Jump to content

Джеки Икс

Джеки Икс
Икс в 2018 году
Рожденный Жак Бернар Эдмон Мартен Анри Икс
( 1945-01-01 ) 1 января 1945 г. (79 лет)
Брюссель , Бельгия
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира
Национальность Бельгия бельгийский
Активные годы 1966 1979
Команды Купер   · Феррари   · Брэбэм   · Макларен   · Уильямс   · Лотус   · Вольф-Вильямс   · Прапорщик   · Лижье
Записи 122 (116 стартов)
Чемпионаты 0
Победы 8
Подиумы 25
Карьерные очки 181
Поул-позиции 13
Самые быстрые круги 14
Первая запись Гран-при Германии 1966 года.
Первая победа Гран-при Франции 1968 года.
Последняя победа Гран-при Германии 1972 года.
Последняя запись Гран-при США 1979 года.
24 часа карьеры в Ле-Мане
Годы 1966–1967, 1969–1970, 1973, 1975–1983, 1985
Команды Эссексская проволочная корпорация
Джон Уайер Автомобильный
Скудерия Феррари
Исследовательские гонки в Персидском заливе
Система Martini Racing Porsche
Эссекс Моторспорт Порше
Команда Liqui Moly – Martini Racing
система Порше
Ротманс Порше
Лучшая отделка 1 место ( 1969 , 1975 , 1976 , 1977 , 1981 , 1982 )
Класс побеждает 6 ( 1969 , 1975 , 1976 , 1977 , 1981 , 1982 )

Жак Бернар Эдмон Мартен Анри « Джеки » Икс [1] ( Французское произношение: [ʒaki iks] ; родился 1 января 1945 года) — бывший бельгийский автогонщик, шесть раз выигравший « 24 часа Ле-Мана» (второй результат за все время), а также восемь побед и 25 подиумов в Формуле-1 . Он внес большой вклад в несколько чемпионатов мира среди марок и чемпионатов мира по спортивным автомобилям: Ford (1968), Ferrari (1972), Porsche (1976–1977) и (1982–1985), одержав 37 крупных побед в World Sports Car. Он также выиграл чемпионат Can-Am в 1979 году и ралли Париж-Дакар 1983 года .

Икс дважды занимал второе место в чемпионате Формулы-1 в 1969 и 1970 годах подряд . Он выиграл большинство своих гонок за Scuderia Ferrari , в которой он был ведущим гонщиком команды в течение нескольких сезонов в конце 1960-х - начале 1970-х годов.

Ранняя гоночная карьера

[ редактировать ]
Икс за рулем Ferrari 312PB на Нюрбургринге в 1973 году.

Икс родился 1 января 1945 года в Брюсселе и познакомился с автоспортом, когда его отец, автомобильный журналист Жак Икс, водил его на гонки, которые он освещал. Несмотря на такое семейное происхождение, Икс проявлял ограниченный интерес к спорту, пока его отец не купил ему Zündapp мотоцикл с объемом двигателя 50 куб.см.

Он начал участвовать в шоссейных гонках и мотоциклетных гонках . в 1962 году в классе 50 куб.см Он выиграл гонку Гран-при Метте , а затем продемонстрировал впечатляющий талант, победив будущего чемпиона мира по мотокроссу Роджера Де Костера на национальном чемпионате Бельгии по триалу 50 куб.см в 1963 году. [2] [3] Вскоре после этого Икс выиграл 8 из 13 гонок в первом сезоне и завоевал титул чемпиона Европы по триалу класса 50 куб.см.

Он завоевал еще два титула, прежде чем перешел на Lotus Cortina в кузовные гонки , выиграв национальный чемпионат по кузовным автомобилям в 1965 году, а также выиграв гонку «24 часа Спа» в 1966 году за рулем BMW 2000TI . Он также участвовал в гонках спортивных автомобилей , где уже имел значительный опыт участия в гонках на 1000 км на Нюрбургринге .

Формула-1

[ редактировать ]

Ранняя карьера

[ редактировать ]

Икс принял участие в своем первом Гран-при на Нюрбургринге в 1966 году за рулем (F2) Matra MS5 - Cosworth однолитрового автомобиля Формулы-2 , на котором участвовал Кен Тиррелл . [4] Однако из-за столкновения на первом круге с Джоном Тейлором на Flugplatz обе машины сошли с дистанции. [5] а Тейлор позже скончался в результате ожогов, полученных в результате аварии, после того как его машина загорелась. В 1967 году Икс снова выступил на Нюрбургринге на 1,6-литровом автомобиле F2 Matra MS7 -Cosworth, на котором также участвовал Тиррелл. [4] Несмотря на большую мощность автомобилей Формулы-1, только два гонщика квалифицировались быстрее, чем Икс: Денни Халм и Джим Кларк . Поскольку Икс выступал в отдельном классе F2, он стартовал позади всех машин Формулы-1, но за четыре круга 28-километровой трассы поднялся на пятое место, обогнав 12 машин Формулы-1. Он был вынужден сойти с дистанции после 12 кругов из-за поломки передней подвески, но показал самый быстрый круг среди бегунов Формулы-2. [4]

В Монце в 1967 году он дебютировал в Формуле-1 на Cooper T81B - Maserati , финишировав шестым, несмотря на прокол на последнем круге. Он также выступал за Купера на Гран-при США в Уоткинс-Глене, но сошел с дистанции на 45-м круге из-за перегрева. [4]

1968: Феррари

[ редактировать ]
Икс на Гран-при Голландии 1968 года .

В 1968 году Икс выступал в Формуле-1 за команду Ferrari . Он сошел с первых двух гонок, но на своей домашней гонке в Спа-Франкоршам стартовал с первого ряда и финишировал третьим. На Гран-при Франции в Руане он одержал свою первую победу под проливным дождем. Икс также финишировал третьим на Брэндс-Хэтче и четвертым на Нюрбургринге, проехав почти всю гонку под проливным дождем без козырька шлема. В Монце он финишировал третьим. В Канаде он разбился и сломал левую ногу во время тренировки, поэтому не стартовал, а также пропустил последующий Гран-при США . [4] Он вернулся как раз к финальной гонке сезона в Мексике . Икс набрал 27 очков в сезоне Формулы-1 1968 года, заняв четвертое место после Грэма Хилла , Джеки Стюарта и Халма.

