Лотос 72
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2019 г. ) |
Категория | Формула-1 | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Команда Лотос | ||||||||||
Дизайнер(ы) | Колин Чепмен Tony Rudd Морис Филипп | ||||||||||
Предшественник | 49 / 63 | ||||||||||
Преемник | 56Б / 76 / 77 | ||||||||||
Технические характеристики | |||||||||||
Шасси | Алюминиевый монокок | ||||||||||
Подвеска (передняя) | Двойные поперечные рычаги , внутренняя пружина / амортизатор . | ||||||||||
Подвеска (задняя) | Параллельные верхние рычаги, нижние поперечные рычаги , двойные радиусные рычаги , подвесная пружина / демпфер | ||||||||||
Двигатель | Ford Cosworth DFV , 2993cc V8 , без наддува , среднемоторный , продольно расположенный | ||||||||||
Передача инфекции | Hewland FG400, 5-ступенчатая механика | ||||||||||
Власть | 440–465 л.с. при 10 000–10 800 об/мин. [ 1 ] | ||||||||||
Шины | 1970–1972 , 1974 : Файерстоун 1974 : Гудиер | ||||||||||
История соревнований | |||||||||||
Известные участники | Золотой лист команды Лотос Джон Плейер Team Lotus | ||||||||||
Известные драйверы | ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||||||||
Дебют | Гран-при Испании 1970 года. | ||||||||||
Первая победа | Гран-при Голландии 1970 года. | ||||||||||
Последняя победа | Гран-при Италии 1974 года. | ||||||||||
Последнее событие | Гран-при США 1975 года. | ||||||||||
| |||||||||||
Чемпионат конструкторов | 3 ( 1970 , 1972 , 1973 ) | ||||||||||
Чемпионат водителей | 2 ( Риндт , 1970 ; Фиттипальди , 1972 ) | ||||||||||
nb Если не указано иное, все данные относятся к Только Гран-при чемпионата мира Формулы-1. |
Lotus 72 — автомобиль Формулы-1, разработанный Колином Чепменом и Морисом Филиппом из Lotus для сезона Формулы-1 1970 года . Модель 72 представляла собой новаторскую конструкцию с внутренними тормозами , боковыми радиаторами в боковых отсеках (в отличие от радиаторов, установленных в носовой части, которые были обычным явлением еще до Второй мировой войны) и аэродинамическими крыльями, создающими прижимную силу.
Разработка
[ редактировать ]Общая форма модели 72 была новаторской и напоминала клин на колесах, вдохновленный более ранним Lotus 56 газотурбинным автомобилем . Форма предназначена для лучшего проникновения воздуха и более высоких скоростей. В параллельном тесте с Lotus 49 модель 72 была на 12 миль в час быстрее с тем же двигателем Cosworth .
Усилиями Чепмена и Филиппа была создана одна из самых замечательных и успешных разработок в истории Формулы-1. Взяв за основу усиленную компоновку двигателя от Lotus 49 и добавив усовершенствованную аэродинамику, удалось создать автомобиль, который на годы опередил своих конкурентов. Однако для начала пришлось преодолеть проблемы с управляемостью автомобиля из-за отсутствия «чувства», вызванного геометрией подвески, предотвращающей клевование, которая была разработана для предотвращения значительного наклона носа автомобиля при торможении. и установка, предотвращающая приседание сзади, которая должна была не дать машине «приседать» при ускорении. После модификации подвески больше никаких серьезных проблем не возникло, за исключением выхода из строя передних внутренних тормозных валов. Автомобиль произвел фурор среди средств массовой информации и фанатов, многие люди жаждали увидеть замечательную машину в действии. [ 2 ]
Всего было построено девять шасси. [ 3 ]
История гонок
[ редактировать ]1970
[ редактировать ]
Автомобиль был представлен на Гран-при Испании в апреле, второй гонке сезона 1970 года, и продолжил красную, кремовую и золотую схему окраски сигарет Gold Leaf , впервые представленную на Lotus 49. Машинами управляли Йохен Риндт и Джон Майлз , но 72-я модель была снята с соревнований после Гран-при Испании из-за плохих характеристик из-за модификации подвески.
