967, и в 1968 году Андретти проиграл сезонный чемпионат USAC Эй Джей Фойту и Бобби Ансеру соответственно на последних кругах последней гонки сезона в Риверсайде, Калифорния - каждый с наименьшим отрывом в очках в истории.
Андретти выиграл девять гонок в 1969 году, Индианаполис 500 1969 года и сезонный чемпионат. Он также выиграл международное восхождение на холм Пайкс-Пик , которое было частью национального чемпионата USAC. [22] Он был назван ABC по версии Wide World of Sports спортсменом года . С 1966 по 1969 год он выиграл 29 из 85 гонок чемпионата USAC. [9]
В 1973 году USAC разделил свой национальный чемпионат на чемпионаты по грунту и асфальту. [12] Андретти одержал одну победу на асфальте, занял пятое место по сезонным очкам и второе место в чемпионате по грунтовому покрытию. [12] Он выступал в дивизионе USAC по бездорожью в 1974 году и выиграл чемпионат по бездорожью, участвуя в обеих сериях. [9] Андретти также участвовал в североамериканской серии Формулы 5000 в 1973 и 1974 годах и в обоих сезонах финишировал вторым в чемпионате. [9]
Карьера в Формуле-1
[ редактировать ]Статус неполного рабочего времени (1968–1972, 1974)
[ редактировать ]Формула-1 — это высшая форма гонок на открытых колесах, санкционированная Международной автомобильной федерацией (FIA), международным руководящим органом автоспорта. Хотя зародившийся в Европе, к 1960-м годам он включал в себя гонки по всему миру. На первой гонке Indianapolis 500 Андретти в 1965 году он встретил Колина Чепмена , владельца команды Lotus Formula One, который управлял будущего победителя гонки Джима Кларка . автомобилем [27] Андретти рассказал Чепмену о своих амбициях участвовать в Формуле-1, и ему сказали: «Когда будешь готов, позвони мне». [28] К 1968 году Андретти почувствовал, что готов. Чепмен подарил ему машину, и молодой американец занял поул-позицию во время своего дебюта на Гран-при США 1968 года в Уоткинс-Глене на своем Lotus 49 . [27] [29]
Андретти время от времени выступал в Формуле-1 в течение следующих четырех лет за команды Lotus, March и Ferrari , продолжая при этом концентрироваться на своей гоночной карьере в Америке. [27] На Гран-при Южной Африки 1971 года , дебютировав за Ferrari, он выиграл свой первый Гран-при. [27] «Это был важный момент, один из тех, которые я всегда буду ценить», - вспоминал Андретти. «Кьялами была интересной трассой с большим количеством перепадов высот, и Ferrari предоставила мне такое же оборудование, как и моим товарищам по команде. Это были хорошие выходные». [30] Три недели спустя, на внечемпионатском Гран-при Квестора в США, он принес итальянской команде вторую победу. [31] За день до Questor GP он финишировал девятым в автомобильной гонке Инди на гоночной трассе Phoenix International Raceway. [32] В конце сезона Феррари позвонил Андретти и предложил ему стать его пилотом №1, но Андретти отказался. «Формула-1 тогда платила не так много, а мои контракты и обязательства здесь были настолько прибыльными, что я не мог отказаться от этого ради безопасности своей семьи. Время еще не было подходящим, поэтому мне пришлось отказать ему; Я всегда полагал, что получу еще одну возможность».
Полный рабочий день (1975–1981)
[ редактировать ]В 1975 году Андретти впервые провел полный сезон Формулы-1 за американскую команду Парнелли . она добилась успехов как в Формуле 5000 , так и в гонках IndyCar Команда была новичком в Формуле-1, хотя под руководством Андретти в Америке. Команда управляла Андретти в двух гонках конца сезона в Северной Америке в 1974 году и добилась многообещающих результатов. Андретти квалифицировался четвертым и лидировал на Гран-при Испании 1975 года девять кругов, прежде чем его дисквалификация не состоялась. За сезон он набрал пять чемпионских очков. Андретти продолжал выступать в IndyCar, пропустив из-за этого две гонки Формулы-1 в середине сезона. [33] Когда команда Парнелли покинула Формулу-1 после двух гонок сезона 1976 года , Андретти вернулся в команду Lotus Чепмена, за которую он уже выступал на открывающем сезон Гран-при Бразилии . Компания Lotus тогда находилась на низком уровне, не сумев произвести конкурентоспособный автомобиль, который заменит Lotus 72 1970-х годов . Способность Андретти разработать гоночный автомобиль способствовала возвращению Lotus на передовую стартовую решетку Формулы-1, кульминацией которого стала его победа на финишной гонке сезона на трассе горы Фудзи в Японии. [27] С середины 1975 года Lotus разрабатывала использование эффекта земли , придавая форму нижней части автомобиля для создания прижимной силы с небольшим сопротивлением . Со своей стороны, Андретти работал над подготовкой своих автомобилей к гонкам, используя тонкие различия в размере шин («шахмат») и настройке подвески («перекрестное взвешивание») на каждой стороне автомобиля, чтобы оптимизировать ее для каждой трассы. подход, заимствованный из его обширного опыта гонок на овалах в Соединенных Штатах. [34] В 1977 году в Лонг-Бич он стал единственным американцем, выигравшим Гран-при США на Западе , и последним американцем по состоянию на 2022 год, выигравшим хоть один Гран-при США. [35] [36] «Крылатый автомобиль» Lotus 78 оказался самым конкурентоспособным автомобилем 1977 года. [37] но, несмотря на победу в четырех гонках (больше, чем у любого другого гонщика), проблемы с надежностью и столкновения с другими гонщиками привели к тому, что Андретти финишировал только третьим в чемпионате. [37]
В конце 1977 года Ferrari обратилась к Андретти как к потенциальной замене Ники Лауды . «У меня было рукопожатие с Колином, и он уже согласился платить мне столько, сколько зарабатывал Ронни Петерсон , а это была самая высокая зарплата в Формуле-1. Поэтому я спросил мистера Феррари, сколько он готов мне заплатить. Он сказал: «Вы Знаешь, Марио, я не могу оценить твой талант, так что скажи мне». Этот сукин сын швырнул его обратно мне на колени! Ну, [жена Андретти] Ди Энн сидела рядом со мной, и я спросил ее, что мне делать, и она сказала: «Увеличьте вдвое». И мистер Феррари согласился. На следующий день я получил от него телекс, в котором говорилось: «Давайте оставим все в покое», потому что его только что посетил Колин (который) последовал за мной в Маранелло и устроил скандал с мистером Феррари. Можете себе представить? Итак, я сказал Колину, что он всегда был добр ко мне, но вам не нужен несчастный гонщик. Затем я сказал ему, что хочу 10 000 долларов за очко - тогда за победу вы получали девять очков - и ему пришлось это сделать. соглашаться.' [30]