1969: Брэбэм

[ редактировать ]

В 1969 году Икс переехал в Брэбэм , отчасти по инициативе команды Джона Уайера , для которой он добился значительных успехов в производстве спортивных автомобилей. Главный спонсор Уайера, компания Gulf Oil, стремилась сохранить его услуги, а не потерять его из-за . команды спортивных автомобилей Ferrari [4] Его первые результаты в Брэбэме были плохими, но после того, как Джек Брэбэм сломал ногу в результате несчастного случая на тестировании, результаты Икса улучшились: Алан Генри предполагает, что Икс выступал лучше, когда вся команда сосредоточилась на нем. [6] Икс финишировал третьим во Франции , вторым в Великобритании и выиграл в Канаде и Германии на Нюрбургринге, где он также занял поул-позицию и показал лучший результат на круге. [7] в последней гонке Формулы-1 перед «Рингом» сделали менее ухабистой и опасной. На Гран-при Мексики 1969 года Икс финишировал вторым и закончил год вторым в чемпионате мира среди пилотов после Стюарта. Он вернулся в команду «Феррари» в сезоне 1970 года, об этом шаге он думал еще со времен Гран-при Италии. [8]

1970–1973: Феррари

[ редактировать ]

у Икса начался неутешительно Как и в 1969 году, сезон 1970 года . На первом круге Гран-при Испании он столкнулся с BRM Джеки Оливера , и его машина загорелась. [7] Ему потребовалось не менее 20 секунд, чтобы покинуть горящую машину, и он был госпитализирован с тяжелыми ожогами. Через 17 дней он вернулся в свою машину на Гран-при Монако , где финишировал пятым, прежде чем сошел с дистанции из-за поломки карданного вала. [7] Машина начала улучшаться, и на Гран-при Германии (проводившемся в Хоккенхайме, поскольку его любимый Нюрбургринг был бойкотирован по соображениям безопасности) он боролся с Йохеном Риндтом за победу, но финишировал вторым. На Гран-при Австрии победу одержал Икс. В Монце Риндт погиб в результате несчастного случая во время квалификации. Икс был единственным гонщиком, имевшим шанс отобрать чемпионство у Риндта, который уже выиграл пять из девяти гонок в том сезоне, и осталось еще четыре. В Монце победу одержал товарищ по команде Ferrari Клэй Регаццони , а машина Икса сломалась. Бельгиец одержал победу в Канаде , и если бы он смог победить в оставшихся двух турнирах, он бы обогнал Риндта и выиграл бы чемпионат. Однако на Гран-при США в Уоткинс-Глене он финишировал только четвертым, а сменивший Риндта Эмерсон Фиттипальди одержал свою первую победу в карьере и, таким образом, был математически исключен из борьбы за чемпионство. Несмотря на победу в последней гонке в Мексике , Икс не смог превзойти общее количество очков Риндта. Позже Икс заявил в статье британского журнала в 2011 году: Motor Sport , что он рад, что не выиграл чемпионат мира 1970 года. Он не хотел побеждать человека, который не смог защитить свои шансы, имея в виду покойного Риндта. [9]

Джеки Икса Ferrari 312B2 (1971/72)

В 1971 году Икс и Феррари стартовали как фавориты, но чемпионство досталось Джеки Стюарту с новым Тирреллом . Ferrari традиционно начинала сезон, уделяя все внимание чемпионату спортивных автомобилей, а не Формуле-1, и этот факт уже заставил Джона Сёртиса уйти в середине сезона 1966 года. [ нужна ссылка ] Икс выиграл в Зандворте под дождем на мокрых шинах Firestone , в то время как у Стюарта не было шансов на своей Goodyear резине . После этого у него было много сходов, в то время как Стюарт одерживал одну победу за другой, несмотря на то, что Икс бросил ему хороший вызов на Нюрбургринге снова , где оба гонщика делили победы с 1968 по 1973 год. фаворитом Икса, в то время как Стюарт называл это «Зеленым адом», а также был движущей силой бойкота гонщиков 1970 года, который призвал немцев переработать схему трассы, построенной в 1927 году. Стюарт сказал, что единственная С тех пор изменилось то, что деревья стали больше. По запросу те, что возле трассы, были вырезаны и заменены небольшими площадками для стока и армко. Итак, шотландец и бельгиец боролись не только на трассе, но и вне трассы. Стюарт постоянно боролся за большую безопасность в Формуле-1, в то время как Икс считал, что таким образом этот вызов будет исключен из спорта.

Икс на своем Ferrari на Гран-при Нидерландов 1971 года.

В 1972 году Икс остался в Ferrari и финишировал вторым в Испании и Монако . После этого Ferrari заметили только после выхода на пенсию. Тем не менее, Икс снова стремился показать, что это его трасса, на Нюрбургринге , не оставив своему великому сопернику Стюарту никаких шансов. Что касается Стюарта год спустя и других чемпионов, таких как Хуан Мануэль Фанхио в 1957 году, оказалось, что последняя победа Икса в Формуле-1 пришлась на Нюрбургринг, где превосходные навыки вождения могли победить превосходную технику.

В 1973 году Ferrari 312B3 уже не была конкурентоспособной, и Иксу удалось занять только одно четвертое место на первом Гран-при сезона. Несмотря на успех своих спортивных автомобилей, на которых сам Икс одержал несколько побед, программа Формулы-1 итальянцев была превзойдена, и им даже пришлось пропустить некоторые гонки, особенно на Нюрбургринге. Это было неприемлемо для Икса, который покинул команду в середине сезона (после Гран-при Великобритании 1973 года , где он финишировал восьмым). [7] Вместо этого он участвовал в Гран-при Германии на Нюрбургринге на McLaren и занял третье место после всепобеждающих Тирреллов Стюарта и Франсуа Севера . Икс вернулся в Ferrari на Гран-при Италии в Монце, снова финишировав восьмым, но выступал за Williams на Гран-при США 1973 года в Уоткинс-Глене, заняв седьмое место. [7]

1974–1975: Лотос

[ редактировать ]
Икс на Гонке чемпионов 1974 года

Когда Икс подписал контракт с Team Lotus в 1974 году, его ждал трудный период. У Lotus были проблемы с заменой успешного, но устаревшего Lotus 72 (который дебютировал в 1970 году) на проблемный Lotus 76 , и в первых гонках чемпионата Иксу удалось занять лишь единственное третье место в Бразилии . Икс продемонстрировал, что он по-прежнему остается Мастером дождя, когда он выиграл гонку чемпионов вне чемпионата в Брэндс-Хэтче после того, как обогнал Ники Лауду на внешней стороне Паддок-Бенд. После Гран-при Бразилии его сезон ухудшился: Lotus-Ford сошел с дистанции в пяти гонках подряд, пока не финишировал на одиннадцатом месте в Зандворте . [7] Тем не менее, в середине сезона Икс немного восстановил форму, поднявшись на Гран-при Великобритании и финишировав уверенным третьим. Еще лучше он выступил на Гран-при Германии. Большую часть гонки Икс боролся за четвертое место со своим товарищем по команде Ронни Петерсоном , который использовал Lotus 76, привитый к задней части Lotus 72, Майком Хейлвудом на McLaren M23 и Йохеном Массом на Surtees, бегущим на его домашняя трасса на шинах Firestone, хорошо подходящих для этой трассы. Это была классическая дуэль на сложной трассе, где в 1974 году на половине трассы все еще не хватало армко. За два круга до конца Хейлвуд серьезно разбился, завершив свою карьеру на чемпионате мира. На последних двух кругах Икс приближался к Карлосу Ройтеманну , занявшему третье место , но на последнем круге Ронни Петерсон проскользнул мимо и занял 4-е место. В Австрии Икс, на этот раз на Lotus 76, продвинулся вперед, но ушел, пытаясь обогнать Депайлера на втором месте. В последних гонках года проблемы с шинами Goodyear, не подходящими для Lotus 72 и 76, означали, что Lotus не был конкурентоспособен.

