Хуан Мануэль Фанхио
Рожденный | Балькарсе , Аргентина | 24 июня 1911 г.
---|---|
Умер | 17 июля 1995 г. Буэнос-Айрес , Аргентина | (84 года)
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Национальность | Аргентинец |
Активные годы | 1950 – 1951 , 1953 – 1958 |
Команды | Альфа Ромео , Мазерати , Мерседес , Феррари |
Записи | 52 (51 старт) |
Чемпионаты | 5 ( 1951 , 1954 , 1955 , 1956 , 1957 ) |
Победы | 24 |
Подиумы | 35 |
Карьерные очки | 245 (277 9 ⁄ 14 ) [а] |
Поул-позиции | 29 |
Самые быстрые круги | 23 |
Первая запись | Гран-при Великобритании 1950 года. |
Первая победа | Гран-при Монако 1950 года. |
Последняя победа | Гран-при Германии 1957 года. |
Последняя запись | Гран-при Франции 1958 года. |
Личные данные | |
Дети | 3 |
Хуан Мануэль Фанхио (англ. Испанский: [xwan maˈnwel ˈfaŋxjo] , Итальянский: [ˈfandʒo] ; 24 июня 1911 г. - 17 июля 1995 г.), [1] был аргентинским автогонщиком. По прозвищу Эль Чуэко («кривоногий» или «кривоногий») или Эль Маэстро («Мастер» или «Учитель»), он доминировал в первом десятилетии гонок Формулы-1 , пять раз выиграв чемпионат мира среди водителей . [2]
С детства он бросил учебу, чтобы стать автомехаником. В 1938 году он дебютировал в недавно созданной аргентинской серийных автомобилей гоночной серии Turismo Carretera , участвуя в соревнованиях на Ford V8. В 1940 году он соревновался с Chevrolet , выиграв международный чемпионат Гран-при, и посвятил свое время тому, чтобы Turismo Carretera стал его чемпионом, и год спустя он успешно защитил этот титул. Затем Фанхио выступал в Европе с 1947 по 1949 год, где добился дальнейших успехов.
Один из самых успешных гонщиков в истории Формулы-1, он дебютировал в первом сезоне Формулы-1 и стал пионером этого вида спорта. Он пять раз выигрывал чемпионат мира среди пилотов — рекорд, который сохранялся за 46 лет, — что сделало его единственным гонщиком в истории Формулы-1, выигравшим титулы с четырьмя разными командами: Alfa Romeo ( 1951 ), Maserati ( 1954 и 1957 ), «Мерседес-Бенц» ( 1954 и 1955 годы ) и «Феррари» ( 1956 год ). [б] У него самый высокий процент побед в Формуле-1 — 46,15%, выиграв 24 из 52 гонок Формулы-1, в которых он участвовал. [4] Кроме того, Фанхио также является рекордсменом по самому высокому проценту поул-позиций - 55,77%, достигнув 29 поул-позиций из 52 заявок. [5] Фанхио — единственный аргентинский гонщик , выигравший Гран-при Аргентины , который он выигрывал четыре раза за свою карьеру, больше, чем любой другой гонщик. Он также единственный аргентинец, выигравший чемпионат мира среди водителей. [6] [7]
После выхода на пенсию Фанхио занимал пост почетного президента Mercedes-Benz Argentina с 1987 года, через год после открытия его музея , до своей смерти в 1995 году. В 2011 году, к столетнему юбилею со дня его рождения, Фанхио помнили во всем мире и различные в его честь проводились мероприятия.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Дед Фанхио, Джузеппе Фанхио, эмигрировал в Буэнос-Айрес из Италии в 1887 году. Джузеппе за три года сумел купить собственную ферму недалеко от Балькарсе , небольшого городка недалеко от Мар-дель-Плата в южной провинции Буэнос-Айрес , Аргентина, производя древесный уголь из ветвей деревьев. Джузеппе привез свою семью со своим семилетним сыном Лорето, впоследствии отцом автогонщика, в Аргентину из небольшого центрального итальянского городка Кастильоне-Мессер-Марино в Кьети провинции региона Абруццо . Его мать, Эрминия Дерамо, была родом из Торнареччо , немного севернее. Родители Фанхио поженились 24 октября 1903 года и жили на фермах, где Герминия работала экономкой, а Лорето работал в строительной сфере, став учеником каменщика. [8]
Фанхио родился в Балькарсе 24 июня 1911 года, в День Сан-Хуана , в 00:10. [9] Его свидетельство о рождении было ошибочно датировано 23 июня в реестре Балькарсе. [10] Он был четвертым из шести детей. [11] В детстве он стал известен как Эль Чуэко , кривоногий, за его умение сгибать левую ногу вокруг мяча, чтобы бить по воротам в футбольных матчах. [11]
Фанхио начал свое образование в школе № 4 в Балькарсе, а затем перешел в школу № 1 по адресу: Uriburu Av., 18. [10] Когда Фанхио было 13 лет, он бросил школу и работал в автомеханической мастерской Мигеля Анхеля Касаса помощником механика. [ нужна ссылка ] Когда ему было 16, он начал ездить механиком у клиентов своего работодателя. У него развилась пневмония, которая едва не оказалась смертельной. [ нужна ссылка ] после футбольного матча, когда тяжелый бег вызвал резкую боль в груди. Два месяца он был прикован к постели, за ним ухаживала мать. [12]
После выздоровления Фанхио в возрасте 21 года отслужил обязательную военную службу. В 1932 году его зачислили в кадетскую школу Кампо-де-Майо недалеко от Буэнос-Айреса. Его навыки вождения привлекли внимание его командира, который назначил Фанхио своим официальным водителем. Фанхио выписали до того, как ему исполнилось 22 года, после последнего медицинского осмотра. Он вернулся в Балькарсе, где намеревался продолжить свою футбольную карьеру. Вместе со своим другом Хосе Даффардом он получил предложения играть в клубе из Мар-дель-Плата . Их товарищи по команде в Балькарсе предложили им заняться хобби Фанхио - построить собственную машину, а родители предоставили ему место для этого в элементарном сарае в семейном доме. [12]
Ранняя гоночная карьера
[ редактировать ]После окончания военной службы Фанхио открыл собственный гараж и участвовал в местных соревнованиях. Он начал свою гоночную карьеру в Аргентине в 1936 году, управляя Ford Model A восстановленным им 1929 года. В категории Tourismo Carretera Фанхио участвовал в своей первой гонке с 18 по 30 октября 1938 года в качестве штурмана Луиса Финоккетти. Несмотря на то, что Фанхио не выиграл Гран-при Аргентины, он проехал большую часть пути и финишировал пятым. В ноябре того же года он участвовал в «400 км Трес Арройос », но был приостановлен из-за смертельной аварии. [13]
Во время гонок в Аргентине он водил автомобили Chevrolet и был национальным чемпионом Аргентины в 1940 и 1941 годах. Одна конкретная гонка, Gran Premio del Norte 1940 года, длилась почти 10 000 км (6 250 миль), которую Фанхио назвал «ужасной гонкой». испытание». Эта гонка в стиле ралли началась в Буэнос-Айресе 27 сентября и пролегла через Анды и Боливию до Лимы , Перу , а затем обратно в Буэнос-Айрес, продлившись 15 дней и завершившись 12 октября, этапы проводились каждый день. Эта ужасно изнурительная гонка проводилась в самых сложных и разнообразных условиях, которые только можно себе представить: гонщикам приходилось преодолевать жаркие и сухие пустыни, кишащие насекомыми джунгли с невыносимой влажностью, а также ледяные, а иногда и заснеженные горные перевалы с обрывами скал высотой 1000 футов (300 м). на очень большой высоте, иногда в полной темноте, и все это по грязи и дорогам с твердым покрытием. автомобиля В начале гонки Фанхио ударился о большой камень и повредил карданный вал , который был заменен в следующем городе. Позже на ночлеге в Боливии один из горожан врезался в машину Фанхио и погнул ось — он и его штурман ремонтировали ее всю ночь. После этого ремонта лопасть вентилятора оторвалась и проколола радиатор, что означало еще один ремонт, прежде чем его позже заменили. Они проехали 150 миль (240 км) по раскаленной пустыне без воды, и во время ночной остановки фары упали, и они были закреплены галстуком его штурмана. Погода в горах была настолько холодной, что Фанхио часами ехал, обнимая штурмана. Эти горные маршруты в Боливии и Перу иногда включали подъем на высоту 14 000 футов (4300 м) над уровнем моря, что на 40 процентов уменьшало толщину воздуха, что невероятно затрудняло дыхание и сильно снижало мощность двигателя. Когда Фанхио наконец выбрался из гор и вернулся в Буэнос-Айрес, преодолев все эти внешние испытания, он выиграл гонку, что стало его первой большой победой. [14]