В 1978 году Lotus 79, разработанный Чепменом, еще больше использовал эффект земли. Андретти доминировал в сезоне и завоевал титул, одержав шесть побед. [37] Он завоевал чемпионство на Гран-при Италии . [9] Однако празднования чемпионства не было, потому что его товарищ по команде Ронни Петерсон сильно разбился в начале гонки; он был госпитализирован и умер той же ночью от осложнений, вызванных полученными травмами. [9] [38]
Андретти не добился большого успеха после 1978 года в Формуле-1 – ему не удалось выиграть еще один Гран-при. 1979 год был для него трудным, так как новый Lotus 80 был неконкурентоспособен, и команде пришлось полагаться на Lotus 79, который уступил место второму поколению экранопланов. [39] В 1980 году он выступал в паре с молодым итальянцем Элио де Анжелисом и ненадолго с тест-пилотом Найджелом Мэнселлом , но команда снова потерпела неудачу. [40]
В сезоне 1981 года Андретти решил перейти в команду Alfa Romeo, которой руководил Карло Чити . Хотя машина была достаточно конкурентоспособной (Андретти финишировал четвертым во время своего дебюта с командой в Лонг-Бич ), общий недостаток надежности привел к еще одной неудачной кампании. Как и другие водители того времени, Андретти не нравились машины того времени: «Машины становились абсурдными, по-настоящему грубыми, без каких-либо движений подвески. ...это сделало уход из Формулы-1 намного проще, чем мог бы быть». [41]
Краткие возвращения с Уильямсом и Феррари (1982)
[ редактировать ]В следующем году Андретти один раз выступал за команду Williams после того, как их гонщик Карлос Ройтеманн внезапно ушел из команды, прежде чем заменить серьезно травмированного Дидье Пирони в Ferrari в последних двух гонках года. Из-за неисправности подвески он выбыл из последней гонки сезона, но на Гран-при Италии в Монце он занял поул-позицию и финишировал третьим в гонке. [27] [42] [43]
Андретти почти вернулся в Формулу-1 на Гран-при Детройта 1984 года , когда команда Renault поставила его в резерв, чтобы заменить штатного гонщика Патрика Тамбея, если француз не сможет участвовать в гонках, как это было в предыдущей гонке в Канаде . Однако в итоге Тамбай смог принять участие в гонке. [44]
Андретти также рассматривался как замена, снова Тамбаю, который получил травму в Канаде , на Гран-при Детройта 1986 года , на этот раз для команды Haas Lola, принадлежащей Карлу Хаасу. Андретти отказался, но порекомендовал своего сына Майкла Андретти. Когда Майклу не удалось получить суперлицензию FIA , необходимую для участия в гонках Формулы-1, право досталось Эдди Чиверу . [45]
Возвращение в гонки IndyCar (1982–1994).
[ редактировать ]Андретти продолжал участвовать в гонках и иногда побеждать в национальном чемпионате USAC во время своего пребывания в чемпионате мира Формулы-1. В 1979 году новая организация, Championship Auto Racing Teams (CART), учредила Мировую серию IndyCar в качестве соперника национального чемпионата USAC, который Андретти выигрывал трижды в 1960-х годах. Новая серия быстро стала ведущей гоночной серией с открытыми колесами в Северной Америке. [46]
Андретти присоединился к CART на постоянной основе в 1982 году, выступая за команду Патрик Рэйсинг . В том году он стартовал со второго ряда на гонке Indianapolis 500, но на подходе к старту попал в аварию, когда новичок Кевин Коган внезапно вылетел из строя. Через три минуты после крушения было слышно, как Андретти сказал: «Вот что происходит, когда дети выполняют мужскую работу впереди», а позже он и Коган были вовлечены в потасовку. [47]
В 1983 году он присоединился к новой команде Newman/Haas Racing , созданной Карлом Хаасом и актером Полом Ньюманом на автомобилях британской компании Lola . Андретти одержал первую победу команды на озере Элкхарт в 1983 году . [48] Он выиграл поул в девяти из шестнадцати гонок в 1984 году и завоевал свой четвертый титул Champ Car в возрасте 44 лет. Он опередил Тома Сневу на 13 очков. Это был первый титул в серии для команды второго курса.
В августе 1986 года Андретти выиграл Pocono 500 в своей 14-й попытке победить на трассе возле своего дома в Пенсильвании. Это принесло Андретти победы на автомобилях Инди на дистанции 500 миль в Индианаполисе , Мичигане и Поконо .
Сын Марио Майкл присоединился к Newman/Haas в 1989 году. Вместе они вошли в историю как первая команда отца и сына, участвовавшая в гонках IMSA GT и Champ Car. [17] Что касается первого, то это был их четвертый раз, когда они участвовали в гонке на выносливость вместе в качестве штурманов. Марио финишировал седьмым по очкам в сезоне 1991 года, когда Михаэль выиграл чемпионат. Последняя победа Марио в гонках IndyCar пришла в 1993 году на гоночной трассе Phoenix International Raceway . [10] год, когда Майкл покинул Newman/Haas, чтобы участвовать в гонках Формулы-1. Благодаря этой победе Марио стал самым возрастным зарегистрированным победителем соревнований IndyCar (53 года и 34 дня). [10] [49] Позже в том же году Андретти завоевал поул на гонке Michigan 500 со скоростью 234,275 миль в час (377,029 км/ч). Скорость стала новым мировым рекордом на закрытой трассе. [26] Последний сезон Андретти в 1994 году получил название «Тур Арриведерчи». В сентябре того же года он участвовал в последней из своих 407 автомобильных гонок Indy.
Индианаполис 500
[ редактировать ]Андретти выиграл один раз на Индианаполисе 500 из 29 попыток. У Андретти было так много инцидентов и почти побед на трассе, что критики окрестили выступление семьи после победы Марио на гонке Индианаполис 500 в 1969 году « проклятием Андретти ». [50] [51]
Андретти пробежал все 500 миль (800 км) всего пять раз, включая свою на Индианаполисе 500 в 1969 году победу . Андретти был первым гонщиком, превысившим скорость 200 миль в час (320 км/ч) во время тренировок на гонке Indianapolis 500 1977 года . [21] В 1969 году, после 4 лет неудач и 4 незаездов, Андретти доминировал в Индианаполисе 500 на пути к своей единственной победе в гонке. [52] Гонка примечательна тем, что это единственная гонка Indy 500 в истории, где гонщик-победитель проехал всю гонку только на одном комплекте шин.