1975 год стал для Lotus еще более катастрофическим, и Икс покинул команду в середине сезона, хотя ему удалось занять второе место в хаотичном Гран-при Испании , который был омрачен несчастными случаями и остановился на половине дистанции. Икс в целом квалифицировался примерно на 0,8 секунды медленнее, чем его товарищ по команде Петерсон. Икса уволили после Гран-при Франции 1975 года, пообещав, что Чепмен может снова нанять его, когда новый конкурентоспособный Lotus будет готов к гонкам. Икс не выступал в Формуле-1 до конца 1975 года.

Более поздняя карьера: 1976–1979 гг.

[ редактировать ]

Казалось, конец карьеры Икса близок. После того, как Фиттипальди покинул McLaren , считалось, что Икс, скорее всего, получит драйв. [ нужна ссылка ] но промоутер табачной компании Джон Хоган предпочел Джеймса Ханта . В 1976 году Икс начал сезон в команде Wolf-Williams Racing (тогда называвшейся «Frank Williams Racing Cars»), [10] но после трех гонок подписал контракт с новой командой Walter Wolf Racing , имевшей существенную финансовую поддержку со стороны Вольфа. Команда Wolf также использовала Wolf-Williams FW05 , который, по сути, представлял собой переименованный Hesketh 308C 1975 года и был неконкурентоспособным. Однако на « Гонке чемпионов » Икс боролся за лидерство с Хантом и Аланом Джонсом , когда у Икса оторвало забрало. В гонках чемпионата мира ему четыре раза не удавалось пройти квалификацию. [10] (впервые в своей карьере) добился некоторой респектабельности только благодаря 7-му месту в Испании и хорошему заезду на 10-е место из 19 финишировавших на Гран-при Франции на машине, которая, по оценке Джеймса Ханта и Криса Эймона , была хуже, чем бесполезный. Тем не менее, за большую плату от Вольфа Амон согласился поменяться приводами с Иксом, и Икс провел остаток сезона на быстром и хрупком автомобиле Ensign N176 в стиле Lotus, конструкция которого Амон потерпел ужасные поломки в Зольдере и на Гран-при Швеции . Большую часть Гран-при Голландии Икс двигался по полю, пробежав третий круг по скорости и на большинстве кругов являясь самой быстрой машиной в гонке. С более новым двигателем Cosworth Икс, вероятно, выиграл бы, но двигатель, который не обслуживался должным образом, вышел из строя за десять кругов до конца. В итальянской гонке Икс в последний раз ехал на соревновательном темпе Гран-при, когда он финишировал десятым, всего на 30 секунд отставая от победителя Ронни Петерсона , преследуя Карлоса Ройтемана на заводском Ferrari 312T2, занявшего девятое место. После серьезной аварии на Гран-при США в В Уоткинс-Глене , где ему посчастливилось выжить, получив лишь травму лодыжки, Икс участвовал в соревнованиях лишь время от времени. В 1977 году Икс участвовал только в одном Гран-при в Монако, где Энсин финишировал десятым. [10] занял только двенадцатое место В 1978 году он участвовал в четырех Гран-при, снова за Ensign, но в Зольдере . [10] На Гран-при Швеции в Андерсторпе Икс не смог пройти квалификацию. [10]

В 1979 году он завершил карьеру гонщика Гран-при в Лижье , заменив травмированного Патрика Депайлера . [4] набрал пятое и шестое места, но нашел машины с эффектом земли опасными и сбивающими с толку, плохо подходящими для его конкретного стиля. За пределами Формулы-1 Икс продолжал выигрывать гонки в различных сериях спортивных автомобилей, на которых он решил сосредоточиться исключительно.

Гонки на выносливость

[ редактировать ]
Gulf Ford GT40 Икса, победитель гонки «24 часа Ле-Мана» 1969 года.
Ford GT40 Икса, победитель гонки «24 часа Ле-Мана» 1969 года.

В 1966 году Икс объединился с Хубертом Хане на BMW 2000TI, чтобы выиграть гонку на выносливость «24 часа Спа» в своей родной Бельгии. В 1967 году Икс выиграл 1000-километровую гонку в Спа вместе с Диком Томпсоном M1 в ливрее Персидского залива на автомобиле JW Automotive Mirage . [11] В 1968 году Икс выиграл шестичасовую гонку на выносливость Брэндс-Хэтч в партнерстве с Брайаном Редманом на автомобиле Уайера Джона Ford GT40 Mk1 . Икс выигрывал гонку Brands еще трижды: в 1972 году за Ferrari вместе с Марио Андретти и в 1977 и 1982 годах за рулем Porsche с Йохеном Массом и Дереком Беллом соответственно.

Ferrari 512S : Икс управлял этой моделью во время « 24 часов Ле-Мана» 1970 года .

Икс выиграл « 24 часа Ле-Мана» 1969 года , свою первую победу в этой гонке. В этой гонке в Ле-Мане также впервые появился Porsche 917 , который считался фаворитом. Ford GT40, на котором Икс ездил с Джеки Оливером , в то время казался устаревшим автомобилем, уступавшим по характеристикам не только новому Porsche 917, но и более старому Porsche 908 и новому поколению 3-литровых прототипов от Ferrari , Matra и Alfa Romeo .

Икс в 1975 году в Спа

Поскольку Икс был против традиционного старта Ле-Мана, который он считал опасным, он медленно пересек трассу к своей машине, вместо того, чтобы бежать. Он тщательно пристегнул ремень безопасности и, таким образом, начал гонку последним, преследуя поле. На первом круге частный гонщик Джон Вулф , не успевший пристегнуться, попал в аварию со смертельным исходом на своем новом мощном 917.

В ходе гонки автомобили Porsche 917 оказались ненадежными, и ни одна из них не финишировала. Последние четыре часа гонки превратились в дуэль между Porsche 908 Ханса Херрманна / Жерара Ларрусса и Ford GT-40 Икса/Оливера. В течение последнего часа Икс и Херрманн постоянно обгоняли друг друга, Porsche был быстрее на прямых из-за меньшего аэродинамического сопротивления, но их снова обгоняли при торможении, поскольку тормозные колодки были изношены, и команда считала, что у них осталось недостаточно времени, чтобы измените их. Икс выиграл гонку с наименьшим преимуществом за всю историю соревнований: между двумя машинами было менее 120 ярдов (110 м), несмотря на то, что на старте он намеренно потерял большую дистанцию. Он также выиграл дело за безопасность: с 1970 года все гонщики могли начинать гонку, сидя в своих машинах, с правильно затянутыми ремнями.

В последующие годы Икс шесть раз выиграл рекордные 24-часовые гонки в Ле-Мане, став известным как «Мсье Ле-Ман». Три победы были одержаны с Дереком Беллом : это сотрудничество станет одним из самых легендарных. В 2005 году Том Кристенсен превзошел рекорд Икса, и когда Кристенсен объявил о своем предложении завершить карьеру в конце сезона 2014 года. [12] одержал девять побед.

