Гран-при США 1970 года.
Гран-при США 1970 года. | |||
---|---|---|---|
Подробности гонки | |||
Дата | 4 октября 1970 г. | ||
Официальное название | XIII Гран-при США. | ||
Расположение | Ипподром Гран-при Уоткинс-Глена Уоткинс-Глен, Нью-Йорк | ||
Курс | Постоянный дорожный курс | ||
Продолжительность курса | 3,78 км (2,35 мили) | ||
Расстояние | 108 кругов, 408,2 км (253,8 миль) | ||
Погода | Облачно и сухо, температура достигает 10 °C (50 °F); Скорость ветра до 29,5 км/ч (18,3 миль в час) [1] | ||
Поул-позиция | |||
Водитель | Феррари | ||
Время | 1:03.07 | ||
Самый быстрый круг | |||
Водитель | Джеки Икс | Феррари | |
Время | 1:02.74 — 105 круг. | ||
Подиум | |||
Первый | Лотос - Форд | ||
Второй | БРМ | ||
Третий | Лотос - Форд | ||
Лидеры круга |
Гран -при США 1970 года — автогонка Формулы-1 , проходившая 4 октября 1970 года на ипподроме Гран-при Уоткинс-Глена в Уоткинс-Глене, штат Нью-Йорк . Это была 12-я гонка из 13 как на чемпионате мира среди пилотов 1970 года , так и на Международном кубке производителей Формулы-1 1970 года . [2]
Гонку на 108 кругов выиграл Эмерсон Фиттипальди за рулем Lotus - Ford после того, как он стартовал с третьей позиции. Фиттипальди одержал свою первую победу в Формуле-1 и первую для бразильского гонщика всего лишь на своем четвертом старте Гран-при. Мексиканский гонщик Педро Родригес финишировал вторым на BRM , лидировав перед поздним пит-стопом для дозаправки, а шведская напарница Фиттипальди Рейне Виселль , дебютировавшая в Формуле-1, финишировала третьей, что оказалось его единственным подиумом.
Бельгийский гонщик Джеки Икс финишировал четвертым на своем Ferrari , стартовав с поул-позиции, прежде чем сделать яму для ремонта поврежденного топливопровода. Этот результат означал, что Йохен Риндт стал первым и на сегодняшний день единственным посмертным чемпионом мира Формулы-1.
Это будет последний Гран-при для трассы в этой оригинальной быстрой конфигурации. В 1971 году появится новая более длинная планировка, представляющая еще большую сложность.
Отчет
[ редактировать ]Ferrari Tyrrell Джеки Икса была быстрее всех на первой тренировке в пятницу со временем 1:03.07, но ожидания были высокими от 001 , Джеки Стюарта который лидировал на первых 31 круге в своем первом выезде в предыдущей гонке в Канада, пока отказ оси не закончил ее заряд. Заключительная сессия в субботу была омрачена ливнем, в результате которого на сухой трассе осталось всего пятнадцать минут, и Стюарту этого оказалось недостаточно, чтобы сбить Икса с поула. Эмерсон Фиттипальди , проведший первую половину сезона в европейской Формуле-2 , отставал от Стюарта, занявшего третье место, всего на пять сотых.
В воскресенье, когда уже второй год подряд толпа превышает 100 000 человек, [ нужна ссылка ] Черные тучи и ливень за 20 минут до гонки вызвали большое волнение среди экипажей на стартовой решетке, так как многие команды перешли на дождевые шины и обратно. [ нужна ссылка ] Однако к началу все, кроме Клея Регаццони и Дерека Белла, вернулись к сликам. Стюарт вышел вперед на стартовой решетке, опередив Педро Родригеса , а Фиттипальди опустился на восьмое место после Икса, Регаццони, Криса Эймона , Джона Сёртиса и Джеки Оливера .
К 17-му кругу Феррари Икса и Регаццони обогнали Родригеса, но к тому времени преимущество Стюарта составляло почти двадцать секунд. Грэм Хилл на личном автомобиле Lotus 72 выехал в боксы на 30-м круге из-за утечки топлива в кабину. [ нужна ссылка ] так как под сиденьем ослабла фурнитура. Команде потребовалось 10 минут, чтобы устранить утечку, облили водой Хилла, чей комбинезон был пропитан топливом, и отправили его обратно. Несколько кругов спустя Хилл вернулся и попросил найти ему сухой комбинезон, поскольку бензин обжигал его кожу. Когда он снова остановился, чтобы переодеться, команда заявила, что не смогла найти новую. Хилл, однако, увидел Джона Сёртиса сидящего на стене , сошедшего с дистанции на седьмом круге, и позаимствовал его комбинезон и нижнее белье. Два бывших чемпиона мира были обнажены в боксах, когда Хилла облили водой, прежде чем надеть чистую одежду Сёртиса и вернуться на трассу. [ нужна ссылка ] только чтобы сойти с дистанции на 72-м круге из-за поломки сцепления.