Между своей победой в гонке в 1969 году и 1981 годом Андретти выбыл из гонок из-за неисправности деталей или аварий. Его удача, казалось, повернулась к нему в 1981 году. Андретти финишировал вторым на гонке Indianapolis 500 1981 года , отстав на восемь секунд от Бобби Ансера . На следующий день Унсер был оштрафован на один круг за обгон машин под предупредительным флажком, а победителем был объявлен Андретти. Унсер и владелец его автомобиля Роджер Пенске обжаловали решение стюардов гонки. Четыре месяца спустя USAC отменил штраф в один круг и оштрафовал Унсера на 40 000 долларов .
На старте Indianapolis 500 1982 года пилот-второкурсник Кевин Коган , товарищ по команде поляка Рика Мирса , внезапно развернулся вправо при ускорении к зеленому флагу. Коган отскочил от Эй Джей Фойта, ударив его по рулевой тяге. Этот контакт развернул машину Когана влево под углом 90 градусов к полю, где Марио тут же сбил его с толку. Андретти был в ярости и подрался с Коганом, прежде чем уйти. В интервью, спустя три минуты после крушения, было слышно, как раздраженный Андретти сказал: «Вот что происходит, когда дети заранее выполняют мужскую работу». Товарищем Андретти по команде Патрик Рэйсинг в том году стал будущий победитель гонки Гордон Джонкок , который стартовал рядом с Андретти в середине второго ряда. Позже Джонкок отметил, что Андретти вырвался на старте и мог бы избежать вращающейся машины Когана, если бы он правильно выстроился во втором ряду рядом с Горди. [53]
На гонке Indianapolis 500 1985 года его обогнал Дэнни Салливан в первом повороте на 20-м круге. Сразу после завершения паса Салливан развернулся перед Андретти. Предупреждающий флажок перед вращением свел к минимуму время, которое Салливан проиграет Андретти из-за ямы для замены шин. Салливан уверенно лидировал спустя 20 кругов, когда без происшествий обогнал Андретти. Андретти доминировал на гонке Indianapolis 500 1987 года , лидируя на 170 из первых 177 кругов гонки. Его преимущество было настолько большим, что ему посоветовали замедлить темп, чтобы сохранить снаряжение. По жестокой иронии судьбы, когда Андретти начал ехать медленнее, его пониженные обороты двигателя создали гармонический дисбаланс в его Ilmor/Chevrolet V8 с турбонаддувом, что привело к поломке пружины клапана за 20 кругов до финиша. [54]
Гонка Indianapolis 500 1992 года проходила в чрезвычайно холодную погоду, что привело к большому количеству аварий из-за автомобилей на холодных шинах. Андретти ускорился на третьем повороте для рестарта в конце 83-го круга. При ускорении машина Марио вырвалась в середине четвертого поворота и развернулась на 270 градусов, врезавшись носом в стену. Андретти был доставлен в больницу со сломанными шестью пальцами ног, и вскоре к нему присоединился его сын Джефф Андретти , который сломал обе ноги после того, как на его гоночной машине на 109-м круге гонки оторвалось колесо. Марио пропустил только одну гонку из-за травм и вернулся, чтобы занять 6-е место в гонке всего через четыре недели после аварии.
Гонка Индианаполис 500 1993 года была последней заметной гонкой Андретти, и он только что одержал победу в Финиксе . В день поула Андретти был первой машиной, завершившей квалификационный заезд, и занял временную поул-позицию. Скорость Андретти сохранялась весь день, но менее чем за час до финиша Арье Луендык превысил свою скорость и взял поул. В день гонки Андретти играл важную роль большую часть дня, лидируя по количеству кругов (72). Лидируя на 134-м круге, Андретти был оштрафован за въезд в боксы, когда они были закрыты. Пенальти «стоп-энд-гоу» опустил его лишь на второе место. На последних 50 кругах у него начались проблемы с управляемостью из-за шин, и он опустился в турнирной таблице и финишировал 5-м. Последней гонкой Андретти в Инди была гонка Индианаполис 500 1994 года . [50]
23 апреля 2003 года, в преддверии гонки Indianapolis 500 2003 года , Андретти впервые за десять лет вышел на трассу на большом автомобиле с открытыми колесами в возрасте 63 лет. Он участвовал в тестовой сессии для сына Майкла. Команда AGR IndyCar. Один из постоянных гонщиков команды, Тони Канаан , неделей ранее получил лучевой перелом руки в результате аварии 15 апреля на трассе Твин Ринг Мотеги . Если Канаану не будет разрешено управлять автомобилем в течение достаточного времени, Андретти готовил предварительные планы по предоставлению ему машины. Он передаст машину Канаану в день гонки, хотя Андретти не планировал участвовать в гонке. Во время теста Андретти бежал на конкурентоспособной скорости, но, наехав на обломки, его машина взлетела в воздух, и попытка закончилась впечатляющей аварией. Андретти смог уйти от места крушения с небольшим порезом на подбородке. Это было последнее значимое выступление Андретти на трассе в Индианаполисе.
Спортивные автомобили
[ редактировать ]Его первый старт в гонке на Ferrari состоялся в 1965 году на Ferrari 275 P во время гонки Bridgehampton 500 km на Bridgehampton Race Circuit ; он не финишировал в гонке.Андретти выиграл три гонки на выносливость «12 часов Себринга» (1967, 1970, 1972), [9] [55] и 6-часовая гонка в Дайтоне в 1972 году. [56] В первых гонках спортивных автомобилей он выступал за команду Холмана Муди, но позже часто выступал за Ferrari. Он подписал контракт с Ferrari в 1971 году и выиграл несколько гонок со штурманом Джеки Иксом . [27] В 1972 году он разделил победы в трех этапах чемпионата Северной Америки и в Брэндс-Хэтче в Великобритании, что способствовало доминирующей победе Ferrari на чемпионате мира среди производителей автомобилей того года . [57] Он также участвовал в популярной североамериканской серии Can-Am в конце 1960-х - начале 1970-х годов.
