Сезон Формулы-1 1954 года.

Сезон Формулы-1 1954 года был восьмым сезоном FIA Формулы-1 автогонок . Это был пятый чемпионат мира среди пилотов , который проводился в девяти гонках с 17 января по 24 октября 1954 года. Сезон также включал несколько гонок, не относящихся к чемпионату, для автомобилей Формулы-1.
Хуан Мануэль Фанхио выиграл свой второй чемпионат среди пилотов после того, как ранее выиграл его в 1951 году . [1] После первых двух гонок он сменил команду, перейдя с Maserati на Mercedes-Benz , что сделало его единственным гонщиком Формулы-1 в истории, выигравшим чемпионат, выступая за более чем одну команду в одном сезоне.
После того, как чемпионат проводился в соответствии с правилами Формулы-2 в течение двух сезонов, максимальный объем двигателя в 1954 году был увеличен до 2,5 литров. Это увеличило среднюю мощность на 150%. [2] и привлек несколько новых конструкторов. В то же время некоторые конструкторы Формулы-2 отказались от участия, в то время как другие намеревались участвовать в соревнованиях, но не смогли вовремя подготовить шасси Формулы-1.
Аргентинец Онофре Маримон попал в аварию со смертельным исходом во время тренировки перед Гран-при Германии . Преодолев один из крутых холмов, он прошел прямо через угол внизу. Его Maserati вылетел в кювет, перевернулся и приземлился на него сверху. Это был первый смертельный случай за выходные чемпионата Формулы-1.
В 1955 году вышел фильм «Гонщики» , сюжет которого был основан на жизни Рудольфа Караччиолы . Были использованы реальные гоночные кадры сезона Формулы-1 1954 года, в том числе кадры во время гонки с камеры, которая стартовала позади гонщиков на бельгийской гонке . Этот подход будет воссоздан в фильме 1966 года «Гран-при» .
Команды и водители
[ редактировать ]Следующие команды и гонщики участвовали в FIA чемпионате мира среди пилотов 1954 года . В список не вошли те, кто участвовал только в Индианаполисе 500 .
Изменения в команде и пилотах
[ редактировать ]
- Купер и Коннот не участвовали со своей заводской командой , потому что не смогли вовремя подготовить автомобиль, соответствующий новым правилам.
- HWM действительно построила шасси Формулы-1, но ему не хватило темпа. Пилот Лэнс Маклин принял участие только в одном раунде чемпионата и сошел с дистанции из-за отказа двигателя .
- Veritas , OSCA и AFM отказались от участия в чемпионате из-за изменившегося регламента.
- Зимой Maserati потеряла своего водителя Феличе Бонетто , когда он попал в аварию со смертельным исходом на Carrera Panamericana 1953 года . Сначала принц Бира , а затем Серджио Мантовани взяли на себя управление.
- После победы с командой в двух чемпионатах подряд Альберто Аскари покинул Ferrari из-за спора о зарплате и присоединился к новичкам Lancia . Товарищ по команде и личный наставник Луиджи Виллорези внес такое же изменение. [3] Команда наняла Мориса Трентиньяна из Гордини .
- Гордини нанял Эли Байоля , который выступал за OSCA в 1953 году вместе с Луи Широном , поэтому Гарри Шелл соревновался на частном Maserati.
Изменения в середине сезона
[ редактировать ]
- Не имея возможности подготовить свои машины раньше, Mercedes присоединился к чемпионату начиная с Гран-при Франции . [3] Хуан Мануэль Фанхио покинул Maserati и присоединился к немецкой команде вместе с Карлом Клингом и Хансом Херрманном .
- В той же гонке компания British Racing Motors под названием Owen Racing Organization вернулась в спорт, проведя разовую гонку в 1951 году . Это станет началом их 24-летнего участия в чемпионате.
- Ванволл дебютировал на Гран-при Великобритании вместе с бывшим HWM гонщиком Питером Коллинзом . Их шасси подготовила компания Cooper .
- Lancia также присоединилась к чемпионату, но успела подготовить свою машину лишь к последней гонке сезона. [3] пилоты Альберто Аскари и Луиджи Виллорези были отданы в аренду компаниям Maserati и Ferrari . Тем временем
- Эли Байоль был уволен из команды Гордини после того, как он отказался позволить лидеру команды Жану Бере не входящего в чемпионат взять свою машину во время Гран-при Бордо, .
- 1950 года Чемпион Нино Фарина стал лидером команды Ferrari, когда Аскари ушел. Однако 27 июня он попал в аварию на Гран-при Supercortemaggiore 1954 года, гонке спортивных автомобилей в Монце , из-за чего ему пришлось провести 20 дней в больнице и не вернуться в Формулу-1 до конца года.
