Март 701 г.
![]() | |||||||||
Категория | Формула-1 / Тасманская серия | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Март Инжиниринг | ||||||||
Дизайнер(ы) | Робин Херд Питер Райт | ||||||||
Преемник | Март 711 г. | ||||||||
Технические характеристики [ 1 ] [ 2 ] | |||||||||
Шасси | Алюминиевый монокок с двигателем как полностью нагруженным элементом. | ||||||||
Подвеска (передняя) | Двойные поперечные рычаги , с внешними койловерными пружинами/амортизаторами | ||||||||
Подвеска (задняя) | Двойные рычаги и радиусные рычаги , с внешними пружинно-амортизирующими блоками. | ||||||||
Длина | 156 дюймов (396 см) | ||||||||
Высота | 36 дюймов (91 см) | ||||||||
Осевая колея | 60 дюймов (152 см) | ||||||||
Колесная база | 93 дюйма (236 см) | ||||||||
Двигатель | Ford Cosworth DFV 2993 куб.см (182,6 куб.дюйма), 90° V8 , без наддува , среднерасположенный . | ||||||||
Передача инфекции | Hewland 5-ступенчатая механическая коробка передач DG300 со Borg & Beck сцеплением . | ||||||||
Масса | 565 кг (1246 фунтов) | ||||||||
Смазочные материалы | Эльф Аквитания / STP | ||||||||
Шины | Данлоп / Файерстоун | ||||||||
История соревнований | |||||||||
Известные участники | Март Инжиниринг Тирреллская гоночная организация Антикварные автомобили | ||||||||
Известные драйверы | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||||||
Дебют | Гран-при Южной Африки 1970 года. | ||||||||
| |||||||||
nb Если не указано иное, все данные относятся к Только Гран-при чемпионата мира Формулы-1. |
March 701 — Формулы-1 модель гоночного автомобиля , разработанная Робином Хердом совместно с Питером Райтом и построенная компанией March Engineering . Модель 701 была первой моделью March для Формулы-1 – после единственного прототипа March 693P Formula Three 1969 года – и была спроектирована и построена всего за три месяца. [ 3 ] Модель March 701 дебютировала в гонках через месяц после публичной презентации на Гран-при Южной Африки 1970 года . Всего было построено одиннадцать самолетов 701, при этом компания March предоставила множество каперов, а также свою собственную рабочую бригаду. Карьера 701 началась хорошо: мартовские гонщики одержали три победы и три поул-позиции в первых четырех гонках автомобиля. [ 3 ] но отсутствие развития в сезоне Формулы-1 1970 года привело к все более плохим результатам по ходу года. Модель 701 была заменена моделью March 711 в 1971 году, и в последний раз она участвовала в гонках чемпионата мира на Гран-при Италии 1971 года .
Дизайн
[ редактировать ]Компания March Engineering была основана в сентябре 1969 года гонщиками-любителями Максом Мосли , Аланом Рисом и Грэмом Кокером вместе с инженером и бывшим McLaren и Cosworth дизайнером гоночных автомобилей Робином Хердом . После производства своего первого прототипа, 693P, в гараже Кокера Макс Мосли объявил, что Марч выставит машину для первого Гран-при сезона Формулы-1 1970 года . Дизайнер Робин Херд начал работу над автомобилем в ноябре 1969 года. [ 3 ] и к моменту официальной презентации 701 для прессы 6 февраля 1970 года две машины были готовы к эксплуатации. Чтобы закончить машину в сжатые сроки, Херд был вынужден взять «Британский стандарт». [ 4 ] консервативный подход и сохранение более продвинутых функций для преемника 701 1971 года, March 711 . [ 3 ] LJK Setright в статье для Car Magazine описал 701 как «китайскую копию McLaren Lotus» и предположил, что «сделать лучший автомобиль 1967 года в 1970 году — это просто проявить мудрость после этого события». [ 5 ] В интервью в 2010 году Херд заявил, что в то время он «разочаровался в 701, потому что это было совсем не похоже на машину, которую я хотел построить». [ 6 ] Стресс и рабочая нагрузка, связанные с завершением работы над автомобилем к амбициозному сроку, установленному Мосли, привели к тому, что Херд потерял в весе более полутора стоунов. [ 7 ]
Следуя соглашениям, заложенным в первом мартовском дизайне, в названии автомобиля закодировались как год его создания (70 x для 1970 года), так и предполагаемый класс соревнований ( xx 1 для Формулы-1). Мосли подсчитал, что изготовление каждого автомобиля обходится в 2500–3000 фунтов стерлингов, и первоначально планировал продавать их клиентам по 6000 фунтов стерлингов за штуку. [ 3 ] Однако Уолтер Хейс из Ford of Europe , который финансировал покупку Кеном Тирреллом двух автомобилей для его каперской команды, убедил его, что на самом деле с него следует заплатить 9000 фунтов стерлингов. [ 3 ] Всего было построено одиннадцать шасси March 701 – три рабочие машины и восемь для продажи заказчикам. [ 3 ] – и по состоянию на март 2012 года было известно, что по крайней мере десять из них выжили. [ 8 ]
Шасси и кузов
[ редактировать ]Модель 701 была построена на основе «квадратного и добротного» автомобиля. [ 3 ] для ванны монокок – изготовлен из алюминия L72 . [ 9 ] лист с литыми магниевыми перегородками, несущий двигатель как нагруженный элемент. [ 10 ] Большая часть произведенных шасси 701 была изготовлена из листового алюминия толщиной 18 дюймов , хотя в сезоне 1970 года для заводской команды был построен специальный легкий автомобиль, шасси 701/6, с использованием более легкого алюминия толщиной 20 дюймов, хотя они никогда не участвовали в гонках на этой машине. [ 3 ] Один из автомобилей Tyrrell, 701/4, также был переоборудован с 20-цилиндровым монококом в начале сезона. [ 11 ]

Перед передней переборкой автомобиля тормозные цилиндры, система пожаротушения, аккумулятор и радиатор были перенесены на поддоне-удлинителе пола кабины, изготовленном из более легкого алюминиевого листа 20-го калибра. [ 9 ] Херд действительно рассматривал возможность использования боковых радиаторов, но их было слишком сложно спроектировать и изготовить в отведенное время. [ 3 ] Носовая часть кузова автомобиля из стекловолокна , закрывающая радиатор, была относительно квадратной, с почти прямоугольным отверстием для воздухозаборника радиатора. По обе стороны от отверстия радиатора Херд разместил небольшие крылья для создания прижимной силы , слитые с капотом радиатора как единое целое. Эти крылья были зафиксированы на месте и скреплены стальной трубой, охватывающей всю их ширину. [ 9 ] и имели регулируемые триммеры вдоль задней кромки. В задней части автомобиля над коробкой передач между задними колесами устанавливалось большое одноплоскостное регулируемое крыло.