Ле-Ман
[ редактировать ]Андретти участвовал в гонках « 24 часа Ле-Мана» за четыре десятилетия. В 1966 году он делил Holman Moody Ford Mk II с Люсьеном Бьянки . Они вышли на пенсию после того, как в 22:30 в их машине сломался клапан. [58] В 1967 году во время пит-стопа в 3:30 утра механик случайно установил переднюю тормозную колодку задом наперед на своем Ford MkIV. Когда Андретти проезжал под мостом Данлоп перед Эссес, он впервые с тех пор, как покинул боксы, коснулся педали тормоза. Переднее колесо мгновенно заблокировалось, и машина резко врезалась в грунтовую насыпь на скорости 150 миль в час (240 км/ч). Обломки остановились, Андретти сильно потрясло, машина повернулась боком к встречному транспорту, а трасса почти заблокирована. Его товарищи по команде, Джо Шлессер и Роджер Маккласки , разбились, пытаясь уклониться от машины Андретти. Маккласки вытащил Андретти в безопасное место, и Андретти был доставлен в больницу на рентген . [59] [60]
Андретти не вернулся в Ле-Ман, пока его постоянная карьера в Формуле-1 не закончилась. В 1982 году он вместе с сыном Майклом ездил на Mirage M12 Ford. Они квалифицировались на девятом месте, но пара обнаружила, что их машину удалили со стартовой сетки за 80 минут до начала гонки. [61] как чиновник обнаружил масляный радиатор, установленный за коробкой передач, что противоречило правилам. Автомобиль прошел первоначальный осмотр за четыре дня до гонки. [61] Несмотря на протесты и жалобы, запись Андретти была полностью удалена и заменена Porsche 924 Carrera GTR. Их возвращение в следующем году было более успешным, поскольку они заняли третье место. Команда отца и сына вернулась в 1988 году с племянником Марио Джоном . Они финишировали шестыми на заводском Porsche 962 . После ухода Марио из постоянных гонок он решил вернуться на трассу, чтобы добавить к своим достижениям победу в Ле-Мане. Он вернулся в 1995 году , заняв второе место. В интервью 2006 года он сказал, что, по его мнению, команда Courage Compétition «проиграла гонку [1995 года] пять раз» из-за плохой организации. В последующие годы у него были безуспешные попытки: он занял тринадцатое место в 1996 году , а затем получил DNF (не финишировал) в 1997 году . Последнее выступление Андретти в Ле-Мане состоялось в гонке 2000 года , через шесть лет после его ухода из постоянных гонок, когда он управлял Panoz LMP-1 Roadster-S в возрасте 60 лет, заняв 15-е место. [62]
Награды и почести
[ редактировать ]Назван «Водителем века» по версии Associated Press и журнала RACER, 2000 г. Призывник Зала славы автодрома Индианаполиса (1986) Призывник Международного зала славы автоспорта 1996 года Призывник Национального Зала славы спринтерских автомобилей (США) 1992 Водитель четверти века Призывник Зала славы автоспорта Америки (1990) 1978, 1979 ( IROC VI ) Международной гонки чемпионов . Чемпион серии Формулы-1 1978 года. Чемпион мира 1974 года Национальный чемпион USAC по бездорожью (США) 1972 года. гонки "6 часов Дайтоны" Победитель Индианаполиса 500 1969 года Победитель Daytona 500 1967 года. Победитель 1967, 1970, 1972 12 часов Себринга» Победитель « Чемпион IndyCar 1965, 1966, 1969, 1984 годов. 1969 ABC версии Wide World of Sports Спортсмен года по |
В 1986 году он был занесен в Зал славы автодрома Индианаполиса . В 2000 году агентства Associated Press и журнал RACER назвали его «Водителем века». [63] Он был водителем года (в США) три года (1967, 1978 и 1984 годы). [64] и является единственным гонщиком, получившим звание «Водитель года» за три десятилетия. [22] Андретти был назван водителем четверти века в США в 1992 году. [8] он был занесен в Международный зал славы автоспорта . В 2001 году [8] США Национальный Зал славы спринтерских автомобилей в 1996 году, [12] Зал славы автоспорта Америки [65] в 1990 году, Зал славы автогонок Hoosier, в 1970 году, [12] Зал автомобильной славы в 2005 году, [66] и Зал славы литья под давлением в 2012 году. [67]
23 октября 2006 года Андретти был удостоен высшей гражданской награды итальянского правительства - Commendatore dell'Ordine al Merito della Repubblica Italiana (известной как Commendatore) в честь его гоночной карьеры, государственной службы и неизменной приверженности делу его итальянское наследие. [63] В 2007 году Андретти был удостоен «Премии Ломбарди за выдающиеся достижения» от Ракового фонда Винса Ломбарди за внесение «Зала славы» вклада в спорт, профессию или бизнес таким образом, чтобы продемонстрировать признательность Богу, стране, обществу. , семья и я». [67] В том же году он также был назначен «мэром» ( Синдако ) «Свободной коммуны Мотовун в изгнании» ( Libero Comune di Montona in esilio ), ассоциации итальянских изгнанников из Мотовуна . [68] [69] В 2008 году Андретти был награжден премией Фонда Симеоне «Дух конкуренции». [70]
В 2016 году Андретти стал почётным гражданином Лукки . [71] В 2019 году город Индианаполис переименовал улицу в Марио Андретти Драйв в рамках празднования 50-летия его первой победы в Индианаполисе 500 . [72]
Гран-при Марио Андретти Road America
[ редактировать ]Марио сыграл важную роль в поддержании чемпионата по автомобильным гонкам на Road America в Элкхарт-Лейк, штат Висконсин . Мировая серия Champ Car World Series разорвала свои связи с трассой в качестве юридического решения проблем с оплатой, возникших в ходе соревнований серий 2002 и 2003 годов на трассе. Андретти был посредником между президентом CART Крисом Пуком и президентом Road America Джорджем Брюггентисом. Через шесть недель обе стороны пришли к соглашению и подписали двухлетний контракт. Мероприятие было переименовано в «Гран-при Марио Андретти по дороге Америки». [15]
Старейшина гоночной семьи Андретти.
[ редактировать ]Оба сына Марио Андретти, Майкл и Джефф , были автогонщиками. Майкл пошел по стопам своего отца, выиграв титул IndyCar, а племянник Марио Джон Андретти присоединился к серии в 1988 году. Это означало, что Андретти стали первой семьей, четыре родственника которой соревновались в одной серии. [22] Когда Марио разделил обязанности водителя с сыновьями Майклом и Джеффом на гонке Rolex 24 1991 года в Дайтоне за рулем Porsche 962, клан Андретти финишировал пятым. [73]
Внук Марио Марко завершил свой первый полный сезон в Indy Racing League своего отца Майкла Andretti Green Racing (IRL) в 2006 году, выступая за команду . Марко финишировал вторым на гонке Indianapolis 500 2006 года и стал первым обладателем награды «Новичок года» в третьем поколении .