На половине дистанции Стюарт был почти на полкруга впереди Икса, Родригес был третьим, а Фиттипальди собирался финишировать четвертым. Икс внезапно выехал на пит-стоп на 57-м круге, чтобы починить сломанный топливопровод, и вернулся на двенадцатое место. Он вернулся на четвертое место, установив самый быстрый круг в гонке за три круга до финиша. Иксу нужно было победить, чтобы иметь шанс обогнать Йохена Риндта в чемпионате; его четвертое место означало, что Риндт стал первым посмертным чемпионом мира Формулы-1.
На 76-м круге, с минутной подушкой, Тиррелл Стюарта начал тянуть дым из левой выхлопной трубы. Дым постепенно становился все сильнее, и Родригес вырвался вперед Стюарта, отрываясь от него на пять секунд за круг, в то время как товарищи по команде Lotus оторвались от круга. На 83-м круге, когда закончилось масло, двигатель Cosworth на Tyrrell заклинило, в результате чего Родригес опередил Фиттипальди на 18,8 секунды, который опередил своего товарища по команде Рейне Виселль еще на 46 секунд.
В конце 100-го круга Родригес выехал на пит-лейн, у которого закончилось топливо. BRM дозаправила машину, но Родригес проиграл 38 секунд Фиттипальди, который вышел вперед. Родригес вернулся в команду впереди второго Lotus of Wisell.
Фиттипальди позже вспоминал: «Я взял на себя инициативу и, пересекая финишную черту, впервые увидел, как Колин [Чепмен] подпрыгнул и бросил шляпу, что я видел, как он делал для Джима Кларка , Грэма Хилла и Йохена, и Я продолжал говорить себе: «Он делает это для меня. Я выиграл гонку, я выиграл Гран-при США». Это было невероятно».
Его победа стала седьмой американской победой для Lotus и обеспечила чемпионство пилотов для мертвого лидера команды Йохена Риндта, а также чемпионат конструкторов для Lotus и Колина Чепменов. [3]
Это был последний Гран-при, который проводился на трассе длиной 2,35 мили (3,78 км), используемой с 1956 года. Уоткинс-Глен В течение 1971 года претерпел обширную реконструкцию, включая удлинение трассы до 3,377 миль (5,435 км). км) как раз к Гран-при того года , с заранее принятой промежуточной схемой для шестичасовой гонки спортивных автомобилей.
Квалификационный
[ редактировать ]Квалификационная классификация
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | Время | Зазор | Сетка | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 3 | Джеки Икс | Феррари | 1:03.07 | — | 1 | |
2 | 1 | Джеки Стюарт | Тиррелл - Форд | 1:03.62 | +0.55 | 2 | |
3 | 24 | Эмерсон Фиттипальди | Лотос - Форд | 1:03.67 | +0.60 | 3 | |
4 | 19 | Педро Родригес | БРМ | 1:04.18 | +1.11 | 4 | |
5 | 12 | Крис Амон | Март — Форд | 1:04.23 | +1.16 | 5 | |
6 | 4 | Клэй Регаццони | Феррари | 1:04.30 | +1.23 | 6 | |
7 | 20 | Джеки Оливер | БРМ | 1:04.37 | +1.30 | 7 | |
8 | 17 | Джон Сёртис | Сёртиз - Форд | 1:04.52 | +1.45 | 8 | |
9 | 23 | Рейн Визелл | Лотос - Форд | 1:04.79 | +1.72 | 9 | |
10 | 14 | Грэм Хилл | Лотос - Форд | 1:04.81 | +1.74 | 10 | |
11 | 8 | Денни Халм | Макларен - Форд | 1:04.84 | +1.77 | 11 | |
12 | 7 | Анри Пескароло | Измерение | 1:05.00 | +1.93 | 12 | |
13 | 18 | Дерек Белл | Сёртиз - Форд | 1:05.00 | +1.93 | 13 | |
14 | 21 | Джордж Итон | БРМ | 1:05.14 | +2.07 | 14 | |
15 | 29 | Ронни Петерсон | Март — Форд | 1:05.18 | +2.11 | 15 | |
16 | 15 | Джек Брэбэм | Брэбэм - Форд | 1:05.29 | +2.22 | 16 | |
17 | 2 | Франсуа Север | Март — Форд | 1:05.30 | +2.23 | 17 | |
18 | 6 | Жан-Пьер Бельтуаз | Измерение | 1:05.44 | +2.37 | 18 | |
19 | 16 | Рольф Стоммелен | Брэбэм - Форд | 1:05.77 | +2.70 | 19 | |
20 | 30 | Тим Шенкен | Де Томазо - Форд | 1:06.08 | +3.01 | 20 | |
21 | 9 | Питер Гетин | Макларен - Форд | 1:06.12 | +3.05 | 21 | |
22 | 31 | Гас Хатчисон | Брэбэм - Форд | 1:06.22 | +3.15 | 22 | |