Одна из визуально отличительных особенностей 701-го. [ 3 ] Это форма аэродинамического профиля , придаваемая съемным боковым внешним топливным бакам, расположенным между колесами. Перед началом сезона 1970 года Херд рассчитывал, что на каждую гонку машине потребуется запас топлива более 40 галлонов. [ 12 ] Каждый из этих боковых баков содержал шесть галлонов топлива, что в сочетании с основным баком за сиденьем водителя и двумя баками по обе стороны от водителя внутри монокока давало 701 общий запас топлива в 60 галлонов. [ 10 ] Профиль танков создал Питер Райт . [ 7 ] который в то время работал в компании March, специализирующейся на кузовных работах, Specialized Mouldings. Хотя в то время утверждалось, что форма аэродинамического профиля обеспечивает «нисходящую тягу» и улучшает устойчивость, Херд с тех пор заявил, что в турбулентном воздухе между колесами они были бы лишь незначительно эффективны. [ 6 ]
Двигатель и трансмиссия
[ редактировать ]Опять же, следуя традиционной практике, для приведения автомобиля в движение Херд использовал проверенную и испытанную комбинацию двигателя Ford - Cosworth DFV в сочетании с Hewland пятиступенчатой коробкой передач объемом 2993 куб.см (183 куб.дюйма) с углом поворота 90° DG300. DFV представлял собой двигатель V8 и в своем первоначальном виде развивал около 430 л.с. (320 кВт). [ 7 ] Следуя образцу, установленному в Формуле-1 Китом Даквортом для Колина Чепмена 1967 года Lotus 49 , двигатель был установлен позади водителя и составлял нагруженный компонент конструкции автомобиля. Задняя подвеска и вспомогательное оборудование двигателя были установлены непосредственно на двигателе и коробке передач, а не на подрамнике шасси. Единственным исключением были радиусные рычаги подвески, которые передавали нагрузки вперед и назад непосредственно на монокок. [ 9 ]
Подвеска и вспомогательные компоненты
[ редактировать ]Задняя подвеска 701 представляла собой относительно консервативную двухрычажную систему с радиусными рычагами , со спиральными пружинами и амортизаторами, установленными за пределами кузова автомобиля, в воздушном потоке. Для передних колес использовалась подвеска на двойных поперечных рычагах , которую Херд назвал «немного нетрадиционной для нынешних автомобилей формулы 1». [ 12 ] снова с пружинами и демпферами, установленными снаружи. Херд объяснил свой выбор системы двойных поперечных рычагов желанием преодолеть компромиссы в геометрии подвески, необходимые для размещения все более широких передних шин современной Формулы-1, в то время как подвесные амортизаторы - несмотря на аэродинамические недостатки - обеспечивали преимущества в простоте, охлаждении и управлении нагрузками. [ 12 ]

Тормозные функции выполнялись Girling дисковыми тормозами диаметром 10,5 дюймов (26,7 см) на каждом колесе. Первоначально они были расположены внутри колесных дисков автомобиля, но во второй гонке сезона 1970 года в Испании Марч переключил задние тормоза заводских 701-х на внутренние. [ 13 ] автомобиля снизилась по оценкам Херда, неподрессоренная масса примерно на 25%. [ 14 ] Все остальные 701 были преобразованы в ту же спецификацию в течение следующих нескольких недель.
Сами колеса были собственной конструкции Марча и использовали метод крепления с одной центральной шпилькой, который Херд впервые применил на неудачном полноприводном автомобиле Cosworth в прошлом году. [ 4 ] В некоторых отчетах говорится, что Херд планировал, что они будут иметь диаметр 13 дюймов (33 см) со всех сторон. [ 12 ] но в начале сезона 1970 года компания March была вынуждена использовать задние диски размером 15 дюймов (38 см) из-за отсутствия подходящих 13-дюймовых задних шин в начале сезона 1970 года. [ 4 ] Однако Херд также заявил, что он был вынужден перейти на 13-дюймовые шины, потому что Firestone уменьшила размер своих шин. [ 15 ] После того, как тормоза автомобилей были модифицированы до внутренней конструкции, 13-дюймовые диски также можно было использовать сзади. [ 13 ]
Еще одной визуальной отличительной чертой модели 701 был совмещенный масляный бак и деаэратор. [ 4 ] Этот большой цилиндрический бак был установлен вертикально с правой стороны коробки передач Hewland, заполняя пространство между правым задним колесом, коробкой передач и крылом. Спортивный редактор Autocar Иннес Айрлэнд описала его как «огромный» и похожий на «старомодную кофеварку». [ 16 ] Сам масляный радиатор был установлен на коробке передач, чтобы избежать проблем с помпами и голоданием, связанных с длинными трубами, необходимыми для установки радиатора в носовой части рядом с водяным радиатором. [ 4 ]
Автомобили Тиррелла
[ редактировать ]Хотя монококи шасси для 701/2 и 701/4 были изготовлены к марту, окончательную сборку автомобилей производили механики Tyrrell. В результате синие автомобили Tyrrell имели значительное количество отличий и доработок в своей конфигурации от автомобилей заводской команды March и автомобилей, поставляемых другим клиентам. Первым существенным отличием была спецификация шин Dunlop , а не резины Firestone , которой были оснащены заводские автомобили и на основе которых был спроектирован 701. В попытке усовершенствовать машину и улучшить ее управляемость команда Тиррелла внесла коррективы в положение точек крепления подвески и добавила демпфер в систему рулевого управления. [ 7 ] Более тонкие изменения касались расположения кронштейнов выхлопной трубы, стоек крыла, масляного радиатора и трубопроводов для смазки и охлаждающей жидкости. [ 17 ]