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Андретти живет рядом со своим внуком Марко в городке Бушкилл, штат Пенсильвания . Его покойная жена Ди Энн (урожденная Хох) [74] был уроженцем Назарета, штат Пенсильвания, который преподавал Андретти английский язык в 1961 году. [21] [75] Они поженились 25 ноября 1961 года. [76] Она умерла 2 июля 2018 года от сердечного приступа. [77]
Андретти продолжал активную деятельность после своего ухода из гонок, неоднократно выступая перед аудиторией и выступая в качестве представителя Texaco / Havoline , Firestone и Magnaflow. Время от времени он выступал представителем ныне несуществующей Мировой серии Champ Car World Series , хотя часто посещал гонки IRL, чтобы посмотреть, как соревнуется Марко. Андретти является вице-председателем винодельни Калифорния Andretti Winery в долине Напа, . Ему принадлежат сеть автозаправочных станций, дилерский центр Toyota в Мун-Тауншип, штат Пенсильвания (недалеко от Питтсбурга ), автомойки, средства по уходу за автомобилем, картинговые трассы, линия одежды, видеоигры и реплики автомобилей. Он также тестирует автомобили для журналов Road & Track и Car and Driver . [11]
включила его В 2006 году Корпорация Карнеги в первый класс лауреатов Премии великих иммигрантов . [78]
В июле 2006 года Андретти принял участие в гонке Bullrun по США. [11] Первый пит-стоп был на гоночной трассе Поконо в родном штате Андретти, Пенсильвании, с выходом № 5, метко названным Андретти-роуд. [79]
С 2012 года Андретти является официальным послом Автодрома Америки (COTA) и Гран-при США, способствующего повышению осведомленности о Формуле 1 в Соединенных Штатах и всех видах автоспорта в COTA. [80]
В 2015 году он получил премию Америки от Фонда Италия-США . [81]
Появления в кино и на телевидении
[ редактировать ]Андретти сыграл самого себя в трех эпизодах телешоу США « Обустройство дома» . [82] Вместе со своим сыном Майклом он появился в IMAX фильме 1996 года Super Speedway , в котором подробно описан процесс восстановления одной из его прошлых машин. [82] Он главный герой и иногда рассказчик фильма 1972 года «Торговцы скоростью» . [83] В фильме Pixar Animation Studios 2006 года «Тачки » Андретти появляется в эпизодической роли в роли самого себя, но поскольку все персонажи в фильме - разумные автомобили, его внешний вид напоминает Ford Fairlane , на котором он выиграл гонку Daytona 500 1967 года. [84] Позже у него была еще одна голосовая роль в DreamWorks анимационном фильме «Турбо» 2013 года в роли директора дорожного движения на автодроме Индианаполиса. [85]
Андретти появился в Сильвестра Сталлоне фильме « В гонке » в эпизодической роли. Он был главным маршалом Baja 1000 гонки по бездорожью 2004 года , как показано в документальном фильме « Пыль к славе» . [86] Андретти был показан в документальном фильме 2007 года «Состояние винограда» , где он прокомментировал свою винодельческую деятельность. В ноябре 2015 года он снялся в качестве приглашенной звезды в эпизоде сериала « Гараж Джея Лено» , управляя Лено на нескольких быстрых машинах и рассказывая о своей гоночной карьере. [87]
Андретти вел колонку в газете Indianapolis Star , где писал о других водителях, технике и машинах. [76]
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Итоги гоночной карьеры
[ редактировать ]Американские гонки на открытых колесах
[ редактировать ]( ключ ) ( Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию )
Автомобиль чемпионата USAC
[ редактировать ]Победа Andretti Racing Enterprises в IndyCar
[ редактировать ]Это победы Andretti Racing Enterprises , команды, возглавляемой легендарным механиком Клинтом Браунером. Andretti Racing Enterprises (бывшая команда Dean Van Lines) была основана после смерти Эла Дина в 1967 году и в сезоне 1968 года финансировалась компанией Firestone. [89]
# | Сезон | Дата | Санкция | Трек/Гонка | Нет. | Победивший водитель | Шасси | Двигатель | Шина | Сетка | Круги под руководством |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1968 | 4 августа | СШАК | Трасса Мон-Тремблан, заезд 1 (П) | 2 | Марио Андретти | Ястреб III | Форд Инди DOHC V8 | Файерстоун | Нет | 26 |
2 | 4 августа | СШАК | Трасса Мон-Тремблан, заезд 2 (П) | 2 | Марио Андретти (2) | Ястреб III | Форд Инди DOHC V8 | Файерстоун | Нет | 38 | |
3 | 2 сентября | СШАК | Дюкуэн (DO) | 2 | Марио Андретти (3) | Кузьма 60 Д | Оффенхаузер L4 252 у.е. | Файерстоун | 6 | 94 | |
4 | 22 сентября | СШАК | Международная гоночная трасса Трентона (O) | 2 | Марио Андретти (4) | Ястреб II | Offenhauser L4 TC 168 у.е. | Файерстоун | 2 | 172 |
Мировая серия PPG Indy Car
[ редактировать ]Индианаполис 500
[ редактировать ]НАСКАР
[ редактировать ]( ключ ) ( Жирный шрифт – поул-позиция, присуждаемая по квалификационному времени. Курсив – поул-позиция, зарабатываемая по очкам или времени тренировок. * – Лидирование по количеству кругов. )
Великая национальная серия
[ редактировать ]Daytona 500
[ редактировать ]Год | Команда | Производитель | Начинать | Заканчивать |
---|---|---|---|---|
1966 | Смоки Юник | Шевроле | 39 | 37 |
1967 | Холман Муди | Форд | 12 | 1* |
1968 | Меркурий | 20 | 29 |
Результаты «24 часов Ле-Мана»
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1966 | Холман и Муди | Люсьен Бьянки | Форд GT40 Мк.II | П +5.0 | 97 | ДНФ | ДНФ |
1967 | Холман и Муди | Люсьен Бьянки | Форд GT40 Мк.IV | П +5.0 | 188 | ДНФ | ДНФ |
1982 | Гранд Туринг Карс Инк. | Майкл Андретти | Мираж М12 - Форд Косворт | С | - | DNS | DNS |
1983 | Порше Кремер Гонки | Майкл Андретти Филипп Аллио | Порше 956 | С | 364 | 3-й | 3-й |
1988 | Порше АГ | Майкл Андретти Джон Андретти | Порше 962С | С1 | 375 | 6-е место | 6-е место |
1995 | Конкурс смелости | Боб Волк Эрик Хелари | Мужество C34- Porsche | ВСК | 297 | 2-й | 1-й |
1996 | Конкурс смелости | Ян Ламмерс Дерек Уорвик | Мужество C36- Porsche | ЛМП1 | 315 | 13-е место | 3-й |
1997 | Конкурс смелости | Майкл Андретти Оливье Груйяр | Мужество C36- Porsche | ЛМП | 197 | ДНФ | ДНФ |
2000 | Паноз Моторспорт | Дэвид Брэбэм Ян Магнуссен | Panoz LMP-1 Roadster-S - Элан | ЛМП900 | 315 | 15-е место | 8-е место |
Источник: [110] |
Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Полные результаты Формулы-1 вне чемпионата
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1971 | Scuderia Ferrari SpA SEFAC | Феррари 312Б | Феррари 001 3.0 F12 | АРГ | РПЦ | ЧТО 1 | СПР | ИНТ. | СЛИШКОМ | ОЛЛ | ВИК |
1975 | Вел'с Парнелли Джонс Рэйсинг | Парнелли VPJ4 | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | РПЦ | ИНТ. 3 | СУИ | |||||
1976 | Уолтер Вольф Рэйсинг | Вольф-Уильямс FW05 | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | РПЦ | ИНТ. 7 | ||||||
1977 | Джон Плейер Team Lotus | Лотос 78 | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | РПЦ Верно | |||||||
1978 | Джон Плейер Team Lotus | Лотос 79 | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | ИНТ. Верно | |||||||
1979 | Мартини Racing Team Lotus | Лотос 79 | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | РПЦ 3 | ГНМ 3 | ОТ | |||||
1980 | Команда Эссекс Лотус | Лотос 81 | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | ESP Верно |
Другие результаты гонки
[ редактировать ]- 12 часов Себринга , 1-е: 1967,1970,1972 гг.