Он был повторно заявлен на Гран-при Нидерландов, и Риндт вскоре добился успеха, выиграв подряд Гран-при Голландии, Франции, Великобритании и Германии. Риндт почти наверняка собирался выиграть чемпионат мира, но погиб в квалификационной аварии в Монце , управляя 72-й моделью со снятыми крыльями, когда передний тормозной вал вышел из строя, и машина на высокой скорости врезалась в плохо установленный барьер безопасности. Его сменивший Эмерсон Фиттипальди выиграл гонку в США, помогая Риндту стать единственным посмертным чемпионом мира в Формуле-1. Суммарные очки Риндта и Фиттипальди за сезон помогли Lotus выиграть четвертый Кубок конструкторов.
1971–1972
[ редактировать ]
Автомобиль был разработан в 1971 году Тони Раддом , ранее работавшим в BRM . Он особенно поработал над модернизацией задней подвески и модифицировал заднее крыло, чтобы увеличить прижимную силу. Фиттипальди боролся в течение сезона, но добился хороших результатов и финишировал почетным шестым, тогда как следующий сезон был намного лучше. Работа, проделанная за кулисами, помогла ему стать самым молодым чемпионом мира в истории Формулы-1 в 1972 году, выиграв пять гонок из 72, а Lotus снова выиграл чемпионат конструкторов. Автомобиль теперь имел яркую черно-золотую окраску; Imperial Tobacco представила новый бренд и решила расширить его присутствие и предоставить Lotus больше средств в рамках сделки. Lotus теперь спонсировался сигаретами John Player Special . [ 3 ]
1973
[ редактировать ]В сезоне 1973 года были введены новые правила, повышающие безопасность автомобилей. Это включало обязательную установку деформируемой конструкции по бокам автомобилей, что привело к дальнейшему обновлению модели 72 за счет интегрированных боковых поддонов, более крупного кузова и новых креплений крыльев. В 1973 году к Фиттипальди присоединился швед Ронни Петерсон . Петерсон влюбился в 72-й. В своем первом сезоне за Lotus Петерсон выиграл четыре гонки, а Фиттипальди - три, но ряд сходов помог Джеки Стюарту вырвать чемпионство среди пилотов, хотя их два гонщика набрали большое количество очков. помог Lotus сохранить чемпионство конструкторов. Фиттипальди перешел в McLaren в 1974 году, чтобы управлять автомобилем, близким к модели 72, McLaren M23 . [ 4 ]
1974
[ редактировать ]В результате Петерсон остался лидером команды, а Джеки Икс присоединился к команде, чтобы стать его партнером. Модель 72 должна была заменить Lotus 76 , которая должна была стать более легкой и компактной версией модели 72, но технология автомобиля оказалась слишком амбициозной, и проект провалился. [ 5 ] В сезоне 1974 года Lotus превратилась в почтенную цифру 72. Дальнейшее обновление автомобиля, увеличившее переднюю и заднюю колею, позволило сохранить конкурентоспособность автомобиля. Петерсон выиграл еще три гонки и боролся за чемпионство в очень напряженном сезоне при умелой поддержке Икса, который показал отличные результаты и поднялся на несколько подиумов. Сейчас стареющий 72-летний автомобиль отлично справился со своей четырехлетней разработкой, заняв четвертое место в чемпионате конструкторов.
1975
[ редактировать ]
В 1975 году без замены шасси 72-й снова был принят на вооружение. К этому моменту стало очевидно, что машина, даже с дальнейшими модификациями, включая более широкую колею и переработанную подвеску, не могла сравниться с новым Ferrari 312T , завоевавшим титул, или даже с последними Brabham BT44 и Lotus, финишировавшими шестыми в Кубке конструкторов. . [ 6 ]
После 20 побед, двух чемпионатов пилотов и трех конструкторов, модель 72 была снята с производства в сезоне 1976 года и заменена Lotus 77 . Такое долговечность делает его одним из самых успешных автомобилей Формулы 1 за всю историю. [ 7 ]
Исторический чемпионат Формулы-1
[ редактировать ]Позже автомобиль использовался для победы в историческом чемпионате Формулы-1 1996 года .
Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
^ 1 Включает 14 очков, набранных с помощью Lotus 49 .
^ 2 Включает 3 очка, набранные с помощью Lotus 76 .
Результаты Формулы-1 вне чемпионата
[ редактировать ]
( ключ )
Год | Абитуриент | Двигатель | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1970 | Золотой лист команды Лотос | Форд Косворт ДФВ | Ф | РПЦ | ИНТ. | ОЛЛ | ||||||
Джон Майлз | 17 | |||||||||||
Йохен Риндт | 2 | |||||||||||
RRC Уокер Рейсинг | Грэм Хилл | Верно | ||||||||||
1971 | Золотой лист команды Лотос | Форд Косворт ДФВ | Ф | АРГ | РПЦ | ЧТО | СПР | ИНТ. | СЛИШКОМ | ОЛЛ | ВИК | |
Рейн Визелл | Верно | Верно | Верно | 13 | 10 | |||||||
Эмерсон Фиттипальди | Верно | Верно | 7 | 2 | ||||||||
Тони Триммер | Верно | DNS | ||||||||||
Дэвид Уокер | 9 | |||||||||||
1972 | Джон Плейер Team Lotus | Форд Косворт ДФВ | Ф | РПЦ | ХОРОШИЙ | ИНТ. | ОЛЛ | РЕП | ВИК | |||
Эмерсон Фиттипальди | 1 | Верно | 1 | 2 | 1 | Верно | ||||||
Дэвид Уокер | 9 | 5 | DNS | Верно | ||||||||
1973 | Джон Плейер Team Lotus | Форд Косворт ДФВ | Г | РПЦ | ИНТ. | |||||||
Эмерсон Фиттипальди | Верно | Верно | ||||||||||
Ронни Петерсон | Верно | 2 | ||||||||||
1974 | Джон Плейер Team Lotus | Форд Косворт ДФВ | Г | ПРЕДВАРИТЕЛЬНО | РПЦ | ИНТ. | ||||||
Джеки Икс | 1 | |||||||||||
1975 | Джон Плейер Team Lotus | Форд Косворт ДФВ | Г | РПЦ | ИНТ. | СУИ | ||||||
Ронни Петерсон | 3 | DNS | 4 | |||||||||
Джеки Икс | 4 | |||||||||||
Джим Кроуфорд | DNS |
В популярной культуре
[ редактировать ]В 1973 году бразильский певец и автор песен Зе Роберто выпустил сингл «Lotus 72D», вдохновленный победой Эмерсона Фиттипальди на Гран-при Бразилии 1973 года . [1] [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Двигатель Ford Cosworth • СТАТС F1» .
- ^ «Автомобили Гран-при — Лотус Форд 72» . www.grandprixhistory.org . 23 ноября 2011 года . Проверено 13 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Воутер Мелиссен. «1970–1975 Lotus 72 Cosworth» . Лучшая страница автомобиля . Проверено 17 июня 2019 г.
- ^ «Конец Лотуса 72» . Журнал «Автомобильный спорт» . 4 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 12 декабря 2019 г. Проверено 13 декабря 2019 г.
- ^ «Истории автомобилей Lotus 76» . oldracingcars.com . 2 августа 2023 г.
- ^ «Красивый Лотус, но…» humansideofracing.com . Проверено 13 декабря 2019 г.
- ^ Селби, Бен (22 мая 2019 г.). «Революция: История Lotus 72» . ДрайвТрайб . Архивировано из оригинала 13 декабря 2019 года . Проверено 13 декабря 2019 г.
- ^ Зе Роберто — Lotus 72D (1973) , 6 марта 2014 г. , получено 11 декабря 2023 г.
- Автомобили сезона Формулы-1 1970 года.
- Автомобили сезона Формулы-1 1971 года.
- Автомобили сезона Формулы-1 1972 года.
- Автомобили сезона Формулы-1 1973 года.
- Автомобили сезона Формулы-1 1974 года.
- Автомобили сезона Формулы-1 1975 года.
- Автомобили Lotus Формулы-1
- Автомобили-победители чемпионата Формулы-1