После первой гонки в Южной Африке команда Тиррелла также внесла коррективы в конструкцию передних крыльев. Они удалили фиксированные элементы из стекловолокна, встроенные в носовой обтекатель, которые были поставлены компанией March, и заменили их регулируемыми алюминиевыми аэродинамическими крыльями. Они могли поворачиваться вокруг горизонтальной оси, изменяя угол атаки всего самолета. Дополнительным преимуществом было то, что они были съемными, чтобы уменьшить сопротивление, и машина Стюарта использовала это на Гран-при Италии на высокоскоростной трассе Монцы. [ 18 ]
В течение сезона 1970 года Кен Тиррелл стал все более критически относиться к недостаткам 701, в частности, обращая внимание на тот факт, что автомобиль весил на 70 кг (150 фунтов) больше установленного минимального предела веса. [ 11 ] Однако Херд сознательно отдал приоритет надежности и безопасности в конструкции автомобиля, во многом благодаря влиянию Тиррелла и Стюарта. [ 11 ]
ТТХ
[ редактировать ]Джеки Стюарт описал эту машину как «самую сложную машину Формулы-1, на которой я ездил». [ 7 ] Компромиссы Херда в конструкции означали, что он сбалансировал вес тяжелого радиатора, установленного спереди, разместив масляный бак и фильтр как можно дальше назад. Наличие двух значительных масс в крайних положениях относительно центра тяжести 701 придавало высокий полярный момент инерции автомобилю . Это сделало 701-й «неприятной в управлении». [ 7 ] и серьезно повлияло на его характеристики в медленных поворотах. Из-за высокого полярного момента автомобиль не хотел начинать поворот в повороте, что приводило к значительной начальной недостаточной поворачиваемости , но как только автомобиль проходил поворот, он медленно выпрямлялся, что приводило к значительной избыточной поворачиваемости на выходе из поворота. [ 15 ] Стюарт объяснил скорость, которую он и Крис Амон смогли добиться от своих 701-х в начале сезона, своим стилям вождения, оба из которых были особенно плавными по сравнению с их конкурентами. [ 7 ]
История гонок
[ редактировать ]сезон 1970 года
[ редактировать ]
Марч представил 701 прессе и публике на большом мероприятии, проходившем на трассе Сильверстоун в пятницу, 6 февраля 1970 года. Крис Амон продемонстрировал свое заводское шасси 701/1, а Джеки Стюарт управлял первым из автомобилей клиента Tyrrell, шасси 701/2. Спекуляции относительно источника финансирования марта были распространены с момента анонса мартовского автомобиля Формулы-1, а также на мероприятии присутствовал недавно объявленный спонсор команды Энди Гранателли из корпорации STP . Помимо двух ведущих гонщиков, также появился гонщик, назначенный Гранателли, Марио Андретти , хотя он не опробовал новую машину. Однако новый товарищ Амона по заводской команде Джо Зифферт поступил так же, как и гонщик Формулы-2 в марте Ронни Петерсон . [ 19 ]
Дебют в гонке
[ редактировать ]Хотя спроектированный и построенный всего за 12 недель, не менее пяти автомобилей March 701 присутствовали на первой гонке сезона чемпионата мира 1970 года: Гран-при Южной Африки 1970 года в начале марта. [ 3 ] Два заводских автомобиля, поступивших в компанию March Engineering, имели шасси 701/1 (красного цвета) и 701/5 (более яркого, «дневного» красного цвета STP). [ 17 ] для Криса Эймона и Джо Зифферт соответственно. Амон присоединился к Марчу в качестве ведущего гонщика завода из Scuderia Ferrari , в то время как привод Зифферта был куплен для него Porsche за 30 000 фунтов стерлингов, чтобы не дать ему подписать контракт в качестве замены Амона с итальянской командой. [ 3 ] Третий присутствующий 701-й также был одет в более темную из двух красных раскрасок STP. Этот автомобиль с шасси 701/3, но представленный как «STP Oil Treatment Special», принадлежал Энди Гранателли и управлялся Марио Андретти. Обе машины Тиррелла - шасси 701/2 и 701/4, в синей ливрее Тиррелла, спонсируемой Elf , - также присутствовали, за рулем которых находились действующий чемпион мира Джеки Стюарт и второй гонщик Тиррелла Джонни Сервоз-Гэвин . [ 20 ]
Стюарт и Амон заняли на стартовой решетке первое и второе места соответственно. Андретти повредил заднюю часть своей машины во время частной тестовой сессии за день до первой официальной сессии, и процесс ее ремонта и поиска запасного двигателя означал, что он пропустил первые две тренировки на время. Он стартовал с 11-го. Прямо перед ним на стартовой решетке был Зифферт на девятой позиции, а Сервоз-Гэвин отставал от американца на два ряда, начиная с 17-й позиции. В начале гонки машина Стюарта лидировала на протяжении многих кругов. [ 3 ] но во многом это произошло из-за того, что его сопернику помешали и вывели из позиции из-за первого углового вращения Йохена Риндта. [ 21 ] Как только Джека Брэбэма из Брэбэм и Денни Халм на McLaren уладили замешательство, они начали сводить на нет преимущество Стюарта. Брэбэм обогнал Стюарта на 20-м круге гонки, как и Халм на 38-м круге, а действующий чемпион мира в итоге финишировал третьим. Амон и Андретти пострадали от сильного перегрева из-за выхода из строя коллекторных бачков системы охлаждения их машин и сошли с дистанции после двух и 11 кругов соответственно. Зифферт бежал в первой десятке в начале гонки, но, играя в кости с Джеки Иксом и Жан-Пьером Бельтуазом за пятое место, он развернулся и разбил правую выхлопную трубу своей машины. [ 21 ] Время, которое он потерял в боксах на устранение повреждений, подтолкнуло его далеко вниз по полю, и в итоге он финишировал на пять кругов позади лидеров, заняв десятое место. Двигатель Сервоза-Гэвина вышел из строя на 57-м круге, также из-за потери охлаждающей жидкости, и он сошел с дистанции. [ нужна ссылка ]