23 | 11 | Да, Зифферт | Март — Форд | 1:06.23 | +3.16 | 23 | |
24 | 27 | Джо Боннье | Макларен - Форд | 1:06.46 | +3.39 | 24 | |
DNQ | 32 | Питер Вестбери | БРМ | 1:07.20 | +4.13 | — | |
DNQ | 28 | Пит Лавли | Лотос - Форд | 1:07.45 | +4.38 | — | |
DNQ | 10 | Андреа де Адамич | Макларен - Альфа Ромео | 1:12.24 | +9.17 | — | |
Источник: [4] |
Раса
[ редактировать ]Классификация
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | Круги | Время/Пенсионер | Сетка | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 24 | Эмерсон Фиттипальди | Лотос - Форд | 108 | 1:57:32.79 | 3 | 9 |
2 | 19 | Педро Родригес | БРМ | 108 | + 36.39 | 4 | 6 |
3 | 23 | Рейн Визелл | Лотос - Форд | 108 | + 45.17 | 9 | 4 |
4 | 3 | Джеки Икс | Феррари | 107 | + 1 круг | 1 | 3 |
5 | 12 | Крис Амон | Март — Форд | 107 | + 1 круг | 5 | 2 |
6 | 18 | Дерек Белл | Сёртиз - Форд | 107 | + 1 круг | 13 | 1 |
7 | 8 | Денни Халм | Макларен - Форд | 106 | + 2 круга | 11 | |
8 | 7 | Анри Пескароло | Измерение | 105 | + 3 круга | 12 | |
9 | 11 | Да, Зифферт | Март — Форд | 105 | + 3 круга | 23 | |
10 | 15 | Джек Брэбэм | Брэбэм - Форд | 105 | + 3 круга | 16 | |
11 | 29 | Ронни Петерсон | Март — Форд | 104 | + 4 круга | 15 | |
12 | 16 | Рольф Стоммелен | Брэбэм - Форд | 104 | + 4 круга | 19 | |
13 | 4 | Клэй Регаццони | Феррари | 101 | + 7 кругов | 6 | |
14 | 9 | Питер Гетин | Макларен - Форд | 100 | + 8 кругов | 21 | |
Верно | 1 | Джеки Стюарт | Тиррелл - Форд | 82 | Утечка масла | 2 | |
Верно | 14 | Грэм Хилл | Лотос - Форд | 72 | Схватить | 10 | |
Верно | 2 | Франсуа Север | Март — Форд | 62 | Колесо | 17 [5] | |
Верно | 30 | Тим Шенкен | Де Томазо - Форд | 61 | Приостановка | 20 | |
Верно | 27 | Джо Боннье | Макларен - Форд | 50 | Водопроводная труба | 24 | |
Верно | 6 | Жан-Пьер Бельтуаз | Измерение | 27 | Умение обращаться | 18 | |
Верно | 31 | Гас Хатчисон | Брэбэм - Форд | 21 | Утечка топлива | 22 | |
Верно | 20 | Джеки Оливер | БРМ | 14 | Двигатель | 7 | |
Верно | 21 | Джордж Итон | БРМ | 10 | Двигатель | 14 | |
Верно | 17 | Джон Сёртис | Сёртиз - Форд | 6 | Двигатель | 8 | |
DNQ | 32 | Питер Вестбери | БРМ | ||||
DNQ | 28 | Пит Лавли | Лотос - Форд | ||||
DNQ | 10 | Андреа де Адамич | Макларен - Альфа Ромео | ||||
Источник: [6] |
Примечания
[ редактировать ]- Это была сотая гонка шведского гонщика и победителя Гран-при Йо Боннье .
- Это была первая победа Эмерсона Фиттипальди и первое место на подиуме, а также первое место для бразильского гонщика.
- Это был 50-й самый быстрый круг для Ferrari как производителя, так и поставщика двигателей.
Положение чемпионата после гонки
[ редактировать ]
|
|
- Примечание . В обе группы турнирной таблицы включены только пять лучших позиций.
- Примечание . Жирный шрифт указывает на то, что гонщик/конструктор выиграл соответствующий титул.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Информация о погоде на Гран-при США 1970 года » . Альманах старых фермеров . Проверено 17 ноября 2013 г.
- ^ «Список участников Гран-при США 1970 года» .
- ^ «США 1970» . СтатистикаF1 . Проверено 31 декабря 2020 г.
- ^ «США 1970 — Квалификация • СТАТС F1» . www.statsf1.com . Проверено 28 декабря 2021 г.
- ^ Лэнг, Майк (1982). Гран-при! Том 2 . Издательская группа Хейнс. п. 137. ИСБН 0-85429-321-3 .
- ^ «Гран-при США 1970 года» . формула1.com. Архивировано из оригинала 31 октября 2013 года . Проверено 22 декабря 2015 г.
- ^ «США 1970 — Чемпионат • СТАТС F1» . www.statsf1.com . Проверено 21 марта 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дуг Най (1978). Гран-при США и гонки за главный приз, 1908–1977 гг. БТ Бэтсфорд. ISBN 0-7134-1263-1
- Роб Уокер (январь 1971 г.). «Гран-при США». Дорога и трек , 84-88.
- Гордон Кирби (октябрь 1995 г.). «Эмерсон Кто?». РЕЙСЕР , 70-72.