- После того, как Онофре Маримон попал в аварию со смертельным исходом, его соотечественник Роберто Мьерес и британец Стирлинг Мосс , которые оба участвовали в гонках на Maseratis под своим собственным именем, были переведены в заводскую команду Maserati .
Календарь
[ редактировать ]Круглый | Гран-при | Схема | Дата |
---|---|---|---|
1 | ![]() | Автодром Оскара Альфредо Гальвеса , Буэнос-Айрес | 17 января |
2 | ![]() | Индианаполис Мотор Спидвей , Спидвей | 31 мая [а] |
3 | ![]() | Трасса Спа-Франкоршам , Ставло | 20 июня |
4 | ![]() | Реймс-Гё , Гё | 4 июля |
5 | ![]() | Трасса Сильверстоун , Сильверстоун | 17 июля |
6 | ![]() | Нюрбургринг , Нюрбург | 1 августа |
7 | ![]() | Трасса Бремгартен , Берн | 22 августа |
8 | ![]() | Национальный автодром Монцы , Монца | 5 сентября |
9 | ![]() | Трасса Педральбес , Барселона | 24 октября |
Изменения календаря
[ редактировать ]- Гран -при Испании в Педраблесе вернулся в календарь впервые с 1951 года . Он был отменен в последние два года по финансовым причинам.
- Гран -при Голландии изначально планировалось провести 6 июня, но было отменено по финансовым причинам. [4]
Изменения в правилах
[ редактировать ]Максимально разрешенный объем двигателя был увеличен с 2,0 до 2,5 л для безнаддувных двигателей . [3] [5] [6] Средняя выходная мощность увеличилась примерно на 150%. [2] Предел для со сжатым воздухом двигателей куб.см. был установлен на уровне 750 [7] [8] как это было с 1952 года , но ни один конструктор не построил бы его до тех пор, пока они не были полностью запрещены в 1961 году .
Отчет о чемпионате
[ редактировать ]Раунды с 1 по 3
[ редактировать ]
Чемпионат стартовал с Гран-при Аргентины . Несколько конструкторов намеревались соревноваться, но ни одна из их машин еще не была готова. В состав сетки входили Ferrari , Maseratis и Gordinis , все они адаптировали свои шасси 1953 года к новым правилам. 1950-х Чемпион годов Нино Фарина квалифицировался с поулом - он самый старый гонщик Формулы-1 в истории, стартовавший с поула - опередив своего товарища по команде Хосе Фройлана Гонсалеса и местного героя Хуана Мануэля Фанхио на Maserati. На старте Гонсалес откатился на четвертое место, но после замечательного восстановления он вышел вперед на 15-м круге. На третьей дистанции начался ливень, и лидер вылетел. Фарина потребовал новый для шлема козырек , и третий гонщик Ferrari Майк Хоторн тоже сошёл с дистанции. В результате Фанхио уверенно лидировал, пока трасса не сломалась, и он вернулся на третье место после Гонсалеса и Фарины. Второй период дождя заставил команду вернуться на другой круг, в результате чего Фанхио опередил два Ferrari, но когда гонщик Maserati потребовал новые шины, он снова оказался третьим. Менеджер команды Феррари Нелло Уголини своих соперников выразил протест против пит-стопа , заявив, что у них слишком много механиков работало над машиной. Уверенный в том, что протест будет удовлетворен, он дал знак лидирующей паре вернуть машины домой, а не бороться с атакующим Фанхио. Так они и сделали и финишировали вторыми и третьими после домашнего героя. Но затем FIA отклонила протест Ferrari и оставила в силе результаты, что принесло Фанхио первую домашнюю победу. [9]
Индианаполис 500 был включен в чемпионат Формулы-1, но пилоты Формулы-1 на нем не присутствовали. Билл Вукович выиграл гонку второй год подряд.