Успехи в начале сезона
[ редактировать ]После многообещающего, хотя и проблемного дебюта 701-го, Марч Инжиниринг и Тиррелл вошли в число ведущих гонщиков не-чемпионатской Гонки чемпионов 1970 года в Брэндс-Хэтче , две недели спустя. Стюарт снова занял поул-позицию в 701/2, а Амон стал седьмым в 701/1, но на этот раз шотландец смог превратить поул-позицию в победу; первый для мартовского автомобиля, во второй гонке конструкторов Формулы-1. [ 3 ] У Амона вышел из строя распределительный вал, и он сошел с дистанции на 10-м круге гонки из 50 кругов. [ нужна ссылка ]

Месяц спустя четыре из пяти автомобилей, заявленных в Южной Африке, также участвовали во втором этапе чемпионата мира, Гран-при Испании 1970 года в Хараме , хотя Зифферт не смог пройти квалификацию в гонке. В этом случае Стюарт уступил поул-позицию Джеку Брэбэму , но, стартовав в первом ряду с третьего места, он смог снова одержать победу, первую в марте победу на чемпионате мира, и обошел все поле. Андретти присоединился к нему на подиуме, выведя машину Гранателли на третье место после того, как он снова стартовал с 16-й позиции. Третий March 701 также финишировал в пятерке лучших, когда Сервоз-Гэвин вывел новую вторую машину Тиррелла, шасси 701/7, на пятое место, стартовав с 14-го. Амон снова ушел в отставку из-за проблем с двигателем. [ нужна ссылка ]
Удача Амону изменилась, когда всего через неделю цирк Формулы-1 вернулся в Англию на следующую гонку, не связанную с чемпионатом, для которой завод и Тиррелл снова вошли в число пилотов номер один. В этом случае именно Амон занял поул-позицию в первом заезде международного турнира BRDC 1970 года в Сильверстоуне и сохранил лидерство до финиша 26 кругов спустя, показав также самый быстрый круг в гонке. Стюарт квалифицировался и занял второе место. Во втором заезде роли поменялись местами, и именно Стюарт выиграл и установил лучший круг, а Амон последовал за ним и пересек финишную черту на втором месте. Тем не менее, общий результат соревнований был рассчитан на основе совокупного времени двух заездов, и Амон отобрал Международный трофей у Стюарта на десять секунд. [ нужна ссылка ]
На Гран-при Монако 1970 года в мае к заводу и автомобилям Tyrrell присоединился новый желто-бордовый March 701, шасси 701/8, который в марте был продан каперской Колина Крэбба команде Antique Automobiles при условии, что Крэбб будет управлять автомобилем. Швед Ронни Петерсон в машине. [ 3 ] Стюарт квалифицировался на 701/2 на первом месте, а шасси Amon 701/1 на втором, а Зифферт и Петерсон - на 11-м и 12-м местах соответственно. Сервоз-Гэвин не смог пройти квалификацию в гонке 16 автомобилей и, опасаясь, что у него ухудшится зрение, ушел из Формулы-1. В гонке Амон удерживал свою позицию до тех пор, пока его задняя подвеска не вышла из строя на 60-м круге из 80, в то время как Стюарт сошел на три круга раньше, чем Амон, из-за сломанного двигателя. И Петерсон, и Зифферт были классифицированы по завершении гонки, хотя они заняли только две последние позиции - седьмое и восьмое, а Зифферт уже остановился, так как на 76-м круге закончилось топливо. [ нужна ссылка ]
Постепенное снижение
[ редактировать ]
Благодаря трем победам, четырем поул-позициям и самому быстрому кругу из первых пяти гонок марта в качестве конструктора Формулы-1 новая фирма быстро завоевала значительную степень уважения среди своих конкурентов и в иерархии Формулы-1. [ 3 ] Однако результаты оказались обманчивыми, поскольку машина плохо управлялась и начала сезон с лишним весом как минимум на 50 кг (110 фунтов). [ 3 ] Помимо денег, которые Porsche заплатил за место Зифферта в команде, единственное финансирование, которое Марч получил в 1970 году, составляло в общей сложности 25 000 фунтов стерлингов от STP и 27 000 фунтов стерлингов от спонсора шин Firestone . [ 3 ] Такое ограниченное финансирование – а технические ресурсы истощились из-за обязательств в Формуле-2 , Формуле-3 и Can-Am – означало, что Марч не смог значительно усовершенствовать 701 в течение сезона. После появления более продвинутых конкурентов, таких как Lotus 72 , March 701 начал отставать от своих соперников. Марчу удалось собрать достаточно ресурсов, чтобы сконструировать легкий 701/6 в качестве запасного шасси для заводской команды, хотя они никогда не участвовали в гонках на нем, а после гонки в Монако они полностью перестроили штатный 701/1 Амона на основе свежего монокока, но с использованием более легкие боковые баки, колеса и радиатор, которые в совокупности сбрасывают около 30 кг (66 фунтов) [ 3 ] от массы автомобиля.