В 1941 году он победил Оскара Гальвеса на Гран-при Жетулио Варгаса в Бразилии , который представлял собой шестидневную гонку общего пользования протяженностью 3731 километр (2318 миль), начинающуюся и заканчивающуюся в Рио-де-Жанейро , проходящую через различные города и поселки по всему миру. Бразилия, такая как Сан-Паулу и Белу-Оризонти . Во второй раз Фанхио стал чемпионом Аргентины по TC. В 1942 году он занял десятое место на Южном Гран-при. В апреле он выиграл гонку «Mar y Sierras», после чего был вынужден приостановить деятельность из-за Второй мировой войны. [13] В 1946 году Фанхио вернулся в гонки, проведя две гонки в Мороне и Тандиле за рулем T. Ford В феврале 1947 года Фанхио участвовал в соревнованиях National Mechanics (Миннесота) на трассе Ретиро, а 1 марта он стартовал в гонке за премию города Росарио. Впоследствии Фанхио одержал победу в гонке с двойным задним окном. [15]
Однако в октябре 1948 года Фанхио пережил личную трагедию в другой изнурительной гонке, на этот раз Гран-при Южной Америки 1948 года , гонке «точка-точка» от Буэнос-Айреса до Каракаса, Венесуэла, — 20-дневного соревнования на дистанцию 9580 километров. 5950 миль) через Аргентину, Боливию, Перу, Эквадор, Колумбию и, наконец, Венесуэлу. Фанхио со своим штурманом Даниэлем Уррутией на протяжении всей дистанции боролись с братьями Хуаном и Оскаром Гальвезами и Доминго Маримоном. На 10-й день на этапе Лима-Тумбес на севере Перу, по прибрежным дорогам вдоль Тихого океана, Фанхио ехал ночью в густом тумане, исходившем из океана, в почти кромешной темноте, когда он приблизился к левому повороту на 140 километров в час (87 миль в час) возле деревни Уанчако, недалеко от небольшого города Трухильо . Поскольку фары его машины не помогали ему в густом тумане, он слишком быстро приблизился к повороту, потерял контроль над машиной и упал на насыпь, а Уррутию выбросило из машины через лобовое стекло. Оскар Гальвез остановился, чтобы помочь Фанхио, у которого была травма шеи, а затем вскоре нашел тяжело раненого Уррутию. Другой участник, Лучано Марсилла, остановился и отвез Фанхио и Уррутию в ближайшую больницу в городе Чокопе, расположенном в 50 км (31 миле). Фанхио выжил, а 35-летний Уррутиа — нет, получив множественные смертельные переломы шейного отдела и основания черепа. Доминго Маримон выиграл гонку, но гонка закончилась катастрофой и была омрачена гибелью трех зрителей и трех гонщиков (включая Уррутию). [16] Фанхио считал, что никогда больше не будет участвовать в гонках, и впал в депрессивное состояние после смерти своего друга, но он выздоровел, и его успехи в Аргентине привлекли внимание Аргентинского автомобильного клуба и аргентинского правительства под руководством Хуана Перона , поэтому они купили Maserati. и отправил его в Европу в декабре 1948 года для продолжения карьеры. [17] [18]
Формула-1 и гонки на спортивных автомобилях
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Фанхио был самым старым гонщиком, участвовавшим во многих гонках Формулы-1, он начал свою карьеру в Гран-при, когда ему было около 30 лет. За время его карьеры гонщики участвовали в гонках практически без защитного снаряжения на трассах без каких-либо средств безопасности. Автомобили Формулы-1 1950-х годов в то время были не только быстрыми, но и очень требовательными физически и морально к вождению; гонки были намного длиннее, чем сегодня, и требовали невероятной выносливости. Шины были очень узкими, перекрестными и гораздо менее щадящими; Во время гонок часто срывались протекторы и свечи зажигания загрязнялись . Водители носили защитные очки с тканевыми шлемами до 1952 года, когда с этого года шлемы стали обязательными, поэтому они носили защитные каски в форме пирога, сделанные из папье-маше. В автомобилях не было ни ремней безопасности, ни защиты при опрокидывании, ни кузова, сдерживающего водителя (до 1954 года), а расположение этих автомобилей с передним расположением двигателя означало, что нагретый воздух из двигателя и коробки передач часто взрывал кузова. водители в часы гонки, с карданным валом, вращающимся между их ногами, и, конечно же, не было никаких электронных средств или вмешательства компьютера. По окончании Гран-при водители часто получали волдыри на руках из-за тяжелого рулевого управления и переключения передач, а их лица иногда были покрыты сажей от внутренних тормозов. Несмотря на короткую карьеру Фанхио, он был одним из лучших гонщиков Гран-при в истории, конкурируя Тацио Нуволари . [ нужна ссылка ]
Fangio had no compunction about leaving a team, even after a successful year or even during a season, if he thought he would have a better chance with a better car. As was then common, several of his race results were shared with teammates after he took over their car during races when his own had technical problems. His rivals included Alberto Ascari, Giuseppe Farina and Stirling Moss. Throughout his career, Fangio was backed by funding from the Argentine government of Juan Perón.[19]
World championship successes
[edit]Fangio's first Grand Prix race was the 1948 French Grand Prix at Reims, where he started his Simca Gordini from 11th on the grid but retired. Fangio briefly returned to South America to compete in the aforementioned Buenos Aires to Caracas race, he then returned to Europe the following year, and raced in Sanremo; having upgraded to a Maserati 4CLT/48 sponsored by the Automobile Club of Argentina he dominated the event, winning both heats to take the aggregate win by almost a minute over Prince Bira. Fangio entered a further six Grand Prix races in 1949, winning four of them against top-level opposition.[18][20]
Alfa Romeo and Monza accident
[edit]For the first World Championship of Drivers in 1950, Fangio was taken on by the Alfa Romeo team alongside Farina and Luigi Fagioli. With competitive racing cars following the Second World War still in short supply, the pre-war Alfettas proved dominant. Fangio won each of the three races he finished at Monaco, Spa and Reims-Gueux but Farina's three wins at races Fangio retired from and a fourth-place allowed Farina to take the title, even though Fangio was quicker than Farina, who was able to take advantage of Fangio's mechanical woes. Fangio's most notable victory that year was at Monaco, where he dodged a multi-car pile-up and easily won the race. In 1950s non-championship races Fangio took a further four wins at San Remo, Pau and the fearsome Coppa Acerbo at the 16-mile Pescara public road circuit, and two seconds from eight starts. At Pescara in 1950, going down a long straight called the Flying Kilometer, he was clocked doing 194 mph (310 km/h) in his Alfa. He also won a handful of races for the Argentine Automobile Club driving a Maserati 4CLT and a Ferrari 166.
Fangio won three more championship races for Alfa in 1951 in the Swiss, French and Spanish Grands Prix, and with the new 4.5-litre Ferraris taking points off his teammates Farina and various others, Fangio took the title at the final race in Spain, finishing six points ahead of Ascari at the Pedralbes street circuit. Fangio also finished second at the British Grand Prix at Silverstone after his horrendously fuel-inefficient Alfa had to make two lengthy pit stops for fuel, and he finished second at the German Grand Prix at the Nürburgring after he lost first and second gear in his Alfa during an intense battle with Alberto Ascari.[21][18][19][20]
With the 1952 World Championship being run to Formula Two specifications, Alfa Romeo did not have a car for the new formula and were unable to use their supercharged Alfettas, so they withdrew. As a result, the defending champion found himself without a car for the first race of the championship and remained absent from F1 until June, when he drove the British BRM V16 in non-championship F1 races at the public road circuits at Albi in France and Dundrod in Northern Ireland. Fangio had agreed to drive for Maserati in a non-championship race at Monza the day after the Dundrod race, but having missed a connecting flight he decided to drive through the night on pre-motorway mountain roads through the Alps from Lyon, arriving half an hour before the start. Arriving at Monza at 2 p.m., he was badly fatigued and with the race starting at 2:30 p.m., Fangio started the race from the back of the grid but lost control on the second lap, crashed into a grass bank, and was thrown out of the car as it flipped end over end, smashing through trees. He was taken to a hospital in Milan with multiple injuries, the most serious being a broken neck, and spent the rest of 1952 recovering in Argentina.[18][20] Nino Farina, who had won the race, visited Fangio in hospital and gifted him with the winner's laurel wreath.