Икса Rothmans Porsche 956

С 1976 года он был заводским гонщиком Porsche и их новых гоночных автомобилей с турбонаддувом, 935 и особенно спортивного автомобиля 936 , на котором он трижды побеждал в Ле-Мане. Эти поездки, а также неудачные попытки в 1978 году, часто под дождем и ночью, были одними из лучших за всю историю. Икс считает гонку «24 часа Ле-Мана» 1977 года своей любимой победой за все время. Выйдя из гонки ранее на другом Porsche 936, который он делил с Анри Пескароло , команда пересадила его на машину Юргена Барта и Херли Хейвуда , занимавшую 42-е место. Икс наверстал пропущенные круги и возглавил гонку к раннему утру, но у него возникла механическая проблема, из-за которой машина выехала на пит-стоп. Механики решили проблему, отключив один цилиндр, и Икс выиграл гонку. Однако победа в 1982 году пришла с новой, превосходной моделью Porsche 956 , которая принесла ему два титула чемпиона мира по гонкам на выносливость – в 1982 и 1983 годах.

В 1983 году Икс был лидером команды Porsche, но новый товарищ по команде оказался быстрее его: молодой немец Стефан Беллоф установил новые рекорды круга на Нюрбургринге в последней в истории гонке спортивных автомобилей, проходившей на оригинальной конфигурации любимой трассы Икса. Как оказалось, Икс и Беллоф позже оказались вовлечены в противоречивые события.

В 1984 году Икс работал директором гонок Формулы-1 в Монако. Он остановил гонку на половине дистанции из-за сильного дождя, как раз в тот момент, когда лидера Алена Проста догнали молодые Айртон Сенна и Беллоф. Таким образом, Прост выиграл гонку, но получил за победу только половину очков (4,5); Впоследствии француз проиграл на чемпионате мира 1984 года товарищу по McLaren команде Ники Лауде с разницей в пол-очка.

В 1985 году Икс снова связался с Беллофом, но с фатальными последствиями. Беллоф участвовал в гонках на частном Porsche, ожидая присоединения к Ferrari в 1986 году, которая обещала ему место после выступления в Монако, аналогично тому, что они сделали для Лауды после того, как он превзошел там Икса в 1973 году. В Спа, домашней трассе Икса, Молодой немец на личном Porsche 956 Вальтера Бруна пытался обогнать опытного бельгийца на заводском Porsche 962 за первое место, отставая от Икса на три круга. На углу Eau Rouge Беллоф попытался пройти слева, но Икс повернул налево с правой стороны при въезде в Eau Rouge, и они столкнулись и разбились, Беллоф умер через час после того, как врезался в барьер в части « Raidillon ». с трассы в лоб, а Икс был потрясен, но не пострадал. В конце сезона он ушел из профессиональных кольцевых гонок.

24 часа побед в Ле-Мане

[ редактировать ]

Другие расы

[ редактировать ]
Гоночный автомобиль Ford XC Falcon Hardtop Group C — автомобиль-победитель гонок Moffat/Ickx 1977 года Hardie Ferodo 1000

добился победы Икс также вместе с Алланом Моффатом на гонке Hardie-Ferodo 1000 1977 года в Австралии, став последним дебютантом, выигравшим гонку до 2011 года, когда Ник Перкат повторил этот подвиг в партнерстве с двукратным победителем Гартом Тандером . Победа на Bathurst 1000 была одержана на туристическом автомобиле Ford XC Falcon Group C, произведенном в Австралии с ограниченными модификациями для гонок. После нескольких дней тренировок на машине, на которой он никогда раньше не водил, он показал время круга такое же или быстрее, чем гонщики, которые больше ничего не водили и которые были знакомы с трассой. [ нужна ссылка ]

В 1979 году в недавно возрожденной серии Can-Am для переделанных автомобилей Формулы 5000 с крытыми колесами Икс победил сильного соперника Кеке Росберга , Эллиота Форбса-Робинсона и Бобби Рэхала . Новичок Формулы-1 Росберг яростно управлял своей машиной Can Am, но часто сходил с трассы, пытаясь соответствовать темпу Икса, который решительно выиграл серию в финале сезона в Риверсайде . В прошлые выходные на опасной и холмистой Лагуна Сека трассе недалеко от Монтерея Икс решил вести гонку консервативно, а не гоняться за лидерами Форбсом-Робинсоном и Росбергом, но фильм гонки показывает жестокий характер этого позднего поколения гонок Can Am. Икс не вернулся, чтобы защищать свой титул в следующем сезоне.

Одна из его других побед в Ле-Мане, когда он не был водителем, произошла, когда он консультировал команду Oreca , которая управляла Mazda 787B для Mazdaspeed в 1991 году . Икс также был выбран для участия в 1978 и 1984 годов Международной гонке чемпионов .

Хотя он никогда раньше не водил серийный автомобиль , Икс участвовал в гонках Daytona 500 1969 года на автомобиле, принадлежавшем Джуниору Джонсону . За несколько дней до гонки Икс разбил машину во время тренировки, и хотя он не пострадал, машина была повреждена и не подлежала ремонту. Единственная резервная машина команды понадобилась возможному победителю гонки Лирою Ярбро , поэтому у Икса не было возможности участвовать в гонках. [13]

После того, как он завершил свою профессиональную гоночную карьеру, он продолжил участвовать в ралли Париж-Дакар даже соревнуясь с дочерью Ваниной , в последние годы . Он выиграл соревнование в 1983 году за рулем Mercedes-Benz G-Class . [14] В настоящее время он участвует в исторических мероприятиях в качестве гонщика, таких как Фестиваль скорости в Гудвуде и «История Монтерея» , обычно от имени Porsche и Ferrari . Он по-прежнему является секретарем трассы Гран-при Монако и по-прежнему проживает в Брюсселе .

Награды и почести

[ редактировать ]
Икс на марке Аджмана 1971 года

Украшения

[ редактировать ]

Личная жизнь

[ редактировать ]
Икс в 2007 году

Джеки Икс женат на певице Хадже Нин . Пара была гостями на свадьбе принца Монако Альберта и Шарлин Уиттсток в июле 2011 года. [28] Икс стал жителем Монако в начале 1980-х годов. [29]

Отец Икса Жак Икс (1910–1978) и старший брат Паскаль Икс (1937 г.р.) были автогонщиками. [30] Его дочь Ванина Икс (от первого брака с Кэтрин Икс ) пошла по стопам отца и тоже стала автогонщиком.