На этом облегченном автомобиле 701/1 Амон квалифицировался третьим на Гран-при Бельгии 1970 года , где Стюарт снова занял поул-позицию на 701/2 Тиррелла. Товарищ Амона по команде Зифферт квалифицировался на десятой позиции, а Петерсон, снова управлявший автомобилем Antique Automobiles, поднялся на одно место лучше и квалифицировался девятым. В гонке Стюарт сошел с дистанции на 14-м круге из-за отказа двигателя, и Петерсон в конце концов пересек финишную черту на восемь кругов позади победителей и не классифицировался. Вторую гонку подряд Зифферт был вынужден остановиться из-за проблем с топливом, но он снова проехал достаточно кругов, чтобы стать классифицированным финишером, на этот раз заняв седьмое место. Однако Амон провел большую часть гонки на втором месте, упорно преследуя Педро Родригеса BRM . В конечном итоге мексиканец опередил его всего на 1,1 секунды. Однако эта победа вызвала некоторые разногласия, и с тех пор и Амон, и Робин Херд утверждали, что машина Родригеса была оснащена двигателем незаконной мощности для этой гонки. [ 6 ] Позже это было опровергнуто историком BRM Дугом Наем , который не смог найти никаких доказательств ни того, что переключение было сделано, ни того, что на тот момент у BRM было достаточно ресурсов, чтобы построить такой двигатель. [ 22 ]
Две недели спустя из Бельгии сезон чемпионата мира переместился в соседние Нидерланды, на Гран-при Нидерландов 1970 года в Зандворте . Стюарт снова квалифицировался в первом ряду стартовой решетки, заняв второе место после Lotus 72 Йохена Риндта на южноафриканском шасси Сервоза-Гэвина, 701/4. Его новый товарищ по команде, француз Франсуа Север , квалифицировал шасси 701/7, заняв 15-е место во время своего дебюта в Формуле-1. Амон занял четвертое место, а Зифферт - 17-е место на старте на заводских машинах, в то время как желтый 701/8 Петерсона оказался на одно лучше, чем Зифферт, и он квалифицировался на 16-м месте. В отличие от бельгийской гонки, на этот раз настала очередь Стюарта упорно гоняться и финишировать вторым, пересек финишную черту на 30 секунд позади победителя гонки Риндта. Петерсон отставал на два круга и занимал девятую позицию, в то время как Зифферт и Север не смогли финишировать из-за отказа двигателя. Сцепление Амона вышло из строя на первом же круге.
Сезон Амона стал лучше на Гран-при Франции 1970 года . Он квалифицировался вместе со Стюартом во втором ряду стартовой решетки (заводской гонщик и гонщик Тиррелла заняли третье и четвертое места соответственно) и под клетчатым флагом поднялся на второе место, уступив Lotus 72 Риндта менее чем на восемь секунд. Стюарт пересек финишную черту через три минуты и занял девятое место. Север отставал еще на один круг, заняв 11-е место, а Зифферт и Петерсон не смогли финишировать. Пересекнув Ла-Манш на Гран-при Великобритании 1970 года две недели спустя, Амон и Стюарт не смогли повторить свои квалификационные выступления во французской гонке, и лидеры команд выстроились на старт на 17-м и восьмом местах. На одно место позади Стюарта, стартовавшего с девятого места, был Марио Андретти, который вернулся в соревнования Формулы-1 во время перерыва в своем североамериканском графике и снова управлял ярко-красным шасси Гранателли 701/3. В гонке Амон поднялся через поле и финишировал пятым, Северт оказался на седьмом круге, а Петерсон с отставанием на восемь кругов стал девятым. Дисквалификация Зифферта вышла из строя на 19-м круге, Андретти сделала то же самое двумя кругами позже, а у Стюарта сломалось сцепление на 52-м круге.
В следующей гонке, Гран-при Германии 1970 года в Хоккенхайме , в бой вступило еще одно новое шасси March 701. туристического автомобиля Водитель Хуберт Хане при финансовой поддержке Спрингера Акселя [ 3 ] купил шасси 701/9 и принял участие в гонке, окрашенное в немецкий серебристый цвет. К несчастью для Хане, ему не удалось оторваться от поул-позиции более чем на семь секунд, и он не смог пройти квалификацию в гонке. Квалификацию прошли Петерсон на 18-м месте, Северт на 14-м, Андретти на девятом, Стюарт на седьмом, Амон, опередивший лидера своей команды впервые в этом году, Зифферт, занявший четвертое место. И снова Зифферт был классифицирован, несмотря на то, что он стоял неподвижно, когда флаг упал, из-за отказа зажигания он оказался восьмым. На одно место впереди и отставание на один круг от победителя был Север, занявший седьмое место. Однако в марте он занял самое высокое место, поскольку все остальные три квалификации выбыли из-за проблем с двигателем или трансмиссией. Поскольку в то время седьмое место не приносило очков, это был первый случай, когда Марч не смог набрать очки в Кубке конструкторов мира за восемь гонок в своем дебютном сезоне. В следующей гонке им снова не удалось набрать очки. Гран-при Австрии 1970 года , когда лучшим финишером стал Амон, занявший восьмое место.
Однако жизнь Марча осложнилась по пути домой с австрийских гонок. После того, как ему не удалось установить соревновательное время в Хоккенхайме, Хане немедленно начал судебное разбирательство против фирмы, утверждая, что ему продали неисправную машину. [ 3 ] Когда заводская бригада проезжала через Германию, их автомобили и оборудование были конфискованы немецкой полицией. Максу Мосли удалось договориться о выпуске, предложив провести наблюдаемое испытание автомобиля параллельно с шасси Antique Automobiles. Во время тестов в Сильверстоуне Ронни Петерсон сначала показал приличное время на желтой машине, а затем переключился на серебряную 701/9 Хане и показал время на две секунды быстрее. [ 3 ] Впоследствии Хане отказался от участия в соревнованиях и ушел из соревнований.
Конец сезона
[ редактировать ]Между гонкой в Австрии и следующим этапом чемпионата мира в Италии команды Формулы-1 снова вернулись в Англию для участия в гонке, не относящейся к чемпионату, на этот раз на Международный золотой кубок Оултон-Парка . Недовольная своими маршами, команда Тиррелла втайне строила собственное шасси Tyrrell 001 , и это было представлено Стюарту на гонке в Чешире. Северт не был введен. Из-за отсутствия заводской команды из-за судебного иска Хане, впервые в 1970 году в списке участников европейской гонки Формулы-1 не было Марша.