Maserati and sports car racing successes
[edit]In Europe, and back to full racing fitness in 1953, Fangio rejoined Maserati for the championship season, and against the dominant Ferraris led by Ascari he took a lucky win at Monza. Fangio's car had a bad vibration all throughout practice, and he offered the Maserati mechanics 10% of his winnings if they fixed the vibration; they did, and Fangio qualified second, and won the race, setting fastest lap and beating Nino Farina by just 1.4 seconds. Along with that win, Fangio secured three second-places to finish second in the Championship, and also came third first time out in the Targa Florio. He also competed and won one of two heats in the Albi Grand Prix, again with BRM and driving the fearsome and powerful Type 15, a car with a 600 hp supercharged V16 that was difficult to drive.
He also competed in one of the most dangerous and prestigious races in Europe: the Mille Miglia, a 1,000 miles (1,600 km) race on open public roads covering nearly all of northern Italy driving an Alfa Romeo 6C 3000 CM entered by the factory. The Mille Miglia and also another championship race in 1953, the Carrera Panamericana in Mexico were much like the races he competed in South America in the 1940s (except all the roads used in Italy and Mexico were paved). At the Mille Miglia, the Alfa team was expected to win, and after Farina, Karl Kling and Consalvo Sanesi all crashed, Fangio was leading when he reached Rome, pushing very hard from when he started in Brescia. Fangio then suffered left front steering arm failure near Bologna and only had consistent steering on the right front; this allowed Mille Miglia expert Giannino Marzotto to catch and beat Fangio by 12 minutes, even though the Argentine driver drove hard to keep up with Marzotto. He ended 1953 by winning the dauntingly dangerous and difficult 2,000 mi (3,200 km) Carrera Panamericana in Mexico driving a Lancia D24; Fangio was able to win this 5-day open public road rally that started at the Guatemala-Mexico border and ended at the Mexico-United States border in Ciudad Juarez, setting a new race time completion record of 18.5 hours (despite Fangio not winning a single stage), some 9 hours faster than the winner of the first event in 1950. The race was marred by multiple spectator fatalities, and the death of 50-year-old Felice Bonetto, like Fangio driving a works Lancia, on the third day of the competition in the town of Silao.[18][20][22]
Mercedes-Benz
[edit]In 1954 Fangio raced for Maserati until Mercedes-Benz entered competition in mid-season. He won his home Grand Prix in Buenos Aires and at Spa with the iconic 250F. Mercedes-Benz's first race was the French Grand Prix at the fast, straight dominated Reims public road circuit, and he won the race with the streamlined, closed-wheel W196 Monoposto- a car that although difficult to drive was ahead of its time. Fangio spent the race battling with teammate Karl Kling down Reims's long straights. Fangio failed to win at Silverstone, with the closed-wheel car designed for straight-line speed struggling at the high speed corner-dominated circuit. Fangio got the more nimble open-wheeled W196 for the Nürburgring, and won the race, as he did at Bremgarten and then at Monza, the latter with the streamlined car. Monza was a particularly brutal race in that Alberto Ascari had turned up with the new Lancia, and young British up-and-comer Stirling Moss in a private Maserati was also competitive during the race. Ascari and Moss both passed Fangio and raced each other hard until Ascari dropped out with engine problems. Moss's engine blew up near the end of the race and Fangio took victory. Winning eight out of twelve races (six out of eight in the championship) and winning his second championship in that year, he continued to race with Mercedes—driving a further developed W196 with improved performance in 1955 in a team that included Moss.
For 1955, Fangio subjected himself to a training programme which was strenuous in an effort to keep up his fitness levels high which was comparable to his younger rivals. He won a particularly brutal race at the Gran Premio de la República Argentina. This race was run in Buenos Aires during a gruelling 40 °C (104 °F) heat wave, and with track temperature of over 57 °C (135 °F) few drivers other than Fangio were able to complete the race. The W196's chassis had heated up and Fangio's right leg rubbed against the chassis structure, but even after receiving severe burns he kept going; it took him three months to recover from his injuries. 1955 also saw Fangio attempt the Mille Miglia again, this time without a navigator, driving a Mercedes-Benz 300 SLR. After leaving at 6:58 a.m., the car's advanced engine began developing problems when he got to Pescara. The Mercedes mechanics apparently found nothing, and sent him off. Fangio was losing time to Moss and Hans Herrmann, and when he got to Rome the engine was still not running smoothly. Again Fangio was sent away by the mechanics. And when he got to Florence, a few loud bangs were heard, so the mechanics raised the bonnet and they found that one of the fuel injection pipes had broken, so Fangio's 300 SLR was running on seven cylinders instead of eight; this could not be repaired and Fangio drove back to Brescia with a misfiring engine, finishing in 2nd behind Moss. Fangio later surmised that Mercedes felt he could not win the race without a navigator so they did not put as much effort behind preparing his car as they did with the car of Moss, who had a navigator. At the end of the second successful season (which was overshadowed by the 1955 Le Mans disaster in which 83 spectators were killed, an accident which happened right in front of and nearly killed him) Mercedes withdrew from racing and after four attempts, Fangio never raced at Le Mans again. [23][18] A number of races were cancelled after this race except for Britain and Italy (which both already had circuits with new and updated safety facilities), which he finished in second in the former and won the latter, allowing him to win his third world championship. Mercedes's last race was the Targa Florio sportscar race, which Mercedes needed to win in order to beat Ferrari and Jaguar to the title; the German firm had skipped the first two races in Buenos Aires and Sebring, Florida. Fangio, driving with Kling finished second to Moss and Peter Collins, allowing Mercedes to win the title by two points over Ferrari.
Last years with Ferrari and Maserati
[edit]In 1956 Fangio moved to Ferrari to win his fourth title. Neither Enzo Ferrari nor the Ferrari team manager Eraldo Sculati had a warm relationship with Fangio, despite their shared success with the very difficult-to-drive Ferrari-developed Lancia car. Fangio took over his teammate's cars after he suffered mechanical problems in three races, the Argentine, Monaco and Italian Grands Prix. In each case the points were shared between the two drivers. After the Monaco Grand Prix, where Fangio struggled with the ill-handling Lancia-Ferrari he asked Ferrari if he could have one mechanic exclusively for his car, as Ferrari did not have his mechanics assigned to any of the cars, as Mercedes had. Ferrari granted Fangio's request, and the performance of Fangio's car improved substantially. In addition to winning in Argentina, Fangio won the British and German Grands Prix at Silverstone and the Nürburgring. At the season-ending Italian Grand Prix, Fangio's Ferrari teammate Peter Collins, who was in a position to win the World Championship with just 15 laps to go, handed over his car to Fangio. They shared the six points won for second place, giving Fangio the World title.[20]
"I have never driven that quickly before in my life and I don't think I will ever be able to do it again."