В квалификации Гран-при Бельгии Фанхио побил свой рекорд круга 1951 года и стартовал с поул-позиции, опередив Гонсалеса и Фарину. Контракт аргентинца « заключил с Мерседесом» , но, поскольку их машина еще не была готова, его отдали в аренду своей бывшей команде. Гонсалесу позволили выйти вперед, когда Фанхио испортил старт, но когда двигатель на первом круге у него заглох , Фарина оказался впереди. Автомобиль Роберто Мьереса загорелся, так как крышка топливного бака осталась открытой и топливо вытекло в выхлопную систему . Водитель Maserati выскочил, отделавшись ожогами спины, а водители уклонились от его автомобиля. Фанхио поднялся на второе место ко второму кругу и лидировал на третьем круге. Когда на 10-м круге у него сломался козырек шлема, он выехал на яму, чтобы надеть очки , но затем восстановился и во второй раз обогнал Фарину, как раз перед двигателем Ferrari. вырезан, отправив итальянца из гонки. Выхлопная труба Хоторна треснула, дым пошел в кабину , и у него закружилась голова. Он выбился из ямы и рухнул на колесо , поэтому команда вытащила его, и Гонсалес забрал его машину. Команда узнала, почему британец плохо себя чувствует, только когда Гонсалес указал на это кругом позже. Фанхио одержал уверенную победу, опередив Мориса Трентиньяна (Феррари) и Стирлинга Мосса (Мазерати). [10]
В чемпионате пилотов Хуан Мануэль Фанхио ( «Мазерати / Мерседес» ) лидировал с 17 очками, опережая Мориса Трентиньяна ( «Феррари» ) и Билла Вуковича ( «Куртис Крафт» ) с 8. В других этапах Вукович не участвовал.
Раунды с 4 по 7
[ редактировать ]
прибыла долгожданная команда Mercedes На Гран-при Франции , и ее гонщики с самого начала были быстрее всех. Лидер чемпионата Хуан Мануэль Фанхио смог наконец попрощаться с Maserati , и к нему присоединились немцы Карл Клинг и Ханс Херрманн . Место Фанхио занял 1952 и 1953 годов чемпион Альберто Аскари , чей новый работодатель Lancia еще не подготовил свои машины. Товарищ по команде и наставник Луиджи Виллорези также был отдан в аренду в Maserati. Фанхио и Клинг показали лучшие результаты в квалификации , поставив свои обтекаемые серебристые W196 впереди стартовой решетки. На первых кругах Гонсалес был единственным, кто остался в лидирующей паре, но его Феррари перегрелись, поэтому его внимание сместилось на то, чтобы удержать третий Мерседес Херрманна позади. Ferrari двигатель На 13-м круге отказал . Товарищ по команде Майк Хоторн сошел с дистанции из-за аналогичных проблем, прежде чем Херрманн побил рекорд круга, но затем остановился в облаке дыма. Фанхио и Клинг проехали круг в комфортном темпе, большинство прямых бежали бок о бок, увеличивая темп только к финальному спринту. Выйдя из последнего поворота, Фанхио сумел взять победу всего на пару ярдов. Роберт Манзон на частном Ferrari финишировал третьим из шести финишировавших. [11]
Фанхио снова был на поул-позиции на Гран-при Великобритании , но обтекаемый кузов Mercedes дал им меньше преимуществ на трассе Сильверстоун по сравнению с Реймсом две недели назад. Феррари Гонсалеса и Хоторна, а также частный Мазерати Стирлинга Мосса завершили передний ряд из четырех человек. Гонсалес на старте вышел вперед и создал отрыв примерно в пять секунд, в то время как Мосс и Хоторн вели ожесточенную борьбу. Шел дождь и произошло несколько аварий. Фанхио съехал и повредил нос своей машины, но продолжал оказывать давление на своего соотечественника, идущего впереди, пока его темпу не помешала техническая неполадка, и он вернулся на четвертое место. Гонсалес одержал победу, которой можно гордиться, опередив товарища по команде Ferrari Хоторн и Онофре Маримона из Maserati, поскольку за 10 кругов до конца у Мосса вышла из строя задняя ось. Фанхио финишировал четвертым, отстав на круг. Семь гонщиков установили самый быстрый круг, поскольку его точность измерялась не более чем в целых секундах, поэтому все они получили дополнительную оценку. чемпионское очко. [12]