Стюарт и Север вернулись на свои March 701 на Гран-при Италии 1970 года , но это оказался последний раз для чемпиона мира. Тем не менее Стюарт квалифицировался четвертым, во втором ряду стартовой решетки, и завершил гонку вторым. Северт финишировал шестым, стартовав 11-м, опередив на одно место Амона, занявшего седьмое место. У Петерсона и Зифферта отказал двигатель.
На первой из завершающих сезон трех гонок в Северной Америке, Гран-при Канады 1970 года в Мон-Тремблане , Север стартовал четвертым, лидер его команды поставил новый Tyrrell 001 на поул-позицию для своего дебюта на чемпионате мира, а Амон - на втором месте. места дальше, на шестом месте. Зифферт на другой заводской машине был далеко 14-м, а Петерсон, еще дальше, был 16-м. По итогам гонки Амон пересек финишную черту на третьем месте, став первым из финишировавших на автомобилях Ford. [ 14 ] но на полкруга отстает от победившей пары Ferrari. Это должно было стать последним подиумом March 701 на чемпионате мира. Меньшие результаты Амона последовали на Гран-при США 1970 года и Гран-при Мексики 1970 года : его хорошо используемое шасси 701/1 заняло пятое, а затем четвертое место, но ни один из оставшихся 701-х не набрал очков.
В окончательном подсчете между заводами и автомобилями Tyrrell March 701 они набрали в общей сложности 48 очков чемпионата мира. Благодаря этому Марш занял третье место на чемпионате мира среди конструкторов в дебютном сезоне конструкторов. В чемпионате пилотов Стюарт финишировал пятым, при этом все свои 25 очков были набраны за марш. Амон финишировал восьмым с 23 очками. Андретти был 16-м, все его четыре очка были получены за третье место в Испании. Несмотря на то, что Сервоз-Гэвин участвовал только в двух гонках, он финишировал впереди Севера, его два очка за пятое место в Испании всего лишь на одно очко превосходят Севера в Италии, причем пара закончила год на 22-м и 23-м местах в чемпионате. Поскольку ни Зифферт, ни Петерсон не набрали очков чемпионата, ни один из них не был классифицирован. В конце сезона заводские автомобили были распроданы; 701/1 достался Тому Уиткрофту , Зифферту разрешили приобрести его шасси, 701/5, [ 3 ] а легкая запасная часть команды была продана Фрэнку Уильямсу .
Южноафриканские гонки
[ редактировать ]В июне 1970 года родезийец Джон Лав купил новый March 701 с шасси 701/10, чтобы участвовать Team Gunston в составе своей каперской команды в чемпионате Южной Африки по Формуле-1 . В своей дебютной гонке Bulawayo 100 в Кумало 5 июля Лав и 701/10 победили после того, как C лидера серии Дэйва Чарльтона сошел Lotus 49 с дистанции на 23-м круге. Лав занял еще одно второе место на Гран-при Родезии. в сентябре, но чаще всего плохая управляемость и недостаточная надежность автомобиля его подводили, и ему не удалось набрать больше очков в оставшейся части Южного этапа 1970 года. Африканский сезон. [ 23 ]
Сезон Лава в Южной Африке 1971 года проходил по той же схеме, что и вторая половина 1970 года. В составе команды Gunston March 701 он занял второе место в Highvelt 100 в Кьялами в марте и одержал победу в осеннем трофее Goldfields в мае. Однако надежность еще раз оказалась ахиллесовой пятой March, отказов было много, и он попытался заменить March на бывшего Майка Хейлвуда Surtees TS9 , купленный напрямую у Surtees . Однако эта машина была доставлена в крайне плохом состоянии и хотя и была быстрее «Марша», но не была надежнее. [ 23 ] Когда в начале августа TS9 был почти разрушен в результате крупной аварии на гонке, посвященной 25-летию Трофи, Лав был вынужден вернуться к использованию 701/10. Он одержал еще две победы на False Bay 100 в августе и Гран-при Родезии в сентябре, финишировал вторым на Welkom 100 в октябре, но занял третье место в турнирной таблице чемпионата с 45 очками против 72 у Чарльтона. [ нужна ссылка ]
Затем Чарльтон оснастил себя Lotus 72 для южноафриканского сезона 1972 года, и Лав понял, что его двухлетний 701 не сможет сравниться с более продвинутой машиной. [ 23 ] После очередной неудачи Марша в первой гонке сезона и почти списания восстановленных Surtees во второй, Лав заменил их обоих на Brabham BT33 . [ нужна ссылка ]
сезон 1971 года
[ редактировать ]Тасманская серия
[ редактировать ]В конце 1970 года автомобиль Granatelli STP, шасси 701/3, был преобразован в спецификации серии Tasman , главным образом путем замены двигателя Cosworth DFV объемом 3,0 л (183 куб. Дюйма) спецификации Формулы-1 на его почти идентичную производную от DFW объемом 2,5 л (153 куб. Дюйма). . Затем этот автомобиль был отправлен в Новую Зеландию, где Крис Эймон участвовал в гонках Tasman Series 1971 года . Хотя серия 1971 года должна была стать первым годом, в котором будут соблюдаться правила Формулы 5000 , а не более старая 2,5-литровая формула, владельцы старых автомобилей, ранее подходящих для участия в гонках, выразили настолько сильное недовольство, что организаторы решили допустить оба класса. Помогая команде STP подготовить машину, Амон сделал ставку на то, что автомобили Tasman с их настоящими гоночными двигателями, заимствованными из Формулы-1, окажутся быстрее, чем автомобили Формулы 5000 с их серийными двигателями с толкателем . Он ошибся, и водители новых автомобилей смогли легко обойти более экзотические машины.
Меньшему двигателю DFW не хватало крутящего момента по сравнению с полноценными двигателями DFV, и Амону пришлось много работать. [ 24 ] за свое третье место в гонке открытия сезона в Левине и пятое в гонке Вигрэм . Между ними Амон и команда STP решили заменить свой неконкурентоспособный March 701 на машину Lotus 70 Formula 5000, и Амон управлял ею на Гран-при Новой Зеландии в Пукекохе . В Гран-при, где Амон управлял Lotus, местный гонщик Дэвид Окстон взял на себя 701/3. К несчастью для него, у машины сломалась одна из полуосей , и он не смог финишировать. Окстон снова показал результат 701/3 в последнем новозеландском этапе серии на Теретонге , где он финишировал седьмым. После перехода серии на австралийские этапы автомобиль был возвращен спецификациям Формулы-1, продан Скипу Барберу и отправлен в США.