—Fangio after the 1957 German Grand Prix[24]
In 1957 Fangio returned to Maserati, who were still using the same iconic 250F which Fangio had driven at the start of 1954. Fangio started the season with a hat-trick of wins in Argentina, Monaco and France, before retiring with engine problems in Britain. He also won the 12 Hours of Sebring sportscar race in America driving a Maserati 450S with Jean Behra for the second year running. But at the Grand Prix after Britain, the German Grand Prix at the Nürburgring circuit, Fangio needed to extend his lead by six points to claim the title with two races to spare. From pole position Fangio dropped to third behind the Ferraris of Mike Hawthorn and Collins but managed to get past both by the end of the third lap. Fangio had started with half-full tanks since he expected that he would need new tyres halfway through the race. In the event Fangio pitted on lap 13 with a 30-second lead, but a disastrous stop left him back in third place and 50 seconds behind Collins and Hawthorn. Fangio came into his own, setting one fastest lap after another, culminating in a record-breaking time on lap 20 a full eleven seconds faster than the best the Ferraris could do. On the penultimate lap Fangio got back past both Collins and Hawthorn, and held on to take the win by just over three seconds.[25] With Musso finishing in fourth place, Fangio claimed his fifth title. This performance is often regarded as one of the greatest drives in Formula One history, and it was also Fangio's final victory in the sport.[18][19][20] Fangio's record of five championships remained unbroken until 2003, when Michael Schumacher won his sixth championship.
After his series of consecutive championships he retired in 1958, following the French Grand Prix. Such was the respect for Fangio that during that final race, race leader Hawthorn, who had lapped Fangio, braked as he was about to cross the line so that Fangio could complete the 50-lap distance in his final race; he crossed the line over two minutes down on Hawthorn. Getting out of the Maserati after the race, he said to his mechanic simply, "It is finished." He was famous for winning races at what he described as the slowest possible speed, in order to conserve the car to the finish. Cars in the 1940s and 1950s were unpredictable in their reliability, with almost any component susceptible to breaking. He won 24 World Championship Grands Prix, 22 outright and two shared with other drivers, from 52 entries – a winning percentage of 46.15%, the highest in the sport's history (Alberto Ascari, who has the second-highest, holds a winning percentage of 40.63%). Both drivers were already experienced Grand Prix drivers before the world championship started.[18][19]
Kidnapping
[edit]President Fulgencio Batista of Cuba established the non-Formula One Cuban Grand Prix in Havana in 1957. Fangio won the 1957 event, and had set fastest times during practice for the 1958 race. On 23 February 1958, two gunmen of Fidel Castro's 26th of July Movement entered the Hotel Lincoln in Havana and kidnapped Fangio. Batista ordered the race to continue as usual while a crack team of police hunted down the kidnappers. They set up roadblocks at intersections, and guards were assigned to private and commercial airports and to all competing drivers.[26][27][28]
Fangio was taken to three separate houses. His captors allowed him to listen to the race via radio, bringing a television for him to witness reports of a disastrous crash after the race concluded. In the third house, Fangio was allowed his own bedroom but became convinced that a guard was standing outside the bedroom door at all hours. The captors talked about their revolutionary programme, which Fangio had not wished to speak about, as he did not have an interest in politics. He later said: "Well, this is one more adventure. If what the rebels did was in a good cause, then I, as an Argentine, accept it."[28] He was released after 29 hours, after being "treated very well".[29][30]
The captors' motives were to force the cancellation of the race in an attempt to embarrass the Batista regime. When Fangio was handed over to the Argentine embassy soon after the race, many Cubans became convinced that Batista was losing his grip on power because he failed to track the captors down. The Cuban Revolution took over the government in January 1959, and the 1959 Cuban Grand Prix was cancelled. The Fangio kidnapping was dramatized in a 1999 Argentine film directed by Alberto Lecchi, Operación Fangio.[28][31][32][33]
Later life and death
[edit]In the early 1950s, Fangio was involved in a road accident when he was forced to swerve to avoid an oncoming truck. The car, a Lancia Aurelia GT clipped a pole, spinning twice and threw Fangio out, which led him to sustain grazed elbows. One passenger stated the incident was the first time Fangio had been so terrified.[34]
When Fangio attended the 1958 Indianapolis 500, he was offered $20,000 to qualify in a Kurtis-Offenhauser by the car's owner, George Walther, Jr (father of future Indy 500 driver Salt Walther). Fangio had previously attended the 500 in 1948 at which time he expressed his interest in competing the race. However, he was unable to qualify with a car that did not work properly. Walther allowed Fangio to stand aside (before a contract with BP came to light), still he did not want another driver to take over Fangio's position.[35]
During the rest of his life after retiring from racing Fangio sold Mercedes-Benz cars, often driving his former racing cars in demonstration laps. Even before he joined the Mercedes Formula One team, in the mid-1950s, Fangio had acquired the Argentine Mercedes concession. He was appointed President of Mercedes-Benz Argentina in 1974, and its Honorary President for Life in 1987.
Fangio served as the flagman for the Argentine Grand Prix from 1972 to 1981, and for NASCAR's Winston 500 in 1975.
Fangio was the special guest of the 50th anniversary 1978 Australian Grand Prix at the Sandown Raceway in Melbourne (seven years before the Australian Grand Prix became a round of the World Championship in 1985). After awarding the Lex Davison Trophy to race winner Graham McRae (who stated that meeting Fangio was a bigger thrill than actually winning the race for the third time), Fangio drove his 1954 and 1955 World Championship-winning Mercedes-Benz W196 in a spirited three lap exhibition against three other cars, including the 1966 World Championship winning Brabham BT19 driven by Australia's own triple World Champion Jack Brabham. Despite his car being over ten years older than the Repco Brabham, Fangio pushed the Australian all the way to the flag. Before the event, Fangio (who at 67 years of age and not having raced competitively in 20 years, still held a full FIA Super Licence) had stated his intention of racing and not just putting in a demonstration drive.[36]
At the beginning of the 1980s, Fangio underwent successful bypass surgery to correct a heart condition.[37] He had also been suffering from kidney failure for some time before his death.[11]
In 1980, Konex Foundation granted him the Diamond Konex Award as the best Sportsman of the decade in Argentina. In 1981 Fangio travelled to Monza for the Italian Grand Prix, where he was reunited with his Tipo 159 Alfa Romeo from 1951 and the 1954 Lancia D50 for a couple of demonstrative laps. For the event Fangio was joined by old friends and fellow racers, including Toulo de Graffenried, Luigi Villoresi and Giorgio Scarlatti as well as former Alfa Romeo managers from the 1950s Paolo Marzotto and Battista Guidotti.[38]
Following his retirement, Fangio was active in assembling automotive memorabilia associated with his racing career. This led to the creation of the Museo Juan Manuel Fangio, which opened in Balcarce in 1986.[39]
Fangio was inducted into the International Motorsports Hall of Fame in 1990. He returned to the spotlight in 1994, when he publicly opposed a new Province of Buenos Aires law denying driving licences to those over 80 (which included Fangio). Denied a renewal of his card, Fangio reportedly challenged Traffic Bureau personnel to a race between Buenos Aires and seaside Mar del Plata (a 400 km (250 mi) distance) in two hours or less, following which an exception was made for the five-time champion.[40]
In 1990, Fangio met Ayrton Senna, a Brazilian three-time world champion, who genuinely felt the encounter reflected the mutual affection of both drivers.[41]
Fangio died in Buenos Aires in 1995, at the age of 84 from kidney failure and pneumonia; he was buried in his home town of Balcarce. His pallbearers were his younger brother Ruben Renato ("Toto"), fellow racing icons Stirling Moss and Jackie Stewart, compatriot champions José Froilán González and Carlos Reutemann, and the president of Mercedes-Benz Argentina at the time.[42]
Personal life
[edit]Fangio was never married, but he was involved in a romantic relationship with Andrea Berruet, with whom he broke up in 1960.[43] In 1938, they had a son named Oscar 'Cacho' Espinosa, who was acknowledged as Fangio's son in 2000.[44]
In 2005, Rubén Vázquez (born 1942) also claimed to be Fangio's son from a relationship with Catarina Basili, whom Fangio had dated during a brief separation from Berruet. In July 2015, an Argentine court ruling ordered the exhumation of Fangio's body to verify Espinosa's and Vázquez's claims.[45] In December 2015, the Court confirmed that Espinosa was indeed Fangio's son,[46] and in February 2016, it was confirmed that Rubén Vázquez was also Fangio's son.[47]
In June 2016, a DNA analysis concluded that Juan Carlos Rodríguez (born 1945) was Espinosa's brother on paternal side with a 97.5% certainty. He was born from another brief relationship with Susana Rodríguez, who was 16 years old at the time. Fangio's paternity was reconfirmed in May 2021 with a 99.9997% probability.[48]
His nephew, Juan Manuel Fangio II, is also a racing driver.