Гран -при Германии было присвоено почетное звание Гран-при Европы . Прибыли четыре автомобиля Mercedes, три из которых имели кузов с открытыми колесами, команда, похоже, извлекла уроки из своего поражения в Британии. Практика была омрачена фатальной аварией Маримона, одного из самых популярных и молодых гонщиков на стартовой решетке, и заводская команда Maserati снялась с гонки. Фанхио забил свой третий поул подряд, опередив Хоторн и Мосса, но на старте лидировал именно Гонсалес. Хоторн отстал от быстро стартовавшего «Мерседеса» Ланга и Херрманна. Фанхио обогнал своего соотечественника на втором круге, а Мосс сошел с дистанции из-за серьезной технической неисправности. Хоторн также сошел с дистанции, уступив место четвертому «Мерседесу» Клинга, стартовавшему последним. Херрманн сошел с дистанции из-за утечки топлива, но когда Гонсалес сбавил темп, остальные Mercedes вели доминирующую схему 1-2-3. Ланг, однако, ушел, а Клинг оказывал ненужное давление на Фанхио. Хоторн завладел машиной Гонсалеса, прежде чем Клинг сломал заднюю часть. приостановка . Фанхио поддержал честь Mercedes, одержав победу, опередив двух Ferrari Хоторн/Гонсалес и Морис Трентиньян , а Клинг занял четвертое место. [13]
У Фанхио была возможность завоевать чемпионство на Гран-при Швейцарии . Все, что ему нужно было сделать, это не допустить победы Гонсалеса, и его преимущество в очках было бы достаточно большим. Гонсалес стартовал с поула, но сразу же уступил лидерство Фанхио. Мосс, которого перевели в заводскую команду Maserati , стартовал третьим и стремился опустить Ferrari еще на одно место. Хоторн стартовал шестым, но ехал на две секунды быстрее лидера и сумел обогнать Гонсалеса и Мосса. В быстрой последовательности Мосс, Хоторн, Трентиньян и Клинг сошли с дистанции, лишив гонку всякого волнения. Фанхио опередил Гонсалеса домой почти на минуту, а Херрманн финишировал на круге хуже. [14]
В чемпионате пилотов Хуан Мануэль Фанхио ( Maserati / Mercedes ) набрал 42 очка и сделал достаточно, чтобы обеспечить свой второй титул. Хосе Фройлан Гонсалес ( «Феррари» ) сейчас был вторым с 23 очками. очков, а Морис Трентиньян («Феррари») занимает третье место с 15 очками.
Раунды 8 и 9
[ редактировать ]
Даже имея в запасе чемпионство, Хуан Мануэль Фанхио не проявлял никаких признаков замедления перед Гран-при Италии . Он забил еще одну поул-позицию за Mercedes , опередив Альберто Аскари , теперь уже за Ferrari , поскольку Lancia еще не была готова, и Стирлинга Мосса за Maserati . На старте Фанхио уступил лидерство своему товарищу по команде, стартовавшему четвертым, Карлу Клингу , и « Серебряные стрелы» с их обтекаемым кузовом, казалось, были готовы повторить свой подвиг в Реймсе . Однако Клинг допустил небольшую ошибку на 5-м круге, опустив его на пятое место, а Хосе Фройлан Гонсалес , второй в чемпионате, сумел обойти Фанхио, прежде чем Аскари обогнал их всех. Гонсалес ушел в отставку, и старые соперники Фанхио и Аскари получили возможность сражаться. И так они проделали более двадцати кругов, пока пилоты Maserati Мосс и Луиджи Виллорези к свалке не присоединились . Последний переработал сцепление и вскоре отступил, но Мосс вышел вперед. Аскари внезапно сошел с дистанции из-за отказа двигателя, что дало Моссу возможность увеличить свое преимущество, пока на 68-м круге у него не упало давление масла, и ему пришлось выйти на пит-стоп. Масло было долито, но на следующем круге оно потекло снизу машины, и ему пришлось сойти с дистанции. Его товарищ по команде Серджио Мантовани боролся за второе место с Майком Хоторном , но у Maserati тоже возникли проблемы. Фанхио выиграл гонку, как и в прошлом году, опередив Хоторна и Умберто Мальоли , перенявших машину у Гонсалеса. [15]
Сезон завершился Гран-при Испании , и Lancia присоединилась к стартовой решетке на своих D50 . Это означало, что Аскари наконец-то смог опробовать машину, и сделал это успешно, завоевав свою первую поул-позицию в году. Первый ряд завершили Фанхио (Mercedes), Хоторн (Ferrari) и Гарри Шелл (частный Maserati). Последний на старте лидировал, опередив Хоторн и Аскари, а Фанхио откатился на шестое место. Аскари был впереди на третьем круге и отходил, пока на девятом круге у него не отказало сцепление. Товарищ по команде Виллорези уже остановился на первом круге, поэтому обе Lancia были быстрыми, но хрупкими. Морис Трентиньян присоединился к стае и взял на себя инициативу. Мосс тоже присоединился, но вскоре ушел в отставку из-за отказа масляного насоса. Шелл вылетел, лидируя на 29-м круге, а затем сошел с дистанции из-за поломки коробки передач , прежде чем Трентиньян сошел с лидерства из-за аналогичных проблем. Хоторн мог расслабиться и привез свой Ferrari домой, чтобы победить, опередив Луиджи Муссо из Maserati , который обогнал Mercedes Фанхио за шесть кругов до конца, и на подиуме оказались три разных конструктора. [16]
В чемпионате пилотов Хуан Мануэль Фанхио ( «Мазерати / Мерседес ») набрал 42 очка и завоевал свой второй титул, опередив Хосе Фройлана Гонсалеса ( «Феррари» ) с 25 очками. очков и Майк Хоторн (Феррари) с 24 очками. .