Формула-1
[ редактировать ]Только на три гонки сезона чемпионата мира 1971 года было зарегистрировано 701 участие; Заводская команда и команды STP March перешли на March 711 , Ронни Петерсон водил заводскую бригаду, а Тиррелл построил вторую собственную машину для Севера. Фрэнк Уильямс участвовал вместе с Анри Пескароло в Гран-при Южной Африки 1971 года , где к нему присоединился местный житель Джон Лав на своей машине Team Gunston. Пескароло финишировал на два круга ниже, не имея очков, но на 30-м круге на машине Лава вышла из строя коробка передач. Вскоре после этого Уильямс повысил Пескароло до 711, но оставил 701 для пилотов второго ряда. Именно на одном из них, Максе Жане , Уильямс участвовал в Гран-при Франции 1971 года . Покидая март, Зифферт взял с собой свою машину 1970 года с шасси 701/5 и участвовал Франсуа Мазе в гонках во Франции с . Оба гонщика 701 дошли до конца гонки, но Мазе отставал от победителя на пять кругов и занимал 16-е место, а Жан не попал в классификацию и пересек финишную черту с опозданием на девять кругов. Последний раз March 701 участвовал в гонках чемпионата, когда Жан-Пьер Жарье сел за руль бывшего тусклого скакуна Хане на Гран-при Италии 1971 года . Он финишировал на восемь кругов позади лидеров, неклассифицированный и последний.
В 1971 году было зарегистрировано больше 701 заявки на гонки, не относящиеся к чемпионату. Том Уиткрофт купил обычную машину Криса Эймона 1970 года, шасси 701/1, прямо с завода, и участвовал с Дереком Беллом в январском Гран-при Аргентины . К нему присоединились еще два пилота 701: Джо Зифферт на его собственной машине и Пескароло на машине Williams. Зифферт и Пескароло финишировали вторым и третьим соответственно в первом заезде соревнований, а Белл отстал на седьмом круге. Однако во втором заезде и у Зифферта, и у Белла возникли механические неисправности, но Пескароло снова финишировал вторым. Это дало Пескароло второе место по сумме двух матчей, уступив Матре Амона, выигравшей второй заезд с преимуществом более чем на 22 секунды. Ни одна другая 701 запись в 1971 году не привела к подиуму.
Исторические гонки
[ редактировать ]Все автомобили March 701, построенные в 1970 году, пережили свою современную передовую гоночную карьеру в целости и сохранности (в большей или меньшей степени) и в конечном итоге стали ценными предметами коллекционирования. В течение нескольких лет первый автомобиль, заводское шасси Криса Эймона 701/1, экспонировался в коллекции Гран-при Донингтона , установленной на стене. После решения Тиррелла стать самостоятельным конструктором их 701 автомобиль был передан компании Ford, которая предоставила финансирование для их первоначальной покупки. Одна из двух оригинальных машин команды Тиррелла, 701/4, была восстановлена до исходного состояния и по состоянию на октябрь 2017 г. [update] выставлен в Британском автомобильном музее . [ 8 ] Многие другие были куплены частными коллекционерами и впоследствии участвовали в исторических гоночных соревнованиях по всему миру.
Крушение
[ редактировать ]2 сентября 2017 года француз Давид Феррер разбил свой 701-й на трассе Зандворта во время Исторического Гран-при. Авария произошла на повороте Арье-Луендейк. Позже на той же неделе он скончался от тяжелых ран. [ 25 ]
Результаты гонки
[ редактировать ]Результаты чемпионата мира
[ редактировать ]( клавиша ) (результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шины | Драйверы | Гран-при | Оч. | ВСЦ | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ЮАР | ESP | МОЙ | БЕЛ | ВНИЗ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | АВТОМОБИЛЬ | ОНА | МОЖЕТ | олень | МЕКСИКА | ||||||
1970 | Март Инжиниринг | Ф | Крис Амон | Верно | Верно | Верно | 2 | Верно | 2 | 5 | Верно | 8 | 7 | 3 | 5 | 4 | 48 | 3-й |
Да, Зифферт | 10 | DNQ | 8 | 7 | Верно | Верно | Верно | 8 | 9 | Верно | Верно | 9 | Верно | |||||
Тирреллская гоночная организация | Д | Джеки Стюарт | 3 | 1 | Верно | Верно | 2 | 9 | Верно | Верно | Верно | 2 | ||||||
Джонни Сервоз-Гэвин | Верно | 5 | DNQ | |||||||||||||||
Франсуа Север | Верно | 11 | 7 | 7 | Верно | 6 | 9 | Верно | Верно | |||||||||
СТП Корпорация | Ф | Марио Андретти | Верно | 3 | Верно | Верно | Верно | |||||||||||
Гоночная команда антикварных автомобилей | Г | Ронни Петерсон | 7 | Северная Каролина | ||||||||||||||
Колин Крэбб Рэйсинг | 9 | Верно | 9 | Верно | Верно | Северная Каролина | 11 | |||||||||||
Хуберт Хане | Ф | Хуберт Хане | DNQ | |||||||||||||||
1971 | ЮАР | ESP | МОЙ | ВНИЗ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | АВТОМОБИЛЬ | ОНА | МОЖЕТ | олень | 33 (34) † |
4-й † | |||||
Гоночные автомобили Фрэнка Уильямса | Г | Анри Пескароло | 11 | |||||||||||||||
Макс Жан | Северная Каролина | |||||||||||||||||
Команда Ганстона | Ф | Джон Лав | Верно | |||||||||||||||
Джо Зифферт Автомобили | Ф | Франсуа Мазе | 13 | |||||||||||||||
Шелл Арнольд | Г | Жан-Пьер Жарье | Северная Каролина | |||||||||||||||
Источник: [ 26 ]
|
† Очки в скобках — это общее количество набранных очков, а очки без них — это те, которые засчитываются в результаты Чемпионата. Все баллы были набраны 711 мартовскими работами.