Legacy
[edit]"You must always strive to be the best, but you must never believe that you are."
—Juan Manuel Fangio[49]
Рекорд Фанхио по пяти титулам чемпиона мира сохранялся на протяжении 46 лет, пока немецкий гонщик Михаэль Шумахер не превзошел его в 2003 году. Шумахер сказал: «Фанхио находится на уровне, гораздо более высоком, чем я вижу сам. То, что он сделал, стоит особняком, и то, чего мы достигли, также уникально. Я очень уважаю то, чего он достиг. Нельзя сравнивать такую личность, как Фанхио, с тем, что произошло сегодня. Нет даже малейшего сравнения». [50][51] Когда Льюис Хэмилтон сравнял пять титулов с Фанхио в 2018 году, он похвалил Фанхио, назвав его «крестным отцом нашего спорта». [52]
В октябре 2020 года журнал The Economist оценил водителей-чемпионов по относительной важности качества автомобилей для навыков водителя. [53] Согласно этому рейтингу, Фанхио является лучшим гонщиком Формулы-1 всех времен.
В ноябре 2020 года компания Carteret Analytics использовала методы количественного анализа для ранжирования гонщиков Формулы-1. Согласно этому рейтингу, Фанхио является лучшим гонщиком Формулы-1 всех времен. [54] Подобный математический анализ также сделал Фанхио величайшим игроком всех времен, если считать эпоху гонок. [55]
В своей родной стране , Аргентине , Фанхио почитают как одного из величайших спортсменов, когда-либо созданных в стране. Его прозвали Эль Маэстро (мастер). [56] [57]
«То, что он сделал в свое время, было примером профессионализма, смелости, стиля и как человека, как человека. Каждый год есть победитель чемпионата, но не обязательно чемпион мира. Я думаю, Фанхио является примером настоящего чемпиона мира»
—Айртон Сенна [58]
Шесть статуй Фанхио, созданных каталонским художником Хоакимом Росом Сабате, стоят на гоночных площадках по всему миру: Пуэрто-Мадеро, Буэнос-Айрес ; Монте-Карло, Монако ; Монтмело, Испания ; Нюрбургринг, Германия ; Штутгарт-Унтертюркхайм, Германия ; и Монца, Италия .
Музей Хуана Мануэля Фанхио был основан в Балькарсе (место рождения Фанхио) в 1986 году.
Крупнейшая нефтяная компания Аргентины Repsol YPF запустила газовый бренд Fangio XXI. Zonda 2005 C12 F , также известная как Zonda Fangio, была спроектирована в честь Фанхио и выпущена через 10 лет после его смерти. [59] В 2007 году Мазерати создал специальный веб-сайт, посвященный 50-летию своего пятого и последнего триумфа на чемпионате мира. [60] Гоночный автомобиль Формулы-1 Mercedes -Benz W196 R, которым управлял Фанхио в квалификационных гонках Гран-при чемпионата мира в 1954 и 1955 годах, был продан за рекордные 30 миллионов долларов на аукционе в Англии 12 июля 2013 года. [61]
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Основные моменты карьеры
[ редактировать ]Результаты Великих испытаний после Второй мировой войны
[ редактировать ]( ключ )
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1948 | Команда Гордини | Симка Гордини Т11 | Симка-Гордини 1.4 L4 | МОЙ | СУИ | ОТ Верно | ОНА | Великобритания |
1949 | Аргентинский автомобильный клуб | Мазерати 4CLT/48 | Мазерати 4CLT 1.5 L4 с | Великобритания | БЕЛ Верно | СУИ | ОТ Верно | ОНА |
Источник: [155] |
Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
* Общий диск.
† Автомобиль имел обтекаемый, полноразмерный кузов.
Полные результаты Формулы-1 вне чемпионата
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Рекорды Формулы-1
[ редактировать ]Фанхио принадлежит следующие рекорды Формулы-1 :
Записывать | Ссылка | |
---|---|---|
Самый высокий процент побед | 46.15% | [156] |
Самый высокий процент поул-позиций | 55.77% | [157] |
Самый высокий процент стартов в первом ряду | 92.31% | |
Самый высокий процент самых быстрых кругов | 45.10% | [158] |
Самый высокий процент подиумов | 68.63% | [159] |
Самый возрастной чемпион мира | 46 лет, 41 день | [160] |
Чемпион мира с большинством команд | 4 | [161] |
Полные результаты «24 часов Ле-Мана»
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1950 | Гордини Автомобили | Хосе Фройлан Гонсалес | Гордини Т15С | С3.0 | 95 | ДНФ | ДНФ |
1951 | Луи Розье | Луи Розье | Талбот-Лаго T26C | С5.0 | 92 | ДНФ | ДНФ |
1953 | СПА Альфа Ромео | Онофре Маримон | Альфа Ромео 6С 3000 СМ | С5.0 | 22 | ДНФ | ДНФ |
1955 | Даймлер Бенц АГ | Стирлинг Мосс | Мерседес-Бенц 300 СЛР | С3.0 | 134 | ДНФ | ДНФ |
Полные результаты «12 часов Себринга»
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1954 | Скудерия Лансия Ко. | Эудженио Кастеллотти | Лэнс Д24 | С5.0 | 51 | ДНФ | ДНФ |
1956 | Скудерия Феррари | Эудженио Кастеллотти | Феррари 860 Монца | С5.0 | 194 | 1-й | 1-й |
1957 | Завод Мазерати | Жан Бера | Мазерати 450С | С5.0 | 197 | 1-й | 1-й |
Завершите 24 часа спа-процедур
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1953 | СПА Альфа Ромео | Я поддерживаю Санеси | Альфа Ромео 6C 3000 CM Паук | С | 5 | ДНФ | ДНФ |
Полные результаты Mille Miglia
[ редактировать ]Год | Команда | Штурман/штурман | Машина | Сорт | Поз. | Сорт Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|
1950 | Аугусто Занарди | Альфа Ромео 6C 2500 Конкуренция | С+2.0 | 3-й | 3-й | |
1952 | Джулио Сала | Альфа Ромео 1900 Спринт | GT2.0 | 22-е | 7-е место | |
1953 | СПА Альфа Ромео | Джулио Сала | Альфа Ромео 6С 3000 СМ | С+2.0 | 2-й | 2-й |
1955 | Даймлер Бенц АГ | Мерседес-Бенц 300 СЛР | С+2.0 | 2-й | 2-й | |
1956 | Скудерия Феррари | Феррари 290 ММ | С+2.0 | 4-й | 4-й |
Полные результаты Carrera Panamericana
[ редактировать ]Год | Команда | Штурман/штурман | Машина | Сорт | Поз. | Сорт Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|
1953 | Лансия конюшня | Джино Бронзони | Lancia D24 Пинин Фарина | С+1,6 | 1-й | 1-й |
Индианаполис 500 результаты
[ редактировать ]Год | Шасси | Двигатель | Начинать | Заканчивать | Команда |
---|---|---|---|---|---|
1958 | Сила Курти | Новый | DNQ | Нови Авто Кондиционер |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вплоть до 1990 года не все очки, набранные гонщиком, учитывались в его окончательном подсчете на чемпионате мира ( см . В списке систем подсчета очков дополнительную информацию ). Числа без скобок — это очки чемпионата; цифры в скобках — общее количество набранных баллов.
- ↑ Фанхио участвовал в Аргентины и Бельгии Гран-при 1954 года за команду Maserati , затем завершил сезон Формулы-1 1954 года за Mercedes , что сделало его также единственным гонщиком в истории Формулы-1, выигравшим чемпионат, выступая за более чем одну команду в одном сезоне. [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джозеф Сиано (18 июля 1995 г.). «Хуан Мануэль Фанхио, 84 года, гонщик, завоевавший 5 титулов чемпиона мира» . Нью-Йорк Таймс . п. Б6. Архивировано из оригинала 9 июля 2021 года . Проверено 9 июля 2021 г.
- ^ «Хуан Мануэль ФАНХИО» . statsf1.com . Архивировано из оригинала 12 февраля 2010 года . Проверено 31 октября 2018 г.