Гоночный рекорд

[ редактировать ]

Краткое описание карьеры

[ редактировать ]
Сезон Ряд Команда Гонки Победы поляки Ф/кругов Подиумы Очки Позиция
1966 Формула-1 Тирреллская гоночная организация 1 0 0 0 0 0 Северная Каролина
24 часа Ле-Мана Эссексская проволочная корпорация 1 0 0 0 0 Н/Д ДНФ
Британский чемпионат седанов Команда Лотос 4 0 0 0 1 20 12-е
Британский чемпионат седанов - класс C 4 1 0 1 3 20 3-й
1967 Европейская Формула Два Тирреллская гоночная организация 8 1 2 3 4 45 1-й
Чемпионат мира по спортивным автомобилям JW Автомобильный 3 1 0 0 1 10 Северная Каролина
Формула-1 Купер Автомобильная Компания 2 0 0 0 0 1 21 ул.
Тирреллская гоночная организация 1 0 0 0 0
24 часа Ле-Мана JW Автомобильный 1 0 0 0 0 Н/Д ДНФ
Британский чемпионат седанов Команда Лотос 3 0 0 0 2 16 15-е место
Британский чемпионат седанов - класс C 3 2 0 1 2 16 4-й
1968 Формула-1 Скудерия Феррари 9 1 1 0 4 27 4-й
Чемпионат мира по спортивным автомобилям JW Автомобильный 4 3 0 1 4 28 Северная Каролина
Европейская Формула Два Скудерия Феррари 2 0 0 0 0 0 Северная Каролина
1969 Формула-1 ООО «Мотор Рейсинг Девелопментс» 11 2 2 3 5 37 2-й
Чемпионат мира по спортивным автомобилям JW Автомобильный 2 2 0 0 2 16 Северная Каролина
24 часа Ле-Мана 1 1 0 0 1 Н/Д 1-й
Европейская Формула Два Александр де Томазо 1 0 0 0 0 0 Северная Каролина
1970 Формула-1 Скудерия Феррари 13 3 4 5 5 40 2-й
Чемпионат Европы Формулы-2 Баварский моторный завод 5 1 1 1 2 0 Северная Каролина
Чемпионат мира по спортивным автомобилям Скудерия Феррари 4 0 1 0 2 12 Северная Каролина
24 часа Ле-Мана 1 0 0 0 0 Н/Д ДНФ
1971 Формула-1 Скудерия Феррари 11 1 2 2 3 19 4-й
Чемпионат мира по спортивным автомобилям 7 0 2 1 1 6 Северная Каролина
1972 Формула-1 Скудерия Феррари 12 1 4 3 4 27 4-й
Чемпионат мира по спортивным автомобилям 9 6 3 4 7 136 Северная Каролина
1973 Формула-1 Скудерия Феррари 10 0 0 0 0 12 9-е
Ярдли Макларен Команда 1 0 0 0 1
Гоночные автомобили Фрэнка Уильямса 1 0 0 0 0
Чемпионат мира по спортивным автомобилям Скудерия Феррари 9 2 1 0 6 94 Северная Каролина
24 часа Ле-Мана 1 0 0 0 0 Н/Д ДНФ
1974 Формула-1 Джон Плейер Team Lotus 15 0 0 0 2 12 10-е место
Чемпионат мира по спортивным автомобилям Из машины 3 0 0 1 1 55 Северная Каролина
Экипе Гитанес 1 1 0 1 1
JW Автомобильный 1 0 0 0 1
БМВ Автоспорт 1 0 0 0 0
1975 Формула-1 Джон Плейер Team Lotus 9 0 0 0 1 3 16-е
Чемпионат мира по спортивным автомобилям Гоночная команда Вилли Каусена 2 0 1 1 2 30 Северная Каролина
24 часа Ле-Мана Компания Gulf Research Racing Co. 1 0 0 0 1 Н/Д 1-й
1976 Чемпионат мира среди производителей Система Martini Racing Porsche 6 3 5 4 4 73 Северная Каролина
Чемпионат мира по спортивным автомобилям 4 3 1 0 4 80 Северная Каролина
Формула-1 Прапорщик команды 4 0 0 0 0 0 Северная Каролина
Гоночные автомобили Фрэнка Уильямса 2 0 0 0 0
Уолтер Вольф Рэйсинг 2 0 0 0 0
24 часа Ле-Мана Система Martini Racing Porsche 1 0 0 0 1 Н/Д 1-й
1977 Чемпионат мира среди производителей Система Martini Racing Porsche 7 3 6 2 3 60 Северная Каролина
24 часа Ле-Мана 1 1 0 1 1 Н/Д 1-й
Формула-1 Команда Tissot Ensign с Castrol 1 0 0 0 0 0 Северная Каролина
1978 Чемпионат мира по спортивным автомобилям Система Martini Racing Porsche 3 1 2 1 1 35 Северная Каролина
Макс Мориц 1 0 0 0 1
Формула-1 команды Tissot Прапорщик 3 0 0 0 0 0 Северная Каролина
24 часа Ле-Мана Система Martini Racing Porsche 1 0 1 0 1 Н/Д 2-й
1979 Формула-1 Лижье- Житанес 8 0 0 0 0 3 16-е
Кан-Ам Гоночная команда Карла А. Хааса 5 5 0 2 5 0 1-й
Чемпионат мира по спортивным автомобилям Георг Лоос 3 0 0 0 2 30 Северная Каролина
24 часа Ле-Мана Эссекс Моторспорт Порше 1 0 0 1 0 Н/Д ДНФ
1980 24 часа Ле-Мана Команда Liqui Moly Martini Racing 1 0 0 1 1 Н/Д 2-й
1981 24 часа Ле-Мана система Порше 1 1 1 0 1 Н/Д 1-й
1982 Чемпионат мира по спортивным автомобилям Система Ротманс Порше 5 4 3 1 5 95 1-й
24 часа Ле-Мана система Порше 1 1 1 0 1 Н/Д 1-й
1983 Чемпионат мира по спортивным автомобилям Ротманс Порше 7 2 2 1 6 97 1-й
1984 Чемпионат мира по спортивным автомобилям Ротманс Порше 8 2 0 0 6 104 3-й
1985 Чемпионат мира по спортивным автомобилям Ротманс Порше 10 3 2 0 5 101 3-й

Квалифицированные пилоты не имеют права на получение очков чемпионата Европы по Формуле-2.

Полные результаты чемпионата Британских седанов

[ редактировать ]

( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг.)

Год Команда Машина Сорт 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Поз. оч Сорт
1966 Команда Лотос Форд Кортина Лотус С SNE ИДТИ SIL
4
ПЛАКАТЬ
3†
БРХ
5
БРХ ОЛЛ БРХ
Верно
12-е 20 3-й
1967 Команда Лотос Форд Кортина Лотус С БРХ SNE SIL SIL ТОЛЬКО
3†
SIL SIL БРХ
2
ОЛЛ
Верно†
БРХ 15-е место 16 4-й
Источник: [31]

† События с двумя гонками для разных классов.