Результаты вне чемпионата
[ редактировать ]( клавиша ) (результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
РПЦ | ИНТ. | ОЛЛ | |||||||||
1970 | Март Инжиниринг | Ф | Крис Амон | Верно | 1 | ||||||
Тирреллская гоночная организация | Д | Джеки Стюарт | 1 | 2 | |||||||
1971 | АРГ | РПЦ | ЧТО | СПР | ИНТ. | СЛИШКОМ | ОЛЛ | ВИК | |||
Гоночные автомобили Фрэнка Уильямса | Г | Анри Пескароло | 2 | ||||||||
Рэй Аллен | 6 | Верно | |||||||||
Дерек Белл | 15 | ||||||||||
Сид Уильямс | DNS | ||||||||||
Тони Триммер | Верно | ||||||||||
Том Уиткрофт Рэйсинг | Ф | Дерек Белл | 5 | ||||||||
Джо Зифферт Автомобили | Ф | Да, Зифферт | Верно | ||||||||
Алан Роллинсон | 5 | ||||||||||
Ксавье Перро | 11 | ||||||||||
Кларк-Мордаунт-Гатри Расинг | Ф | Майк Биттлер | Верно | Верно | 10 | Северная Каролина | |||||
СТП Корпорация | Г | Джон Кэннон | 12 | ||||||||
Шелл Арнольд | Ф | Жан-Пьер Жарье | 10 | ||||||||
Источник: [ 26 ]
|
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ "1970-1971 Март 701 Косворт" . Ultimatecarpage.com . Проверено 20 мая 2011 г.
- ^ «Мартовский заяц». Мотор (14 февраля 1970 г.): 46–49.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Тейлор, Саймон (август 2010 г.). «Первое марта». Мотоспорт . 85 (8): 56–61.
- ^ Jump up to: а б с д и Ивс, Эдвард (1970). «Первая Формула 1 с марта». Автокар (12 февраля 1970 г.): 16–17.
- ^ Сетрайт, LJK (1970). «На марше». Автомобиль (февраль 1970 г.): 36–39.
- ^ Jump up to: а б с Тейлор, Саймон (март 2010 г.). «Овсянка с... Робином Хердом». Мотоспорт . 86 (3): 74–80.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Франкель, Эндрю (март 2013 г.). «Быстрый марш». Мотоспорт . 89 (3): 86–91.
- ^ Jump up to: а б Браун, Аллен (18 октября 2017 г.). «Истории автомобилей 701 марта» . OldRacingCars.com . Архивировано из оригинала 24 августа 2012 года . Проверено 10 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Болстер, Джон (1970). «Превосходный монокок Робина Херда March 701». Автоспорт (12 февраля 1970 г.): 10–12.
- ^ Jump up to: а б Блансден, Джон; Твайт, Майк (1970). «Сегодня март, завтра мир». Графика спортивных автомобилей (май 1970 г.): 45–47.
- ^ Jump up to: а б с Лоуренс, Майк (1989). История марта: Четыре парня и телефон . Борн-Энд, Бакингемшир: Aston Publications. ISBN 0-946627-24-Х .
- ^ Jump up to: а б с д Херд, Робин (1970). "Маршировать". Автокар (1 января 1970 г.): 2–4.
- ^ Jump up to: а б Ивс, Эдвард (1970). «Гран-при '70 в перерыве». Автокар (16 июля 1970 г.): 2–5.
- ^ Jump up to: а б Херд, Робин (1971). «Год марта». Автокар (7 января 1971 г.): 28–29.
- ^ Jump up to: а б Ховард, Кейт (октябрь 2004 г.). «Рентгеновская характеристика: Март 701 года» . Мотоспорт . 80 (10): 61–63 . Проверено 18 ноября 2020 г. .
- ^ Ирландия, Иннес (1970). «Спорт: остерегайтесь мартовских ид, марш спонсирует Гранателли». Автокар (12 февраля 1970 г.): 41–42.
- ^ Jump up to: а б Дженкинсон, Денис (1970). «Заметки о машинах в Кьялами». Автоспорт (апрель 1970 г.): 335–338.
- ^ Паркер, Пол (2012). Формула-1 в камере 1970–79: Том 2 . Спаркфорд, Сомерсет: Haynes Publishing. ISBN 978-0-85733-074-1 .
- ^ Спорринг, Квентин . «Входят Марш, СТП, Андретти... и Петерсон». Автоспорт (12 февраля 1970 г.): 8–9.
- ^ Хьюз, Марк (2013). Ф1 Ретро 1970 года . Кластер Паблишинг Лтд. ISBN 978-09570255-23 .
- ^ Jump up to: а б Дженкинсон, Денис (7 марта 1970 г.). «Гран-при ЮАР». Автоспорт (апрель 1970 г.): 324–326.
- ^ Най, Дуг (май 2010 г.). «Не надо обманывать» . Мотоспорт . Том. 86, нет. 5. С. 132–133 . Проверено 20 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Матти, Мариус (28 апреля 2005 г.). «Последний родезийский герой» . 8 Вт . Проверено 24 марта 2012 г.
- ^ «Сезон 1971 года» . Новозеландские автогонки . Проверено 24 марта 2012 г.
- ^ Пай, Маркус. «Французский гонщик Давид Феррер погиб после аварии на историческом Гран-при Зандворта» . autosport.com . Проверено 22 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Истории автомобилей 701 марта» . Старые гоночные автомобили . Проверено 13 ноября 2019 г. .
Другие источники
[ редактировать ]Результаты гонок и статистика взяты из:
- «Модель автомобиля: Март 701» . ChicaneF1.com . Проверено 24 марта 2012 г.
- «Архив Формулы-1» . Информационные страницы GEL Motorsport . Проверено 24 марта 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]