- 1000 км Брэндс-Хэтча , 1-е место: 1972 г.
- 1000 км Монцы , 1-е место: 1974 г.
- Международное восхождение на холм Пайкс-Пик , 1-е место: 1969 г.
- 6 часов Дайтоны , 1-е: 1972 г.
- 6 часов Уоткинс-Глена , 1-е: 1972 г.
Автобиографии
[ редактировать ]- «Как там там» , Марио Андретти и Боб Коллинз. Компания Генри Регнери, 1970 год. ISBN 978-0-8092-9672-9 .
- Марио Андретти: Чемпион мира , Марио Андретти и Найджел Робак. Хэмлин, 1979. ISBN 978-0-600-39469-3 .
- Андретти , Марио Андретти. ХарперКоллинз, 1994. ISBN 978-0-00-638302-4 .
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Rolex 24 в DAYTONA Легенды Андретти, Хейвуд, Пруэтт, Рахал, Руш и Тейлор выступят в роли главных маршалов самой престижной гонки спортивных автомобилей в Северной Америке» . Daytonainternationalspeedway.com . 21 января 2022 г.
- ^ «Бюллетень FIA по автоспорту № 55 – январь 1972 г.» (PDF) . historicdb.fia.com .
- ^ «Марио Андретти» . Британская энциклопедия . Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ «10 величайших автогонщиков всех времен» . carophile.org. 7 мая 2015 г. Проверено 9 апреля 2017 г.
- ^ Gititstore (5 июня 2023 г.). «20 величайших автогонщиков» . ГиТиТмагазин . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ Фронтстретч (17 апреля 2024 г.). «Легенды автодрома: лучшие автогонщики в истории» . Передняя растяжка . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ ДЭЙВ КАЛЛМАН (18 июня 2005 г.). «ГРАН-ПРИ США; Почувствуйте жажду скорости; Лучшие гонщики Формулы-1» . Милуоки Журнал Страж . Архивировано из оригинала 26 июля 2013 года . Проверено 12 июня 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Биография» . Международный зал славы автоспорта . Архивировано из оригинала 8 мая 2006 года . Проверено 22 февраля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Ларри Шварц. «Супер Марио обладал невероятной скоростью» . ЭСПН . Проверено 14 июня 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Андретти мчится к победе» . Нью-Йорк Таймс . 5 апреля 1993 года . Проверено 26 сентября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Марио Андретти: Живая легенда (интервью)» . Журнал С16 . 22 мая 2007 года. Архивировано из оригинала 14 сентября 2007 года . Проверено 14 июня 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление «Призывники Национального Зала славы спринтерских автомобилей» . Национальный зал славы спринтерских автомобилей. Архивировано из оригинала 3 июля 2007 года . Проверено 10 июля 2007 г.
- ^ «Вина Монтона-Напа-Вэлли-Эстейт» . Винодельня Андретти . Проверено 5 сентября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стеннинг, Пол (24 ноября 2013 г.). Успех – от тех, кто его добился. Стр.25 . В летных книгах. ISBN 978-1628475869 .
- ^ Перейти обратно: а б Гару Д'Амато (2 августа 2003 г.). «Ценя Андретти» . Милуоки Журнал Страж . Архивировано из оригинала 26 июля 2013 года . Проверено 12 апреля 2007 г.
- ^ «Марио Андретти» на Encyclepedia.com, получено 16 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д "История Texaco/Havoline CART Марио Андретти" . Тексако / Хаволин . Архивировано из оригинала 22 декабря 2006 года . Проверено 12 апреля 2007 г.
- ^ «Вечер RRDC с Марио Андретти» . РРДЦ . 18 апреля 2014 года . Проверено 27 апреля 2016 г.
- ^ «Биография» . Зал славы автоспорта Америки . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 22 февраля 2007 г.
- ^ Гушу, Тед (1 марта 2016 г.). «Марио Андретти об Энцо Феррари, Колине Чепмене и детстве на гоночной трассе • Petrolicious» . Petrolicious.com . Проверено 2 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Единственная победа Андретти в Инди 500 пришлась на 1969 год» . Классика ESPN . Проверено 21 апреля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шварц, Ларри. «Марио Андретти — синоним гонок» . ЭСПН . Проверено 22 февраля 2007 г.
- ^ «Статистика владельца Holman Moody» . Racing-reference.info . Проверено 12 июля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Статистика вождения NASCAR и IROC» . Racing-reference.info . Проверено 10 марта 2007 г.
- ^ Ореович, Джон (18 февраля 2017 г.). «Выигрыш Марио Андретти Daytona 500 50 лет назад стал победой на века» . ЭСПН . Интернет-предприятия ESPN . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Маттейс Дипраам, Райнер Нюберг. «ЧЕМПИОНЫ / Марио Андретти» . 8 Вт . Проверено 14 июня 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Джеральд Дональдсон. «Марио Андретти» . Формула Один . Архивировано из оригинала 29 июня 2007 года . Проверено 16 июля 2007 г.
- ^ Тейлор, Саймон (март 2007 г.). «Обед с... Марио Андретти». Автоспорт . LXXXIII : 36.
- ^ Тейлор, Саймон (март 2007 г.). «Обед с... Марио Андретти». Автоспорт . LXXXIII : 33–42.
- ^ Перейти обратно: а б Медланд, Крис (7 марта 2021 г.). «РЕТРО: Марио Андретти о своей первой победе в Формуле-1 с Ferrari 50 лет назад» . РЕЙСЕР . Проверено 2 августа 2022 г.
- ^ Том Пранкерд. «Гран-при Квестора» . forix.com . Проверено 15 апреля 2007 г.
- ^ «1971 Джимми Брайан 150» . www.champcarstats.com .
- ^ Гилл, Барри, изд. (1976). Чемпионат мира 1975 года - ежегодник John Player Motorsport за 1976 год . Queen Anne Press Ltd., стр. 37 и 120. ISBN 0-362-00254-1 .
- ^ Най, Дуг (1986). Автокурс История автомобилей Гран-при 1966–1985 годов . Издательство Хэзлтон. стр. 95–97. ISBN 0-905138-37-6 .
- ^ «История Гран-при США» . Формула Один . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 12 июля 2007 г.