- ^ Джонс, Брюс (2015). История Формулы-1: 65 лет жизни на быстрой полосе . Лондон, Англия: Carlton Books. стр. 29, 33, 37, 119, 343. ISBN. 978-1-78177-270-6 .
- ^ «Драйверы статистики — Победы — По количеству» . statsf1.com . Архивировано из оригинала 18 мая 2015 года . Проверено 31 октября 2018 г.
- ^ «15 лучших гонщиков Формулы-1 по проценту поулов: Айртон Сенна — 4-е место» . Автонеделя . 5 мая 2020 года. Архивировано из оригинала 15 июля 2023 года . Проверено 15 июля 2023 г.
- ^ «Драйверы статистики – победы – национальных Гран-при» . statsf1.com . Архивировано из оригинала 14 апреля 2010 года . Проверено 31 октября 2018 г.
- ^ «Гран-при Аргентины» . statsf1.com . Архивировано из оригинала 2 октября 2010 года . Проверено 31 октября 2018 г.
- ^ Дональдсон 2003 , с. 7-8.
- ^ «Фанатики F1: Хуан Мануэль Фанхио» . F1fanatics.wordpress.com. 31 января 2011 года. Архивировано из оригинала 19 июля 2010 года . Проверено 20 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Биография. Часть первая 1911–1936» . Музей Фанхио . Архивировано из оригинала 4 ноября 2019 года . Проверено 4 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Тремейн, Дэвид (18 июля 1995 г.). «Некрологи: Хуан Мануэль Фанхио» . Независимый . Архивировано из оригинала 26 апреля 2020 года . Проверено 4 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Дональдсон 2003 , с. 14-15.
- ^ Jump up to: а б «Часть вторая (1937–1942)» . Аргентина: Фонд Фанхио. Архивировано из оригинала 21 ноября 2015 года . Проверено 15 февраля 2011 г.
- ^ https://youtube.com/VJegVEmuVkE [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Часть третья (1943–1949)» . Аргентина: Фонд Фанхио. Архивировано из оригинала 21 ноября 2015 года . Проверено 15 февраля 2011 г.
- ^ «Мемориал автоспорта-» . Motorsportmemorial.org . Архивировано из оригинала 3 ноября 2021 года . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ Рендалл, Иван (1995) [1993]. Клетчатый флаг: 100 лет автоспорту . Вайденфельд и Николсон. п. 166. ИСБН 0-297-83550-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Дэвид, Деннис (28 апреля 2014 г.). «Хуан-Мануэль Фанхио – Биография» . grandprixhistory.org . Архивировано из оригинала 23 октября 2016 года . Проверено 21 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Хуан Мануэль Фанхио» . ESPN Великобритания . Архивировано из оригинала 24 августа 2015 года . Проверено 21 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Профиль Хуана-Мануэля Фанхио — Пилоты — Энциклопедия GP — История F1 на Grandprix.com» . grandprix.com . Архивировано из оригинала 5 ноября 2020 года . Проверено 23 января 2009 г.
- ^ Джонс, Брюс (1995). Полная энциклопедия Формулы-1 . при участии Дэймона Хилла. Книги Карлтона. п. 16. ISBN 978-0-340-64889-6 .
- ^ «Lancia выигрывает большую шоссейную гонку» . Ежедневный бюллетень Таунсвилля . 25 ноября 1953 года. Архивировано из оригинала 24 марта 2023 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ Дональдсон 2003 .
- ^ «МАЗЕРАТИ И ФАНГИО ЧЕМПИОНЫ МИРА F1 1957 ГОДА» . greatcarstv.com. Архивировано из оригинала 4 декабря 2008 года . Проверено 23 января 2009 г.
- ^ Эдсолл, Ларри (июль 2018 г.). «Maserati отмечает 60-летие гонщика Эльдорадо» . Журнал классических автомобилей . Архивировано из оригинала 16 января 2020 года . Проверено 6 ноября 2018 г.
- ^ «Кубинские повстанцы похищают гонщика-чемпиона» . Милуоки Сентинел . 24 февраля 1958 г. с. 1. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Кубинские повстанцы похитили аргентинского автогонщика» . Ньюбургские новости . 24 февраля 1958 г. с. 1. Архивировано из оригинала 3 февраля 2023 года . Проверено 14 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Похищенный на Кубе» . ESPN Великобритания . Архивировано из оригинала 10 октября 2017 года . Проверено 21 июля 2015 г.
- ^ «Повстанцы позволили Фанхио увидеть катастрофу по телевизору» . Бюллетень . 26 февраля 1958 г. с. 2. Архивировано из оригинала 3 февраля 2023 года . Проверено 14 ноября 2020 г.
- ^ «Фанхио, освобожденный повстанцами, с которыми обращались очень хорошо » . Глазго Геральд . 26 февраля 1958 г. с. 7. Архивировано из оригинала 3 февраля 2023 года . Проверено 14 ноября 2020 г.
- ^ «Повстанцы освобождают Фанхио; нечестная игра - это крик трагической кубинской автогонки» . Портсмут Таймс . 25 февраля 1958 г. с. 1. Архивировано из оригинала 3 февраля 2023 года . Проверено 14 ноября 2020 г.
- ^ «Похищение Фанхио убеждает многих Батисту в бессилии» . Свободное Копье-Стар . 26 февраля 1958 г. с. 2. Архивировано из оригинала 10 октября 2021 года . Проверено 14 ноября 2020 г.
- ^ «Операция Фанхио» (на испанском языке). Сине Насьональ. Архивировано из оригинала 29 декабря 2010 года . Проверено 20 марта 2011 г.
- ^ «Фанхио угощает толпу Сандауна». Возраст . 13 сентября 1978 г. с. 54.
- ^ Дэвидсон, Дональд; Шаффер, Рик (2006). Официальная история автокурса Индианаполиса 500 . Крэш Медиа Групп. п. 144. ИСБН 978-1-905334-20-9 .
- ^ Эдисьсаревич (13 октября 2006 г.). «Фанхио против Брэбэма, 1978» . Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 года . Проверено 8 декабря 2017 г. - через YouTube.
- ^ «Хуан Мануэль Фанхио» . easybuenosairescity.com. Архивировано из оригинала 20 июня 2012 года . Проверено 4 августа 2012 г.
- ^ «Моменты Монцы» . Мотоспорт . 7 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 3 августа 2020 г. . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ «В гостях у Хуана Мануэля Фанхио: миф». Автовизи . 1991 № 1: 44–51. 5 января 1991 года.
- ^ « La Nación : Когда пожилым людям не следует водить машину» (на испанском языке). Lanacion.com.ar. Архивировано из оригинала 10 августа 2008 года . Проверено 20 марта 2011 г.
- ^ «Биография Хуана Мануэля Фанхио (1985–1995, часть шестая)» (на испанском языке). Музей Фанхио. Архивировано из оригинала 20 августа 2012 года . Проверено 23 августа 2012 г.
- ^ Дональдсон, Джеральд (2003). Фанхио: Жизнь за легендой . Лондон: Virgin Books . п. 304. ИСБН 978-0-7535-1827-4 .
- ^ «Правдивая история детей Фанхио и почему их не признали наследниками» . 17 ноября 2021 года. Архивировано из оригинала 24 марта 2023 года . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ « Непризнанный сын Фанхио живет в Канюэласе. Архивировано 2 октября 2013 г. в Wayback Machine » InfoCañuelas, 17 ноября 2009 г. По состоянию на 19 февраля 2011 г.
- ↑ Они эксгумируют тело Хуана Мануэля Фанхио. Архивировано 12 июля 2015 г. в Wayback Machine - La Prensa (на испанском языке).
- ↑ Они подтверждают, что «Качо» Эспиноза — сын Фанхио. Clarín. Архивировано 30 января 2016 года в Wayback Machine (на испанском языке) .
- ^ Они подтвердили, что Рубен Васкес - сын Фанхио - Cuatro Cuatro Dos. Архивировано 15 сентября 2017 года в Wayback Machine (на испанском языке) .
- ^ «Справедливость подтвердила, что Хуан Родригес является сыном Хуана Мануэля Фанхио» . MinutoBalcarce.com.ar (на испанском языке). 8 мая 2021 г. Архивировано из оригинала 29 ноября 2021 г. Проверено 29 ноября 2021 г.