Полные результаты чемпионата мира Формулы-1

[ редактировать ]

( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)

Год Абитуриент Шасси Двигатель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 МЦД оч
1966 Тирреллская гоночная организация Матра MS5 (F2) Форд Косворт SCA 1.0 L4 МОЙ БЕЛ ОТ Великобритания ВНИЗ ДАВАТЬ
Верно
ОНА олень МЕКСИКА Северная Каролина 0
1967 Тирреллская гоночная организация Матра MS5 (F2) Форд Косворт ФВА 1.6 L4 ЮАР МОЙ ВНИЗ БЕЛ ОТ Великобритания ДАВАТЬ
Верно
МОЖЕТ 21 ул. 1
Купер Автомобильная Компания Купер Т81Б Мазерати 10/F1 3.0 V12 ОНА
6
Купер Т86 олень
Верно
МЕКСИКА
1968 Scuderia Ferrari SpA SEFAC Феррари 312/67 Феррари 242 3.0 V12 ЮАР
Верно
4-й 27
Феррари 312/68 Феррари 242C 3.0 V12 ESP
Верно
МОЙ ВНИЗ
4
ОТ
1
Великобритания
3
ДАВАТЬ
4
ОНА
3
МОЖЕТ
DNS
олень
Феррари 312/67/68 Феррари 242 3.0 V12 БЕЛ
3
МЕКСИКА
Верно
1969 ООО «Мотор Рейсинг Девелопментс» Брэбэм BT26A Форд Косворт DFV 3.0 V8 ЮАР
Верно
ESP
6
МОЙ
Верно
ВНИЗ
5
ОТ
3
Великобритания
2
ДАВАТЬ
1
ОНА
10
МОЖЕТ
1
олень
Верно
МЕКСИКА
2
2-й 37
1970 Scuderia Ferrari SpA SEFAC Феррари 312Б Феррари 001 3.0 F12 ЮАР
Верно
ESP
Верно
МОЙ
Верно
БЕЛ
8
ВНИЗ
3
ОТ
Верно
Великобритания
Верно
ДАВАТЬ
2
АВТОМОБИЛЬ
1
ОНА
Верно
МОЖЕТ
1
олень
4
МЕКСИКА
1
2-й 40
1971 Scuderia Ferrari SpA SEFAC Феррари 312Б Феррари 001 3.0 F12 ЮАР
8
ESP
2
ОНА
Верно
олень
Верно
4-й 19
Феррари 312B2 Феррари 001/1 3.0 F12 МОЙ
3
ВНИЗ
1
ОТ
Верно
Великобритания
Верно
ДАВАТЬ
Верно
АВТОМОБИЛЬ
Верно
МОЖЕТ
8
1972 Scuderia Ferrari SpA SEFAC Феррари 312B2 Феррари 001/1 3.0 F12 АРГ
3
ЮАР
8
ESP
2
МОЙ
2
БЕЛ
Верно
ОТ
11
Великобритания
Верно
ДАВАТЬ
1
АВТОМОБИЛЬ
Верно
ОНА
Верно
МОЖЕТ
12
олень
5
4-й 27
1973 Scuderia Ferrari SpA SEFAC Феррари 312B2 Феррари 001/1 3.0 F12 АРГ
4
ХОРОШИЙ
5
ЮАР
Верно
9-е 12
Феррари 312B3 Феррари 001/11 3.0 F12 ESP
12
БЕЛ
Верно
МОЙ
Верно
Швеция
6
ОТ
5
Великобритания
8
ВНИЗ ОНА
8
МОЖЕТ
Ярдли Макларен Команда Макларен М23 Форд Косворт DFV 3.0 V8 ДАВАТЬ
3
АВТОМОБИЛЬ
Гоночные автомобили Фрэнка Уильямса Изо – Мальборо, ИК Форд Косворт DFV 3.0 V8 олень
7
1974 Джон Плейер Team Lotus Лотус 72Э Форд Косворт DFV 3.0 V8 АРГ
Верно
ХОРОШИЙ
3
МОЙ
Верно
Швеция
Верно
ВНИЗ
11
ОТ
5
Великобритания
3
ДАВАТЬ
5
МОЖЕТ
13
олень
Верно
10-е место 12
Лотос 76 ЮАР
Верно
ESP
Верно
БЕЛ
Верно
АВТОМОБИЛЬ
Верно
ОНА
Верно
1975 Джон Плейер Team Lotus Лотус 72Э Форд Косворт DFV 3.0 V8 АРГ
8
ХОРОШИЙ
9
ЮАР
12
ESP
2
МОЙ
8
БЕЛ
Верно
Швеция
15
ВНИЗ
Верно
ОТ
Верно
Великобритания ДАВАТЬ АВТОМОБИЛЬ ОНА олень 16-е 3
1976 Гоночные автомобили Фрэнка Уильямса Вольф-Уильямс FW05 Форд Косворт DFV 3.0 V8 ХОРОШИЙ
8
ЮАР
16
И Т. Д
DNQ
Северная Каролина 0
Уолтер Вольф Рэйсинг ESP
7
БЕЛ
DNQ
МОЙ
DNQ
Швеция ОТ
10
Великобритания
DNQ
ДАВАТЬ АВТОМОБИЛЬ
команды Tissot Прапорщик Прапорщик N176 ВНИЗ
Верно
ОНА
10
МОЖЕТ
13
олень
Верно
Япония
1977 Команда Tissot Ensign с Castrol Прапорщик N177 Форд Косворт DFV 3.0 V8 АРГ ХОРОШИЙ ЮАР И Т. Д ESP МОЙ
10
БЕЛ Швеция ОТ Великобритания ДАВАТЬ АВТОМОБИЛЬ ВНИЗ ОНА олень МОЖЕТ Япония Северная Каролина 0
1978 команды Tissot Прапорщик Прапорщик N177 Форд Косворт DFV 3.0 V8 АРГ ХОРОШИЙ ЮАР И Т. Д МОЙ
Верно
БЕЛ
12
ESP
Верно
Швеция
DNQ
ОТ Великобритания ДАВАТЬ АВТОМОБИЛЬ ВНИЗ ОНА олень МОЖЕТ Северная Каролина 0
1979 Лижье- Житанес Лижье JS11 Форд Косворт DFV 3.0 V8 АРГ ХОРОШИЙ ЮАР И Т. Д ESP БЕЛ МОЙ ОТ
Верно
Великобритания
6
ДАВАТЬ
Верно
АВТОМОБИЛЬ
Верно
ВНИЗ
5
ОНА
Верно
МОЖЕТ
Верно
олень
Верно
16-е 3
Источник: [32] [33]

Полные результаты Формулы-1 вне чемпионата

[ редактировать ]

( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)

Год Абитуриент Шасси Двигатель 1 2 3 4 5 6 7 8
1967 Матра Спорт Матра MS5 (F2) Форд Косворт ФВА 1.6 L4 РПЦ
Верно
НПЦ ИНТ. СЭР
Тирреллская гоночная организация ОЛЛ
Верно
ESP
6
1968 Scuderia Ferrari SpA SEFAC Феррари 312/67 Феррари 242 3.0 V12 РПЦ
8
Феррари 312/68 Феррари 242C 3.0 V12 ИНТ.
4
ОЛЛ
Верно
1969 ООО «Мотор Рейсинг Девелопментс» Брэбэм BT26A Форд Косворт DFV 3.0 V8 РПЦ
Верно
ИНТ.
4
БЕЗУМНЫЙ ОЛЛ
1
1971 Scuderia Ferrari SpA SEFAC Феррари 312Б Феррари 001 3.0 F12 АРГ РПЦ ЧТО
11
СПР ИНТ. СЛИШКОМ
1
ОЛЛ ВИК
1974 Джон Плейер Team Lotus Лотус 72Э Форд Косворт DFV 3.0 V8 ПРЕДВАРИТЕЛЬНО РПЦ
1
ИНТ.
1975 Джон Плейер Team Lotus Лотус 72Э Форд Косворт DFV 3.0 V8 РПЦ
4
ИНТ. СУИ
1976 Гоночные автомобили Фрэнка Уильямса Вольф-Уильямс FW05 Форд Косворт DFV 3.0 V8 РПЦ
3
ИНТ.
Верно
1978 команды Tissot Прапорщик Прапорщик N177 Форд Косворт DFV 3.0 V8 ИНТ.
Верно
Источник: [32]