- ^ Гран-при США на Западе, Коллекция фотографий Джона Блейкмора, Институт Ревса, Цифровая библиотека Ревса.
- ^ Перейти обратно: а б с «Лотос – Форд 79» . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 13 июля 2007 г.
- ^ Гран-при Монако, Коллекция фотографий Уве Нильсена, Институт Ревса, Цифровая библиотека Ревса .
- ^ Дайте (1986) с. 100
- ^ Дайте (1986) с. 196
- ^ Робак, Найджел (1986). Великие Гран-при . Патрик Стивенс Лтд. 24. ISBN 0-85059-792-7 .
- ^ Робак (1986), стр. 21–22.
- ^ Гран-при Италии, Коллекция фотографий Джона Блейкмора, Институт Ревса, Цифровая библиотека Ревса .
- ^ «СТАТИСТИКА F1 • Марио АНДРЕТТИ - Участие» . Statsf1.com . Проверено 20 ноября 2011 г.
- ^ Гликин, Рой (12 февраля 1997 г.). «Потерянное поколение Америки» . Атлас F1, журнал автоспорта Формулы-1 . Проверено 6 марта 2021 г.
- ^ Гамильтон, Морис, изд. (1983). Автокурс 1983 – 1984 гг . Издательство Хэзлтон. п. 219. ИСБН 0-905138-25-2 .
- ^ «Коган Денис виновен в аварии перед гонкой» . Дейтон Дейли Ньюс . 31 мая 1982 года . Проверено 23 июля 2020 г. - через Newspapers.com .
- ^ Гамильтон (редактор) (1983) с. 226
- ^ «Андреттис» . www.superspeedway.com . Архивировано из оригинала 25 февраля 2007 года . Проверено 28 февраля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стив Кроу. «Какое проклятие? Андретти вернулся в Инди» . Найт Риддер . Архивировано из оригинала 20 октября 2007 года . Проверено 11 июля 2007 г.
- ^ « Я не пропустил это»: Андретти переживает трудные выходные, чтобы выйти на поле» . CNN / Спорт Иллюстрированный . 14 мая 2001 года. Архивировано из оригинала 8 июня 2004 года . Проверено 11 июля 2007 г.
- ^ Индианаполис 500, Коллекция фотографий Брюса Р. Крейга, Институт Ревса, Цифровая библиотека Ревса.
- ↑ Трансляция Индианаполиса 500, 1982 г., ESPN Classic , май 2006 г.
- ^ «Профиль 33 величайших: Марио Андретти» . Автодром Индианаполиса. Архивировано из оригинала 1 июля 2014 года . Проверено 30 июля 2021 г.
- ^ 12 часов Себринга, Коллекция фотографий Альберта Р. Бохроха, Институт Ревса, Цифровая библиотека Ревса .
- ^ 24 часа Дайтоны, Коллекция фотографий Джеффри Хьюитта, Институт Ревса, Цифровая библиотека Ревса .
- ^ Брэндс-Хэтч 1000 км, Коллекция фотографий Эрика делла Файля, Институт Ревса, Цифровая библиотека Ревса.
- ^ «Ле-Ман 1966» . GT40.org . Архивировано из оригинала 22 октября 2007 года . Проверено 15 июня 2007 г.
- ^ Грегор Грант (1967). «Форд снова в Ле-Мане» . Автоспорт . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 15 июня 2007 г.
- ^ «Ле-Ман 1967» . GT40.org . Архивировано из оригинала 22 октября 2007 года . Проверено 15 июня 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бриггс, Ян (1991). Гонки на выносливость 1981–1991 гг . Оспри Автомотив. ISBN 1-85532-228-5 .
- ^ Уоткинс, Гэри (июнь 2006 г.). «Мечта не закончилась». Автоспорт . LXXXII (6): 39–42.
- ^ Перейти обратно: а б «Легендарный автогонщик Марио Андретти получил награду от Итальянской Республики» . Чемпионат мира по автомобилям . 24 октября 2006 года. Архивировано из оригинала 28 октября 2006 года . Проверено 11 июля 2007 г.
- ^ «Грег Андерсон назван водителем года на канале SPEED Channel 2004» . Синтетическое масло Red Line . 25 января 2005. Архивировано из оригинала 16 октября 2006 года . Проверено 11 июля 2007 г.
- ^ Марио Андретти в Зале славы автоспорта Америки
- ^ «Зал автомобильной славы объявляет призывников 2005 года» . Новости вторичного рынка . 24 марта 2005 года . Проверено 30 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Марио Андретти» (PDF) . МариоАндретти.com . Проверено 30 июля 2021 г.
- ^ «Марио Андретти, мэр Свободной коммуны Мотовун в изгнании» ( PDF) . La Voce del Popolo (на итальянском языке, 2008 г.). Архивировано из оригинала (PDF) 18 августа 2013 г.
- ^ « Адриатический архипелаг , Марио Андретти, «новый мэр Свободной коммуны Мотовун в изгнании (Марио Андретти, новый мэр Свободной коммуны Мотовун в изгнании)» . Arcipelagoadriatico.it. 28 октября 2008 г. Архивировано из оригинала. 29 сентября 2011 г. Проверено 20 ноября 2011 г.
- ^ «МАРИО АНДРЕТТИ ПОЛУЧАЕТ НАГРАДУ «ДУХ СОРЕВНОВАНИЯ» НА АВТОМОБИЛЬНОМ МУЗЕЕ СИМЕОНЕ» . www.conceptcarz.com . Проверено 17 октября 2018 г.
- ^ http://autosprint.corrieredellosport.it/2016/02/10/f1-andretti-darei-tutto-per-correre-oggi/41597/ [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Руммер, Анна (26 мая 2019 г.). «Инди 500: Марио Андретти удостоен награды Индианаполис-стрит в честь 50-летия победы» . Попкультура . Проверено 9 марта 2022 г.
- ^ «IMSA 1991: 24 часа Дайтоны» . Классические автомобили . Проверено 31 января 2009 г.
- ^ «Матриарх автоспорта Ди Энн Андретти умирает в 76 лет» . Звезда Индианаполиса . Ассошиэйтед Пресс.
- ^ Гран-при Испании, Коллекция фотографий Эрика делла Файля, Институт Ревса, Цифровая библиотека Ревса .
- ^ Перейти обратно: а б «Марио Андретти» . Истрия в Интернете . Архивировано из оригинала 11 марта 2007 года . Проверено 27 июля 2007 г.
- ^ «Ди Энн Андретти скончалась» . Журнал «Гонщик» . 3 июля 2018 г. Проверено 8 июля 2018 г.
- ^ «Великие иммигранты 2006 года: Марио Андретти» . Великие иммигранты Великие американцы . Проверено 20 февраля 2024 г.