Результаты и турнирная таблица
[ редактировать ]Гран-при
[ редактировать ]Турнирная таблица чемпионата мира среди водителей
[ редактировать ]Очки были присуждены пяти лучшим финишерам в классификации, а дополнительное очко присуждалось за установление самого быстрого круга, независимо от финишной позиции или даже классификации. Только пять лучших результатов засчитывались в чемпионство. Совместное вождение приносит половину очков каждому гонщику, если он финишировал на позиции, набирающей очки. Если более одного гонщика установили одинаковое лучшее время круга, самое быстрое время круга будет разделено поровну между гонщиками. Числа без скобок — это чемпионские очки; цифры в скобках — общее количество набранных баллов. Баллы начислялись по следующей системе:
Позиция | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-е место | Флорида |
---|---|---|---|---|---|---|
Раса | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Источник: [17] |
|
|
- Курсивом обозначен самый быстрый круг (присуждается одно очко – очко делится поровну между гонщиками, проехавшими самый быстрый круг).
- Жирным шрифтом обозначена поул-позиция.
- † Должность распределяется между несколькими водителями одного и того же автомобиля.
- ‡ В этой гонке участвовало несколько машин. Подробности смотрите на странице гонки.
Гонки вне чемпионата
[ редактировать ]Ниже приводится сводка гонок на автомобилях Формулы-1, проведенных в сезоне 1954 года, которые не засчитывались в чемпионат мира среди пилотов 1954 года.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Индианаполис 500 также засчитывался в сезон автомобилей чемпионата AAA 1954 года и проводился для автомобилей чемпионата AAA , но не соответствовал правилам Формулы-1.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Зачет водителей 1954 года» . Formula1.com . Проверено 7 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Стивен де Гроот (1 января 2009 г.). «Правила и статистика Формулы-1 1950-1959» . F1Технический . Проверено 7 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Джеймс Брумхед (9 марта 2014 г.). «F1 1954: Правило Mercedes-Benz в эпоху новых двигателей» . Клетчатый флаг . Проверено 7 июня 2024 г.
- ^ «Гран-при отменен» . Автоспорт . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ Кевин Тернер (17 марта 2022 г.). «Правда об изменении правил Формулы-1» . Автоспорт . Проверено 7 июня 2024 г.
- ^ Мартин Уильямсон. «Хронология Формулы-1» . ЭСПН . Проверено 7 июня 2024 г.
- ^ «Формула-1 меняет правила» . Феррари . Проверено 7 июня 2024 г.
- ^ TheJudge13 (14 сентября 2012 г.). «Правила, чертовы правила (Часть 1: FIA вносит исторические изменения)» . Судья 13 . Проверено 7 июня 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Гран-при Аргентины, 1954 год» . Гран-при . 17 января 1954 года . Проверено 7 июня 2024 г.
- ^ Автоспорт (20 июня 1954 г.). «Фанхио в прекрасной форме для Maserati» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 2 декабря 2022 года . Проверено 7 июня 2024 г.
- ^ Автоспорт (4 июля 1954 г.). «Отчет о гонке Гран-при Франции 1954 года: Фанхио и Клинг забивают с близким счетом 1–2 в дебютном матче Mercedes» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 3 декабря 2022 года . Проверено 8 июня 2024 г.
- ^ Автоспорт (17 июля 1954 г.). «Отчет о гонке Гран-при Великобритании 1954 года: Ferrari побеждает Mercedes-Benz» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 31 мая 2023 года . Проверено 8 июня 2024 г.
- ^ Автоспорт (1 августа 1954 г.). «XVII Grosser Preis Von Deutschland» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 18 августа 2023 года . Проверено 8 июня 2024 г.
- ^ Автоспорт (22 августа 1954 г.). «Гран-при Швейцарии» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 6 июня 2019 года . Проверено 8 июня 2024 г.
- ^ Автоспорт (5 сентября 1954 г.). «25-я Гран-Премио Италии» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 3 сентября 2023 года . Проверено 8 июня 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (24 октября 1954 г.). «Отчет о гонке Гран-при Испании 1954 года: полевой класс Хоторн» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 25 мая 2022 года . Проверено 8 июня 2024 г.
- ^ «Система очков чемпионата мира» . 8 Вт . Форикс. 18 января 2019 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2019 года . Проверено 21 декабря 2020 г. .