Полные результаты чемпионата Европы Формулы-2

[ редактировать ]

( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)

Год Абитуриент Шасси Двигатель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Поз. оч
1967 Тирреллская гоночная организация Матра MS5 Форд SNE
DNQ
SIL
7
СВЕТ
3
ХОК
10
Я буду
1
ПЕР
3
БРХ
5
1-й 45
Матра MS7 ДЛИНА
5
БАНКА ВАЛ
1
1968 Скудерия Феррари Феррари 166 Феррари ХОК ТРР БАНКА PAL
Верно
ДЛИНА Я буду ПЕР
6
ХОК ВАЛ Северная Каролина 0
1969 Александр де Томазо Де Томазо 103 Форд ТРР ХОК СВЕТ БАНКА ДЛИНА ПЕР
Верно
ВАЛ Северная Каролина 0
1970 Баварский моторный завод БМВ 270 BMW ТРР
6
ХОК БАР РУ
4
ПЕР
3
ДЛИНА
1
ИМО
Верно
ХОК Северная Каролина 0
Источник: [32]

Квалифицированные пилоты не имеют права на получение очков чемпионата Европы по Формуле-2.

Полные результаты «24 часов Ле-Мана»

[ редактировать ]
Год Команда штурманы Машина Сорт Круги Поз. Сорт
поз.
1966 Соединенные Штаты Эссексская проволочная корпорация Германия Йохен Неерпаш Форд GT40 Мк.I С
5.0
154 ДНФ ДНФ
1967 Великобритания Джон Уайер, автомобильная инженерия Австралия Брайан Мьюир Мираж М1- Форд П
+5.0
29 ДНФ ДНФ
1969 Великобритания Джон Уайер, автомобильная инженерия Великобритания Джеки Оливер Форд GT40 Мк.I С
5.0
372 1-й 1-й
1970 Италия СпА Феррари СЕФАК Швейцария Питер Шетти Феррари 512 С С
5.0
142 ДНФ ДНФ
1973 Италия СпА Феррари СЕФАК Великобритания Брайан Редман Феррари 312ПБ С
3.0
332 ДНФ ДНФ
1975 Великобритания Компания Gulf Research Racing Co. Великобритания Дерек Белл Мираж GR8- Форд Косворт С
3.0
336 1-й 1-й
1976 Германия Система Martini Racing Porsche Нидерланды Гийс ван Леннеп Порше 936 С
3.0
349 1-й 1-й
1977 Германия Система Martini Racing Porsche Германия Юрген Барт
Соединенные Штаты Херли Хейвуд
Порше 936/77 С
+2.0
342 1-й 1-й
1978 Германия Система Martini Racing Porsche Франция Боб Волк
Германия Юрген Барт
Порше 936/78 С
+2.0
364 2-й 2-й
1979 Германия Эссекс Моторспорт Порше Великобритания Брайан Редман
Германия Юрген Барт
Порше 936 С
+2.0
200 ДНФ ДНФ
1980 Германия Команда Liqui Moly Martini Racing Германия Рейнхольд Йост Порше 908/80 С
+2.0
336 2-й 2-й
1981 Германия система Порше Великобритания Дерек Белл Порше 936 С
+2.0
354 1-й 1-й
1982 Германия Система Ротманс Порше Великобритания Дерек Белл Порше 956 С 359 1-й 1-й
1983 Германия Ротманс Порше Великобритания Дерек Белл Порше 956 С 370 2-й 2-й
1985 Германия Ротманс Порше Германия Йохен Масс Порше 962 С С1 348 10-е место 10-е место
Источник: [34]

Полные результаты Bathurst 1000

[ редактировать ]
Год Команда штурманы Машина Сорт Круги Поз. Сорт
поз.
1977 Австралия Дилеры Моффат Форд Канада Аллан Моффат Ford XC Falcon GS500 Хардтоп 3001 куб.см – 6000 куб.см 163 1-й 1-й
1978 Австралия Дилеры Моффат Форд Канада Аллан Моффат Форд XC Сокол Кобра А 81 ДНФ ДНФ

Результаты ралли Дакар

[ редактировать ]
Год Сорт Транспортное средство Позиция Этапы выиграны
1981 Автомобили Франция Ситроен ДНФ 1
1982 Германия Мерседес 5-е место 7
1983 1-й 5
1984 Германия Порше 6-е место 9
1985 ДНФ 1
1986 2-й 1
1987 Советский Союз Перец ДНФ 0
1988 38-е место 0
1989 Франция Пежо 2-й 3
1990 Советский Союз Перец 7-е место 1
1991 Франция Ситроен ДНФ 1
1992 6-е место 0
1993 не вошел
1994
1995 Автомобили Япония Тойота 18-е 0
1996 не вошел
1997
1998
1999
2000 Автомобили Япония Мицубиси 18-е 0

Полные результаты канадско-американского Кубка вызова

[ редактировать ]

( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)

Год Команда Машина Двигатель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Поз. Очки
1979 Гоночная команда Карла А. Хааса Лола T333CS Шевроле V8 АТЛ
2
ЦЛТ
1
нет
1
МДО ВГЛ
8
ДЛИННЫЙ
1
ХОРОШИЙ
1
CTR
13
ЛАГ
8
РИВ
1
1-й 51
Источник: [35]