- ^ «Справочник гоночных трасс Поконо» (PDF) . Гоночная трасса Поконо . Проверено 31 июля 2021 г.
- ^ Купер, Адам (5 июня 2012 г.). «Марио Андретти назначен послом COTA по связям с общественностью» . Автонеделя . Проверено 30 июля 2021 г.
- ^ «Вручена Американская премия Фонда Италия-США» . Фонд Италии, США. 8 октября 2015 г. Проверено 30 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Марио Андретти» . База данных фильмов в Интернете . Проверено 10 июля 2007 г.
- ^ Кейзер, Майкл, The Speed Merchants , Марио Андретти, Вик Элфорд , получено 6 июля 2018 г.
- ^ Лоуренс, Эндрю (19 мая 2015 г.). «После победы в редчайшем тройном соревновании в гонках предприятия Марио Андретти процветают» . Иллюстрированный спорт . Проверено 30 июля 2021 г.
- ^ «Послушайте голос Марио Андретти в фильме «Турбо» » . Утренний звонок . 16 июля 2013 года . Проверено 30 июля 2021 г.
- ^ Крефтинг, Кевин. «Марио Андретти, гонщик гонщиков» . СКОРОСТЬ ТВ . Архивировано из оригинала 17 декабря 2010 года . Проверено 8 декабря 2011 г.
- ^ «Марио Андретти в «Гараже Джея Лено»; Карлос Муньос возвращается в Andretti Autosport» . Утренний звонок . 17 ноября 2015 года . Проверено 30 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Марио Андретти» . Статистика чемпионских автомобилей . Проверено 30 июля 2021 г.
- ^ Заутке, Стив (10 января 2014 г.). «Энди Гранателли - его называли Мистер 500» . Гоночная нация . Проверено 30 июля 2021 г.
- ^ «Марио Андретти - Результаты CART 1979 года» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Марио Андретти - Результаты CART 1980 года» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Марио Андретти - Результаты CART 1981 года» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Марио Андретти - Результаты CART 1982 года» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Марио Андретти - Результаты CART 1983 года» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Марио Андретти - Результаты CART 1984 года» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Марио Андретти - Результаты CART 1985 года» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Марио Андретти - Результаты CART 1986 года» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Марио Андретти - Результаты CART 1987 года» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Марио Андретти - Результаты CART 1988 года» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Марио Андретти - Результаты CART 1989 года» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Марио Андретти - Результаты CART 1990 года» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Марио Андретти - Результаты CART 1991 года» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Марио Андретти - Результаты CART 1992 года» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Марио Андретти - Результаты CART 1993 года» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Марио Андретти - Результаты CART 1994 года» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Марио Андретти — Грандиозные национальные результаты NASCAR 1966 года» . Гонки-Справочник . Проверено 2 апреля 2015 г.
- ^ «Марио Андретти — Грандиозные национальные результаты NASCAR 1967 года» . Гонки-Справочник . Проверено 2 апреля 2015 г.
- ^ «Марио Андретти — Грандиозные национальные результаты NASCAR 1968 года» . Гонки-Справочник . Проверено 2 апреля 2015 г.
- ^ «Марио Андретти — Грандиозные национальные результаты NASCAR 1969 года» . Гонки-Справочник . Проверено 2 апреля 2015 г.
- ^ «Все результаты Марио Андретти» . Racingsportscars.com . Проверено 1 ноября 2019 г.
- ^ Смолл, Стив (2000). «Андретти, Марио». Гран-при Кто есть кто (Третье изд.). Ридинг, Беркшир: Издательство о путешествиях. стр. 34–36. ISBN 978-1-902007-46-5 . Проверено 30 июля 2021 г. - из Интернет-архива.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Марио Андретти: Страсть к вождению , Гордон Кирби. Паб Д. Булл, 2001 г., ISBN 1-893618-12-9 .
- Фотоальбом Марио Андретти , Питер Найгаард. Иконографикс, 1999, ISBN 1-58388-009-7 .
- Марио Андретти (Легенды гоночных автомобилей) , Г.С. Прентзас. Издательство «Челси Хаус», 1996 г., ISBN 0-7910-3176-4 .
- Спортивный герой Марио Андретти , Маршалл Берчард. Патнэм, 1977. ISBN 0-399-20588-8 .
- Марио Андретти: человек, который может выиграть любую гонку , Лайл К. Энгель. Издательство Арко, 1970. ISBN 978-0-668-02193-7 .
- Марио Андретти: Чемпион мира по вождению , Лайл К. Энгель. Издательство Арко, 1979. ISBN 0-668-04754-2 .
- Марио Андретти , Майк О’Лири. Моторбукс, 2002. ISBN 0-7603-1399-7 .
- Андретти , Билл Либби . Гроссет и Данлэп, 1970 г., ISBN 0-448-05429-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Марио Андретти на X
- Статистика пилотов Марио Андретти на Racing-Reference
- Официальный веб-сайт семьи Андретти
- Винодельня Андретти
- Марио Андретти на «24 часах Ле-Мана» (на французском языке)
- Марио Андретти в Зале автомобильной славы
- 1940 рождений
- 12 часов водителей Себринга
- Пилоты «24 часов Дайтоны»
- Пилоты «24 часов Ле-Мана»
- Пилоты Формулы-1 Alfa Romeo
- Американские гонщики Формулы-1
- Семья Андретти
- Водители Чемпионских автомобилей
- Чемпионы Champ Car
- Дети-беженцы
- Пилоты Формулы-1 Феррари
- Чемпионы мира среди пилотов Формулы-1
- Победители гонок Формулы-1
- Идентичные близнецы
- Водители Индианаполиса 500
- Участники Индианаполиса 500
- Индианаполис 500 новичков года
- Победители Индианаполиса 500
- Призывники Международного зала славы автоспорта
- Пилоты Международной гонки чемпионов
- Истрийский итальянский народ
- Итальянские эмигранты в США
- Американцы итальянского происхождения
- Живые люди
- Мартовские пилоты Формулы-1
- водители НАСКАР
- Призывники Национального Зала славы спринтерских автомобилей
- Пилоты Парнелли Формулы-1
- Люди из Мотовуна
- Спортсмены из Истрии
- Жители Назарета, штат Пенсильвания.
- Натурализованные граждане США
- Гонщики из Пенсильвании
- Спортсмены из округа Нортгемптон, штат Пенсильвания.
- Пилоты команды Lotus Формулы-1
- Американские близнецы
- Пилоты Формулы-1 Williams
- Пилоты чемпионата мира по спортивным автомобилям
- Пилоты команды Пенске
- Пилоты Newman/Haas Racing
- Драйверы серии USAC Silver Crown
- Водители серийных автомобилей USAC
- Пилоты Porsche Motorsports
- водители БМВ М
- Пилоты Jaguar Racing
- Победители Daytona 500
- Американские автобиографы