- ^ «ВОДИТЕЛИ: ХУАН-МАНУЭЛЬ ФАНХИО» . grandprix.com. Архивировано из оригинала 5 ноября 2020 года . Проверено 23 января 2009 г.
- ^ «Шуми: Фанхио был больше меня» . Лондон: Би-би-си. 12 октября 2003 г. Архивировано из оригинала 26 июня 2006 г. Проверено 29 сентября 2006 г.
- ^ «Чемпион Шумахер отвергает сравнения с Фанхио» . usgpindy.com. Архивировано из оригинала 27 ноября 2003 года . Проверено 29 сентября 2006 г.
- ^ «Льюис Хэмилтон приветствует «крестного отца» Формулы-1 Хуана Мануэля Фанхио» . Хранитель . Ассоциация прессы. 18 октября 2018 г. Архивировано из оригинала 1 ноября 2018 г. Проверено 31 октября 2018 г.
- ^ «Человек против машины» . Экономист . 17 октября 2020 г. Архивировано из оригинала 20 ноября 2020 г. Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ Даллерес, Фрэнк (15 ноября 2020 г.). «Льюис Хэмилтон: Кто величайший гонщик Формулы-1 за всю историю?» . СитиАМ . Архивировано из оригинала 20 ноября 2020 года . Проверено 8 января 2021 г.
- ^ F1-анализ (31 мая 2022 г.). «История Формулы-1: кто такой козёл?» . F1-anaанализ.com . Архивировано из оригинала 5 июля 2022 года . Проверено 11 августа 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Хуан Мануэль Фанхио» . f1-grandprix.com. Архивировано из оригинала 4 сентября 2006 года . Проверено 22 сентября 2006 г.
- ^ «Канал Discovery – Автомобиль-гид» . Discoverchannelasia.com. Архивировано из оригинала 13 мая 2006 года . Проверено 22 сентября 2006 г.
- ^ «Величайшие гонщики Формулы-1. Номер 2: Хуан Мануэль Фанхио» . Би-би-си Спорт . Архивировано из оригинала 12 августа 2015 года . Проверено 13 февраля 2018 г.
- ^ «Пагани Автомобили | Зонда | Зонда Ф» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 20 октября 2022 г.
- ^ «Maserati отмечает юбилей Fangio» . F1Fanatic.co.uk. Архивировано из оригинала 5 июня 2008 года . Проверено 9 августа 2007 г.
- ^ «Mercedes продается на аукционе за рекордные 30 миллионов долларов» . Деньги . 12 июля 2013 г. Архивировано из оригинала 14 августа 2020 г. . Проверено 3 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б [1] [ мертвая ссылка ]
- ^ «Северный международный Гран-при, 1940 год» . fcaglp.fcaglp.unlp.edu.ar . Проверено 13 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м [2] [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Каррерас Аньо 1949 – Музей Фанхио» . Museofangio.com . Архивировано из оригинала 11 октября 2008 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Гран-при Руссильона 1949 года» . silhouet.com . Архивировано из оригинала 8 мая 2003 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Формула 2 1949 – Монца» . Formula2.net . Архивировано из оригинала 26 февраля 2005 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Южноамериканские гонки Формулы Либре/Темпорада 1946–1952» . Teamdan.com . Архивировано из оригинала 23 января 2016 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ Аллен Браун. «Трасса д'Альби, 10 июля 1949 г. « Нечемпионат F1 « OldRacingCars.com » . oldracingcars.com . Архивировано из оригинала 15 мая 2012 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Un tributo al chueco... Пау, 1950» . jmfangio.org . Архивировано из оригинала 17 марта 2002 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ Аллен Браун. «Autodromo di Ospedaletti, 16 апреля 1950 г. «Нечемпионат F1 «OldRacingCars.com» . oldracingcars.com . Архивировано из оригинала 22 октября 2007 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Монако Формулы-1 1950 года» . Фан-сайт Ф1 . 21 мая 1950 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 6 сентября 2017 г.
- ^ «Формула 2 1950 – Ангулем» . Formula2.net . Архивировано из оригинала 27 февраля 2005 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Бельгии Формулы-1 1950 года» . Фан-сайт Ф1 . 18 июня 1950 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 6 сентября 2017 г.
- ^ «Результаты Гран-при Франции Формулы-1 1950 года» . Фан-сайт Ф1 . 2 июля 1950 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 6 сентября 2017 г.
- ^ «Гран-при Наций 1950 года» . chicanef1.com . Архивировано из оригинала 2 января 2016 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Гонки Формулы-1 1950 года, не относящиеся к чемпионату мира» . silhouet.com . Архивировано из оригинала 20 апреля 2000 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Южноамериканские гонки Формулы Либре/Темпорада 1946–1952» . Teamdan.com . Архивировано из оригинала 23 января 2016 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ [3] [ мертвая ссылка ]
- ^ «Результаты сезона Формулы-1 1950 года» . Фан-сайт Ф1 . 16 января 1950 года. Архивировано из оригинала 5 сентября 2012 года . Проверено 6 сентября 2017 г.
- ^ Аллен Браун. «Бари, 9 июля 1950 г. « Нечемпионат F1 « OldRacingCars.com » . oldracingcars.com . Архивировано из оригинала 22 октября 2007 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Формула 2 1950 – Гран-при Марселя» . Formula2.net . Архивировано из оригинала 27 февраля 2005 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Милле Милья» . Racingsportscars.com . Архивировано из оригинала 20 августа 2010 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Итоги сезона Формулы-1 1951 года» . Фан-сайт Ф1 . 16 января 1951 года. Архивировано из оригинала 27 января 2016 года . Проверено 6 сентября 2017 г.
- ^ «Результаты Гран-при Швейцарии Формулы-1 1951 года» . Фан-сайт Ф1 . 27 мая 1951 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 6 сентября 2017 г.
- ^ «Результаты Гран-при Франции Формулы-1 1951 года» . Фан-сайт Ф1 . Июль 1951 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 6 сентября 2017 г.
- ^ «V Gran Premio di Bari» . statsf1.com . Архивировано из оригинала 1 марта 2010 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Испании Формулы-1 1951 года» . Фан-сайт Ф1 . 28 октября 1951 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 6 сентября 2017 г.
- ^ «Результаты Гран-при Великобритании Формулы-1 1951 года» . Фан-сайт Ф1 . 14 июля 1951 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 6 сентября 2017 г.
- ^ «Результаты Гран-при Германии Формулы-1 1951 года» . Фан-сайт Ф1 . 29 июля 1951 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 6 сентября 2017 г.