Фильмы и книги

[ редактировать ]
Фильмы
  • Гран-при: «Убийственные годы» Ричарда Хипа: 2011 г.
  • Честно говоря... Джеки Икс, автор Филип Селкирк: 2011 г.
  • 1: Жизнь на пределе , Пол Краудер: 2013 г.
Книги
  • Генри, Алан (1985). Brabham, Гран-при Автомобили . Скопа. ISBN  0-905138-36-8 .
  • Ван Влит, Пьер (2014). Джеки Икс . Каннибал. ISBN  9789491376139 .
  • Хьювинк, Эд (2014). Джеки Икс: Гораздо больше, чем «Мистер Ле-Ман» / «Мистер Ле-Ман», и многое другое . McKlein Media GmbH & Co. ISBN  978-3927458741 .
  • Гратон, Филипп (2015). Vaillant & Ickx, полная версия 3 . Ле Суар-Дюпюи. ISBN  9782800164953 .
  • Дюгомье (2016). Джеки Икс — Том 01: Мастер дождя . Гленат. ISBN  978-2344011812 .
  • Дюгомье (2020). Джеки Икс - Том 02: Мсье Ле-Ман . Гленат. ISBN  978-2344019238 .
  • Солтинсталл, Джон (2023). Джеки Икс - История его официальных соревнований . Евро Паблишинг Лимитед. ISBN  9781910505809 .
[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Водитель 24 часов Ле-Мана: Жак Бернар Эдмон Мартин Генри Икс» . www.24h-en-piste.com (на французском языке) . Проверено 3 июля 2023 г.
  2. ^ «Результаты Гран-при Метте» . Racingmemo.free.fr . Проверено 10 марта 2023 г.
  3. ^ Джонс, Роберт Ф. «Старый прочный мотокросс» . si.com . Проверено 11 марта 2019 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Стив Смолл (1994). Полный Гран-при Книги Гиннесса «Кто есть кто» . Гиннесс. п. 196. ИСБН  0851127029 .
  5. ^ «Результаты Гран-при: Гран-при Германии, 1966 год» . grandprix.com . Проверено 14 сентября 2016 г.
  6. Генри (1985), стр.85 «Интересно, что несколько непредсказуемый бельгиец превосходно оказался на высоте и, казалось, был способен показать более впечатляющую форму, когда усилия были сосредоточены исключительно на нем, а не разделены с боссом».
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стив Смолл (1994). Полный Гран-при Книги Гиннесса «Кто есть кто» . Гиннесс. п. 197. ИСБН  0851127029 .
  8. ^ Генри (1985) стр.89
  9. ^ Тейлор, Саймон (октябрь 2011 г.). «Обед с… Джеки Иксом» . Журнал «Автоспорт» . Архивировано из оригинала 19 декабря 2014 года . Проверено 2 декабря 2014 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и Стив Смолл (1994). Полный Гран-при Книги Гиннесса «Кто есть кто» . Гиннесс. п. 198. ИСБН  0851127029 .
  11. ^ «Спа 1967, 1000 км» . «Автоспорт» База данных журнала . Проверено 3 октября 2019 г.
  12. ^ Уоткинс, Гэри (19 ноября 2014 г.). «Легенда Ле-Мана Том Кристенсен объявляет о завершении карьеры» . АВТОСПОРТ.com . Проверено 4 января 2015 г.
  13. ^ Смайл, Дон. «Джеки Икс: Забытая раса» . Национальные новости скоростного спорта . ООО «Терн 3 Медиа» . Проверено 6 ноября 2014 г.
  14. ^ «История Mercedes-Benz G-Класса» . Эдмундс . Проверено 7 августа 2012 г.
  15. ^ «Красные львы» сменили Нину Дерваль, выиграв Национальный трофей за спортивные заслуги» (на голландском языке). Стандарт . 7 ноября 2019 г.
  16. ^ «Спортсмен года Пальмарес» (на голландском языке). Стандарт. 18 декабря 2011 г.
  17. ^ «4 ЧАСА ЛЕ-МАНА – ШЕСТЬ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ НУЖНО ЗНАТЬ О ДЖЕКИ ИКС» . www.24h-lemans.com . 2 октября 2020 г.
  18. ^ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ: ПАЛЬМАРЕС 2012» . www.24h-lemans.com (на французском языке). 30 января 2013 г.
  19. ^ «Джеки Икс получает «спортивный Оскар» » . Последние новости (на голландском языке). 3 декабря 2017 г.
  20. ^ «Autosport Awards: Джеки Икс удостоен награды за заслуги перед жизнью» . www.24h-lemans.com . 3 декабря 2018 г.
  21. ^ «Новости и история 24 часов Ле-Мана от Maison Blanche » . www.maisonblanche.co.uk . Проверено 22 августа 2022 г.
  22. ^ админ. «Джеки Икс» . Международный зал славы автоспорта . Проверено 22 августа 2022 г.
  23. ^ «Ваш рейтинг десяти величайших спортсменов Бельгии» . RTBF (на французском языке). 30 января 2014 г.
  24. ^ «Porsche Belgian Legend Edition» .
  25. ^ «Икс, Джеки - Спортивные автомобили - 2020 | Призывники | Зал славы» . www.mshf.com . Проверено 22 августа 2022 г.
  26. ^ «Брюссельский регион вручает Джеки Иксу «бронзовую награду» (на французском языке). www.rtbf.be. 4 декабря 2014 года . Проверено 28 мая 2024 г.
  27. ^ «Компания Chopard чтит память Джеки Икса» . Архивировано из оригинала 9 февраля 2012 года . Проверено 12 декабря 2007 г.
  28. ^ «Джеки Икс и его жена Хаджа Нин покидают отель «Эрмитаж» для участия в королевской свадьбе принца Монако Альберта II и Шарлин Уиттсток в главном дворе 2 июля 2011 года в Монако, Монако» .
  29. ^ Дэвид Чаппелл. «Икс ищет последовательности на пути к Дакару», The Times , Лондон, 9 января 1991 г.
  30. ^ «Джеки Икс» .
  31. ^ де Йонг, Фрэнк. «Чемпионат Великобритании по седанам» . История автомобильных гонок 1952-1993 гг . Проверено 2 октября 2022 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б с «Джеки Икс – Биография» . Журнал «Моторспорт» . Проверено 29 января 2019 г.
  33. ^ «Найдено 154 результатов по запросу Джеки Икс» . Старые гоночные автомобили . Проверено 29 января 2019 г.
  34. ^ «Все результаты Джеки Икса» . ГонкиСпортивные автомобили . Проверено 29 января 2019 г.
  35. ^ «Can-Am – итоговые позиции и таблицы» . Прототипы мировых спортивных гонок. 2 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 26 октября 2020 г. Проверено 20 мая 2022 г.
[ редактировать ]
Спортивные позиции
Предшественник Чемпионат Европы по кузовным гонкам
Чемпион третьего дивизиона

1965
Преемник
Предшественник
Инаугурационный
Чемпионат Европы Формулы-2
Чемпион

1967
Преемник
Предшественник Брэндс Хэтч Гонка Чемпионов
Победитель

1974
Преемник
Предшественник Победитель гонки «24 часа Ле-Мана».
1969
С: Джеки Оливером
Преемник
Предшественник Победитель гонки «24 часа Ле-Мана».
1975
С: Дерек Белл
Преемник
Предшественник
Джеки Икс
Дерек Белл
Победитель гонки «24 часа Ле-Мана».
1976
В составе: Гийс ван Леннеп
Преемник
Предшественник Победитель гонки «24 часа Ле-Мана».
1977
В составе: Херли Хейвуд и Юрген Барт
Преемник
Предшественник Победитель Батерста 1000
1977
Преемник
Предшественник Кан-Ам
Чемпион

1979
Преемник
Предшественник Победитель гонки «24 часа Ле-Мана».
1981 1982
С: Дерек Белл
Преемник
Предшественник Ралли Дакар
Автомобиль Победитель

1983
Преемник
Предшественник Чемпион мира по выносливости
1982 1983
Преемник
Рекорды
Предшественник Самый молодой поляк Гран-при
23 года, 216 дней
( Гран-при Германии 1968 года )
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8b29165f60ee805c77a49754c850c2b5__1718733540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/b5/8b29165f60ee805c77a49754c850c2b5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jacky Ickx - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)