- ^ «Южноамериканские гонки Формулы Либре/Темпорада 1946–1952» . Teamdan.com . Архивировано из оригинала 23 января 2016 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Южноамериканские гонки Формулы Либре/Темпорада 1946–1952» . Teamdan.com . Архивировано из оригинала 23 января 2016 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Каррерас Аньо 1953 – Музей Фанхио» . Museofangio.com . Архивировано из оригинала 11 октября 2008 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Италии Формулы-1 1953 года» . Фан-сайт Ф1 . 13 сентября 1953 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Формула 2 1953 – Гран-при Модены» . Formula2.net . Архивировано из оригинала 27 апреля 2005 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Суперкортемаджоре» . Racingsportscars.com . Архивировано из оригинала 12 июля 2011 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Каррера Панамерикана» . Racingsportscars.com . Архивировано из оригинала 22 сентября 2013 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Итоги сезона Формулы-1 1953 года» . Фан-сайт Ф1 . 16 января 1953 года. Архивировано из оригинала 27 января 2016 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Милле Милья» . Racingsportscars.com . Архивировано из оригинала 20 августа 2010 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Формула 2 1953 – Гран-при Неаполя» . Formula2.net . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Франции Формулы-1 1953 года» . Фан-сайт Ф1 . 5 июля 1953 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Международный трофей BRDC 1953 года» . chicanef1.com . Архивировано из оригинала 2 января 2016 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Великобритании Формулы-1 1953 года» . Фан-сайт Ф1 . 18 июля 1953 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Германии Формулы-1 1953 года» . Фан-сайт Ф1 . 2 августа 1953 года. Архивировано из оригинала 3 августа 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Гонки Формулы Либре 1953 года» . Teamdan.com . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Формула 2 1953 – Гран-при Бордо» . Formula2.net . Архивировано из оригинала 27 апреля 2005 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Тарга Флорио» . Racingsportscars.com . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Итоги сезона Формулы-1 1954 года» . Фан-сайт Ф1 . 16 января 1954 года. Архивировано из оригинала 24 февраля 2016 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Аргентины Формулы-1 1954 года» . Фан-сайт Ф1 . 17 января 1954 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Бельгии Формулы-1 1954 года» . Фан-сайт Ф1 . 20 июня 1954 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Франции Формулы-1 1954 года» . Фан-сайт Ф1 . 4 июля 1954 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Германии Формулы-1 1954 года» . Фан-сайт Ф1 . Август 1954 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Швейцарии Формулы-1 1954 года» . Фан-сайт Ф1 . 22 августа 1954 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Италии Формулы-1 1954 года» . Фан-сайт Ф1 . 5 сентября 1954 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Турист Трофи» . Racingsportscars.com . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Формула 1 1954 – Гран-при Берлина / Авусреннен, 19.09» . Formula2.net . Архивировано из оригинала 29 июня 2006 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Испании Формулы-1 1954 года» . Фан-сайт Ф1 . 24 октября 1954 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Итоги сезона Формулы-1 1955 года» . Фан-сайт Ф1 . 16 января 1955 года. Архивировано из оригинала 18 ноября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Аргентины Формулы-1 1955 года» . Фан-сайт Ф1 . 16 января 1955 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Un tributo al chueco... Буэнос-Айрес, 1955» . jmfangio.org . Архивировано из оригинала 28 февраля 2002 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Айфельреннен Нюрбургринг» . Racingsportscars.com . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Бельгии Формулы-1 1955 года» . Фан-сайт Ф1 . 5 июня 1955 года. Архивировано из оригинала 16 июня 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Нидерландов Формулы-1 1955 года» . F1-Fansite.com . 19 июня 1955 года. Архивировано из оригинала 20 октября 2013 года . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ «ГП Свериге» . Racingsportscars.com . Архивировано из оригинала 6 апреля 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Италии Формулы-1 1955 года» . Фан-сайт Ф1 . 11 сентября 1955 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «ГП Венесуэлы» . Racingsportscars.com . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Милле Милья» . Racingsportscars.com . Архивировано из оригинала 20 августа 2010 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Великобритании Формулы-1 1955 года» . F1-Fansite.com . 16 июля 1955 года. Архивировано из оригинала 17 сентября 2013 года . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ «Турист Трофи» . Racingsportscars.com . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Тарга Флорио» . Racingsportscars.com . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Итоги сезона Формулы-1 1956 года» . Фан-сайт Ф1 . 16 января 1956 года. Архивировано из оригинала 5 сентября 2012 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Аргентины Формулы-1 1956 года» . Фан-сайт Ф1 . 22 января 1956 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ [4] [ мертвая ссылка ]
- ^ «Себринг 12 часов» . Racingsportscars.com . Архивировано из оригинала 15 августа 2010 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Великобритании Формулы-1 1956 года» . Фан-сайт Ф1 . 14 июля 1956 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Германии Формулы-1 1956 года» . Фан-сайт Ф1 . 5 августа 1956 года. Архивировано из оригинала 26 мая 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Монако Формулы-1 1956 года» . Фан-сайт Ф1 . 13 мая 1956 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Нюрбургринг 1000 километров» . Racingsportscars.com . Архивировано из оригинала 16 августа 2010 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Италии Формулы-1 1956 года» . Фан-сайт Ф1 . 2 сентября 1956 года. Архивировано из оригинала 26 мая 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «ГП Венесуэлы» . Racingsportscars.com . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Суперкортемаджоре» . Racingsportscars.com . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Итоги сезона Формулы-1 1957 года» . Фан-сайт Ф1 . 16 января 1957 года. Архивировано из оригинала 5 сентября 2012 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Аргентины Формулы-1 1957 года» . Фан-сайт Ф1 . 13 января 1957 года. Архивировано из оригинала 26 мая 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Un tributo al chueco... Буэнос-Айрес, 1957» . jmfangio.org . Архивировано из оригинала 30 мая 2002 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Гран Премия Кубы» . Racingsportscars.com . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Себринг 12 часов» . Racingsportscars.com . Архивировано из оригинала 15 августа 2010 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Монако Формулы-1 1957 года» . Фан-сайт Ф1 . 19 мая 1957 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Монсанто» . Racingsportscars.com . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Франции Формулы-1 1957 года» . Фан-сайт Ф1 . 7 июля 1957 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Германии Формулы-1 1957 года» . Фан-сайт Ф1 . 4 августа 1957 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Каррерас Аньо 1957 – Музей Фанхио» . Museofangio.com . Архивировано из оригинала 12 октября 2008 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Формулы-1 1957 года в Пескаре» . Фан-сайт Ф1 . 18 августа 1957 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Италии Формулы-1 1957 года» . Фан-сайт Ф1 . 8 сентября 1957 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Un tributo al chueco... Буэнос-Айрес, 1958» . jmfangio.org . Архивировано из оригинала 26 марта 2002 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ «Хуан Мануэль Фанхио – Биография» . Мотоспорт . 12 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 12 апреля 2019 года . Проверено 7 января 2019 г.
- ^ «Победы по количеству» . StatsF1.com. Архивировано из оригинала 6 ноября 2023 года . Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ «Большинство поул-позиций» . StatsF1.com. Архивировано из оригинала 27 ноября 2023 года . Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ «Самые быстрые круги по номеру» . Статистика Ф1 . Архивировано из оригинала 27 ноября 2023 года . Проверено 27 мая 2018 г.
- ^ «Подиумы по номерам» . Статистика Ф1 . 22 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 5 октября 2023 года . Проверено 22 мая 2022 г.
- ^ «Титулы чемпионов мира по возрасту» . StatsF1.com. Архивировано из оригинала 12 июля 2016 года . Проверено 10 июля 2016 г.
- ^ «Драйверы статистики – Звания чемпионов мира – С самыми разными конструкторами» . StatsF1.com. Архивировано из оригинала 7 ноября 2018 года . Проверено 6 ноября 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джеральд Дональдсон. Фанхио: Жизнь за легендой . Девственные книги. ISBN 978-0753518274
- Карл Людвигсен. Хуан Мануэль Фанхио: гроссмейстер автоспорта . Хейнс Мануалс Инк. ISBN 978-1859606254
- Пьер Менар и Жак Вассал. Хуан-Мануэль Фанхио: Гонка в крови . Хроноспорт. ISBN 978-2847070453
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт Хуана Мануэля Фанхио
- Статистический анализ водителей, 1950–2013 гг.
- Maserati празднует Фанхио
- Музей Хуана Мануэля Фанхио (на испанском языке)
- Друзья Фанхио (на испанском языке)
- Хуан Мануэль Фанхио на IMDb
- 1911 рождений
- 1995 смертей
- Аргентинские автогонщики
- Аргентинские пилоты Формулы-1
- Пилоты Формулы-1 Alfa Romeo
- Пилоты Maserati Формулы-1
- Пилоты Mercedes-Benz Формулы-1
- Пилоты Формулы-1 Феррари
- Чемпионы мира среди пилотов Формулы-1
- Победители гонок Формулы-1
- Туризм Дорожные водители
- Пилоты Гран-при
- Пилоты чемпионата мира по спортивным автомобилям
- Пилоты «24 часов Ле-Мана»
- Водители «24 часа Спа»
- Водители Милле Милья
- 12 часов водителей Себринга
- Водители Каррера Панамерикана
- Призывники Международного зала славы автоспорта
- Аргентинские спортсмены итальянского происхождения.
- Люди из Balcarce Partido
- Спортсмены из провинции Буэнос-Айрес
- Обладатели Золотой звезды BRDC
- Аргентинские бизнесмены ХХ века
- Случаи пропажи людей на Кубе
- Выдающиеся граждане Буэнос-Айреса
- Хуан Мануэль Фанхио